Научная статья на тему 'Франко-бельгийское трансграничное профсоюзное сотрудничество'

Франко-бельгийское трансграничное профсоюзное сотрудничество Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНКО-БЕЛЬГИЙСКОЕ ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ (МКФ) / INTERNATIONAL TRADE-UNION CONFEDERATION (ITUC) / FRANCE-BELGIAN CROSS-BORDER COOPERATION / EUROPEAN TRADE-UNIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Элла Владимировна

Трансграничное профсоюзное сотрудничество в рамках Евросоюза в конце XX - начале XXI в. вышло на новый уровень. Общеевропейские интеграционные процессы заставили профсоюзы по-новому посмотреть на свою роль и задачи. За последние десятилетия были созданы новые общеевропейские профсоюзные объединения, призванные гармонизировать сотрудничество между странами - членами ЕС в политической, экономической, юридической и социальной областях. Анализ роли профсоюзов в отношениях между Францией и Бельгией позволяет сделать общие выводы о перспективах, реальных возможностях и об очевидных недостатках общеевропейского трансграничного профсоюзного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

France-Belgian cross-border cooperation: trade-unions call the shots

Pan-European integration in the sphere of the free movement of labour becoming more and more important has made trade-unions rethink their role and tasks. In the past decades new European trade-union organizations appeared to deal with the harmonization of the contacts between the European countries in the political, economic, juridical and social domains. The study of the role of the trade-union cooperation between France and Belgium, two countries in the center of Europe, helps to draw conclusions concerning perspectives, real possibilities and evident disadvantages of the European cross-border trade-union cooperation at the present stage.

Текст научной работы на тему «Франко-бельгийское трансграничное профсоюзное сотрудничество»

Франко-бельгийское трансграничное профсоюзное сотрудничество

Элла Ермакова

Профсоюзное движение в западноевропейских странах всегда ассоциировалось у нас с крупномасштабными манифестациями трудящихся, спокойно и размеренно проходивших по главным улицам больших городов под красными знаменами. Организованность и эффективность этих демонстраций сплоченности рабочего класса зачастую вызывали смешанные чувства, от некоторой тревоги до восхищения, которые обычно вызывают явления малопонятные.

С появлением и развитием Европейского союза профсоюзное движение в европейских странах вышло на новые рубежи, постепенно приобретая единые общеевропейские черты. Процесс этот длительный и сложный, поскольку предполагает своего рода гармонизацию организационного, структурного и юридического опыта разных стран в этой области.

В данном контексте трансграничное профсоюзное сотрудничество между Францией и Бельгией, этими двумя странами в самом сердце Европы, обычно исследуется по двум главным направлениям. Первое касается типичного для приграничных территорий несоответствия в

заработной плате и в законодательных базах, регулирующих трудовые отношения. Второе направление связано с медленным, но настойчивым появлением такого типичного для современности явления, как евросиндикализм, появившегося в результате стирания границ в новой

ЕРМАКОВА Элла Владимировна - соискатель кафедры социологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: франко-бельгийское трансграничное сотрудничество, европейские профсоюзы, Международная конфедерация профсоюзов (МКФ).

Европе свободного перемещения товаров, капиталов и людей1.

Существуют две географические зоны, где трансграничное франкобельгийское профсоюзное сотрудничество проходит своеобразное тестирование на возможность социального диалога между всеми участниками процесса - это: регион Нор-Па-де-Кале (Франция) - Эно - Фландрия (Бельгия) - Кент (Великобритания) и регион Трех границ Лонгви (Франция) - Роданж (Люксембург) - Атюс (Бельгия).

Однако анализ процесса интеграции профсоюзного движения Франции и Бельгии невозможен без хотя бы краткого исторического экскурса, который объясняет логику и закономерность современного этапа этого явления.

Зона Нор-Па-де-Кале - Эно -Фландрия - Кент стала еще в конце

XIX в. своего рода пионером свободного приграничного обмена рабочей силой.

Об этом, в частности, свидетельствуют архивные материалы французских департаментов и местные газеты того времени, которые с негодованием писали о засилии бельгийских рабочих-иммигрантов (валлонов и фламандцев) в приграничных зонах, и о том, какие драматические последствия можно ожидать от использования иностранной рабочей силы в период всеобщей бедности и кризиса2.

