Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: ФРАНЧАЙЗИНГ, СТАРТАП, КЛАССИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: ФРАНЧАЙЗИНГ, СТАРТАП, КЛАССИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАРТАП / ФРАНЧАЙЗИНГ / КЛАССИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / ТЕНДЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДОХОДНОСТЬ СТАРТАПА / ПРИБЫЛЬНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов А.В., Ковальчук Ю.В., Гурьянов Д.Г.

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства в России является одним из ключевых направлений деятельности правительства последние несколько лет. Данный факт находит свое отражение в рамках исполнения национальных проектов и иных стратегий, направленных на поддержку и развитие секатора малого и среднего предпринимательства. Развитие сектора малого и среднего предпринимательства имеет и социальную значимость в виде создания новых рабочих мест и удовлетворения спроса, который игнорируется крупными компаниями. Таким образом, для повышения доли малого и среднего бизнеса в экономике России, правительство применяет системы субсидирования, льготного кредитования, прямые инвестиции и иные финансовые механизмы. Однако, помимо предоставления возможности финансирования предпринимателей, необходимо также понимать, какие предприниматели нуждаются в финансировании, и насколько выгодны инвестиции в их деятельность, для потенциального инвестора. В статье рассматриваются возможные инвестиционные направления в предпринимательский сектор, способные быстро и эффективно увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике России. Направления рассматриваются в рамках прямых инвестиций в области стартапов, франчайзинга и классической формы предпринимательства, с проведением сравнения данных направлений. Результатами исследования выступает сравнительный анализ рисков и доходности указанных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INVESTMENT AREAS: FRANCHISING, START-UP, CLASSIC ENTREPRENEURSHIP

The development of the small and medium-sized business sector in Russia has been one of the key areas of government activity over the past few years. This fact is reflected in the implementation of national projects and other strategies aimed at supporting and developing the secateurs of small and medium-sized businesses. The development of the small and medium-sized business sector also has social significance in the form of creating new jobs and meeting demand, which is ignored by large companies. Thus, in order to increase the share of small and medium-sized businesses in the Russian economy, the government uses a system of subsidies, concessional lending, direct investment and other financial mechanisms. However, in addition to providing opportunities for financing entrepreneurs, it is also necessary to understand which entrepreneurs need financing, and how profitable investments in their activities are for a potential investor. The article examines possible investment directions in the business sector that can quickly and effectively increase the share of small and medium-sized businesses in the Russian economy. The directions are considered within the framework of direct investments in the field of startups, franchising and the classical form of entrepreneurship, with a comparison of these directions. The results of the study are a comparative analysis of the risks and profitability of these areas.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ: ФРАНЧАЙЗИНГ, СТАРТАП, КЛАССИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Сравнительный анализ инвестиционных направлений: франчайзинг, стартап, классическое предпринимательство

сч

0 сч

01

о ш m

X

<

m О X X

Кузнецов Артем Вадимович аспирант, кафедра «Международного сотрудничества», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, opasnostic2@mail.ru

Ковальчук Юрий Вадимович аспирант, кафедра «Корпоративные финансы», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, kovalchuk6996@gmail.com

Гурьянов Добрыня Геннадьевич аспирант, кафедра «Управление проектами и программами», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Guryanovdg@gmail.com

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства в России является одним из ключевых направлений деятельности правительства последние несколько лет. Данный факт находит свое отражение в рамках исполнения национальных проектов и иных стратегий, направленных на поддержку и развитие секатора малого и среднего предпринимательства. Развитие сектора малого и среднего предпринимательства имеет и социальную значимость в виде создания новых рабочих мест и удовлетворения спроса, который игнорируется крупными компаниями. Таким образом, для повышения доли малого и среднего бизнеса в экономике России, правительство применяет системы субсидирования, льготного кредитования, прямые инвестиции и иные финансовые механизмы. Однако, помимо предоставления возможности финансирования предпринимателей, необходимо также понимать, какие предприниматели нуждаются в финансировании, и насколько выгодны инвестиции в их деятельность, для потенциального инвестора. В статье рассматриваются возможные инвестиционные направления в предпринимательский сектор, способные быстро и эффективно увеличить долю малого и среднего предпринимательства в экономике России. Направления рассматриваются в рамках прямых инвестиций в области стартапов, франчайзинга и классической формы предпринимательства, с проведением сравнения данных направлений. Результатами исследования выступает сравнительный анализ рисков и доходности указанных направлений.

