Научная статья на тему 'Франчайзинг и COVID-19: адаптация, тренды и потенциал в восстановлении экономики'

Франчайзинг и COVID-19: адаптация, тренды и потенциал в восстановлении экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / коммерческая концессия / франшиза / франчайзи / франчайзер / интеллектуальная собственность / коронавирус / адаптация / franchising / commercial concession / franchise / franchisee / franchisor / intellectual property / COVID-19 / adaptation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ищук Анатолий Сергеевич

В статье анализируется влияние пандемии COVID-19 на рынок франчайзинга. Поскольку пандемия серьёзно ударила по мировой экономике, модели масштабирования бизнеса, позволяющие адаптироваться к изменяющимся условиям, приобретают ключевое значение. Определено влияние кризиса на конфигурацию преимуществ франчайзинга для обеих сторон, на примере рынков США и России проанализирована статистика по франчайзингу и выделены важнейшие тренды развития. Выявлен потенциал франчайзинга в восстановлении экономики после кризиса на примере создания новых рабочих мест, повышения деловой активности населения и вклада в ВВП страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising and COVID-19: Adaptation, Trends, and Economic Recovery Potential

The article focuses on the impact of COVID-19 pandemic on the franchising market. As the pandemic hit severely the global economy, it is becoming critically important to scale a business and adapt to changing conditions. Franchising is one of the best methods of such an adaptation. The article assess the impact of pandemic on different advantages of franchising for both counterparties and analyzes the statistics and crucial franchising market trends in the USA and Russia. Besides, the article reveals the potential of franchising in economic recovery, taking a closer look to the creation of new jobs, increase in business activity and contribution to the GDP.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг и COVID-19: адаптация, тренды и потенциал в восстановлении экономики»

Франчайзинг и COVID-19: адаптация, тренды и потенциал в восстановлении экономики

УДК:339.187.44; ББК:65.42; И988 Анатолий Сергеевич ИЩУК,

DOI: 10.24412/2072-8042-2022-4-119-130 Всероссийская академия внешней торговли

(119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра мировой и национальной экономики -

аспирант;

АО Атлас Копко - ассистент менеджера по коммуникациям, E-mail: tolik.ishuk@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируется влияние пандемии COVID-19 на рынок франчайзинга. Поскольку пандемия серьёзно ударила по мировой экономике, модели масштабирования бизнеса, позволяющие адаптироваться к изменяющимся условиям, приобретают ключевое значение. Определено влияние кризиса на конфигурацию преимуществ франчайзинга для обеих сторон, на примере рынков США и России проанализирована статистика по франчайзингу и выделены важнейшие тренды развития. Выявлен потенциал франчайзинга в восстановлении экономики после кризиса на примере создания новых рабочих мест, повышения деловой активности населения и вклада в ВВП страны.

Ключевые слова: франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза, франчайзи, франчайзер, интеллектуальная собственность, коронавирус, адаптация.

Franchising and COVID-19: Adaptation, Trends, and Economic Recovery Potential

Anatoly Sergeevich ISHUK,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse,6A), Department of World and National Economy - Postgraduate student; Atlas Copco JSC - Competence and Communications Manager's assistant, E-mail: tolik.ishuk@yandex.ru

Abstract

The article focuses on the impact of COVID-19 pandemic on the franchising market. As the pandemic hit severely the global economy, it is becoming critically important to scale a business and adapt to changing conditions. Franchising is one of the best methods of such an adaptation. The article assess the impact of pandemic on different advantages of franchising for both counterparties and analyzes the statistics and crucial franchising market trends in the USA and Russia. Besides, the article reveals the potential of franchising in economic recovery, taking a closer look to the creation of new jobs, increase in business activity and contribution to the GDP.

Keywords: franchising, commercial concession, franchise, franchisee, franchisor, intellectual property, COVID-19, adaptation.

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

Актуальность темы. Пандемия СОУГО - 19 нанесла тяжёлый удар по мировой экономике. Согласно данным Всемирного Банка, темпы роста мирового ВВП в период пандемии не просто замедлились, но показали отрицательную динамику: в 2020 году темпы сокращения достигли ежегодных 3,29%. Подобная ситуация фиксируется второй раз за всю историю наблюдения с 1961 года. Даже в период мирового финансового кризиса 2008 года сокращение составило всего 1,3%, что в 2,5 раза ниже пандемийного показателя.

