Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ФРИГАНСТВА И ЦИКЛИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ФРИГАНСТВА И ЦИКЛИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
циклическая экономика / перепроизводство / гиперпотребление / фриганизм / экологическое движение / remote work / teleworking / form of labor organization / COVID-19 / organizational problems.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А В. Соколова

В статье приводятся результаты исследования на установление взаимосвязи моделей циклической экономики с феноменом «фриганство» на территории РФ. Качественный метод (интервью) с фриганами позволили проанализировать «состояние» субкультуры фриганства и сравнить его с западноевропейским, американским образцами. Метод количественного сбора данных (опроса) был направлен на изучение распространенности моделей циклической экономики в РФ и заинтересованности россиян в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the phenomenon of freeganism and the cyclical economy

The article presents the results of a study to establish the relationship between the models of a cyclical economy and the phenomenon of "freeganism" on the territory of the Russian Federation. The qualitative method (interviews) with the Frigans made it possible to analyze the state of the Freeganism subculture and compare it with Western European and American models. The method of quantitative data collection (survey) was aimed at studying the prevalence of cyclical economy models in the Russian Federation and the interest of Russians in their activities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ФРИГАНСТВА И ЦИКЛИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.51692/1994-3776_2021_3_133 УДК: 504.03

А.В. Соколова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ФРИГАНСТВА И ЦИКЛИЧЕСКОЙ

ЭКОНОМИКИ

A. Sokolova. The relationship between the phenomenon of freeganism and the

cyclical economy

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования на установление взаимосвязи моделей циклической экономики с феноменом «фриганство» на территории РФ. Качественный метод (интервью) с фриганами позволили проанализировать «состояние» субкультуры фриганства и сравнить его с западноевропейским, американским образцами. Метод количественного сбора данных (опроса) был направлен на изучение распространенности моделей циклической экономики в РФ и заинтересованности россиян в их деятельности.

Ключевые слова: циклическая экономика, перепроизводство, гиперпотребление, фриганизм, экологическое движение

Контактная информация: 193023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21; e-mail: [email protected]

Abstract: The article presents the results of a study to establish the relationship between the models of a cyclical economy and the phenomenon of "freeganism" on the territory of the Russian Federation. The qualitative method (interviews) with the Frigans made it possible to analyze the state of the Freeganism subculture and compare it with Western European and American models. The method of quantitative data collection (survey) was aimed at studying the prevalence of cyclical economy models in the Russian Federation and the interest of Russians in their activities.

Keywords: remote work, teleworking, form of labor organization, COVID-19, organizational problems.

Contact information: 21 Sadovaya street, Saint Petersburg, 193023; e-mail: [email protected]

Экодеструктивная деятельность человека, проявляющаяся в колоссальных объемах производства, высокой энергозатратности индустриального общества, в совокупности с демографическим взрывом во второй половине 20 века оставила заметный отпечаток на будущем планеты. В качестве одной из превентивных мер по блокированию последующих разрушений государства повсеместно внедряют модели циклической экономики. Еще в 1966г в эссе «Экономика будущего космического корабля «Земля» американский экономист и социолог К.Боулдинг предложил теорию «открытой экономики», соблюдающей баланс экономической системы и экологической.

Заинтересованные обозначенной К.Боулдингом проблемой представителями Римского клуба было предложено провести исследование, направленное на выявление потенциальных угроз, проблем, с которыми придется столкнуться человечеству [4]. Экспоненциальный рост в демографическом, экологическом, промышленном, финансовом аспекте уже на тот момент позволили говорить о проблеме в глобальном масштабе. Экстраполяция наметившихся трендов позволила сделать предположения о неизбежном будущем, чему мы можем быть непосредственными свидетелями сейчас в 21 веке. Увеличение капиталовложений в добычу ресурсов ведет к проблеме истощения природных ресурсов, многие из которых невозбновляемы. Предсказания, сформулированные исследователями благодаря системному анализу мира в математической модели, основанной на синтезе реальных тенденций, были устрашающими: ученые пророчили, что настанет время, когда природных ресурсов не окажется в достаточном количестве, чтобы удовлетворять возрастающий уровень потребления. Они выстраивали различные математические модели, чтобы обнаружить те

Соколова Анастасия Валерьевна - студент Санкт-Петербургского государственного экономического университета. А. Sokolova. - student of the St. Petersburg State Economic University. © Соколова А.В., 2021.

