Научная статья на тему 'Эволюционные этапы развития институциональной модели Европейского союза'

Эволюционные этапы развития институциональной модели Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2100
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭВОЛЮЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ СООБЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гужавина Людмила Михайловна, Филиппов Давид Ильич

Статья посвящена этапам эволюционного развития и становления институциональной структуры Европейского союза. В ней рассмотрены основные учредительные договоры европейского сообщества и ЕС, выступающие источниками норм, устанавливающими основы экономического и политического устройства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolutionary stages of development of institutional model of the European Union

The article is devoted to stages of evolutionary development and establishment of the institutional framework of the European Union. It examines the main constituent of the European Community and the EU treaty, which is the source of the norms that establish the basis for economic and political system

Текст научной работы на тему «Эволюционные этапы развития институциональной модели Европейского союза»

Гужавина Л. М., Филиппов Д. И.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

13.6. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Гужавина Людмила Михайловна, к.э.н., профессор кафедры финансов и цен

Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Филиппов Давид Ильич, к.э.н., старший преподаватель кафедры внешнеэкономической деятельности

Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

voldaisk@mail. ru

Аннотация: Статья посвящена этапам эволюционного развития и становления институциональной структуры Европейского союза. В ней рассмотрены основные учредительные договоры европейского сообщества и ЕС, выступающие источниками норм, устанавливающими основы экономического и политического устройства

Ключевые слова: Европейский союз, эволюция, институциональная модель, учредительные договоры, нормативно-правовые акты, интеграция, институты Сообщества, региональные валютно-кредитные и финансовые организации

EVOLUTIONARY STAGES OF DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL MODEL OF THE EUROPEAN UNION

Guzhavyna Ludmila M., Cand. Econ. Sci., Full Professor of the Finance and Prices Department

Work place: Plekhanov Russian University of Economics

Philippov David I., Cand. Econ. Sci., Senior lecturer of the Foreign Economic Activity Department

Work place: Plekhanov Russian University of Economics

voldaisk@mail. ru

Annotation: The article is devoted to stages of evolutionary development and establishment of the institutional framework of the European Union. It examines the main constituent of the European Community and the EU treaty, which is the source of the norms that establish the basis for economic and political system

Keywords: the European Union, evolution, institutional model, memorandum, normative-legal acts, integration, Community institutions, regional monetary and financial institutions

Европейские сообщества в конце ХХ века превратились в принципиально новое объединение - в Европейский союз, обеспечивая тем самым не только отраслевую и общеэкономическую, но и в значительной степени и политическую интеграцию. Он был создан Маастрихтским договором в 1993 г. на принципах Европейских сообществ, нацеленный на региональную интеграцию и превратился в структуру, обеспечивающую общую экономическую и в значительной степени политическую интеграцию. ЕС является наиболее развитой региональной интеграции, куда входят 28 стран членов.

Учредительные договоры Европейского сообщества и Европейского союза выступают источниками норм,

устанавливающими основы устройства и обладающими высшей юридической силой в правовой системе ЕС. В настоящее время принятой институтами, органами, и странами-членами ЕС официальной доктриной является признание Учредительных договоров конституирующими актами или даже своего рода подобием «конституции Европейского союза» (Такой подход к этим нормативным актам получил свое закрепление в 1986 г. в решении Суда ЕС по делу «Ле Вер», т. е. еще до создания Европейского союза. Стоит отметить, что Договор учреждающий Конституцию для ЕС, был подписан в октябре 2004 г., но так и не был ратифицирован).

В узком смысле термин «учредительные договоры» включает принятые в разное время четыре документа, на основании которых созданы и действуют Европейские сообщества и Европейский союз (со всеми изменениями) [1, 98-99]. Важнейшими из них являются Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Именно на последний Суд ЕС сослался как на «конституционную хартию». В контексте решения Суда ЕС эта характеристика была употреблена в следующей фразе: «В первую очередь необходимо подчеркнуть, что Европейское Экономическое Сообщество есть Сообщество, основанное на базе принципа верховенстве права, поскольку ни одно из его государств-членов, ни один из его институтов не может избе жать проверки на предмет того, соответствуют ли принятые им меры основной конституционной хартии, Договору». Case 294/83, Parti Ecoligist Les Verts v. European Parliament 1986, European Court Reports 1339. Позднее данная характеристика была повторена в известном заключении Суда ЕС по проекту Соглашения Европейских Сообществ с отдельными государствами-членами Европейской ассоциации свободной торговли (далее -ЕАСТ)1 о создании Европейского экономического пространства.