Падение остро чувствовалось как в экономиках развитых, так и развивающихся стран: в США темпы сокращения достигли 3,4% в год, во Франции - 7,8%, Германии - 4,5%, Бразилии - 4%, Индии - 7,2%, России - 2,9%. Исключение составил Китай, но и там темпы роста замедлились с 5,95% в год в 2019 до 2,34% в год в 20201.

В 2021 году ситуация начала улучшаться: наметился восстановительный экономический рост. По данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития, в большинстве стран мира ВВП показало положительную динамику: Франция - 6,79%, США - 5,56%, Германия - 2,87%, Россия - 4,33%2.

Тем не менее, говорить об окончательном преодолении вызванного пандемией кризиса пока рано. По мнению экономистов Джессики Шенон и Ингрид Карлсен: «Восстановление экономики после пандемии оказалось крайне неравномерным, и мы только находимся в процессе. В некоторых странах темпы заражения упали значительно, в других же - контроль заболеваемости по-прежнему представляет из себя большую проблему»3.

В эти непростые времена особенно возрастает значимость таких инструментов поддержания и расширения бизнеса, которые позволяют гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. Одним из таких инструментов и является франчайзинг. Суть проста: одна сторона передаёт другой стороне право заниматься предпринимательством, используя готовую бизнес-модель, а взамен получает определённую плату. Однако гибкость, создаваемую подобным подходом в текущих условиях, трудно переоценить.

Целью настоящего исследования является анализ адаптационных возможностей франчайзинга к условиям коронавирусного кризиса, выявление трендов в данной области и раскрытие потенциала модели в восстановлении экономики (на примере США и России).

Научная новизна исследования состоит в выделении, систематизации и оценке трендов в сфере франчайзинга на международном и национальном уровне, а также выявлении его адаптационных и стимулирующих возможностей.

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

ОБЗОР ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ НА КОНФИГУРАЦИЮ ПРЕИМУЩЕСТВ ФРАНЧАЙЗИНГА

Как отмечает консультант по франчайзингу Денис Евстигнеев: «применение франчайзинга ... обусловлено различными бизнес целями: стать лидером отрасли, оптимизировать закупки за счёт эффекта от роста торговых точек, увеличить долю рынка благодаря франчайзинговым точкам, повысить прибыльность бизнеса»4. В конечном итоге, франчайзинг позволяет компании масштабировать бизнес таким образом, чтобы обеспечить максимальную его эффективность. В условиях кризиса, а особенно такого острого, данные задачи приобретают приоритетное значение.

Не являясь панацеей и, по сути, только воспроизводя уже успешную модель в большем масштабе, франчайзинг, тем не менее, обладает рядом преимуществ для компании, которая выбрала расширение таким методом. Не останавливаясь на всём их многообразии, отметим критически важные в условиях пандемии:

1. Быстрый рост торговой сети без прямого участия в конкуренции. Открытие собственной торговой точки - процесс весьма затратный с финансовой точки зрения. Риски подобного решения несоизмеримо выше, чем расширение с помощью франчайзинга. Франчайзинг как бы создаёт «новую точку выхода на рынок»5. Учитывая, что риски франчайзинга в меньшей степени касаются материальных активов и в большей степени сосредоточены на потенциальном ущербе деловой репутации - компания получает возможность расширить дело и вытеснить конкурентов, напрямую не участвуя в конкуренции и не вкладывая в неё столь критичные в период кризиса активы. В то же время, франчайзи приобретает возможность пользоваться поддержкой более опытного участника рынка, получает «известный и раскрученный бренд, фирменное наименование и корпоративный имидж»6.

2. Гибкость франчайзинга. Модель способна адаптироваться даже к самым тяжёлым экономическим условиям. При угрозе выживаемости бизнеса, могут вводиться различные меры поддержки франчайзи. Имеются примеры отмены или снижения роялти, ввода программ по отсрочке платежа за закупки у поставщика, смягчения условий сотрудничества, помощи во взаимодействии с государственными органами и арендаторами [11,178]. Даже в случае закрытия торговой точки франчайзи, компания обычно не прекращает свою деятельность, поскольку обладает собственной успешной бизнес-моделью и просто продуцирует её в меньшем масштабе.

