Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / малый бизнес / франчайзинг / франчайзор / франчайзи / договор франчайзинга / entrepreneurship / small business / franchising / franchisor / franchisee / franchise agreement

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Ф. Инюкин, Т.Е. Хорольская, Б.М. Мусаева

В настоящее время становление и развитие франчайзинга в России безусловно является темой актуальной и заслуживающей особенного внимания, это обстоятельство обусловлено тем, что имеет место крайне неутешительная статистика банкротств впервые открывшихся компаний. Желание большинства предпринимателей стараться развивать именно свой собственный бизнес со своим неповторимым названием, спецификой и уникальностью вполне объяснимо. Сегодня все большее количество людей изъявляют намерения работать на себя, задумываются о создании собственного дела. В решении данной проблемы способен помочь франчайзинг, представляющий собой особую форму ведения бизнеса, которая заключается во взаимовыгодном сотрудничестве нескольких компаний или предпринимателей, объединенных одним брендом, правилами и договором коммерческой концессии. Конечно же данной форме бизнеса присущи как достоинства, так и недостатки. Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности, но с целью реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF A SMALL BUSINESS ON THE BASIS OF FRANCHISING IN RUSSIA

Currently, the formation and development of franchising in Russia is undoubtedly a topical topic and deserves special attention, this circumstance is due to the fact that there is an extremely disappointing statistics of bankruptcies of newly opened companies. The desire of most entrepreneurs to try to develop their own business with its own unique name, specificity and uniqueness is understandable. Today, more and more people are expressing their intentions to work for themselves, thinking about creating their own business. In solving this problem, franchising can help, which is a special form of doing business, which consists in mutually beneficial cooperation of several companies or entrepreneurs, united by one brand, rules and a commercial concession agreement. Of course, this form of business has both advantages and disadvantages. There are ample opportunities for the development of franchising in Russia, but in order to realize these opportunities, it is necessary to create certain conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10903

А.Ф. Инюкин - к.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Кубанский государственный аграрный университет,

A.F. Inyukin - Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, Kuban State Agrarian University;

Т.Е. Хорольская - к.э.н., старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - Candidate of Economic Sciences, senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;

Б.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

B.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University".

ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ FEATURES AND PROSPECTS OF THE ORGANIZATION OF A SMALL BUSINESS ON THE BASIS OF FRANCHISING IN RUSSIA

Аннотация. В настоящее время становление и развитие франчайзинга в России безусловно является темой актуальной и заслуживающей особенного внимания, это обстоятельство обусловлено тем, что имеет место крайне неутешительная статистика банкротств впервые открывшихся компаний. Желание большинства предпринимателей стараться развивать именно свой собственный бизнес со своим неповторимым названием, спецификой и уникальностью вполне объяснимо.

Сегодня все большее количество людей изъявляют намерения работать на себя, задумываются о создании собственного дела. В решении данной проблемы способен помочь франчайзинг, представляющий собой особую форму ведения бизнеса, которая заключается во взаимовыгодном сотрудничестве нескольких компаний или предпринимателей, объединенных одним брендом, правилами и договором коммерческой концессии. Конечно же данной форме бизнеса присущи как достоинства, так и недостатки. Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности, но с целью реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Abstract. Currently, the formation and development of franchising in Russia is undoubtedly a topical topic and deserves special attention, this circumstance is due to the fact that there is an extremely disappointing statistics of bankruptcies of newly opened companies. The desire of most entrepreneurs to try to develop their own business with its own unique name, specificity and uniqueness is understandable.

Today, more and more people are expressing their intentions to work for themselves, thinking about creating their own business. In solving this problem, franchising can help, which is a special form of doing business, which consists in mutually beneficial cooperation of several companies or entrepreneurs, united by one brand, rules and a commercial concession agreement. Of course, this form of business has both advantages and disadvantages. There are ample opportunities for the development of franchising in Russia, but in order to realize these opportunities, it is necessary to create certain conditions.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, франчайзинг, франчайзор, франчайзи, договор франчайзинга.

