Научная статья на тему 'Современная социальная политика стран Европейского союза: проблемы и перспективы развития'

Современная социальная политика стран Европейского союза: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2357
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МАССОВАЯ МИГРАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВО / SOCIAL POLICY / EUROPEAN UNION / ECONOMY / SOCIAL MODEL / HEALTH / MASS MIGRATION / EDUCATION / EUROPEAN SOCIAL MODEL / UNEMPLOYMENT / HUMAN RIGHTS / STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доренко Ксения Сергеевна

В статье рассматривается «европейская социальная модель», благодаря которой люди не оставлены один на один с рынком, наоборот, они имеют доступ к одной из сильнейших систем социальной защиты в мире. Автор приходит к выводу о том, что при разработке стандартов единой социальной политики необходимо принимать во внимание целостную систему социально-экономических и политических отношений государства. Разработка единой стратегии социальной политики должна учитывать различия в менталитете и особенностях каждой конкретной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the “European social model”, thanks to which people are not left alone with the market, on the contrary, they have access to one of the strongest social protection systems in the world. The author comes to the conclusion that when developing standards for a unified social policy, it is necessary to take into account the integral system of socio-economic and political relations of the state. The development of a single social policy strategy must take into account differences in the mentality and characteristics of each country.

Текст научной работы на тему «Современная социальная политика стран Европейского союза: проблемы и перспективы развития»

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ДОРЕНКО Ксения Сергеевна

Аннотация. В статье рассматривается «европейская социальная модель», благодаря которой люди не оставлены один на один с рынком, наоборот, они имеют доступ к одной из сильнейших систем социальной защиты в мире. Автор приходит к выводу о том, что при разработке стандартов единой социальной политики необходимо принимать во внимание целостную систему социально-экономических и политических отношений государства. Разработка единой стратегии социальной политики должна учитывать различия в менталитете и особенностях каждой конкретной страны.

Annotation. The article discusses the "European social model", thanks to which people are not left alone with the market, on the contrary, they have access to one of the strongest social protection systems in the world. The author comes to the conclusion that when developing standards for a unified social policy, it is necessary to take into account the integral system of socio-economic and political relations of the state. The development of a single social policy strategy must take into account differences in the mentality and characteristics of each country.

Ключевые слова: социальная политика, Европейский союз, экономика, социальная модель, здравоохранение, массовая миграция, обучение, европейская социальная модель, безработица, права человека, государство.

Keywords: social policy, European Union, economy, social model, health, mass migration, education, European social model, unemployment, human rights, state.

Правовые основы социальной политики были заложены в учредительные документы Европейского тоюза. В качестве основного направления признано обеспечение социального развития в процессе интеграции стран-участниц и смягчение социальных последствий интеграции. На первом этапе интеграции был учрежден Европейский социальный фонд как финансовый инструмент социальной политики в соответствии с Программой социальных действий Европейского союза. По мере углубления интеграции для реализации идей единого рынка необходимо свободное перемещение и свобода деловой активности людей по всей территории сообщества. Это предполагает обеспечение равенства трудовых и социальных прав всего населения1. Как верно отмечает О. Дамаскин, для этого необходимы дальнейшее развитие и гармонизация трудового и социального законодательства, а также

1 См., напр.: Мировая экономика и международный бизнес : учеб. / кол. авт. ; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Ще-нина. 3-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2006 ; Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. М. : Аксиом, 2009.

унификация национальных законодательств в данной сфере2.

Социальная и экономическая стабильность, единый внутренний рынок и рынок труда, наднациональные институты управления, единый экономический и валютный союзы, единое пространство без границ, зона евро, европейское гражданство, чувство социальной защищенности - все эти впечатляющие завоевания объединенной Европы в течение полувека демонстрировали возможность устойчивого функционирования. При этом экономический рост не сопровождался ни сильными финансовыми катаклизмами, ни такими критическими выбросами социальной напряженности, которые могли бы иметь фатальные последствия. Создание единого экономического, валютного и географического пространства, по существу, служило лишь этапом на пути к единому социальному пространству как к стратегической цели европейской интеграции. В этом направлении уже сделаны определенные шаги в виде

2 См.: Дамаскин О. Социальная политика Европейского

союза: уроки для России // Обозреватель - Observer. 2005. № 12.

URL : http://observer.materik.ru/observer /N12_2005/12_07.HTM

создания специальных наднациональных институтов для выработки единых для всего сообщества решений по таким вопросам, как массовая миграция, профессиональное обучение, здравоохранение, экология. Платформой для осуществления этих проектов должно выступать единое информационное пространство Европейского союза3.

