Научная статья на тему 'Фрактально-экзистенциальный подход как методологическая основа подготовки будущих служащих органов публичной власти'

Фрактально-экзистенциальный подход как методологическая основа подготовки будущих служащих органов публичной власти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка государственных и муниципальных служащих / профессионально-личностное развитие / фрактал / фрактальный подход / экзистенциальная педагогика / образовательная среда / высшее образование / training of future employees of public authorities / fractal / fractal approach / existential pedagogy / educational environment / professional and personal development / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авалуева Наталия Борисовна, Гаркуша Наталья Сергеевна

Введение. Современные тенденции развития России в ситуации беспрецедентного санкционного давления и нестабильности мировой экономики актуализируют необходимость высочайшего качества государственного управления, которое напрямую определяется качеством подготовки служащих органов публичной власти. В этих условиях представляется актуальным исследование методологических оснований развития системы российского высшего образования в области подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Цель. Обоснование методологии и возможности применения фрактально-экзистенциального подхода к организации и реализации образовательной деятельности по подготовке служащих органов публичной власти в высшей школе. Методы. Методологической основой исследования явились общелогические методы научного познания, методы качественного контент-анализа, методы фрактального подхода, экзистенциального анализа и экзистенциальной педагогики. Результаты. Разработаны основы фрактально-экзистенциального подхода, представленные в виде смыслового ядра, принципов, личностно-смыслового и организационного фрактала образовательной деятельности по подготовке служащих органов публичной власти. Научная новизна. Дано обоснование методологии подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления, базирующейся на принципах экзистенциальной педагогики и фрактальной сущности образовательной деятельности. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы вузами в качестве методологической основы организации образовательной деятельности по подготовке государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авалуева Наталия Борисовна, Гаркуша Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fractal-existential approach as a methodological basis for training future employees of public authorities

Introduction. Considering the current trends in the development of the Russian state, which is taking place in unprecedented conditions of sanctions pressure and instability of the global economy, the need for the highest quality of state administration is becoming more urgent, which is directly determined by the quality of training of future employees of public authorities. These circumstances require the study of existing scientific approaches to the training of future specialists in the field of state and municipal administration. Aim. Substantiation of the methodology and possibility of applying the fractal-existential approach to the organisation and implementation of educational activities for the training of future employees of public authorities in higher education. Methods. The methodological basis of the study was general logical methods of scientific knowledge, methods of qualitative content analysis, methods of the fractal approach, existential analysis, and existential pedagogy. Results. The foundations of a fractal-existential approach, presented in the form of a semantic core, principles, a personal-semantic and organisational fractal of educational activities for the training of future employees of public authorities. Scientific novelty. The new methodology for training future specialists in the field of state and municipal management, based on the principles of existential pedagogy and the fractal essence of educational activity, is substantiated. Practical significance. The results obtained can be used by universities as a methodology for organising educational activities in the higher education system for training future employees of public authorities.

Текст научной работы на тему «Фрактально-экзистенциальный подход как методологическая основа подготовки будущих служащих органов публичной власти»

https://doi.Org/10.52944/P0RT.2024.57.2.004 Научная статья

Фрактально-экзистенциальный подход как методологическая основа подготовки будущих служащих органов публичной власти

Н. Б. Авалуева 3, Н. С. Гаркуша

Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

н avalueva-nb@ranepa.ru

Аннотация

Введение. Современные тенденции развития России в ситуации беспрецедентного санкционного давления и нестабильности мировой экономики актуализируют необходимость высочайшего качества государственного управления, которое напрямую определяется качеством подготовки служащих органов публичной власти. В этих условиях представляется актуальным исследование методологических оснований развития системы российского высшего образования в области подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Цель. Обоснование методологии и возможности применения фрактально-экзистенциального подхода к организации и реализации образовательной деятельности по подготовке служащих органов публичной власти в высшей школе. Методы. Методологической основой исследования явились общелогические методы научного познания, методы качественного контент-анализа, методы фрактального подхода, экзистенциального анализа и экзистенциальной педагогики. Результаты. Разработаны основы фрактально-экзистенциального подхода, представленные в виде смыслового ядра, принципов, личностно-смыслового и организационного фрактала образовательной деятельности по подготовке служащих органов публичной власти.

Научная новизна. Дано обоснование методологии подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления, базирующейся на принципах экзистенциальной педагогики и фрактальной сущности образовательной деятельности.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы вузами в качестве методологической основы организации образовательной деятельности по подготовке государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: подготовка государственных и муниципальных служащих, профессионально-личностное развитие, фрактал, фрактальный подход, экзистенциальная педагогика, образовательная среда, высшее образование

Финансирование. Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием РАНХиГС на 2024 год в рамках научно-исследовательской работы 12.7-2024-1. Подготовка предложений по мерам государственной политики, направленным на увеличение объемов и качества подготовки кадров и улучшение условий их занятости (направление - информационные технологии) 1.2. Область науки, отрасль науки: Педагогические науки (13.00.00)

Для цитирования: Авалуева Н. Б., Гаркуша Н. С. Фрактально-экзистенциальный подход как методологическая основа подготовки будущих служащих органов публичной власти // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 2. С. 60-78. https://d0i.0rg/10.52944/P0RT.2024.57.2.004

© Н. Б Авалуева, Н. С. Гаркуша, 2024

Статья поступила в редакцию 24 апреля 2024 г.; поступила после рецензирования 12 мая 2024 г.; принята к публикации 14 мая 2024 г.

