Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ'

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1669
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илатовская М.А., Бабакина Е.А.

В статье раскрываются особенности франчайзинга как метода ведения бизнеса. Авторы анализируют различные подходы к определению "франчайзинг", его виды и нормативную базу. Рассматриваются работы учёных по отношению к понятию франчайзинга, для того чтобы выделить его среди прочих форм развития бизнеса через интеграцию, сформулировать положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия. Изучение исторических предпосылок развития франчайзинга в зарубежных странах и в России позволяют определить его сущность и роль в современном мире, а также предположить дальнейшие тенденции развития в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING AS A NEW FORM OF BUSINESS DEVELOPMENT: ESSENCE, DEVELOPMENT TRENDS AND PROBLEMS

The article reveals the peculiarities of franchising as a method of doing business. The authors analyzed various approaches to the definition of "franchise", its types and regulatory environment. Discusses the work of scientists in relation to the concept of franchising, in order to distinguish it from other forms of business development through integration, to formulate positive and negative aspects of such interaction. The study of the historical prerequisites for the development of franchising in foreign countries and in Russia allow us to determine the nature and role in the modern world, as well as to suggest future trends in the development in our country.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 347.447

M.A. Ilatovskaya, E.A. Babakina

FRANCHISING AS A NEW FORM OF BUSINESS DEVELOPMENT: ESSENCE, DEVELOPMENT TRENDS AND PROBLEMS

The article reveals the peculiarities of franchising as a method of doing business. The authors analyzed various approaches to the definition of "franchise", its types and regulatory environment. Discusses the work of scientists in relation to the concept of franchising, in order to distinguish it from other forms of business development through integration, to formulate positive and negative aspects of such interaction. The study of the historical prerequisites for the development of franchising in foreign countries and in Russia allow us to determine the nature and role in the modern world, as well as to suggest future trends in the development in our country.

Keywords: franchizing, franchisee, franchiser, commercial concession, draft law.

М.А. Илатовская1, Е.А. Бабакина2

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются особенности франчайзинга как метода ведения бизнеса. Авторы анализируют различные подходы к определению "франчайзинг", его виды и нормативную базу. Рассматриваются работы учёных по отношению к понятию франчайзинга, для того чтобы выделить его среди прочих форм развития бизнеса через интеграцию, сформулировать положительные и отрицательные стороны такого взаимодействия. Изучение исторических предпосылок развития франчайзинга в зарубежных странах и в России позволяют определить его сущность и роль в современном мире, а также предположить дальнейшие тенденции развития в нашей стране.

Ключевые слова: франчайзинг, франчай-зи, франчайзер, коммерческая концессия, законопроект.

Франчайзинговые отношения в современном мире стремительно развиваются. Такая динамика представляет особый интерес для специалистов, поскольку франчайзинг позволяет стабильно развивать малый и средний бизнес, как продолжение уже динамично функционирующих крупных компаний, имеющих собственные бренды. Франчайзинг объединяет сильные стороны крупных предприятий и малого бизнеса, является неким симбиозом организаций, устойчиво развивающимся даже в условиях стагнации экономики.

Франчайзинг создаёт преимущество для всех сторон - малого, крупного бизнеса и государства. Правительство заинтересовано в динамично развивающемся стабильном бизнесе. В то же время в нашей стране с её специфическими условиями, создавшимися в результате социально-экономических трансформаций, для развития франчайзинга существует ряд проблем и ограничений именно социально-культурного характера.

Важнейшим аспектом анализа франчайзинга становится исследование опыта этого вида деятельности, как в России, так и за рубежом, так как это позволит сформировать представление о возможности развития этого вида предпринимательства, проблемах и перспективах.

Наибольший вклад в исследование франчайзинга внесли следующие зарубежные авторы: М. Мендельсон, Бр. Смит и Дж. Стэнворт. Из российских авторов изучаемым вопросом занимались: Л. Радника, В. Довганя, И. Рыкову, С. Силинга, Л. Н. Павлова.

Вопросы бухгалтерского учёта, налогообложения в рамках деятельности фирм, участвующих в сети франчайзинга, рассматривались в работах таких авторов, как С. Сосна, Т. Касьянова, Н.А. Борейко, А. Ермолинский, Л. Можаев, Е. Каган, Н. Семенченко, А.Е. Леонов.

