Научная статья на тему 'Проблемы развития франчайзинга в современной России'

Проблемы развития франчайзинга в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / КОНЦЕССИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В. С.

В работе проведен анализ развития предпринимательских структур на основе франчайзинга в Российской Федерации. В процессе исследования рассматриваются особенности экономических и правовых механизмов реализации потенциала франчайзингового бизнеса. Отмечается, что кризисные явления могут способствовать активизации использования франшиз, поскольку значительное снижение рисков является преимуществом франчайзинга. Проанализирована частота использования механизма франчайзинга в зависимости от отрасли. Рассмотрены особенности применения франчайзинга в розничной торговле, так как эта отрасль отличается наиболее широким использованием франчайзинга. Описаны сложности развития франчайзингового бизнеса в современных условиях Российской Федерации, в том числе в связи с внешней политической ситуацией. Кратко описаны правовые основы заключения франчайзинговы договоров. Предложено видение влияния франчайзинга на процесс импортозамещения и развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития франчайзинга в современной России»

Проблемы развития франчайзинга в современной России

сч ni £

Б

2 ©

Новиков Владислав Сергеевич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) vlad.fin@yandex.ru

В работе проведен анализ развития предпринимательских структур на основе франчайзинга в Российской Федерации. В процессе исследования рассматриваются особенности экономических и правовых механизмов реализации потенциала фран-чайзингового бизнеса. Отмечается, что кризисные явления могут способствовать активизации использования франшиз, поскольку значительное снижение рисков является преимуществом франчайзинга. Проанализирована частота использования механизма франчайзинга в зависимости от отрасли. Рассмотрены особенности применения франчайзинга в розничной торговле, так как эта отрасль отличается наиболее широким использованием франчайзинга. Описаны сложности развития франчайзин-гового бизнеса в современных условиях Российской Федерации, в том числе в связи с внешней политической ситуацией. Кратко описаны правовые основы заключения франчай-зинговы договоров. Предложено видение влияния франчайзинга на процесс импортозамещения и развития экономики.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, концессия, финансовый риск, экономическое развитие и т.д.

Ведение бизнеса во все времена считалось нелегкой задачей, но современный этап характеризуется усилением рисков и снижением предпринимательской активности в России. Такие тенденции связаны со стагнационными процессами в экономике и общим ухудшением экономической ситуации под воздействием санкций.

Выбор направления развития бизнеса является сложной задачей и зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами потенциального предпринимателя. Фран-чайзинговый механизм реализации бизнес-проектов нередко становится удачным выбором.

Определимся с основными принципами и методами реализации франчайзинга. Франчайзинг (от франц. franchise - льгота, привилегия) представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (франчайзер) другой стороне (франчайзи) своего товарного знака или бренда, а также технологии ведения бизнеса другой коммерческой информации. Существует мнение, что слово «франчайзинг» образовано от английского слова «franchising», что в переводе означает «право, привилегия» слово «франшиза» образовано от слова «franchise», что в переводе означает «льгота, привилегия» [1]. Корни франчайзинга ведут глубоко в средневековье, в то время, когда король предоставлял своим приближенным привилегии (например, право на сбор налогов) в обмен на те или иные услуги с их стороны. Но развитие франчайзинга относится к XX веку, а именно ко второй его половине, в связи с переходом от индустриальной эпохе, когда нужны были изменения и в ведении бизнеса.

На фоне нестабильности экономики и постоянных скачков в развитии страны, происходят колебания спроса на различные виды товаров и услуг, и постоянный передел собственности, что в меньшей степени затрагивает интересы франчайзи. С учетом того, что многим из них приходится из-за недостатка собственных средств использовать для открытия своих предприятий арендуемые площади, перемена владельца не может не оказывать отрицательного влияния на работу как франчайзи, так и в целом франчайзинговой системы. Эффективность таких систем также может снижаться переделами рынков, причем зачастую нерыночными методами [2, С. 48].

Рассмотрим особенности правовой основы реализации франчайзинга. Франшиза - это совокупность прав, которая передается франчайзером, который является одной стороной договора, франчайзи, который является другой стороной договора. При данной передаче у франчайзи появляются обязанности, где в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию он занимается продажей товаров или услуг за свой счет, но занимается бизнесом по той системе, которая разработана франчайзером, куда входит контроль, права на то, чтобы использовать товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование или логотип, которые принадлежат франчайзеру. Данная система включает в себя ноу-хау, а также может быть содействие со стороны франчайзера. Также в системе описаны методы, по которым надо вести этот франчайзинговый бизнес. Данные рекомендации должны быть подвергнуты тщательному изучению, а также применению их на практике согласно составленному договору [3].