Original article

Fractal-existential approach as a methodological basis for training future employees of public authorities

Nataliya B. Avalueva0 , Natalya S. Garkusha,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Moscow, Russian Federation H avalueva-nb@ranepa.ru

Abstract

Introduction. Considering the current trends in the development of the Russian state, which is taking place in unprecedented conditions of sanctions pressure and instability of the global economy, the need for the highest quality of state administration is becoming more urgent, which is directly determined by the quality of training of future employees of public authorities. These circumstances require the study of existing scientific approaches to the training of future specialists in the field of state and municipal administration. Aim. Substantiation of the methodology and possibility of applying the fractal-existential approach to the organisation and implementation of educational activities for the training of future employees of public authorities in higher education. Methods. The methodological basis of the study was general logical methods of scientific knowledge, methods of qualitative content analysis, methods of the fractal approach, existential analysis, and existential pedagogy.

Results. The foundations of a fractal-existential approach, presented in the form of a semantic core, principles, a personal-semantic and organisational fractal of educational activities for the training of future employees of public authorities. Scientific novelty. The new methodology for training future specialists in the field of state and municipal management, based on the principles of existential pedagogy and the fractal essence of educational activity, is substantiated. Practical significance. The results obtained can be used by universities as a methodology for organising educational activities in the higher education system for training future employees of public authorities.

Key words: training of future employees of public authorities, fractal, fractal approach, existential pedagogy, educational environment, professional and personal development, higher education,

Funding. The study was carried out in accordance with the state assignment of RANEPA for 2024 within the framework of research work 12.7-2024-1. Preparation of proposals on public policy measures aimed at increasing the volume and quality of personnel training and improving the conditions of their employment (direction - information technologies) 1.2. Field of science, branch of science: Pedagogical sciences (13.00.00)

For citation: Avalueva, N. B, & Garkusha, N. S. (2024). Fractal-existential approach as a methodological basis for training future employees of public authorities. Vocational Education and Labour Market, 12 (2), 60-78. https://doi.org/10.52944/P0RT.2024.57.2.004

Received April 21, 2024; revised May 12 2024; accepted May 14, 2024.

Введение

Современные тенденции развития Российского государства в условиях санкционного давления и меняющейся геополитической ситуации предъявляют более высокие требования к будущим специалистам в сфере государственного и муниципального управления, актуализируя необходимость наращивания темпов развития института государственной гражданской службы. Качество государственного управления сегодня должно определяться личностно-профессиональной зрелостью, обусловливающей эффективность и результативность исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими. Поэтому особую актуальность приобретают исследования методологических подходов к подготовке студентов - будущих служащих органов публичной власти, от качества которой зависит интенсивность развития Российского государства.

Компетентностный подход, применяемый в современной системе высшего образования, в том числе при подготовке служащих органов публичной власти, предполагает формирование профессиональных компетенций и проявление человеком способности самостоятельно принимать решения, грамотно действовать в непредвиденной ситуации, применяя полученные знания. Однако данный подход не учитывает индивидуально-психологические особенности личности обучающегося, что существенно снижает качество и эффективность управления, поскольку проявление темперамента, характера, чувств, эмоций, воли определяет адекватность действий и принимаемых решений.

Учитывая специфику и особенности деятельности гражданских государственных служащих1 (Кальянов, 2022; Каллагов, 2023), а также основные тенденции развития высшего образования, такие как, например, актуализация студентоцентрированной (Кисель, 2020), аксиологической (Серебрякова, Незамайкин, 2020; Меньшова, Трояк, 2021), персонализированной парадигм (Вайнштейн, 2021; Озарнов, 2022), представляется необходимым смещение акцентов подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления с овладения конкретными знаниями и умениями не просто на развитие компетенций, связанных с личностным развитием, а на развитие способности обучающегося стать и оставаться субъектом своего личностного и профессионального развития2.

Наряду с основополагающим компетентностным подходом к организации образовательной деятельности исследователями выделяются и обосновываются такие методологические основания подготовки будущих служащих органов публичной власти, как фрактально-системный,

1 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». http://pravo.gov.ru/proxv/ips/7docbody Ы=Ш088054&у5сЫ=М5|д|2п1157116759

2 Здесь уместно обратить внимание на новый тренд подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления - получение двух квалификаций в одном дипломе. В качестве примера практической реализации упомянутого тренда можно привести программы высшего образования: бакалавриат - «Государственное управление и публичная политика в условиях глобальных вызовов «РЕСУРС РОССИИ» и магистратура - «Мастерство государственного управления и суверенного развития «РЕСУРС РОССИИ», реализуемые дирекцией приоритетных образовательных инициатив в РАНХиГС, которые предоставляют возможность получения двух квалификаций в одном дипломе: «Государственное и муниципальное управление» и «Бизнес-информатика».

системно-деятельностный, человеко-центрированный и инновацион-но-деятельностный подходы. Анализ перечисленных подходов представлен ниже.

Говоря о профессиональной готовности будущего специалиста в сфере государственного и муниципального управления, Е. П. Потапова и П. А. Позднякова считают, «что для разработки инновационного механизма по совершенствованию образовательных процессов в области государственного и муниципального управления необходимо выявить особенности личности служащего через призму гуманитарных основ государственной и муниципальной службы и принципов юридической жизни» (Потапова, Позднякова, 2018, с. 111), поскольку, с точки зрения авторов, подготовка юристов и специалистов в сфере государственного и муниципального управления является похожей, исходя из анализа образовательных стандартов и перечня формируемых профессиональных компетенций. И таким инновационным механизмом может выступать фрактально-системный подход, поскольку фрактальный характер развития любой социальной системы «зависит от особенностей человеческого мировоззрения и сознания, которые изначально задают целевые установки и направления развития системы» (Там же, с. 114). В этом смысле выделяется и обосновывается интегрированная образовательная технология развития системного мышления посредством фасеточного метода, способного решить «проблему нравственно-правового баланса в процессе овладения профессиональными компетенциями как показателя целостности формируемой личности обучающегося» (Там же, с. 118). Используя фасеточный метод для описания состояния морально-нравственного облика личности студента - будущего специалиста в сфере государственного и муниципального управления, авторы выделяют 5 элементов: знание права, морально-нравственный облик, общественная система ценностей, вузовская система ценностей, ведущий мотив освоения будущей профессией. Таким образом, основой подготовки таких специалистов может выступать фасетка, описывающая морально-нравственный облик личности студента.

