Научная статья на тему 'Истоки оценок А. И. Герценом Западной Европы'

Истоки оценок А. И. Герценом Западной Европы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исакова И. П.

Статья представляет собой обзор истоков взглядов А.И. Герцена, Автор обращает внимание на то, что писатель был хорошо знаком не только, с фундаментальными трудами авторитетных историков Шлецера, Карлейля и др., но и лично анализировал первоисточники, среди которых мемуары Лафайета, Л. Бонапарта. На взгляды А.И. Герцена также повлияли его личные контакты в эмиграции с передовыми демократами. Статья представляет интерес, так как в ней показаны идеологические предпосылки убеждения А.И. Герцена в революционной ломке буржуазной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF HERZEN'S APPRECIATIONS OF WEST EUROPE

The article acquaints the reader with the sources of Herzen's views. The author picks out Herzen's knowledge of history and writer's relations with the democrats. LP. Isakova marks, that all these sources were the reasons of Herzen's ideas about revolution. The conclusions of the article will be interesting not for historians, but for philologists too.

Текст научной работы на тему «Истоки оценок А. И. Герценом Западной Европы»

ИСТОКИ ОЦЕНОК А,И. ГЕРЦЕНОМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

И.П. ИСАКОВА

Кафедра Отечественной истории Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова 104004, Москва, ул. Всрхне-Гадищевская, 16-18.

Статьи иролеганляег собой отор истоков взглядов А.И. Герцена, Автор обращает внимание на то, ч*1Х1 писают. бил хорошо знаком не *тлько, с фундаментальными трудами ав*юрштгашх историков Шлецера, Карлейлн и др., но и лично анализировал первоисточники, среди которых мемуары Лафайепи Л. Ьоиштргл. Па взгляды А.И. Герцена также повлияли его личные контакты в эмиграции с передовыми демократами. Статья представляет интерес, так как в ней показаны идеологические предпосылки убеждения А.И. 1 'ордена в революционной ломке буржуазной системы.

Масш таб и глубина наследия Александра Ивановича Герцена таковы, что к нему неизбежно будуг обращаться еще очень долго в связи с потребностью осмысления множества явлений не только прошлой, но и современной жизни. С учетом же того обстоятельства, что оценки Герценом многих явлений не потеряли своей актуальности до нас тоящего времени, но при этом трактуются нередко противоречиво, необходимо попытаться определить истоки его взглядов. При этом неизбежна оценка тех исторических исследований, трудов мыслителей, документов, личных контактов Герцена, которые были факторами, повлиявшими на формирование и эволюцию его мировоззрения. Настоящая статья имеет целью рассмотрение сюжетов, связанных только с Западной Европой. Это и будет задачей настоящей статьи.

Творчество мыслителя в значительной степени своим основанием имело его постоянное и пристальное внимание к различным историческим сюжетам. Профессиональным историком Герцен, конечно же, не был. Но, обращаясь к истории, он внимательнейшим образом осваивал имеющуюся литературу по интересующему его вопросу, выражая свое отношение к авторской позиции и пользуясь задействованными в работе источниками для изложения собственной. Если лее он был современником событий, то круг источников расширялся. Это были документы политических групп, письма, мемуары, государственные и правовые акты, личные впечатления, иные источники. Особенно эта тенденция проявилась во время эмиграции.

Данная тема нашла некоторое отражение в историографии. Авторы отмечают раннее знакомство Герцена с сюжетами Великой французской революции, европейским периодом истории 1820-1850 гт. В.А. Гавриличев пишет о еще юношеском увлечении Герцена революционным терроризмом, об интересе к соответствующей литературе: «В 30-х - начале 40-х годов XIX в. Герцен много читает по истории Французской революции (запрещенные царскими властями сочинения Шлоссера, Минье, мемуары Лафайе-та и др.», а при обращении к Великой французской революции Герцен с симпатией пишет о терроре1. События 1830 г. обострили его интерес к революционной проблематике. Ланской пишет о радости 18-летнего Герцена по поводу революции 1830 г. в Париже, а затем отмечает повышенное внимание к последующим событиям: «С обост-

