Научная статья на тему 'Французская историческая школа и генезис термина "средний класс"'

Французская историческая школа и генезис термина "средний класс" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / "ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ" / БУРЖУАЗИЯ / ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / МАРКСИЗМ / СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ / THE "MIDDLE CLASS" / THE "THIRD ESTATE" / BOURGEOISIE / THE GREAT FRENCH REVOLUTION / MARXISM / STRUCTURAL FUNCTIONALISM / POST INDUSTRIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аглиуллова Алсу Ханифовна

Попытка социологического осмысления и исторического обоснования термина "средний класс" делается на базе анализа работ представителей французской исторической школы. Показана эвристическая ценность и теоретико-методологическое значение идей французских историков для современного толкования термина "средний класс".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

French historical school and genesis of the term "middle class"

There is an attempt to do sociological interpretation and historical ground to definition of the "middle class" term on the base of analysis of works French historical school's members. There are shown the heuristic value and theoretical and methodological meaning of French historians' ideas for modern interpretation of the "middle class" term.

Текст научной работы на тему «Французская историческая школа и генезис термина "средний класс"»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1

ПРОБА ПЕРА. СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ

А.Х. Аглиуллова, аспир. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ГЕНЕЗИС ТЕРМИНА "СРЕДНИЙ КЛАСС"

Попытка социологического осмысления и исторического обоснования термина "средний класс" делается на базе анализа работ представителей французской исторической школы. Показана эвристическая ценность и теоретико-методологическое значение идей французских историков для современного толкования термина "средний класс".

Ключевые слова: средний класс, "третье сословие", буржуазия, Великая французская революция, марксизм, структурный функционализм, постиндустриализм.

There is an attempt to do sociological interpretation and historical ground to definition of the "middle class" term on the base of analysis of works French historical school's members. There are shown the heuristic value and theoretical and methodological meaning of French historians' ideas for modern interpretation of the "middle class" term.

Key words: the "middle class", the "third estate", bourgeoisie, the Great French revolution, Marxism, structural functionalism, post industrialism.

В современной социологии тема среднего класса вызывает весьма острые дискуссии. Неоднозначные интерпретации термина "средний класс" порождают существенные различия в его качественных и количественных оценках. С одной стороны, этим термином фиксируют реальные социальные общности, выделяемые по различным критериям, с другой — называют средний класс мифом, используемым, как правило, в социально-политических целях. В связи с указанными противоречиями анализ происхождения термина "средний класс" и определение термина в первоначальном смысле, обоснованном исторически, представляется особенно актуальным.

Страной, ученые которой впервые обратились к изучению социальных классов, называют Францию1. Первые концепции общественных классов и классовой борьбы были созданы в либеральной исторической школе романтического направления, сформировавшейся в 20-е гг. XIX в. в эпоху Реставрации — в период вторичного

* Аглиуллова Алсу Ханифовна — [email protected]

1 См.: Солнцев С.И. Общественные классы. М., 2008. С. 88, 126.

правления династии Бурбонов, свергнутой в результате французской революции (1789—1794). Для данной школы (О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо, Ж. Луи Блан) характерны историзм научного мышления, признание органического развития общества, объяснение происхождения классов социальными и расовыми факторами, отстаивание интересов буржуазии2.

В работах французских историков большое внимание уделяется анализу происхождения и развития третьего сословия, которое в социологической литературе нередко выступает прообразом среднего класса. В активный речевой оборот выражение "средний класс" было включено в 1785 г. для характеристики совокупности собственников и предпринимателей, которые противопоставлялись крупным землевладельцам, с одной стороны, и наемным работникам — с другой3.

В контексте исторического возникновения термина "средний класс" важность прояснения категории "третье сословие" не вызывает сомнений. Между тем понятие "третье сословие" толковалось французскими историками не совсем однозначно. Согласно О. Тьерри, третье сословие дореволюционной Франции "...есть не что иное, как вся нация минус дворянство и духовенство"4; Ф. Минье и Ж. Луи Блан подразумевали под третьим сословием исключительно буржуазию; Ф. Гизо называл его "потомком и наследником городских общин XII в."5

Анализ коренных разногласий в среде трех сословий — духовенства, дворянства и третьего сословия — накануне Французской революции позволяет сформировать более четкое представление о последнем. Французское дворянство, прежде всего в лице военных, было мало склонным к трудовой жизни и в XVIII в. постепенно отстранилось от королевского двора. Третье сословие, состоявшее из купцов, ремесленников, крестьян, а позднее также из буржуазии и рабочих, напротив, отличалось способностью к долгому учению и усидчивой жизни, поэтому многие его представители, получившие университетские степени и прошедшие различные испытания, заняли административные и судебные должности. В XVIII в. по мере развития просвещения и расширения торговли, во-первых, произошло обособление от третьего сословия класса наемных рабочих ("четвертого сословия"6) и среднего класса (буржуазии). Во-вторых,

2 Историография истории Нового времени стран Европы и Америки: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Дементьева. М., 1990. С. 120.

