Научная статья на тему 'Еврорегионы и их роль в интеграционных процессах'

Еврорегионы и их роль в интеграционных процессах Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1859
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЕВРОРЕГИОН / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / REGION / EUROREGION / INTEGRATION PROCESSES / TRANSBOUNDARY REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гражданкин Александр Сергеевич

Современная Европа представляет собой единое интеграционное пространство. Однако процессы европейской интеграции не являются для нынешней Европы чем-то новым. Более того, они начали протекать на территории Европы еще задолго до создания Европейского Союза. По своей сути интеграционные процессы представляли приграничное сотрудничество, впоследствии оформившееся в создание еврорегионов. На данный момент еврорегионы являются активными участниками интеграционных процессов, наблюдаемых в Европе, в связи с этим возрастает и их роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Euroregions and their role in integration processes

Modern Europe represents uniform integration space. However processes of the European integration, at all aren't for present Europe something new. Moreover, they have started to weep in territory of Europe even for long creations of the European Union. Inherently integration processes represented frontier cooperation, in a consequence issued in creation euroregions. At present euroregions are active participants of integration processes observed in Europe in this connection their role increases also.

Текст научной работы на тему «Еврорегионы и их роль в интеграционных процессах»

А. С. Гражданкин

ЕВРОРЕГИОНЫ И ИХ РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Современная Европа представляет собой единое интеграционное пространство. Однако процессы европейской интеграции не являются для нынешней Европы чем-то новым. Более того, они начали протекать на территории Европы еще задолго до создания Европейского Союза. По своей сути интеграционные процессы представляли приграничное сотрудничество, впоследствии оформившееся в создание еврорегионов. На данный момент еврорегионы являются активными участниками интеграционных процессов, наблюдаемых в Европе, в связи с этим возрастает и их роль.

Modern Europe represents uniform integration space. However processes of the European integration, at all aren't for present Europe something new. Moreover, they have started to weep in territory of Europe even for long creations of the European Union. Inherently integration processes represented frontier cooperation, in a consequence issued in creation euroregions. At present euroregions are active participants of integration processes observed in Europe in this connection their role increases also.

Ключевые слова: регион, еврорегион, интеграционные процессы, трансграничные регионы.

Key words: region, euroregion, integration processes, transboundary regions.

В нынешних реалиях еврорегионы становятся активными участниками наблюдаемых интеграционных процессов. Это подтверждается, например, постоянным привлечением иностранных инвестиций и реализацией крупных международных проектов на их территории. Данное обстоятельство заставляет, в свою очередь, по иному взглянуть на роль, которая отводится еврорегионам в интеграционных процессах в Европе.

Переходя непосредственно к рассмотрению сущности еврорегионов в интеграционных процессах, необходимо разобраться в ключевых понятиях. К таким относится определение региона и интеграционных процессов. Ре-

гион - понятие не новое, введенное в научный оборот еще в начале XX в. французским географом Э. Реклю. Под ним обычно понимают в физическом смысле - ограниченную территорию, а в экономическом - расположенные на этой территории хозяйственные объекты, имеющие производственную специализацию в международном разделении труда. Если все это обобщить, то можно сформулировать так: регион это - область (район, часть страны), отличающаяся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев сочетающихся с особенностями национального состава населения. По этому поводу необходимо заметить, что регионы могут быть как экономическими, так и политическими, а также социокультурными, административными и др. Но нас в первую очередь интересуют трансграничные регионы. Под ними понимают сопредельные пограничные территории, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным и этническим единством. В Западной Европе наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества получили еврорегионы, как средоточие различных потенциалов. Благодаря наличию этих потенциалов они имеют возможность безболезненно интегрироваться в экономическое и политическое пространство Европы. Еврорегионы, по выражению экономико-геогра-фа В. А. Дергачёва, - это приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности [7]. В Европе на данный момент насчитывается порядка ста еврорегионов. Естественным образом эти еврорегионы в силу своих экономических, политических или социокультурных возможностей стараются кооперироваться с ближайшими соседями - такими же еврорегионами, чтобы создать уже на едином пространстве выгодные для себя и для их участников экономические, правовые, политические и иные условия. Та-