Ключевые слова: Стартап, франчайзинг, классическое предпринимательство, инвестиции, предпринимательство в России, тенденции предпринимательства, доходность стартапа, прибыльность франчайзинга.

Стартап — это молодая компания, основанная одним или несколькими предпринимателями (фаундерами) для разработки уникального продукта или услуги (продуктовой инновации) и вывода их на рынок. По своей природе типичный стартап, как правило, представляет собой компанию с короткой историей операционной деятельности с первоначальным финансированием от учредителя или вовсе не имеющая финансирование.

Сама идея стартапа не нова для Российской экономики. Однако инструменты финансирования, бизнес-инкубаторы, краудфандинговые платформы развиты не так сильно, как в странах с развитым сектором предпринимательства. Ввиду этого, большая часть стартапов в России финансируется за счет прямых инвестиций частных инвесторов.

Теперь рассмотрим привлекательность инвестиций в стартапы. У стартапов, которые находятся на ранней стадии, отсутствует историческая финансовая информация. Это делает инвестиции в них рискованными. Однако, если идея кажется достойной, иначе говоря, уникальность стартапа найдет спрос среди потребителя, потенциальные инвесторы могут получить доходность, превышающую альтернативные варианты. Статистические данные по этому вопросу дать крайне ложно, так как каждый стартап является уникальным, следовательно и полученный результаты каждого отдельного стартапа исключительны. Но, пользуясь данными "Kickstrter", платформы, являющейся мировым лидером по сбору средств для стартапов, средняя доходность на первоначальные инвестиции в стартапы достигает 60%. Отметим, что данная цифра достигается только 1% стартапов (по данным Forbes).

Отсутствие исторических данных одна из главных проблем стартапа, в сравнении с другими видами вложений, где есть исторические данные по компаниям или по отрасли. Следовательно, инвестору в первую очередь придется тратить время на просчет рисков и возможную доходность. Для решения этой проблемы инвестор может использовать любой из нескольких подходов, чтобы оценить, сколько денег может потребоваться, чтобы осуществить запуск стартапа.

Чаще всего инвестор прибегает к следующим методам оценки доходности:

- В рамках затратного подхода анализируются затраты, которые уже были понесены стартапом на разработку продукта или услуги и приобретение физических активов. Проблема затратного подхода заключается в том, что он не учитывает будущие экономические выгоды, что может привести к недооценке стоимости стар-тапа.

- В рамках сравнительного подхода может быть использован метод сделок, который учитывает затраты на приобретение аналогичных компаний в недавнем прошлом. Данный метод может быть неприменим ввиду отсутствия аналогов из-за уникальности продукта или

услуги. Также может быть использован метод аналогов, который заключается в определении стоимости стар-тапа на базе мультипликаторов. Сложность данного метода заключается в выборе базового показателя относительно которого будет рассчитываться мультипликатор ввиду отсутствия исторической финансовой информации. Однако финансовые показатели могут быть заменены натуральными показателями или иными метриками. Также сложность заключается в отсутствии аналогов из-за уникальности продукта или услуги.

- В рамках доходного подхода может быть использован метод дисконтированных денежных потоков. В рамках данного метода прогнозируются будущие денежные потоки с учетом временной стоимости денег. Данный метод является субъективным по отношению к старта-пам на ранней стадии ввиду отсутствия исторической финансовой информации. Однако данный момент может быть сглажен за счет увеличения ставки дисконтирования на риск неопределенности.

После просчета вероятной прибыли, инвесторам следует обратить внимание на риски, связанные со стартапами. Экономика стартапов богата возможностями, инновациями и потенциалом. Но в то же время она всегда сопряжена с крайне высокими рисками. Ниже приведен список из рисков стартапа, на которые инвесторы должны обращать внимание.

