Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISING / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / BUSINESS STRUCTURES / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FRANCHISE RELATIONS / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев А.Н.

В статье на основе актуальной аналитики рассмотрен мировой опыт развития франчайзинга и структура рынка мирового франчайзинга. Автором показано, что при решении проблем предпринимателей именно франчайзинг может рассматриваться как наиболее гибкий и эффективный метод организации и развития бизнеса. Выделены проблемы, препятствующие более динамичному созданию и распространению франчайзинговых сетей в системе предпринимательства Российской Федерации, среди которых особое внимание уделено сложностям в законодательном поле страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF FRANCHISING IN RUSSIAN BUSINESS ACTIVITY

The article, based on the current analytics, reviews the world experience of franchising and market structure of international franchising. The author shows that in the process of solving entrepreneurs’ problems franchise can be considered the most flexible and effective method of organization and business development. The author also accentuates problems that impede a more dynamic creation and dissemination of franchise networks in the system of entrepreneurship in the Russian Federation, among which special attention is paid to difficulties in legislative field of the country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 334.7

АЛИЕВ А. И. ALIEV A. N.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

CHALLENGES AND OPPORTUNITIES OF FRANCHISING IN RUSSIAN BUSINESS ACTIVITY

Аннотация. В статье на основе актуальной аналитики рассмотрен мировой опыт развития франчайзинга и структура рынка мирового франчайзинга. Автором показано, что при решении проблем предпринимателей именно франчайзинг может рассматриваться как наиболее гибкий и эффективный метод организации и развития бизнеса. Выделены проблемы, препятствующие более динамичному созданию и распространению франчайзинговых сетей в системе предпринимательства Российской Федерации, среди которых особое внимание уделено сложностям в законодательном поле страны.

Ключевые слова: франчайзинг, предпринимательские структуры, франчайзинговые отношения, проблемы развития.

В современном мире многие страны ощущают воздействие экономического кризиса, поэтому возникает острая необходимость осуществления экономической политики, направленной на реализацию необходимых мер по стабилизации экономики, а также формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации. В этой связи еще в 2010 г. были утверждены «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации» № 42 от 30.12.2009, в которых развитие малого и среднего бизнеса определяется в качестве важнейшего фактора обеспечения устойчивости экономики и расширения базы экономического роста [3].

Однако развитие малого и среднего бизнеса чаще всего затруднено из-за повышенных коммерческих рисков. При реали-

Summary. The article, based on the current analytics, reviews the world experience of franchising and market structure of international franchising. The author shows that in the process of solving entrepreneurs' problems franchise can be considered the most flexible and effective method of organization and business development. The author also accentuates problems that impede a more dynamic creation and dissemination of franchise networks in the system of entrepreneurship in the Russian Federation, among which special attention is paid to difficulties in legislative field of the country.

Keywords: franchising, business structures, franchise relations, development problems.

зации новых бизнес-планов необходимым условием является наличие обширного спектра знаний у предпринимателей в сфере управления, финансов, маркетинга, а также существует необходимость больших материальных вложений и временных затрат.

Необходимым элементом в решении проблем предпринимателей, причем начинающих, является внедрение новых экономических механизмов хозяйствования. Эксперты отмечают, что в современных условиях франчайзинг может рассматриваться как наиболее гибкий и эффективный метод организации и развития бизнеса. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга, средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы составляет около 300% для обычных независимых предприятий, а для этих же компаний, но уже имеющих ра-

боту с франчайзинговыми соглашениями -более 600%. В целом, за последние пять лет в мире закрылось меньше 8% франчайзин-говых компаний. Франчайзинг позволяет увеличить рентабельность за счет мультипликативного эффекта, создавая дополнительные возможности и преимущества. Франчайзинг дает возможность бизнесмену реализовать собственное дело, используя опыт, знания и поддержку со стороны, предоставляющей франшизу, при этом за счет франчайзи происходит развитие известности товарной марки или бренда, а также его географического присутствия.