3. Сетевой эффект. Зачастую, крупные поставщики устанавливают более либеральные цены в отношении оптовых закупок. Франчайзинг позволяет использовать централизованную систему закупок для собственных и партнёрских торговых точек, тем самым позволяя значительно сократить издержки.

Данные преимущества хорошо понимаются и правительствами, и бизнес-сообществами как в развитых, так и в развивающихся странах, что можно наглядно продемонстрировать на примере экономик США и России в постковидный период.

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

ВКЛАД ФРАНЧАЙЗИНГА В ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ США ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

США во всём мире считаются родиной франчайзинга, ведь именно здесь в середине прошлого века была разработана и постепенно вошла в широкое употребление эта модель ведения бизнеса. К 2017 году объём производства франчайзин-говых предприятий в США составил 37% общего мирового объёма производства франчайзинговых предприятий7. С распространением франчайзинга данный показатель постепенно снижается, однако США по-прежнему являются локомотивом, задающим тренды ведения бизнеса подобным образом.

По данным Международной Ассоциации Франчайзинга (далее - IFA), в 2021 году все экономические показатели влияния франчайзинга на экономику США показывают положительную динамику по отношению к 2020 году, а многие возвращаются к допандемийному уровню, что демонстрируется таблицей 1.

Влияние, которое франчайзинг оказывает на восстановление экономики США после пандемии COVID-19 можно описать, подробнее рассмотрев некоторые из приведённых в таблице показателей:

1. Темпы роста количества франчайзинговых предприятий. Уже в 2021 году наблюдался компенсационный рост в 2,8% - после спада в 2020 на 2,6% и по прогнозам этот процесс продолжится, хоть и замедленными темпами (на 2022 год прогнозы составляют рост в 2,2%), что связано с наращиванием темпов роста вакцинации и восстановлением нормальной деловой активности.

Таблица 1

Экономические показатели влияния франчайзинга на экономику США с 2018 г. до прогнозного 2022 г. 8

Показатель / годы 2018 2019 2020 2021 2022

Кол-во предприятий (в тыс.) 760,4 773,6 753,7 774,9 792,0

Изменение в процентах 1,7 -2,6 2,8 2,2

Количество сотрудников (в млн чел.) 8,2 8,5 7,5 8,2 8,4

Изменение в процентах 2,8 -11,40 8,8 3,1

Объём производства (в млрд долл.) 767,1 794,2 677,2 787,7 826,6

Изменение в процентах 3,5 -14,7 16,3 4,9

Вклад в ВВП США (в млрд долл.) 452,1 473,4 446,3 474,2 501

Изменение в процентах 4,70 -5,7 6,2 5,7

По информации IFA, франчайзинговые предприятия хорошо справились с нанесённым пандемией ударом, «франчайзеры постоянно вносили изменения и делились лучшими практиками ведения бизнеса со всеми участниками бизнес сообщества», что привело к повышению гибкости франчайзинговой модели9.

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

Стоит отметить, что в зависимости от сферы ведения бизнеса и темпы роста количества предприятий могут различаться. Наиболее негативное влияние пандемии ощутила на себе сфера ресторанного бизнеса (в 2020 году количество классических ресторанов сократилось на 6,5%, а ресторанов быстрого питания - на 6,7%), но в них и наблюдается наиболее активный компенсационный рост (3,3% и 3,6% соответственно за 2021 год). В то же время, в некоторых отраслях рост, пусть и замедленный, сохранялся даже в пандемию (например, для гостиничного сектора - 1,3% в 2020 году и 1,7% в 2021, что связано с издержками выхода с рынка - гостинице удобнее приостановить деятельность и переждать, чем совсем закрыть предприятие).

2. Темпы роста количества сотрудников франчайзинговых предприятий. С апреля 2020 года по декабрь 2021 года показатель безработицы в США упал на 10,3 процентных пункта - с 14,2% до 3,9%. Во многом это заслуга франчайзинга, который за это время обеспечил работой более 650 тыс. человек. Наиболее быстрыми темпами росло число занятых в секторе гостиничных услуг (30,2% с 2020 по 2021 г.), ресторанном бизнесе (14,9%), услуг для бизнеса (13,7%). На данный момент 71% всех занятых на предприятиях, работающих по модели франчайзинга, приходятся на сферу розничной торговли и ресторанный бизнес10.