• Риск масштаба - риск того, что стартап не сможет масштабировать свои возможности своевременно и на требуемом уровне.

• Риск разработки - риск того, что разработка продукта или услуги не будет завершена вовремя.

• Экономический риск - риск того, что успех компании чувствителен к внешним экономическим факторам.

• Риск срока жизни - риск того, что срок полезного использования продукта или услуги на рынке окажется короче, чем первоначально предполагалось или прогнозировалось.

• Риск финансирования - риск того, что финансирование не будет оказано в необходимые сроки и потребность в финансировании не будет полностью покрыта.

• Риск технического обслуживания - риск того, что поддержание активов компании на должном уровне обойдется дороже, чем предполагалось.

• Риск исследования - риск того, что качество первоначального исследования, на котором основывались ключевые предположения компании, является низким.

• Технологический риск - риск того, что будет разработана или использована менее оптимальная технология.

Перечисленные риски являются не единственными. В данном случае учитываются самые актуальные непосредственно для страртапов. Иные риски аналогичны рискам классического предпринимательства.

Оценив риски стартапа, инвесторы смогут лучше определить, какие из них могут иметь наибольшую вероятность негативного воздействия, и рассмотреть варианты для устранения тех, которые угрожают развитию и росту стартапа.

В дополнение следует отметить преимущества стартапа. На практике часто возникает ситуация, когда стартовых инвестиций не хватает на закрытие потребности финансах, зачастую в результате возникновения непредвиденных затрат. На ранних стадиях стартапы

практически не приносят дохода. У них есть идея, которую они должны развивать, тестировать и выводить на рынок. Это требует значительных денег, и у владельцев стартапов есть несколько потенциальных источников для привлечения финансирования, которые недоступны для классических предпринимателей и франчайзинга, а именно:

• Традиционные источники финансирования включают в себя кредиты малому бизнесу от банков или кредитных союзов и гранты, предоставляемые некоммерческими организациями и правительствами штатов, на специальных льготных условиях для стартапов.

• Бизнес-инкубаторы, часто связанные с бизнес-школами и другими некоммерческими организациями, предоставляют наставничество, офисные помещения и начальное финансирование стартапам.

• Венчурные инвесторы и бизнес ангелы активно ищут перспективные стартапы для финансирования в обмен на долю в компании.

Еще одним из направлений инвестирования является - франчайзинговая деятельность. Франчайзинг -это форма предпринимательской деятельности, при которой участники рыночных отношений заключают соглашение на использование одной стороной бренда, торговой марки, технологий производства другой стороны. Франчайзер, компания, имеющая готовую схему работающего бизнеса, передает в рамках договора франчайзинга франчайзи, компании или предпринимателю начинающему предпринимательскою деятельность, право на использование бренда, обучает сотрудников франчайзи, передает технологии производства и иные аспекты ведения успешной деятельности, в обмен на первоначальный взнос и выплаты роялти. Под роялти понимается плата франчайзи за право пользования патентов, лицензий, торговой марки франчайзера.

В России франчайзинг динамично развивается в течение последних нескольких лет. Однако, по насыщенности рынка, количеству участников, форм франчайзин-говых отношений не приблизился к показателям мировых лидеров. Такая ситуация на Российском рынке обоснована достаточно поздним, относительно других стран, приходом франчайзинга в Россию. Первые крупные франчайзинговые компании начинают свою деятельность в 90х годах прошлого века. В то время как в иных странах франчайзинговый сектор развивается на протяжении сотен лет. Таким образом, можно сделать вывод, что рынок франчайзинга в России еще не насыщен, имеет слабовыраженную конкуренцию, что непосредственно может стать привлекательно для инвестора

Также привлекательность инвестирования во франчайзинг для инвестора выражается в низких относительно иных форм предпринимательской деятельности рисках и высоким уровнем доходности. Сперва рассмотрим риски, связанные с франчайзингом. Согласно Британской Ассоциации франчайзинга доля обанкротившихся предприятий франчайзи не превышает 4% в год. Для классических форм предпринимательства данный показатель хоть и разниться от отрасли и конкретной страны, но не опускается ниже 23%(1). Следовательно, вероятность того, что предприятие, действующее по системе франчайзинга, профинансированные инвестором закроется - значительно ниже, чем у иных предприятий. Низкие процент обанкротившихся предприятий обосно-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч о сч

СО О!

