15 (48) - 2009
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
зарубежный опыт развития региональной экономической интеграции
м. и. балашевич,
кандидат экономических наук, профессор
Белорусский государственный экономический университет
О. а. паршутич,
магистр экономических наук, ассистент Полесский государственный университет
Обобщен зарубежный опыт развития трансграничного сотрудничества и создания свободных экономических зон наиболее ярко выраженными и широко представленными в мировой практике способами региональной интеграции. Показано его значение для совершенствования местной экономической инфраструктуры и подъема экономики отстающих регионов, а также для либерализации экономических отношений в постсоветских республиках.
Ключевые слова: Европейский союз, трансграничный регион, еврорегион, свободные экономические зоны.
Межрегиональное сотрудничество и региональная интеграция являются важнейшими элементами современного витка социальной эволюции. В общемировом масштабе они представляют собой синтез взаимодействия глобализации и регионализации. Практика межрегионального сотрудничества позволяет эффективно использовать новые возможности политической кооперации, экономического и межкультурного взаимодействия, а также обеспечивать стабильность и устойчивое развитие с учетом новых вызовов и угроз.
Весьма четко это проявляется на пространстве Европейского союза (ЕС) — высокоразвитого и во многом уникального интеграционного объединения, успешно адаптирующегося к условиям глобализации и регионализации. В Европейском союзе процессы межрегионального сотрудничества достигли наиболее совершенного уровня и обрели высокоэффективное институциональное оформление. Практика активного взаимодействия между регионами единой Европы как неотъемлемая составляющая интеграционных процессов не только влияет на формирование современной
структуры общеевропейского пространства, но и проникает в сферу международных отношений. Политика единой Европы направлена на стратегию развития внутриевропейского пространства в тесном взаимодействии с окружающими странами и регионами.
Евросоюз — это модель поэтапного пятиступенчатого развития: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политическая интеграция. В этой схеме каждая предшествующая ступень понимается как логическая предпосылка к последующей, а направлением региональной интеграции считается поступательное движение от экономического к политическому объединению (союзу).
Переход ЕС к высшей форме экономической интеграции обогащает содержание и формы межрегионального экономического сотрудничества. Наиболее распространенными формами, охватывающими даже отдаленные друг от друга регионы, являются:
• обмен опытом регионального развития и управления;
• устройство региональных ярмарок и выставок на территориях друг друга;
• организация торгов на закупку товаров для региональных и местных администраций с участием регионов разных стран;
• сотрудничество породненных городов. Развивая свои внешние связи, регионы стремятся оказывать ускоряющее воздействие на процессы европейской интеграции. Косвенным путем это происходит посредством межрегионального и приграничного сотрудничества, которое способствует
-й- 93
приоритеты и безопасность
объединению Европы «снизу» в сферах экономики, экологии, культуры, развития территории. Идея трансграничного сотрудничества возникла в Европе в 1950-х гг., и его основной целью было достижение взаимного общественного роста, налаживания связей между экономическими, научными, культурными институтами приграничных регионов [4].
Трансграничный регион — это сопредельные пограничные территории государств, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным, этническим единством. В Западной Европе наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества получили еврорегионы, пограничное сотрудничество и международные транспортные коридоры. Путь к единой Европе проходит через пограничные территории, где наиболее отчетливо проявляются социокультурные рубежи.
Еврорегионы — приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности. Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством.
Первые еврорегионы были созданы вдоль «позвоночного столба» или «хребта» западноевропейской цивилизации — исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей. На территории этих еврорегионов расположены столица Европейского союза г. Страсбург и г. Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы.
В Западной Европе уже сложился единый механизм внутригосударственного согласования при вступлении территориальных общин в еврорегио-ны. В соответствии с ним местные власти принимают соответствующие решения самостоятельно,
94 -
а центральные (в лице министерств экономики, юстиции, иностранных и внутренних дел) координируют их деятельность в соответствии с национальным законодательством.
Наиболее активно процесс создания трансграничных структур начался в 1980-х гг. и был связан с повышением роли наднациональных институтов в их развитии. В этот период была принята Рамочная конвенция и началось финансирование приграничных образований со стороны наднациональных институтов.