Изучая зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что франчайзинг снижает возможные риски в бизнесе, что является его главным преимуществом. Из-за этого он и пользуется популярностью в развитых странах, где франчайзингом занимаются в основном малые предприятия и физические лица. Данный экономический инструмент развивается и распространяется и в нашей стране, хотя темпы развития не так велики, как за рубежом, но тенденции улучшения за последние годы очевидны. В России недостаточно комплексных знаний о процессе франчайзинга, что влияет на его развития в нашей стране.

Систематизируюя правовые основания, можно констатировать, что франчайзинг является системой взаимоотношений, где одна сторона (как правило, компания, кото-

Рис. 1. Структура франчайзингового бизнеса в России

рая имеет узнаваемый бренд, компания с хорошей репутацией на рынке товаров и услуг) по договору отдает на использование другой стороне (фирме или индивидуальному предпринимателе) секреты производства своего товара или оказываемых услуг, свой товарный знак или знак обслуживания, свой фирменный стиль, ведение бизнеса и другую коммерческую информацию. Использование бренда позволяет второй стороне закрепиться на рынке товаров и услуг, активно развиваться при условии соблюдения договора. Данный вид отношений приемлем для мелкого и среднего бизнеса.

Договор франчайзинга можно оха-растеризовать следующими признаками, если исходить из его определения и применения в международной торговле:

- является видом предпринимательской сделки, вследствие чего его сторонами могут быть лишь предприниматели;

- является взаимообязывающим договором, порождающим взаимные права и обязанности у сторон договора;

- является комплексным договором, который включает в себя права пользования интеллектуальной собственностью, оказание каких-либо услуг, и т. д.;

- является возмездным из-за своего предпринимательского характера;

- представляет собой срочную сделку;

не является сделкой, когда интересы сторон полностью совпадают.

Чаще всего, интересы противоположны, но присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в том, чтобы договор осуществился успешно, особенно тогда, когда вознаграждением

является процент от полученной фран-чайзи прибыли.

После принятия второй части ГК РФ договор коммерческой концессии (франчайзинга) стал самостоятельным видом, так как у него есть черты, которые отличают его от других гражданско-правовых договоров.

В договоре коммерческой концессии предметом является предоставление правообладателем для использования в предпринимательской деятельности прав, которые принадлежат правообладателю. По этому договору могут быть переданы только те права, на которые у правообладателя есть охранные документы [4].

Понятие «франчайзинг» еще не ввели в юридический глоссарий действующего законодательства Российской Федерации. Как уже отмечено выше, данное понятие есть в главе 54 Гражданского кодекса РФ и носит название «Коммерческая концессия».

В Российской Федерации не совсем понятны соотношения коммерческой концессии и франчайзинга. Вопрос о соотношении лих договоров является достаточно важным и в практическом и в теоретическом смысле. В настоящее время нет точного ответа на то, возможно ли, делая опору на принцип свободы договора, заключать договор коммерческой концессии, который есть в ГК РФ, а также заключать договор франчайзинга, который не поименован в ГК РФ. Можно ли регулировать эти договоры исходя из положений главы 55 Гражданского Кодекса Российской Федерации.[5]

Понятие «франчайзинг бизнес-формата» будет ближе к понятию «коммерческая концессия». Но тут тоже есть оп-

ределенные условия и оговорки: в настоящее время договор считается договором коммерческой концессии, если с ним передаются права на использование таких объектов, как товарный знак, знак обслуживания, производственные секреты, которые называют ноу-хау/

Развитие франчайзинга в России является перспективным направлением развития предпринимательства в нашей стране. Уже активно реализованы франчай-зинговые проекты в общественном питании, туризме и торговле. У данной бизнес-модели есть хорошие перспективы на российском рынке, например наиболее перспективными отраслями для развития франчайзинга являются:

- консалтинговый бизнес;

- общественное питание (в частности фаст-фуд);

- розничная торговля;

- бытовое обслуживание.

Современная структура применения

франшизы представлено на рисунке 1.

Для активизации развития франчайзинга в России необходимо создание благоприятных условий, уменьшающих финансовые риски и потери, как уже присутствующих на рынке компаний, так и компаний, которые только входят на рынок. Так же не маловажным будет улучшение правовой базы, которая защищает права на интеллектуальную собственность.