о ш т

X

<

т О X X

ван тем фактом, что при приобретении франшизы, предприниматель получает не только право на использование бренда франчайзера, но также получает консультации, обучение, советы «опытного» предпринимателя.

Рационально также рассмотреть вероятность закрытия головной компании - франчайзера. Так как в случае закрытия франчайзера, деятельность франчайзи рамках договора так же прекращается. Согласно статистике, закрытие крупных франчайзинговых компаний достаточно редкое явление и составляет менее 1% обанкротившихся франчайзеров от общего числа, действующих на рынке. При правильном выборе франшизы данный риск можно практически нивелировать.

В дополнение следует отметить риски связанные непосредственно с субъектом, которого инвестор собирается финансировать. В случае если инвестор выделяет средства предпринимателю на покупку франшизы, необходимо учитывать навыки, опыт и личные качества предпринимателя. Общей статистики по данному вопросу не имеется, и следует рассчитывать риск для каждого конкретного случая отдельно.

Риски связанные с нехваткой финансирования также актуальны для франчайзинга. Зачастую просчитать необходимые инвестиции инвестор может до начала стадии финансирования, основываясь на предоставляемой франчайзером статистике. Однако, потребность в дополнительном финансировании может возникнуть. Виду этого, на практике в случае потребности в денежных средствах, франчайзи прибегает к кредитованию. Здесь следует отметить, что франчайзер, в некоторых случаях, может рассчитывать на льготное кредитование, пользуясь брендом головной компании и низкими рисками банкротства.

Далее рассмотрим доходность и затраты фран-чайзинговой деятельности. В рамках данной стать рассматриваются инвестиции непосредственно во фран-чайзи.

Объем первоначальных инвестиций зависит от многих факторов. Если предположить, что деятельность будет финансироваться только за счет средств инвестора, то перечень затрат включает в себя:

-оплату первоначального взноса за покупку франшизы

-затраты на ремонт и подготовку помещения -закупку необходимого оборудования и материалов -затраты на заработную плату персонала -юридические затраты

-иные, необходимые для функционирования предприятия

Можно отметить, что перечень первоначальных затрат аналогичен затратам классического предпринимателя, за исключением паушального взноса. Некоторых франчайзинговых компаниях данный взнос не требуется. В иных же, данный взнос зависит от будущего местонахождения открываемой точки, уровня конкуренции, прав, которые получает франчайзи, а также от уникальности. Если франчайзи решает приобрести право не только на открытие точки, но также уникальные права, в рамках которых только он имеет право работать на определенной территории, то и паушальный взнос увеличиться. Также следует отметить оплату роялти, роялти оплачивается ежемесячно, виду этого при планировании объема инвестиции следует создать фонд оплаты роялти.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать выводы, что первоначальные инвестиции на покупку франшизы выше, чем инвестиции на открытие собственного

предприятия. В дополнение к этому необходима ежемесячная оплата роялти, которая снизит получаемую прибыль. Такой вывод можно сделать только при первоначальном ознакомлении.

На практике же, затраты могут оказаться значительнее ниже. Во-первых, в случае покупки франшизы предприниматель, а следовательно, и инвестор, не оплачивают «ошибки начинающего предпринимателя». Франчайзинг подразумевает, что франчайзи получит готовый маркетинговый план, стратегию развития, опытных сотрудников. Что пизолит избежать нецелесообразных трат, если предприниматель выберет неправильную маркетинговую политику, избежать кассовых разрывов и отсутствие запасов на складах, что также увеличило бы затраты. Иными словами, франчайзи не совершит «дорогих» ошибок в начале деятельности.