Мировой опыт развития франчайзинга свидетельствует, что от использования франчайзинга выигрывают не только франчайзер и франчайзи, но и третья сторона -потребитель и общество в целом. Франчайзинг не только способствует созданию новых рабочих мест и повышает добросовестную конкуренцию, но и позволяет реализовать комплексную систему практического обучения предпринимательству без специальных учебных структур и программ. Развитие франчайзинга способствует росту прозрачности бизнеса, собираемости нало-

гов, упрощению внедрения инновационных методологий, а, соответственно, способствует привлечению инвестиций в экономику и модернизации ее отраслей.

Еще с середины пятидесятых годов прошлого века франчайзинг существенно изменил темпы развития тысяч фирм. В настоящее время франчайзинг развивается более чем в 140 странах, в мире насчитывается более 16,5 тыс. франчайзеров и более 165 тыс. франчайзи. При этом отдельные франчайзеры имеют более тысячи партнеров, обеспечивая широкое региональное распространение своих товаров и услуг. Следует также отметить положительную динамику темпов прироста мирового рынка франчайзинга. Так, количество франчайзин-говых компаний выросло с 1,4% относительно всех компаний на рынке в 2013 г. до 1,6% в 2015, объем продаж - с 4,7% до 5,4%, количество рабочих мест - с 2,5% до 2,9%, соответственно [10].

На рисунке 1 представлена структура рынка мирового франчайзинга. Лидируют такие сферы как рестораны быстрого обслуживания, личные и бизнес-услуги, розничные продукты и услуги.

Аренда жилья; 3

Рис. 1. Структура рынка мирового франчайзинга (в %) [2]

Согласно исследованиям авторитетного американского издания «Entrepreneur», признанного гуру в области франчайзинга в «Xon-10 франшиз США-2015» вошли: Hampton Hotels (сеть отелей), Anytime Fitness (фитнес салоны), Subway и Jack in the Box (фаст-фуд), Supercuts (парикмахерские услуги), Jimmy John's Gourmet Sandwiches (фаст-фуд), Servpro (клининг), Denny's Inc. и

Pizza Hut Inc. (фаст-фуд), 7-Eleven Inc. (продукты) [8].

Развитие франчайзинговых отношений в России нельзя назвать таким же прогрессивным, как за рубежом. Но, несмотря на это, в последние годы рынок франчайзинга в России развивается достаточно быстрыми темпами. Заметный рост произошел в 2013 г., когда количество франшиз в стране стало достигать 47% (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика развития франчайзинга в Российской Федерации [7]

Анализируя структуру российского рынка франчайзинга, следует отметить, что 41% рынка занимает непродовольственная розница, 26% - услуги населению, 15% -общественное питание, 9% - услуги бизнесу, 4% - производство, 3% - СМИ и интернет и 2% - продовольственная розница.

Существующие тенденции к разнообразию малых предприятий свидетельствуют о широких возможностях применения системы франчайзинга. Перспективность развития франчайзинга не предполагает никаких сомнений, однако сама система организации и развития малого бизнеса в России представлена на недостаточно высоком уровне.

В России термин «франчайзинг» не

утвержден официально. Международная Ассоциация Франчайзинга дает следующее его определение: «Франчайзинг - это система перманентных отношений, установленных между франчайзером и франчайзи, в результате которых знания, имидж, успех, методы производства и маркетинг передаются франчайзи в обмен на взаимное удовлетворение интересов».

Франчайзинг является законным видом осуществления деятельности, в рамках которого совершенствование концепции ведения бизнеса и его использование может быть реализовано двумя разными юридическими лицами - франчайзером, который предоставляет торговую марку, и франчайзи -поставляет товары или услуги под этой тор-

говой маркой [1].