Европейская стратегия развития изначально включала, пожалуй, всего два основных компонента: экономический рост и социальную сплоченность на основе справедливого распределения общественного богатства. На последующих этапах европейская социальная модель была дополнена требованиями охраны окружающей среды, формирования нового самосознания у граждан объединенной Европы и защиты их человеческого достоинства. Общие фундаментальные ценности европейской социальной модели сформулировал комиссар Еврокомиссии по вопросам занятости, социальной политики и равным возможностям В. Шпидла: «Приверженность демократии, отказ от любых форм дискриминации, всеобщий доступ к образованию, высококачественное и общедоступное здравоохранение, гендерное равенство, солидарность и справедливость, признание роли социальных партнеров и социального диалога»4. Эти базовые ценности должны разделяться всеми государствами Евросоюза независимо от национальных особенностей их социальных моделей.

Принципиальные установки Европейского союза в области занятости - создание единого рынка труда, увеличение его производительности и повышение качества рабочих мест, ликвидация всех видов дискриминации в сфере трудовых отношений, основанные на социальной сплоченности и социальной интеграции, -в условиях экономического спада смещаются на второй план под давлением безработицы5. Поэтому включение человеческого достоинства в систему общеевропейских ценностей мотивируется не только гуманитарными представлениями о необходимости уважения прав и свобод человеческой личности, но и вполне прагматическими соображениями о роли чело-

3 См.: Sapir A. Globalization and the Reform of European Social Models (Background document for the presentation at ECOFIN informal Meeting in Manchester, 9 Sept. 2005. URL : http//www.bruegel.org

4 Цит. по: Каргалова М. Европейская социальная модель: содержание и перспективы. URL : http://www.Lawvinrussia.ru

5 См.: Каргалова М. Европейская социальная модель ...

веческого капитала в обеспечении устойчивого экономического роста. Отсюда и проистекает повышенный интерес к образованию как к способу преумножения этого капитала. Неслучайно одной из важнейших составляющих Индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index) является уровень образования населения и связанные с этим государственные и частные затраты .

Образование, профессиональная подготовка и непрерывное обучение играют важную экономическую и социальную роль в системе политических установок Евросоюза. Возможность проживания, обучения и работы в других странах вносят основной вклад в межкультурное понимание, личностное развитие и полномасштабную реализацию экономического потенциала Европейского союза. Еврокомиссия обеспечивает стимуляцию и поддержку взаимного сотрудничества государств-членов в этой области, вкладывая средства в такие образовательные, профессиональные и воспитательные программы, как Программа непрерывного обучения7.

Целью европейской социальной политики является обеспечение достойного уровня жизни для всех граждан в активном и здоровом обществе. Политика направлена на помощь миллионам граждан Европейского союза, включая безработных, престарелых, людей с ограниченными физическими возможностями, людям, страдающим от социальной и расовой дискриминации. Благодаря европейской социальной модели люди не оставлены один на один с рынком, наоборот, они имеют доступ к одной из сильнейших систем социальной защиты в мире8. Одно из базовых положений, лежащих в основе такого подхода, гласит, что сильная конкуренция между компаниями необходима для обеспечения производительности и роста экономики, сильная социальная солидарность между людьми необходима для построения стабильного и ответственного общества.

Задачи социальной политики изначально были поставлены еще в Римском договоре. В частности, указывалось на необходимость

6 См.: Евростат. База данных. URL : www.epp.eurostat.ec. europa.eu

7 См., напр.: Айзинова И.М. Европейская социальная политика в период кризиса (обзор систем пенсионного обеспечения и здравоохранения в странах ЕС) // Научные труды ИНП РАН. М. : МАКС Пресс, 2013.

8 См.: Международные экономические отношения : учеб. /

Н.Н. Ливенцев [и др] ; под ред. Н.Н. Ливенцева. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Велби : Проспект, 2005.

гармонизации условий жизни и труда, улучшение возможностей занятости, повышение уровня жизни. С этой целью бы создан Европейский социальный фонд (ЕСФ). Однако, как признают в Евросоюзе, на практике к реальной работе в социальной области приступили лишь в середине 1970-х гг., после Парижской конференции 1972 г., поставившей цель активизировать деятельность в социальной сфере, ибо это одна из важнейших составляющих экономического и валютного союза. В конце 1980-х гг. в Европейском союзе стали сочетать регулирование с целью повышения трансграничной мобильности рабочих с анализом и распространением информации о содержании национальных курсов в области борьбы с безработицей. В 1992 г., в период обсуждения проекта Маастрихтского договора, Данией вновь - и опять безуспешно - был поднят вопрос о продвижении сотрудничества государств-членов в этой сфере9.

