Научная статья на тему 'Реформирование социальной модели Европейского Союза в 2000-е гг'

Реформирование социальной модели Европейского Союза в 2000-е гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ЛИССАБОНСКАЯ СТРАТЕГИЯ 2000 Г / ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ ЕС / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осокина М. А.

Изложен процесс реформирования Европейской социальной политики в 2000-е гг., попытки обобщения социальных норм в Лиссабонской стратегии 2000 г., в проекте Конституции ЕС и Лиссабонском договоре о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование социальной модели Европейского Союза в 2000-е гг»

УДК 9414)323

РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 2000-Е ГГ.

М.А. ОСОКИНА

Ивановский государственный унив ерситет

e-mail: [email protected]

Изложен процесс реформирования Европейской социальной политики в 2000-е гг., попытки обобщения социальных норм в Лиссабонской стратегии 2000 г., в проекте Конституции ЕС и Лиссабонском договоре о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества.

Ключевые слова: социальная политика ЕС, Лиссабонская стратегия 2000 г., проект Конституции ЕС, Лиссабонский договор

о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор

об учреждении Европейского сообщества.

За последние 10 лет Европейский союз достиг больших успехов, связанных с расширением до 27 государств-членов, введением евро, экономическими реформами, а главное — с усилением роли Комиссии ЕС в правосудии, безопасности, внутренней и внешней политике. Предприняты попытки реформирования социальной политики.

Союз в начале XXI в. несколько раз стремился к реформированию системы управления институтами и создания проекта, который бы способствовал углублению интеграции во всех сферах деятельности. К числу таких стремлений относятся проект Лиссабонской стратегии 2000 г., проект Конституции Европейского Союза 2004 г. и Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества 2007 г. При этом каждый последующий документ являлся попыткой преодолеть недоверие населения к новому основополагающему договору о ЕС.

Модернизация социальной политики в Лиссабонской стратегии 2000 г. Основными компонентами Лиссабонской стратегии социального включения стали: лиссабонское коммюнике Европейского совета (март 2000 г.)1, заключение Европейского совета в Ницце по преодолению бедности и социальной исключенности, которое было согласовано в декабре 2000 г.2 (доработаны на встрече в Лаакене в декабре 2001 г.3), национальные планы действий, одобренные 15 государствами-членами ЕС, а затем принятые 10 странами пятого расширения, доклады о внедрении этих планов, ставшие предметом обсуждения Совета ЕС и Комиссии. Важно подчеркнуть, что ничего из этого не нашло отражение в Лиссабонском договоре, который стал следствием того, что реформирование для ЕС стало процессом, а в ряде случаев и самоцелью. Вдобавок упомянутая стратегия была не более чем толчком для создания новой социальной политики и являлась показателем алгоритма действий ЕС. Фактически, формирование Лиссабонской повестки разделилось на 2 фазы — до и после обсуждения в 2004 г. отчета Комиссии высшего уровня, возглавляемой Вимом Коком4.

1 Council of the European Union (2000) presidency Conclusions'. Lisbon European Council 23-24 March 2000. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/summits/lisi_en.htm

2 European Council — Nice.7-10 December 2000. Conclusions of the Presidency. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/summits/nicei_en.htm#IV

3 Presidency Conclusions European Council Meeting In Laeken. 14 and 15 December 2001. Режим доступа: http://ec.europa.eu/governance/impact/background/docs/laeken_concl_en.pdf

4 Commission of the European Communities (2004). Facing the Challenge. The Lisbon Strategy for Growth and Employment. Report from the High-Level Group chaired by Wim Kok. Режим доступа: http://ec.europa.eu/research/evaluations/pdf/archive/fp6-evidence-base/evaluation_studies_and_reports/ evalua-

tion_studies_and_reports_2004/the_lisbon_strategy_for_growth_and_employment______report_from_the_high_lev

el_group.pdf

В соглашении, достигнутом в 2000 г., была предложена модель будущего развития ЕС и процесса принятия решений для ее реализации5. Основной идеей стратегии стала «экономика, основанная на знаниях», при этом особое внимание уделено занятости, конкуренции и социальному сплочению. Цель, которую поставил перед собой Союз — сделать из ЕС наиболее активную и конкурентоспособную экономическую зону. Применительно к социальной политике это означает обращение к модернизации сферы социальной защиты. Вопрос не новый, он возник еще 10 лет назад, когда ЕС уже обращался к общей социальной политике, в то время представляемой по-другому.