1 Илатовская М.А., доцент кафедры аудита и внутреннего контроля, кандидат экономических наук; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Ilatovskaya M.A., Associate Professor of the Department of Audit and Internal Control, PhD in Economics; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg E-mail: razbitnaya_m@mail.ru

2 Бабакина Е.А., заместитель главного бухгалтера ООО "Смешарики", г. Санкт-Петербург Babakina E.A., Deputy chief accountant; LLC "Smeshariki", St. Petersburg

E-mail: babakina1408@yandex.ru

В деловом обороте договор коммерческой концессии часто приравнивают с франчайзингом, однако существует противоречивость различных трактовок изучаемого явления.

В российских нормативных документах в настоящий момент отсутствует само понятие франчайзинга. В 54 главе Гражданского кодекса даётся только определение коммерческой концессии, но в апреле 2014 г. проект федерального закона № 503845-6 "О франчайзинге" был внесён на рассмотрение Госдумы Российской Федерации. Законопроект вызвал множество вопросов у специалистов своим содержанием и неточностями, поэтому всё ещё не принят и находится на доработке [1]. Повторное рассмотрение этого законопроекта в 2016 г. также не привело к его принятию из-за ряда противоречий с действующим законодательством и неточностей [2]. В проекте разработчики ввели понятийный аппарат с учётом международной практики. В частности, в проекте есть определение таких понятий как "франчайзинг", "договор франчайзинга", "франшиза", "франчайзер", "франчайзи" и т.д., но ряд терминов, используемых в проекте, не имеют определений. Проект недоработан и не даёт никаких объяснений и отличий между договором франчайзинга и договором коммерческой концессии, который, как уже ранее было отмечено, регулируется Гражданским кодексом. В то же время законопроект не отменяет действие 54 Главы ГК, что вызывает существенные вопросы. Несмотря на все недоработки, разработка подобного законопроекта уже является положительным моментом в регулировании такого сложного явления как франчайзинг, поскольку на обсуждение выносятся все сложные моменты такого вида взаимодействия и связанные с ним риски, что позволяет рассчитывать на дальнейшую положительную тенденцию развития законотворчества в этой сфере в России.

Дадим определение понятия "франчайзинг" с целью выявить:

1.) особенности организации для участников франчайзинговой системы;

2.) отделить изучаемое явление от прочих видов взаимодействий компаний [3]. Поскольку франчайзинг является самостоятельной и эффективной моделью, которая значительно отличается от лизингового договора, договоров комиссии и поручения и других обязательств.

Сформулировать единое определение достаточно сложно, поскольку "франчайзинг - это понятие-хамелеон" [4]. Содержание зависит от вида конкретного взаимодействия и условий договора. Исследователи обращают внимание на различные аспекты франчайзинга и как результат предлагают свои определения этому термину. Одни первоначально формируют определение франчайзинга, другие трактуют его, как вытекающее из договора. Законодательства государств также содержат различные подходы. В некоторых странах прописывается понятие самого явления франчайзинга, где-то же только договора франчайзинга. Для того чтобы выяснить, что такое франчайзинг, были найдены различные определения. В них фигурируют три основных элемента: франшиза, франчайзер и франчайзи [5] Возникает вопрос: как соотносятся понятия "франчайзинга" и "франшизы". В своей монографии С.А. Сосна даёт следующее пояснение к подобному вопросу: "Термин "франчайзинг" появился в США, а затем стал широко употребляться и в других странах мира. Так как в национальном праве многих стран не существует своих эквивалентных франчайзингу терминов, поэтому используют американский термин" [6]. В зависимости от контекста используемое слово "франчайзинг" может означать:

• способ коммерческой деятельности;

• особую разновидность предпринимательского договора;

• характер правоотношения из договора.

Термин же "франшиза" происходит от французского слова franchise (льгота, привилегия). В этом значении, как льгота, франшиза и вошла в экономическую лексику ещё до того, как заговорили о франчайзинге [7].

Во франкоязычных государствах наряду с термином "франчайзинг" часто употребляются "contrats de franchise, contrats de franchissage", которые дословно означают договор франшизы (франчайзинга).

Сторона, предоставляющая по договору права пользования, по-английски именуется франчайзер (franchisor), а сторона, приобретающая франшизу, - франчайзи (franchisee). По-французски стороны именуются соответственно franchiseur (франшизёр) и franchise (франшизе) [5]. Все эти термины используются специалистами в работах как синонимы, когда речь идёт о договоре сторон по франчайзингу. Исследователи выделяют 2 подхода к трактовке сущности франчайзинга:

1) юридический;

2) экономический.

Сравнительные характеристики этих подходов представлены в Табл. 1.

