Бум внутреннего туризма в Китае должен быть поддержан правительством с помощью стимулирующих мер. Речь идет, во-первых, о развитии туристской инфраструктуры (в частности, необходимо увеличить количество газозаправочных станций у автострад). Во-вторых, для стимулирования внутреннего туризма необходимо, чтобы выполнялось национальное законодательство об оплачиваемых отпусках1. В-третьих, организациям, работающим на рынке внутреннего туризма, целесообразно кооперироваться для создания новых туристических продуктов. Последнее относится и к взаимодействиям между провинциями для предотвращения неоправданной конкуренции в привлечении внутренних туристов и формирования комплексного туристского продукта, охватывающего несколько дестинаций (взаимодополняющими являются провинции Юньнань, Цинхай, Ганьсу, Шеньси и Нинся-Хуэйский автономный район, в то время как провинцией-конкурентом - Сычуань) (2).
Список литературы
1. Azam M., Bhatt V. Spatial income inequality in India, 1993-2011: A district level decomposition.-2016. - April. - 36 p. - (IZA. Discussion papers series; N 9892).
2. Tourism and regional income inequality: Evidence from China / Li H., Li Chen J., Li G., Goh C. // Annals of tourism research. - 2016. - Vol. 58. - P. 81-99.
3. Minguela D.A. Regional income inequality in France: What does history teach us? / Instituto Figuerola ciencias sociales. - Madrid, 2018. - 34 p. - (IFCS. Working papers in economic history series; N 18-01).
2018.03.040. ПИАСНА А., ТЕОДОРОПУЛУ С., ГАЛГОЦИ Б. СОСТОЯНИЕ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЕВРОПЕ В 2017 г. PIASNA A., THEODOROPOULOU S., GALGOCZI B. Benchmarking working Europe 2017. - Brussels: European trade union institute, 2017. -74 p. - Mode of access: https://www.etui.org/Publications2/Books/ Benchmarking-Working-Europe-2017
1 С 1 января 2008 г. в стране действуют утвержденные Приказом Госсовета КНР № 514 «Правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» продолжительностью (в зависимости от стажа работы) от 5 до 15 дней. Однако в некоторых регионах и на многих предприятиях эти правила не соблюдаются. -Прим. реф.
Ключевые слова: Евросоюз; рынок труда; безработица; социальный диалог.
Специалисты Европейского профсоюзного института (European trade union institute) указывают на особую важность исследования рынка труда в 2017 г., обусловленную кризисом как в экономике, так и в социальной и политической сферах. 2017 г. запомнился не только Брекситом (выходом Великобритании из ЕС), но и выборами в крупнейших странах Евросоюза и вступлением в должность президента США Д. Трампа с его стратегией «Америка превыше всего». Учитывая это, европейские институты управления предприняли ряд инициатив, связанных с будущим развитием Европы. В их число входят: издание «Белой книги» (White Paper), подготовленной экспертами Европейского валютного союза (EMU), доклад пяти президентов «Будущее Европы» (Future of Europe), программа Европейская основа социальных прав (European pillar of social rights)1. Эти документы определяют концепцию будущего развития Европы, в основе которой лежит социальный компонент (с. 8).
Авторы сосредоточили внимание на разработке новых механизмов управления, необходимых для возврата Евросоюза на устойчивый путь социально-экономического развития. Макроэкономические показатели ЕС в 2016 г. характеризуются некоторым ростом ВВП: его величина превысила на 4,8% уровень 2008 г. (с. 5). В основном этого удалось добиться благодаря росту экспорта и переориентации европейской экономики на внешние рынки. Частное потребление остается выше докризисного уровня, а инвестиции существенно ниже. Одновременно предкризисная тенденция к выравниванию размера ВВП на душу населения стран ЕС не восстанавливается и вряд ли восстановится в ближайшие годы, несмотря на некоторое улучшение экономической конъюнктуры в последнее время. Кроме того, не все государства - члены ЕС придерживаются курса на ужесточение бюджетной политики и вместо этого упрямо верят в то, что бюджетный профицит приведет к со-
1 Утверждена Еврокомиссией в апреле 2017 г. и представляет собой набор из двадцати руководящих принципов, нацеленных на обеспечение равных возможностей и доступа к рынку труда, достойных условий труда, социальной защиты и интеграции всех граждан. - Прим. реф.