критические точки — «предела роста», после которых начнутся необратимые последствия: только построение равновесной системы, основанной на экономической и экологической стабильности, позволит предотвратить глобальную катастрофу. В последующих выступлениях Римского клуба говорилось уже о необратимости «запущенных» процессов, о их локальном (региональном) проявлении в обозримом будущем, в связи с чем человечеству необходимо задуматься о «стратегии выживания».

Концепт «циклической экономики», заложенный К.Боулдингом, получил развитие в 1990-х, когда экодеструктивные последствия экономических процессов стали вырисовываться в определенных фрагментах реальности. Новая поведенческая парадигма требует пересмотреть отношение к производству, сформировать осознанное, ответственное потребление природных ресурсов и продукции, а также выстроить политику в отношении нереализованных товаров и отходов. Экономика «Zero Waste» основывается на принципах 5R: откажись (refuse), сокращай (reduce), повторно используй (reuse), переработай (recycle), компостируй (rot). «Линейную закономерность» жизни ресурсов (производство-использование-утилизация) в концепции предлагается заменить на цикличную, дополнив модель внедрением «перепроизводства», «вторичным использованием» [5, с. 97-106]. Тем самым, предлагается перевести фокус внимания на отношения между человеком и природой, сформировав новое мировоззрение.

Ряд стран (Швеция, Дания, Нидерланды и др.) уже реализует программу «Zero Waste», а бизнес разрабатывает новые модели циклической экономики, среди которых:

-онлайн-площадки по ремонту вышедшей из строя, устаревшей техники (Logotype Service, YouDo) увеличение срока эксплуатации товаров

- переработка сырья, отходов, использование природной энергии, (Hevel LLC, Evoware, «ЭкоПластТ» и др.)

- шеринг-сервисs, где предлагается арендовать жилье, автомобили, самолеты (Airbnb, Делимобиль, BelkaCar, Uber).

Внедрение этих моделей позволяет решить целый спектр проблем, среди которых: загруженность транспортного полотна, доступность товаров и услуг, «замусоренность» полигонов и тд.

Экологическая повестка всерьез беспокоит сознательных граждан, побуждает их примкнуть в ряды экодвижений, стать фуд-активистами. Французский философ Б. Стиглер считает ошибочным утверждение, что регулятором капитализма выступает производство [3]. По его мнению, рекламные компании конструируют систему потребительского поведения, вследствие чего, именно потребление и становится рычагом современной экономики. Капиталистический конвейер ориентирован на рынок, конкурентные принципы которого формируют нерациональное поведение. Дисфункцией в этом обществе всеобщего потребления является бедность слаборазвитых стран, из которых корпорации извлекают ресурсы, но не обеспечивают их в ответ.

Наиболее радикальным ответом всеобщему перепроизводству, расточительству стало движение фриганов, бойкотирующих потребительское отношение к окружающей среде. Своим образом жизни они привлекают внимание к глобальной проблеме.

«Антиконсьюмеристская этика питания» была провозглашена в США конце 1990-х., где процесс «затоваривания» достиг особого размаха. Рациональное использование ресурсов, уход от бесконтрольных потребностей, минимизация экономических отношений и поощрения деятельности крупных компаний—принципы, сформировавшие новую контркультуру. Немецкий экономист и социолог В. Зомбарт писал: «Сколько благ человек потребляет, столько и должно быть произведено; сколько он расходует, столько и должен заприходовать», что, как можно наблюдать, не поддерживается принципами функционирования капиталистического общества [1].

На своем «официальном» сайте представители данной субкультуры предлагают альтернативную капиталистическому обществу гиперпотребления стратегию: минимизация участия в жизни экономики, путем редуцирования потребляемых ресурсов и их рационального совместного использования [2]. Идея фриганской стратегии жизни заключается в «отмене» экономических ценностей—необходимо отказаться от погони за материальными ценностями и вне этой системы «обрести счастье».

Как уже отмечалось выше, в основе их движения лежит идея о редуцировании избыточного потребления—продукты питания и непродовольственные товары, списанные супермаркетами, ресторанами из-за непрезентабельного внешнего вида фриганы находят в контейнерах, на свалках.

В 2003г. у сформировавшейся субкультуры появился сайт, где можно получить информацию о фриган-встречах, социальных мероприятиях (мастер-классы, фримаркеты), других сообществах фриганов. Подобные группы фриганов были созданы во многих странах, в том числе и в России. В результате проведенного интервью с фриганом выяснилось, что самыми приспособленными городами для «фриги» являются Москва и Санкт-Петербург, а в отдаленных от экономически благоприятных условий городах (в Перми и Петрозаводске), кроме непродовольственных товаров «поживиться больше и нечем».

