Научная статья на тему 'Единое социальное пространство Европейского Союза – вопрос времени?'

Единое социальное пространство Европейского Союза – вопрос времени? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1281
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ ЕС / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЕС / ТРУДОПРАВОВАЯ СФЕРА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕС / SOCIAL POLICY / THE SINGLE SOCIAL SPACE OF THE EUROPEAN UNION / THE EUROPEAN COMMUNITY / THE TREATY OF LISBON / THE EU FOUNDING TREATIES / THE EU SOCIAL MODEL / REGULATION OF LABOR RELATIONS IN THE EU

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егорова Екатерина Никитична

В статье рассматриваются этапы формирования социальной политики Европейского Союза, ее цели и задачи, закрепленные в учредительных договорах ЕС, составляющие элементы европейской социальной модели. Отдельно анализируется роль Лиссабонского договора 2007 г. в дальнейшем развитии наднационального регулирования социальной сферы. В статье освещаются проблемы, с которыми сталкивается ЕС в построении единого социального пространства в условиях экономического и финансового кризиса, делаются прогнозы относительно будущей единой социальной модели в рамках Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU Single Social Space – a Matter of Time?1

The article deals with the stages of formation of the social policy of the European Union, its aims and objectives enshrined in the founding EU treaties that make up the elements of the European social model. The author analyzes the role of the Treaty of Lisbon in 2007 for further development of supranational regulation of social sphere. The article highlights the challenges faced by the EU in building a unified social space in the context of the economic and financial crisis. The article also describes the main stages of the legal institutionalization of the EU common social space. The author makes predictions of the future of single social model within the European Union

Текст научной работы на тему «Единое социальное пространство Европейского Союза – вопрос времени?»

УДК 341(4)(075.8):327

Егорова Е.Н.

Единое социальное пространство Европейского Союза -вопрос времени?

Егорова Екатерина Никитична, магистр юриспруденции, преподаватель кафедры права Европейского Союза Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются этапы формирования социальной политики Европейского Союза, ее цели и задачи, закрепленные в учредительных договорах ЕС, составляющие элементы европейской социальной модели. Отдельно анализируется роль Лиссабонского договора 2007 г. в дальнейшем развитии наднационального регулирования социальной сферы. В статье освещаются проблемы, с которыми сталкивается ЕС в построении единого социального пространства в условиях экономического и финансового кризиса, делаются прогнозы относительно будущей единой социальной модели в рамках Евросоюза.

Ключевые слова: социальная политика, социальное пространство Европейского Союза, Европейские Сообщества, Лиссабонский договор, учредительные договоры ЕС, социальная модель ЕС, трудоправовая сфера регулирования ЕС

Социальная политика Европейского Союза представляет собой одновременно одну из наиболее важных, чувствительных и проблемных сфер взаимодействия интеграционного объединения и его государств-членов.

В 1951 г. шесть государств - основателей Европейского объединения угля и стали1 согласились на ограничение части своего суверенитета преимущественно в области торговли, осуществления конкурентной политики в сталелитейной и угледобывающей промышленности. Предоставление социальных гарантий и реализация права на свободу передвижения касались исключительно работников, занятых в угольной и металлургической областях.

Создание и функционирование наднационального механизма регулирования общего рынка угля и стали оказалось успешным. Государства решили расширить границы совместного сотрудничества, образовав в 1957 г. Европейское экономическое сообщество2 и ЕВРАТОМ3.

Первостепенной задачей развития социальной политики являлось предотвращение возможных негативных последствий для граждан государств, входящих в Сообщество, при проведении общей экономической политики, образования таможенного союза. В ст. 3 рассматриваемого Договора содержится положение о том, что деятельность Сообщества предусматривает, в том числе, во-первых, устранение между государствами-членами барьеров для свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов4, во-вторых, образование Европейского социального фонда, в амбициозные задачи которого входило обеспечение возможностей занятости работников и содействие повышению их уровня жизни. Согласно положениям Договора5, Комиссия Сообществ наделялась полномочиями по осуществлению содействия тесному сотрудничеству государств-членов в таких сферах, как:

— занятость;

— трудовое законодательство и условия труда;

— предоставление профессионального обучения и повышение квалификации;

— социальное обеспечение;

— охрана и гигиена труда;

— вопросы реализации коллективных трудовых прав - образование профессиональных союзов и за-

1 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 года // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Договоры, учреждающие Европейские сообщества / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева. М.: «Право», 1994, С. 23-94.