ренным вниманием изучает Герцен многотомную «П^опе с!е сИх апз» Л. Блана-детализированное и документированное исследование первых десяти лет Июльской монархии». В итоге Герцен понял «истинное положение дел в современной Францию), а «книга Блана открыла Герцену причины поражения июльской революции 1830 г., во многом схожие с теми, ко торые приведут затем к краху и ревоюцию 1848 г.». Об этом же писал в середине 1()50-х гг. Д.Л. Березовский, отмечая, что Герцен изучил «ещев России события 1830 г.»'\ Отметим, что приведенные обращения к теме отличаются констатирующим характером и не затрагивают более глубокий уровень.

Исследователи, п частности опять же Л.Р. Ланской, выяснили, что круг интересов Герцена был обширен. Он осваивал не только революционную проблематику последнего времени. Герцен в 1843 г. читает Гизо «ШхЫге с1е 1а геуоКикт сп Аи^Ыегге <.1ерш.ч РаУспетоЩ ('1тг1е.ч I ^шци'Аау&пепнми <1е С'Ьаг1е* II» («История английской революции с восшествия Карла I до восшествия Карла II»), А. Каррелн «Шнимге с!с 1а сош1е-гбуо1иинп еп Апу1с1епе» (История кчиггреволюцип и Англии)'. О том, что молодой Герцен еще н России жадно вглядывался в европейскую ис торию, и далекую, и недавнюю, и ’текущую, пишет Чеканов: «Круг источников, используемых им, весьма широк. Из дневников молодого Герцена (1842 1845 гг.) видно, *т> он сие тематически изучал исторические работы О. Тьерри, Ф. Гизо, Ар. Карреля, Шлоееера, интересовался книгой Л. Плана «История К) лет», произведениями II Консндерана, мелкобуржуазного социалиста Прудона и др.». О раннем I ерцена интересе к работам Прудона пишет и ^{рмж&кона: «Герцен читал Прудона еще в России»'1.

В эмиграции особое значение приобрели личные впечатления, встречи, знакомства, которые явились дополнительным и своеобразным источником его взглядов, отразившихся впоследствии в работах. Это обстоятельство отмечает В. Я. Гросул: «Жизнь в Англии на протяжении более двенадцати лет позволила Герцену хорошо познакомиться с общественными нравами и политической системой ’>той в то время самой мощной индустриальной державы мира Он внимательно следил за рабочим движением, политической борьбой, за всеми книжными новинками, представляющими на его взгляд наибольший интерес».

Необходим учет еще одного обстоятельства историо1рафического и источниковедческого характера, отмечаемого исследователями творчесгаа Герцена. Оно носит фоновый характер для настоящей темы, но его нельзя упускать из виду. Мыслитель, естественно, осваивал сначала русскую историю, и его выводы формировались во многом на сравнении российского и западно-европейского исторических процессов. Так, Ш1. Степанов пишет, что «Герцен был в курсе всей русской литературы по вопросам русской истории», и ему «были знакомы и многие источники но русской истории»5. Но в целом 7Ю отдельный сюжет, как и сюжет о публикациях источников Герценом, например, в его «Исторических сборниках». Исследовавшая эту проблему ИЛ. Желвакова утверждает, что Герцену «потребовался новый тип издания», посвященного истории - издание документов6.

Таким образом, в историографии нашло отражение вполне четкое понимание того, что творчество Герцена базировалось в его исторической части на серьезной источииковоЙ базе, подкрепленной глубоким знанием трудов ведущих историков.

Но историография зафиксировала далеко не все стороны этого процесса. Практически никто не отметил его интереса к мемуарной литературе. В письме к Кетчеру в 1838 году Герцен перечислял, что читал, с подробными характеристиками прочитанного. В частности, речь шла о воспоминаниях Лафайета, Люсьена Бонапарта7.