Больше всего сообществ насчитывается в Москве и Санкт-Петербурге (самое многочисленное сообщество в РФ насчитывает около 5400 участников). Здесь же это движение получает институализированную форму: сообщество фриганов разработало карту мест сбора пригодных товаров, оно организовывает совместные «вылазки», проводит фудшеринги. Помимо основной группы в социальной сети создаются немногочисленные локальные сообщества, где люди делятся отзывами о своих «фригах» (уловах), предложениями мест, ищут сподвижников. Проведенное исследование показало, что, как правило, между ними не существует тесных контактов, площадка их взаимодействия— социальное пространство, и непосредственно места для сбора товаров. Кроме того, их локальные группы не отличаются активной социальной жизнью, что объясняется и малым количеством участников, и боязнью оказаться замеченными.

Существует так называемый «Кодекс чести» фриганов, принципы которого экстраполируется на все сообщества: брать только то, что необходимо, не «подвергать» продукцию перепродаже, оставлять место поиска в «надлежащем» виде. Этот свод правил представляет собой огромную социальную ценность, т.к. он устанавливает надличностное взаимодействие всех участников фриганизма. Стоит отметить, что публикация «кодекса» присутствует во всех фриганских сообществах, это подчеркивает уровень социальной ответственности движения.

Организованный совместный поиск между участниками фриган-сообществ оказывает социализирующее действие, создающее солидарность в рядах активистов. О таком процессе пишет и Г.Зиммель в эссе «Социология трапезы»: «Совместная еда и питье даже арабов, находящихся в смертельной вражде, превращала в друзей, порождала огромную социализирующую силу, которая давала возможность, даже если едят и пьют не "ту же самую", но совершенно отдельную порцию, создавать примитивное представление об общности тела и крови» [6]. В своих интернет-чатах они делятся находками, но «злаковые» места сообщают с неохотой.

В отличие от США и стран западной Европы, фриганизм в России не пользуется особой популярностью. Люди включаются в подобную деятельность не столько из идеологических убеждений, сколько из прагматических или же занимаются этим ради эксперимента (один из респондентов. Такой образ жизни современных российских фриганов представляет собой молчаливое участие в протесте гиперпоизводства-потребления, а отсутствие «прямого умысла» создает мнимую заинтересованность в экодвижении. В ходе интервью

респондентам задавался вопрос для выявления индикаторов мотива их причастности к фриган-движению. Индикаторами экономической обоснованности занятия выступают: «выгода», «приятный бонус», «дороговизна», что объясняет рациональную заинтересованность в таком образе жизни. «Фриганы» восстанавливают старые вещи, дают им вторую жизнь, чтобы не вступать в потребительские отношения, но не причине их, нигилизма в отношении рыночных условий, а из мер экономии. Помимо целерациональных мотивов можно выделить и аффективные, выражаемые через «азарт», «веселье», «хобби».

Не каждый представитель рассматриваемой субкультуры идентифицирует себя как «фригана», хотя основополагающие принципы присутствуют в их образе жизни. Стигматизация такого рода деятельности обществом выражается в «навешивании ярлыков» (таких как: «нищий», «бродяга», «бездомный» и т.п.) из-за чего самоидентификация фриганов себя как таковых отсутствует. В социальной структуре российского общества они оказываются в маргинальном положении и отказываются от привычного круга общения (в таком контексте можно говорить о проявлении контркультуры) или же просто умалчивают о новом образе жизни.

Перенимая «ценности» западной фриганской субкультуры, они не образуют контрдвижения, а скорее оказываются в маргинальной прослойке, что не может остаться вне внимания со стороны социального контроля. Многие из них занимаются «фрилансом», не имеют постоянного источника заработка, определенного места жительства—они живут в хостелах или в палатках. Протестуя против принципов капиталистического общества, но живя в нем, приходится идти на компромисс с совестью, а именно—иметь хоть какой-то источник дохода.