2 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 года // Там же. С. 99-254.

3 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957 года // Там же. С. 293-389.

4 Пункт С ст. 3 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества.

5 Ст. 118, 118а Договора об учреждении Европейского экономического сообщества.

ключение коллективных договоров между работниками и работодателями;

— управление Европейским социальным фондом1.

В задачи Комиссии входило и создание соответствующих условий развития на европейском уровне диалога между социальными партнерами с возможностью последующего заключения коллективных соглашений. Для реализации возложенных на Комиссию полномочий проводились исследования, консультации с государствами-членами. О достигнутых результатах, возникающих проблемах в сфере социальной политики Комиссия Сообществ сообщала Европейскому парламенту и Экономическому и социальному комитету. Совет министров на основании предложений Комиссии и в сотрудничестве с Европейским парламентом и после консультации со вспомогательными и консультативными органами устанавливал минимальные требования по улучшению охраны труда, закрепляемые в форме директив2. Директива была выбрана в качестве основного инструмента правового сближения национального законодательства в социально-трудовой области государств-членов ЕС. Определяя задачи и сроки их выполнения в конкретном секторе, директива оставляет на усмотрение самих государств выбор средств и методов достижения указанных ориентиров. Подобный способ правового сближения позволяет учитывать интересы и институтов ЕС, и государств-членов.

Помимо обеспечения тесного взаимодействия в сфере регулирования индивидуальных и коллективных трудовых отношений, компетенция наднациональных институтов в социально-трудовой области распространялась также и на постепенное обеспечение свободного передвижения работников3. Свобода передвижения подразумевает отмену какой-либо дискриминации работников-граждан государств-членов по национальному признаку в вопросах найма на работу, выплаты заработной платы, установления условий труда4. Для реализации указанных положений институты Сообществ обеспечивают:

— взаимодействие между национальными службами занятости;

— установление баланса соотношения спроса и предложения на рынке труда государств-членов ЕС;

— устранение административных и иных требований для работников-мигрантов при приеме на работу.

Положения Договора о Европейском экономическом сообществе послужили основой для формирования социальной составляющей будущего Европейского Союза, предпосылкой образования единого европейского социального пространства. Закреплением этой тенденции стала принятая на саммите ЕС в 1974 году Программа социальных действий5, в которой закладывались следующие цели и задачи построения социального пространства ЕС:

— достижение минимальных показателей уровня безработицы в государствах-членах;

— обеспечение достойного уровня жизни и условий работы;

— разработка норм по реализации прав работников на участие в принятии решений по вопросам условий

труда в компаниях;

— повышение квалификации и профессиональное переобучение работников.

В 70-е гг. прошлого столетия в Европейских Сообществах были разработаны и приняты ключевые директивы, закрепляющие права работников в социально-трудовой сфере. Речь идет об обеспечении равной оплаты труда мужчинам и женщинам за одинаковую работу6, закреплении прав работников при смене собственника предприятия или реорганизации компании7. В 1975 г. был предложен к рассмотрению проект Устава Европейской компании, которым предусматривалось, среди прочего, включение работников в процесс принятий решений в организации8.

Таким образом, социальному измерению европейской интеграции стали уделять должное внимание. Социальная политика Европейских Сообществ начала активно развиваться, начиная именно с этого временного отрезка.