3. Темпы роста объёма производства франчайзинговых предприятий. Наиболее драматичным падение объёма производства в 2020 году оказалось для гостиничного сектора (41,8%), сферы личных услуг (34%) и ресторанного бизнеса (28%). Именно в этих отраслях и наблюдается наиболее динамичный компенсационный рост - 59%, 38% и 32% соответственно. В остальных отраслях наблюдается примерно та же картина и уже к 2022 году ожидается выход на докризисные по-казатели11.

Динамику рынка франчайзинга в США можно наглядно продемонстрировать на примере рыночного индекса RIFC 50, первоначально опубликованного Международным Франчайзинговым Центром Розенберга (Rosenberg International Franchise Center - отсюда и название индекса). Индекс включает в себя акции 50 избранных торгуемых на фондовых биржах США публичных компаний, активно использующих модель франчайзинга и имеющих наибольшую капитализацию. На рисунке 1 представлено сравнение изменения показателя индекса по сравнению с изменением S&P 500 с 4 квартала 2016 года по 4 квартал 2021 года, за базовый год принят 2000.

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

№0% 500% 400% 300% 200% 100% 0%

i ii Й Э ^ й й R R R R Й fJ fJ Й

RRRRRRRRRRRRRRRRRRRRR

■t н n m HHmiriNmitHNniidNnii

-RIFC50 в % к 2000 году -5&Р 500 в % к 2000 году

Рис. 1 Сравнение динамики индексов RIFC 50 и S&P 500 за 2016 - 2021 гг. по отношению к 2000 г. 12

Fig. 1. Comparison of RIFC 50 and S&P 500 indices for 2016 - 2021 relative to 2000.

Из рисунка следует три вывода:

1. Франчайзинг в США пользовался большой популярностью и до коронави-русного кризиса, и после. Данный вывод напрашивается, поскольку с 2000 до 2021 года капитализация предприятий, активно использующих франчайзинг, выросла на 442,2 процентных пункта. Аналогичный показатель для индекса S&P 500 -лишь 241,8 процентных пункта.

2. Коронавирусный кризис ударил по франчайзинговым предприятиям более ощутимо, чем по остальным, на графике это проиллюстрировано падением индекса RIFC 50 по результатам 1 квартала 2020 года. Для индекса S&P 500 это падение было менее острым.

3. Оба индекса к 2021 году вышли на докризисный уровень и продолжили рост. Восстановление RIFC 50 произошло медленнее, однако и последующий рост оказался более существенным.

В целом, рынок франчайзинга в США показал свою выживаемость в условиях кризисной ситуации. Гибкость адаптации франчайзинговой модели позволяет бизнесу вносить весомый вклад в ВВП страны и повышать занятость населения.

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФРАНЧАЙЗИНГА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Схожая ситуация, пусть и с определённой спецификой, наблюдается и на российском рынке. В настоящее время на первый план выходят факторы, связанные с санкционным давлением, которые наслаиваются на факторы, связанные с корона-вирусным кризисом, и мешают оценить реальную картину, однако на основе данных за 2020-2021 год можно сделать вывод о том, что франчайзинг определённо прошёл тест на выживаемость.

Во многом поддержка франчайзинга в России в период пандемийного кризиса опиралась на инициативы бизнес-сообщества. Российской Ассоциацией Франчайзинга (далее РАФ ) в 2020 году были предложены антикризисные меры, направленные на сохранение субъектов, работающих по модели франчайзинга в условиях коронавирусной инфекции. Многие из этих мер, будучи формально принятыми, на деле не реализованы, как, например: обеспечение доступа к льготным кредитным ресурсам по сниженным процентным ставкам и пересмотр условий по действующим кредитным договорам в сторону их смягчения. Однако часть мер работает и показала свою эффективность - отсрочка взыскания налоговых платежей и мораторий на санкции по налоговым задолженностям13. Кроме того, многое зависит от региона. В Москве, например, предоставляются субсидии на уплату процентов по кредитам, но во многих других регионах таких мер не предусмотрено14.