Основами права Европейского союза считаются: учредительные договоры и нормативно-правовые акты. Учредительные договоры (акты) - образуют важнейшую группу источников европейского права. Нормативно-правовые акты ЕС включают: Регламент, Директиву и Решение. Они издаются Советом (либо совместно Советом и Европейским парламентом), Европейской комиссией и ЕЦБ.

Идее интеграции стран в Европе уже не один век, однако, свое воплощение она начала приобретать в середине XX в. [2, 51 -54]

Декларацией Шумана («планом Шумана-Монне») по существу предлагались принципы постепенного (поэтапного) движения к единой Европе. [3, 52-54] Важно отметить, что на основе этого Договора был образован общий бюджет Сообществ. [4] Это указывает на фактическое объединение Сообществ на основе единого членства и образования его первой и главной «опоры» - основанной на интеграции в экономической, валютной и денежно-кредитной сферах Европейского союза.

Другие европейские государства пошли другим путем и создали международную организацию с более узкими задачами, нацеленными на обеспечение сво-

1 ЕАСТ - (англ. European Free Trade Association - EFTA) была образована в 1960 г. с целью создания зоны свободной торговли. Ее первоначальными членами стали Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия.

185

Бизнес в законе

6’2014

бодной торговли. Не принявшие стратегию «плана Шумана - Моне» государства Европы, 3 мая 1960 г. образовали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), учреждающую данную ассоциацию Договор, был подписан 4 января I960 г. в г. Стокгольме, между Великобританией, Швецией, Норвегией, Данией, Швейцарией Австрией, и Португалией. В 1961 г. Финляндия стала кандидатом в члены ЕАСТ, а в последующем в 1970 г. полноправным членом, в том же 1970 г. к указанной ассоциации присоединилась Исландия. Уже в 1973 г. войдя в состав Сообщества, Великобритания и Дания перестали соответственно быть членами ЕАСТ. Покинули ассоциацию также Португалия (в 1986 г.) а после Австрия, Швеция и Финляндия (в 1995 г.), присоединившись к ЕС. Таким образом, на сегодняшний день в ЕАСТ входят Швейцария, Норвегия, Исландия, и Княжество Лихтенштейн (присоединившееся к ним в 1991 г.), чьи интересы в ЕАСТ до этого представляла Швейцария.

Сообщества и ЕАСТ естественно не могли существовать друг без друга полностью изолированно. Между ЕС и ЕАСТ в 1992 г. было заключено соглашение о создании Единого экономического пространства, вступившим в силу 1 января 1994 г. Данное соглашение преследовало целью создание зоны свободной торговли на территории стран - членов указанных организаций.

На протяжении почти 30 лет происходившие в праве Сообщества изменения в основном фиксировались в актах вторичного права. В 1986 г. был принят учредительный акт, который закрепил произошедшие изменения и наметил программу перехода к новому этапу европейской интеграции - созданию Европейского союза. Данный учредительный договор получил название Единого европейского акта (ЕЕА), который подтвердил расширение сферы деятельности Сообществ и уточнил положения, связанные с сотрудничеством в разных областях.

Одной из основных целей государств, объединившихся в Сообщество, было создание ЕС с последующим экономическим и валютным союзом.

ЕЕА практически намечал переход к новому этапу интеграции, которая позволяла создание более широкого интеграционного образования - Европейского союза (с соответствующей экономической и правовой базой) через построение единого внутреннего рынка и создания экономического и валютного союза. Как отмечал Л. М. Энтин - «принятие и реализация ЕЕА подготовили переход к новому этапу европейской интеграции - созданию ЕС» [5].

Дальнейшая европейская интеграция получила свое развитие в Договоре об образовании Европейского союза (Договор о ЕС), который был заключен 27 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. (Маастрихтский договор). Договор о ЕС подписали и ратифицировали 12 государств Европы. [6]

На момент подписания к шести государствам-основателям Европейских Сообществ присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия. Позже к ЕС (1995 г.) присоединились Швеция, Финляндия и Австрия.