В 1985 г. Председатель Европейской комиссии Жак Делор провел первое заседание в Валь Дюшесе, посвященное вопросам содействия установлению социального диалога между работниками и работодателями. Основными социальными партнерами выступали Европейская конфедерация профсоюзов, Союз промышленников Европейского Сообщества, Федерация европейских работодателей и Европейское объединение государственных предприятий.

Принятый в 1986 г. Единый европейский акт9 закрепил положение о разработке нормативно-правовых актов в социальной сфере квалифицированным большинством, расширив таким образом компетенцию Сообщества в сфере углубления не только экономической, но и социальной сплоченности государств.

В 1989 г. на саммите в Мадриде принята Хартия Сообщества об основных социальных правах работников. Несмотря на то, что Хартия является декларативной и ее положения носят рекомендательный характер, она закрепляет существенные социальные и трудоправовые аспекты:

— право на свободу передвижения;

1 Ст. 124 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества.

2 Ст. 118а, п. 2 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества.

3 Часть вторая «Основы Сообщества» Договора об учреждении Европейского экономического сообщества.

4 Глава первая «Работники», ст. 48, п. 2 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества.

5 OJ C 387, 19.02.1976. P. 1-5.

6 Council Directive N 76/207 of 9 February 1976 on the implementation of the principle of equal treatment for men and women as regards access to employment, vocational training and promotion, and working conditions // OJ L 39, 14.2.1976, Р. 40-42.

7 Council Directive N 80/987 of 20 October 1980 on the approximation of the laws of the Member States relating to the protection of employees in the event of the insolvency of their employer // OJ L 283, 28.10.1980, P. 23-27.

8 8 октября 2001 г. Совет ЕС одобрил Регламент № 2157/2001 «О статуте Европейской компании», и Директиву № 2001/86 «О дополнении статута Европеской компании в отношении участия работников в управлении SE». Директива вступила в силу с момента ее опубликования, Регламент вступил в силу 8 октября 2004 г.

9 Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском Союзе / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева. М.: «Право», 1994. С. 7-37.

— право на справедливую зарплату;

— улучшение условий труда;

— обеспечение социальной защиты;

— право на свободу объединения и ведение коллективных переговоров;

— право на профессиональную переподготовку;

— право равных возможностей на рынке труда;

— право на проведение консультаций (включая информирование работников об их трудовых правах, обеспечение их участия в принятии решений);

— защита здоровья, обеспечение безопасности на рабочем месте;

— социальная защита детей и пожилых людей, а также лиц с ограниченными возможностями.

В целях реализации заявленных положений наднациональными институтами был разработан пятилетний план по приведению национального законодательства государств-членов в соответствие с положениями Хартии.

В текст Договора об учреждении Европейского Союза 1992 г. включен специальный раздел «Социальная политика, образование, профессиональное обучение и молодежь». За Советом ЕС закрепляется право устанавливать минимальные социальные стандарты и технические нормы труда. Социальная политика приобрела и региональное измерение, получив возможность иметь финансовую подпитку не только от Европейского социального фонда, но и из других источников, в частности, от Европейского фонда регионального развития.

В этот же период принимаются директивы, регулирующие предоставление отпуска по уходу за ребенком1, работу в условиях неполного рабочего дня2, деятельность Европейских производственных советов3, информирование и консультирование работников по условиям труда4.

Институтами ЕС активно разрабатывались и акты мягкого права - Белые и Зеленые книги, определяющие векторы развития социальной политики и необходимость построения единого социального пространства5. В 2000 г. Европейской комиссией была принята «Европейская социальная повестка дня» до 2005 г. Подобные планы стали приниматься каждые пять лет. В повестку проводимых саммитов Европейского совета6 - органа, который дает побудительный импульс развитию всего интеграционного объединения - стали включать обсуждение и социальных аспектов.