Стоит отметить, что « франчайзинг в РФ находится на стадии своего развития»15. По данным на начало 2022 года, на российском рынке действует всего 3095 франшиз16. Это примерно 60 000 франчайзинговых предприятий, что в 12,5 раз меньше количества предприятий в США. Причины столь невысокой популярности данной модели ведения бизнеса в России, согласно данным Международного индекса привлекательности франчайзинга заключаются в повышенных рисках, связанных с низкими темпами прироста ВВП, экономической и политической конъюнктурой, а также существенными социокультурными различиями17. У инвесторов вызывают опасения и юридические трудности, поскольку Россия «находится лишь в начале пути формирования комплексного правового регулирования» института франчайзинга18.

Тем не менее, франчайзинг даже в условиях острейшего кризиса, вызванного пандемией, наращивает свою популярность. С 2019 по 2022 года суммарное количество франшиз увеличилось на 795 (суммарный прирост более чем на 35%). В основном, это небольшие региональные концепции, «созданные в том числе при поддержке местных администраций в рамках нацпрограммы по развитию предпринимательства». Велика доля и международных франчайзеров (39% от общего числа) - в основном, работающих, помимо России, в странах ЕАЭС. Основная сфера - услуги бизнесу и населению (49%), причём даже в условиях пандемии

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

рынок показал себя довольно стабильно - колебания по отраслям составляли всего 2-5%, при этом основной удар пришёлся на сферу быстрого питания и непродовольственный ритейл.

Тренды по количеству занятых в сфере и по обороту рынка франчайзинга соответствуют общемировым тенденциям. В 2020 году произошли вынужденные сокращения и соответственное падение оборота, однако в 2021 году наблюдался компенсационный рост - количество занятых увеличилось до 1,14 млн человек (по сравнению с 2020 годом прирост составил 18%), оборот увеличился до 2,34 трлн рублей (прирост составил 15% - суммарно около 2% ВВП). Оба показателя всё ещё немного ниже допандемийного уровня, но динамика показывает, что к 2022 году произойдёт полное восстановление19.

Однако нельзя не отметить и новые возможности, которые принёс с собой кризис. Возникли целые новые ниши: например, число заявок на франшизы крупных медицинских сетей с января по август 2021 года выросло на 30%, что связано с повышением спроса на медицинские услуги [17]. Другими примерами могут служить франчайзинговые сети пунктов выдачи интернет-заказов, франшизы образовательных организаций, в ресторанном бизнесе - кухни, работающие только на доставку, развитие рынка шеринговых услуг. В основном, опережающими темпами растут франшизы, которые позволяют вести бизнес средствами интернет-коммуникации (а это, в основном, сфера услуг и общественного питания20). Это связано с общим подъёмом рынка электронных услуг, который на фоне коронавирусного кризиса в 2020 году продемонстрировал рост на 58,5% и достиг 3,2 трлн рублей21.

Отметился и рост популярности свободного франчайзинга, «подразумевающего свободы во внешнем оформлении точки и право франчайзи вводить новинки в ассортимент»22.

Другой новацией в сфере франчайзинга в период пандемии стал формат инвестиционной франшизы. Здесь от франчайзи - инвестора требуются только активы: это может быть помещение или денежные средства. Операционное управление новой торговой точкой берёт на себя франчайзер. Доля таких проектов на рынке не велика и оценивается в 10-15%23, однако важно отметить тенденцию: пандемия меняет спрос на определённые услуги, а под спрос адаптируются и предприниматели. Франчайзинг - один из наиболее эффективных инструментов такой адаптации как в традиционных, так и в экзотических форматах и его потенциал далеко не исчерпан.

ВЫВОДЫ

1. Франчайзинг в условиях пандемии показал свою безусловную жизнеспособность и адаптировался к быстроразвивающимся внешним обстоятельствам. Если в 2020 году наблюдался значительный спад деловой активности, но 2021 год принёс

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

с собой компенсационный рост, который, судя по динамике, продолжится и в 2022 - 2023 гг., пусть и замедленными темпами. Появились новые ниши и техники ведения бизнеса, продиктованные потребностями покупателей, с чем связан и рост популярности франчайзинга.

2. Предприятия, работающие с помощью модели франчайзинга, вносят весомый вклад в восстановление деловой активности после пандемии, обеспечивая повышение занятости населения, возможность реализации предпринимательских возможностей и повышая ВВП страны. Нельзя также не отметить и вклад социального франчайзинга в повышение благосостояния населения и решение наиболее острых социальных проблем.