Таблица 1 - Подходы к сущности франчайзинга

Подходы Юридический Экономический

Учёные М.В. Мясникович, В.Г. Гавриленко, П.Г. Никитенко, Н.И. Ядевич, Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова, Ю.И. Свядосц Е.Е. Румянцева, А.Н. Азрилян, Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева, А.Г. Грязнова, О.Ю. Акимов, С. Спинелли, Н. Розенберг, В. Колесников, И.В. Рыкава, А.Б. Борисов

Франчай-зинг Рассматривается как договор или контракт Рассматривается как форма предпринимательства, система сотрудничества, форма ведения бизнеса

Критика Сужает сущность франчайзинга до договора купли-продажи товара или услуги. Нет определённости в определении предмета и сторон договора. Не учитывает экономическую сторону и не раскрывает всей специфики и широты франчайзинга Неоднозначность трактовок среди приверженцев направления. Неполнота в раскрытии основы, цели и сути бизнеса франчайзи. Не учитывает юридическую сторону вопроса

Даже между авторами - сторонниками юридического подхода существуют разногласия по поводу предмета договора и сторон договора. Например, в определениях М.В. Мясниковича и Н.И. Ядевича сторонами договора выступают "фирма-франчайзер" и "партнёр (франчайзи)". Каков организационно-правовой статус у "фирмы-франчайзера" и "партнёра-франчайзи" в определениях этих авторов не указано. У Г.С. Вечканова сторонами договора выступают корпорации и дилеры, тем самым автор сужает франчайзинг до операций по сбыту товара. Свядосц Ю.И. в своём определении указывает, что сторонами договора выступают два лица: "поставщик товаров и/или услуг и "привилегированный покупатель".

Предмет договора тоже не однозначен. Многие авторы отмечают, что предметом договора выступает "право осуществлять определённый вид деятельности", либо "право деятельности". Кроме того, например, Свядосц Ю.И. выделяет в своём определении предмет договора, как "право исключительной продажи товаров". Данное представление о франчайзинге может ограничивать сферу деятельности для развития изучаемого вида деятельности [8].

Исследователи отмечают, что экономический подход, как и юридический, неоднозначен и имеет некоторые противоречия, недостатки. Экономист О.Ю. Акимов определяет франчайзинг как "партнёрский бизнес" и указывает в своём определении участников этого бизнеса: "давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер)" и "начинающий предприниматель (франчайзи)". Однако в определении не указаны основы, цель и суть этого бизнеса. Американские авторы C. Спинелли, Н. Розенберг определяют франчайзинг как "Форму организации и ведения бизнеса". По мнению Борейко Н.А., трактовка этих авторов полней, поскольку включает в себя следующее:

• суть бизнеса: "продажа права на ведение бизнеса";

• участников бизнеса: "предприниматель (франчайзер)" и "предприниматель (франчайзи)".

Определение В. Колесникова включает в себя:

• стороны сотрудничества: "крупная компания - франшизодатель, малоизвестная компания - франшизополучатель";

• предмет сотрудничества: "предоставляет лицензию на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг";

• территориальный и временной признак.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что и юридический, и экономический подход к трактовке франчайзинга не дают исчерпывающего определения экономической сущности франчайзинга для целей бухгалтерского учёта и не включают в себя все определяющее признаки данного вида предпринимательской деятельности, которые будут содействовать правильному отражению на счетах бухгалтерского учёта операций по договору франчайзинга.

Существует также подход к франчайзингу как системе обмена, сети фирм, предоставляющей уникальные возможности своим членам [9].

Наиболее точным и достоверно определяющим сущность понятия "франчайзинг" будет синтез подходов, благодаря чему появится системность и комплексность в изучении вопроса.

Таким образом, обобщив все существенные стороны франчайзинга, мы остановились на следующем определении, которое сформулировал Борейко Н.А. в своей работе «Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учёта как объекта интеллектуальной собственности»:

Франчайзинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, регламентированный договором франчайзинга, основанный на сотрудничестве двух или нескольких независимых хозяйствующих субъектов, при котором одна компания (франчайзер) предоставляет на возмездной основе на определённый срок и на оговорённой территории другой компании или группе компаний (франчайзи) - право использования комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также осуществлять техническую, маркетинговую и консультационную поддержку в течение срока действия договора франчайзинг [6].

Сущность франчайзинга заключается в том, что производитель-разработчик востребованного на рынке товара с известным, зарекомендованным у потребителей брендом предоставляет своему партнёру возможность реализовать этот товар от своего имени за определённую компенсацию [10].