Рассмотрим самую важную часть для инвестора -доходность инвестиций и срок окупаемости. Обращаясь к данным портала «franshiza.ru», крупный информационный портал посвященный вопросам франчайзинга, срок окупаемости франшизы составляет от 1 года до 2 лет. В то время как точка безубыточности достигается в среднем на 3-4 месяц. Достижению таких результатов способствует узнаваемость бренда франшизы. Открывая франшизу под брендом известной компании, предприниматель в короткие сроки привлекает клиентов, пользующихся данным брендом. В классическом же предпринимательстве значительные средства как финансовые, так и временные, тратятся на продвижение нового продукта, привлечении первых клиентов и т.д. Следовательно, инвестор начинает получать доход от инвестиций позже, чем в случае вложений во франчайзинг.

Говоря о доходности инвестиций следует отметить, что в долгосрочной перспективе доходность фран-чайзинговых предприятий будет ниже, чем возможный доход от страптапа, а также может оказаться ниже доходности классического предпринимательства. Выражается это оплатой роялти. Во многих случаях роялти оплачивается как процент от выручки или чистой прибыли. В то время как стартапы и независимые компании могут использовать всю полученную прибыль на дальнейшее расширение.

Классическое предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено законом.[1]

Классическое предпринимательство в отличие от франчайзинговой деятельности предполагает принятие предпринимателем полного целого спектра самостоятельных управленческих решений. Эти решения могут касаться таких сфер предпринимательской деятельности, как:

- определение формы ведения деятельности - корпоративная, индивидуальная или партнерская;

- определение оптимальной формы собственности для ведения деятельности, в зависимости от будущей стратегии развития компании и планируемых финансовых показателей;

- самостоятельная оценка рынка, в котором планируется предпринимательская деятельность: определение целевой аудитории, потенциальной, фактической, ре-

альной емкости, анализ спроса и предложения, определение ниши, основных источников дохода, среднего чека, прогнозных показателей по выручке;

- составление бизнес-плана и финансовой модели, основанных на маркетинговом анализе, для учета прогноза движения денежных средств и стратегии развития предприятия;

- определение каналов продаж и способов стимуляции;

- выбор местонахождения объекта ведения хозяйственной деятельности;

- поиск и набор персонала;

- формирование операционной модели для реализации корпоративной стратегии;

- решения, связанные с юридическими вопросами и многое другое.

В классическом предпринимательстве совокупность перечисленных задач является самостоятельной прерогативой организации, основанной на принятии управленческих решений ее руководством и сотрудниками.

Данное поле является зоной риска классического предпринимательства - деятельность прямо зависит от эффективности подобранной команды, уровня экспертизы сотрудников, их умения следовать поставленным задачам, базовых ресурсов, которыми располагает предприятие. В отличие от франчайзинговой деятельности, где больший объем стратегических и операционных вопросов обеспечивается следованием стандартам франчайзи, сформированным на основе опыта применения эффективной бизнес-модели ведения деятельности.

Вышеперечисленные риски в своей совокупности входят в термин экономическая безопасность предприятия.

Экономическая безопасность предприятия - это состояние, при котором происходит наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем.[2]

Эффективность использования корпоративных ресурсов характеризует экономическую безопасность предприятия, включая в себя непрерывный процесс обеспечения стабильности функционирования, финансового благополучия, регулярного извлечения прибыли и достижения поставленных целей и задач хозяйственной деятельности.[3]

Одной из задач классического предпринимательства является предотвращение, выявление, расследование и привлечение к ответственности и возмещению ущерба эпизодов негативных факторов, которые включают в себя как внешние, так и внутренние:

1. Внешние факторы:

- текущее состояние целевого рынка;

- колебания рыночной конъюнктуры;

- недобросовестная конкуренция и недостаточная степень ее контроля со стороны государства;

- потери в сфере репутации извне;

- чрезвычайные ситуации: промышленные катастрофы, аварии, стихийные бедствия;

2. Внутренние факторы;

- действия сотрудников;

- факты утечки конфиденциальной информации,

- утеря информационных носителей;

- нарушения контрольных процедур в области качества;

- халатность; саботаж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая безопасность классического предпринимательства связана с обеспечением экономической безопасности государства в целом.