Другие ученые (Дворяткина, Лопухин, 2021), рассматривая организацию образовательной деятельности с позиций фрактального подхода, отмечают, что в процессе обучения осуществляется «системность и цикличность развития когнитивной сферы, в том числе мышления, посредством обязательной и последовательной смены двух фаз (накопительной и бифуркационной): накапливается определенный потенциал, происходит бифуркация, и процесс переходит на новый уровень развития фрактала. Сначала формируются фракталы текущего уровня, накапливается потенциал, происходит бифуркация, формируется новый уровень фрактальной организации, и задается новое направление роста. При этом фрактал продолжает развитие подобно растущему дереву (дерево Пифагора). Фракталы, у которых бифуркации прекращаются, останавливают свое дальнейшее развитие (ветви дерева «отмирают»). В новую фрактальную структуру интегрируются старые базовые формы и операции, появляются новые междисциплинарные связи и отношения. При этом бифуркации происходят как по вертикали, так и по

горизонтали. Таким образом, в процессе обучения наблюдается поэтапное развертывание интегративных конструктов знания и образцов деятельности в корреляции с наличным состоянием опыта и развитием мышления. Успешное управление образовательным процессом определяется обеспечением роста двух фракталов: структурного и процессного, - при этом мобилизуется основная компонента - обучаемые» (Дво-ряткина, Лопухин, 2021, с. 38)

Можно согласиться с И. И. Савельевым и его коллегами, утверждающими, что существующий опыт профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления практически не учитывает индивидуальные особенности личности, которые влияют не только на скорость социализации в быстротечно меняющемся обществе, но и на скорость освоения компетенций. Рассматривая профессиональную подготовку кадров для государственной службы через призму процессуальных и структурных аспектов, авторы отмечают, что «такой подход в рамках фрактальной парадигмы позволяет точнее рассмотреть все конфигурации существенных характеристик работы служащего, подразумевающих обладание определенными компетенциями, формирование которых во времени является асинхронным к моменту вступления человека в должность в том или ином учреждении» (Савельев и др., 2022, с. 84). Исходя из понимания сущности фрактала и его свойств, авторы полагают, что сфера государственного управления - это определенная система «фрактальных комплексов», в которой служащий является главной основой, поскольку выстраивает ее «по принципам самоподобия, генерируя и реализуя свои профессионально-личностные компетенции и этические установки поведения» (Там же, с. 85), при этом можно говорить о том, что характерной особенностью этой системы является процесс фрактализации, то есть процесс образования новых форм жизнедеятельности, основанный на профессиональной подготовке будущих специалистов с учетом их индивидуальных особенностей, ценностей и индивидуально осваиваемых компетенций.

Основываясь на фрактальном подходе к организации и реализации образовательного пространства, И. В. Лобашев и В. Д. Лобашев выделяют три «педагогических» фрактала: воспитательный, образовательный и развивающий, подчеркивая, что «фрактально идентифицированное образовательное пространство в своих ведущих характеристиках отражает дискретное, поэтапное функционирование двух ортодоксальных по своей организации, предельно выраженных, современных методов обучения - классно-урочного и индивидуального» (Лобашев, Лобашев, 2021, с. 9).

По мнению В. Г. Горба целью подготовки будущего специалиста в сфере государственного и муниципального управления, является «идея о достижении профессиональных целей подготовки государственных служащих на основе формирования и развития их профессиональной компетентности» (Горб, 2021, с. 59), основным компонентом которой является лидерский потенциал будущего специалиста в сфере государственного и муниципального управления. Автор выделяет базовые диагностические признаки обозначенного потенциала,

которые являются основой модели профессиональной компетентности специалиста в сфере государственного и муниципального управления; систематизирует управленческие технологии; выделяет основные личностные компетенции из Федерального образовательного стандарта и формулирует образовательные цели подготовки будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления, к которым относятся профессиональные цели, технологические, операциональные, развитие гражданственности и лидерского потенциала. Именно системно-деятельностный подход к организации подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления «позволит более полно реализовать принципы профессиональной ориентированности образовательной деятельности в вузе, являющиеся методологической основой образовательных стандартов» (Там же, с. 62) и будет способствовать персонализации образовательных маршрутов обучающихся.

Е. В. Васильева с коллегами полагает, что на сегодняшний день способность государственных служащих «выполнять приоритетные задачи государственной службы зависит прежде всего от их компетентности и самоотверженности» (Васильева и др., 2019, с. 77), поэтому ключевые компетенции будущих государственных служащих должны формироваться с позиций человеко-ориентированного подхода, который подразумевает создание карьерного лифта, то есть «внедрение таких важных тактических приемов, как управление карьерой, прозрачность требований к продвижению в должности, формирование индивидуальных программ и содействие в обучении (различные форматы) и повышении компетентности (наставничество, коучинг, управление знаниями)» (Там же, с. 89), что в свою очередь, требует разработки универсальных моделей «трекинга карьеры».