Особенность такого притока дешевой рабочей силы из Бельгии во Францию объяснялось тем, что рабочие и их семьи предпочитали окончательно поселиться во Франции, а не возвращаться домой после завершения контрактов. Это особенно ус-

траивало французских промышленников, заинтересованных в недорогой, спокойной и квалифицированной рабочей силе, которую можно было с успехом использовать в таких отраслях промышленности, как текстильная, а также в сельском хозяйстве и на общественных работах. Подобное явление не могло не вызвать протеста французов, особенно в годы кризиса (1846-1852 гг.), что привело к открытому противостоянию между ними и бельгийскими иммигрантами1.

Трансграничное сотрудничество между Францией и Бельгией перешло на новый уровень в связи с общим экономическим подъемом в Западной Европе и, в частности, с бурным развитием общественного транспорта в 80-х годах XIX в.

Именно общественный транспорт предопределил совершенно новую структуру использования рабочей силы, отдалив территориально трудящихся от места работы. В этот период в наиболее развитых странах Европы впервые появились доступные всем проездные билеты, а также транспортные железнодорожные абонементы для более длительных поездок1.

Трансграничные контакты становились все более разнообразными, давая возможность все большему количеству людей участвовать в этом процессе. Следует отметить, что во франко-бельгийском профсоюзном сотрудничестве в приграничных зонах были прежде всего заинтересованы бельгийские профсоюзы, что закономерно, если учитывать демографический фактор и различный уровень экономического развития этих соседних стран. Динамично

развивающаяся Франция страдала от нехватки рабочих рук, тогда как в Бельгии положительная демографическая динамика на рубеже XIX-XX вв. значительно опережала экономическую составляющую. Отсюда вытекает и значительная разница в заработной плате, которая во Франции была намного выше, а условия труда лучше. В то же время французские промышленники и финансисты заинтересовались бельгийским приграничным городом Мускрон и его окрестностями на предмет размещения там филиалов своих предприя-тий3.

Подобное развитие событий повлекло за собой необходимость создания по обе стороны границы консультативного органа, который получил название комитета пропагандистов.

Его целью было урегулирование возникающих трудовых споров. Роль профсоюзов возрастает в период между Первой и Второй мировыми войнами. В эти сложные годы Бельгия переживает и ряд финансовых кризисов, вынудивших еще большее количество рабочих искать работу во Франции. Со своей стороны, французы резко ужесточают отношение к иностранным рабочим. Бельгийские профсоюзы активнее пытаются отстаивать интересы своих граждан на приграничных территориях, а их французские коллеги со своей стороны направляют все усилия на защиту прав своих трудящихся.

После Второй мировой войны ослабевшая Франция вновь стала нуждаться в дополнительных рабочих ресурсах. Франко-бельгийское сотрудничество в приграничной зоне снова оживилось.

Однако быстро развивающаяся во Франции система социального страхования увеличивала пропасть между местными и приезжими трудящимися. Разные уровни развития двух стран требовали все более согласованной системы социальной защиты, действующей по обе стороны границы4. Итоги этих профсоюзных усилий на десятилетия вперед изменили соотношение сил между соседями.

Так, французские предприниматели под напором местных профсоюзов были вынуждены заморозить, а в некоторых случаях даже значительно сократить использование бельгийских рабочих на таких предприятиях в приграничных зонах, как текстильные и металлургические.

Напротив, с бельгийской стороны на приграничных с Францией территориях наблюдается резкий рост экономики, приведший впоследствии к появлению во Фландрии крупных промышленных предприятий и, как следствие, к увеличению заработной платы, улучшению условий труда и социального страхования. К тому же неоднократное обесценивание французского франка неизбежно вело к ослаблению потребностей французской экономики.

Ситуация на франко-бельгийской границе к 50-м годам XX в. стала меняться. К 1948 г. движение бельгийцев в сторону Франции достигло своего максимального показателя. Затем в результате серьезного финансового кризиса 1949 г. наступил ощутимый спад.

Ситуация вновь выровнялась к 1953-1955 г. и достигла наивысшего уровня в 1958 г.

В 60-е годы XX в., когда Франция перешла к наращиванию собственной рабочей силы в

приграничных районах, поток бельгийцев во Францию вновь существенно уменьшился, упав с 21 718 чел. в 1970 г. до 5380 в 2000 г. Количество работающих в приграничных зонах Бельгии французов выросло с 1998 чел. в 70-м году до 18242 чел. в 2000 г.1

Изменения трудовых потоков между Бельгией и Францией ясно отражают те новые направления, которые происходили на рынке труда в приграничных территориях и определялись двумя основными факторами экономического плана: занятостью и оплатой труда. Поэтому резкий взлет заработной платы в Бельгии, начиная с 70-х годов, сразу же отразился на характере обмена трудовыми ресурсами.

