Газетов В.И.*, Хоменко В.И.**
УДК 316.42:330.3:338.2
В.И. Газетов
В.И. Хоменко
Эволюция и реализация социальной Европейского Союза
политики
Тазетов Владимир Иванович, кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры социальнокультурной деятельности Военного университета Министерства обороны РФ
E-mail: [email protected]
**Хоменко Вадим Иванович, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского городского университета управления Правительства Москвы
E-mail: [email protected]
В статье исследуются эволюция социальной политики Европейского союза (ЕС) и механизм ее реализации. Особое внимание уделяется социальной доктрине и проблемам разработки европейской социальной модели, воплотившей идею конструктивного взаимодействия экономической и социальной политик, гармонизации экономической эффективности и социальной солидарности, предполагающей сбалансированное соотношение между свободой, социальной справедливостью и экономическим ростом. В анализе эволюции социальной политики ЕС учитывается деятельность Европейской Конфедерации профсоюзов (ETUC) по осуществлению политики социального партнерства и диалога.
Ключевые слова: европейская социальная идея, европейская социальная модель, социальная политика, профсоюзы, социальное партнерство, социальная ответственность.
Социальные проблемы, оказывают существенное воздействие на систему экономических, политических, правовых, институциональных и нравственных отношений в обществе. В современной истории они являются сильнейшим побудительным мотивом к созданию собственных социальных моделей практически во всех развитых странах и таких новых образованиях, как Европейский Союз (ЕС).
Евросоюз - одна из мощных интегрированных зон мира, объединяющая страны с населением несколько сотен млн. человек. Постоянно возрастающий экономический потенциал ЕС почти достиг уровня США, а по отдельным направлениям превышает его. В настоящее время доля экономического потенциала ЕС составляет почти четверть мирового промышленного производства. Прогрессивное развитие ЕС находит выражение в его социальной политике, где не только сохраняются, но и успешно развиваются принципы социально-рыночных отношений.
Историческое и культурное прошлое западноевропейских государств послужило надёжным фундаментом и сделало реальной разработку на основе консенсуса европейской социальной модели, воплотившей идею сбалансированного экономического роста, расширения свободы и социальной справедливости, гармонизации экономической и социальной эффективности. Европейская социально-экономическая модель представляет собой идеал, притягательная сила которого базируется на традиционных ценностях европейской цивилизации позитивном опыте развития экономики, с одной стороны, социальной доктрине христианства и совокупности базовых ценностей и приоритетов социального и человеческого развития1.
Формирование, становление и развитие европейской социальной идеи происходило на всех этапах деятельности ЕС. Сегодня европейская социальная идея, наряду с экономической и внешней политикой, получила признание и трансформировалась в самостоятельное направление деятельности как внутри ЕС, так и за его союзными рамками. Программные документы ЕС провозглашают основополагающий принцип подчинения экономической интеграции ключевым интересам повышения жизненного уровня граждан ЕС.
Содержание европейской социальной политики формируется на основе базовых гуманистических ценностей, нашедших отражение в соответствующих специальных документах: в Соглашении о социальной политике и в Протоколе, принятых в Маастрихте, являющихся Приложением к Договору о создании Европейского
1 Доклад о человеческом развитии 2011. У стойчивое развитие и равенство возможностей: Лучшее будущее для всех. Опубликовано для Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). М.: Издательство «Весь Мир», 2011 (на англ. яз.: Human Development Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All. United Nations Development Programme. St Martin’s Press LLC, New York, Communications Development Inc., Washington D.C. 2011); Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики: Опыт стран Европейского Союза // Труд за рубежом. 2003. № 1. С. 3-17.
Союза1. Перспективы и конкретные задачи социальной политики ЕС были намечены в Зеленой книге «Европейская социальная политика: размышления для Союза» и двух Белых книгах, которые содержат стратегические документы Европейской комиссии, определяющие план действий в конкретных сферах. В содержание Белых книг отчётливо просматриваются тенденции дальнейшего развития законодательства ЕС. Зеленые книги -дискуссионные материалы ЕС, которые служат открытой трибуной для широкого общеевропейского обсуждения важнейших вопросов его деятельности. Социальную политику как одно из ключевых направлений деятельности Европейского Союза признал Амстердамский саммит2.
