Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ'

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
949
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / САНКЦИИ / ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФРАНШИЗА / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пьянкова Анна Алексеевна

Данная статья посвящена исследованию влияния ввода пакета санкций против Российской Федерации на правоотношения в сфере франчайзинга. В статье были раскрыты преимущества франчайзинга, история появления его на территории России, понятие «коммерческая концессия». Особое внимание было уделено влиянию санкций на франчайзинговые правоотношения и поведению иностранных компаний в данной ситуации. Были выделены определенные модели действий зарубежных компаний, а также отмечены правительственные меры поддержки граждан при объявлении иностранного предприятия о временной приостановке деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING IN RUSSIA UNDER THE INFLUENCE OF SANCTIONS

This article is devoted to the study of the impact of the introduction of a package of sanctions against the Russian Federation on franchise legal relations. The article revealed the advantages of franchising, the history of its appearance on the territory of Russia, the concept of "commercial concession". Particular attention was 250 paid to the impact of sanctions on franchise legal relations and the behavior of foreign companies in this situation. Certain models of actions of foreign companies were highlighted, as well as government measures to support citizens when announcing a temporary suspension of activities of a foreign enterprise were noted.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ»

УДК 347.4

Пьянкова Анна Алексеевна Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия

Россия, Иркутск paa 22022001@mail.ru Pyankova Anna Alekseevna East Siberian Branch Russian State University of Justice

Russia, Irkutsk

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ САНКЦИЙ Аннотация: данная статья посвящена исследованию влияния ввода пакета санкций против Российской Федерации на правоотношения в сфере франчайзинга. В статье были раскрыты преимущества франчайзинга, история появления его на территории России, понятие «коммерческая концессия». Особое внимание было уделено влиянию санкций на франчайзинговые правоотношения и поведению иностранных компаний в данной ситуации. Были выделены определенные модели действий зарубежных компаний, а также отмечены правительственные меры поддержки граждан при объявлении иностранного предприятия о временной приостановке деятельности. Ключевые слова: франчайзинговые правоотношения, санкции, иностранная компания, приостановление деятельности, франшиза, коммерческая концессия.

FRANCHISING IN RUSSIA UNDER THE INFLUENCE OF SANCTIONS

Annotation: this article is devoted to the study of the impact of the introduction of a package of sanctions against the Russian Federation on franchise legal relations. The article revealed the advantages of franchising, the history of its appearance on the territory of Russia, the concept of "commercial concession". Particular attention was

paid to the impact of sanctions on franchise legal relations and the behavior of foreign companies in this situation. Certain models of actions of foreign companies were highlighted, as well as government measures to support citizens when announcing a temporary suspension of activities of a foreign enterprise were noted. Key words: franchise legal relations, sanctions, foreign company, suspension of activity, franchise, commercial concession.

На этапах открытия и первоначального развития бизнеса многие предприниматели сталкиваются с рядом трудностей, таких как отсутствие знаний в области организации и продвижения своего дела, сложности в накапливании клиентской базы, возникновение непредвиденных затрат. В связи с этим набирают популярность правовые отношения в сфере франчайзинга: именно они помогают решить данные проблемы «молодых предпринимателей» и становятся инструментом ведения их деятельности. Так, по статистике из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга - только 14% [1, с. 46].

На территории Российской Федерации франчайзинг существует уже более 30 лет. Первыми франшизами стали «Дока-хлеб» и «Дока-пицца», которые в 90-х годах 20 века пользовались большим успехом и имели более 800 представительств в городах России и стран СНГ. В настоящее время по данным издания Franshiza.ru на начало 2022 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 3095 франшиз, среди которых 49% занимаются предоставлением услуг бизнесу и населению, 24% - общественным питанием, 8% - продовольственной продукцией [2].

Несмотря на растущую популярность, в российском законодательстве до сих пор отсутствует определение франчайзинга. В рамках российской правовой системы для данного типа правоотношений используют другое понятие-синоним - «коммерческая концессия». В соответствии со ст.1027 ГК РФ по

250

договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [3].

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Сторонами по договору коммерческой концессии являются правообладатель - лицо, которое предоставляет комплекс прав, и пользователь - лицо, получающее возможность использовать комплекс прав. Основной обязанностью правообладателя является передача пользователю технической и коммерческой документации и предоставление иной информации, необходимой пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также инструктирование пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Обязанности пользователя можно разделить на обязанность по уплате вознаграждения и обязанность по обеспечению надлежащего использования комплекса прав.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Разовый (иногда именуется как паушальный) платеж позволяет правообладателю единовременно получить вознаграждение за использование комплекса прав. Периодические платежи (иногда именуются также «роялти») более характерны для интеллектуального права, с которым данный договор достаточно тесно связан. Такие платежи дают пользователю возможность получить определенную рассрочку выплат. Кроме

251

того, обусловленность выплат продолжительностью срока действия договора поддерживает стабильность отношений - ни одна из сторон не заинтересована в досрочном прекращении договора. Зачастую именно периодические платежи ставятся в зависимость от выручки или годового оборота продукции [4, с. 474].