Франчайзи приобретает право на использование не принадлежащих ему средств индивидуализации товаров и услуг. Своим клиентам партнёр старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности производителя. В действительности же обе организации, оставаясь независимыми участниками оборота, осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность с взаимной выгодой. Однако при рассмотрении условий договора становится очевидно, что франчайзер обладает определённым контролем над второй стороной, так как устанавливает ограничения и контролирует деятельность сети франчайзи. Но подобная тенденция, возможно, вскоре может измениться, так, например, разрабатываемый Федеральный закон "О франчайзинге", наоборот, по мнению экспертов-аналитиков, чрезмерно защищает франчайзи, уменьшая возможность франчайзера контролировать безопасность своих бизнес-процессов, которые являются коммерческой тайной, одним из объектов договора франчайзинга [11].

М.И. Кулагин выделил основную цель использования франчайзинга как создание системы распределения товаров. Он написал: "Практически полная зависимость розничного коммерсанта или небольшого предприятия обслуживания может быть установлена при помощи договора франшизы". По его мнению, мелкие компании -служащие, исполняющие указания корпорации. А сохранение их формальной самостоятельности выгодно для корпорации по следующим причинам:

• франчайзер освобождён от соблюдения предписаний законодательства о труде и социальном обеспечении по отношению к сотрудникам компании-франчайзи;

• франчайзер не несёт предпринимательского риска, связанного с деятельностью франчайзи;

• иллюзия "независимости" заставляет руководство франчайзи трудиться с "полной отдачей сил и старания" [12].

Однако, франчайзинг - это сотрудничество весьма выгодное обеим сторонам, некий симбиоз. Франчайзи в настоящее время получают уже работающую бизнес-модель, проверенную идею, с большой вероятностью приносящую стабильный доход. Франчайзер же расширяет границы своего влияния с минимальными дополнительными расходами. В то время как открытие филиалов, совместных или дочерних компаний требует больших расходов и несёт большие предпринимательские риски, чем создание сети франчайзинга. А у франчайзи, помимо поступления дохода в виде постоянных или единовременных платежей, существует возможность контроля производственно-коммерческой деятельности, но с минимальной ответственностью.

Для предотвращения этих проблем франчайзеру необходимо подойти ответственно к выбору компаний-франчайзи, а сам франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером, изучить всю специфику деятельности. Но главное - поддерживать постоянное взаимовыгодное сотрудничество с обратной связью и ответственным поведением с обеих сторон.

В Табл. 2 представлены некоторые отрицательные моменты договора франчайзинга для каждой из сторон.

Таблица 2 - Недостатки франчайзинга

Для франчайзера Для франчайзи

Риск выхода франчайзи из сети и открытие конкурирующей компании Соблюдение правил сети франчайзи. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему

Договор предусматривает ряд пунктов, делающих сложным для франчайзера расторжение контракта с франчайзи, что осложняет вывод из системы франчайзи, который не следует правилам сети франчайзи Франчайзинговая сеть может ограничивать инициативу франчайзи в сфере рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю

Плохое качество одного франчайзи может создать плохой имидж всей сети Запрет на агрессивную конкуренцию и неэтичные действия по отношению друг другу

Возможность нарушения франчайзи графика платежей Недостаточная поддержка со стороны франчайзера в сфере отладки бизнес-процесов, управления, обучения

Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны Возможность банкротства франчайзера, что негативно скажется на купленных правах

Моргунов В.И. сформулировал цель франчайзинга, как осуществление экспансии при освоении новых рынков сбыта с минимальными рисками [13].

Франчайзи же выходит на рынок уже известным, зарекомендовавшим себя потребителям производителем, не неся при этом расходов на разработку продукта, рекламу и другие маркетинговые мероприятия, лишь используя сложившийся стабильный спрос на производимые правообладателем товары или оказываемые услуги. Поэтому франчайзинг характеризуют как "удачный союз умной головы и прилежной посредственности" [14].

Стоит только отметить, что франчайзинговые отношения не строятся только на точно прописанных в договоре обязанностях. Важную роль играют и неформальные связи, зависимости, атмосфера отношений между субъектами "франшизной сети". Внутренние взаимодействия членов франшизной сети зачастую строятся в атмосфере общности интересов, корпоративной этики, духа лояльности и партнёрства. Для этого франчайзер организует встречи участников сети, совместные мероприятия, обмен опытом.

Частым условием, присутствующим практически в каждом договоре, является поддержание "общего единства и репутации компании" [6]. Имеется в виду обязанность поддерживать авторитет торговой марки и оберегать интеллектуальную и промышленную собственность франчайзера.

Классификация видов франчайзинга весьма разнообразна и многогранна, так как производится по разным критериям, но для своей работы мы подробно рассмотрим виды франчайзинга по критерию полноты исключительных прав:

1. Франчайзи пользуются только торговой маркой для распространения товара франчайзера. Это простой вид, который тесно связан с торгово-распределительными договорами, в литературе зачастую этот вид называют франчайзингом первого поколения.