В течение 1990-х гг. большая часть европейских законов в социальной сфере основывались на Соглашении о социальной политике, прилагавшемся к протоколу к Маастрихтскому договору, и на Социальной хартии 1989 г., не носившей характера юридически обязывающего документа. Однако британское правительство того времени не подписывало ни Соглашение, ни Хартию. Предоставленное Великобритании исключение (opt-out) ограничивало возможность принятия европейского законодательства в социальной области, так как социальные обязательства и затраты, возложенные на фирмы тех стран, которые европейским законам подчинялись, порождали конкурентное преимущество для британских фирм, тоже пользовавшихся неограниченным доступом на европейский рынок. Восстановить единство в «социальном измерении» интеграции удалось в декабре 1997 г., когда лейбористское правительство, сменив консерваторов в Великобритании, одобрило Амстердамский договор, инкорпорировавший Маастрихтский социальный протокол. Статья 136 Амстердамского договора, который вступил в силу в мае 1999 г., подтверждает, что социальная политика - это отныне сфера совместной заботы Европейского сообщества и государств-членов. Договорные основы и процедуры принятия решений, действующие в отношении евро-

9 См., напр.: Мировая экономика и международный бизнес ; Право Европейского союза ...

пейского законодательства в социальной области, прописаны в ст. 137, 139, 14110.

Амстердамский договор слегка модифицировал сферы применения квалифицированного большинства, единогласия, а также те, которые по-прежнему не входят в компетенцию сообщества. К ним относятся вопросы оплаты труда, право на ассоциацию, забастовку и локаут (увольнение работников по инициативе работодателя в связи с участием в коллективном трудовом споре или в забастовке)11.

Отсутствие договорных оснований для вмешательства интеграционных институтов в разрешение вопросов оплаты труда, по-видимому, дало знать себя в той нарочитой осторожности, с которой Евросоюз повел себя в ходе противостояния профсоюзов Швеции использованию в стране труда низкооплачиваемых рабочих из стран-новичков. Профсоюзная кампания была начата в 2004 г. по поводу того, что тендер на постройку школы близ Стокгольма выиграла латвийская компания L&P ВаШс Bygg АВ, грубо занизившая и исказившая принятые в Швеции уровни заработков и стандарты условий труда. Шведы жестко и вполне резонно выступили против практики демпинговых заработков для иностранных работников на своей территории, требуя, чтобы латвийская компания платила рабочим в соответствии со шведскими стандартами. Компания же стала настаивать на том, что речь идет о нарушении шведами рыночного принципа свободы перемещения трудящихся и препятст-вовании здоровой конкуренции, взывая к поддержке Европейской комиссии. Как следует из заявления председателя Еврокомиссии Ж.М. Ду-рау-Баррозу по данному поводу, Брюссель, вопреки латышским призывам, не усмотрел причин, чтобы наказать Стокгольм за якобы «нерыночное» поведение.

С Амстердамского договора началась также реформа структурных фондов ввиду предстоявшего расширения. В связи с этим «Повестка 2000» предусматривала, что расширение будет финансироваться в масштабе уже сложившейся политики сплочения за счет внутренней реформы бюджета, без привлечения дополнительных средств. Но Испания, Греция и Порту-

10 См.: Гусев А.А. Политика Европейского союза / Ин-т сравнит. политологии РАН. М., 2005.

11 См.: Артамонова О.Н. Международная правосубъектив-ность Европейского союза // Журнал российского права. 2006. № 8. С. 30-42.

галия настояли на том, чтобы финансовые инструменты политики сплочения оставались открытыми и для стран зоны евро12. Кроме того, в Ниццском договоре 2001 г. Испании удалось добиться сохранения принципа единогласия при решении вопроса о распределении таких средств на период до 2007 г. Между тем в связи с ростом безработицы, который в ряде стран Европейского союза не удается остановить до сих пор, решение проблем занятости постепенно выдвинулось на место основного приоритета в социальной политике Евросоюза. В 1993 г. Дания в очередной раз заняла позицию страны - председательницы в Совете и воспользовалась этим, чтобы поручить Комиссии составить Белую книгу о конкурентоспособности и занятости. Эта книга получила одобрение на сессии Европейского совета в декабре 1993 г., который доказал председателю Еврокомиссии Делору, что цель выработки европейской стратегии занятости все же пользуется существенной политической поддержкой13.