В дальнейшем интеграция в Европе развивалась по пути расширения компетенции Сообщества в первую очередь в экономической, а также внешнеполитической и правоохранительной сферах.

Особенностью расширения в данных направлениях являлось то, что оно строилось через создание координационного механизма политик государств - членов Европейских Сообществ в указанных сферах, а не путем учреждения новых организаций.

Одним из такого рода механизмов стало Европейское политическое сотрудничество. Оно было направлено на осуществление совместной внешней политики и безопасности, получившее свое нормативное закрепление после очередной широкомасштабной реформы в Сообществах.

В экономической сфере важнейшей задачей было провозглашено завершение построения экономического и валютного союза, предусматривающие сроки введения единой валютной системы и создание соответствующей институциональной структуры. Подробная регламентация этой задачи дается в приложенных к Договору о ЕС в специальных протоколах. Датой достижение цели построения валютного союза и введение в оборот новой общей валютной единицы евро, Договором было установлено -1 января 1999 г. Несмотря на возникшие сложности, поставленная задача была в целом успешно реализована. С 1 января 1999 г. был введено безналичное, а с 1 января 2002 г. наличное обращение единой валютной единицы евро в 12 странах - членах ЕС (на тот момент ЕС насчитывало 15 стран).

Необходимость совершенствования механизма ЕС, а также опыт применения Маастрихтского договора, в преддверии расширения Союза, обусловили потребность разработки и введение в действие нового дополненного Договора о Союзе и Сообществах, которым стал подписанный 2 октября 1997 г. в г. Амстердаме (Нидерланды) Договор (Амстердамский договор).

Данный договор закрепил общие принципы конституционного строя, продолжил административную реформу, расширяя компетенции Европейского парламента, постепенно ликвидировав право вето стран-членов Европейского союза при голосовании в Совете.

Одно из центральных мест в Договоре занимают постановления, относящиеся к созданию пространства свободы, безопасности и законности. Европейский парламент впервые с момента своего создания наделяется более или менее реальными законодательными полномочиями. Одновременно расширяется принятие решений в Совете не путем единогласия, а на основе квалифицированного большинства.

Амстердамский договор детализирует условия и порядок применения Шенгенских соглашений, предусмотренные в специальном протоколе, приложенном к Амстердамскому договору (участниками соглашения становятся Исландия и Норвегия, не входящие в число членов ЕС; Великобритания и Ирландия не стали участниками Шенгенских соглашений; особую позицию сформулировала Дания).

Некоторые изменения внес Амстердамский договор и в структуру институтов ЕС. Так был учрежден пост Верховного представителя ЕС по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Весьма важное значение имело также уточнение принципов, лежащих в основе построения и функционирования институциональной системы. К числу таковых были отнесены, в частности, принцип субсидиарности и пропорциональности. Параллельно шла подготовка к расширению ЕС, которое породило многочисленные публикации по проблеме расширения и привело к последующим реформам Европейского союза, оформ-

186

Гужавина Л. М., Филиппов Д. И.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

ленным Ниццским договором, который был подписан 26 февраля 2001 г. в г. Ницца (Франция), вступивший в силу 1 мая 2003 г., который стал важным событием в подготовке к расширению ЕС. Он изменил Договор о ЕС, учредительные Договоры Европейские сообщества и некоторые, имеющие к ним отношения, акты. [7]

Главным назначением Договора являлось завершение «процесса подготовки к функционированию институтов в рамках расширяющегося ЕС, начатого Амстердамским договором».

Опыт развития событий (после Ниццского договора) подтверждает опасения и тревоги, связанные с расширением ЕС. Обнаружились серьезные расхождения взглядов относительно некоторых принципиальных положений Конституции ЕС. Обострились разногласия по поводу нарушения со стороны ряда ведущих стран-членов ЕС - «Пакта о стабильности и росте». Несмотря на серьезные противоречия и кризисные явления, с которыми сталкиваются объединения интеграционного типа в ходе своего развития, ЕС удалось преодолеть их и найти необходимый консенсус.