кие процессы слияния регионов или стран в единое целое и называются интеграционными. Интеграционные процессы в рамках трансграничного сотрудничества способствуют свободному перемещению товаров, услуг, капитала и людей. Как и в случае с регионами, интеграция также подразделяется на экономическую, политическую и социальную. Так, под экономической интеграцией понимается сращивание рынков, под социальной - сближение и унификация обществ, а под политической -создание надгосударства, воспроизводящего на своем уровне модель "государства вообще", или создание политического сообщества со сложно организованной формой соуправле-ния (governance) [1].

За свою длительную историю европейское политическое, экономическое и социальное пространство претерпевало значительные изменения, так что к середине XX в. большинство государств имели территории, расколотые границами экономических районов, формировавшихся десятилетиями и столетиями, а то и просто искусственно разделенные города, а также территории с этнической чересполосицей и трансграничными семейными связями. В таких условиях начало реализации ряда интеграционных проектов в Европе на государственном уровне не могло не породить локальные инициативы в приграничных районах. Первые еврорегионы были созданы вдоль "позвоночного столба" западноевропейской цивилизации - исторического "рейнского коридора" с тысячелетним опытом вольных городов, протянувшегося от Италии до Нидерландов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические "полюса роста" Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей [3]. На территории этих еврорегионов расположены столицы Европейского Союза - Страсбург и Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества. Сама идея возник-

новения еврорегионов берет начало в западноевропейских странах. Там она использовалась для преодоления относительной социально-экономической отсталости приграничных регионов по отношению к центру [7].

В дальнейшем, по мере развития процессов европейской интеграции, еврорегионы стали рассматриваться как необходимый инструмент строительства Европейского Союза. В настоящее время еврорегионам отводится важная роль в создании благоприятных условий для сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. По мнению В. А. Дергачё-ва, осуществление идеи ликвидации государственных границ в Европейском Союзе открывает приграничным регионам с многонациональным населением особые возможности и новые перспективы для всестороннего развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В результате естественного и непосредственного общения друг с другом формируется их европейское самосознание. Поэтому еврорегионы призваны осуществлять приграничное сотрудничество на основе принципа субсидиарности. Это защищает территориальную общину от чрезмерной бюрократизации [7].

Если говорить об особенностях еврорегионов, то каждый из них отличается величиной и политико-административными особенностями. Они имеют различные уставы и рассматриваются как важнейший элемент построения единой Европы. Рассмотрим наиболее значительные еврорегионы Западной Европы и их роль в интеграционных процессах.

Первым еврорегионом, который был образован в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов, т.е. уже на следующий год после создания Европейского экономического сообщества, стал "Гронау". В настоящее время он насчитывает около 106 округов с населением в 2,5 млн. чел. [5]. Этому региону отводится особая роль в осуществлении интеграции на рынке рабочей силы. Еврорегион "Рейн-Вааль" (именуемый еще целевым союзом) образован в 1993 г. Он представляет собой соглашение о территориальном сотрудничестве, подписанное между двумя федеральными землями Германии (Северный Рейн-Вестфалия и Нижняя Саксония) и Королевством Нидерланды. В состав данного еврорегиона вошли немецкие и нидерландские города, территориальные общи-

ны, а также другие общественные объединения (всего 45 юридических лиц) [3]. Роль, которая отводится этому еврорегиону, включает сотрудничество не только в экономической сфере, но также и в области культуры, образования, транспортных коммуникаций, социальной сферы, здравоохранения и охраны окружающей среды. Такая многоаспектность в сотрудничестве продиктована проводимой ЕС региональной экономической политикой по передаче еврорегионам ряда политических и экономических функций для самостоятельного решения ряда вопросов на локальном уровне. Здесь же просматривается и роль регионов как самостоятельных субъектов, участников интеграционных процессов в Европе, способных усилить экономическую и политическую интеграцию ЕС на основе их включенности в международные процессы глобализации [6].