Н. В. Провоторова считает, что деятельность специалистов в сфере государственного и муниципального управления носит инновационный характер, поэтому основанием их подготовки, имеющим свои специфические черты, должен выступать инновационно-деятельностный подход, основой которого является «профессиональная готовность», рассматриваемая автором через 4 компонента:

- мотивационно-ценностный - совокупность «мотивов, ценностных ориентаций и установок будущего специалиста и выражает осознанное отношение специалиста к инновационной деятельности, понимание ее роли в решении актуальных проблем системы государственной власти» (Провоторова, 2021, с. 279);

- интеллектуально-информационный - «отражает степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, уровень готовности овладения навыками инновационной деятельности в профессии, а также технологиями принятия рациональных решений, умение адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной рабочей ситуации, используя инновационные подходы, методы и приемы» (Там же, с. 280);

- процессуально-деятельностный - отражает умение планировать деятельность, иметь оригинальные идеи, быть способным к импровизации;

- рефлексивно-аналитический - определяет уровень критического мышления, профессиональной этики и морали, способности к саморазвитию, личностному и профессиональному росту, профессиональной ответственности будущих специалистов.

В завершении обзора следует признать, что современные исследования, предлагающие подходы к организации и реализации образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления, не в полном объеме учитывают современные реалии, предлагая рассматривать организацию образовательной деятельности либо на основе фрактальной сущности самого процесса, либо инновационной, либо человеко-ориентированной, не описывая или описывая частично личностный результат. Принимая во внимание тенденцию смены парадигм в системе высшего образования, а также внешние изменения, происходящие в российском обществе, возникает потребность в таком методологическом основании организации и реализации образовательной деятельности, которое бы учитывало не только специфику деятельности государственного гражданского служащего, но и являлось базисом индивидуального трека развития обучающегося с учетом его индивидуально-психологических особенностей, акцентируя образовательные и воспитательные процессы на вопросах саморазвития и самоактуализации. Таким основанием может выступать фрактально-экзистенциальный подход к организации и реализации образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Исходя из этого, целью статьи является методологическое обоснование возможности применения фрактально-экзистенциального подхода к организации и реализации образовательной деятельности в высшей школе по подготовке служащих органов публичной власти.

Методы

В процессе разработки методологического основания организации и реализации образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления применялись теоретические методы научного познания:

- качественный контент-анализ (Маул^, 1994), посредством которого подбирался материал для анализа, исследовалось его содержание, осуществлялось его суммирование, что позволило соотнести изучаемый материал с сутью изучаемого явления;

- методы индукции и дедукции (Докучаева, 2023), позволяющие сделать общие выводы на основе отдельных фактов и от обобщений перейти к частностям;

- методы фрактального подхода, в основе которых лежит принцип самоподобия;

- методы экзистенциального анализа (Бинсвангер, Кун, 2017) и экзистенциальной педагогики, позволяющие исследовать личность с позиций «человека умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально-значимой деятельности на основе сделанного экзистенциального выбора» (Рожков, 2022, с. 9).

Результаты и обсуждение

Личностно-смысловой фрактал результата образовательной деятельности

Фрактально-экзистенциальный подход, обоснованию которого посвящена эта статья, может выступать методологическим базисом организации образовательной деятельности в высшей школе с позиций личностного и профессионального саморазвития студента - будущего служащего органов публичной власти, более того: «рассмотрение самости возможно только в рамках фрактального подхода, который в большей степени ориентирован на изучение ресурса человека (когнитивного, мотивационно-го, личностного) и возможность его актуализации в различных образовательных контекстах» (Абдуллина, 2020, с. 98). Принимая во внимание упомянутую ранее тенденцию перехода высшей школы к студентоцен-трированному обучению, которое «фокусируется на образовательных практиках и принципах, обеспечивающих студентам доступ к знаниям и навыкам, необходимым для самореализации в карьере и дальнейшего самостоятельного получения знаний» (Кисель, 2020, с. 167), видится целесообразным рассматривать обучающегося не в качестве объекта, а в качестве субъекта собственного профессионального и личностного развития. Такой подход, в свою очередь, предполагает соответствующую организацию образовательного процесса, идеальным результатом которого является самоактуализация личности обучающегося - будущего служащего органов публичной власти. Под самоактуализацией здесь понимается «полное использование талантов, способностей, возможностей и тому подобное» самой личностью (Маслоу, 1999, с. 8).

Рассмотрение фрактала как множества, обладающего свойством самоподобия (множества, состоящего из фрактальных единиц) с опорой на идеи экзистенциальной педагогики М. И. Рожкова (2002) позволило изложить основы фрактально-экзистенциального подхода (в качестве методологического основания), позволяющего представить смысловое содержание обозначенного выше результата. В качестве ядра фрактально-экзистенциального подхода мы выделяем фрактальное представление об экзистенциально-смысловом мире личности, что позволяет представить личностно-смысловой фрактал результата образовательной деятельности.

Для реализации данной позиции были выделены несколько рядов фракталов, образующих между собой фрактальные связи. Наивысший фрактал - самоактуализация - представлен через фрактальную единицу первого уровня - самосозидание (потребность в преодолении своих негативных свойств личностной структуры), который, в свою очередь, представлен через три фрактальных единицы второго уровня - саморазвитие (самостоятельный личностный рост), саморефлексия («размышления и переживания по поводу собственных психических состояний и качеств» (Маслоу, 1999, с. 422)), самоэффективность («убеждение человека в своей способности эффективно (успешно) действовать в той или иной ситуации, в определенных условиях, вера в успех этих действий, что сопровождается предпочтением более сложных задач, постановкой достаточно трудных целей и проявлением упорства, настойчивости при их достижении» (Вап^га, 1982, с. 123).

