Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / ФОРМЫ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волынцева Ю.А.

Статья посвящена изучению сущности франчайзинга как формы ведения бизнеса, очень распространенной в современной экономике на мировом уровне. Автор раскрывает определение франчайзинга, устанавливает его субъектов, специфические особенности франчайзинга, анализирует преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING AS AN ATTRACTIVE FORM OF BUSINESS IN THE INTERNATIONAL ECONOMIC ENVIRONMENT

The article is devoted to the study of the essence of franchising as a form of doing business, which is very common in the modern economy at the world level. The author reveals the definition of franchising, establishes its subjects, specifics of franchising, analyzes the advantages and disadvantages of franchising as a form of doing business.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

es/20170419_ecology_Arktika.aspx. (дата обращения: 4.12.2017) 4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

УДК 33.306

Волынцева Ю.А. магистрант

кафедра экономической теории и прикладной экономики Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация:

Статья посвящена изучению сущности франчайзинга как формы ведения бизнеса, очень распространенной в современной экономике на мировом уровне. Автор раскрывает определение франчайзинга, устанавливает его субъектов, специфические особенности франчайзинга, анализирует преимущества и недостатки франчайзинга как формы ведения бизнеса.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, экономическая среда, формы бизнеса.

Volyntseva Yu.A.

Master's Degree of the Department of Economic Theory and Applied

Economics Tyumen State University Tyumen, Russia

FRANCHISING AS AN ATTRACTIVE FORM OF BUSINESS IN THE INTERNATIONAL ECONOMIC ENVIRONMENT

Abstract:

The article is devoted to the study of the essence of franchising as a form of doing business, which is very common in the modern economy at the world level. The author reveals the definition of franchising, establishes its subjects, specifics of franchising, analyzes the advantages and disadvantages of franchising as a form of doing business.

Keywords: franchising, franchisor, franchisee, economic environment, business forms.

Микроэкономическое взаимодействие предприятий с точки зрения системного подхода можно рассматривать как процесс, результаты которого зависят не только от деятельности самих экономических субъектов, но и от условий внешней среды. Экономическими агентами здесь выступают различные производственные, хозяйственные, управленческие и иные самостоятельные субъекты, рассматриваемые нами как «системы». К их числу относятся и те предприятия, которые находятся на уровне межфирменного взаимодействия в сетевых структурах.

Сетевые (модульные) компании представляют собой «костяк», окруженный комплексом гибких поставщиков необходимых услуг и сырья, которые можно представить в виде модулей конструктора: они могут быть задействованы или исключены с учетом необходимости в их функционировании. Пи этом, сети компаний могут быть представлены по двум организационным моделям:

1) Сети, формирующиеся вокруг одной крупной компании. В рамках данной модели компания выступает ядром сети и собирает вокруг себя хозяйствующих субъектов меньшего размера, тем самым поручая им выполнять отдельные виды деятельности. Крупная, центральная компания выступает головным заказчиком, занимая доминирующую роль во всех деловых операциях. Поэтому малые компании, входящие в состав сети, оказываются в сильной зависимости от центральной компании.

2) Сети компаний, близких по масштабам деятельности. Такая модель предусматривает юридически оформленное объединение самостоятельных компаний, которые поддерживают друг друга в выполнении хозяйственных операций и имеют устойчивые партнерские отношения.

Необходимость появления франчайзинговой системы возникла в конце XIX века, когда фирма по продаже и обслуживанию швейных машин Зингера, ставшая первой известной на весь мир организацией, работающей на правах франшизы, хоть и достаточно стабильно держалась на рынке, но не имела налаженной системы сервиса. Появление франчайзинговой системы открыло для предпринимателей возможность самостоятельно заниматься продажей и обслуживанием машин на разных локациях. Уже в 20-х годах XX века в США получил развитие стандартный товарный франчайзинг. Родоначальником франчайзинга в современном представлении, при котором передается вся концепция ведения бизнеса, считается McDonald'sSystemInc, созданная в 1995 году Р. Крюком.

Франчайзинг на сегодня - «развивающийся и перспективный вид предпринимательства, подразумевающий осуществление деятельности под арендованным торговым знаком или коммерческим обозначением, которая регламентируется договором между франчайзером (фирма, которая предоставляет франшизу) и франчайзи (тем, кто ее получает)» [2, с.42].

Согласно определению Маркова Д.А., «франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений (контрактов), при которых одна сторона фирма - франчайзер продает лицензию (франшизу) на совершение деловых операций под ее торговой маркой другой фирме - франчайзи, которая покупает лицензию и организует производство и сбыт товара или оказание услуг в соответствии с контрактом» [7, с.207].

В соответствии с представленными определениями, применительно к рассматриваемой научной категории можно выделить триаду понятий -«Франчайзи» - «Франчайзор» - «Франшиза», аккумуляция которых и

представляет собой «франчайзинг». Детализируем определения данных понятий отдельно:

1) Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Франчайзор изучает, и развивает бизнес, производит денежные затраты на продвижение бизнеса, создает отличную репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»).

2) Франчайзи - это человек или компания, которая приобретает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса.

3) Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другими словами, подобную систему называют франчайзинговый пакет, который включает в себя пособия по ведению работ и другие немаловажные материалы, принадлежащие франчайзору [3, с.283].

