условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати», и, следовательно, сторонам достаточно будет сделать ссылку на Красную книгу с указанием на применяемую редакцию, и при исполнении договора, а также при разрешении спора, возникшего из договора, правоотношения сторон будут квалифицированы, исходя из положений Красной книги, в случае если такие положения не будут противоречить императивным нормам действующего законодательства РФ.
Резюмируя изложенное с позиций доктрины международного частного права и действующего в Российской Федерации законодательства, можно сделать вывод, что Типовые контракты по своей правовой природе являются сборниками обыкновений. Применение Типовых контрактов возможно только в случае наличия прямого волеизъявления сторон, выраженного в договоре.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Канарейкина Е.А.*
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Ключевые слова: историческое развитие, интеграционные процессы, Европейские сообщества, «институты» Союза, компетенция.
This article is devoted to historical development of the European Law. European Law is a law system of exceptional integration union — the European Union (an organization of European countries and of the peoples of Europe). It is analyzed the main stages of development of the European Law (the foundation of the European Communities, merger of European Communities, European political cooperation, Single European Act, the establishment of the European Union, current law developments within the European \ Law), main documents of European Communities.
The main stages of the European Union connect with development of European Communities (the first stage of integration) and establishment and development of EU (the second stage of integration).
In the process of the development the European Law has become exceptional law system. Significant changings in the European Law connect with development of integration processes within the EU and treatment Constitution For Europe to codify the European Law.
* Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина. [[email protected]]
Развитие права Европейского Союза — сложный многоэтапный процесс, связанный с образованием и развитием Европейских сообществ (первый этап интеграции) и созданием и развитием ЕС (второй этап интеграции). Думается, что наиболее существенные изменения в праве ЕС нашли отражение в учредительных договорах. Право ЕС включает право Европейских сообществ и непосредственно право Европейского Союза.
Процесс формирования новой правовой системы — права ЕС начался с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), договор об учреждении которого был подписан в Париже 18 апреля 1951 г., а вступил в силу после ратификации всеми государствами-участниками 23 июля 1952 г. Документ состоял из преамбулы и 100 статей, объединенных в четыре раздела, и охватывал всего три сферы общественной жизни: экономическую, политическую, юридическую. В экономической сфере предусматривалось создание общего рынка угля и стали (данные отрасли являлись ключевыми в экономике всех развитых стран, имели первостепенное значение для хозяйства). В политической сфере были созданы общие органы власти — «институты». Это Верховный орган, наделенный правотворческими полномочиями; Специальный совет министров (Совет) для выражения интересов государств-членов; Ассамблея — представительный орган ЕОУС; в юридической сфере, как уже было упомянуто, начала складываться новая правовая система. Таким образом, можно сделать вывод, что Договор о ЕОУС инициировал процесс экономической, политической и правовой интеграции государств-членов.
В качестве самостоятельной, автономной правовой системы право Европейских сообществ сложилось после образования Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом), договоры о создании которых были подписаны в Риме 25 марта 1957 г. (Римские договоры).
Договор о ЕЭС — основополагающий источник права Европейских сообществ, определяющий принципы, цели, задачи Сообщества, регламентирующий институт гражданства, сферы общих политик, взаимоотношения с заморскими странами и территориями, правовое положение (статус) институтов Сообщества.
Именно на базе этого договора стал функционировать сложный и разветвленный механизм управления Сообществами и система юрисдикционного контроля. Суд Сообществ дает расширительное толкование многим положениям учредительного договора. В решениях Суда закрепляются основные принципы и характеристики права Европейских Сообществ. Главным правотворческим органом ЕЭС стал Совет, состоящий из представителей правительств государств-членов; Комиссия стала осуществлять испол-
нительную функцию. Правовое положение Ассамблеи и Суда по сравнению с ЕОУС не изменилось.
Согласно Договору, создавался общий рынок, охватывающий все отрасли и секторы хозяйственной деятельности (но стоит заметить, что рынок угля и стали регулировался Договором о ЕОУС).