В Лиссабонской стратегии социальная политика представлена в терминах поддержания защищенности социальных благ (в основном пенсии) и продвижения социальной включенности. В основе лежит адаптивное образование, подготовительные программы для углубленного изучения (в том числе обучение на протяжении всей жизни), увеличение количества работающего населения и способности выполнять работу (вне зависимости от квалификации, приобретенного опыта, возраста, физических данных, профессионального разряда), поддержание пенсионных выплат и преимуществ от возможностей, предлагаемых новым обществом, основанном на знаниях, для снижения социальной исключенности6. Способность государства всеобщего благосостояния противостоять подобным вызовам при этом фактически поставлена под сомнение — если социальная защита должна быть модернизирована, и модель социальной политики ЕС реконструирована, то социальная защита в национальных государствах косвенно становится устаревшей. Таким образом, Лиссабон систематизировал методологию, основанную на общих ориентирах, анализе и обсуждении, консолидируя и расширяя форму принятия решений, которая работала как минимум с 1997 г. в сфере политики занятости и ранее в сфере экономики.

Этот процесс вовлек государства-члены в процесс переговоров по комплексу не связанных друг с другом общих проблем и пересмотр некоторых действий с целью быстрого создания общеевропейской рамки анализа и действий. Построить рамку предполагалось с помощью проведения политического курса, который стремится решить существующие проблемы через развитие стратегии и изучение через анализ, диалог, мягкое стимулирование и экспериментирование. Основным выражением политики стало производство национальных планов по борьбе с бедностью и созданию проектов социальной вовлеченности на двухлетней основе. Это затем стало темой обсуждения и тщательного анализа Комиссии.

На Совете ЕС в Ницце в декабре 2000 г. проблемы нищеты и социальной исключенности предполагалось решать по средствам четырех основных целей:

— способствовать занятости и всеобщему доступу ко всем ресурсам, правам, товарам и услугам;

— предотвращать риски социальной исключенности;

— помогать наиболее уязвимым слоям населения;

— мобилизировать все заинтересованные органы.

По сути, эти цели составили социальную программу, покрывающую участие, предотвращение, содействие и политическую мобилизацию.

Дальнейшее совершенствование целей стратегии связано с проработкой того, как они должны достигаться7. Предполагалось, что государства-члены должны были разработать двухлетние государственные программы социальной вовлеченности.

Процесс принятия стратегии был продолжен решением Лаакенской встречи в декабре 2001 г., где были согласованы общие индикаторы, разработанные Комитетом

5 Council of the European Union (2000) =Presidency Conclusions'. Lisbon European Council 23-24 March 2000. Op. cit.

6 Ibid. Art. 25-30.

7 Commission of the European Communities (2000). Fight against Poverty and Social Exclusion: Definition of Appropriate Objectives Strategy. Режим доступа:

http://ec.europa.eu/employment_social/social_inclusion/docs/approb_en.pdf, дата посещения 29.10.2010.

по социальной защите — группой политических экспертов. Все 18 индикаторов были приняты — 10 первостепенных и 8 второстепенных. Рассмотрим их более подробно.