Фрактальная единица саморазвитие представлена в виде трех фрактальных единиц третьего уровня: самопринятие - «активный процесс, сопряженный с поиском оптимальных способов организации жизнедеятельности, самоактуализацией и саморазвитием» (Пилипенко, 2022, с. 79); самоуправление - «способность личности эффективно реагировать на возникшие в окружающей среде изменения, выявлять проблемные зоны, находить возможные варианты решения, осуществлять моделирование различных ситуаций и применять найденные оптимальные пути для их разрешения» (Рожков, 2022, с. 89); самореализация - способность реализовывать свой личностный потенциал.

Самой низшей фрактальной единицей самопринятия нами выделено самопознание (изучение и осмысление личностью самого себя): изначально формируется потребность в самопознании, а затем требуется создание условий для самопознания.

Фрактальными единицами самоуправления выделяются саморегуляция (способность управлять своими эмоциями, мыслями, чувствами, поведением) и самомотивация (способность к созданию, поддержанию и реализации собственных мотивов, основанных на сознательном выборе человека и направленных на удовлетворение его потребностей). Фрактальная единица саморегуляция представлена в виде трех фрактальных единиц более низкого уровня: самоорганизация - способность сбалансировано управлять всеми аспектами своей жизни, самообъективизация -«способность связывать чувственный тон сиюминутного переживания с прошлым опытом, при том что последний действительно определяет качество первого (самообъективация также включает в себя чувство юмора, демонстрирующее нам, что наш общий жизненный горизонт слишком широк, чтобы уложиться в нашу сегодняшнюю ограниченность» (Ол-порт, 2002, с. 40-41)); самоконтроль - устойчивость к фрустрирующим ситуациям, или «фрустрационная толерантность» (Там же, с. 339). Низшим уровнем самоорганизации является фрактальная единица самодисциплина - способность личности организовать себя и свое время. Самопобуждение (способность использовать приемы внутреннего побуждения к личностному и профессиональному саморазвитию) и самовнушение (способность создания психологических установок, позволяющих управлять своими мыслями, чувствами, эмоциями, убеждениями, поведением) выделяются как фрактальные единицы низшего уровня самомотивации.

Фрактальная единица самореализация представлена фрактальной единицей более низшего уровня самообразование (способность личности самостоятельно инициировать и управлять собственным развитием), которая представлена фрактальными единицами еще более низкого уровня - самообучение (способность личности самостоятельно получать новые знания) и самовоспитание (способность развивать себя как личность), структурно представленные, в свою очередь, самыми низшими единицами: самостоятельность («способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задания, цели, определять направление своей деятельности» (Рубинштейн, 2012, с. 638)) и самостояние - способность к проявлению активной позиции, связанной с убеждениями (Потехина, 2020).

Фрактальная единица саморефлексия представлена в виде трех фрактальных единиц третьего уровня: самонаблюдение - способность отслеживать свое психическое и психологическое состояние (поведение, эмоции, мысли), самокритичность - способность человека к рефлексивному отношению к себе, самостоятельному поиску ошибок и их устранению - и самооценка - способность к субъективной оценке, то есть способность оценивать себя, собственные умения и личностные качества.

Фрактальная единица самоэффективность представлена в виде двух фрактальных единиц третьего уровня: самодостаточность - способность обходиться без поддержки других людей, при этом не испытывая чувства отчужденности, тревоги, одиночества, - и самосохранение - способность в нужный момент задействовать все возможные ресурсы для сохранения своего здоровья, жизни.

Схематично личностно-смысловой фрактал результата образовательной деятельности с позиций фрактально-экзистенциального подхода представлен на рис. 1.

Принципы фрактально-экзистенциального подхода

Проведенный анализ источников и сущностное наполнение личност-но-смыслового фрактала результата образовательной деятельности позволяет обозначить следующие принципы фрактально-экзистенциального подхода:

• Принцип персонализации - создание условий для осознания каждым студентом своей личности как уникальной и общественно значимой. Данный принцип подразумевает необходимость учета в процессе образования потребностей, способностей, целей и особенностей личности каждого студента и может рассматриваться как основополагающая идея организации целенаправленной деятельности, ориентированной на становление обучающегося субъектом своего собственного профессионального и личностного развития.

• Принцип рефлексивности - целенаправленное развитие у студентов метакогнитивных навыков, то есть способности к самоанализу, выявлению мотивов собственных поступков, осознанию своих сильных и слабых сторон, а также критической оценки своего прогресса. Данный принцип подразумевает возможность получения обратной связи от других людей и внесение корректив не только в планы обучения, но и в личностные планы собственного развития.

• Принцип коллаборативности - выстраивание субъект-субъектного взаимодействия (сотрудничества и партнерства) между различными заинтересованными сторонами в процессе подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

Практическая реализация принципа коллаборативности включает:

• разработку и реализацию программ стажировок, гостевых лекций и исследовательских проектов в сотрудничестве с государственными учреждениями и различными организациями;

• использование методов обучения на основе команд, ролевых игр и симуляций для развития навыков сотрудничества и решения задач;

-а 1

• проектирование и обустройство образовательных пространств (учебных кабинетов) для организации комфортной групповой работы и взаимодействия;

• разработку учебных заданий и проектов, которые требуют сотрудничества между студентами и взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами.

Построение образовательного процесса на основе выделенных принципов фрактально-экзистенциального подхода к организации и осуществлению образовательной деятельности предполагает его особую структуру: от основных образовательных программ до образовательных технологий. В этом смысле можно говорить об организационном фрактале образовательной деятельности.