В 1957 г. было подписано и вступило в силу дополнительное соглашение — Конвенция о некоторых общих институтах. Данный документ предусматривал создание единого суда и единой Ассамблеи ЕС. Но продолжали функционировать Верховный орган ЕОУС, Комиссия ЕЭС и Комиссия Евратома.
В 1965 г. был подписан, а в 1967 г. вступил в силу Договор об учреждении единой комиссии и единого Совета Европейских Сообществ (Договор о слиянии). Данный документ учреждал Комиссию Европейских сообществ и единый Совет. Три Сообщества фактически стали представлять единую организацию, управляемую общими институтами.
На протяжении почти 30 лет изменения, происходившие в праве Сообществ, фиксировались в актах вторичного права, решениях Суда, закреплялись в обычаях и обыкновениях, в содержание учредительных договоров вносились изменения лишь по отдельным частным вопросам. Стало очевидно, что правила, закрепленные в учредительных документах, нуждаются в изменениях для перехода на новый этап интеграции — создание Европейского Союза.
В 1986 г. был подписан Единый Европейский акт (ЕЕА), вступивший в силу после ратификации 1 июля 1987 г. Он представляет небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы и 36 статей, объединенных в четыре раздела. Два главных момента характеризуют новый учредительный акт, а именно: закрепление изменений, которые вносились в Договоры об учреждении Европейских сообществ; введение норм, относящихся к европейскому сотрудничеству в области внешней политики.
ЕЕА расширил сферы ведения ЕЭС, к которому были отнесены региональная, научно-техническая, экологическая политика. Акт установил окончательную дату построения внутреннего рынка, единого для всех стран ЕЭС. Статья 8а дает его определение: «Внутренний рынок должен представлять собой пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям настоящего договора обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов».
ЕЕА включает особый раздел, содержащий положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики — совместное осуществление внешней политики, обязанность государств-членов консультироваться по вопросам внешней политики, осуществление собственной внешней политики с учетом позиции остальных партнеров по Сообществу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ЕЕА наметил переход к новому этапу интеграции, подвел под него соответствующую экономическую и правовую базу.
Новый этап в развитии европейской интеграции получил закрепление в Договоре об образовании Европейского Союза (Договор о ЕС). Договор был заключен 27 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г. (неофициальное наименование договора — Маастрихтский договор). Задержка с ратификацией была вызвана отрицательными результатами референдума в Дании, что привело к проведению повторного референдума, который дал положительный результат. Во многих государствах в связи с подписанием Маастрихтского договора потребовалось внести серьезные изменения в национальное законодательство. Так, во Франции в Конституцию 1958 г. был введен новый раздел XV о Европейском сообществе и Европейском Союзе. Изменения были внесены в текст Основного закона ФРГ, ст. 23 которого определяет условия участия ФРГ в Европейских сообществах и ЕС. Но если во французской Конституции говорится о «совместном» с ЕС осуществлении полномочий, то в Основном законе ФРГ — о передаче части суверенных прав на основании закона.
Договор определяет структуру Союза, его принципы, цели и задачи, систему институтов. Согласно Договору, ЕС учреждается на основе Сообществ, которые дополняются общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничества в области юстиции и внутренних дел (в Амстердамском договоре 1997 г. — сотрудничество полиции и судов в уголовноправовой сфере) — в научной литературе такая структура получила название системы трех опор.
Договор предусматривал внесение изменений во все учредительные акты, а также переименование ЕЭС в Европейское сообщество. Мы полагали, что такое изменение носило не только формальный характер, но и отражало превращение Сообщества в организацию универсального характера.
Хотелось бы обратить внимание на те изменения, которые привнес Договор о ЕС. Он учреждал новую интеграционную организацию универсального характера — Европейский Союз, деятельность которой охватывает все основные сферы общественной жизни. В политико-правовой сфере Договор о ЕС вводит гражданство ЕС (граждане государств-членов наряду с национальным гражданством получали гражданство ЕС). Одной из главных задач Договор о ЕС ставит усиление защиты прав, свобод и интересов граждан. Договор закрепил обязанность Союза в целом соблюдать основные права и свободы гражданина и прежде всего те, которые закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., принятой в рамках Совета Европы.