Еврорегион "Айфель-Арденны", который включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Санкт-Вит (Бельгия) и общину Клерво (Люксембург), является рабочим сообществом муниципальных образований, т.е. членство в еврорегионе является открытым для всех без исключения других общин и коммунальных органов района Айфель-Арденны". Это обстоятельство, в свою очередь, привлекает заинтересованных в сотрудничестве местных предпринимателей и, тем самым, обеспечиваются новые финансовые вливания и возможности для развития этого еврорегиона. Классическим примером является еврорегион Саар-Лор-Люкс-Рейн, созданный в 1995 г. на основе образованного в 1988 г. коммунального рабочего сообщества КОМРЕГИО. Еврорегион осуществляет свою деятельность на территориях Великого Герцогства Люксембург, Лотарингии (Франция), территориях Германии (земли Саар, западных районов земли Рейн-ланд-Пфальц), а также районов Бельгии, граничащих с Великим Герцогством Люксембург. Среди целей и задач этого региона выделяются следующие: 1) взаимный обмен опытом и информацией, особенно в части территориального планирования и реализации совместных проектов, с учетом специфики приграничного сотрудничества; 2) обмен информацией о планировании и результатах осуществления коммунальных проектов; 3) оказания своим членам консультативных услуг; 4) представле-

ние проектов в соответствии с принципом субсидиарности; 5) содействие обмену сотрудниками административного управления и повышения их квалификации в сфере приграничного сотрудничества, 6) организации работы по укреплению в сознании проживающих на территории еврорегиона населения идеи о необходимости приграничного сотрудничества [7]. Членом данного еврорегиона также может стать любая административно-территориальная единица или другие местные коммунальные организации, если они заявят о своем согласии с его целями.

В последнее время среди еврорегионов наблюдается процесс территориального укрупнения. Так в 1996 г. правительства Германии, Франции, Люксембурга и Швейцарии подписали Соглашение о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления. Впервые, с учетом многолетнего опыта функционирования локальных еврорегионов, были унифицированы правила сотрудничества для обширной территории, включающей федеральные земли Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц и Саар (Германия), регионы Эльзас и Лотарингия (Франция), союз коммун (Люксембург) и кантоны Солер, городской и сельский Базель, Аг-рови и Юра (Швейцария). Цель данного соглашения заключается в облегчении и упрощении приграничного сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления четырех европейских стран, с учетом внутреннего законодательства и международных обязательств [7]. Можно сказать, что создан самый крупный западноевропейский полигон для совершенствования принципов регионализма на континенте.

Широкомасштабное приграничное сотрудничество на правах свободного участия формирует своеобразные свободные экономические зоны, где осуществляют свою деятельность не только члены ЕС, но и многие другие государства. Но самое главное состоит в том, что в эти зоны устремляются крупные капиталовложения в виде прямых иностранных инвестиций, что способствует подъему этих приграничных территорий и приводит к реализации на этих территориях значительных инвестиционных и интеграционных проектов. Правда, пока хороших результатов удалось до-

биться лишь в реализации проектов по транспортной кооперации. Рассмотрим подробнее транспортный вектор развития в еврорегионах как один из важнейших этапов экономической политики. Можно выделить три группы проектов транспортной кооперации:

- по налаживанию интенсивного транспортного сообщения на приграничных территориях и развитию локальных объектов дорожной инфраструктуры с целью хозяйственного сближения соседних областей;

- по сооружению крупных объектов инфраструктуры, проходящих через территорию еврорегионов, с целью стимулирования социально-экономического развития приграничных территорий;

- по использованию открывшихся экономических преимуществ от создания масштабных объектов транспортной инфраструктуры, возведенных без непосредственного участия и поддержки со стороны еврорегионов.