Наряду с социальными повестками, положения которых преимущественно направлены на поддержку и обеспечение социальных гарантий, в рамках ЕС разрабатывались и стратегии занятости7. Задачи этих стратегий заключались в координации работы по определению приоритетов политики обеспечения занятости в государствах-членах ЕС. Основными компонентами стратегий выступали:

— определение основополагающих принципов политики занятости;

— разработка национальных планов действий по снижению уровня безработицы;

— предоставление совместных отчетов о достигнутых результатах, проведение их сравнительного анализа;

— выработка рекомендаций по улучшению социальных показателей для каждого государства с учетом его особенностей и экономических показателей.

В ответе на вызовы начавшегося в 2008 г. финансового и экономического кризиса Европейская комиссия обратила внимание государств8 на сосредоточение усилий в таких областях, как:

— поддержание уровня занятости;

— содействие созданию рабочих мест и мобильности работников с целью трудоустройства;

— увеличение роли социальных партнеров в решении поставленных задач;

— обеспечение профессиональной подготовки молодых людей.

В качестве специальных механизмов реализации этих рекомендаций предполагалось увеличение финансирования социальной политики Европейским социальным фондом и Европейским фондом адаптации к глобализации.

По мере развития европейской интеграции, лозунг о построении единой социальной Европы звучит все отчетливее, приобретая свое практическое воплощение. В Договоре об учреждении Европейского Сообщества были заложены основные социальные реперные точки, определившие социальную составляющую объединения на многие годы вперед - содействие занятости, улучшение условий жизни и труда, надлежащая социальная защита, установление диалога между работниками и работодателями, развитие человеческих ресурсов с целью борьбы с безработицей и социальным отчуждением.

1 Council Directive N 96/36 of 3 June 1996 on the framework agreement on parental leave concluded by UNICE, CEEP and the ETUC // OJ L 145, 19.06.1996, P. 4-9.

2 Council Directive N 91/383 of 25 June 1991 supplementing the measures to encourage improvements in the safety and health at work of workers with a fixed-duration employment relationship or a temporary employment relationship // OJ L 206, 29.07.1991, P. 19-21.

3 Council Directive N 94/45 of 22 September 1994 on the establishment of a European Works Council or a procedure in Communi-ty-scale undertakings and Community-scale groups of undertakings for the purposes of informing and consulting employees // OJ L 254, 30.09.1994, Р. 64-72.

4 Council Directive N 91/533 of 14 October 1991 on an employer’s obligation to inform employees of the conditions applicable to the contract or employment relationship // OJ L 288, 18.10.1991, P. 32-35.

5 Например, Green Paper on European Social Policy: Options for the Union // OJ - COM (1993) 551. White Paper - A Way Forward to the Union // OJ - COM (1994) 333.

6 Например, саммиты Европейского совета в Кардиффе (1998), Кельне (1999), Лиссабоне (2000), Стокгольме (2000) и Барселоне (2002).

7 Communication from the Commission to the spring European Council - Time to move up a gear -The new partnership for growth and jobs // OJ - COM (2006) 30.

8 Например, Коммюнике Европейской комиссии об общая приверженности целям обеспечения занятости (См.: OJ L 67, 2009).

Принятая в 2000 г. (пересмотренная в 2007 г.) Хартия ЕС об основных правах1 включает в себя главы, посвященные свободе, равенству и солидарности, закрепляет права на справедливые условия труда, социальную помощь и социальное обеспечение, равенство между мужчинами и женщинами, коллективные трудовые права. Придание Хартии обязательной юридической силы подтверждает приверженность государств-членов курсу на углубление и развитие социальной компоненты Европейского Союза.