В экономической сфере Договор о ЕС провозгласил важнейшей задачей построение экономического и валютного союза: устанавливаются сроки введения единой валютной системы и создания соответствующей структуры. Таким образом, договор юридически закрепил переход ЕС на более высокий уровень интеграционного процесса.
Маастрихтский договор продолжил реформу институтов Сообществ, выступающих теперь как институты Европейского Союза. Была введена новая законодательная процедура совместного принятия решения, что превратило Европейский парламент, наряду с Советом, во второй законодательный орган власти Европейского Союза. Парламент получил право утверждать посредством вотума доверия новый состав Европейской комиссии — главного исполнительного органа ЕС.
Практика применения Маастрихтского договора и необходимость совершенствования механизма ЕС в преддверии расширения Союза обусловили разработку и введение в действие нового Договора, изменяющего и дополняющего Договоры о Союзе и Сообществах. Он был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме (Нидерланды), поэтому по месту подписания его именуют Амстердамским договором. Официальное наименование документа — «Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты».
Амстердамский договор не учреждает новых организаций. Он только вносит изменения и дополнения в уже действующие учредительные документы, которые после вступления документа в силу были инкорпорированы в Договор о ЕС, Договор о ЕОУС, Договор о Евроатоме и Договор о Европейском Союзе.
Одно из центральных мест в Договоре занимают постановления, относящиеся к созданию пространства свободы, безопасности и законности. Но договор не содержит общей формулы, раскрывающей содержание этого понятия. Тем не менее целый ряд статей свидетельствуют о попытках учредителей закрепить и расширить гарантии свободы, демократии и законности. Развитию демократических начал должны служить открытость и прозрачность решений, принимаемых институтами ЕС. Амстердамский договор ввел новеллу, которая предусматривает возможность наложения санкций на государство-член, которое допускает неоднократное серьезное нарушение основных начал, лежащих в основе построения и функционирования ЕС. Совет может принять решение о приостановлении некоторых прав, которые вытекают из учредительного договора. Но обязательства, наложенные на данное государство, продолжают оставаться в силе.
Мы полагали, что весьма важное значение имело уточнение принципов, которые лежат в основе построения и функционирования институтов
ЕС, а именно принципов субсидиарности и пропорционональности. Согласно принципу субсидиарности, необходимо уважать общие положения и цели Договора, достижения Сообществ; данный принцип дает возможность решать проблемы либо на национальном, либо на европейском уровне, если необходимы усилия Сообщества в целом. Принцип пропорциональности указывает, что Сообщества должны действовать в соответствии с их целями и в пределах, необходимых для их достижения. Принцип требует строгого соблюдения всеми органами ЕС их полномочий.
Значительные изменения вносит Амстердамский договор в механизм выработки и осуществления общей внешней политики и политики безопасности. На основании решений, принятых в Амстердаме, составляются консолидированные тексты Договора о ЕС и Договора о Сообществе. На основании таблиц, приложенных к Договору, пронумеровываются разделы, главы и статьи обоих учредительных договоров. Это значительно упрощает сами тексты, систематизирует их содержание.
В ходе работы над Амстердамским договором выявились серьезные разногласия между государствами-членами, относящиеся к реформированию институтов. Поэтому было решено созвать новую межправительственную конференцию для подготовки еще более радикальной реформы учредительных документов Союза, которая была созвана в феврале 2000 г. и завершила свою работу 11 декабря 2000 г. во французском городе Ницца, где было подписано соглашение о пересмотре Договора о Европейском Союзе и договоров, учреждающих все три Европейских сообщества. Данный документ получил название Ниццкий договор и был подписан 26 февраля 2001 г., а вступил в силу с 1 мая 2003 г. Продолжительность ратификационного процесса была связана с трудностями, которые возникли в отдельных государ-ствах-членах (например в Ирландии был проведен вторичный референдум для преодоления негативного результата первого голосования).
К Договору приложен ряд документов в форме протоколов и деклараций. Наиболее важные из них — это Протокол о расширении ЕС и Протокол, содержащий Устав Суда ЕС.