2. Франчайзинг делового формата, комплексный франчайзинг. В международной практике эту разновидность характеризуют как франчайзинг второго поколения, а в США называют БФФ "бизнес - формат франчайзинга".

Майк Гербер в своей книге "Создание предприятия, которое бы работало" выделил успех комплексного франчайзинга на примере создания сети "Макдоналдс" Реем Кроком, в том, что внедрялся не столько бренд, сколько отлаженная, проверенная на рынке бизнес-система. В отличие от франчайзинга торговой марки, БФФ не даёт франчайзи возможности делать ошибки, благодаря прохождению большой учебной программы по управлению компанией. Перенимается не только товар и бренд, но и полностью стандарты, принципы, бизнес-процессы, отлаженные до мельчайшей детали. БФФ развивается относительно более высокими темпами, чем франчайзинг первого поколения, несмотря на то, что различия между этими видами малы.

Франчайзинг как форма ведения бизнеса берёт начало в средневековой Великобритании. Понятие "франшиза" в это время означало передачу прав от имени короля. В истории британской экономики есть примеры торговой практики, напоминающей франчайзинг. Примером является учреждение системы гильдии в Лондонском Сити XII в. или продажа королём представителям знати прав взимать налоги

и другие сборы на определённой территории в обмен, например, на вербовку солдат для королевской армии. Даже сейчас в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить ярмарки, содержать рынки, предоставлять паромы, мосты и сооружать броды через реки и водные потоки [16].

Известен пример английских пивных пабов. В начале XIX в. в Англии происходили социальные волнения, причиной которых было большое распространение алкогольных напитков. Власти приняли решение об ограничении продажи алкогольных напитков, предоставив право продавать их только владельцам постоялых дворов, купивших у властей лицензию. Большинству владельцев не хватало на это средств. Этой системой прекрасно воспользовались пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заём или сдавая в аренду имущество, а взамен получая рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.

Тем самым образовывалась система пивных пабов, или "связанных домов", в которой использовались основные принципы франчайзинга.

В США и Австралии "франшиза" истолковывалась как передача прав государственной властью [17].

Развитие франчайзинга в Соединённых Штатах Америки на протяжение всей истории тесно связано с автомобилестроением. Франчайзинг вынуждены были использовать нефтяные компании, причём к 1935 г. практически вся национальная система продажи бензина была организована с использованием данного экономического инструмента.

Этот вид взаимодействия специалисты классифицируют как франшизы первого поколения.

Дальнейшая история франшиз связана с торговлей и общественным питанием в послевоенные годы. Сети ресторанов быстрого питания, систем розничной торговли быстро переняли франчайзинг. Этот этап развития франшиз называют франшизами второго поколения.

В настоящее время, по мнению ряда зарубежных и отечественных исследователей, франчайзинг переживает новый пик.

В Голландии и Финляндии франчайзинг объединяет многие сельскохозяйственные кооперативы с оборотом в 1000000 долл. В Австралии свыше 90 % торговли на предприятиях быстрого обслуживания - франчайзи.

В своём труде С.А. Сосна отметила интересный факт, что быстрое, порой лавинообразное развитие франчайзинговых сетей вызвало в международной литературе сравнение франчайзинга с "вегетативным размножением" и "клонированием" [6]. Оба термина относятся к сфере биологии и обозначают способы размножения живых организмов. Эта метафора отмечает высочайшую степень подобия франчайзи франчайзеру, их максимальное "родство".

В последние десятилетия не только американские, но и европейские, японские, канадские, австралийские франчайзеры интенсивно развивали свои франшизные сети уже за пределами своих государств.

В Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности в 54 главе, рассматривается договор коммерческой концессии. В российской юридической литературе указывается, что наименование "коммерческая концессия" принято в качестве "...русского эквивалента широко известного на Западе понятия "франчайзинг" [3].

Однако франчайзинг не всегда подразумевает использование организациями договора коммерческой концессии в основе своей нормативно правовой базы. Стороны могут заключать также договоры поставки, лицензирования, товарного кредита, купли-продажи, агентский, ответственного хранения, дистрибьюторский и другие [18].

По данным исследования компании "Франкон", проводивший изучение статистических данных, на начало 2014 г. больше половины франчайзеров заключили договор коммерческой концессии, а лицензионной договор - четверть компаний [19]. Результаты опроса представлены графически на Рис. 1.