Так, к примеру, в 1990 г. рабочий, занятый в промышленности во Франции, мог увеличить свою заработную плату на 30% в аналогичном секторе на бельгийской стороне5.

Особенности подобных трансграничных контактов между двумя странами с их взлетами и падениями сразу же попали в поле зрения профсоюзов по обе стороны границы. По их мнению, подобная нестабильность объясняется прежде всего отсутствием системы общеевропейской гармонизации в области трудового законодательства, социального обеспечения и налогообложения.

Статус трансграничного трудящегося, определенный Конвенцией между Францией и Бельгией от 10 мая 1964 г. об устранении двойного налогообложения, ставит его в сложное положение, ибо он платит налоги в своей собственной стране, а подчиняется трудовому законодательству по месту работы в части заработной платы, взносов на социаль-

ное страхование и пр. Этот основополагающий документ, регулирующий трансграничное сотрудничество между двумя странами в области трудовых отношений, претерпел немало дополнений под воздействием, в частности, профсоюзного давления с обеих сторон6. Современное законодательство по вопросам социального страхования и налогообложения как во Франции, так и в Бельгии сыграло непоследнюю роль в кардинальных изменениях трудовых потоков в трансграничной зоне.

В середине 60-х годов, когда поток бельгийцев, работающих в приграничных районах Франции, резко сократился, валлонское сообщество открыто заявило о своем скептицизме в отношении роли Евросоюза в решении трансграничных проблем. В свою очередь, такие крупные бельгийские профсоюзы, как Конфедерация христианских профсоюзов (КХП), основанная в 1908 г., и Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ), основанная в 1898 г., продолжали предпринимать усилия для достижения большей сбалансированности франко-бельгийских трансграничных обменов в трудовой сфере7.

Эта работа, начавшаяся сразу после Второй мировой войны, в 50-х годах XX в. приобрела формат регулярных двусторонних встреч. Важным результатом такого постоянного сотрудничества между двумя странами стала встреча, состоявшаяся

7 декабря 1966 г. во французском городе Лилле, представителей одного из крупнейших профсоюзов Французской демократической конфедерации труда (ФДКТ) округа Нор-Па-де-Кале и Конфедерации христиан-

ских профсоюзов (КХП) Эно (Бельгия). Французские и бельгийские профсоюзные лидеры договорились об увеличении трансграничных трудовых потоков, а также о предоставлении французским трудящимся социального стандарта их бельгийских коллег1. По мнению двух профсоюзов экономическая ситуация трансграничных округов Нор-Па-де-Кале со стороны Франции и Валлонии со стороны Бельгии во многом была схожа из-за их параллельной индустриализации. Поэтому профсоюзные деятели как Франции, так и Бельгии пришли к выводу о необходимости и в дальнейшем способствовать гармоничному экономическому развитию этих трансграничных территорий. Отдельно рассматривался вопрос о трансграничном сотрудничестве в области образования, которое уже давно развивалось достаточно успешно. К тому же, по мнению профсоюзов, было бы неразумно организовывать аналогичные образовательные институты по обе стороны границы. В данном случае речь шла о создании единой для обоих округов системы координации учебных процессов, целью которой стало бы создание единых программ и требований для французских и бельгийских учащихся. В дальнейшем многие элементы франко-бельгийского опыта обмена студентами и организации их образования, предложенные профсоюзами, легли в основу общеевропейской концепции единого формата образования для всех стран Евросоюза.

Важным этапом в развитии профсоюзного европейского движения во второй половине XX и начале XXI в. можно считать создание в 1982 г.

шестой по счету Международной конфедерации профсоюзов (МКП) на территории округа Нор-Па-де-Кале -Эно.

МКП достаточно быстро расширилась, объединив такие серьезные профсоюзы со стороны Бельгии, как Конфедерация христианских профсоюзов (КХП) и Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ), а со стороны Франции - «Форс увриер» (ФО), Французская демократическая конфедерация труда (ФДКТ), а с 1999 г. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), а также Британская конфедерация труда (БКТ)8.