В большинстве развитых стран франчайзингу предоставляется особое внимание и поддержка со стороны законодательства и правительства, т.к. открытие франчайзинго-вых компаний создает новые рабочие места и повышает собираемость налогов. Любой франчайзер, который исходит из своих договорных интересов, внимательно следит за деятельностью франчайзи в вопросах финансовой точности операций и надежности отчетности. Однако, следует отметить, что существуют ненадежные компании, использующие «нецивилизованные» стандарты ведения бизнеса [9].

Использование и совершенствование франчайзинга в регионах соответствует инновационному развитию, введению новых бизнес-технологий, а также образцов организации бизнеса, что способствует повышению деловой активности в соответствующих регионах и росту числа рабочих мест. Фран-чайзинговые сети являются каналами передачи инноваций, в которых компания-франчайзер выступает разработчиком инноваций, а компания-франчайзи осуществляет свою деятельность и как потребитель, и как внедряющая сторона. Требования, необходимые для франчайзи, увеличивают личные возможности предпринимателей, улучшают качество их профессиональных знаний, осуществляют введение их инновационных идей и реализуют предпринимательские качества. Именно это дает стимул к распространению инновационной деятельности как внутри определенной франчайзинговой системы, так и в государстве в целом.

Возникновение в различных регионах франчайзеров, особенно иностранных, и обусловленное ими увеличение конкуренции приводит к построению новых инновационных бизнес-образцов с точки зрения местных предпринимателей, которым приходится приспосабливаться к новому уровню качества их работы, что, в свою очередь, улучшает инвестиционную привлекательность регионов и уровень жизни населения [4].

Результативность развития франчайзинга в малом бизнесе не подвергается сомнениям, хотя следует конкретно пони-

мать все преимущества и недостатки этой модели осуществления бизнеса [11].

К основным преимуществам франчайзинга относят:

- обеспечение наиболее результативного выбора и заинтересованности операторов торговых точек;

- предоставление более эффективного механизма вовлечения финансовых и трудовых ресурсов, способных быстро увеличить рост компании;

- эффективный финансовый стандарт, способствующий получению прибыли при сравнительно небольшом уровне риска.

Франчайзинг обеспечивает минимизацию проблем неблагоприятного выбора и неполноценной эффективности персонала: связывая уровень доходов менеджера фран-чайзингового предприятия с результатами его работы, франчайзинг способствует правильному отбору необходимых специалистов, имеющих высокую квалификацию и мотивацию. Франчайзинг также решает вопрос об уклонении от исполнения обязательств, так как вознаграждение, которое получает оператор франшизной точки, напрямую зависит от результативности и интенсивности его работы. В свою очередь, это стимулирует менеджеров франшизных организаций работать с большей эффективностью, чем наемные менеджеры, точнее вести учет затрат предприятия, повышая заинтересованность в введении инноваций [5].

Развитие франчайзинга в нашей стране, в первую очередь, сдерживает нестабильная экономическая ситуация. Франчайзинг, как система отношений, закрепленных договором, объединяет экономически независимых предпринимателей, что требует предсказуемости экономического развития. Однако постоянные скачки в динамике экономики приводят к таким же резким колебаниям спроса на большинство видов товаров и регулярным переделам собственности. Поскольку многие франчайзи из-за недостаточности средств открывали свои предприятия на арендуемых площадях, перемена их владельца отрицательно влияет на работу и франчайзи, и франчайзинговой системы в целом [12].

Развитие тормозится еще по одной причине. Для того, чтобы расширялись франшизные сети, опережающими темпами должна развиваться сфера услуг. В России состояние этой сферы можно охарактеризовать как противоречивое: ее расширение осуществлялось не в рамках прогрессивного структурного сдвига в сторону постиндустриальной экономики, а в результате сокращения промышленного производства.

Еще одной причиной, сдерживающей развитие франчайзинга, является достаточно высокая стоимость покупки франшизы. У большинства предпринимателей отсутствует стартовый капитал, необходимый для вхождения во франчайзинговую систему. Доступ к финансовым ресурсам для малого бизнеса весьма ограничен, отсутствуют широко известные финансовые институты, предлагающие приемлемые схемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на условиях франшизы. В России кредитование франчайзи находится в зоне высокого риска, в то время как за рубежом оно наиболее безопасно для финансовых структур.