К преимуществам франчайзинга можно отнести участие в проверенном бизнесе, снижение рисков к минимуму, готовая клиентская база и рынок сбыта, окупаемость в кратчайшие сроки. На данный момент франчайзинг не имеет широкого распространения, хотя возможности для его внедрения довольно широки. Среди проблем, сдерживающих развитие франчайзинга, можно выделить: нестабильность экономического развития Российской, отсутствие у бизнесменов требуемого стартового капитала, отсутствие отечественного опыта и боязнь провала такой системы, развитие правового обеспечение франчайзинга, отсутствие необходимой законодательной базы. Для того чтобы открыть фирму на основе франчайзинга нужно зарегистрировать договор о коммерческой концессии в Роспатенте, что зачастую приводит к появлению бюрократических проволочек. Также очень важной социально-психологической стороной франчайзинга является неуважение в России к интеллектуальной собственности. И чтобы решить эту проблему необходимо использовать меры правового и экономическо-

© £

Ю

Г

5

см

1Л £

Б

а

2 ©

го воздействия, которые в комплексе смогут сделать неэффективным незаконное использование чужой интеллектуальной собственности.

Франчайзинг распространяется по всему миру, потому что он сочетает в себе техническое мастерство крупного бизнеса и стимул личного владения. Для бизнесменов франчайзинг предлагает короткий путь к успеху, потому что они сразу получают готовое дело с возможностью быстрого расширения. Примерами франшизных систем могут служить такие гиганты как «McDonalds», «Subway», «ТНК», «ЛУКОЙЛ», «РивГОШ», «Л'Этуаль» и другие.

Российские производственные предприятия также активно развивают фирменную торговлю в России и за рубежом, создавая торговые сети, количество магазинов в которых у отдельных предприятий составляет до нескольких сотен. Очевидно, что в такой ситуации фирменная розничная сеть не может расширяться только за счет собственных магазинов производителя (таковыми обычно являются только магазины формата «флагман»), он использует для этих целей франчайзинг. Для примера в таблице 1 приведена информация о количестве и доле франчайзинговых магазинов в фирменной розничной сети отдельных российских производителей.

Как отмечают эксперты [7], больше всего предложений франшизы фирменных магазинов российских производителей на рынке одежды, меньше всего - на рынке продовольствия. Объяснение этому есть. Любой розничный партнер заинтересован в широкой продуктовой линейке, на рынке продовольствия это может обеспечить небольшое количество предприятий, как правило, это группы компаний. В противном случае производитель-основатель сети при разработке проекта может предусмотреть вариант продажи в его фирменных магазинах продукции других производителей. Однако в настоящее время основная часть предложений франшиз все-таки связана с монобрендовыми фирменными магазинами.

Российские производители предлагают партнерам, как правило, развернутый перечень условий сотрудничества. В данной публикации остановимся только на таком из них, как формат франшизы фирменных магазинов (таблица 2). Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что российские производители предлагают партнерам преимущественно муль-тиформатную франшизу. Если даже пред-

Таблица 1

Состав сети фирменных магазинов в России [6]

Наименование Сфера деятельности Всего фирменных магазинов в том числе Доля Франчай-зинговых Магазинов

Собственные магазины Франчайзинговые магазины

ООО «Центрпроект» Производство кондитерских изделий 873 10 863 98,9%

SELA Производство одежды 435 107 328 75,4%

Jenavi Производство ювелирной бижутерии 417 17 400 95,9%

Mr.Doors Производство корпусной и встроенной мебели на заказ 150 44 106 70,7%

Провокация Производство одежды 121 3 118 97,5%

Компания «Наша мама» Производство продукции для детей и беременных 9 0 9 100.0° о

Таблица 2

Форматы франшизы фирменных магазинов [8]

Производи гель Форматы франшизы фирменных магазинов

ООО «Центрпроект» Островная торговая точка: Старт, Стандарт. Гигант (только после успешной работы по другим планам)

SELA Концеп туальный магазин/секция Sela; стандартный магазин секция Sola, предприятия малого формата: SELA, SELA Mini, SELA Kids, SELA Light

Jenavi Магазин, магазин в магазине

Mr. Doors Флагманский салон, сатон, брснд-сскция

Провокация Корнер (островная торговая точка) - Street Corner: Maximum. Optimum. Standard, Minimum; бутик

Компания «I lama мама» Магазин

лагается один формат магазина предусматривается несколько его вариантов в зависимости от площади.