Функция государства тесно связана с перераспределением денежных средств в разные направления экономики для усиления ее эффективности, которое должно способствовать, с одной стороны выполнению социальных функций государства, а с другой должно быть направлено на получение прибыли хозяйствующими субъектами.

Существенный объем денежных средств поступает в экономику из государственных институтов посредством осуществления государственных (муниципальных) закупок, которые, в свою очередь, становятся связующим звеном между бизнесом и государством.

Система государственных закупок - это сложнейший постоянно действующий механизм приобретения товаров, работ и услуг для нужд государственных и муниципальных органов за счет бюджетных средств. Основными нормативно-правовыми документами, которые регулируют отношения в сфере государственных закупок, является я федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также федеральный закон от 18.07.2011 №223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Участвовать в государственных закупках могут поставщики товаров, работ и услуг, которые соответствуют ряду серьезных требований. Данные критерии сами по себе являются барьером, ограничивающим доступ для недобросовестных поставщиков на рынок госзаказа. Например, исключено участие в закупке компаний без опыта выполнения аналогичных работ, что не подходит для стартапов, а ориентировано на классическое предпринимательство.

Для участия в госзакупках компаниям требуется предоставить финансовое обеспечение заявки и в дальнейшем, в случае победы, обеспечение исполнения контракта. Обеспечение может быть предоставлено в виде денежных средств, либо в виде банковской гарантии. Так как обеспечение, как правило, составляет от 5-30% от начальной максимальной цены контракта, организации необходимо иметь существенный объем свободных денежных средств, либо устойчивое финансово-хозяйственное положение, отвечающее критериям банков при оценки заемщиков для получения банковской гарантии. Как правило, банки не рассматривают компании, с даты регистрации которых прошло менее 6 мес., а также предъявляют высокие требования к финансовому положению, что является, своего рода, вторичным заградительным барьером для организаций, желающих участвовать в госзакупках, и относится в большей мере к классическому предпринимательству.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

2. Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебное пособие. М., 2019.

3. Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д., Илякова И.Е. Экономическая безопасность организации (предприятия): учебник. М., 2019.

4. https://franshiza.ru/

5. https://www.forbes.ru/

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

Comparative analysis of investment areas: franchising, start-up, classic entrepreneurship

Kuznetsov A.V., Kovalchuk Yu.V., Guryanov D.G. Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20_

The development of the small and medium-sized business sector in Russia has been one of the key areas of government activity over the past few years. This fact is reflected in the implementation of national projects and other strategies aimed at supporting and developing the secateurs of small and medium-sized businesses. The development of the small and medium-sized business sector also has social significance in the form of creating new jobs and meeting demand, which is ignored by large companies. Thus, in order to increase the share of small and medium-sized businesses in the Russian economy, the government uses a system of subsidies, concessional lending, direct investment and other financial mechanisms. However, in addition to providing opportunities for financing entrepreneurs, it is also necessary to understand which entrepreneurs need financing, and how profitable investments in their activities are for a potential investor. The article examines possible investment directions in the business sector that can quickly and effectively increase the share of small and medium-sized businesses in the Russian economy. The directions are considered within the framework of direct investments in the field of startups, franchising and the classical form of entrepreneurship, with a comparison of these directions. The results of the study are a comparative analysis of the risks and profitability of these areas. Keywords: Startup, franchising, classic entrepreneurship, investments, entrepreneurship in Russia, entrepreneurship trends, profitability of a startup, profitability of franchising.

References

1. Civil Code of the Russian Federation (part one) dated 30.11.1994 No. 51-

FZ

2. Urazgaliev V. Sh. Economic security: textbook. M., 2019.

3. Kormishkina L.A., Kormishkin E.D., Ilyakova I.E. Economic security of the

organization (enterprise): textbook. M., 2019.

4.https: //franshiza.ru/

5.https: //www.forbes.ru/

CS

0

CS

CO

01

o m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.