Членами Европейского союза в 2004 г. стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. На сегодняшний день ЕС состоит из 28 стран, а дальнейшее его реформирование движется в направлении ратификации Европейской конституции государствами-членами Европейского союза.[8, 310]

Помимо очевидных технических недостатков Ниц-цский договор не приблизил европейские государства к созданию многообразной, демократической и солидарной Европы, с более эффективной экономикой и более значительной ролью в мире. Несмотря на это, данный договор (как и другие) стал важной ступенью на пути достижения европейской интеграции.

1 декабря 2009 г. вступил в силу подписанный в г. Лиссабон договор (Лиссабонский договор), который ознаменовал окончание череды институциональных реформ, протекающих в ЕС за последние 15 лет. В истории нелегко найти примеры такого рода конституционной нестабильности. Хотя определенное оправдание этому есть - за прошедших 20 лет Евросоюз принципиально изменился. Число стран, входящих в его состав выросло с 12 до 28, была введена единая европейская валюта, параллельно с экономической идет внешнеполитическая интеграция и создания политического союза.

Лиссабонским договором упразднена созданная Маастрихтским договором структура трех опор и в соответствии с этим, прекратили свое существование Евратом и Европейское сообщество. (ЕОУС прекратил существование в 2002 г. в связи с истечением срока действия договора 1951 г. Его полномочия были переданы Европейскому сообществу.) ЕС стал интеграционной структурой, получив статус юридического лица и международную правосубъектность.

Лиссабонский договор дал исчерпывающий перечень компетенций Евросоюза, внес ясность в вопросе европейской интеграции и классификацию полномочий. В то же время, договор не ведет к фундаментальному перераспределению компетенций и четкому разграничению полномочий ЕС и стран-членов. С этой точки зрения, Евроконституция могла стать прорывом с точки зрения создания европейской символики, а не реального углубления интеграции.

Формально Лиссабонский договор сохранив принцип институционального баланса между межправительственными и наднациональными элементами,сдвинул вектор влияния в сторону межправительственных институтов - Совета министров и Европейского совета.

Евросоюзу как интеграционной группировке более чем, когда бы то ни было необходимо укрепление солидарности и готовность поступиться национальными интересами в пользу интересов общеевропейских, более эффективная и гибкая система управления, активная экономическая политика и повышенное внимание к выравниванию экономического развития стран-членов.

В Европейском союзе функционирует специфическая институциональная структура, с признаками наднациональности. Суть наднационального регулирования заключается в выполнении государством решений (иногда вынуждено) не всегда совпадающим с его национальными интересами.

Сохранение баланса между наднациональными, национальными и межправительственными элементами является характерной чертой институциональной структуры ЕС. Поддержание такого баланса часто противоречит необходимости повышения эффективности функционирования институтов.

Углубление и расширение интеграции привели к тому, что принимаемые решения на уровне ЕС стали важным фактором, влияющим на действия стран-членов как в экономической, так и в других сферах.

Таким образом, ключевым достижением ЕС является реально действующая самостоятельная, наднациональная система права, отличающаяся от международного права и правовых систем стран-членов.

Созданные на основе договоров институты сообщества представляют собой систему органов, которые призваны разрабатывать и проводить общую политику, осуществлять регулирование и контроль функционирования общего рынка во внутренних отношениях и на международной арене.

Формирование институтов в ЕС началось после принятия учредительного Договора о ЕЭС в 1957 г. в Риме (вступил в силу 1 января 1958 г.). Первое заседание парламентской Ассамблеи ЕЭС состоялось в марте 1958 г.

Задачи, возлагаемые на сообщество (согласно ст. 4 Договора о ЕЭС), выполняются основными институтами: Европейским парламентом, Советом, Комиссией, Судом, Палатой аудиторов. В настоящее время эти структуры являются институтами всего ЕС.

Одним из самых важных элементов финансовой системы Евросоюза является ЕСЦБ во главе с ЕЦБ. Их создание предусматривалось Маастрихтским договором. Они начали функционировать 1 января 1999 г. ЕЦБ и ЕСЦБ и являются ключевым звеном в организации, функционировании и регулировании как денежно-кредитной системы, так и финансового рынка Евросоюза. В соответствии с Договором ЕСЦБ состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков стран-членов (НЦБ).