В 1991 г. было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн — Вестфалия и Нижняя Саксония и Королевством Нидерланды!. На основании этого документа в 1993 г. был создан немецко-нидерландский Целевой союз «Европейский регион Рейн — Вааль», в состав которого вошли немецкие и нидерландские города и общины, сообщества общин и другие публично-правовые объединения (всего 45 юридических лиц). Этот Союз стал правопреемником основанного в 1978 г. Сообщества «Еврорегион Рейн — Вааль». Таким образом, за два десятилетия постепенно были осуществлены три стадии интеграции с учетом выявленных недостатков. Приграничное сотрудничество нового Целевого союза осуществляется в следующих областях: экономическое развитие; образование;
транспортные коммуникации; территориальное планирование; культура и спорт; туризм и отдых;
защита окружающей среды и утилизация отходов;
охрана природы и уход за садово-парковыми ансамблями; социальная сфера; здравоохранение; защита от природных катастроф; телекоммуникации;
общественная безопасность и порядок [6].
Хотя перечень задач и компетенций еврореги-она в основном совпадает с принятыми типовыми и рамочными соглашениями, еврорегион отдает приоритет одной из наиболее острых для индустриальных территорий проблеме — экологии, включая утилизацию отходов. Еврорегион имеет консолидированный бюджет, взнос в который зависит от численности населения входящих в Союз городов и общин.
В 1996 г. в Майнце было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федераль-
ными землями Северный Рейн — Вестфалия, Рей-нланд—Пфальц (Германия), регионом Валлония и Немецкоязычным сообществом Бельгии. Таким образом, был создан прецедент, когда одно и то же территориальное сообщество может входить в разные еврорегионы. Данное соглашение направлено на более тесную консолидацию немецких и французских приграничных территориальных общин. Не случайно в соглашении оговорена возможность присоединения к еврорегиону Французского сообщества Бельгии.
В 1987 г. был создан совместный орган приграничного сотрудничества — «Совет Лемана», включающий департаменты Франции и кантоны Швейцарии, расположенные вокруг озера Леман (Женевского озера). Особенность еврорегиона, отраженная в принятой Конвенции, обусловлена необходимостью сохранения единого уникального природного объекта, развития и обустройства природного бассейна озера с учетом его особенностей. Это обусловило основные сферы деятельности ев-рорегиона:
водное хозяйство; транспортные коммуникации, производство и транспортировка энергии; лесное хозяйство и экономика сельского хозяйства горных районов; защита естественной среды озер, рек, лесов и природных ландшафтов; защита и улучшение условий жизни; социально-экономическое развитие городов и сельских районов;
развитие сферы обслуживания, туризма и бальнеологии;
профессиональное обучение и повышение квалификации;
здравоохранение и исследовательские учреждения медицинского профиля; культура и культурное наследие, обмен деятелями культуры;
социальные проблемы населения приграничных районов [5].
15 февраля 1995 г. был создан еврорегион Са-арЛорЛюксРейн. Его штаб-квартира была расположена в Люксембурге, но может быть перенесена по решению членов правления в любое другое место. Еврорегион осуществляет свою деятельность на территориях Люксембурга, Лотарингии, Саар, Рейнланд-Пфальц, а также районов Бельгии, граничащих с Люксембургом. Среди целей и задач этого еврорегиона выделяются следующие: • взаимный обмен опытом и информацией, особенно в части территориального планирования
и реализации совместных проектов с учетом специфики приграничного сотрудничества;
• обмен информацией о планировании и результатах осуществления коммунальных проектов;
• оказание своим членам консультативных услуг;
• представление проектов в соответствии с принципом субсидиарности;
• содействие обмену сотрудниками административного управления и повышение их квалификации в сфере приграничного сотрудничества;
• организацияи работы по укреплению в сознании проживающих на территории еврорегиона населения идеи о необходимости приграничного сотрудничества [3].