Наиболее типичным видом локальной транспортной кооперации в еврорегионах является развитие пограничных переходов. Особо интенсивное развитие локальные транспортные инициативы получили на польско-германской границе, где реализованы проекты реконструкции не только погранпереходов, но и дорог, мостов, а также организовано трансграничное местное автобусное сообщение. В еврорегионах с участием западноевропейских государств приоритетное развитие пограничных переходов сегодня потеряло актуальность [3].

При ограниченности финансовых возможностей ряд еврорегионов реализует в транспортной сфере только научные исследования. Их результаты предъявляются заинтересованным инвесторам с целью решения насущных проблем приграничных территорий. Ярким примером служит еврорегион "Инсуб-рика" - рабочее сообщество северных провинций Италии и итало-швейцарского кантона Тессин. При более развитом сотрудничестве в рамках еврорегионов, подкрепленном необходимыми средствами, совершенствование транспортной инфраструктуры рассматривается как средство повышения инвестиционной привлекательности территории для новых частных компаний, а значит, создания дополнительных рабочих мест и подъема уровня жизни населения. В частности, в созданном в 1977 г. нидер-

ландско-германском "Эмс-Долларт" для этого проводится три группы мероприятий: повышение качества дорог общего пользования, сооружение логистических центров, развитие системы подъездных путей для оборудованных промышленных зон [3].

В ряде еврорегионов в странах Центральной и Восточной Европы также реализуются значительные транспортные проекты. Так, в 1999 г. для интенсификации хозяйственного взаимодействия в районах этнически неоднородного населения организованы венгерско-словацкие регионы "Ипель" и "Ваг - Дунай -Ипель" [7]. Одним из приоритетов для них стало развитие транспорта - строительство автодороги "Север - Юг" и реконструкция железнодорожной сети в приграничных районах, а также восстановление пограничного моста через Дунай в Эстергоме. Самые ощутимые успехи в развитии транспорта достигнуты в созданном в 1995 г. германско-польско-датско-шведском регионе "Померания". Налажена польско-германская паромная переправа, модернизировано судоходство на Одере, восстанавливается сеть водных каналов, связывавших до 1940-х гг. Щецин и Берлин [8]. Кроме того, в Щецине построена станция обслуживания пассажирских поездов для международного сообщения и модернизированы два приграничных аэропорта, что выходит за рамки локальных инициатив. По уровню сотрудничества в транспортной сфере данный еврорегион приближается к своим аналогам на границе ФРГ и Нидерландов. Например, в уже упоминавшемся еврорегионе "Рейн-Вааль" реализуется целая серия проектов. Среди недавних - реконструкция военного аэродрома в округе Клеве (ФРГ) для нужд гражданской авиации с развитием необходимой сети наземного транспорта и строительство автодороги Эммерих (ФРГ) -Гендринген (Нидерланды). Прорабатывается вопрос возобновления движения через границу пригородных поездов на линии Эммерих -Арнем и организации маршрута скоростных автобусов Клеве - Неймеген (железнодорожное сообщение из Дуйсбурга через Клеве в Неймеген уже начато в 1990-е гг. параллельно с взаимным признанием проездных документов двух стран) [9].

Еврорегионы могут стимулировать также развитие масштабных транспортных про-

ектов. Так, на территории региона "Верхний Рейн" значительно расширен международный аэропорт Базель - Мюлуз - Фрайбург: сначала осенью 2002 г. был открыт новый северный франко-германский терминал, а через год - и южный швейцарский терминал. Параллельно ведется модернизация инфраструктуры железнодорожного и речного сообщения (Базель -транспортный узел общеевропейского значения). В частности, в 2003 г. закончена реконструкция портов на Рейне, для облегчения судоходства построен новый железнодорожный мост, сооружен интермодальный логистический центр. В 2008 г. завершена полная модернизация железнодорожной сети в еврорегионе с устранением нестыковок французской и швейцарской систем. Из новых мощных проектов следует назвать поддержанное еврорегионом "Тироль - Альто-Адидже - Трентино" строительство туннеля под перевалом Бреннер в Альпах на международной трассе Мюнхен -Верона. Примерами создания еврорегионов для использования крупных транспортных проектов, реализованных сторонними силами, служат британско-французско-бельгийский регион "Кент - Нор-Па-де-Кале" и шведско-датский "Эресунн (Зунд)". Первый возник в 1987 г. (бельгийские регионы присоединились летом 1991 г.) [3]. В его задачи входит использование выгод от построенного в 1994 г. туннеля под Ла-Маншем, прежде всего для сокращения безработицы на прилегающих территориях. Второй образован в 1996 г. для развития экономических связей и НИОКР, а также содействия росту занятости в агломерациях Мальмё и Копенгагена благодаря сооружению в 2000 г. моста через разделяющий их пролив Зунд.