Keywords: entrepreneurship, small business, franchising, franchisor, franchisee, franchise agreement.

Становление и развитие франчайзинга в России безусловно является темой актуальной и заслуживающей пристального внимания. Причиной тому следует считать крайне неутешительную статистику банкротств впервые открывшихся компаний. А именно такие цифры: 85% предприятий из всех впервые образованных, прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, в то время как из фирм, созданных в рамках франчайзинга -только 14%. Вполне объяснимо желание большинства предпринимателей стараться развивать именно свой собственный бизнес со своим неповторимым названием, спецификой и уникальностью. Но это скорее свойственно начинающим бизнесменам в России. На западе уже давно готовы платить деньги за готовый продукт и работать по проверенным стандартам, поскольку использование навыков опытных предпринимателей несет меньше рисков. В России же интерес к такой форме организации малого бизнеса появился лишь в 90-х годах прошлого века.

За последние десятилетия в России многое изменилось. Все больше и больше людей мечтают работать на себя, задумываются о создании своего дела. При этом автоматически появляется ряд проблем: где взять стартовый материал, опыт, знания, как продержаться на этапе открытия, а в перспективе и преуспеть в своей сфере. Именно франчайзинг способен помочь в решении многих из этих проблем.

Франчайзинг представляет собой особую форму ведения бизнеса, которая заключается во взаимовыгодном сотрудничестве нескольких компаний или предпринимателей, объединенных одним брендом, правилами и договором коммерческой концессии (рисунок 1).

платежи

Соблюдение стандартов и правил ведения бизнеса

Франчайзор

\

Договор франчайзинга

Франчайзи

1. Фирменный стиль + товарный знак

3. ^Поддержка передача прав / контроль

Рисунок 1 - Схема взаимодействия сторон по договору франчайзинга

Франчайзинг в России развивается динамичнее, чем малый и средний бизнес в целом, и за последние 7 лет его доля увеличилась на 20-25 %. Однако, на сегодняшний день нельзя говорить о том, что франчайзинг получил принципиально широкое распространение. Соответственно, потенциальные возможности для его внедрения остаются достаточно широкими.

Основными причинами, сдерживающими развитие франчайзинга в РФ можно считать недостаточную государственную поддержку малого бизнеса и проблемы в современной правовой системе. Кроме того, отрицательное влияние зачастую оказывают отсутствие необходимого стартового капитала у многих предпринимателей и недостаточный объем знаний в сфере франчайзинга. Отдельно стоит выделить пробелы в действующем российском законодательстве по защите интеллектуальной собственности. Но важнейшей экономической проблемой развития франчайзинга в России остается отсутствие стабильности.

Но, не смотря на все вышеперечисленные проблемы, открыть собственный бизнес по франшизе гораздо проще и удобнее, чем начинать с нуля.

Итак, рассмотрим наиболее существенные достоинства и недостатки франчайзинга (рисунок 2).

Преимущества

Недостатки

Возможность расширять рынок сбыта, сохраняя независимость франчайзи

Гарантия стабильной прибыли для всех участников

Малый бизнес получает возможности крупных предприятий

Эффективное продвижение

В случае банкротства франчайзора, убытки франзачи не возвращаются

Полная зависимость от франчайзора в вопросах ведения бизнеса

Существенные пробелы в законодательной базе

Часто высокий минимальный порог стартового капитала

Рисунок 2 - Основные преимущества и недостатки франчайзинга

Среди внушительного списка достоинств такого рода сотрудничества наиболее важными являются минимизация рисков для франчайзи и возможность значительно расширить рынок сбыта хорошо известного потребителю товара для франчайзера. Причем, независимость франчайзи, как предпринимателя, полностью сохраняется. Важно отметить тот факт, что франчайзинг позволяет расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий, тем самым повышая выживаемость предприятий малого бизнеса. Отдельно нужно выделить гарантию получения стабильной прибыли как для покупателя бизнес-плана, так и для самого франчайзера.