Организационный фрактал образовательной деятельности

Для разработки организационного фрактала образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления следует обратиться к более широкому фрагменту психолого-педагогической реальности, такому как «образовательная среда», который также имеет фрактальную сущность и может быть представлен в виде системы событийных фракталов - «устойчивые бесконечные повторяющиеся элементы, трансформированные в лич-ностно значимые смыслы процесса саморазвития (событийные дроби)» (Anarova et all., 2021, p. 15), или, другими словами, системы выбора множества возможностей для личностного и профессионального развития,

Рассматривая образовательное пространство высшей школы как особый вид пространства (место), которое охватывает среду / среды и субъектов в процессе их взаимодействия как между собой, так и со средой, мы разделяем точку зрения В. А. Ясвина, утверждающего, что образовательная среда - это «пространственно и / или событийно ограниченная совокупность возможностей для развития личности, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий» (Ясвин, 2020, с. 77), а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия субъектов образовательных отношений.

В рамках фрактально-экзистенциального подхода можно говорить о трехаспектности индивидуализированной и дифференцированной университетской образовательной среды:

• личностно-смысловой аспект (мотивационный, ценностный, эмоциональный, поведенческий, интеллектуальный);

• субъектно-социальный аспект (субъект-субъектный характер взаимодействия участников образовательных отношений);

• технологический аспект (модульность основной образовательной программы, формы, методы, средства обучения).

Представленные позиции позволяют разработать организационный фрактал образовательной деятельности в высшей школе по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Фракталом высшего порядка будет выступать индивидуализированная и дифференцированная образовательная среда (далее - ИДОС). Фрактальной единицей первого уровня - цель, фрактальными единицами

второго уровня - образовательная программа (далее - ОП), сопровождение, методическое обеспечение.

Фрактальными единицами ОП третьего уровня являются ОП бакалавриата и ОП магистратуры. ОП бакалавриата может быть представлена пятью блоками (модулями): обязательных дисциплин, практики, государственной итоговой аттестации, комплексных модулей и факультативных дисциплин. Фрактальными единицами более низкого уровня блока обязательных дисциплин и блока практики являются инвариантные и вариантные части, а фрактальной единицей самого низшего уровня вариантных частей и факультатива являются элективные дисциплины. ОП магистратуры представлена тремя фрактальными единицами более низкого уровня - базовые модули, профильные модули, практика.

Фрактальными единицами сопровождения (третий уровень) выделены тьюторское сопровождение и наставничество, в структуре которых выделены единицы низшего уровня, соответственно команда психологов и действующие руководители органов власти. Еще более низшими фрактальными единицами методического обеспечения выделены формы, методы, средства и технологии.

Схематично организационный фрактал образовательной деятельности представлен на рис. 2.

ОП

БАКАЛАВРИАТ

ИНВАРИАНТ

ИДОС

ЦЕЛЬ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ТЬЮТОР

ПСИХОЛОГ

ФАКУЛЬТАТИВ

ьс

НАСТАВНИК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ РУКОВОДИТЕЛЬ

МО

МЕТОДЫ

СРЕДСТВА

ТЕХНОЛОГИИ

МАГИСТРАТУРА

БАЗОВЫЕ МОДУЛИ

ПРОФИЛЬНЫЕ МОДУЛИ

ПРАКТИКА

Рис. 2. Организационный фрактал образовательной деятельности в высшей школе по подготовке будущих служащих органов публичной

власти

Fig. 2. Organizational fractal of educational activity in higher school on training of future public authorities' employees

БЛОК 1

БЛОК 4

БЛОК 5

Заключение

Организация и реализация образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления имеет свои особенности. Анализ современных научных источников по данному вопросу показал отсутствие широкого спектра методологических подходов к процессу подготовки служащих органов публичной власти. Исследованные подходы не всегда учитывают индивидуально-психологические особенности студентов и в большей мере направлены на проецирование профессиональных компетенций, профессиональной готовности к осуществлению деятельности, а не на личность выпускника.

Предлагаемый фрактально-экзистенциальный подход к организации и осуществлению образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления направлен, с одной стороны, на развитие и актуализацию «самости», что, с нашей точки зрения, будет способствовать более эффективному становлению будущего служащего органов публичной власти, поскольку личностное саморазвитие является основой самосозидания и, в конечном счете, самоактуализации личности - одной из значимых характеристик личностно-профессиональной зрелости человека, а с другой стороны, может являться методологическим основанием организации образовательной деятельности сразу по двум направлениям подготовки, что находит отражение в практике реализации образовательных программ «Государственное управление и публичная политика в условиях глобальных вызовов «РЕСУРС России»» и «Мастерство государственного управления и суверенного развития», подчеркивая практическую новизну и значимость предлагаемого подхода. Научная новизна результатов проведенного теоретико-методологического исследования заключается в формировании новой методологии подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления, базирующейся на принципах экзистенциальной педагогики и фрактальной сущности образовательной деятельности, и позволяющая в качестве одного из главных результатов образовательной деятельности рассматривать становление обучающегося субъектом своего собственного развития.

Безусловно, представленные основы фрактально-экзистенциального подхода к организации и реализации образовательной деятельности по подготовке специалистов в сфере государственного и муниципального управления могут рассматриваться как базис создания новой методологии и требуют дальнейшего изучения специфики подготовки служащих органов публичной власти, возможного уточнения категориального аппарата, а также практической апробации, являясь при этом перспективным научным направлением развития образования в высшей школе.

Список литературы

1. Абдуллина Л. Б., Маджуга А. Г., Синицина И. А. Фрактальная педагогика: теория, методология и практика: монография. Москва: Логос,

2020. 320 с.

2. Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ / пер. под ред. С. Римского. 2-е изд., Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 272 с.