Кроме Белой книги 1993 г. появилась также Зеленая книга «Европейская социальная политика, размышления для Союза» - консультативный документ, опубликованный Комиссией в ноябре 1993 г., положения которого вызвали широкий отклик. Они были переработаны в Белой книге 1994 г. «Европейская социальная политика: путь для Союза». В последнем документе отмечалось, что, хотя социальные права в первую очередь рассматриваются в Евросоюзе сквозь призму труда и вознаграждения, необходимо развивать и систему общей европейской социальной защиты, основанной на социальных правах граждан как учреждающем элементе Европейского союза.

На сессии Европейского совета в Эссене в 1994 г. Комиссии и Совету было поручено следить за тем, что происходит с занятостью внутри отдельных стран, и ежегодно докладывать Евросовету о достигнутых результатах в борьбе с безработицей. Начиная с середины 1990-х гг., датские подходы к данной проблеме получили дополнительное подкрепление со сто-

12 См.: Спиридонов И.А. Мировая экономика : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2007. (Высшее образование).

13 См., напр.: Стрежнева М. Признаки нового этапа в ин-

ституциональной эволюции ЕС: открытый метод координации //

Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 9 ;

Ее же. Проблемы социальной политики в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения. 2006. N° 8. С. 22-31.

роны новых стран-участниц (Швеции и Финляндии): растущее внимание на уровне Евросоюза стало уделяться взаимосвязи между экономической, социальной политикой и политикой занятости. Наконец, Европейская стратегия занятости (ЕСЗ, European Employment strategy) была кодифицирована в Амстердамском договоре и запущена в дело Люксембургской сессией Европейского совета в 1997 г., т. е. еще до вступления Амстердамского договора в силу. Впоследствии содействие обеспечению занятости было включено в список целей Евросоюза: речь идет о стремлении к достижению «высокого уровня занятости», при котором не наносился бы ущерб конкурентоспособности14.

В сфере социальной политики источником полномочий ЕС служат разд. VIII «Занятость», две главы разд. XI ч. 3 Договора о ЕС -гл. 1 «Социальные положения» и гл. 2 «Европейский социальный фонд», а также положения о свободном передвижении работников, содержащиеся в гл. 1 разд. III ч. 3 Договора о ЕС. Важную роль при проведении общей социальной политики Евросоюза играют несколько документов, посвященных социальным правам личности:

- Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г.;

- Европейская социальная хартия, подписанная под эгидой Совета Европы в 1961 г. и пересмотренная в 1996 г.;

- Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г.

Социальная политика, являясь одной из важнейших составляющих внутренней политики любой страны, регулирует социально-экономические отношения и находится в ведении правительства каждого отдельного государства. В последние десятилетия все большую актуальность приобретает задача формирования единой социальной политики Европейского союза. До настоящего времени социальной политике в процессе европейской интеграции придавалось второстепенное значение по сравнению с исследованиями политических и экономических ее аспектов. Уже с принятием Хартии социальных прав трудящихся, которая закрепила минимальные стандарты социального обеспечения и стала своеобразным прологом создания единой стратегии в этой области, наме-

14 См.: Гусев А.А. Региональная политика. Европейская политика : учеб. для вузов. М. : ГУ-ВШЭ. 2004. Т. 2.

тились трудности, связанные с формированием единой социальной стратегии, обусловленные в первую очередь разным уровнем экономического и политического развития, а также особенностями менталитета стран-членов Евросоюза. Некоторые требования Хартии для отдельных стран представлялись трудновыполнимыми. Следующим весомым вкладом в формирование основ единой социальной политики Европейского союза стало подписание Маастрихтского договора15.

Формирование единого рынка Евросоюзе и зоны евро способствовало уменьшению различий между национальными моделями участников этих объединений. Под воздействием данных факторов модели видоизменяются, обретают не свойственные им прежде черты. И все же, несмотря на схожесть процессов, происходящих в развитых странах, специфика региональных и национальных моделей сохраняется. На сегодняшний день можно говорить о четырех оформившихся моделях (или режимах): нордической, англосаксонской, континентальной и южноевропейской - а также об обширной группе стран с социалистическим прошлым, где социальное государство находится на стадии концептуального и институционального оформления. Между ними прослеживаются серьезные различия в таких плоскостях, как регулирование рынка труда, структура финансирования социальных расходов, государственная политика поддержки семей, масштабы инвестиций в человеческий капитал, вовлеченность бизнеса и «третьего сектора» в реализацию социальных программ16.