Дополняя основные преимущества франчайзинга в целом, можно выделить отдельно явные плюсы для каждого из участников сделки. Так, плюсы франчайзинга для франчайзера заключаются в следующем:

- возможность быстрого развития сети;

- экономия на открытии новых точек;

- рост узнаваемости бренда;

- стабильный заработок на паушальном взносе и/или роялти;

- улучшение бизнес-модели за счет опыта франчайзи.

К несомненным плюсам франчайзинга для франчайзи можно отнести:

- минимизация рисков;

- сниженные издержки;

- возможность получить консультацию и квалифицированную помощь по ведению бизнеса;

- использование вывески известного бренда;

- обмен опытом с другими франчайзи.

Однако, среди плюсов и огромных преимуществ, есть и минусы франчайзинга. Для франчайзера они заключаются в уязвимости интеллектуальной собственности, возможной потере репутации, формировании конкурентов по мере развития сети, часто неоправданных ожиданиях и безусловно меньшем доходе, чем при самостоятельном ведении бизнеса.

Для франчайзи минусов меньше и проявится они могут скорее в случае выбора недобросовестного франчайзера. Итак, это в первую очередь полная зависимость от репутации сети, непроработанная система и как следствие, снижение рентабельности.

Кроме вышеперечисленных минусов существуют и социально-психологические проблемы франчайзинга. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, это отсутствие отечественного опыта франчайзинга и вполне объяснимая боязнь потенциальных франчайзи провала в этой системе в целом. Преодолеть данную проблему можно исключительно путем скрупулезного сбора и обобщения опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с привлечением иностранного капитала, причем обязательно как успешного, так и неудачного. Еще одной значимой социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь потенциальных франчайзи "потерять свое лицо", ведь вхождение во франчайзинговую систему предполагает работу по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако, не стоит забывать о таком неоспоримом преимуществе, как опыт, который получает франчайзи, работая в крупной франчайзинговой системе. Опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и можно с полной уверенностью сказать, что этот опыт компенсирует все прочие потери.

В России темпы развития франчайзинговой системы в последние годы действительно впечатляют. Способствовало этому объединение правообладателей известных брендов в Российскую ассоциацию франчайзинга. После этого события наша страна стала уверенно подниматься в общемировом рейтинге. Немаловажную роль в этом сыграл факт стремительного развития тех сторон бизнеса, что традиционно считаются франчайзинговыми, а именно: розничная торговля, внутренний туризм, индустрия развлечений и пр.

Некоторые сегменты розничной торговли демонстрируют стабильный рост. Это в первую очередь магазины с фиксированной ценой, магазины органических продуктов питания и магазины с оборудованием для производства алкогольной продукции. В этот же список можно добавить и магазины для электронных сигарет. Но в этом сегменте рост является менее устойчивым.

Стоит отдельно отметить изменения, произошедшие в франчайзинговой системе за последний год. Именно нестандартность сложившейся ситуации позволила не только увидеть скрытые проблемы, но и заставила быстро принимать решения, искать новые пути развития с учетом изменившихся обстоятельств. Так пришло четкое понимание того, что франшизы нужно не только продавать, но и развивать. Причем делать это в самых неожиданных направлениях: открывать пункты выдачи, точки самообслуживания, форматы «навынос», переезжать из бизнес-центров в жилые кварталы и спальные районы. Стали наиболее востребованы сервисы доставки, бухгалтерские услуги, детские языковые и обучающие центры, медицинские лаборатории, аптеки, предприятия индустрии красоты, физкультуры и спорта, бытовых услуг. Иными словами, в большинстве случаев стал логичным переход с премиум-сегмента на эконом. В любом случае, выбор франшизы обязывает учитывать сотни нюансов, поэтому важно не допустить ошибку.