Приграничное сотрудничество распространяется на все сферы деятельности, входящие в компетенцию коммунальных органов власти. Членом еврорегиона может стать любая административно-территориальная единица, другие местные коммунальные организации, если они заявят о своем согласии с его целями.
Правительства Германии, Франции, Люксембурга и Швейцарии в 1996 г. подписали Соглашение о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления. Впервые с учетом многолетнего опыта функционирования локальных еврорегионов были унифицированы правила сотрудничества для обширной территории, включающей федеральные земли Бад-Вюртенберг, Рейнланд-Пфальц и Саар (Германия), регионы Эльзас и Лотарингия (Франция), союз коммун (Люксембург) и кантоны Солер, городской и сельский Базель, Агрови и Юра (Швейцария). Цель данного соглашения заключается в облегчении и упрощении приграничного сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления четырех европейских стран с учетом внутреннего законодательства и международных обязательств. Можно утверждать, что создан самый крупный западноевропейский полигон для совершенствования принципов регионализма на континенте. Опыт создания еврорегионов в западноевропейских странах свидетельствует о поэтапности этого процесса, тщательности экономико-правового обоснования пути к созданию общеевропейского дома.
После падения «железного занавеса» началось продвижение еврорегионов на восток континента. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества, что обусловлено рядом причин.
- 95
В 1994 г. был создан еврорегион «Ныса», включивший приграничные районы и гмины Чехии, Германии и Польши. В рамочном соглашении о сотрудничестве выделяются следующие направления совместной деятельности:
• сотрудничество в области территориального планирования;
• улучшение состояния окружающей среды;
• подъем развития экономики и выравнивание жизненных стандартов;
• строительство и развитие инфраструктуры в соответствии с приграничными потребностями;
• сотрудничество в аварийных ситуациях;
• туризм и культурный обмен;
• воздействие на улучшение межчеловеческих отношений;
• сотрудничество в гуманитарной и социальной областях;
• рассмотрение жалоб граждан [6].
В целом анализ трансграничного сотрудничества в Европе позволил выделить ряд тенденций или общих направлений развития этого процесса. Первоначально трансграничные структуры были созданы в странах, расположенных в северной части европейского континента, что объясняется, главным образом более высоким уровнем развития по сравнению с районами южноевропейских государств.
Новым явлением в развитии трансграничных объединений стала интеграция приграничных районов с целью поддержки отраслей экономики, находящихся в кризисном состоянии.
В ряду новых тенденций находится трансграничное сотрудничество не сопредельных, а территориально удаленных регионов. Яркий пример этому — трансрегиональное объединение департамента Нор-Па-де Кале (Франция) и графства Кент (Великобритания), созданное для реализации проекта по строительству туннеля под Ла-Маншем.
В настоящее время среди европейских стран наиболее развитые приграничные связи имеет Германия. По периметру ее границ с Данией, Нидерландами, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией и Польшей функционирует ряд еврорегионов, в частности, «Памина», «Элес-Долларт», «Лрт-Альи», «Верхний Рейн Бодснзи» и другие. С германской стороны очень активно в трансграничном сотрудничестве участвуют региональные и местные власти земли Северной Рейн — Вестфалии [1].
Среди основных форм осуществления внешних связей регионов можно выделить заключение и реализацию соглашений о сотрудничестве, деятельность представительств регионов, визиты региональных лидеров.
96 -
Деятельность еврорегионов финансируется из трех источников: местные власти, центральные власти и зарубежные средства (государства Западной Европы, фонды ЕС и др.). Еврорегионы, трансграничное сотрудничество служат важными звеньями развития сотрудничества как внутри ЕС, так и между ЕС и его новыми соседями, в том числе Беларусью.
Трансграничное сотрудничество между новыми членами ЕС и их восточными соседями имеет следующие формы и уровни:
• непосредственное сотрудничество местных властей;
• поддержание связей между органами центральной власти;
• деятельность общественных организаций;
• экономическое сотрудничество. Еврорегионы становятся довольно распространенной формой сотрудничества на восточной границе ЕС, представляя собой основу трансграничного взаимодействия областных и районных властей с неправительственными организациями. Они не имеют административного характера, а их деятельность основывается на координации работы субъектов данного еврорегиона, которые действуют согласно законодательству данного государства.