Как показали интервью, страх общественного мнения присутствует у большинства «фриганов», среди которых мало идейных представителей, гордо отстаивающих принципы движения. Общественная реакция амбивалентна и ее восприятие тоже, поэтому «вылазки» производятся в темное время суток небольшими группами или же в одиночку. В ходе исследования также проводился опрос, где респонденты выражали сожаление людям, которые «собирают нереализованную (но непросроченную) супермаркетами продукцию около/внутри мусорных контейнеров»: «потребность заставляет», «жаль», «грустно». Символом такого действия у некоторых же отождествляется с «опущением». К самой форме поиска (лазанье в мусорные контейнеры) выявлено негативное отношение, но из-за осознания причины «безысходности» опрашиваемые отвечали «нейтрально». Наиболее показательным является ответ респондента: «Иногда я могу понять мотивацию таких людей, но меня отталкивает такое поведение». Суть данного вопроса заключалась именно в выявлении отношения общества к такой форме получения продуктов. Позже, ознакомившись с определением «фриганства» (где акцент делался и на идейную составляющую, и на саму форму проявления) от опрашиваемых требовалось сформировать свое отношение к такому проявлению. Негативных оценок (1-2 балла) и нейтральных ответов (3 балла) было получено больше. Проведенная корреляция позволила установить, что в их числе были и те, кто нейтрально высказывался на вышеприведенный вопросе, так и те, кто отрицательно. Причем на вопрос, «Что, по Вашему мнению, служит мотивом для такой деятельности?», большинство опрашиваемых отмечали «Обеспокоенность расточительным поведением по отношению к продукции» фриганов. Из этого можно сделать вывод: люди допускают, что есть граждане, которые обеспокоены экологической обстановкой, поэтому готовы изменить свой образ жизни. Также наблюдаемое социально-экономическое положение в стране, позволяет опрашиваемым сделать вывод о том, что мотивом такой деятельности является низкое материальное обеспечение активистов. Можно говорить о том, что рассматривать фриганство как «радикальный ответ расточительству» (но скорее в интересах индивида, а не

всего общества в целом) можно, но гегемония мнения о низком материальном достатке все-таки превалирует в ответах респондентов.

Возвращаясь к вопросу о нереализованной продукции (не обязательно испорченной), в ходе исследования, выяснилось, что большинство супермаркетов и сетей питания в лучшем случае часть продукции «списывает» на сотрудников, остальную же часть отправляют в измельчитель, на утилизацию. Продукция отдела «домашняя кухня» должна быть реализована в течении 72 часов, в ином случае она подлежит утилизации. Вина расточительства лежит далеко не только на ретейлерах (с их стороны это вынужденная мера), она также подкрепляется «налогом на благотворительность» и санитарно-эпидемиологическими требованиями, которые запрещают реализовывать продукцию с деформацией кожуры.

Отдать нереализованные товары на благотворительность, в «банк еды» законодательно разрешается не более 15-30%остальное подлежит налогу [8]. Такие меры со стороны государства распространяются не на все категории товаров. Более того, немногие компании соглашаются на дополнительные затраты из альтруистических целей. Такая продуктовая кампания государства повышает издержки приходящиеся и на утилизацию продукции, так и на ее транспортировку. Например, во Франции Макроном принят закон, запрещающий выбрасывать пригодную к еде пищу, а в Канаде ассоциации фудшеринга получают правительственную поддержку [9]. Многие респонденты, озадаченные фактом, что люди «собирают нереализованную (но непросроченную) супермаркетами продукцию около/внутри мусорных контейнеров», высказывались с предложением об организации раздачи таких товаров нуждающимся. В РФ с 2012г. существует так называемый банк еды— «Фонд продовольствия Русь», который организовывает благотворительные акции, проекты для поддержания социально незащищенных слоев населения РФ. Деятельность фонда направлена на распределение производственных излишков, в результате чего удается решить несколько задач: рационально использовать ресурсы, предотвратить образование колоссального количества отходов и обеспечить «продовольственную безопасность страны», снабжая нуждающихся необходимой продукцией. Миссия фонда заключается в минимизации образования отходов и оптимизации эффективности ресурсов. В качестве партнеров программы, которые готовы нести дополнительные налоговые издержки, выступают: X5 Retail Group, Danone, KFC, PepsiCo, PWC, Colgate, Starbucks, Магнит, Любятово и др.[7].

Не все обеспокоенные состоянием окружающей среды люди (а если быть точнее, большинство), ведут такую радикальную «борьбу» с обществом потребления как «оригинальные» фриганы. Как правило, представители экологических движений (или же просто те, кто разделяет схожие идеи) одними из первых дополнили свою привычную жизнь моделями циклической экономики. В ходе Интернет-опроса выяснилось, что модели циклической экономики существуют в РФ, но говорить о их адаптации нельзя. Большинство россиян знают о возможности переработки отходов, но на постоянной основе данной возможностью пользуются лишь 23,1% опрошенных. Практически единолично (за исключением одного голоса) опрошенные поддержали бы организацию «централизованного разделения мусора и его переработку», что подчеркивает необходимость реализации данной инициативы. 18,1% респондентов осознанно подходит к покупке товаров, отвечающих модели «вторичного пользования». Эти результаты коррелируют с вопросом о важных характеристиках товара, где «экологичность» отмечена 27,8%.