Так, всеобщее благосостояние, вошедшее в первостепенные показатели, основано на 4-х звеньях: доход, занятость, образование и здоровье. Вместе, 10 первостепенных индикаторов составили смесь микро- и макро- показателей и были направлены на преодоление рисков бедности, распределении доходов, региональном сплочении в сфере занятости, долговременной безработице, ведении домашнего хозяйства и отсутствии работы (дистанцирование от рынка труда), преждевременном окончании среднего образования, грамотности, ожидаемой продолжительности жизни и статуса здоровья. К второстепенным показателям отнесли рассредоточенные риски бедности: риск превышения порога уровня бедности в конкретный момент времени, риск бедности, прежде чем начнутся социальные выплаты, коэффициент Джини (статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества по отношению к какому-либо изучаемому признаку), стойкий риск повышения уровня бедности, распространение среднесрочной безработицы, распространение долгосрочной безработицы, увеличение числа людей с низким уровнем образования8. Все второстепенные показатели носят скорее экономический, чем социальный характер.

Особое внимание уделено признанию роли основных прав человека, исключению дискриминации, социальной защите. В целом стратегия предполагала пять групп ключевых целей: повышение конкурентоспособности; создание динамичной экономики, основанной на знаниях; увеличение занятости; обеспечение социального сплочения; улучшение состояния окружающей среды9. Проект стал одним из самых амбициозных, подготовленных Союзом, но для его осуществления требовалось дальнейшее реформирование политики ЕС.

Во второй волне планов, представленных в июле 2003 г. государства-члены должны были поставить во главу угла установку национальных целей и уделить большее внимание гендерным аспектам и иммиграции как факторам риска для развития бедности и социальной исключенности. Тема установки целей - одна из тех, что укрепились со временем, которая была особенно подчеркнута с момента пересмотра, начатого Комиссией высшего уровня, идентифицировавшей «пропасть между внедрением и применением» как решающую неудачу Лиссабона10.

В 2004 г. КЕС предложен ряд показателей, которые должны представляться Европейскому совету в ежегодном отчете: ВВП на душу населения, оцененный попа-ритету покупательной способности валют; производительность - часовая и на душу населения; уровень занятости — общий, женщин, пожилых людей; уровень образования молодежи в возрасте 20-24 лет; уровни бедности и длительной безработицы; дисперсия регионального уровня занятости.

Лиссабонская стратегия 2000 г. была необходима Европейскому Союзу, прежде всего, в качестве нового толчка интеграции, направленного на объединение экономической, социальной политики и политики занятости, объединения усилий трех сфер политики в рамках общих целей — повышение конкурентоспособности, движение к полной занятости и обеспечению социальной интеграции. В идеале подобный подход должен был привести к усилению роли каждой из сфер.

Работа над улучшением и расширением социальных индикаторов продолжилась с президентством Люксембурга в ЕС в 2005 г., который организовал первостепенный пересмотр того, как благоприятствует Лиссабонский процесс требуемым

8 Social protection Committee. Report on indicators in the field of poverty and social exclusion. October 2001. Режим доступа: http://mdgr.undp.sk/PAPERS/EU%20Social%20Inclussion%20Indicators.pdf

9 Modernizing the European Social Model. Режим доступа:

http://ec.europa.eu/commission_barroso/spidla/speeches/2GG5/ speech_spidla_ 200605_en.pdf

10 Commission of the European Communities (2004). Facing the Challenge. The Lisbon Strategy for Growth and Employment. Report from the High-Level Group chaired by Wim Kok. Op. cit.

фактам и индикаторам11. В таком же ключе работали Комиссия и Совет ЕС - они уделяют особое внимание национальным отчетам.

В 2005 г. Европейским советом были рассмотрены результаты реализации Лиссабонской стратегии и выявлены четыре типа дефицитов: дефицит уровня жизни, дефицит занятости, дефицит производительности труда и дефицит в области природоохранной политики. Ни в одной из этих областей промежуточные цели достигнуты не были. В сфере науки их достигли только две страны из 15, которые смогли довести отчисления на науку до запланированных 3% ВВП. В среднем по ЕС этот показатель составляет около 2%12. Аналогично обстояли дела с показателями занятости в целом и занятости среди женщин и молодежи. Таким образом, необходимо было дальнейшее реформирование общей социальной политики, что произошло благодаря обсуждению Конституции ЕС.