По замыслу отцов-основателей Европейских Сообществ, образование наднационального объединения должно было привести не только к установлению мира, но и к экономическому и социальному прогрессу государств-членов. Центральным и основополагающим элементом ведения социальной политики должен был стать принцип солидарности и сплоченности, формирование социальной модели. Г лавная цель единой социальной Европы состоит в создании равноправного общества, ликвидации нищеты и бедности, обеспечении практической реализации социально-трудовых прав граждан ЕС. Европейская социальная модель базируется на следующих элементах:

— защита основных социальных прав, включая свободу ассоциаций, право на забастовку, защиту от необоснованного увольнения, обеспечение справедливых условий труда, равенства и недискриминации;

— поддержание должного уровня социальной защиты через соответствующие меры по снижению разрыва между богатыми и бедными слоями населения путем введения эффективной системы налогообложения;

— установление социального диалога с возможностью заключать коллективные договоры, проведение совместной работы национальных и европейских производственных (трудовых) советов;

— введение мер социальной защиты и регулирования занятости, включающих защиту здоровья работника, обеспечение безопасности труда, ограничения продолжительности рабочего времени, гарантии отпусков, охраны труда и равных возможностей;

— наличие ответственности государства за обеспечение полной занятости, оказания социальных услуг, внедрения мер по экономической и социальной сплоченности.

За все время своего существования в рамках ЕС сформирован свод социальных достижений объединения -social acquis. Социальное законодательство ЕС создает важную основу для защиты минимальных стандартов, предотвращая нисходящую спираль социального демпинга. В разработке этой социальной нормативной базы принимали участие все государства-члены Союза. Это очень важно для прогресса на пути дальнейшего развития европейской интеграции и ее социальной составляющей. Евросоюз стремится к достижению более высоких темпов роста и процветания через функционирование единого внутреннего рынка товаров и услуг, но должно быть также признано появление и единого рынка труда, требующего обеспечения равных условий для всех граждан Союза, особенно в период экономического кризиса.

Дискуссии в академических и политических кругах сосредотачиваются на вопросе о том, можно ли говорить именно о единой европейской социальной модели? Возможно, уместнее выделить несколько моделей социального развития Европейского Союза, предлагающих различные подходы, например, в области гарантий занятости и социального обеспечения.

В настоящее время наблюдается крайне неблагоприятная ситуация для «выживания» формирующейся европейской социальной модели - в условиях кризиса с работниками расплачиваются возросшей конкуренцией, снижением уровня зарплаты и условий труда, проведением массовых увольнений, урезанием расходов на социальные нужды, сокращением инвестиций в инновации и знания.

Страны Северной Европы оказались более успешными в достижении высокого роста занятости. ЕС и его государства-члены должны извлечь уроки из примеров «лучшей практики», направить усилия на обеспечение гибкости, т.е. большей мобильности работников, расширения их прав и возможностей на рынке труда, профессионального переобучения в течение всей жизни, защиту трудовых прав уязвимых слоев населения.

С 2009 г. Европейский Союз основывает свою деятельность на Договоре о Европейском Союзе и Договоре

о функционировании Европейского Союза3 в редакции Лиссабонского договора. Разработка и принятие этого документа явились результатом многолетних усилий государств и институтов Евросоюза, направленных на оптимизацию и демократизацию интеграционного объединения. С точки зрения развития социальной составляющей Союза значение Лиссабонского договора можно рассматривать с нескольких позиций.

Лиссабонский договор4 детализирует цели социальной политики Союза: институты ЕС стремятся к эффективному содействию в повышении уровня занятости, улучшении условий труда и жизни, равном обращении работников, предоставлении адекватной социальной защиты в соответствии с потребностью, установлении социального диалога, ведения борьбы с социальным отчуждением. Кроме того, Лиссабонский договор придает обязательную силу Хартии ЕС об основных правах, закрепляющей основные социально-трудовые права граждан ЕС. Социальная политика входит в совместную компетенцию Европейского Союза и государств-членов. Европейский парламент и Совет принимают меры стимулирования для поддержания и дополнения действий государств-членов в определенных областях, например, таких как борьба с социальным отчуждением. Институтами ЕС устанавливаются минимальные социально-трудовые стандарты путем гармонизации. В свою очередь, государства-члены могут разрабатывать и вводить дополнительные, более жесткие требования для повышения уровня социальной защищенности населения.

1 Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза / Под общ. ред. Энтина Л.М. М.: Норма, 2003.

2 Ст. 6 Договра о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора 2007 г.