Модель «продления срока службы» традиционна для россиян—76,4% от общего количества респондентов отдают товары, «которыми не планируют пользоваться в дальнейшем» родственникам и друзьям. На помощь бездомным предоставляют товары 23,6% респондентов от общего количества, а на переработку сдают только 4,7%.

Как показало исследование, фриганизм дошел до России в модифицированной форме: многие «фриганы» (если таких активистов можно к ним причислить), ищут товары только чтобы сэкономить в условиях относительной бедности или поддержать «андеграунд»-движение, поэтому говорить о субкультуре как таковой, проблематично. В сознании непричастных к движению граждан эта субкультура будет ассоциироваться с низким уровнем экономического благосостояния. Хотя многие модели циклической экономики успешно адаптировались среди россиян, вызвано это зачастую также рациональными побуждениями. Шеринг-сервисы оцениваются с позиций «экономии», а не «всеобщего блага», способного решить не только индивидуальную потребность, но и коллективную. Целенаправленно заниматься сортировкой и утилизацией отходов самостоятельно граждане не готовы— нужна централизованная поддержка. Заинтересованность граждан в моделях циклической экономики проявляется на уровне рационального использования экономического капитала. Перекладывая собственную систему ценностей на такой феномен как «фриганство», обществу проблематично представить, что такая субкультура могла сформироваться при нормальном уровне дохода. Интервью с представителями фриганства подтвердили выводы, сделанные из опроса. Эта категория людей обеспокоена экологической стороной потребления, но это не является ее основополагающей характеристикой, как изначально закладывалось.

Резюмируя вышеприведенные заключения, можно сказать: фриганы в РФ являются двигателями циклической трансформации экономики даже не столько по убеждениям, сколько из вынужденной меры рационализации. Сложившийся в обществе стереотип о фриганах, как о категории граждан, неспособных обеспечить себя товарами, транслирует не только социально-экономическое положение страны, но и мировоззренческую проблему, т.к. некоторые даже не берут во внимание что-то кроме экономической обоснованности. Материальная причина также прослеживается и в моделях циклической экономики, где главная цель не экономия ресурсов, а личная выгода. Фактическое пользование такими сервисами, к сожалению, не «отменит» сложившуюся культуру расточительства в сфере потребления и не сформирует экоустановки. Пока приоритет «выгоды» не будет подвинут рациональным использованием, распределению (и со стороны «фриганов», и со стороны общества) нельзя утверждать о субкультуре фриганства как о радикальной форме проявления циклической экономики и ожидать адекватного восприятия его проявления.

Литература

1. Карпова Д.Н. Еда как контркультура или движение антикапитализма//Вестник института социологии 2015г. №3(14)- [Электронный ресурс] URL: https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2015_14/Karpova.pdf

2. What is a Freegan? 2021 г. [Электронный ресурс] URL: https: https://freegan.info/_(Дата обращения: 22.05.2021)

3. Бернар Стиглер. Упраздненный индивид//Журнал Лаканалия 24.04. 2019г. -[Электронный ресурс] URL: https://syg.ma/@lacanalia/biernar-stighlier-uprazdniennyi-individ-nieudobstvo-kultury-v-epokhu-psikhichieskoi-i-sotsialnoi-diezindividuatsii

4. Лейбин В.М. Римский клуб: хроника докладов//Философия и общество. Выпуск №6/1997г. -[Электронный ресурс] URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/1501909/

5. Мюррей Р. Цель — Zero Waste. (Перев. с англ.). — М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. — 232 с.

6. Зиммель Г. Социология трапезы//Социология: теория, методы, маркетинг, 2010г., 4 -[Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/09/25/1251346728/2010_4-010.pdf

7. Фонд продовольствия РУСЬ. Проект: Еда для людей. -[Электронный ресурс] URL: https://www.foodbankrus.ru/proekty/eda-dlya-lyudey/

8. Экономика. Поделись продукцией своей: ритейлеры получат льготы за фудшеринг//Известия 23.04.2020г. - [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/1003145/mariia-perevoshchikova-evgeniia-pertceva/podelis-produktciei-svoei-riteilery-poluchat-lgoty-za-fudshering

9. Фудшеринг в России и мире: как решается проблема пищевых потерь// РБК тренды 28.05.2021г. -[Электронный ресурс] URL: https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f7ae8d79a7947d0cef61d7c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.