Интеграционная стратегия ЕС, часть которой составляет его социальная доктрина, определяет принципы разработки и осуществления социальной политики, важнейшими из которых являются:
• сохранение достигнутых социальных стандартов (признано недопустимым получение преимуществ в конкурентной борьбе за счёт снижения социальных стандартов);
• гуманистическая основа социальной политики (приоритетная поддержка наиболее уязвимых социальных групп населения);
• компенсация неблагоприятных последствий объединительных действий ЕС (принимаются специальные программы в интересах социальных групп, сталкивающихся с необходимостью смены профессии, места жительства или работы в ходе реализации интеграционных мероприятий);
• социальная и экономическая конвергенция (сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития различных стран; обеспечение преимущественного развития отстающим);
• установление минимальных социальных стандартов (государства-члены союза обязуются не опускать степень социальной защиты ниже установленных ЕС социальных стандартов);
• разделение финансовой ответственности за деятельность предприятий между администрацией и работниками (участие трудящихся в распределении финансовых результатов деятельности предприятий);
• право на улучшение производственной среды, охрану здоровья и обеспечение безопасности на рабочих местах (право на информацию о производственных рисках, на улучшение условий жизни и окружающей среды);
• ликвидация остающихся препятствий для функционирования единого рынка труда (повышение географической и профессиональной мобильности рабочей силы в границах ЕС посредством свободного ее перемещения предполагает создание универсальной системы социального обеспечения, а также укрепление взаимодействия в сфере подготовки квалифицированных кадров);
• поддержка правовых норм, выработанных международными организациями, действующими в социальной области3.
Социальная стратегия Евросоюза осуществляется посредством разветвленной структуры институтов: Европейским социальным фондом, шестью постоянными комитетами по направлениям социальной политики, трехсторонним Комитетом по социальному диалогу и др. При этом каждый институт действует в рамках компетенции, определённой основополагающими договорами. Основная функция институтов состоит как в координации и гармонизации социальной политики государств-членов союза, так и в использовании и перераспределении материальных ресурсов.
Комитет по занятости и специализированные профильные комитеты ЕС занимаются проблемами свободного перемещения трудящихся в рамках ЕС, социальной защиты рабочих-мигрантов, профессионального обучения, создания условий достойного и безопасного труда, гигиены и здравоохранения на рабочих местах, равноправия мужчин и женщин на рынке труда.
В рамках Комиссии ЕС вопросами социальной политики занимается Г енеральный директорат «Занятость, промышленные отношения и социальные вопросы». Организующую и информационную роль играют издания Европейской комиссии, имеющие общее название «EMPLOYMENT & SOCIAL AFFAIRS» и выходящие под рубриками:
• «Занятость и рынок труда», «Занятость и Европейский социальный фонд» («Employment & Labour Market», «Employment & European Social Fund»);
• «Трудовые отношения и изменения в промышленности», «Социальный диалог и социальные права» («Industrial Relations & Industrial Change»);
• «Социальная защита и социальное действие», «Социальная безопасность и социальная интеграция» («Social protection & Social Action», «Social Security & Social Integration»);
• «Равенство между мужчиной и женщиной», «Равные возможности», «Равные возможности и семейная политика» («Equality Between Women and Men», «Equal Opportunities», «Equal Opportunities & Family Policy»);
• «Общественное здоровье» («Public Health»).
Европейский комиссариат по вопросам занятости и социального обеспечения эффективно действует в направлении построения социального пространства в Европейском Союзе. «Система взаимного информирования по вопросам социальной защищенности в Европейском Союзе» (MISSOC) в концентрированном виде предоставляет необходимые сведения учреждениям Европейской комиссии, органам власти стран ЕС, а также всем лицам и организациям, заинтересованным в совершенствовании системы социальной защиты населения. Существенную помощь Комиссии ЕС в разработке социальной политики оказывает Экономический и социальный комитет - консультативный орган, ежегодно представляющий более 12Q заключений. В Комитете представлены профсоюзы, предпринима-
1 Договор о Европейском Союзе (вместе с Протоколами, Соглашением о социальной политике.., Заключительным Актом и Декларациями) (подписан в г. Маастрихте 07.02.1992). Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 года // Интернет-портал LAWRU. Правовая Россия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lawru.info/legal2/se2/pravo2615/. См. также: Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. Социальная политика. М.: АЕВИС, 1996. 72 с.
2 См.: Конституции зарубежных государств / Сост. Маклаков В.В. М.: Волтерс Клувер, 2003.