3. Вайнштейн Ю. В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дис. ... д.п.н. Красноярск, 2021. 46 с.

4. Васильева Е. В., Пуляева В. Н., Юдина В. А. Человеко-ориентирован-ный подход в формировании ключевых компетенций государственных гражданских служащих в условиях цифровой трансформации // Управленческие науки. 2019. № 9 (1). С. 76-95. https://doi.org/10.26794/2304-022Х-2019-9-1-76-95

5. Горб В. Г. Профессиональные и образовательные цели подготовки государственных служащих // Государственная служба. 2021. № 2. С. 5562. https://www.doi.org/10.22394/2070-8378-2021-23-2-55-62

6. Дворяткина С. Н., Лопухин А. М. Поиск новых методологических подходов и методов в риск-менеджменте // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 2(54). С. 35-47. рщ/10.24888/2073-8439-2021-54-2-35-47

7. Докучаева Е. А. Методы и методология научного познания // Логика и методология научных исследований: Мат-лы IV Межд. науч.-практ. конф./ Под ред. В. Н. Лупандина. Орел: Среднерусский ИУ - филиал РАНХиГС, 2023. С. 120-124.

8. Каллагов Т. Э. Муниципальная служба в системе государственного управления Российской Федерации: к вопросу о государственном и муниципальном администрировании // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 83-85. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-83-85

9. Кальянов Д. А. Понятие и сущность государственной службы в Российской Федерации // Экономика и социум. 2022. № 12-1(103). С. 12691276.

10. Кисель О. В., Бутова А. В. Студентоцентрированный подход в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 166-170. https://doi.org/10.17513/snt.38428

11. Лобашев И. В., Лобашев В. Д. Фрактальное движение в процессах визуализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 6-11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-6-11

12. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 432 с.

13. Меньшова В. Н. Трояк А. Б. Актуализация модели профессионального обучения и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих: возможности и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 108-118. org/10.20913/2618-7515-2021-4-12

14. Озарнов Р. В., Казанчян К. П. Индивидуализация и персонализация обучения в высшей школе в современных условиях // Международный научный журнал. 2022. № 3(84). С. 110-117. https://doi.org/10.34286/1995-4638-2022-84-3-110-117

15. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. / Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 462 с.

16. Пилипенко Т. С. Самопринятие как субъектная характеристика // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2022. Т. 40. С. 78-85. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.78

17. Потапова Е. П., Позднякова П. А. Высшее образование по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в современных условиях и его совершенствование: фрактальный подход // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2018. Т. 8, № 2-1(10). С. 108-120.

18. Потехина Е. Н. «Самостояние» как компонент воспитания гражданственности старшеклассника // Педагогическое искусство. 2020. № 2. С. 30-35.

19. Провоторова Н. В. Предикторы формирования профессиональной готовности будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления к инновационной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 3(92). С. 277-281.

20. Рожков Д. В. Проблема самоуправления личности студента в современном образовании // Сб. мат-лов III Всерос. симпозиума психологов, 8-9 апр. 2021 г. Ч. III. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2022. С. 88-92.

21. Рожков М. И. Концепция экзистенциальной педагогики // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4(33). С. 73-77.

22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва: Питер, 2012. 713 с.

23. Савельев И. И., Потапова Е. П., Позднякова П. А. Государственные управленческие практики и фрактальная методология // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 4. № 10(130). С. 82-89. https:// doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2022.10.04.011

24. Серебрякова Г. В., Незамайкин И. В. Ценностное проектирование подготовки государственных служащих // Муниципальная академия. 2020. № 2. С. 37-44.

25. Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1(6). С. 74-93. https:// doi.org/10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93

26. Anarova Sh. A., Beknazarova S. S. Zamonaviy o'quv jarayonini takomillashtirishda pedagogning shaxsiy va kasbiy o'zini-o'zi rivojlantirshning fraktal metodikasi // Замонавий таълим. 2021. № 5(102). P. 9-16.

27. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologist. 1982. Vol. 37. Р. 122-147 https://doi.org/10.1037/0003-066X.37.2.122

28. Mayring P. Qualitative Inhaltsanalyse. In G. Jüttemann (Hrsg.), Qualitative Forschung in der Psychologie: Grundfragen, Verfahrensweisen, Anwendungsfelder. 1985. S. 187-211. https://www.ssoar.info/ssoar/handle/ document/557

References

Abdullina, L. B., Madzhuga, A. G., & Sinitsina, I. A. (2020). Fraktal'naya pedagogi-ka: teoriya, metodologiya i praktika [Fractal pedagogy: theory, methodology and practice]. Logos. (In Russ.)

Allport, G. (2002). Formation of personality: Selected works. (V. Trubitsyna and

D. A. Leontyev Trans.). Smysl (In Russ.) (Original work published 1955) Anarova, Sh. A., & Beknazarova, S. S. (2021). Fractal methodology of personal and professional self-development of the pedagogue in improving the modern educational process. Modern Education, 5 (102), 9-16. (In Uzb.) Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122-147. https://doi.org/10.1037/0003-066X.37.2.122 Binswanger, L., & Kuhn, R. (2017). Existential analysis (S. Rimsky, Trans.). Institute of General Humanitarian Research. (In Russ.) (Original work published in 1957)