■ договор коммерческой концессии

лицензионный цогооор

■ иные договорные конструкции

Рис. 1 - Статистика использования различных договоров франшизами

В период Советского Союза и дореволюционной России участники хозяйственной деятельности не знали ни договора франчайзинга, ни договора коммерческой концессии. Поэтому специалисты склонны рассматривать включение в Часть вторую Гражданского кодекса РФ главы 54 "Коммерческая концессия", как заметное достижение российского законодательства и российской правовой теории. Поскольку договор коммерческой концессии является относительно новым договором в российской практике, то его применение вызывает ряд сложностей. Так, если стороны будут считать, что заключён договор коммерческой концессии, а фактически он не будет являться таковым из-за несоответствия критериям, то сделка может быть оспорена и признана ничтожной. Поэтому необходимо научиться отличать данный договор от иных видов договоров.

У учёных возникают разногласия по следующим вопросам:

• как договор коммерческой концессии соотносится с договором франчайзинга;

• какова его правовая природа;

• как отличить его от других договоров одинаковой или близкой природы;

• на какие источники следует опираться при его регулировании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти вопросы важны как для теории, так и практического применения, так как организации необходимо определять, на какие нормативные документы опираться в процессе функционирования. В своей работе "Франчайзинг. Коммерческая концессия" С.А. Сосна рассматривает следующие возможные гипотезы по вопросу соотнесения и идентичности договоров франчайзинга и коммерческой концессии:

1. это самостоятельные договоры;

2. это один и тот же договор, но по-разному именуемый в российской и зарубежной практике;

3. эти договоры являются разновидностью один другого и соотносятся как целое

и часть.

После рассмотрения гипотез выдвигается следующее утверждение, что "первоначально возник договор коммерческой концессии, от которого отпочковался торгово-распределительный франчайзинг. Дальнейшее развитие франчайзинга привело к становлению комплекса договорных отношений, охватывающего как сферу торговли, так и сферу производства товара". Анализ Главы 54 ГК РФ позволяет сделать вывод, что это утверждение верно.

Таким образом, в российском законодательстве предполагается регулирование наряду с отношениями франчайзинга и собственно отношений коммерческой концессии в истинном смысле этого слова. Суть этих отношений сводится к тому, что правообладатель предоставляет пользователю исключительное (эксклюзивное) право на продажу товаров, которые производит сам. Такая "эксклюзивность" обеспечивает монополию пользователя при перепродаже данного товара третьим лицам в пределах определённой в договоре территории. На это указывает п. 2 ст. 1027 ГК, в которой сформулированы альтернативные варианты использования комплекса исключительных прав: при продаже товаров, полученных от правообладателя (правда, при этом не указываются, на каком праве передаются эти товары пользователю и на каком

основании) или произведённых самим пользователем. Более того, согласно п. 2 ст. 1027 ГК, в договоре стороны должны согласовать объём использования прав, т.е. совокупность способов использования. Кроме того, различное регулирование ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1034), имеет своим основанием такой признак: кто из участников договора является изготовителем продаваемого товара в форме вещи - правообладатель или пользователь.

Рассмотрим историю развития франчайзинга в России на примере нескольких компаний - первопроходцев.

Первые шаги по развитию франчайзинга в России были сделаны ещё в 1972 г. в СССР. Ряд советских предприятий по франшизному договору с правообладателем "Pepsico" производили прохладительные напитки из сиропов и концентратов правообладателя в соответствии с его стандартами качества и под его торговой маркой.

У компании "McDonald's Restaurants of Canada Ltd." первые сложности в нашей стране возникли при получении разрешения властей на ведение бизнеса, и переговоры с советскими министерствами затянулись на 12 лет, но так и не завершились договором франчайзинг [20].

Первой из таких компаний выделяют русскую компанию НПФ "Дока", продолжила немецкая фирма "Unternehmensgruppe Handelsgestllschaft тЬН", создавшая за 20 лет сеть из более чем 200 точек быстрого питания.

Данная сеть франчайзи развивалась достаточно успешно, подтвердив экономическую целесообразность, как ресторанов системы быстрого питания, так и франчайзинга.

В 1993 г. продала первую лицензию на открытие кафе-мороженого "Baskin Robins". В настоящее время в России открыто 1200 кафе этой фирмы.

Дальнейшее развитие франчайзинга в России связано с проникновением иностранных фирм на российский рынок, в первую очередь, в сферу общественного питания и бытового обслуживания.

Среди таких компаний можно выделить "Росинтер Ресторанс". Эта фирма открыла 53 ресторана в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Новосибирске, Минске, Киеве, Алма-Ате.

Самые известные системы ресторанов этой фирмы:

- "Patio Pizza" ("Патио пицца");

- "Rostik's" ("KFC");

- "Planet Sushi" ("Планета суши") и др.