Еврорегионы способствуют диалогу культур, их взаимообогащению, сохранению культурного многообразия. В их рамках реализуются программы культурных обменов, проводятся фестивали национальных культур, фольклорные праздники, выставки.
Важным элементом сотрудничества становится совместное обоснование и разработка бизнес-планов для получения финансовых средств, необходимых для реализации проектов.
Трансграничное сотрудничество служит средством оживления социально-экономических процессов. Еврорегионы выполняют функцию привлечения средств европейских фондов для решения региональных проблем, повышая шансы местных властей в решении различного рода задач. Развитие приграничных территорий необходимо для повышения конкурентоспособности экономики страны на глобальном уровне.
Наряду с формированием специальных зон приграничного сотрудничества — еврорегионов, где экономические связи носят широкомасштабный характер, отношения по трансграничному сотрудничеству между государствами реализуются в форме оказания так называемых общественньж услуг, т. е. предоставления коммунальных услуг или действий через границу, связанных с охраной окружающей среды.
Это направление приграничного сотрудничества представлено разнообразными формами. Так, местные и региональные власти Австрии и Чехии осуществляют совместную эксплуатацию ирригационных систем и объектов переработки промышленных вод, на австрийско-венгерской границе проводится совместный контроль за отходами, содержанием дорог и пограничных объектов, Германия и Чехия совместно построили и эксплуатируют местные железнодорожные маршруты. По самому широкому кругу вопросов сотрудничают Бельгия и Нидерланды: поставка газа и воды голландскими компаниями бельгийской стороне, совместная переработка сточных вод, взаимная поддержка по борьбе с несчастными случаями. Взаимные связи в области водообеспечения и переработки сточных вод широко распространены между муниципалитетом земли Германии и округа Франции. Сектор общественных услуг оказывается в центре внимания местных властей приграничных районов на начальной стадии сотрудничества и создает хорошую основу для дальнейшего развития приграничных связей.
К числу локальных форм региональной экономической интеграции относятся также и свободные экономические зоны (СЭЗ). В пределах СЭЗ применяются отличающиеся условия хозяйствования: правовой режим деятельности экономических субъектов, включая либерализацию валютного регулирования, льготный порядок налогообложения, беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров.
В последние 20 лет в мире сформировывалось более десятка видов СЭЗ различной функциональной направленности, которые классифицируются по многим признакам: характеру деятельности или предназначению; степени интегрированности в национальную экономику; отраслевой специализации и другим. В пределах ЕС выделяют следующие зоны: свободные таможенные зоны Венгрии, сводные беспошлинные зоны Болгарии и свободные порты Германии.
Важнейшим направлением деятельности таких зон является стимулирование обработки экспортной продукции в рамках географической территории, на которой разрешается беспошлинный доступ к импортируемому сырью, и осуществляется обработка товаров для экспорта.
В настоящее время более распространены экспортно-производственные зоны. Основная цель их создания заключается в организации производств товаров для экспорта на базе местного сырья или импортных полуфабрикатов и компонентов с использованием иностранного партнера. К ним от-
носятся зоны совместного предпринимательства Венгрии и Болгарии, предпринимательские зоны Великобритании.
Опыт формирования СЭЗ в ЕС говорит о том, что рыночный механизм экономики в целом автоматически решает задачи, характерные для СЭЗ (приток иностранных инвестиций, экспортоориентиро-ванное развитие промышленных производств и т. д.). Среди стран ЕС можно выделить Великобританию, где критерий подъема депрессивных территорий является определяющим при создании СЭЗ. В Испании также основанием для объявления специальных зон служат показатели спада в промышленности на небольшом географическом пространстве. Во Франции выбор СЭЗ напрямую определяется необходимостью решения проблем занятости.
Государства с развивающейся экономикой с помощью СЭЗ решают более глобальные задачи: ускорение экономического роста, интеграция экономики в мировое хозяйство [2, с. 88—91].