В начале 80-х годов прошлого столетия Международная конфедерация профсоюзов столкнулась с множеством трудностей, связанных с осуществлением совместной программы гармонизации трансграничного сотрудничества в области свободного перемещения рабочей силы. Необходимо отметить, что положительную роль в стабилизации трансграничных контактов в этой сфере сыграла в то время общая политика Европейского экономического сообщества (ЕЭС), направленная на сглаживание различий между странами-членами.

Так, в феврале 1986 г. всеми членами ЕЭС был подписан Единый европейский акт, который вступил в силу в 1987 г.9 Этот документ внес поправки в Римский договор и другие соответствующие договоры и структурно оформил программу Единого рынка ЕС и реформу процессов принятия решений, что привело, в частности, к исчезновению таможенных барьеров между ними. Эти общеевропейские решения постепенно привели к усилению трансграничного профсоюзного сотрудничества. Главной целью Международной

конфедерации профсоюзов в этой новой обстановке стало создание так называемого единого социального евроокна округа Нор-Па-де-Кале -Эно - Кент.

Эта консультативная организация была призвана помогать решать все вопросы, связанные с занятостью в трансграничном секторе труда по обе стороны границы. Подобный орган стал первым опытом такого рода в рамках Евросоюза.

В июле 1991 г. была подписана трехсторонняя Конвенция между французским Национальным агентством занятости, государственной валлонской службой занятости и образования и ЕЭС при участии профсоюзных и пат-рональных организаций. В январе 1992 г. к этой новой структуре примкнула Государственная служба занятости Фландрии и фламандские социальные партнеры1.

Расширенная организация представляла собой первый общеевропейский опыт по обмену информацией о занятости, социальному и трудовому законодательству, профессиональной подготовке в странах -членах Евросоюза. Проект был представлен на рассмотрение в Европейскую комиссию ЕС* Конфедерацией европейских профсоюзов.

Эта организация была основана в 1973 г. и активно действует и сегодня в 36 европейских странах10.

Однако эта пилотная инициатива вызвала с самого начала немало критических замечаний. Главным недостатком считалось отсутствии ясных целей как на уровне участия Евросо-

юза, так и на уровне определения общих задач. Участие крупных предпринимателей тоже оказалось достаточно формальным, чтобы можно было говорить об их реальном вкладе в общее дело. Тем не менее создание единого социального евроокна, которое объединило всех социальных партнеров трансграничного сотрудничества в свободном перемещении рабочей силы, по-прежнему остается единственным опытом подобного рода.

Регион Трех границ Лонгви (Франция) - Роданж (Люксембург) - и Атюс (Бельгия) также представляет собой определенный интерес с точки зрения анализа трансграничного профсоюзного сотрудничества в Европе.

Экономическая и социальная обстановка в Западной Европе в 80-е годы прошлого столетия подтолкнула региональные профсоюзные организации, действующие в городах Лонгви, Роданж и Атюс, объединиться для защиты интересов трудящихся этих пограничных областей. Так родилась идея создания Межрегионального профсоюзного объединения (МПО), который начиная с 1987 г. объединяет 9 профсоюзов наемных работников трех стран11. С 1991 г. МПО совместно с другими социальными партнерами создает единое социальное евроокно для округа Трех границ Логви - Роданж - Атюс, которое стало вторым после анало-

* Европейская комиссия ЕС - это высший орган исполнительной власти Евросоюза, отвечающий за выполнение решений ЕС, контролирующий соблюдение его законов в странах-членах и, если требуется, возбуждающий в суде Евросоюза иски против стран-членов за нарушение принятых обязательств.

гичной структуры региона Нор-Па-де Кале - Эно - Кент.

Положительным итогом деятельности можно считать реализацию совместно с Еврокомиссией двух широкомасштабных проектов:

- анализ реального положения предприятий и преодоление различий между национальными законодательствами;

- создание системы профессионального обучения на предприятиях для наиболее уязвимых категорий рабочих.

Амбициозность вышеуказанных инициатив определяется прежде всего конечными целями, сформулированными Межрегиональным профсоюзным объединением: преобразовать три обычных приграничных города и прилежащие к ним территории в нечто похожее на «европейский перекресток», а также уничтожить все национальные границы между ними для создания единого трехнационального города, что стало бы логическим завершением всех предыдущих интеграционных усилий12.