Социальная политика в проекте Конституции ЕС (2004 г.). Договор о введении Конституции для Европы был призван играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Договор, подписанный еще в 2004 г., в силу не вступил, и возможность вступления его в силу не рассматривалась ввиду подписания Лиссабонского договора.

В Преамбуле Конституции особенно акцентируется внимание на необходимости социальной защиты «наиболее слабых и обездоленных», что подчеркивает готовность стран Евросоюза основывать свою деятельность в будущем на принципах и идеалах социального государства в условиях нарастающей глобализации и усиления конкурентной борьбы на мировых рынках13. Комитет регионов и Экономический и социальный комитеты по-прежнему остаются консультативными органами Союза14.

Правовому статусу личности в ЕС и социальным аспектам посвящена Часть II Конституции, которая инкорпорировала в себя без внесения каких-либо изменений Хартию Союза об основных правах 2000 г.

Отличительной чертой Хартии является то, что в ней заложено стремление закрепить не минимальный уровень защиты прав и свобод человека, а максимально возможную гарантию их реализации. Хартией перед государствами-членами ЕС четко поставлена цель «усилить защиту основных прав в свете происходящих общественных преобразований, социального прогресса и научно-технологических достижений, придав им в Хартии более четкий характер»15. Для должного осознания данного положения необходимо понимать, что по мере того как Европейский Союз принимает все более государственный, то есть властно-принудительный характер, все более остро встает вопрос защиты прав и свобод человека не только на национальном и международном уровнях (в рамках Совета Европы), но и на уровне европейском по отношению к наднациональным институтам Евросоюза, в пользу которых государства-члены ЕС делегировали существенную часть своих суверенных полномочий. Следовательно, возникает вопрос защиты прав человека не только по отношению к государствам-членам Союза, но и к Евросоюзу как таковому. В связи с этим одним из наиболее важных аспектов Конституции ЕС является то, что она придает правам и свободам, закрепленным в Хартии, конституционный ранг, наделяя их, таким образом, приоритетностью по отношению к «вторичному праву» Союза и законодатель-

11 Atkinson A.B., Cantillon B., Marlier E., Nolan, B. (2005). =Taking Forward the EU Social Inclusion

Process'. Luxembourg: Le Gouvernement du Grand-Duché de Luxembourg. Режим доступа:

http://www.esri.ie/pdf/BKMNEXT067_Taking%20Forward.pdf

12 Communication to the Spring European Council - Working together for growth and jobs - A new

start for the Lisbon Strategy - Communication from President Barroso in agreement with Vice-President Verheugen. Режим доступа: http://eur-

lex.europa.eu/smartapi/cgi/sga_doc?smartapi!celexplus!prod!DocNumber&lg=en&type_doc=COMfinal&an_d oc=2005&nu_doc=24

13 Treaty establishing a Constitution for Europe. Preamble. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2004:310:SOM:EN:HTML

14 Ibid. Art. III-134.

15 Treaty establishing a Constitution for Europe. Preamble.

ству государств-членов. Однако следует иметь в виду ст. 11-111 раздела VII «Общие положения о толковании и применении Хартии», которая закрепляет, что положения Хартии относятся к государствам-членам исключительно в случаях применения ими права Европейского Союза.

Кроме того, Преамбула Хартии особенно подчеркивает, что государства-члены ЕС «исходят из таких всеобщих и неделимых ценностей, как человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность»16, и закрепляет, таким образом, принцип неделимости основных прав и свобод. Документ содержит в себе как личные (гражданские) и политические (так называемые права человека «первого поколения»), так и социально-экономические права и свободы (права «второго поколения), обеспечивая им одинаковый уровень правовой защиты17.