Главное назначение договора — завершение «процесса подготовки к функционированию институтов в рамках расширяющегося Европейского Союза, начатого Амстердамским договором», так как вступление новых государств в Союз требовало реформ от организации, а не только от стран-кандидатов. Это предполагает преобразования в руководящих органах Союза для укрепления федеративных начал в его устройстве и деятельности. Именно поэтому центральное место в Договоре занимают постановления, относящиеся к институциональной структуре ЕС. В той или иной степени реформируются все институты ЕС (пересматривается численный состав и
полномочия Европарламента, изменяется число голосов, которыми обладает государство — член в Совете ЕС, масштабная реформа судебной системы ЕС — введение трехзвенной структуры судебных инстанций.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ниццкий договор явился институциональной реформой Союза, договор установил новые правила организации и функционирования институтов Союза.
Наряду с институциональной реформой, в ЕС была принята в 2000 г. Хартия Европейского Союза об основных правах. По мнению многих ученых, она представляет собой своеобразный «билль о правах», единый и общеобязательный на всей территории Союза. По мнению профессора С.Ю. Кашкина, этот уникальный документ как бы подвел итог работы человечества по правовой защите прав и свобод личности за два тысячелетия и сформулировал цели и задачи гуманитарного права на третье тысячелетие. Он отчетливо отразил достижения, проблемы, тенденции и перспективы развития права ЕС в целом и правового статуса человека и гражданина на национальном, региональном, интеграционном и международном уровнях ‘.
В декабре 2001 г. во исполнение «Декларации о будущем Союза» № 23 (впоследствии положения этой декларации были дополнены и уточнены новым документом — «Декларация о будущем Европейского Союза», или «Лаакенская декларация»), приложенной к Ниццскому договору, было принято решение о созыве Конвента о будущем Европы.
Важнейшим событием в развитии права ЕС стала разработка Конституции ЕС. Конвент, созванный в 2003 г., в течение полутора лет готовил проект Договора, учреждающего Конституцию для Европы, доработку и редактирование проекта документа осуществляла специальная межправительственная конференция. Подписание Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, состоялось 29 октября 2004 г. в Риме главами государств и (или) правительств всех государств — членов ЕС.
А. О. Четвериков указывает, что название документа отражает смешанную природу Европейского Союза. «С одной стороны, речь идет о международном договоре, нуждающемся в ратификации всеми государствами-чле-нами. С другой — этот договор устанавливает Конституцию для национальной организации политической власти, которая, подобно государству, управляет обществом, но в масштабе не одной, а многих стран континента»2.
Конституция вносит значительные изменения в устройство Европейского Союза и его правовую систему. Во-первых, Конституция отменяет структуру трех опор, устанавливает единую правосубъектность и единую компетенцию ЕС; во-вторых, Конституция значительно упрощает систему пра-
1 Право Европейского Союза. 2-е изд. / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2009. С. 39.
2 Там же. С. 109.
вовых актов ЕС: законодательные акты, принимаемые Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, незаконодательные акты, издаваемые Европейской комиссией, Советом Европейского Союза, Европейским Советом и Европейским центральным банком. Конституция предусматривает 2 формы законодательных актов — «европейские законы» (акты прямого действия) и «европейские рамочные законы» (основы законодательства) — и 4 формы для незаконодательных актов — «европейские регламенты», «европейские решения», рекомендации и заключения. В-третьих, Конституция включает «билль о правах» — Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г. и предусматривает присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В-четвертых, Конституция закрепила «категории компетенции» — внутренняя политика и деятельность и внешнеполитическая деятельность, а также дополнительные гарантии для государств-членов (например право государств-членов на свободный, добровольный выход из состава этой организации, установление четкой процедуры реализации этого права). В-пятых, Конституция вносит существенные изменения в механизм Европейского Союза (систему его институтов): расширение полномочий Европарламента, новый порядок формирования Европейской комиссии, расширение юрисдикции Судов Европейского Союза, введение новых руководящих должностей. В-шестых, Конституция предусматривает, что с момента вступления Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европейское сообщество и ЕС, акты и договоры, которые их изменяют и дополняют. ЕС осуществляет правопреемство в отношении Европейского сообщества и Союза во всем, что касается его прав и обязанностей. Сохраняют свою силу акты вторичного права, если они соответствуют условиям и требованиям, которые определены в специальном протоколе, приложенным к тексту Конституции. Также сохраняет свою силу практика Суда ЕС в качестве источника толкования права Союза.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция для Европы является серьезным шагом по пути развития европейской интеграции, она учреждает более демократичный и эффективный Европейский Союз. Тем не менее нельзя не согласиться с профессором Л.М. Энтипом, который справедливо замечает, что Конституция ЕС — весьма сложный и противоречивый документ. Не всегда общие положения, декларируемые в части первой Конституции, четко и полностью прописаны и раскрыты в постановлениях, регулирующих функционирование Союза и осуществление общих политик, предусмотренных в последующих статьях .