3 См.: Право Европейского Союза / Под ред. Кашкина С.Ю. М.: Юрайт, 2010.
тели, объединения промышленников, предпринимателей и аграриев и другие отраслевые интересы. Официальными изданиями Комитета являются «Мнения» («Opinion») и «Бюллетень» («Bulletin»).
Действующие в ЕС многочисленные вспомогательные специализированные структуры в области социальной политики (Европейский центр развития профессиональной подготовки «CODEFOR», Фонд улучшения условий жизни и труда, Европейское агентство по безопасности и охране здоровья на рабочем месте, Европейский мониторинговый центр по наркотикам и наркомании, различные управленческие и консультативные комитеты и комитеты по регламентации) в определенной мере являются научными центрами, сотрудничающими и с институтами ЕС, и государствами-членами. Регулярно созывается Форум по социальной политике с приглашением представителей всех социальных сил Европы. В официальных изданиях Европейского фонда. посвященных улучшению условий жизни и труда, рассматриваются следующие темы:
• предотвращение расизма на рабочем месте;
• предотвращение прогулов на работе;
• интеграция инвалидов в общество и трудовую жизнь;
• право пожилых людей на работу;
• улучшение условий труда, предотвращение стресса на работе;
• роль служб социального обеспечения в жизни людей;
• политика в сфере безопасности здоровья;
• устойчивое развитие городов.
Практикой ЕС стало проведение конференций, семинаров, организация европейских «круглых столов» и иных форм дискуссий по социальным вопросам.
Финансовую базу социальной политики ЕС обеспечивают созданные в разные годы Структурные фонды Евросоюза - Европейский социальный фонд (ЕСФ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГ А), Финансовый инструмент ориентации рыболовства (ФИОР) и Фонд сплочения (ФС). Финансовые ресурсы Структурных фондов постоянно увеличиваются. Все расходы на Структурные фонды сегодня составляют 36,8% всех расходов ЕС. В связи с расширением ЕС планируется значительное увеличение финансовых средств Фонда сплочения, призванного способствовать ликвидации отставания государств-членов в различных областях экономики и социальной сферы. Депутаты Европарламента, положительно оценившие деятельность Структурных фондов, важнейшим направлением признали региональное. На развитие этого направления выделяется 85% финансовых ресурсов Структурных фондов. Около 8% ресурсов направляется на решение другого по важности комплекса задач - помощи молодежи и долгосрочным безработным для реинтеграции их в рынок труда во избежание социального отторжения.
Значительная часть финансовых средств Структурных фондов (около 9%) предназначается для поддержки инициативных программ ЕС, являющих собой важный элемент деятельности Евросоюза в социальной сфере. Одно перечисление специализированных программ, реализуемых в настоящее время, свидетельствует о последовательном подходе руководящих органов ЕС к воплощению в жизнь своих социальных установок. Так, программа «EMPLOYMENT» призвана содействовать профессиональной интеграции молодежи, женщин, инвалидов, престарелых, маргиналов. В рамках данной программы, нацеленной на решение проблем занятости и развития людских ресурсов, действуют подпрограммы:
• «NOW» - обеспечение равных возможностей на рынке труда;
• «YOUTH START» - профессиональное обучение и трудоустройство молодежи до 20 лет (комплексный подход к решению проблемы молодого специалиста предусматривает развитие тенденции к постоянному сотрудничеству предприятий и учебных заведений на основе принципа корпоративного университета);
• «GORIZONT» - поддержка на рынке труда наиболее уязвимых групп населения (инвалидов и др.).
• «ADAPT» и «ADAPT BIS» - профессиональная адаптация рабочей силы к изменениям промышленных технологий и меняющимся условиям производства;
• «HELIOS» - адаптация и социальная интеграция инвалидов, устранение дискриминации при их трудоустройстве. Программа также обеспечивает широкий обмен опытом по их социальной интеграции.
• OJ 2002 L 10/1 - программа действий Сообщества по усилению сотрудничества между государствами-членами в борьбе с обездоленностью, учреждена решением Европарламента и Совета. Принятие данной программы было продиктовано и принципиальными положениями Хартии Европейского Союза об основных правах, и идеей модернизации систем социальной защиты государств-членов в рамках социальной политики ЕС, озвученной на различных саммитах Европейского Совета последних лет.