Раздел II «Свободы» закрепляет возможность определенного поведения людей и таким образом обязывает институты Евросоюза и государств-членов воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данные свободы действий. Данным разделом гарантируются и социально-экономические (право на собственность18) и культурные (свобода творчества и научно-исследовательской деятельности19) права. Раздел III Хартии «Равенство» закрепляет принцип не дискриминации в различных его проявлениях20. Кроме того, Конституция ЕС устанавливает гарантии в отношении наименее защищенных социальных групп: детей, пожилых людей и инвалидов21. С данным разделом, который подчеркивает социальный характер Евросоюза, тесно связан следующий — «Солидарность»22, отражающий доктрину социальной солидарности между всем членами общества. Большинство ее норм закрепляют права граждан в сфере трудовых отношений и тесно связанных с ними сфер социального обеспечения и помощи, здравоохранения, защиты семьи, защиты прав потребителей и охраны окружающей среды23.

Раздел I содержит общие положения, которые одинаково распространяются на все другие разделы. Устанавливаются запрет дискриминации всех форм и видов, требования о необходимости обеспечения социального и территориального сплочения Союза24. В Главе III «Политика в других областях» рассматриваются вопросы занятости и социальной политики.

ЕС должен дополнять деятельность государств-членов в таких сферах социальной политики как: улучшение условий работы сотрудников для защиты их здоровья и безопасности; условия труда; социальная защита рабочих; защита рабочих, чей контракт уже истек; информирование и предоставление консультаций рабочим, представительство и коллективная защита интересов рабочих; условия трудоустройства рабочих из третьих стран, находящихся на территории ЕС легально; включение людей, исключенных с рынка труда; равенство прав женщин и мужчин на рынке труда; борьба с социальной исключенностью; модернизация системы социальной защиты25.

Особенно подчеркнута необходимость взаимодействия государств-членов в вопросах социальной политики, особенно в вопросах занятости, трудового законодательства и условий труда, социальная защита, профессиональная подготовка, предотвращение несчастных случаев на производстве и заболеваний, профессиональная

16 Ibid.

17 Ibid. Art. II-77.

18 Ibid. Art. II-73.

19 Ibid. Art. II-77.

20 Ibid. Title III.

21 Ibid. Art. II-84-II-86.

22 Treaty establishing a Constitution for Europe. Title IV.

23 Ibid. Art. II-87-II-98.

24 Ibid. Art. III-115-III-122.

25 Ibid. Art. III-210.

гигиена, право на собрания и коллективные переговоры между работниками и рабо-тодателями26.

Принятие Конституции Европейского Союза и социальной модели как ее части, привело бы к тому, что отдельные национальные законодательства не смогли от нее уклоняться и, следовательно, допускать ухудшения уровня соблюдения основных социальных прав своих граждан.

Модернизация социальной политики в Лиссабонской стратегии 2007 г. («Договор о реформе» ЕС от 13 декабря 2007 г.). Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества был создан для внесения изменений в существующее законодательство о Европейском союзе с целью реформирования системы управления ЕС, данный договор заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС.

До разработки новой редакции Лиссабонской стратегии голосование по вопросам социальной политики проводилось единогласно, что вело к непринятию мер по улучшению социальной политики. В Договоре о реформе ЕС расширен круг вопросов, которые принимаются квалифицированным большинством. В их числе: свободное передвижение рабочей силы, социальные гарантии, политическое убежище и защита беженцев и перемещенных лиц, миграция, культура, защита населения27. При этом решения самых проблемных вопросов, в том числе социальная безопасность, продолжают приниматься единогласно.

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. В вопросах, которые не относятся к исключительной компетенции ЕС, «Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, когда цели не могут быть должным образом достигнуты каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в рамках всего Союза, принимая во внимание масштабы и последствия предполагаемых действий»28. Тем самым ЕС внедряет принцип субсидиарности по отношению к социальной политике, побуждая государства-члены использовать собственные ресурсы в полном объеме.