кращению государственного долга. Между тем анализ мирового опыта не дает убедительных доказательств, подтверждающих, что экономический рост и повышение налогообложения необходимы для сокращения государственной задолженности (с. 16).
Поскольку рост заработной платы превышал рост производительности труда, его динамика существенно замедлилась, что привело также к низким темпам инфляции. В дополнение к этому минимальный размер заработной платы превышал ее средние реальные показатели. Это было следствием того, что рост наиболее низкой заработной платы опережал рост средней оплаты труда, причем особенно сильным это опережение было в странах с самой низкой минимальной зарплатой. Несмотря на это, размер минимальной зарплаты в большинстве стран ЕС остается слишком низким и не позволяет обеспечить работникам достойный уровень жизни.
Риск обнищания работающей части населения (in-work povert) усилился в последние девять лет, особенно среди временно занятых. Хотя социальные расходы увеличились, этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать отрицательные последствия проводимой политики жесткой экономии (с. 24). В период 20082016 гг. произошло сокращение рабочих мест на 180 тыс. человек. Анализ изменений на рынке труда свидетельствует об ухудшении ситуации и усилении различий между разными группами населения и разными странами. Так, пожилые работники старше 65 лет стали активнее выходить на рынок труда отчасти в связи с недостаточным уровнем пенсионного дохода. Молодежь и лица с низким уровнем образования находятся в особенно тяжелом положении на рынке труда: уровень долгосрочной безработицы в этой группе трудоспособного населения остается самым высоким и при этом он продолжает расти. Увеличивается также и численность тех, кто имеет неполную занятость с низкой зарплатой и по этой причине подвержен высокому риску нищеты. В целом риск нищеты у такой категории работников в последние девять лет продолжал повышаться.
Социальный диалог и участие работников в заключении трудового договора представляют собой важный инструмент демократического процесса управления рабочей силой. Однако последние события показали, что на пути развития этого процесса существу-
ют определенные препятствия. Так, хотя Евросоюз имеет давние традиции в области обеспечения наемных работников правами на получение информации и консультаций, эти права существенно различаются в отдельных европейских странах; причем половина занятых ЕС лишены какой-либо возможности коллективного представительства своих интересов (с. 56). Несоблюдение такого права, по мнению авторов, равносильно неуважительному отношению к фундаментальной концепции демократии Евросоюза. По этой причине крайне важно, чтобы такой демократический процесс, как социальный диалог, стал обязательным условием успешного перехода Европы на путь устойчивого развития, заключают авторы.
Б.Г. Ивановский
2018.03.041. ШПИГЕЛАЕР С., ПЛАСНА А. ПОЧЕМУ И КАК СОКРАЩАЕТСЯ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ?
SPIEGEL AERE S., PLASNA A. The why and how of working time reducing. - Brussels: European trade union institute, 2017. - 83 p. -Mode of access: https://www.etui.org/Publications2/Guides/The-why-and-how-of-working-time-reduction
Ключевые слова: Евросоюз; занятость; сокращение рабочего времени.
Рабочее время является одним из основных объектов изучения Европейской федерации профсоюзов (European trade union federation, EPSU), представляющей интересы занятых в общественном секторе экономики, в том числе в здравоохранении, социальной сфере и коммунальных услугах, пожарном деле и службе по чрезвычайным ситуациям. Важнейшей задачей EPSU является защита прав работников общественного сектора в соответствии с положениями Европейской директивы о рабочем времени 2003 г. (EU's Working Time Directive, 2003/88/EC), национального законодательства и коллективных договоров. Более того, общественный сектор, как работодатель, зачастую показывает положительные примеры в области сокращения рабочего времени и других инициатив, улучшающих баланс между работой и личной жизнью занятых (с. 5).
Стандартная норма полной занятости (conventional full-time norm) в большинстве стран в общественном секторе Евросоюза ко-