Все решения в сфере социальной политики в Евросоюзе принимаются на основе тщательно отобранной и объективной социально-экономической информации. До осуществления конкретных социально-экономических мероприятий действуют специализированные информационные программы «EURES», «TESS», «PETRA», «SAFE», обеспечивающие поиск и анализ материалов, численных данных, которые лучшим образом характеризуют действительное положение в области, затрагиваемой какой-либо социальной программой. С 1994 г. на основе единого информационного потока функционирует Европейская служба занятости (действующее в европейском масштабе агентство по трудоустройству). Данная служба объединена с национальными центрами занятости в единую сеть с выходами на другие страны и международные организации.
Трудящиеся ЕС обладают равной степенью социальной защиты независимо от статуса предприятия. В течение последних пяти лет ХХ в. и первого десятилетия XXI в. в рамках Евросоюза реализовывалось более пяти тысяч транснациональных проектов по поддержке различных нововведений в ключевых областях занятости и профессиональной подготовки. Идеи, прозвучавшие на саммитах сначала в Люксембурге, а затем в Кардиффе, нацелили государства ЕС на 20% расширение масштабов переобучения безработных1. Это означает двойное увеличе-
1 Borchardt K.-D. European integration: The Origins and Growth of the European Union. Luxemburg, 1995. P. 72-73.
ние числа людей, способных занять место к армии труда, а не зависеть от помощи государства.
При подготовке к текущему бюджетному периоду Еврокомиссией подготовлен ряд предложений по совершенствованию работы Структурных фондов ЕС в рамках объединенной Европы с учетом интересов как 15 старых, так и 12 новых государств-членов. В соответствии с этими предложениями разработка конкретных программ осуществляется теперь на базе отдельных фондов в отличие от действовавших прежде мультифондовых программ. Совокупный бюджет Структурных фондов ЕС - Фонда регионального развития (ERDF), Европейского социального фонда (ESF), Фонда сплочения (CF) периода 2007-2013 гг. составляет 336,2 млрд. евро. При этом управление финансами каждого фонда на региональном или национальном уровнях происходит по приоритетам:
• 78,54% общего бюджета выделяется на сглаживание неравенств между странами и регионам, так как сегодня 123 миллиона человек (27% от общего населения ЕС) проживают в регионах, где ВВП на душу населения ниже 75% от среднего по ЕС;
• 17,22% средств направляется на повышение конкурентоспособности и рабочей занятости (для достижения среднего уровня занятости в 12 государствах - новых членах, сравнимого с показателями 15 государств - старых членов, создается 4 миллиона рабочих мест).
Особую роль в развитой и эффективной социальной структуре ЕС играет политика социального партнерства и диалога1. Будучи значительно продвинутой на национальном уровне отдельных государств (Германия, Австрия, Франция, Швеция), она последовательно и успешно внедряется в наднациональные структуры. Сегодня социальный диалог рассматривается как основной элемент европейской социальной модели и ключевой инструмент повышения эффективности управления в ЕС. Правовой базой социального диалога являются статьи 138 и 139 Договора о ЕС, декларирующие обязанность ЕС оказывать содействие диалогу социальных партнеров. Статья 139 предусматривает возможность завершения диалога между социальными партнерами коллективными переговорами и заключением соглашений. Организациями социального партнерства на уровне Евросоюза являются:
• Европейская Конфедерация профсоюзов (ETUC);
• Союз европейских конфедераций промышленников и предпринимателей (UNICE)\ Европейская Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса (UEAPME);
• Европейский Центр работников государственных предприятий (СЕЕР).
Европейские профсоюзные организации, деятельность которых с 1973г. координируется Европейской Конфедерацией профсоюзов (European Trade Union Confederation - ETUC), сосредотачивают свои усилия на обеспечении представительства интересов работников и должного внимания со стороны Европейского Союза к вопросам, касающимся безработицы, социального отчуждения, социального диалога и прав работников. Постоянно расширяющейся сферой интересов ETUC является заключение отраслевых и межотраслевых соглашений между профсоюзами и работодателями посредством социального диалога на европейском уровне. Сегодня членами ETUC являются 74 национальных профсоюзных объединения из 34 стран и 10 европейских отраслевых федераций, объединяющие 60 млн. членов. На отраслевые федерации, формирующиеся отдельными профсоюзами, входящими в состав профсоюзных центров - членов ETUC, возлагаются следующие функции:
• заключение отраслевых соглашений с организациями работодателей;
• формирование Европейских рабочих советов;
• участие в заключении соглашений между ETUC и европейскими объединениями работодателей;
• участие в консультациях ETUC с консультативными Комитетами ЕС;
• осуществление координации и сотрудничества между отраслевыми федерациями профсоюзов.