В вопросах определения действий для «поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях»29. ЕС обладает исключительной компетенцией.

Социальная политика, экономическая, социальная и территориальная политика сплочения, общие проблемы здоровья населения, координация вопросов занятости и социальной политики в странах-членах отнесли к совместной компетенции30. В таких областях как защита здоровья населения и образование Союз будет оказывать поддержку государствам-членам31.

В новой редакции стратегии придан новый статус Хартии по правам человека. «ЕС уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии по правам человека», она «имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза»32. Несмотря на то, что текст Хартии не включен в Договор, ее положения являются обязательными. Данное изменение было включено для того, чтобы контролировать соответствие директив и положений документов ЕС тем принципам, которые изложены в Хартии.

26 Ibid. Art. III-213.

27 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community. Art. 42. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/dat/12007L/htm/12007L.html

28 Ibid.Art.178.

29 Ibid. Art. 2.

30 Ibid. Art. 159.

31 Ibid. Art. 8.

32 Ibid. Art. 6.

Конституция подверглась уничижительной критике во Франции за то, что она предает забвению социальное измерение европейского развития. Именно по настоянию Франции, текст Договора о реформе ЕС дополнен нормами по защите населения33. Таким образом, Союз будет обязан учитывать при подготовке, принятии и осуществлении любых относящихся к его ведению решений социальные последствия, которые могут вызвать те или иные практические шаги.

Еще один весомый вклад Франции — снижение значения свободы конкуренции и курса на построение последовательно конкурентного рынка из целей ЕС34. Конкуренция остается инструментом решения задач, поставленных перед ЕС, но не его целью. Нельзя, разъясняет Париж, ради абстрактных принципов лишать государства возможности осуществлять более гибкую и рациональную политику и решать назревшие социальные проблемы35.

Новая редакция Лиссабонской стратегии разработана с особым вниманием на стимулирование экономического роста (в основном путем увеличения финансирования инноваций и поддержки малого и среднего бизнеса) и повышении уровня занятости, в том числе в высокотехнологичных отраслях, с помощью реформ, направленных на увеличение гибкости рынков труда. Раздел первого варианта Лиссабонской стратегии, касающийся реализации социальных программ не был включен в текст новой стратегии.

В совместном докладе немецкой страховой группы Allianz и Лиссабонского совета отмечалось, что в 2006 г. странам ЕС удалось заметно продвинуться вперед в выполнении Лиссабонской стратегии36. При этом наилучшие результаты показали Швеция, Бельгия и Нидерланды. Вероятность реализовать заявленные в Лиссабонской стратегии цели к 2010 г. стала оцениваться в 90%. Между тем, в 2006 г. она составила всего 2,8% (самый высокий показатель, начиная с 2000 г.) Несмотря на то, что страны Европейского Союза не смогли достичь 70% занятости трудоспособного населения, заявленного в стратегии, в 2000—2006 гг. они добились: создания 10 млн. новых рабочих мест, увеличения доли работающего населения с 63% до 65,2%, увеличения доли лиц с высшим образованием в общей численности занятых — с 25% до 29%37.

В докладе Еврокомиссии, представленном в 2006 г., были определены приоритетные направления на ближайшие годы:

— совершенствование политики в области занятости; содействие развитию малых и средних предприятий;

— увеличение расходов на высшее образование (они должны увеличиться до 2% от ВВП к 2010 г., в том числе за счет привлечения дополнительного финансирования из частных источников), НИОКР и инновации38;

Эти приоритеты получили развитие во впервые принятой на саммите Европейского совета в декабре 2006 г. Программе действий на 18 месяцев. Рассчитанная на период с 1 января 2007 г. по июнь 2008 г., программа охватывала все аспекты политики ЕС39.