Не обходится в сфере франчайзинга фирменных магазинов российских производителей без проблем. Так, в частности, аналитики [7] обращают внимание на необходимость тщательного выбора франшизы. Эго обусловлено тем, что, например, даже начинающие производители одежды зачастую в первую очередь пытаются создавать сети фирменных магазинов по франчайзингу. Очевидно, что такие франчайзинговые проекты, подготовленные без должной квалификации и не прошедшие соответствующей апробации, по обещанной доходности и окупаемости чаще всего не совпадают с реальностью.

Подводя итоги, следует констатировать, что франчайзинг как способ расширения фирменной сети магазинов в на-

стоящее время используется достаточно широким кругом российских производителей. Развитию франчайзинга в России будет способствовать совершенствование правовой базы и активная поддержка предпринимательства. В условиях кризиса и санкционного давления, франчай-зинговые структуры будут способствовать развитию импортозамещения и формированию устойчивого сегмента малого и среднего бизнеса.

Литература

1. Мусихина М.А., Нюренбергер Л.Б. Основные проблемы реализации теории жизненного цикла товара на международных рынках //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. №5. С. 47-50

2. Бахарев В. В. Франчайзинг как инструмент развития малого предпринимательства // Современная наука: актуаль-

ные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. - №12. -С. 51

3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право // Книга третья. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Издание дополненное, исправленное// (Издание дополненное, исправленное). Изд. Статут 2002. - №3. С. 423

4. Дегтярова Т. В. «Гражданский кодекс Российской Федерации» 2014. Статья 1041 ГК РФ. Договор простого товарищества.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), глава 55, Коммерческая концессия

6. Каталог франшиз 2016 // ПроФ-раншизу : [сайт]. - Режим доступа: http:/ /www.profranshizu.ru/franshiza/. - Дата обращения: 22.10.2016.

7. Сибирев, Н. «Блеск и нищета» франчайзинга в России / Н. Сибирцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.life-marketing.ru/life-marketing/franchising_in_russia. - Дата доступа: 18.10.2016.

8. Франшизы производителей / Мар-кет // ProCapitali$t: Портал для профессионалов швейной отрасли : [сайт]. -Режим доступа: http://procapitalist.ru/ market/franshizy-proizvoditelej.html. -Дата доступа: 17.10.2016

Problems of franchising

development in modern Russia

Novikov V.S.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Analysis of development of enterprise structures on the basis of franchising in the Russian Federation is carried out in this work. In the process of research, the features of economic and legal mechanisms for realizing the potential of franchising business are examined. It is noted that crisis phenomena can contribute to increase the number of franchise businesses, since a significant reduction in risks is an advantage of franchising. The frequency of use of the franchising mechanism is analyzed by economic sector. The peculiarities of franchising in retail are considered, as this sector of economy is characterized by the widest use of franchising. The author describes the difficulties of developing a franchise business in the modern conditions of the Russian Federation, including the effect of external political situation. The legal basis for concluding franchising contracts is briefly described. A vision of the impact of franchising on the process of import substitution and economic development is proposed.

Key words: franchising, franchise, concession, financial risk, economic development, etc.

References

- 1. Musikhina M. A., Nyurenberger L. B. The main problems of implementation of the theory of life cycle of goods in the international

markets//Economy and

management: analysis of tendencies and prospects of development. 2013. No. 5. Page 4750

- 2. Bakharev V. V. Franchizing as

instrument of development of small business//Modern science: urgent problems of the theory and practice. Series: Economy and right. 2013. -No. 12. - Page 51

- 3. Braginsky M. I., Vitryansky V. V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contract law//Book the third. Contracts on performance of work and rendering services. The edition added, corrected//(The edition added, corrected). Prod. Statute of 2002. - No. 3. Page 423

- 4. Degtyarova T. V. «The civil code of

the Russian Federation» of 2014. Article 1041 Civil Code of the Russian Federation. Contract of simple association.

- 5. Civil code of the Russian Federation

(part second), chapter 55, Commercial concession

- 6. Catalog of franchizes 2016//to

Profranshiz: [website]. - Access mode: http://www.profranshizu.ru/ franshiza/. - Date of the address: 10/22/2016.

- 7. Sibirev, N. «Gloss and poverty»

franchizing in Russia / N. Sibirtsev [An electronic resource]. - Access mode: http://www.life-

marketing.ru/life-marketing/ franchising_in_russia. - Date of access: 10/18/2016. 8. Franchizes Producers / Market/ ProCapitali$t: The portal for professionals of sewing branch: [website]. - Access mode: http:// procapitalist.ru/market/franshizy-proizvoditelej.html. - Date of access: 10/17/2016

О À

BS

I

i? 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.