3 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon,

13 December 2007 // OJ C 83, 30.03.2010; OJ C 306, 17.12.2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (См.: OJ С 306/01, 2007).

Социальному измерению в рассматриваемом Договоре придается мощный импульс путем введения новых элементов на различных уровнях - на наднациональном уровне вводятся конкретные социальные цели и задачи, перераспределяется компетенция ЕС и государств-членов, определяются особые способы принятия решений в социальной сфере. Статья третья Договора о ЕС предусматривает борьбу с социальной маргинализацией, дискриминацией, содействие социальной справедливости и защите. Социальной политике тем самым придается больший вес на наднациональном уровне. Согласно статье пятой Договора о функционировании ЕС, Союз принимает меры по обеспечению координации социальной политики и политики занятости государств-членов. Введение горизонтальной социальной оговорки1 на практике означает, что любой законопроект институтов ЕС должен соответствовать преследуемым Евросоюзом социальным целям. Наднациональные нормативно-правовые акты, противоречащие закрепленным целям, будут впоследствии аннулированы Судом Европейского Союза.

Одновременно на фоне расширения и конкретизации социальных целей и задач интеграционного объединения, в Лиссабонском договоре распределение компетенции между ЕС и государствами-членами в сфере занятости происходит в пользу последних. Союз осуществляет лишь координацию действий государств в данной области.

До каких пор возможно и необходимо расширении компетенции в социальной области на наднациональном уровне? Возможно ли это в принципе с учетом постоянного расширения ЕС? В июле 2013 г. Хорватия станет 28 членом Евросоюза. Каждое государство находится на определенном этапе своего социального и экономического развития. Приведение к единому знаменателю социальных стандартов - вопрос достаточно далекого будущего. Сильные государства не хотят снижать планку достигнутого уровня социальной составляющей, а для недавно вступивших стран продвижение вверх социально-экономических показателей идет весьма трудно и медленно. Помимо этих факторов, некоторые государства поддерживают калибровку положений о внутреннем рынке и социальных показателях, в то время как другие воздерживаются от этого.

В настоящее время все громче звучат призывы лидеров государств-членов о выходе из состава Союза или радикального пересмотра взаимоотношений ЕС и государств. Толчком подобных призывов стал экономический кризис, негативные последствия которого почувствовали на себе граждане ЕС. Перечисленные цели и задачи социальной политики на практике реализуются с некоторыми сложностями. Массовые увольнения, беспрецедентный уровень безработицы в ряде стран ЕС, проведение общеевропейских забастовок работников явно не свидетельствуют об успехах в социальной сфере Союза. Сегодня на повестке дня стоит вопрос уже о перспективах выживания самого Европейского Союза, не говоря уже о его социальной составляющей. Прокламация цели о приложении усилий для постоянного улучшения условия жизни и труда граждан ЕС, обеспечения социального и экономического прогресса не находит своего практического отражения. В ответ на вызовы институтами ЕС разрабатываются очередные стратегии социально-экономического развития объединения2, закрепляющие задачи повышения уровня занятости, борьбу с социальной исключенно-стью, создания новых рабочих мест.

Европейская социальная модель является не только набором способов решения ряда проблем в социальнотрудовой области. Это еще и некая модель примера, образца пути развития общества, основанного на принципах социальной солидарности и справедливости с учетом социально-ориентированной конкурентоспособной экономики, защиты окружающей среды. Европейская социальная модель формировалась постепенно. Несмотря на потрясения в экономической сфере, контент данной модели постоянно обогащается актами первичного и вторичного права ЕС, а также разрабатываемыми программными документами, решениями Суда ЕС. Насколько успешным будет реализация поставленных целей, покажет не только время, но и политическая заинтересованность государств - членов ЕС в дальнейшем развитии и углублении европейской интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

1 Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 года // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Договоры, учреждающие Европейские сообщества / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева. М.: «Право», 1994.