33 Assemblée nationale. Compte rendu analytique official. Présidence de M. Bernard Accoyer. Режим доступа: www.assemblee-nationale.fr/13/cra/2006-2007-extra/002.asp

34 Ibid.

35 Энтин М.Л. Договор о реформе. Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http: //www.mgimo.ru/ alleurope/2006/16/focus-2-reform-entin.html

36 Lisbon Council (2007). European Growth and Jobs Monitor. Indicators for success in the Knowledge

Economy. Frankfurt/Main: Allianz Dresdner Economic Research. Режим доступа:

http: //www.lisboncouncil.net/component/downloads/?id=245

37 Ibid.

38 Council Recommendation on the 2007 up-date of the broad guidelines for the economic policies of the Member States and the Community and on the implementation of Member States' employment Policies. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2007:092:0023:0042:EN:PDF

39 Brady H., Barysch K. The cer guide to the reform treaty. Режим доступа: http://www.cer.org.uk/pdf/briefing_reform_treaty_17oct07.pdf

Возвращение социальных аспектов в Лиссабонскую стратегию до сих пор изучается. Речь идет, прежде всего, о поисках равновесия между гибкостью и безопасностью рынка труда. В ближайшее время самой большой проблемой для ЕС останется проблема занятости, которая связана не только с безработицей, но и с тем, что к 2030 г. трудоспособное население ЕС даже с учетом иммиграции сократится на 21 млн. человек. Эта перспектива требует новых инициатив в области расширения занятости молодежи, а также так называемой «стратегии активного старения», поощряющей более поздний выход на пенсию и обеспечивающей приоритетные возможности переобучения тех, кому за 45.

Одним из путей разрешения проблемы дефицита квалифицированной рабочей силы является введение свободного перемещения рабочей силы в рамках ЕС. «Старые» члены Евросоюза вводили временные ограничения на въезд работников из «новых» стран ЕС. Мигранты из десяти новых стран-членов, работающие в других странах Союза, составляют там менее 1% трудоспособного населения (их доля несколько больше лишь в Австрии и Ирландии — соответственно 1,4 % и 3,8 %). Председатель КЕС Ж.М. Баррозу одобрил инициативу шести государств — Ирландии, Великобритании, Финляндии, Испании, Португалии и Нидерландов — которые решили снять эти ограничения в отношении новых стран-членов, не ожидая окончания переходного периода.

В таких условиях вполне объяснимыми становятся возрастающие в ЕС фобии, особенно у старых членов, таких как Франция. Первая Лиссабонская стратегия попыталась ответить на необходимость глобальных реформ, охватывающих как рынок, так и социальную область, для того, чтобы создать Европу, способную противостоять вызовам.

В проекте Конституции ЕС и первой Лиссабонской стратегии социальное измерение Европы рассматривалось как основа для вовлечения граждан в европейский проект, но темпы роста оказались несопоставимыми с реальностью. Прогрессом Договора о реформе ЕС, безусловно, стало признание норм Хартии по правам человека. Возвращение социальных аспектов в Договор о реформе ЕС должно учитывать то, что реформа должна быть направлена не на забвение достижений европейской социальной модели, а на сохранение ее фундаментальных ценностей, что гарантирует жизнеспособность европейской модели.

Таким образом, ЕС не отказался от амбициозной социальной политики и пытается использовать ее положительное влияние на экономические показатели и качество жизни: усилить эффективность социальной политики; ликвидировать препятствия занятости; инвестировать в развитие (образование и профессиональное обучение), поддержание (здравоохранение) и мобилизацию человеческих ресурсов (посредством активной политики на рынке труда).

REFORM OF THE SOCIAL MODEL OF THE EUROPEAN UNION IN 2000-s

M.A. OSOKINA

Ivanovo State University e-mail: [email protected]

This article focuses on the Lisbon strategy and Treaty es- tablishing a Constitution for Europe especially on the procedure of reforming the EU social policy since 2000 till 2007, effort to regulate social policy on supranational level.

Key words: the EU social policy, the Lisbon strategy, Trea- ty establishing a Constitution for Europe, Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty estab- lishing the European Community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.