3. Тренды одинаковы и для развивающихся, и для развитых стран: одинаково наблюдалось снижение занятости, оборота и объёма производства и соответствующее повышение по мере адаптации бизнес-модели. В будущем тенденция на повышение сохранится, пусть темпы и несколько замедлятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Динамика мирового ВВП // Официальный сайт группы Всемирного Банка [Электронный ресурс] URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2020 &start=1961&view=chart (дата обращения: 4.03.2022)

2 Экономический отчёт №110 от 2021 г. // Официальный сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития [Электронный ресурс] URL: https://stats.oecd.org/ (дата обращения 4.03.2022)

3 Shannon J. Carlson I. (2021) Creating economic recovery and growth after COVID-19 // сайт международной группы компаний PricewaterhouseCoopers [Электронный ресурс] URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/government-public-services/six-challenges/eco-nomic-recovery-after-covid-19.html (дата обращения: 5.03.2022 г.)

4 Евстигнеев Д.А (2020) Что даёт бизнесу внедрение франчайзинга? // Управление продажами № 02(105) С.150

5 Копытина О.А (2021) Франчайзинг адаптировался к работе в условиях пандемии // РБК+, #15 Рынок франчайзинга [ Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/ news/616d95ea7a8aa955a13be0e8 // Просмотрено 10.03.2022 (дата обращения: 10.03.2022)

Васильев В.Г (2019) Положительные и отрицательные стороны франчайзинга // журнал Modern Science № 5-1 С.78

7 Franchising massive contribution to global economic output (2020) // сайт Ассоциации Франчайзинга стран Южной Америки [Электронный ресурс] URL: https://www.fasa.co.za/ franchisings-massive-contribution-to-global-economic-output/ (дата обращения: 12.03.2022)

Составлено автором на основе: Franchising Economic Outlook (2022) // IFA's report [Электронный ресурс] URL: https://www.franchise.org/franchise-information/franchise-busi-ness-outlook/2022franchising-economic-outlook (дата обращения: 11.03.2022) р.8

9 Там же, 2022, р.6

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

10 Franchising Economic Outlook (2022) // IFA's report [Электронный ресурс] URL: https://www.franchise.org/franchise-information/franchise-business-outlook/2022franchis-ing-economic-outlook (дата обращения: 11.03.2022) р.7

11 Там же, 2022, р.8

12 Составлено автором на основе: RIFC 50 Index (2021) // Сайт Международного Франчайзингового Центра Розенберга [Электронный ресурс] URL: https://paulcollege.unh. edu/rosenberg/franchise-indices/rifc-50-index (дата обращения: 14.03.2022)

13 Антикризисные меры РАФ (2020) // Сайт Российской Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс] URL: https://www.rusfranch.ru/activities/projects/ predlojeniya_rossiyskoy_associacii_franchayzinga _vnesennye_v_ogv_po_obespecheniyu_ ustoychivosti_subektov_malogo_i_srednego_predprinimatelstvav_usloviyah_rasprostraneniya_ koronavirusnoy_infekcii/ (дата обращения: 13.03.2022)

14 Статистика рынка франчайзинга (2022) // тематический сайт о франчайзинге в России franshiza.ru [Электронный ресурс] URL: https://franshiza.ru/article/read/statistica_ rynka_franshizinga_2022/ (дата обращения: 13.03.2022)

15 Самофалова А.С (2017) Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке // Вопросы науки и образования №3 С.51

16 Статистика рынка франчайзинга (2022) // тематический сайт о франчайзинге в России franshiza.ru [Электронный ресурс] URL: https://franshiza.ru/article/read/statistica_ rynka_franshizinga_2022/ (дата обращения: 13.03.2022)

17 International Franchise Attractiveness Index Country Ranking (2021) // Rosenberg International Franchise Center // [Электронный ресурс] URL: https://paulcollege.unh.edu/sites/ default/files/media/2021/09/2021_international_franchise_attractiveness_index_table.pdf (дата обращения: 13.03.2022)

18 Ильясова Д. С (2020) О понятии договора коммерческой концессии (франчайзинга) в России, СНГ и странах Европейского Союза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук № 9-2 (48) С. 159

19 Статистика рынка франчайзинга (2022) // тематический сайт о франчайзинге в России franshiza.ru [Электронный ресурс] URL: https://franshiza.ru/article/read/statistica_ rynka_franshizinga_2022/ (дата обращения: 13.03.2022)