Следует отметить, что лишь немногие российские банки понимают концепцию франчайзинга и, наряду с этим, не располагают достаточным опытом предоставления кредитов для малых предприятий, работающих на условиях франшизы. Однако объем кредитов на покупку франшиз постоянно увеличивается, и финансовые институты проявляют к этому бизнесу все больший интерес, стараясь тщательно оценивать риски, которые могут содержаться в контрактах, соотношение размеров бизнеса и запрашиваемого кредита, а также конкурентоспособность покупаемого бренда.

Еще одной проблемой является расхождение между реально возможной и расчетной прибылью франчайзи. Часто в регионах покупка франчайзингового бизнеса и его запуск на арендованной площади в регионе не может дать той коммерческой эффективности, которая закладывается при проведении экономических расчетов компанией, предлагающей франшизу.

Существуют также социально-пси-

хологические факторы, сдерживающие покупку франшиз. Участники франчайзинго-вых схем боятся провала в новом для них бизнесе. Потенциальные покупатели франшизы опасаются банкротства, которое может быть вызвано действиями франшизера, потенциальные продавцы - недобросовестных франчайзи.

Помимо перечисленных проблем, одна из самых главных находится в правовой плоскости. Российское законодательство практически не оперирует понятием «франчайзинг», а коммерческая концессия, которой посвящена глава 54 Гражданского кодекса (ГК) РФ, не полностью эквивалентна данному понятию: англоязычным обозначениям сторон этого договора - «франчайзер» и «франчайзи» соответствуют термины «правообладатель» и «пользователь».

В 1997 г. создана Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), которая приняла Этический кодекс РАФ, призывающий франчайзеров руководствоваться его принципами.

Российская ассоциация франчайзинга создана для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России. Ассоциация является информационным центром как для действующих, так и для потенциальных франчайзеров и фран-чайзи. Она играет роль моста, соединяющего заинтересованные стороны, служит как постоянно действующий форум по обмену информацией и идеями, ведет исследовательскую работу. Помимо этого, РАФ может помочь сторонам договора в проведении предварительного исследования, формировании структуры компаний, выяснении юридических вопросов, исследовании рынка и финансировании франшизы.

Учитывая присоединение России к ВТО, а также расширение возможностей для иностранных компаний по созданию франшизных сетей на нашем рынке, возникает необходимость адаптировать российское законодательство применительно к правовым нормам, действующим в странах-членах этой организации.

Поскольку обычно в зарубежной практике аналогичное взаимоотношение сторон по договору именуется франчайзингом, то и в отечественном деловом обороте договор коммерческой концессии получил название договора о франчайзинге, хотя франчайзинг имеет более широкую правовую основу. Это, в частности, касается сторон в договоре, их прав и обязанностей, вопросов интеллектуальной собственности, наследования, вопросов производства и продажи франшизной продукции и ее качества и некоторых других правовых отношений, которые должны регулироваться специальными статьями Гражданского кодекса РФ.

Следует отметить, что разработка положений гл. 54 ГК велась в начале 90-х годов XX века, когда еще отсутствовала какая-либо отечественная практика франчайзинга. По мере развития рыночных отношений выяснилось, что ряд запретительных статей этой главы препятствует формированию франчайзинговых сетей в России.

Статья 1027 Гражданского кодекса РФ дает определение договора коммерческой концессии, по которому одна сторона обязуется предоставлять другой за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, в том числе право на фирменное наименование, коммерческую информацию, деловую репутацию, коммерческий опыт, а также на другие, предусмотренные договором, объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания. В ст. 1028-1040 Гражданского кодекса РФ устанавливается необходимость заключать договор коммерческой концессии в письменной форме, осуществлять его государственную регистрацию, дается определение субконцессии, устанавливается порядок вознаграждения, обязанности сторон по изменению и прекращению договора [6].