В связи с развитием интеграционных процессов, ростом конкуренции между странами за инвестиции и рынки сбыта уже с конца прошлого века все очевидней становится необходимость изменения подходов к социальной политике и развития новой социальной стратегии, отвечающей запросам современности. Влияние интеграции можно рассматривать в качестве предпосылки формирования единой социальной политики Евросоюза. Например, для функционирования единого рынка товаров необходимы равные права потребителей, т. е. встает вопрос о разработке общих минималь-

15 См.: Артамонова О.Н. Международная правосубъектив-ность Европейского союза. С. 30-42.

16 См.: Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / под ред. Ю.Д. Квашнина. М. : ИМЭМО РАН, 2016.

ных стандартов и правил, которые гарантируют эти права и действуют на территории всех государств - членов Евросоюза17. Противниками формирования единых стандартов социальной политики были более развитые страны, правительства которых опасались, что установление более низких стандартов может негативно повлиять на их национальные стандарты. Европейский союз представляет собой объединение относительно развитых стран, поэтому по мере его расширения возникает проблема социальной адаптации новых его членов с менее развитой экономикой. Решение этого вопроса заключается в самой сущности механизма социальной защиты, который обеспечивает унификацию качества жизни и по характеру своего воздействия на экономику играет роль стабилизатора и стимулятора экономического развития. Более высокие социальные стандарты позволяют слабым участникам повысить свой уровень благосостояния не только за счет развития собственной экономики и расширения рынков18.

Основой решения насущных социальных проблем и успешного введения единых стандартов является идея гармонизации национальных систем и постепенного выравнивания структур социальной политики и благосостояния общества стран - членов Евросоюза за счет формирования личной ответственности граждан в отношении собственного качества жизни; грамотных реформ со стороны правительств, в первую очередь на рынке труда и в системе социального обеспечения. Развитие прогрессивной и эффективной для всех стран Европы модели социальной политики станет следующим этапом на пути углубления интеграции между странами, а также адаптации отдельных государств в едином союзе. При решении этой задачи необходимо (особенно для бывших соцстран) решить вопрос о роли государства и о соотношении личной и государственной ответственности за перемены в социальном положении населения в целом и всех составляющих его групп19.

Одним из важных следствий европейской интеграции стало постепенное выравнивание уровней социально-экономического развития.

17 См.: Право Европейского союза : учеб. для вузов / под ред. С.Ю. Кашкина. М. : Юристъ, 2006.

18 См.: Раджабова З.К. Мировая экономика : учеб. 2-е изд., испр. М. : ИНФРА-М, 2007. (Высшее образование).

19 См.: Мировая экономика : учеб. / под ред. И.П. Нико-

лаевой. 3-е изд., перераб и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Тем не менее в структурах экономики и общества стран Евросоюза все еще обнаруживаются существенные различия, которые время от времени порождают коллизии и конфликты в объединении и таким образом тормозят центростремительные тенденции в регионе. Значительные страновые различия в режимах регулирования рынков труда и социального обеспечения ограничивают процесс формирования единого социального пространства - территориальной общности, где в соответствии с нормами и правом Европейского союза проводится его социальная политика. Вместе с тем у Евросоюза есть свое социальное измерение, которое включает деятельность структурных фондов, прежде всего Европейского социального фонда, проведение социально ориентированной общей сельскохозяйственной политики, совершенствование законодательства, регулирующего занятость и условия труда. Все большее значение приобретает следование общим

для Евросоюза принципам равенства и недис-

20

криминации .

На наш взгляд, в последние десятилетия все большую актуальность приобретает задача формирования единой социальной политики Европейского союза. В связи с развитием интеграционных процессов, ростом конкуренции между странами за инвестиции и рынки сбыта уже с конца прошлого века все очевидней становится необходимость изменения подходов к социальной политике и развития новой социальной стратегии, отвечающей запросам со-временности21. Помимо процессов глобализации, с конца прошлого века многие государства объединенной Европы в большей или меньшей степени переживали кризисные социально-экономические явления, которые развивались взаимосвязанно: массовая безработица, инфляция, старение населения. Некоторые государства и сейчас продолжают находиться на пути реформ. Одним из выходов из сложившейся ситуации становятся социальные реформы и разработка единой стратегии социальной политики, которую целесообразно начать с создания единых стандартов социальной политики для

20 См.: Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее.