20 Герус К.А. (2019) Перспективы развития цифрового франчайзинга в современной экономике // Международный научно - исследовательский журнал №3 (81) С.93

21 Зайцева М. Самозанятые осваивают рынок франшиз (2021) // РБК+, Рынок франчайзинга №15 // сайт мультимедийного холдинга РБК [Электронный ресурс] URL: https:// plus.rbc.ru/news/616d9b6d7a8aa9924a5cd39f (дата обращения: 13.03.2022)

22 Жукова Е.О, Сидорова Л.Б (2021) Развитие новых форм франчайзинга в России // Менеджмент социальных и экономических систем №2 С.6 - 19

23 Кочетов А. (2019) Отдать управление: как купить франшизу и не участвовать в бизнесе // РБК+ Рынок франчайзинга №8 // сайт медиахолдинга РБК [Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/news/5c6b096a7a8aa92491c6919d Просмотрено 14.03.2022

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Антикризисные меры РАФ (2020) // Сайт Российской Ассоциации Франчайзинга @@ Antikrizisny'e mery' RAF (2020) // Sajt Rossijskoj Associacii Franchajzinga [Электронный ресурс] URL: https://www.rusfranch.ru/activities/projects/predlojeniya_rossiyskoy_associacii_ franchayzinga_vnesennye_v_ogv_po_obespecheniyu_ustoychivosti_subektov_malogo_i_ srednego_predprinimatelstvav_usloviyah_rasprostraneniya_koronavirusnoy_infekcii/ (дата обращения: 13.03.2022)

2. Васильев В.Г Положительные и отрицательные стороны франчайзинга // журнал Modern Science, 2019, № 5-1, С.78 @@ Vasil'ev V.G Polozhitel'ny'e i otriczatel'ny'e storony' franchajzinga // zhurnal Modern Science, 2019, № 5-1, S.78

3. Герус К. А. Перспективы развития цифрового франчайзинга в современной экономике // Международный научно-исследовательский журнал, 2019, №3 (81), С.93 @@ Gerus K.A. Perspektivy' razvitiya cifrovogo franchajzinga v sovremennoj e'konomike // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 2019, №3 (81), S.93

4. Динамика мирового ВВП // Официальный сайт группы Всемирного Банка @@ Dinamika mirovogo VVP // Oficial'ny'j sajt gruppy' Vsemirnogo Banka [Электронный ресурс] URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY. GDP.MKTP.KD.ZG?end=2020&start=1961&vie w=chart (дата обращения: 4.03.2022)

5. Евстигнеев Д. А Что даёт бизнесу внедрение франчайзинга? // Управление продажами, 2020, № 02(105) С.150 @@ Evstigneev D.A Chto dayot biznesu vnedrenie franchajzinga? // Upravlenie prodazhami, 2020, № 02(105) S.150

6. Жукова Е.О, Сидорова Л.Б. Развитие новых форм франчайзинга в России // Менеджмент социальных и экономических систем, 2021, №2 С.6 - 19 @@ Zhukova E.O, Sidorova L.B. Razvitie novy'x form franchajzinga v Rossii // Menedzhment social'ny'x i e'konomicheskix sistem, 2021, №2 S.6 - 19

7. Зайцева М. Самозанятые осваивают рынок франшиз (2021) // РБК+, Рынок франчайзинга № 15 // сайт мультимедийного холдинга РБК @@ Zajceva M. Samozanyaty'e osvaivayut ry'nok franshiz (2021) // RBK+, Ry'nok franchajzinga №15 // sajt mul'timedijnogo xoldinga RBK [Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/news/616d9b6d7a8aa9924a5cd39f (дата обращения: 13.03.2022)

8. Ильясова Д. С. О понятии договора коммерческой концессии (франчайзинга) в России, СНГ и странах Европейского Союза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020, № 9-2 (48) С. 159 @@ Il'yasova D.S. O ponyatii dogovora kommercheskoj koncessii (franchajzinga) v Rossii, SNG i stranax Evropejskogo Soyuza // Mezhdunarodny'j zhurnal gumanitarny'x i estestvenny'x nauk, 2020, № 9-2 (48) S. 159