Однако на сегодняшний день даже сами участники вышеперечисленных проектов вынуждены признать, что далеко не все задачи были выполнены, а перспективные формулировки остались лишь на бумаге в силу объективных причин, связанных со сложностями взаимодействия культур, традиций, систем государственного управления и систем экономики различных стран Евросоюза. До сих пор психологический фактор границы, несмотря на ее формальную прозрачность, имеет для европейцев большое значение. Соседи одного возраста, одной профессии и квалификации, живущие в непосредственной близости друг от

друга в приграничных районах, по-прежнему значительно отличаются друг от друга в материальном и психологическом плане. Этот фактор остается пока непреодолимым, несмотря на серьезные усилия профсоюзных организаций, ищущих точки соприкосновения для гармонизации свободного перемещения рабочей силы.

Еще одно слабое место трансграничного профсоюзного сотрудничества выявилось еще в 80-е - 90-е годы

XX в. и перешло в век двадцать первый, - это нереализованные возможности занять место лидера в собственных авангардных проектах в области свободного перемещения рабочей силы и перейти от деклараций к конкретным широким соглашениям, открытым для всех заинтересованных сторон. До сих пор европейским профсоюзам, работающим на трансграничном направлении, не удается от защиты местных, национальных интересов перейти к общеевропейскому видению проблемы в социальном, экономическом и юридическом плане. Трудности, с которыми сталкивается Евросоюз в целом, переносятся на трансграничное сотрудничество между субнацио-нальными образованиями. В ситуации, когда предприниматели не заинтересованы в заключении трансграничных соглашений, а европейские профсоюзы на практике так и не демонстрируют единства в этом вопросе, предпочитая действовать скорее на национальном уровне, чем на общеевропейском, перспективы их влияния на трансграничное сотрудничество в области свободного перемещения рабочей силы остаются проблематичными.

С появлением еще в конце прошлого века новых еврорегионов особое значение в социальной политике в рамках трансграничного сотрудничества приобретают профсоюзы.

Эти новые территориально-политические структуры так или иначе подталкивают всех участников трансграничного сотрудничества в ЕС к решению проблемы децентрализации, ставив во главу угла большую подвижность, сетевую работу, изучение иностранных языков. Без реализации всех этих задач европейские профсоюзы вряд ли смогут достичь своей главной цели в условиях новой Европы - создания нового типа трансграничной солидарности трудящихся расширенной Европы, равных в своих политических, экономических и юридических правах.

Современный глобальный экономический и финансовый кризис все сильнее подталкивает профсоюзные организации к более согласованным действиям. В условиях политики жесткой экономии, которую принимает все большее количество стран и которая прежде всего затрагивает простых людей, ответственность профсоюзов за защиту интересов трудящихся выходит на первый план.

В этой связи профсоюзное региональное сотрудничество, имеющее глубокие исторические традиции, может сыграть новую консолидирующую роль в объединении Европы.

Примечания

1 Ces chers voisins. Etudes sur l'histoire de l'integration еигорйеппе.Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2010. P. 282, 285, 290, 292.

2 Lentaker F. Les ouvriers beiges dans le dйpaгtement du Nord au milieu du XIXe srncle. Revue du Nord. T. XXXVII, 1955. P. 9.

3 Bach D., Leresche J-P. Frontrnres et espaces transfrontaliers. Politique internationale de

politique comparae, 1995. Vol. 2. No 3. P. 307-322.

4 Verger S. Les chemins multiples de la cooptation transfrontalrnre franco-belge // URL: http://tel.archives-ouvertes.fr/docs/00/64/92/38

5 OCDE. La situation des ouvriers au rega l'impфt et des transferts sociaux. Rapport annuel,

Paris, 1993.

6 Convention fiscal franco-belge du 10 mai 1964 / / URL: http://www.impot.gouv.fr/portal/

deploiement/p1/fichedescriptive_1425/fichedescriptive_1425.pdf

7 Syndicats en Belgique // http://www.fsa.ulaval.ca/personnel/vernag/syndicat/ syndicats_de_belgique. htm

8 Sagnes J. Histoire du syndicalisme dans le monde des origines а nos jours. Privat, 1994. P. 115.

9 Единый европейский акт // URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data02/

tex13982.htm

10 Confederation europйenne des syndicats (CES) / / URL: http://www.etuc.org/fr

11 InterRegionale Syndicale des 3 Frontieres / / URL: http://www.syndicats3frontieres.org/ fr/irs / presentation.php

12 L’Est Republicain. 1991. 20 Sept. P. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.