Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФРАКТАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФРАКТАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАКТАЛ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ГИПСОСОЗНАНИЕ / ЭННЕАГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашин Андрей Александрович, Потапова Елена Петровна, Савельев Игорь Игоревич, Позднякова Полина Александровна

В статье рассматривается метод гипсосознания (повышение уровня сознания) в качестве фундаментального инструмента фрактального моделирования личности муниципальных служащих в зависимости от особенности типа личности по технологии эннеаграммы. Отмечается, что под каждое направление деятельности органов местного самоуправления необходимо разработать модель специалиста, обладающего конкретными компетенциями. С этой целью предлагается внедрить технологию эннеаграммы в образовательный процесс подготовки будущих специалистов муниципальной службы и повышения квалификации нынешних муниципальных служащих. Авторами также составлен концептуальный паспорт проекта по разработке методики оценки индивидуального личностнопрофессионального развития на основе технологии эннеаграммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ашин Андрей Александрович, Потапова Елена Петровна, Савельев Игорь Игоревич, Позднякова Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FRACTAL MODELING OF PERSONAL AND PROFESSIONAL POTENTIAL OF MUNICIPAL EMPLOYEES IN THE PROCESS OF IMPROVING PROFESSIONAL COMPETENCIES

The article discusses the method of hypsconsciousness (raising the level of consciousness) as a fundamental tool for fractal modeling of the personality of municipal employees, depending on the personality type of personality using the technology of the enneagram. It is noted that for each area of activity of local self-government bodies, it is necessary to develop a model of a specialist with specific competencies. For this purpose, it is proposed to introduce the enneagram technology into the educational process of training future municipal service specialists and advanced training of current municipal employees. The authors also compiled a conceptual passport of the project to develop a methodology for assessing individual personal and professional development based on the enneagram technology.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФРАКТАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

doi 10.475776/2712-7559_2021_1_87 удк 378.046.2

Ашин Андрей Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Владимирский филиал РАНХиГС, Россия, г. Владимир, e-mail: andrey09122004@mail.ru

Потапова Елена Петровна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Владимирский филиал РАНХиГС, Россия, г. Владимир, e-mail: knowledge2016@inbox.ru

Савельев Игорь Игоревич,

кандидат экономических наук, доцент, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Россия, г. Владимир, e-mail: sii-33@mail.ru

Позднякова Полина Александровна,

магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Владимирский филиал РАНХиГС, Россия, г. Владимир, e-mail: polina-pozdnyakova@mail.ru

В статье рассматривается метод гипсосознания (повышение уровня сознания) в качестве фундаментального инструмента фрактального моделирования личности муниципальных служащих в зависимости от особенности типа личности по технологии эннеаграммы. Отмечается, что под каждое направление деятельности органов местного самоуправления необходимо разработать модель специалиста, обладающего конкретными компетенциями. С этой целью предлагается внедрить технологию эннеаграммы в образовательный процесс подготовки будущих специалистов муниципальной службы и повышения квалификации нынешних муниципальных служащих. Авторами также составлен концептуальный паспорт проекта по разработке методики оценки индивидуального личностно-профессионального развития на основе технологии эннеаграммы.

Ключевые слова: фрактал; коммуникативные компетенции; муниципальные служащие; гип-сосознание; эннеаграмма.

udc 378.046.2

Ashin Andrej Aleksandrovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration, Vladimir Branch of RANEPA, Russia, Vladimir, e-mail: andrey09122004@mail.ru

Potapova Elena Petrovna,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Vladimir branch of the RANEPA, Russia, Vladimir, e-mail: knowledge2016@inbox.ru

особенности фрактального моделирования личностно-профессионального потенциала муниципальных

служащих в процессе

совершенствования

профессиональных

компетенций

features of fractal modeling of personal and professional potential of municipal employees

in the process of improving

professional competencies

Saveliev Igor' Igorevich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Vladimir State University. A.G. and N.G. Stoletovs, Russia, Vladimir, e-mail: sii-33@mail.ru

Pozdnyakova Polina Aleksandrovna,

Master student of the Department of State and Municipal Administration, Vladimir Branch of RANEPA, Russia, Vladimir, e-mail: polina-pozdnyakova@mail.ru

The article discusses the method of hypsconsciousness (raising the level of consciousness) as a fundamental tool for fractal modeling of the personality of municipal employees, depending on the personality type of personality using the technology of the enneagram. It is noted that for each area of activity of local self-government bodies, it is necessary to develop a model of a specialist with specific competencies. For this purpose, it is proposed to introduce the enneagram technology into the educational process of training future municipal service specialists and advanced training of current municipal employees. The authors also compiled a conceptual passport of the project to develop a methodology for assessing individual personal and professional development based on the enneagram technology.