9. Копытина О.А (2021) Франчайзинг адаптировался к работе в условиях пандемии // РБК+, #15 Рынок франчайзинга @@ Kopy'tina O.A (2021) Franchajzing adaptirovalsya k rabote v usloviyax pandemii // RBK+, #15 Ry'nok franchajzinga [ Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/news/616d95ea7a8aa955a13be0e8 // Просмотрено 10.03.2022 (дата обращения: 10.03.2022)

10. Кочетов А. (2019) Отдать управление: как купить франшизу и не участвовать в бизнесе // РБК+ Рынок франчайзинга №8 // сайт медиахолдинга РБК @@ Kochetov A. (2019) Otdat' upravlenie: kak kupit' franshizu i ne uchastvovat' v biznese // RBK+ Ry'nok

4 - 2022

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

franchajzinga №8 // sajt mediaxoldinga RBK [Электронный ресурс] URL: https://plus.rbc.ru/ news/5c6b096a7a8aa92491c6919d Просмотрено 14.03.2022

11. Постановление Правительства Москвы от 06.08.2019 № 982-1 II I «Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность в рамках лицензионных договоров (сублицензионных договоров), договоров коммерческой концессии (субконцессии)» // Сайт мэра Москвы @@ Postanovlenie PraviteFstva Moskvy' ot 06.08.2019 № 982-PP «Ob utverzhdenii poryadkov predostavleniya subsidij iz byudzheta goroda Moskvy' sub"ektam malogo i srednego predprinimatelstva, osushhestvlyayushhim predprinimatelskuyu deyateFnost v ramkax licenzionnyx dogovorov (sublicenzionny'x dogovorov), dogovorov kommercheskoj koncessii (subkoncessii)» // Sajt me'ra Moskvy' [Электронный ресурс] URL: https://www.mos.ru/depr/documents/view/253856220/ (дата обращения 15.03.2022)

12. Самофалова А.С. Особенности развития франчайзинга в России и на мировом рынке // Вопросы науки и образования, 2017, №3 С.51 @@ Samofalova A.S. Osobennosti razvitiya franchajzinga v Rossii i na mirovom ry'nke // Voprosy' nauki i obrazovaniya, 2017, №3, S.51

13. Статистика рынка франчайзинга (2022) // тематический сайт о франчайзинге в России franshiza.ru @@ Statistika ry'nka franchajzinga (2022) // tematicheskij sajt o franchajzinge v Rossii franshiza.ru [Электронный ресурс] URL: https://franshiza.ru/article/read/statistica_ rynka_franshizinga_2022/ (дата обращения: 13.03.2022)

14. Экономический отчёт №110 от 2021 г. // Официальный сайт Организации Экономического Сотрудничества и Развития @@ E'konomicheskij otchyot №110 ot 2021 g. // Oficialnyj sajt Organizacii Ekonomicheskogo Sotrudnichestva i Razvitiya [Электронный ресурс] URL: https://stats.oecd.org/ (дата обращения 4.03.2022)

15. Franchising Economic Outlook (2022) // IFA's report [Электронный ресурс] URL: https://www.franchise.org/franchise-information/franchise-business-outlook/2022franchis-ing-economic-outlook (дата обращения: 11.03.2022)

16. Franchising massive contribution to global economic output (2020) // сайт Ассоциации Франчайзинга стран Южной Америки [Электронный ресурс] URL: https://www.fasa.co.za/ franchisings-massive-contribution-to-global-economic-output/ (дата обращения: 12.03.2022)

17. International Franchise Attractiveness Index Country Ranking (2021) // Rosenberg International Franchise Center // [Электронный ресурс] URL: https://paulcollege.unh.edu/sites/ default/files/media/2021/09/2021_international_franchise_attractiveness_index_table.pdf (дата обращения: 13.03.2022)

18. RIFC 50 Index (2021) // Rosenberg International Franchise Center [Электронный ресурс] URL: https://paulcollege.unh.edu/rosenberg/franchise-indices/rifc-50-index (дата обращения: 14.03.2022)

19. Shannon J. Carlson I. (2021) Creating economic recovery and growth after COVID-19 // PricewaterhouseCoopers [Электронный ресурс] URL: https://www.pwc.com/gx/en/industries/ government-public-services/six-challenges/economic-recovery-after-covid-19.html (дата обращения: 5.03.2022 г.)

^ 130

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.