Крупнейшей отраслевой федерацией, выражающей интересы отдельных отраслей и секторов экономики,
является Европейская федерация профсоюзов общественного обслуживания (EPSU), представляющая интересы 185 профсоюзов с более чем 8 миллионами членов, занятых в сфере общественного обслуживания в Европе. EPSU объединяет работников таких отраслей, как водоснабжение и канализация, сбор и утилизация отходов, системы социального обеспечения, ухода за детьми и престарелыми, а также многие другие муниципальные, коммунальные, социальные и общественные службы. Приоритетным направлением в деятельности EPSU является обеспечение сотрудничества, координации и совместных действий по защите интересов работников общественного обслуживания в Европе в контексте участия в строительстве социальной Европы, основывающейся на принципах регулирования и коллективных переговорах.
По степени активности профсоюзного движения в современном ЕС отчетливо различаются три основные группы стран.
К первой, самой активной, группе относятся Скандинавские страны и Бельгия, где профсоюзным движением охвачено примерно 70-95% занятых. Во второй, средней, группе членство колеблется в пределах 30-40% (Италия, Германия, Англия) вместе с двумя малыми странами с несколько более высоким процентом: Люксембург (45%) и Ирландия (45%). В третьей, наименее активной, группе членство в профсоюзах не превышает 15% (Испания и Франция). В среднем по «старым» странам ЕС-15 профсоюзная активность находится на уровне 40-45%. При этом в других развитых регионах мира (США, Япония) она значительно ниже - на уровне 13-14%2.
Профсоюзы имеют своих представителей в следующих консультативных органах ЕС - Экономическом и Социальном Комитете, трехстороннем Социальном саммите по вопросам роста и занятости, в состав которого входят представители Комиссии, профсоюзы, работодатели и правительства стран-участников. Социальных партнеров объединяют также такие комитеты, как:
• Европейский Комитет социального капитала (созданный в рамках Договора о ЕС);
• Люксембургский консультативный комитет по гигиене, безопасности и охране труда;
1 Cm.: Deutschmann Christ. Zur Kritik am Wohlfahrtsstaat // Armut im Sozialstaat. Muenster, 1998. S. 157-170.
2 European Union Law for 21st century. Vol. 2. Oxford Press, 2004. P. 317.
• Консультативный Комитет по профессиональному образованию;
• Комитет программы Леонардо, Консультативный комитет по вопросам свободной миграции работников;
• Комитет по социальной безопасности рабочих-мигрантов;
• Консультативный Комитет по вопросам равенства;
• Консультативный Форум по вопросам охраны окружающей среды.
Интересы различных социально-демографических групп в составе ETUC представляются Молодежной группой ETUC, Европейской Федерацией пенсионеров и людей старшего возраста (EFRPA), объединением менеджеров различных уровней - Еврокадры, Женским комитетом и межрегиональными советами. В подготовке кадров и разработке документации участвуют созданные ETUC Профсоюзный институт (ETUI), Европейский профсоюзный колледж (ETUCO), Профсоюзное техническое бюро по гигиене и безопасности труда (TUTB).
С развитием глобализации набирает силы тенденция создания Европейских рабочих советов (ЕРС) на предприятиях транснациональных корпораций, действующих в сфере общественного обслуживания. Соответствующая директива Евросоюза обязывает корпорации образовывать у себя ЕРС в случае наличия более 150 работников на предприятиях хотя бы в двух странах. Целью создания ЕРС является забота об улучшении условий реализации права работников на получение информации и участие работников или их представителей в рассмотрении общественно-значимых вопросов на предприятии. В зоне действия данной директивы оказалось в общей сложности 1865 компаний. Сразу на 639 из них были учреждены Европейские рабочие советы. Право работников на проведение консультаций и участие в обсуждении реализуется посредством обмена мнениями и установлением диалога между представителями работников и администрацией предприятия. Большинство структур общественного обслуживания, подпадающих под действие данной директивы, относятся к таким отраслям, как водоснабжение, утилизация отходов, газо- и электроснабжение.