21 См., напр.: Европейское международное право: учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. М., 2005 ; Международное право : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Ашовский Б.М. и др.] ; под ред. А.А. Коволева, С.В. Черниченко. 2-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2007.

стран Евросоюза. В связи с расширением последнего, растущей интеграцией и старением населения целесообразно выделить три главных ориентира реформ: а) реформа рынка труда и сокращение безработицы путем реализации стратегии занятости, направленной на удлинение «трудовой жизни», введение обучения в ходе трудовой деятельности; б) реформирование системы страхования, в первую очередь обязательного пенсионного страхования; в) поощрение социальной интеграции и развитие иммиграционной политики.

Важной гарантией принципа равенства мужчины и женщины в профессиональной жизни является распространение принципа равенства полов на системы социальной защиты. Этому посвящена Директива Совета 79/7/ЕЭС от 19 декабря 1979 г. о поступательной импле-ментации принципа равенства мужчин и женщин в сфере социальной защиты22. В свою очередь Директива Совета 86/613/ЕЭС от 11 декабря 1986 г. о применении принципа равенства между мужчинами и женщинами, занятыми в том числе и в сельском хозяйстве, в качестве лица свободной профессии, а также защите лиц свободной профессии женского пола в течение беременности и материнства23 распространила рассматриваемый принцип на лиц свободных профессий.

При разработке стандартов единой социальной политики необходимо принимать во внимание целостную систему социально-экономических и политических отношений государства. Разработка единой стратегии социальной политики должна учитывать различия в менталитете и особенностях каждой кон-

24

кретной страны .

Главная задача реформ заключается в создании условий для роста занятости, так как оборотная сторона высокой социальной защищенности состоит в снижении стимулов к поиску работы и потере профессиональных навыков. Необходимо стимулировать процесс социально-профессиональной интеграции безработных. Основной задачей правительств и наднациональных институтов власти является планирование экономики с целью создания рабочих мест и увеличения производительности труда.

22 OJ 1979 L 006/24.

23 OJ 1986 L 359/56.

24 См.: Спиридонов И.А. Мировая экономика.

Библиографический список

1. Айзинова, И.М. Европейская социальная политика в период кризиса (обзор систем пенсионного обеспечения и здравоохранения в странах ЕС) // Научные труды ИНП РАН. - М. : МАКС Пресс, 2013.

2. Артамонова, О.Н. Международная правосубъективность Европейского союза // Журнал российского права. - 2006. - № 8.

3. Гусев, А.А. Политика Европейского союза / Ин-т сравнит. политологии РАН. - М., 2005.

4. Гусев, А.А. Региональная политика. Европейская политика : учеб. для вузов. - М. : ГУ-ВШЭ. 2004.- Т. 2.

5. Дамаскин, О. Социальная политика Европейского союза: уроки для России [Электронный ресурс] // Обозреватель - Observer. - 2005. - № 12. - Режим доступа : http://observer.materik.ru/ observer /N12_2005/12_07.HTM

6. Европейское международное право : учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. - М., 2005.

7. Евростат. База данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.epp.eurostat. ec.europa.eu

8. Каргалова, М. Европейская социальная модель: содержание и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.Lawvinrussia.ru

9. Международное право : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Ашовский Б.М. и др.] ; под ред. А.А. Коволева, С.В. Черниченко. - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2007.

10. Международные экономические отношения : учеб. / Н.Н. Ливенцев [и др] ; под ред. Н.Н. Ливенцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби : Проспект, 2005.

11. Мировая экономика : учеб. / под ред. И.П. Николаевой. - 3-е изд., перераб и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Мировая экономика и международный бизнес : учеб. / кол. авт. ; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2006.

13. Право Европейского союза : учеб. для вузов / под ред. С.Ю. Кашкина. - М. : Юристъ, 2006.

14. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. - М. : Аксиом, 2009.

15. Раджабова, З.К. Мировая экономика : учеб. - 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 2007. -(Высшее образование).

16. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / под ред. Ю.Д. Квашнина. -М. : ИМЭМО РАН, 2016.

17. Спиридонов, И.А. Мировая экономика : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2007. - (Высшее образование).

18. Стрежнева, М. Признаки нового этапа в институциональной эволюции ЕС: открытый метод координации // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 9.

19. Стрежнева, М. Проблемы социальной политики в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 8.

20. Sapir, A. Globalization and the Reform of European Social Models (Background document for the presentation at ECOFIN informal Meeting in Manchester, 9 Sept. 2005 [Electronic resource]. - Mode of access : http//www.bruegel.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.