Американский экономист Филипп Котлер, в свою очередь, выделил три основных признака франчайзинга, характерных для предприятий во всем мире, работающих по системе франчайзинга:

- франчайзер получает определенную комиссию от франчайзи за использование своей торговой марки, товарных знаков, бренда и иных атрибутов;

- франчайзи необходимо внести начальный взнос, чтобы вступить во франчайзинговую систему;

- франчайзи ведет дела по предоставленной франчайзером системе ведения бизнеса или бизнес - модели [6, с.412].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что система франчайзинга является формой готового бизнеса. Это одна из наиболее эффективных возможностей фактического выхода фирмы на любой рынок, т.к. большинство потребителей приобретают товары или услуги у наиболее известных предприятий, которые уже зарекомендовали себя на рынке.

Вложения в инвестиционные проекты совершаются с целью получения прибыли, за счет которой предполагается окупить первоначальные инвестиции и в конечном итоге улучшить материальное состояние инвестора. В случае франчайзи результатом вложений в франшизу становится прибыль, извлекаемая из предоставленной франчайзером бизнес-модели. Причем прибыль эта, как отмечалось ранее, зачастую выше прибыли, которую хозяйствующий субъект мог бы получать при развитии собственного бизнеса в той же области с нуля. Франчайзер же в свою очередь стремится покрыть свои инвестиции частично за счет паушальных взносов и в значительной степени за счет роялти - части прибыли франчайзи, передаваемой за использование бренда и бизнес-модели.

Привлекательность франчайзинга для участников отношений заключается в наличии неоспоримых преимуществ: для начинающих

предпринимателей - это колоссальная возможность заняться собственным делом, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - упрочить, а также расширить свои позиции на рынке; а для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства [8, а8].

Тем не менее, существуют и недостатки данной формы ведения бизнеса. Среди них:

- широко распространенные и известные компании часто продают лицензии на свою продукцию или услуги по очень высокой цене. Клиенты, желающие приобрести франшизу таких компаний, должны располагать крупными денежными средствами и иметь навыки, опыт заключения договоров с различными экономическими структурами;

- компании-франчайзеры вынуждены переплачивать владельцам франшиз часть дохода ежемесячно, не считая процентов. При этом, в рамках некоторых франшиз их покупатели должны оплачивать расходы за рекламу и продвижение товаров;

- компанию, купившую франшизу, нельзя назвать полноценным владельцем бизнеса. Следовательно, степень влияния на деятельность франшизы оказывается заниженной;

- наблюдается негативное влияние конкуренции между покупателями франшизы и результатами работы фирмы, владеющей франшизой. Франчайзеры иногда не могут справиться с эффективной реализацией товаров или услуг, что приводит к потере денег владельца франшизы. Разрешение таких ситуаций чаще происходит в судебном порядке и влечет за собой финансовые, временные затраты [1, а976].

Главным образом, можно выделить следующие виды франчазингового бизнеса:

- франчайзинг услуг (многие иностранные компании создают в крупных городах различных стран франшизы, через которые финансируется приобретение или аренда помещений, обучение персонала, поставка оборудования и контроль финансово-хозяйственной деятельности, типичным примером чего является франшиза «Макдональдс»);

- франчайзинг товаров, на основе которого создаются широкие сети обслуживания и сбыта. Фирменные знаки могут использоваться всеми субъектами сбытовой сети. Головные субъекты таких франшиз обеспечивают покупателей франшиз запчастями, инструментами, осуществляют финансирование рекламы [4, а64].

При этом важно понимать, что как и любой другой инвестиционный проект, франчайзинг характеризуется множеством рисков. Эти риски представляются весьма специфичными и зависят от конкретной отрасли функционирования франшизы. Но, их можно условно разделить на группы, свойственные практически всем франшизам: а) рыночные риски; б) операционные риски; в) кредитные риски; г) предпринимательские риски.

Рыночные риски деятельности франшиз связаны с изменениями

рыночной конъюнктуры, что влечет за собой изменения в спросе на товары франчайзи и франчайзера - для обеих сторон возникновение и обострение рыночных рисков грозит потерей прибыли. Операционные риски деятельности франшиз заключаются в сбоях бизнес-процессов (например, отказ оборудования, программного обеспечения, ошибки персонала). Кредитные риски франшиз касаются неполучения причитающихся выплат. Их прежде всего несут франчайзер и его бизнес-партнеры. Что касается предпринимательских рисков, то они связаны с принятием неправильных управленческих решений, часто не имеющих стратегической основы. Все эти риски должны подвергаться прогнозированию, но франчайзи должен понимать, что их полное исключение - невозможно [5, с.71].

Резюмируя результаты проведенного анализа, можно отметить, что франчайзинг представляет собой особую форму долгосрочных отношений, нацеленных на получение франчайзи и франчайзером взаимной выгоды. Именно поэтому представляется важным внимательный и рациональный подход к подготовке открытия франшизы, от которого зависит ее будущая конкурентоспособность и развитие репутации всей компании.

Использованные источники:

1. Агаев А.Е. Франчайзинг в условиях современности // Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А.Г. Кощаев. 2016. С.976.

2. Акулова А.Ш. Сущность и роль франчайзинга в современной экономике России // Региональное развитие. 2016. №2. С.42.

3. Алексеенко А.Г. Франчайзинг: понятие, сущность и история возникновения // Аллея науки. 2016. №3. С.283.

4. Выборнова В.В., Стадникова С.В., Семерина О.К. Франчайзинг как особая форма предпринимательства // Белгородский экономический вестник. 2015. №3. С.64.

5. Журавлев А.Е. Франчайзинг как объект инвестирования // Ученые записки международного банковского института. 2016. №15. С.71.

6. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 14-е издание. — СПб.: Питер, 2015. - 612 с.

7. Марков Д.А. Франчайзинг как форма вертикальных контрактов в экономике: понятие, сферы распространения, последствия // Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2016. С.207.

8. Силинга С.А. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей СПб., 2015. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.