Интересы Герцена явно выходили за рамки, определяемые только его революционным мировоззрением. Он был раскрепощен в чтении, тянулся ко всему новому. Опять

же в письме к Кетчеру Герцен писал: «Вспомни теперь время Реставрации, когда новая историческая школа, новая философия, новая поэтическая печатала прекраснейшие произведения. Вспомни первое время после Июльской революции, .. .были тогда молодые люди, обещавшие тьму». Далее Герцен просит «что-нибудь из гегелистов, да, ежели можно, исторических книг - комфортабельных историков»8. Отметим это обстоятельство — интерес, тягу к добротным исследованиям. Авторы, затрагивавшие эту проблему, обычно упоминали работы, имевшие выход на революцию. Но круг чтения Гсрцеиа еще в России был, как видим, несравненно шире. Вновь в письме к Кетчеру он пишет, что «выписал Менцеля историю немцев»9. Мимо внимания исследователей прошло и IX), что Герцен, отмечал нюансы, которые требуют внимательного прочтения. В 1841 г., характеризуя работу Опоста Тьерри «Письма об истории Франции», и в целом еш «десятилетние исторические труды» Герцен замечает, что для нашей публики они слишком специальны и разрешают вопросы, не возникшие в ней». Очевидно, подразумевалось, что Франции предстоит разрешать проблемы, проистекающие из буржуазного развития, в России же было иное положение, ни о пролетариате, ни о республике, ни, тем более, о социализме, как насущной задаче, говорить еще не приходится. Такой же вывод был возможен и после чтения Луи Блана, штудируемого Герценом в тот период10. Заметно, что у этого историка, освоенного еще в России, Герцен особенно много взял фактического материала: «Чрезвычайно замечательное явление по взгляду. По изложению и по ревеляциям. В революции 30 июля вся Франция и вся первая половина XIX века имеют своих представителей en bien и en mal. Франция величественно и торжественно восстает, оскорбленная глупыми ордонансами, противодействие геройское, но которое, умевши победить, не имело выдержки и позволило себя глупо обмануть. Скептический, не дошедший до формулирования своей мысли, XJX век не имел ничего готового. Демократия была бессистемная. Социализм - едва родившийся. С первых дней революции провидишь, чья победа: робкая, трусливая, корыстолюбивая и переменчивая bourgeoisie завладеет всем»11.

В приведешом отрывке видна внутренняя лаборатория Герцена: на основе множества фактов, заимствованных у JT. Блана, он делает свои выводы, общий смысл которых в том, что буржуазия овладевает положением. Герцен не только констатирует, он и объясняет: «Том L. Blanc, 1831 год. Отличительная черта французского правления после революции 30 года - ограниченность, коварство и старание мошенническими штуками скрыть своекорыстные и жалкие виды... Объяснение одно - неразвитость демократической партии; политические перевороты без социального сделались невозможны»12. Герцен будет это повторять в разных редакциях основываясь все на тех же фактах Луи Блана: «Дочитал первые три тома L. Blanc. ...необходимость социального переворота теперь стала очевидна, враги развития, как Гизо, понимают и трпещут. Изменение права собственности, коммунальная жизнь, организация работ ~ вопросы, занимающие всех, видящих далее носа, нелепость случайного и нелепого распределения такого важного орудия, как богатство, нелепость гражданского порядка, приносящего на жертву огромное большинство, невозможность равенства при таком устройстве - все это очевидно»13.

Предположение, что после таких комментариев он именно социальный переворот имел в виду, подтверждается его обостренным интересом к Прудону в те же годы. В 1844 г. в дневнике он записал: «Наконец, я достал брошюру Прудона «О собственности». Прекрасное произведение, не токмо не ниже, но выше того, что говорили и писали о ней». О «прудоновых брошюрах» Герцен писал и ранее в 1843 г., и потом восторженно в 1845, а также об авторе термина «социализм» Пьере Леру14. Он настолько поглощен социальными идеями Прудона, что предлагает их друзьям, в частности, Кетче-

ру: «Тебе во внимание книгу “De la creation de Pordre dans Phumanite" par Proudhon, hro брошюра “De la propriety” - вещь великая, но в этой книге полная теория. Достань-ка, да и засядьте с Виссарионом поштудировагь»15.