Новая стратегия корпоративной социальной ответственности (corporate social responsibility - CSR), принятая Европейской комиссией после длительного общеевропейского обсуждения, призвана внести существенный вклад в формирование социально сплоченной Европы. По мнению Еврокомиссии, социальная и экологическая эффективность компаний в условиях глобализирующейся экономики играет возрастающую роль в создании их позитивного имиджа1.
Развитие социальной ответственности компаний не ограничивается благотворительностью и PR-акциями, а реально означает, что управление рисками и изменениями проводится социально ответственным образом. Поэтому CSR содержит:
• обязательства перед работниками (внедрение инновации, повышающих качество труда, создающих безопасные рабочие места, организация пожизненного обучения, исключение дискриминации женщин в вопросе оплаты труда и др.);
• установление конструктивных отношений с заказчиком, местными сообществами, обществом в широком смысле слова.
В целях получения общественной поддержки Европейская комиссия организовала форум по CSR, обеспечивающий работодателям, профсоюзам, инвесторам широкую возможность обмена опытом и идеями. Планами Еврокомиссии предусматривается интегрирование принципов CSR во все аспекты проводимой ЕС политики. Состоявшийся в Брюсселе первый в истории Евросоюза «Социальный саммит» ЕС подвел промежуточные итоги в области социальной политики и обсудил социальные аспекты изменений в экономической сфере, сосредоточив особое внимание именно на диалоге и методах его укрепления. В декларации «социального саммита» содержался призыв к разработке долгосрочной рабочей программы социального диалога. В принятом в Брюсселе документе «Европейское партнерство в целях изменений» отмечалась необходимость сочетания усиления конкурентоспособности экономики ЕС с укреплением социальной политики. Там же указывалось на стремление обеспечить социальный мир в условиях проведения крупных реформ путем диалога между властями, работодателями и профсоюзами трудящихся.
Потребность в нормативной регламентации социальной ответственности побудила ряд общественных, промышленных и иных организаций и фирм вместе со службами управления США и Европы приступить к созданию на основе консенсуса первого международного стандарта «Социальная ответственность 8000» (SA 8000). Компания признается соответствующей данному стандарту только при выполнении установленных SA 8000 базовых требований. Комплексная проверка фактической ситуации в компании и вокруг нее при отсутствии положительного результата, необходимого для получения сертификата соответствия требованиям стандарта SA 8000, возлагает на экспертов обязанность подготовить рекомендации по улучшению дел на предприятии. Иными словами, стандарт служит не только средством оценки реального состояния социально-этических норм, но и инструментом оказания помощи проверяемой фирме.
Социальное партнерство уже зарекомендовало себя в Европе как действенный инструмент достижения социального консенсуса на основе социальных компромиссов для улучшения социального положения работников. При этом социальный консенсус в ЕС вырабатывается и поддерживается постоянно, а не только на заключительной стадии принятия решений. Диалог социальных партнеров осуществляется на разных уровнях - правительственном, научном, общественном, предпринимательском, профсоюзном и др. в соответствии с Соглашением о социальной политике, которое полностью вошло в Амстердамский договор. Привлечение общественности к решению социальных проблем происходит как в рамках традиционных демократических институтов (через партии, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, государственные структуры), так и через специальные институты. Социальные переговоры рассматриваются как важный механизм дополнения и укрепления института демократии и как элемент государственного управления.
1 Cm.: Leibfried Step. Wohlfahrtsstaatliche Perspektiven der Europaischen Union// Europaischen Integration. Frankfurt am Main, 1999. S. 456-474; Handler J.F. Welfare reform in the United States // Osgoode Hall Law Journal. V. 35. No. 2. 1997. P. 290-307.
Современный этап развития социальной политики ЕС направлен на построение социальной Европы. Понятие «социальная Европа» заключает в себе представление о постепенном создании более однородного в социальном отношении пространства в рамках ЕС, предполагающее формирование универсальной системы социального обеспечения и соблюдение единых социальных стандартов. Продекларированное стремление к гармонизации условий жизни и труда преодолевает многочисленные препятствия, вызванные значительным разрывом между социальными стандартами в более развитых и менее развитых государствах-членах: разница в уровнях жизни в процветающих и стагнирующих регионах достигает 40% 1. Однако страны ЕС не только подтверждают приверженность избранному курсу, но и заявляют о намерении содействовать широкому распространению его принципов в международной практике.