Следует отметить, что НЦБ Великобритании, Швеции, Дании, и Греции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом, не разрешающим им участие в принятии решений, относительно проведения единой денежно-кредитной политики для Еврозоны. Отметим также, что главенствующая роль ЕЦБ в рамках ЕСЦБ, проявляется в том, что для вхождения в зону евро

187

Бизнес в законе

6’2014

странам-членам требуется менять правовое положение своих национальных банков, для гарантирования достаточной степени их независимости и выполнения своих обязанностей в рамках ЕСЦБ.

ЕЦБ имеет чрезвычайно высокую степень независимости, закрепленная нормативно-правовыми актами, которые носят конституционно-правовой характер. Выделяют пять важных конституционно-правовых принципов его независимости: юридическая автономия; целевая автономия; личная автономия; функциональная автономия; институционально-финансовая автономия.

Институциональная структура ЕС включает также региональные валютно-кредитные и финансовые организации, создание которых происходило постепенно, в соответствии с этапами развития процессов интеграции в Европе. В соответствии с поставленными целями эти организации осуществляют межгосударствен -ное и частично наднациональное регулирование экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии экономической интеграции. К ним относятся Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд развития (ЕФР), Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА). Несмотря на усилия, прикладываемые данными региональными организациями, проблема выравнивания региональных диспропорций в странах ЕС остается актуальной (и к сожалению, пока нерешенной) и в XXI веке.

Список литературы:

1. Т. Hartley. The Foundations of European Union Law: An Introduction to the Constitutional and Administrative Law of the EU (seventh edition) // Oxford University Press. - 2010. - Р.98-99.

2. Борко Ю. А. - От европейской идеи - к единой Европе, М.: Деловая литература, 2003.

3. Борко Ю. А., Каргаловой М. В., Юмашева Ю. М. - Декларация 9 мая 1950 г. // Европа: новое начало. Декларация Шумана, 1950-1990. Европа и проблема расширения / пер. с франц. - М.: Право, 1995.

4. Financial Regulation of 21 December 1977 applicable to the general budget of the European Communities // OJ, 1977. L356. Последняя редакция внесена следующим актом: Council Regulation (ЕС, ECSC, Euratom) 2779/98 of 17 December 1998 // OJ. - 1998. - L 347.

5. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов / Л. М. Энтин - 2-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2007.

6. Единый европейский акт. Договор об образовании Европейского союза. - М.,1994.

7. Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского союза.

8. Treaty establishing, а Constitution for Europe // OJ. - 2004. -Р. 310.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гужавиной Л.М. и Филиппова Д.И. по теме «Эволюционные этапы институциональной модели Европейского Союза»

Статья посвящена актуальной теме, раскрывающей превращение Европейских сообществ в принципиально новое объединение - Европейский Союз, который представляет не только общеэкономическую, но в значительной степени, политическую интеграцию.

В статье достаточно емко показано становление Евросоюза.

Идея интеграции стран в Европе начала приобретать свое воплощение в середине 20 века. Уже декларацией Шумена предлагались принципы постепенного (поэтапного) продвижения к единой Европе (Европейское объединение угля и стали) - ЕОУС.

Договор об ЕС был заключен 27 февраля 1992 года в городе Маастрихт и вступил в силу 01 ноября 1993 года. Он был подписан и ратифицирован 12 государствами Европы.

Необходимость совершенствования механизма ЕС в преддверье расширения Союза обусловили введение в действие нового дополнительного договора о Союзе и сообщества -Амстердамского договора (02 октября 1997 года). Этот договор закрепил общие принципы конституционального строя и продолжил административную реформу.

Проблема расширения ЕС привела к последующим реформам ЕС, оформленным позже Ниццским договором (подписан 26 февраля 2001 года, вступившим в силу 01 мая 2003 года).

01 декабря 2009 года вступил в силу Лиссабонский договор, который обозначил окончание череды институциональных реформ, протекающих в ЕС за последние 15 лет.

Однако, ЕС не получил, по сути, никаких новых полномочий.

С авторами следует согласиться, что ключевым достижением ЕС является реально действующая самостоятельно наднациональная система права, отличающаяся от международного права и правовых систем стран-членов.

Опубликование статьи представляется целесообразным и своевременным.

Рецензент:

Доцент кафедры «Финансы и цены»

ФГБОУ РЭУ им. Г.В. Плеханова, к.э.н., доцент

Н.В. Иволгина

188

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.