1 Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека / рук. авт. колл, и отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Л.М. Энтип. 2-е изд., пересмотр, и доп. М.:Норма, 2007. С. 27.
Так как Конституция подписана в форме международного договора, для ее вступления в силу необходима ратификация со стороны государств-членов. Процедура ратификации осуществляется на основе национального конституционного законодательства. До единогласного одобрения всеми государствами-членами Европейский Союз продолжает функционировать в нынешнем виде, на основе Маастрихтского и Римского договоров.
С ратификацией Конституции возникли определенные трудности в ряде стран, а именно во Франции и Нидерландах, где население высказалось против этого документа.
В связи с этим 23 июня 2007 г. руководители стран ЕС утвердили в Брюсселе план мероприятий по пересмотру учредительных документов организации. 13 декабря 2007 г. был подписан Лиссабонский договор, который фактически воспроизводит Европейскую Конституцию 2004 г.
В процессе ратификации Лиссабонского договора возникли трудности. На этот раз их причиной стал отказ граждан Ирландии одобрить Лиссабонский договор на первом референдуме 12 июня 2008 г. Правительство Ирландии приняло решение провести повторный референдум, предварительно разъяснив ирландским гражданам преимущества этого документа. Ирландия одобрила Лиссабонский договор на референдуме 2.Х.09.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе своего развития (эволюции) право ЕС превратилось в динамичную, разработанную и активно развивающуюся уникальную правовую систему. Существенные изменения в праве ЕС связаны прежде всего с развитием интеграционных процессов в рамках ЕС и переходом права на новый конституционный уровень в связи с разработкой наднациональной Конституции для Европы, которая призвана кодифицировать право ЕС и заменить существующие учредительные договоры.
ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗА РУБЕЖОМ
Шмелева К.Л.*
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная система США, взятка, законодательство США, должностное преступление, борьба с коррупцией в США.
This article tell us aboutfeatures of some canons of legislation of United States of America. Some clauses of legislation of USA, that was chosen by analysis and monitoring purely express the internal politics of the government, that has as its aim — the fighting of coiruption. It is necessary to note, that while fighting the corruption in the countiy, we may estimate USA from its absolutely different sides, but nevertheless one of the main way of fighting the corruption in USA is — a coirect legislation. In this article there are some extracts from the clauses of legislation of the USA, what are possible to compare with clauses of Russian legislation.
Как показывает практика, Соединенные Штаты Америки основательно подходят к решению вопросов борьбы с коррупционными преступлениями. Это четко просматривается и в федеральном штатном законодательстве.
Примером тому глава 11 титула 18 Свода законов США — «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов» (Bribery, Graft and Conflicts of Interest).
Статья 201 (b)(1) (Подкуп публичных должностных лиц и доказательства) главы 11 титула 18 Свода законов США устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом. Иногда это называют активным подкупом. В сравнении с российским законодательством оно не всегда устанавливает ответственность за предложение или дачу взятки. Судебная практика нашей страны идет по пути назначения наказания только при условии того, что взятка получена должностным лицом.
Предметом взятки, в соответствии со ст. 201 титула 18 Свода законов США, может быть любая ценность, материальная или не материальная. Этим законодательство США также отличается от законодательства России, где взятка, даваемая в нематериальной форме, не наказуема (ст. 204, 290, 291 УК РФ).
* Аспирантка Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. [[email protected]]