Рассмотренная выше транспортная кооперация является только началом реализации более широкомасштабных проектов по экономическому развитию территорий, входящих в тот или иной еврорегион. Совершенствование транспортной инфраструктуры рассматривается как средство повышения инвестиционной привлекательности территории для новых частных компаний, а значит, создания дополнительных рабочих мест и подъема уровня жизни населения. Но нельзя забывать, что большое влияние на экономическое развитие того или иного еврорегиона оказывает размер терри-

тории. В рамках небольших регионов обычно удается развивать лишь локальные проектные инициативы, например, в случае с транспортом - это ремонт дорог, строительство локальных мостов, модернизация пунктов пограничного пропуска. Возможности крупных по территориальному охвату еврорегионов для развития инвестиционных проектов намного больше, однако, при достижении определенного масштаба обостряется проблема координации усилий участников и сочетания их противоречивых интересов.

В заключении необходимо подвести итоги проведенного анализа, касающегося роли еврорегионов в интеграционных процессах. Во-первых, следует отметить, что еврорегионы являются локальным приграничным уровнем интеграции, но это не отменяет их ключевой роли, касающейся взаимодействия европейских государств в различных сферах деятельности. Лишь при реализации инициатив на локальном уровне можно говорить о действительном развитии интеграционных связей с соседями на государственном уровне. Во-вторых, ликвидация политических и экономических барьеров внутри Евросоюза стимулирует формирование единых экономических районов с общими рынками труда на территории многих еврорегионов, особенно существующих длительное время. Как следствие, инициативы в рамках таких еврорегионов оказываются успешными не только из-за ощутимой финансовой поддержки со стороны бюджета ЕС, но и вследствие собственного желания муниципалитетов и местных предпринимателей участвовать в их реализации. В-третьих, еврорегионы в экономической политике ЕС выполняют роль свободных экономических зон, куда устремляются прямые иностранные инвестиции, а это способствует экономическому подъему приграничных территорий. Больших успехов, например, удалось добиться в реализации транспортных проектов. В-четвертых, развитие интеграционных процессов на низовом уровне позволяет выявить острые проблемы, которые остаются вне поля зрения высших чиновников, крупных бизнесменов и т. д. Таким образом, еврорегионы являются тем кирпичиком в интеграционных процессах, с которого начинается строительство общеевропейского дома.

Литература

1. Байков А. Библиография сравнительной интеграции в 2000-х годах // Международные процессы, 2010. № 1. С. 58-73.

2. Бирюков С. Германия-Франция: спор о "Европе регионов" // Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 10. С.42-50.

3. Кузнецов А. Еврорегионы: полвека малой интеграции // Современная Европа, 2008. № 3. С. 48-59.

4. Макарычев А. Фиксируем тенденцию. "Игры понятий": новая "геометрия регионализма" в европейском контексте // Международные процессы, 2003. № 12. С. 68-77.

5. Полуденная М. В. Некоторые особенности приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов // Сборник материалов научно-технической конференции МГТУ, 2000. № 8. С. 42-44.

6. Швейцер В. Я. Большой опыт малых стран // Современная Европа, 2008. № 3. С. 46-59.

7. URL: http://www.dergachev.ru (сайт профессора Дергачёва В. А.).

8. Euroregion Pomerania (URL: http://www.pomerania.net).

9. Euregio Rhein-Waal (URL: http://www.euregio.org).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.