Dokuchaeva, E. A. (2023). Methods and methodology of scientific knowledge. In V. N. Lupandina (Ed.) Proceedings of the IV International Conference «Logic and methodology of scientific research» (pp. 120-124). Srednerusskiy IU -branch of RANEPA. (In Russ.) Dvoryatkina, S. N., & Lopukhin, A. M. (2021). Search for new methodological approaches and methods in risk management. Psychology of Education in a Multicultural Space, 2(54), 35-47. (In Russ.) https://doi.org/10.24888/2073-8439-2021-54-2-35-47 Gorb, V. G. (2021). ProfessionaFny'e i obrazovateFny'e celi podgotovki gosudarst-venny'x sluzhashhix [Professional and educational goals of training civil servants]. State Service, 2, 55-62. (In Russ.) https://www.doi.org/10.22394/2070-8378-2021-23-2-55-62 Kallagov, T. E. (2023). Municipal service in the public administration system of the Russian Federation: on the issue of state and municipal administration. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2, 83-85. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-83-85 Kalyanov, D. A. (2022). The concept and essence of civil service in the Russian

Federation. Economics and Society, 12-1(103), 1269-1276. (In Russ.) Kisel, O. V., & Butova, A. V. (2020). Student-centered approach in higher education: advantages and disadvantages. Modern Science-Intensive Technologies, 12-1, 166-170. (In Russ.) https://doi.org/10.17513/snt.38428 Lobashev, I. V., & Lobashev, V. D. (2021). Fractal movement in visualization processes. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. So-ciokinetics, 27 (1), 6-11. (In Russ.)https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-6-11

Maslow, A. G. (1999). Far limits of the human psyche (A. Tatlybaeva. Trans.).

Eurasia. (In Russ.) (Original work published 1957) Mayring, P. (1985). Qualitative Inhalt analysis. In G. Jüttemann (Hrsg.), Qualitative Forschung in der Psychologie: Grundfragen, Verfahrensweisen, Anwendungsfelder, 187-211. https://www.ssoar.info/ssoar/handle/document/557 Menshova, V. N. & Troyak, A. B. (2021). Updating the model of vocational education and professional training of civil servants: opportunities and prospects. Professional Education in the Modern World. 11 (4), 108-118. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-12 Ozarnov, R.V., & Kazanchyan, K. P. (2022). Individualization and personalization of education in higher education in modern conditions. International Scientific Journal, 3(84), 110-117. (In Russ.) https://doi.org/10.34286/1995-4638-2022-84-3-110-117

Pilipenko, T. S. (2022). Self-acceptance as a subjective characteristic. News of Irkutsk State University. Series: Psychology, 40, 78-85. (In Russ.) https://doi. org/10.26516/2304-1226.2022.40.78

Potapova, E. P., & Pozdnyakova, P. A. (2018). Higher education of training direction 38.03.04 "Publicand municipal administration"in modern conditions and its improvement: fractal approach. Bulletin of the Novgorod branch of RANEPA, 8, 2-1(10), 108-120. (In Russ.)

Potekhina, E. N. (2020). «Samostoyanie» kak komponent vospitaniya grazhdan-stvennosti starsheklassnika ["Independence" as a component of citizenship education for high school students]. Pedagogical Art, 2, 30-35. (In Russ.)

Provotorova, N.V. (2021). Predictors of the formation of professional readiness of future specialists in the field of state and municipal management for innovative activities. Scientific Notes of Orel State University, 3(92), 277-281. (In Russ.)

Rozhkov, D. V. (2022). The problem of self-government of the student's personality in modern education In Proceedings of the III All-Russian symposium "Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of developmen", Ryazan, 8-9 Apr. 2021. (Vol. III, pp. 88-92). (In Russ.)

Rozhkov, M. I. (2002). Koncepciya ekzistencialnoj pedagogiki [Concept of existential pedagogy]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4(33). 73-77. (In Russ.)

Rubinstein, S. L. (2012). Osnovy obshhey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Piter. (In Russ.)

Savelyev, I. I., Potapova, E. P., Pozdnyakova, P. A. (2022). State management practices and fractal methodology. Economics and Management: Problems, Solutions, 4, 82-89. (In Russ.) https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2022.10.04.011

Serebryakova, G. V., & Nezamaikin, I. V. (2020). Value-based design of civil servants training. Municipal Academy, 2, 37-44. (In Russ.)

Vainshtein, Yu. V. (2021). Pedagogicheskoe proektirovanie personalizirovanno-go adaptivnogo predmetnogo obucheniya studentov vuza v usloviyax ci-frovizacii [Pedagogical design of personalized adaptive subject learning for university students in the context of digitalization]. (Unpublished doctoral dissertation). Krasnoyarsk. (In Russ.)

Vasilieva, E. V., Pulyaeva, V. N, & Yudina, V. A. (2019). Human-oriented approach in forming of key competences of civil servants in the conditions of digital transformation of the economy. Management Sciences, 9 (1), 76-95. https:// doi.org/10.26794/2304-022X-2019-9-1-76-95

Yasvin, V. A. (2020). Technology of environme ntal design in education. Social and Political Research, 1(6), 74-93. (In Russ.) https://doi.org/10.20323/2658-428X-2020-1-6-74-93

Авалуева Наталия Борисовна, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, ОЯСГО: https://orcid. о^/0000-0002-5044-7076, avalueva-nb@ranepa.ru

Гаркуша Наталья Сергеевна, докт. пед. наук, доцент, директор дирекции приоритетных образовательных инициатив института «Высшая школа государственного управления» Российской академии государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, ОЯСГО: https://orcid.org/0009-0008-2082-1283, garkusha-ns@

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация об авторах

ranepa.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Nataliya B. Avalueva, Cand. Sci. (Pedagogy), Leading Researcher, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7941-7818, avalueva-nb@ranepa.ru

Natalya S. Garkusha, Dr. Sci. (Pedagogy), Director of the Directorate of Priority Educational Initiatives of the Institute "Graduate School of Public Management" of the Russian Presidential Academy of National Economy and and Public Administration, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3224-2069, garkusha-ns@ranepa.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.