В настоящее время в России развивают франчайзинг следующие фирмы:

1) в сфере ресторанного бизнеса: "Пицца Хат",

"McDonald", "KFC",

"Бургер Кинг" и др.

2) в сфере розничной торговли:

- "Reebok", "СпортМастер" и "Nike" (продажа спортивных и туристических товаров);

- "Ives Rocher", "Ривгош", "Летуаль", "Иль де Боте", "Лаш" (продажа парфюмерных товаров);

- "Эконика-Обувь" (продажа обуви);

- "Арома" (сеть винных супермаркетов).

3) в сфере обслуживания:

- 1с (программное обеспечение для учёта и управления предприятиями);

- ФитнесХаус, АлексФитнес,

- ВымпелКом (операторы сотовой связи);

- ВКС (International House Mockow - школы иностранных языков) [21].

Среди возможных направлений развития франчайзинга в России выделяют:

• проникновение иностранных фирм, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей;

• развитие франчайзинга российскими фирмами.

Оба эти направления реализуются с различными темпами. На Рис. 2, 3, 4 и 5 представлены характеристики структур рынка франчайзинга в России на конец 2013 г., по данным Российской Ассоциации Франчайзинга и сайта www.franshiza.ru.

Рис. 2 - Структура российского рынка франшиз

Рис. 3 - Структура рынка по сроку функционирования франчайзи

Рис. 4 - Направления деятельности франчайзинга на российском рынке

Примечательно, что франшизы России занимают 62 % отечественного рынка франчайзинга, порядка 45 % - это молодые организации, работающие менее 5 лет на рынке, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях.

Количество франшиз, работающих в торговле, исторически преобладает в России над другими направлениями, но в последние время тенденции меняются. По итогам последнего года доля непродовольственной и продовольственной розницы в общем числе франчайзинга сократилась до 47 %. Специалисты объясняют такое изменение ростом франшиз в сфере услуг бизнеса и населению.

Рис. 5 - Количество франчайзеров в РФ

По данным исследования портала Franshiza.ru, в Табл. 3 представлена информация о количестве франчайзинговых концепций на рынке и франчайзинговых точек в некоторых странах, по данным на конец 2013 г. [22].

Таблица 3 - Франчайзинг в России и мире

Показатель Страна Количество франчайзинговых концепций на рынке Количество франчайзинговых точек

Россия 1300 74657

США 3500 757438

Великобритания 930 39000

Турция 1450 51000

Германия 985 72700

Мексика 1500 78000

Филиппины 1300 125000

На конец 2013 г. в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объём продаж сетей составляет почти 1,5 трлн $, занятость - около 12 млн чел., по данным сайта Международной ассоциации франчайзинг [23]. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнёров-франчайзи.

Согласно данным США, 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как, в среднем, около 60 % нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. По статистическим данным, опубликованным Российской Ассоциацией Франчайзинга на своём сайте, 85 % российских организаций ликвидируются в течение первых 5 лет деятельности, а среди франчайзи этот процент снижается до 14.

В 1997 г. была образована Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ). Стимулом стал рост интереса к франчайзингу. РАФ функционирует как некоммерческая организация, выполняя информационные, юридические функции консультанта [22]. Рост числа организаций-франчайзи именно, по мнению экспертов, произошёл по следующим причинам, которые представлены в Табл. 4.

Таблица 4 - Факторы, стимулировавшие рост числа франчайзи

№ Фактор Содержание

1 Упрощение заключения договора коммерческой концессии Сократили срок регистрации договора в Роспатенте с 10-12 месяцев до 2-4 и размер пошлины с 25000 руб. до 13500 руб.

2 Новые источники финансирования Появление банковских продуктов от ряда банков, таких как Сбербанк, ВТБ, Райффайзенбанк, направленных на поддержание франчайзи. Кредитование на открытие бизнеса по франшизе

3 Доступность торговых площадей Арендаторы-франчайзи с известным брендом обладают явным преимуществом при получении площади в торговых центрах. Малым компаниям "без имени" могут отказать в аренде в торговых центрах

4 Развитие регионов Построение сети франчайзи на федеральном уровне

5 Конверсионный франчайзинг Явление "смены вывесок", уже работающие организации меняли вывески и присоединялись к сети франчайзи

6 Приход на российский рынок международных франчайзеров Рост заинтересованности иностранных компаний в создании сети франчайзи в РФ

Российская ассоциация франчайзинга, Минэкономразвития и Роспатент проводят активную совместную работу для упрощения процедур регистрации договоров коммерческой концессии.