Быстрая адаптация к актуальному спросу и обстоятельствам позволила франшизам не только выжить в период стремительного падения экономики, но и запустить новые проекты. Гибкость, многоформатность и адаптивность стали ключевыми преимуществами жизнеспособных франшиз, которые в столь сложный период уви-

дели не только проблемы, но и новые возможности, причем, зачастую даже более выгодные. Поддержка франчайзеров в виде снижения ставок паушальных взносов, каникул по роялти, а также обновленные форматы франшиз позволили франчайзи наиболее выгодно воспользоваться ситуацией, занять появившиеся ниши и развивать новые форматы и направления.

На сегодняшний день единственным реальным ресурсом франшизы остаются лояльные и успешные партнеры. Именно они оказывают непосредственное влияние на капитализацию компании. Франчайзи и франчайзер - это члены одной команды, нацеленные на долгосрочное сотрудничество. В то время, как франчайзинг — это продуманная система продвижения на рынке товаров, услуг, технологий. Основана она на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово разделенными, независимыми предпринимателями. При этом можно выделить три основных вида франчайзинга: товарный франчайзинг, производственный франчайзинг и деловой франчайзинг. Все направления представлены в разных сферах деятельности. Система франчайзинга индивидуальна для каждой отрасли и каждого конкретного франчайзера, ее нельзя просто повторить.

Первостепенная роль в развитии франчайзинга принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Их целью является создание благоприятной информационной среды, способствующей развитию франчайзинга в России. На сегодняшний день требуется законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Причем, стратегически важным является создание системы налоговых льгот для франчайзи.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Однако для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Источники:

9. Адаменко А.А. Влияние человеческих ресурсов на экономику региона / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-1 (79-1). - С. 712-715.

10. Адаменко А.А. Основные тенденции развития малого предпринимательства в современной России / А.А. Адаменко, О.В. Жердева, О.В. Грабовец // Экономика и предпринимательство. - № 12-3 (65-3). - 2015. - С. 922-926.

11. Азиева З.И. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в организациях - субъектах малого предпринимательства / З.И. Азиева, О.П. Полонская // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3(26). - С. 9-12.

12. Гончарова Н.А. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях пандемии короновируса / Н.А. Гончарова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7(120). - С. 675-679.

13. Петров Д.В. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Д.В. Петров, Т.Е. Хорольская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (28). - С. 215-219.

14. Тюпаков К.Э. Риск-менеджмент в системе обеспечения экономической безопасности организации / К.Э. Тюпаков, А.В. Олифир // Вестник Академии знаний. 2019. № 1 (30). С. 167-173.

15. Углова И.А. Современный подход к управлению в малом и среднем бизнесе / И.А. Углова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 145-150.

References:

9. Adamenko A.A. The impact of human resources on the economy of the region / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Pe-trov // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 2-1 (79-1). - S. 712-715.

10. Adamenko A.A. The main trends in the development of small business in modern Russia / A.A. Adamenko, O. V. Zherdeva, O. V. Grabovets // Economy and Entrepreneurship. - No. 12-3 (65-3). - 2015 .-- S. 922-926.

11. Azieva Z.I. Analysis of the efficiency of using labor resources in organizations - subjects of small business / Z.I. Azieva, O.P. Polonskaya // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 3 (26). - S. 9-12.

12. Goncharova N.A. Measures to support small businesses in the context of the coronavirus pandemic. Goncharova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - S. 675-679.

13. Petrov D.V. Small business in Russia: current state and development prospects / D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 2 (28). - S. 215-219.

14. Tyupakov K.E. Risk management in the system of ensuring the economic security of the organization / K.E. Tyupakov, A.V. Olifir // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 1 (30). S. 167-173.

15. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business / I.A. Uglova // In the collection: Socio-economic development of Russia: current approaches and promising solutions. Materials of the I International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 145-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.