Новыми поправками сторонам договора коммерческой концессии предоставлено больше свободы в определении его условий, сняты дискриминационные ограничения, устранен ряд имеющихся противоречий. Предусмотрена возможность одновременного использования в договорах ком-

мерческой концессии начального (паушального) взноса и периодических платежей (ст. 1030 ГК РФ). Расширен перечень ограничений прав пользователя, которые стороны могут устанавливать в договоре (ст. 1033 ГК РФ). Статья 1033 ГК теперь в большей степени согласована с положениями законодательства о защите конкуренции и допускает установление в договоре следующих обязательств франчайзи [6]:

- реализовывать, в т.ч. перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы и оказывать услуги по установленным правообладателем ценам;

- не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

- продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории.

Снят запрет включения в договор условия о праве пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков).

Наиболее значимым из вышеперечисленных изменений представляется право франчайзера устанавливать цены. По общему правилу включать данное условие в договоры запрещено, поскольку оно ограничивает конкуренцию. Но для франчайзинга Федеральным законом «О защите конкуренции» было сделано исключение. Таким образом, в ГК РФ теперь закреплены положения, которые и раньше были в законодательстве. Существовавшие ранее противоречия устранены. Следует отметить, что возможность регулирования цен франчайзером, установление единого уровня цен внутри одной сети часто выгодно не только самому франчайзеру, но и франчайзи, и потребителю.

Помимо этого, изменен порядок возобновления срочных договоров (ст. 1035 ГК РФ). Прежняя редакция устанавливала право пользователя, надлежащим образом ис-

полнявшего свои обязанности, заключить договор на новый срок на тех же условиях. Однако заключение нового договора на прежних условиях спустя длительное время может быть не выгодно обеим сторонам договора, и, в первую очередь, конечно, франчайзеру. Ведь за это время могут существенно измениться экономические условия в стране, на рынке могут появиться новые современные продукты и технологии, а также измениться множество других факторов. Все это требует внесения соответствующих изменений в условия и порядок сотрудничества сторон (установление новых цен, требований к персоналу, маркетинговой политике, документации и проч.). Прежнее положение противоречило не только мировой практике, но вступало в диссонанс с российским законодательством. В связи с этим в новой редакции ст. 1035 ГК РФ сторонам предоставили возможность изменять условия нового договора по своему усмотрению [6].

Для поддержания стабильности договорных отношений, а также защиты прав франчайзи в новой редакции предусмотрено преимущественное право пользователя на заключение договора на новый срок. Ранее в тексте статьи слово «преимущественное» отсутствовало.

Изменились основания и порядок прекращения договора (ст. 1037 ГК РФ). В соответствии с прежней редакцией статьи отказаться от договора, т.е. расторгнуть его в одностороннем внесудебном порядке, стороны могли только в отношении бессрочного договора и при условии направления уведомления об этом не менее чем за 6 месяцев. Срочный же договор можно было расторгнуть в одностороннем порядке лишь на общих основаниях, т.е. в судебном порядке. Новая редакция предоставила каждой из сторон договора, заключенного, как на определенный срок, так и без указания срока его действия, право в любое время отказаться от договора в одностороннем порядке, уведомив конрагента не позднее 30 дней, при условии, что договором установлена возможность прекратить его уплатой отступного. В данном случае обращения в судебные органы не требуется.

Многие из принятых положений уже давно применяются на практике участниками франчайзинговых отношений при заключении договоров. Однако радует, что нормы российского законодательства о франчайзинге наконец приблизились к российской и международной деловой практике.

Но, к сожалению, на сегодняшний момент устранены еще не все пробелы и недочеты в действующем законодательстве о франчайзинге. Так, отсутствует качественный профессиональный закон о франчайзинге.