Таким образом, главными преимуществами франчайзинга являются отточенность бизнес - модели и поддержка пользователя правообладателем. Многие предприниматели уже успели по достоинству оценить этот способ ведения бизнеса, однако в настоящее время правоотношения в сфере франчайзинга претерпевают значительные изменения в связи с введением пакета санкций против Российской Федерации. Так значительное число иностранных компаний с производственными активами в России объявили о переменах в бизнес-модели: ряд иностранных компаний расторгнул договоры и прекратил свою деятельность на территории Российской Федерации, другой ряд компаний просто сократил производство.

С начала марта 2022 года о прекращении работы на российском рынке объявили более 300 крупных зарубежных компаний [5]. Часть из них мгновенно прикрыли все свои торговые точки, как, например, Inditex, владеющая Zara, Bershka, Oysho, Pull&Bear и другими известными брендами. Но не всем иностранным компаниям удалось закрыть свои предприятия на территории Российской Федерации. Такая возможность стала доступна лишь тем, кто единолично владел всей сетью магазинов. Директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайленко отмечает, что «с правовой точки зрения просто отозвать лицензию и закрыть франчайзи нельзя. Для расторжения договора коммерческой концессии нужны очень грубые его нарушения, и занимает эта процедура год-полтора» [6]. Так некоторые компании, заявив об уходе с российского рынка, не смогли прекратить работу до конца. Например, после официального закрытия сети «Макдоналдс», часть ресторанов, работающих по франшизе, продолжила свою деятельность. Впоследствии Александр Говар, владелец по франшизе 25 ресторанов

252

McDonald's в Сибири, выкупил оставшиеся рестораны. И 9 июня 2022 года бренд McDonald's окончательно ушел из России. На смену ему появилось новое отечественное заведение быстрого питания «Вкусно и точка» [7].

Официально касательно своей цели прийти к соглашению вместе с франчайзи и прикрыть в Российской федерации все без исключения — и собственные, и работающие по лицензии — заведения высказался Yum! Brands, владелец KFC и Pizza Hut. Из тысячи работающих в России ресторанов компании принадлежат только 70. О результатах переговоров пока ничего не известно. Глубокие проблемы с закрытием сети франшиз есть у Burger King (800 ресторанов, работающих по лицензии), у Marks & Spencer (48 магазинов), Marriott и Accor (28 и 57 отелей соответственно). Все рестораны сети Burger King работают по договору франшизы и продолжают деятельность, хотя бренд и прекратил корпоративную поддержку, в том числе приостановил поставки. По словам эксперта издания BBC, отозвать лицензию у франчайзи очень сложно, для этого его действия должны быть признаны опасными для репутации бренда [6].

Ряд иностранных компаний с введением пакета санкций против Российской Федерации не прекратили свою деятельность, а приостановили инвестиции, среди них Danon, Mars, Nestle. PepsiCo прекращает производство в России напитков Pepsi, Mirinda и 7Up, но это решение не распространяется на остальные продукты. Компания будет также бесперебойно производить остальную продукцию: молоко, соки, детское питание [8].

Директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайленко

считает, что нет зарубежных компаний, которые добровольно (без давления)

хотели бы разрывать деловые связи и закрывать франшизы в России. «Для

компании потерять мастер-франчайзи — это очень неприятно. Мастер-

франчайзи очень долго ищут, примерно как невесту — потому что найти нужно

того, кому можно доверить представлять себя в другом регионе, в другой

стране. Нормальные компании будут максимально держаться за то, чтобы не

253

потерять такого партнера». Юрий Михайленко отмечает, что сейчас «франшизный» бизнес процветает, и его инвестиция - это хорошая идея [6].

Согласно прогнозам редакции Businessmens.ru, до окончания 2022 года спрос на франшизы возрастет на 20%. Пользоваться спросом будут франшизы в сфере производства, медицинских услуг, ремонта, а также ГГ. Компании, которые смогут перестроить процессы производства под реалии нового времени, получат дополнительное внимание со стороны начинающих предпринимателей [9].