Dogovor ob uchrezhdenii Evropeiskogo ob’edineniya uglya i stali ot 18 aprelya 1951 goda/ Evropeiskii Soyuz: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Dogovory, uchrezhdayushchie Evropeiskie soobshchestva. Pod red. Yu.A. Borko, M.V. Kargalovoi, Yu.M. Yumasheva. Pravo, Moskva, 1994.

2 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 года // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Договоры, учреждающие Европейские сообщества / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева. М.: «Право», 1994.

Dogovor ob uchrezhdenii Evropeiskogo ekonomicheskogo soobshchestva ot 25 marta 1957 goda. Evropeiskii Soyuz: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Dogovory, uchrezhdayushchie Evropeiskie soobshchestva. Pod red. Yu.A. Borko, M.V. Kargalovoi, Yu.M. Yumasheva. Pravo, Moskva. 1994.

3 Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957 года // Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Договоры, учреждающие Европейские сообщества / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева. М.: «Право», 1994.

Dogovor ob uchrezhdenii Evropeiskogo soobshchestva po atomnoi energii ot 25 marta 1957 goda. Evropeiskii Soyuz: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Dogovory, uchrezhdayushchie Evropeiskie soobshchestva. Pod red.Yu.A.Borko, M.V. Kargalovoi, Yu.M. Yumasheva. Pravo, Moskva 1994.

4 Европейский Союз: прошлое, настоящее, будущее. Единый Европейский Акт. Договор о Европейском

1 Согласно ст. 9 Договора о функционировании ЕС Союз, при определении и осуществлении своей деятельности учитывает потребности в содействии высокому уровню занятости, в обеспечении адекватной социальной защиты, в высоком уровне образования, охраны здоровья людей.

2 EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eunec.vlor.be/detail_bestanden/ doc014%20Europe% 202020.pdf.

Союзе / Под ред. Ю.А.Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева. М.: «Право», 1994.

Evropeiskii Soyuz: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Edinyi Evropeiskii Akt. Dogovor o Evropeiskom Soyuze. Pod red. Yu.A. Borko, M.V. Kargalovoi, Yu.M. Yumasheva. Pravo, Moskva. 1994.

5 Иноземцев В.Л. Специфические особенности европейской социальной модели // Современная Европа. Журнал общественно-политических исследований. 2004. № 1(17). Январь-март.

Inozemtsev V.L. (2004). Spetsificheskie osobennosti evropeiskoi sotsial'noi modeli. Sovremennaya Evropa. Zhurnal obshchestvenno-politicheskikh issledovanii. N 1(17). Yanvar'-mart.

6 Каргалова М.В., Егорова Е.Н. Социальное измерение европейской интеграции. М.: Изд-во «Аксиом», 2010.

Kargalova M.V., Egorova E.N. (2010). Sotsial'noe izmerenie evropeiskoi integratsii. Izd-vo «Aksiom», Moskva.

7 Каширина Е.Ю. Единая социальная политика Европейского Союза (реальность и перспективы) // Власть. 2009. № 7.

Kashirina E.Yu. (2009). Edinaya sotsial'naya politika Evropeiskogo Soyuza (real'nost' i perspektivy). Vlast'. N 7.

8 Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского Союза / Под общ. ред. Энтина Л.М. М.: Норма, 2003.

Nitstsskii dogovor i Khartiya osnovnykh prav Evropeiskogo Soyuza. Pod obshch. red. Entina L.M. Norma, Moskva. 2003.

9 Опыт и проблемы социального диалога в России и странах Европейского Союза. Материалы международной научной конференции. М: «Права человека», 2005.

Opyt i problemy sotsial'nogo dialoga v Rossii i stranakh Evropeiskogo Soyuza. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. «Prava cheloveka», Moskva. 2005.

10 Социальная Европа в XXI веке / Под ред. Каргаловой М.В. М.: «Весь Мир», 2011.

Sotsial'naya Evropa v XXI veke. Pod red. Kargalovoi M.V. «Ves' Mir», Moskva. 2011.