Обязанность постоянно читать исторические труды Герцен четко сформулировал в письме к сыну в 1858 г.: «Исторические сочинения постоянно надобно читать. Шлецера «История XVIII столетия» очень полезна. Ты продолжай in extenso Албатаузовы уроки. Я здесь нашел огромное сочинение на немецком - Счраль и I ермана: ‘Ч ieschichte des ms-sischen Staates”: Возьми-ка ее в библиотеке и прочти, например, с Петра I. Л props, когда будешь у Марии Каспаровны, возьми у нее присланную мне «Историю I Кяра»

Помимо чтения 'фудон зпаменишх историков Герцен имел редчайшую возможность в личном общении со многими из них, в переписке входить и детали исторических сюжетов, спорит». Не многие россияне могли написать, как Герцен: «Вчера у меня сидел часа три Мишле», ИЛИ «Я ТрСТЬСГО ДНЯ весь вечер просидел у Карлейля. Он совершенно 40, 41X1 мы гшали, читая его «Историю революции». «Я спорил с ним страшно», шш о-фегьего дня я обедал у Швабе со знаменитым историком I '{югом а вечером Пыл у них на рцую>.

Помимо историков, мыслителей 1 ерцеп имел широчайшие контакты с различными оппозиционными, чаще всего гшшрашскими кругами, получая от них большой обьсм разнообразной информации. Так, в «Ьылом и думах» он оставил развернутую характерно шку Лендрю-Роллена, писал о своих прямых контактах с Kouiyrx>M, Мпдзшш, Гюго, многими другими. Герцен и сам осознавал масштаб тшх контактов: «Я был н соприкосновении, знаком и теперь знаком почти со всеми фомкозвучными репутациями трех революций (французской, итальянской, германской. - И. ИХ развалины которых проживаю г 1\лк.*рь в Швейцарии»17. Переоценил» это обстоятельство дня оформления взглядов Герцена невозможно. Недаром в докладной записке русского генерального консула в 11арнже В.И. Шни-са поверенному в делах Н.Д. Киселеву отмечалось, что Герцен поддерживает «самые ин-

1 Я

тимные отношения с самыми передовыми демократами» .

Поднятая в статье проблема факторов, прежде всего исторической литературы, служивших основанием для формировгшия мировоззрения Герцена, при первом рассмотрении приводит к заключению, что Герцен по обьему фактических знаний приближался к профессиональным историкам. Но этот объем в соединении с последними разработками социалистических мыслителей давал ему возможность сделать уже собственный вывод о необходимости революционной ломки буржуазной системы. Фундиронанность его соображений по вопросам западноевропейской истории и перспектив развитая, помноженная на талант и истовое желание социального прогресса, свидетельствуют о необходимости чрезвычайно внимательного их прочтения и учета в сегодняшней ситуации. О значении Герцена как мыслителя европейского уровня писали уже при жизни14.

Тема, несомненно, может быть продолжена далее, поскольку явно требуется детализация процесса. Возможно привлечение новых данных, использование сравнительного метода, прежде всего в отношении российского и западноевропейского исторических процессов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гавршичев В.А. Великая Французская революция в публицистике революционных демократов А.И. Герцена, В.П. Попова, Д.И. Писарева (конец 50-х - 60-е годы XIX в.) // Великая Французская Революция и Россия. - М., 1989. - С. 375, 376.

2 Ланской Л.Р. Герцен и Франция // ЛН. - М., 1985. - Т. 96. - С. 262, 270, 271.

3 Там же. См. также: Березовский Д.Л. Взгляды А.И. Герцена на некоторые вопросы новой истории Франции (1789 1847 гг.). Конец 40-х годов XIX столетия // Труды Среднеазиатского ун-та им. В. Ленина. Новая серия. - Ташкент, 1956. - Вып. LXXVII. - Кн. 10. - С. 16.