Региональные власти некоторых регионов рассматривают франчайзинг, как инструмент развития малого бизнеса в регионах. В Краснодарском крае, Республике Татарстан, Тюменской, Челябинской областях франчайзинг развивается ускоренными темпами. Это связано с активностью региональных властей, например, в Республике Татарстан приняли решение субсидировать создание франшиз местным бизнесом.

Существует некоторый факт, который замедляет развитие франчайзинга, а именно, культурный. Даже в настоящее время не все франчайзи осознали тот факт, что нельзя экономить на качестве. И что у всех компаний-франчайзи должен быть одинаковый продукт. В.В. Довгань в своей книге о франчайзинге констатирует: "Почему умер франчайзинг по пицце. Ведь это была блестящая идея, с которой можно было бы хорошо зарабатывать. Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать" [19].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что франчайзинг - это экономический инструмент по объединению усилий группы предпринимателей для достижения взаимовыгодного сотрудничества, которое предоставляет определённые преимущества как для франчайзи, так и для франчайзера. Для одних это способ преодоления ограничения собственных ресурсов для захвата доли рынка, для других возможность построить свой бизнес по успешной модели.

Несмотря на все преимущества изучаемого вида интеграции бизнеса, существует целый ряд проблем юридического и экономического характера. Особенно явно проблемы проявляются в бизнес-сфере при несинхронном развитии формирующихся экономических и юридических систем. Такой перекос можно наблюдать и в России, в сфере деятельности франчайзинга. Результатом того, что вполне активно развивающаяся отрасль не находит отражения в нормативной базе, являются дополнительные риски для участников рынка, осторожное поведение иностранных и отечественных компаний, небыстрое развитие отечественных франчайзи, что сказывается, в целом, на развитии экономики в стране.

Список использованных источников

1. Шперлик К. Законопроект "О франчайзинге": эксперты о том, чего ждать бизнесу. URL: https://kontur.ru/articles/903 (дата обращения: 20.02.2017).

2. URL: http://government.ru/activities/(дата обращения: 20.02.2017).

3. Борейко Н.А. Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учета как объекта интеллектуальной собственности URL:http://www.kniga.com/books/ (дата обращения: 01.02.2016).

4. Korah V., Rothnie W. A. Exclusiv Distribution and the EEC Competition Rules: Regulations 1983/83 & 1984/83. 2d ed. London: Sweet & Maxwell, 1992. С.7

5. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети, рукопись. - М., 2002., С. 22.

6. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ "Академкнига", 2005. - 375 с.

7. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. URL: http://www.kniga.eom/OO#TOC (дата обращения: 01.02.2017).

8. Борейко Н.А. Экономическая сущность франчайзинга для целей бухгалтерского учета как объекта интеллектуальной собственности. URL: http://www.kniga.eom/books/ (дата обращения: 09.02.2017).

9. Филиппов Р. Франчайзинг как фактор динамичной устойчивости бизнеса в сетевых отношениях / Власть. - 2009/04. - С. 2.

10. Леонов А.Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: учеб. Пособие. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2003. - С. 6.

11. Адамовская А. Лёгким движением руки коммерческая концессия превращается во франчайзинг. URL: http://www.eg-online.ru/artiele/245365/ (дата обращения: 09.02.2017).

12. Кулагин М.И. Избранные труды. - М.: Статут, 1997. - С. 265.

13. Моргунов В.И. Международный маркетинг. Учебник для бакалавров - М.: Дашков и К, 2014. - С. 83.

14. Авилов Г.Е. Коммерческая концессия (гл. 54) ГК РФ. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. - М., 2006. - С. 551.

15. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. - СПб., 2008. - C. 20.

16. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике / Маркетинг в России и за рубежом - 2008. - № 3. - С. 29.

17. Семёнова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети: рукопись. - М.: 2002, - С. 22.

18. Осетрова М.А., Тусков А.А., Нетрадиционные источники финансирования. URL: http:// http://books.google.ru/books?id=7sGU8AzhtZgC&pg=PA51&lpg (дата обращения: 09.02.2017).

19. Рождественская А. Семь фактов роста франчайзинга. URL: http://franshiza.ru/artiele/read/sem_faktorov_rosta/ (дата обращения: 05.02.2014).

20. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз URL: http://www.kniga.eom/books/preview_t #TOC_IDA5GNSB (дата обращения: 05.02.2017).

21. Леонов А.Е. Франчайзинг в сфере малого предпринимательства: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - С. 60.

22. Рождественская А. Семь фактов роста франчайзинга. URL: http://franshiza.ru/artiele/read (дата обращения: 05.02.2014).

23. URL: http://www.worldfranehising.eom/about-us.

24. Довгань В.В. Франчайзинг - путь к расширению бизнеса. - М.: Наука, 1994

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.