11 Социальная защита в странах Европейского Союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

Sotsial'naya zashchita v stranakh Evropeiskogo Soyuza. Istoriya, organizatsiya, finansirovanie, problemy. V.V.Antropov. ZAO «Izdatel'stvo «Ekonomika», Moskva. 2006.

12 Энтин Л.М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. М.: Изд-во «Аксиом», 2009. Entin L.M. (2009)..Pravo Evropeiskogo Soyuza. Novyi etap evolyutsii: 2009-2017 gody. Izd-vo «Aksiom», Moskva.

13 Batiffol H. et Lagarde P., Droit international prive, L.G.D.J, Paris, 1999.

14 Blanpain R. Droit du travail communautaire, LGDJ, Paris, 2004.

15 Catala N. Droit social europeen, Litec, Paris, 2002.

16 Communication from the Commission to the spring European Council - Time to move up a gear -The new partnership for growth and jobs. OJ - COM (2006) 30.

17 Council Directive N 76/207 of 9 February 1976 on the implementation of the principle of equal treatment for men and women as regards access to employment, vocational training and promotion, and working conditions. OJ L 39, 14.2.1976. P. 40-42.

18 Council Directive N 80/987 of 20 October 1980 on the approximation of the laws of the Member States relating to the protection of employees in the event of the insolvency of their employer/ OJ L 283, 28.10.1980, P.

19 Council Directive N 91/383 of 25 June 1991 supplementing the measures to encourage improvements in the safety and health at work of workers with a fixed-duration employment relationship or a temporary employment relationship. OJ L 206, 29.07.1991, P. 19-21.

20 Council Directive N 91/533 of 14 October 1991 on an employer’s obligation to inform employees of the condi-

tions applicable to the contract or employment relationship. OJ L 288, 18.10.1991, P. 32-35.

21 Council Directive N 94/45 of 22 September 1994 on the establishment of a European Works Council or a proce-

dure in Community-scale undertakings and Community-scale groups of undertakings for the purposes of informing and consulting employees. OJ L 254, 30.09.1994, Р. 64-72.

22 Council Directive N 96/36 of 3 June 1996 on the framework agreement on parental leave concluded by UNICE,

CEEP and the ETUC. OJ L 145, 19.06.1996, P. 4-9.

23 EUROPE 2020: A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. URL:

http://eunec.vlor.be/detail_bestanden/ doc014%20Europe% 202020.pdf.

24 Garrone V.P. La discrimination indirecte en droit communautaire: vers une theorie general, RTDE, 1994.

25 Gavalda C. et Parleani G. Droit des affaires de l’Union europeenne, Litec, Paris, 1994.

26 Green Paper on European Social Policy: Options for the Union. OJ - COM (1993) 551.

27 Guery G. Droit europeen et international du travail, Paris, 2002.

28 Isaac G. Droit communautaire general, L.G.D.J, Paris, 2009.

29 Menjucq М. Droit international et europeen des societes. Montchrestien. 2011.

30 Pierre le Mire. Droit de l’Union Europeenne et politiques communes: libre circulation, concurrence,

harmonisation, politiques communes, P., 1998.

31 Pretot X. Le droit social europeen, PUF, Paris, 2009.

32 Rodiere P. Droit social international et europeen, L.G.D.J, Paris, 2002.

33 Schapira J. Droit europeen des affaires, PUF, Paris, 2011.

34 Teyssie B. Le comite d’entreprise europeen, Economica, Paris, 2012.

35 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007. OJ C 83, 30.03.2010; OJ C 306, 17.12.2007.

36 Valticos N. Droit international du travail, Dalloz, Paris, 2001.

37 Vandamme J. Pour une politique sociale en Europe, Economica, P., 2000.

38 Vogel-Polsky E. Quel avenir pour l’Europe sociale, CIACO, Bruxelles, 2012.

39 White Paper - A Way Forward to the Union. OJ - COM (1994) 333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.