Объединение европейских приграничных регионов приняло следующие принципы содружества и интеграции: партнерство; субсидиарность; создание концепции либо стратегии развития трансграничного содружества. Они повсеместно были признаны и стали основным условием использования европейских программ поддержки.
Условия партнерства составляют два элемента: субъективное партнерство, т. е. касающееся государственного, регионального и локального уровней с каждой стороны границы, и уровневое партнерство, т. е. сотрудничество между партнерами по обе стороны границы. Первое характеризует связь государственного уровня и (часто недавно созданного) регионального либо локального уровня. Второе расширяет взаимную связь между партнерами по обе стороны границы. Это условие означает равенство обоих партнеров независимо от их величины, состояния экономики и количества населения. Условием развития уровневого партнерства является ликвидация многочисленных административных и финансовых преград.
Уровневое партнерство расширяет взаимную связь между партнерами по обе стороны границы. Это условие означает равенство обоих партнеров независимо от их величины, состояния экономики и других составляющих, таких как количество населения. Условием развития уровневого партнерства является ликвидация многочисленных административных и финансовых преград.
Опыт показывает, что трансграничное сотрудничество лучше развивается и добивается наибольших успехов в тех местах, в которых инициативу
берут на себя региональные и локальные субъекты. Подход «снизу к верху», означающий признание правил партнерства центрального и локального уровней, позволяет вести сотрудничество в соответствии с правилом субсидиарности, которое включает и перенос компетенции на возможно самый низкий административный уровень. Компетенции региональных административных единиц, касающиеся задач, реализуемых на международном уровне, так называемом трансграничном, должны быть сближены с компетенциями, которые имеют центральные органы управления.
В настоящее время заключено уже много договоров, касающихся трансграничного сотрудничества на двухсторонней основе. Однако только трансграничные регионы могут наполнить эти договора конкретным содержанием.
Реализацию практического сотрудничества на региональном и локальном уровнях затрудняет тот факт, что рамочные условия, согласованные на высших уровнях (европейском, двух- либо многостороннем), не находят своего отражения в государственных нормативных актах. Кроме того, приграничные регионы характеризуются различной географической величиной и плотностью населения, имеют различный уровень развития экономики инфраструктуры.
Территория Европейского союза, несмотря на активные процессы интеграции, является крайне несбалансированной в демографическом, социальном и, особенно, экономическом смыслах. На протяжении последних десятилетий вследствие усиления процессов глобализации, совершенствования технологии и организации труда, повышения концентрации интенсивных потоков конкуренция на мировом рынке значительно обострилась. Эти процессы во многом обусловили увеличение дисбаланса в развитии регионов ряда стран, а также усиление конкурентных преимуществ одних регионов и ослабление их у других. В результате на территории ЕС наблюдается неоднозначная картина: одни регионы испытывают, несмотря на достаточность ресурсов, значительный экономический упадок, а другие — по-прежнему не получают адекватного экономического развития. И причина не только в историческом характере развития региона, но и в отсутствии конкурентных преимуществ.
В рамках ЕС ряд регионов характеризуется дефицитом одного или нескольких факторов, что и служит основной причиной их низкой конкурентоспособности по отношению к другим регионам.
Таким образом, можно утверждать, что европейский регионализм основан на принципах «ат-
98 -
лантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет как бы впереди ЕС, закладывая фундамент будущего гражданского общества. Европейская интеграция является длительным процессом, включающим этапы создания таможенного, торгового, экономического и валютного союза.
На постсоветском пространстве приграничное региональное сотрудничество не получило заметного развития по ряду причин. Это и преодоление экономического хаоса в переходный период, и политические противоречия, доходящие порой до противостояния некоторых республик, и протекционистская внешнеэкономическая политика, и политическая самоизоляция. Но эффективность еврорегионального сотрудничества требует устранения барьеров на пути его развития. Это убедительно подтверждает опыт Республики Беларусь.