3 Гопофаст В.Б. Социальная структура, иерархия и образованный средний класс // Региональная политика. 1992. № 1. С. 51.

4 Тьерри О. История возникновения и развития третьего сословия. Киев; Харьков, 1900. С. 5.

5 Гизо Ф. История цивилизации в Европе. М., 2007. С. 161.

6 Солнцев С.И. Указ. соч. С. 79.

буржуазия раскололась, по О. Тьерри, на две составные части: образованную буржуазию, или "людей длинного платья (homes de robe longue)"7, и подкласс буржуазии, "копящий деньги и для своей выгоды, и для услуг другим"8. Ф. Гизо также указывал на необходимость различать составные элементы в рядах буржуазии: она состояла не только из купцов, торговцев и землевладельцев, но и из "адвокатов, медиков, ученых всякого рода, всех местных чиновников"9.

Представление о зародившемся в XVIII в. среднем классе не будет полным без описания его основных характеристик. По О. Тьерри, буржуазии свойственно стремление к независимому труду, накоплению капитала и новаторству. По мнению Ж. Луи Блана, ее характерной чертой является индивидуализм. Другие историки указывают на прагматизм "как постоянно искомый идеал" буржуазии10. В целом исследователи подчеркивают неоднородность поведения буржуазии, сочетающего как передовые, так и архаичные формы экономической деятельности, общественного сознания и социальных интересов.

В свете сказанного отождествление понятий "средний класс" и "третье сословие", встречающееся в литературе, на наш взгляд, не является вполне обоснованным. Средний класс выделился из состава третьего сословия вследствие поэтапного расслоения последнего в XVIII в. Следовательно, под средним классом в его первоначальном смысле следует понимать французскую буржуазию конца XVIII в., которая противопоставлялась крупным землевладельцам, с одной стороны, и классу наемных рабочих — с другой, и включала два подкласса — так называемую "образованную буржуазию"11 и "буржуазию, копящую деньги"12.

Таким образом, представители французской исторической школы эпохи Реставрации внесли принципиальный вклад в определение термина "средний класс". Несмотря на то что авторам не удалось четко сформулировать данное понятие, под ним в их трудах подразумевалась наиболее передовая для рассматриваемой ими эпохи социальная группа.

Во французской исторической школе сложилось также понимание исключительной роли интеллектуальных ресурсов при формировании среднего класса. В социологии эта идея получила свое

7 Тьерри О. Указ. соч. С. 114.

8 Там же. С. 116.

9 Гизо Ф. Указ. соч. С. 173.

10 См.: Кожокин Е.М. Французская буржуазия на исходе старого порядка // Гусейнов Э.Е., Кожокин Е.М., Ревякин А.В., Туган-Барановский Д.М. Буржуазия и Великая французская революция. М., 1989. С. 49.

11 Тьерри О. Указ. соч. С. 114.

12 Там же. С. 116.

развитие в различных научных направлениях. К. Маркс, например, описывал особые управленческие способности так называемого "переходного класса"; неомарксисты указывали на возрастающую роль интеллигенции в рядах средних слоев, теоретики структурного функционализма выступили идеологами стабильного среднего класса, пополняемого благодаря соответствующей подготовке; представители постиндустриализма подчеркивают определяющую роль культурного капитала среднего класса в эпоху глобализации и информатизации.

Указанная историческая преемственность свидетельствует об эвристической ценности работ французских авторов и теоретико-методологическом значении их идей для современного толкования термина "средний класс".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гизо Ф. История цивилизации в Европе. М., 2007.

Гопофаст В.Б. Социальная структура, иерархия и образованный средний класс // Региональная политика. 1992. № 1.

Историография истории Нового времени стран Европы и Америки: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Дементьева. М., 1990.

Кожокин Е.М. Французская буржуазия на исходе старого порядка // Гусейнов Э.Е., Кожокин Е.М., Ревякин А.В., Туган-Барановский Д.М. Буржуазия и Великая французская революция. М., 1989.

Минье Ф. История Французской революции с 1789 до 1814 г. М., 2006.

Солнцев С.И. Общественные классы. М., 2008.

Тьерри О. История возникновения и развития третьего сословия. Киев; Харьков, 1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.