«Наблюдаю за великим исходом иностранных компаний с российского рынка» - пишет зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев на своей странице во «ВКонтакте» днем 10 марта. Дмитрий Анатольевич отметил, что «Правительство России уже занимается проработкой мер, в число которых входит банкротство и национализация имущества таких иностранных организаций, прогибающихся под санкциями» [10].

Депутатами Государственной Думы А. Выборным, М. Старшиновым, В. Водолацким, О. Матвейчевым 12 апреля 2022 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О внешней администрации по управлению организацией». В настоящее время законопроект принят в первом чтении [11].

В качестве нового механизма предлагается гибрид уже имеющейся в

законе о банкротстве процедуры внешнего управления, которая будет

осложнена замещением активов. Внешняя администрация по управлению

организацией будет представлена группой лиц, обладающей полномочиями по

руководству компанией. К её обязанностям относится принятие мер по

возобновлению деятельности компании и предупреждению банкротства,

обеспечению сохранности имущества и рабочих мест. Это будет некой

государственной поддержкой граждан: предприятие продолжит производство,

сохранятся рабочие места и выплата заработной платы. Однако внешняя

администрация вправе выступить и за создание новой организации на базе

254

существующей — через процедуру банкротства. Так многочисленные предприятия, которые объявили о «временной приостановке» деятельности, подпадут под действие законопроекта, если их действия приведут к финансовым проблемам, считает член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. Однако и для них в законопроекте предусмотрена возможность возобновления работы, которое отменит процедуру внешней администрации

Правоотношения в сфере франчайзинга в России изменились под влиянием санкций: ряд иностранных компаний расторгнул договоры и прекратил свою деятельность на территории Российской Федерации, другой ряд компаний просто сократил производство. Некоторые исследователи выделяют в этом и определенные плюсы: освобождается ниша для отечественного производителя, происходит уменьшение конкуренции (именно конкуренции с иностранным производителем). Правительство в свою очередь принимает меры по поддержке граждан Российской Федерации, в частности в настоящее время рассматривается законопроект «О внешней администрации по управлению организацией», который «возьмет в руки» иностранные предприятия, объявившие о временной приостановке деятельности. Но стоит отметить, что даже под влиянием санкций франчайзинг не прекратил свое существование, ученые прогнозируют и выделяют развивающиеся на данный момент отрасли франчайзингового бизнеса в России. Ну а как франчайзинг будет развиваться в дальнейшем, мы увидим сами.

Список литературы:

1. Никонорова А. Г. Перспективы развития франчайзинга в регионах РФ / А. Г. Никонорова, Е. Р. Красильникова // Инновационная наука. — 2020. — №

[12].

1. — С. 45-51.

2. Российский франчайзинг 2022 - статистика от franshiza.ru // franshiza. -URL: https: //franshiza.ru/article/read/statistica_rynka_franshizinga_2022/ (Дата обращения: 19.06.2022).

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017. - 544С.

5. Соколов К. В Москве приостановили работу около 300 компаний с иностранным участием // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/18/03/2022/62346ecb9a7947d20cb68d77 (Дата обращения: 21.06.2022).

6. Какую роль займет франчайзинг в новой экономике России // Сноб. -URL: https: //snob .ru/money/kakuyu-rol-zaj met-franchaj zing-v-novoj-ekonomike-rossii/ (Дата обращения: 25.06.2022).

7. Плеханов А. Почему McDonald's в России теперь называется «Вкусно и точка» - и какими были другие варианты // ГОЛ. - URL: https://gol.ru/materials/19112-tasty-and-point (Дата обращения: 23.06.2022).

8. Яковенко Д., Романова Т. «Привет «Макдоналдсу»: как иностранные компании уходят из России // Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/458697-privet-makdonaldsu-kak-inostrannye-kompanii-uhodat-iz-rossii (Дата обращения: 23.06.2022).

9. Обзор рынка франшиз в 2022 году. Что будет с франчайзингом // Businessmens. - URL: https://businessmens.ru/franchise/article/obzor-rynka-franshiz-v-2022-godu-chto-budet-s-franchayzingom (Дата обращения: 25.06.2022).

10. Медведев Д. Наблюдаю за великим исходом иностранных компаний с российского рынка // Вконтакте. - URL: https://vk.com/wall53083705_54488 (Дата обращения: 23.06.2022).

вопросы российской юстиции выпуск № 20

11. Законопроект № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией» // СОЗД ГАС «Законотворчество». - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/104796-8 (Дата обращения: 25.06.2022).

12. Виноградова Е., Ткачев И., Парфентьева И., Галимова Н., Канаев П. Как власти решили управлять имуществом уходящих из России компаний // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/09/03/2022/6228acf99a79477828ae9aba (Дата обращения: 25.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.