Регулирование отдельных сторон предпринимательской деятельности с учетом их специфики должно осуществляться на основе дополнительных специальных законов и нормативных актов. В связи с этим, следует принять специальный закон о франчайзинге, который должен опираться, прежде всего, на сложившуюся в России правовую базу: общие положения Гражданского кодекса РФ об обязательствах и договорах, хозяйствующих субъектах, о правах собственности, налоговом законодательстве. В новом законе следовало бы также установить надежную охрану прав, интересов и свобод франчайзи при ведении бизнеса, определить виды франчайзинга, границы его использования и четкие понятия интеллектуальной собственности, а также установить другие нормы и положения, применяемые в зарубежном законодательстве. Помимо того, поскольку франчайзи обычно являются предпринимателями в сфере малого бизнеса, для них необходимо предусмотреть льготы и преимущества, определенные законодательством для этого рода бизнеса. Целесообразно предоставить возможность фран-чайзи применять упрощенную систему бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

В заключение следует отметить, что от развития франчайзинга в России выигрывает не только стороны договора, но и третья сторона - потребитель и общество в целом. Потребитель товаров и услуг, приобретаемых у франчайзи, получает качество, га-

рантированное крупной известной фирмой и часто по более низким ценам, чем у конкурентов, поскольку в части франшизной системы имеются определенные скидки и льготы. Общество в целом получает выгоды от франчайзинга в связи с повышением деловой активности, увеличением количества вовлеченных в бизнес слоев населения, роста их реальных доходов и расширения налогооблагаемой базы как источника доходов федерального и местных бюджетов. Кроме того, франчайзинг с участием иностранных компаний является источником инвестиций в российскую экономику.

Литература

1. Меркулов А., Фокин В., Ватутин С., Тришин М., Соколова Т. Франчайзинг от А до Я; Феникс - Москва, 2013. - 160 c.

2. Мучкаева Д.В., Дубровина А.А. Международный франчайзинг как стратегия развития бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. экономические науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/archive/economy/ 5(32).pdf (дата обращения: 15.12.2016).

3. Никифоров П.В., Омаров М.М., Костусенко И.И. Методология развития предпринимательских структур в условиях формирования инновационной экономики России: монография / Никифоров Павел Васильевич, Омаров Магомед Магомедович, Костусенко Илья Ильич; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2010. -260 с.

4. Омаров М.М., Чуркин П.Г. Направления повышения эффективности разработки, принятия и реализации решений по организации и управлению совместным предпринимательством // Современные

проблемы науки и образования, 2013. -№ 1. - С. 310.

5. Омарова Н.Ю., Косякова Л.Н., Попова А.Л. Управление производственными затратами в конкурентной среде. Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших аграрных учебных заведений, обучающимся по направлениям 080100 «Экономика» и 080500 «Менеджмент» / Санкт-Петербург: Проспект Науки, 2011. - 224 с.

6. Поддержка развития франчайзинга в России: изменения в гл. 54 Гражданского Кодекса вступают в силу в октябре (ФЗ-216). [Электронный ресурс] URL: http://buh.ru/articles/documents/14812/ (дата обращения: 10.09.2016).

7. Рынок франчайзинга: обзор, тенденции, проблемы. Франчайзинг в кризис. [Электронный ресурс] URL:http://franshiza. ru/article/read/rynok_franchiinga_obzor_tenden cii_problemy_franchizing_v_krizis/ (дата обращения: 25.11.2016).

8. Топ-10 франшиз США-2015. URL: http://topfranchise.ru/stati/franchajzing-v-cifrah-rynki-ssha-i-rossii/ (дата обращения: 25.11.2016).

9. Тришин М., Ватутин С. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста. - Спб.: Питер, 2012. -192 с.

10. Франчайзинг в цифрах: рынки США и России. [Электронный ресурс] URL: http://topfranchise.ru/stati/franchajzing-v-cifrah-rynki-ssha-i-rossii/ (дата обращения: 15.12.2016).

11. Франчайзинг. 128 успешных франшиз от известных фирм; Радар -Москва, 2011. - 160 c.

12. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг; Питер -Москва, 2011. - 256 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.