На Всемирной встрече на высшем уровне по социальному развитию в Копенгагене странам-партнерам ЕС было высказано пожелание о необходимости усиления государственного регулирования, ориентирования национальной политики на уменьшение бедности, развитие производительной занятости и обеспечение социальной интеграции при сохранении окружающей среды.
Важным результатом длительного интеграционного процесса явилась практическая обеспеченность социальной политики ЕС социальным законодательством на европейском уровне. Директивы ЕС, защищающие интересы отдельных социальных групп - молодежи, женщин, детей, инвалидов, престарелых, мигрантов, учитываются национальным законодательством. Социальная политика играет важную роль в обеспечении политических и экономических успехов Союза. Являясь производительным фактором, она служит инструментом обеспечения социального мира. И хотя решение этих и других проблем происходит не всегда ровно и успешно, есть все основания предполагать, что идеи социальной Европы прочно вошли в жизнь Европейского Союза и будут последовательно им воплощаться.
Изложенные идея и концепция сбалансированного социально-экономического развития, сочетающего экономический рост в условиях расширения свободы, социальной справедливости, существенного сокращения социального и экономического неравенства, гармонизации экономической и социальной эффективности поддерживаются прогрессивными российскими исследователями 2. Практическая реализация этой концепции в современной России - дело Правительства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституции зарубежных государств / Сост. Маклаков В.В. М.: Волтерс Клувер, 2003. 624 с.
Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv. Sost. Maklakov V.V. Volters Kluver. Moskva 2003. 624 р.
2. Право Европейского Союза / Под ред. Кашкина С.Ю. М.: Юрайт, 2010. 1120 с.
Pravo Evropeiskogo Soyuza. Pod red. Kashkina S.Yu. Yurait. Moskva. 2010. 1120 р.
3. Волгин Н.А., Докторович А.Б. Взаимосвязь и взаимозависимость экономической и социальной политик: учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009.
Volgin N.A., Doktorovich A.B. (2009).Vzaimosvyaz' i vzaimozavisimost' ekonomicheskoi i sotsial'noi politik: uchebno-metodicheskii kompleks. Izd-vo RAGS. Moskva.
4. Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики: Опыт стран Европейского Союза // Труд за рубежом. 2003. № 1. С. 3-17.
Kargalova M.V. (2003). Zanyatost' kak vysshii prioritet sotsial'noi politiki: Opyt stran Evropeiskogo Soyuza. Trud za rubezhom. N 1. Рр. 3-17.
5. Borchardt K.-D. European integration: The Origins and Growth of the European Union. 4th ed. Luxemburg, 1995. 80 p.
6. Deutschmann Christ. Zur Kritik am Wohlfahrtsstaat // Armut im Sozialstaat. Muenster, 1998. S. 157-170.
7. European Union Law for 21st century, vol.2, Oxford Press, 2004. 317 p.
8. Leibfried Stephan. Wohlfahrstaatliche Perspektiven der Europaeischen Union // Europaeische Integration. Hg: Frankfurt am Main. 1999. S. 456-474.
9. Handler J.F. Welfare reform in the United States // Osgoode Hall Law Journal. V. 35. No. 2. 1997. P. 290-307.
10. Weatherill S. Law and Integration in the European Union. Oxford: Clarendon Press, 1995. 306 p.
1 Weatherill S. Law and Integration in the European Union. Oxford: Clarendon Press, 1995. Если бы на протяжении последних 50 лет, по словам директора Еврокомиссии по связям с Россией Тимо Суммы, рыночным силам позволили бы самим контролировать распределение доходов, то 40% семей в Европе оказались бы за чертой бедности, а это 150 млн. европейцев.
2 См., например, Концепцию социального государства Российской Федерации [Разработана Временным творческим кол-
лективом; обсуждена и одобрена на заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г.; рассмотрена и одобрена на заседании «круглого стола» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 10 ноября 2003 г. с учетом предложений министерств, ведомств и государственных внебюджетных фондов; одобрена участниками научно-практической конференции в Академии труда и социальных отношений 20 января 2004 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2004/vestniksf235-
15/vestniksf235-15140.htm, а также труды Н.А. Волгина и А.Б. Докторовича (Взаимосвязь и взаимозависимость экономической и социальной политик. Учебно-методический комплекс. М.: Изд-во РАГС, 2009 и др).