4 Чеканов НС. Основные вопросы истории Франции периода июльской монархии и революции 1848 г. в освещении А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского // Ученые записки Курского государственного педагогического инеппут. Кафедра истории, - Курск, 1961. ~ Вып. XIII. - С. 141; Дрыжакова Е. Герцен на ’Западе. В лабиринте надежд, сланы и отречений. “■ СПб., 1999. - С. 27.

* Степанов 11.11. Проблемы русской истории в работах А.И. Герцена 40-х гг. XIX в. // Герценовскне чтения. Исторические науки. J1., 1971. № XXIV. - С. 55, 56.

0 Ж'елвакова И.Л. «Исторические сборники» А.И. Герцена. Опыт источниковедческого и историографического аиалича. Авторсф. дисс. ... к.и.н. М., 1972. С. 14.

7 ('м.: Герцен АЛ II.X. Кетчеру. 22 28 февраля 1838 // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. • М., 1961. Т. 21. С. 297.

н / ерцен А.//. 11.Х. Кетчеру. 7 февраля 1839 // Там же. С. 10 11.

4 Герцен А.И. И.Х. Кетчеру. 15 17 марта 1839 //Там же. С. 14,

10 С’м.: Герцен A ll. Рассказы о временах меровиигских // А.И. Герцен. Собрание сочинений.

В 30 т. М., 1954. Т. 2. С. 1\Гсрцсп А.И. Дневник 1842 1845 Н Там же....................С. 321.

11 1'ерцен АЛ. Дневник 1842 1845 И Герцен А.И. Собр. Соч. С. 284.

,:Там же.

"Там же. С. 288 289.

1,1 Там же. С. 391,

15 Герцен АЛ. Н.Х. Кетчеру. 2 марта 1845 //Герцен А.И. Собр. соч. - Т. 22. - С. 233.

1Л Герцен АЛ. А.А. Герцену. 29 30 (17 Т8) сентября 1858. Путни // Герцен А.И. Собр. соч. - Т. 26. С. 212.

17 См.: Герцен А.И. Ььшое и думы. Ч. VI // Герцен А.И. Собр. соч. - Т. 11. - С. 21-22; Герцен А.И. Московским друзьям. Женева27-28 (15- 16) сентября 1848 // Там же. - Т. 23. - С. 187.

1Й См.: Летопись жизни и творчества А.И. Герцена. 1812-1850. - М., 1974. - С. 501.

14 См.: Летопись жизни и творчества А.И. Герцена. 1859 - июнь 1864. - М., 1983. - С. 35; В апреле 1859 в издании «Unsere zeite. Jahrbuch ziim Konversations lexicon» (Leipzig, 1859.) в анонимной статье «Alexander Herzen» утверждалось, что «между политическими писателями нашего времени Герцен занимает одно из самых интересных и значительных мест» и подчеркивалось влияние Герцена на французскую и английскую литературу». Но были и противоположные оценки. Осенью 1849 г. во вступительной заметке итальянского редактора «Italia del Popolo» к статье Герцена «La Russie» говорилось: «Мы пе можем присоединиться к осуждению бессилия народов Западной Европы, то и дело встречающемуся на страницах этого сочинения». См .'.Летопись жизни и творчества А.И, Герцена. 1812-1850. - М., 1974. ~ С. 519.

SOURCES OF HERZEN'S APPRECIATIONS OF WEST EUROPE

I.P. ISAKOVA

Department of Russian History Sholokhov' State Pedagogical Open University 16-18, Verkhnaya Radishevskaya Str., Moscow, 109004 Russia

The article acquaints the reader with the sources of Herzen’s views. The author picks out Herzen’s knowledge of history and writer’s relations with the democrats. I.P. Isakova marks, that all these sources were the reasons of Herzen’s ideas about revolution. The conclusions of the article will be interesting not for historians, but for philologists too.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.