Почти шестилетний опыт участия Беларуси позволяет говорить о том, что механизм регионального сотрудничества является весьма важным не только для решения актуальных проблем территорий, но и более широких задач. Борьба с незаконной миграцией, наркотрафиком, торговлей людьми, организованной преступностью не в последнюю очередь зависят от оснащенности контрольно-пропускных пунктов на границах, тесного сотрудничества пограничных, полицейских и административных властей. Главная сложность в нашем, белорусском, случае — использование принципа субсидиарности. Это, как известно, предполагает высокое развитие территориального самоуправления, что для нашей страны достаточно серьезная проблема как в силу исторической традиции, так и в силу того, что действующий в настоящее время закон о местном самоуправлении от 1991 г. не дает местным органам власти достаточных полномочий, практически без изменений сохраняя их декоративную роль советского времени. И дело здесь не только в сложностях финансирования проектов регионального сотрудничества за счет источников местных бюджетов, но и в постоянной оглядке наверх, в необходимости согласования с «центром» каждого шага. Кроме этого, сдерживает трансграничное сотрудничество слабая реформированность экономики Беларуси, особенно в вопросах собственности, ее слабая инвестиционная привлекательность. Конечно, можно рассчитывать на создание в еврорегионах гибких рыночных структур, и они уже создаются либо созданы (акционерные
общества, совместные предприятия), однако режима наибольшего экономического благоприятствования пока, к сожалению, нет как для белорусских субъектов хозяйствования, так и для их партнеров по ту сторону границы.
Особое значение имеет аспект, связанный с по-лиэтничным составом еврорегионов. Причем это характерно абсолютно для всех еврорегионов, не только белорусских. Государственные границы обычно никогда не совпадают с этническими, и потому проблемы «национальных меньшинств» с той или иной степенью остроты здесь присутствуют всегда.
Поэтому на сегодняшний день необходимым условием успешного развития еврорегионов является наличие правовой базы. Основной юридический документ, устанавливающий рамочные условия сотрудничества на региональном и местном уровнях, — это Европейская конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980 г., Мадрид). Согласно этому документу субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной администрации, действующие в рамках внутренних законодательств. Юридические нормы большинства европейских государств не содержат законодательных актов, касающихся трансграничного сотрудничества. Это относится и к Беларуси. Однако такие правила предусмотрены многосторонними международными конвенциями, межгосударственными договорами, а также декларациями региональных властей об установлении единых правил, касающихся трансграничного сотрудничества.
Эффективность еврорегионов обеспечивает научно обоснованная региональная политика государства, закрепленная в правовой сфере. В Беларуси пока нет документа, выражающего систему намерений и действий по реализации интересов
государства в отношении регионов, а также интересов самих регионов, не прописан механизм их функционирования.
Важный аспект развития еврорегиона — наличие квалифицированных кадров. На региональном уровне сотрудники местных органов власти отвечают за деятельность еврорегионов в дополнение к основной функциональной нагрузке, у них не хватает необходимых знаний для подготовки проектных предложений. Приграничные местные органы власти других стран в настоящее время уже приступили к созданию национальных бюро или исполнительных дирекций еврорегионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бусыгина И. М. Европейские и российские регионы: стратегии выживания в эпоху глобализации. — URL: http://globalculture. ru/news/news58. html (дата обращения: 02.03.2008).
2. Вертинская Т. С. Регионы в международных экономических отношениях. Серия: «Экономика», приложение к журналу «Право и экономика». — Мн.: Право и экономика. 2000. — 192 с.
3. Дергачев В. А. Регионалистика. / Дергачев В. А. Научные труды в семи книгах. Кн. 2. Электронное издание на CD. — Издательский проект профессора Дергачева. — Киев. 2008.
4. Borchardt K.-D. European Integration. The origins and growth of the European Union. — Brussels. 1995.
5. Regional Contact: Journal for regional information and the exchange of experience and ideas in the field of European Regionalism, № 10. — Copenhagen-Maribor. 1995.
6. Regionalism as means for promoting Democracy, Stability and Development. / 17th Conference Europe of Regions/ Odessa, Ukraine, September 20—22, 1996. / Abstracts. — Odessa. 1996.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]