Keywords: fractal; communicative competence; municipal employees; hypsum consciousness; enneagram.

По мнению современных ученых, динамичный характер развития науки, процессы глобализации и цифровизации экономики и общества оказывают влияние на подготовку специалистов в сфере государственного и муниципального управления, требуя от них высокого уровня самостоятельности в процессе решения стратегических задач, быстрого принятия управленческого решения в условиях неопределенности и ускоренной модернизации производства как показателей профессионализма и качества освоенности управленческих компетенций [6-11].

По замечанию авторов, «фундаментальным предметом исследований в рамках анализа особенностей формирования и развития личностно-профессиональных компетенций специалистов муниципального управления в условиях становления цифровой экономики является сознание, а именно - профессиональная готовность как осознанность в получаемых знаниях, осваиваемых компетенциях, принимаемых управленческих решениях и т. д.). Среди методов развития индивидуального стиля мышления особого внимания заслуживает технология эннеаграммы как инструмент, способствующий повышению эффективности коммуникативного взаимодействия. Эннеаграмма представляет собой тест на определение типа личности (от 1 до 9) и связанных с ней сильных и слабых сторон, а также ценностей, которые движут

человеком (подсказывая другим, как нужно с ним общаться) [5]. Уникальность данного метода заключается в осознанности самого себя, что важно для понимания других людей, а значит - является фундаментальным элементом любых коммуникативных связей» [2, с. 82-92].

Обратимся к анализу особенностей фрактального моделирования личностно-про-фессионального потенциала муниципальных служащих [12; 13].

В рамках развития своей научной позиции относительно современных инновационных инструментов, способствующих развитию индивидуального стиля мышления личности служащих, нами был проведен опрос муниципальных служащих с применением технологии эннеаграммы в вариации, предложенной Д. Керпеном в книге «Гений коммуникаций. Искусство притягивать людей и превращать их в своих союзников. 11 навыков эффективного общения» [3].

Цель исследования заключалась в подтверждении или опровержении гипотезы о том, что типы личности служащих зависят от их гендерной принадлежности, занимаемой должности и возраста; образуют определенную сеть фрактальных узлов, ключевые характеристики которых позволят определить направленность программ профессионального развития муниципальных служащих в соответствии с их личностными особенно-

стями, а также с учетом специфики профессиональной деятельности органов местного самоуправления.

Следует подчеркнуть, что наличие фрактальных узлов в органах местного самоуправления является лишь предпосылкой эффективного и результативного коммуникативного взаимодействия служащих между собой и не может рассматриваться в качестве фундаментального условия данного процесса, если фрактальные узлы не образуют фрактальную сеть как совокупность взаимосвязанных элементов. Иными словами, если в процессе коммуникативного взаимодействия служащих в рамках одного или нескольких структурных подразделений органа местного самоуправления возникают определенные барьеры (конфликтогены) в профессиональном взаимопонимании, их несвоевременное разрушение может привести к серьезным последствиям для профессиональной коммуникации служащих и негативно отразиться на показателях эффективности и результативности деятельности всего органа местного самоуправления.

Применительно к этому изучение типов личности в рамках технологии эннеаграммы необходимо, прежде всего, для определения типов личностного потенциала как совокупности факторов, оказывающих прямое влияние на особенности формирования тех или иных профессиональных компетенций и способности к дальнейшему осознанному профессиональному и личностному развитию. Так, на эффективность коммуникативного взаимодействия может влиять мировоззрение личности, содержание ее ценностных ориентаций, принципов, убеждений, включая отношение к работе, окружающим и самой себе. Безусловно, не исключается и влияние общей профессиональной среды органов местного самоуправления и социокультурных особенностей всего общества в целом.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу полученных результатов, целесообразно более детально рассмотреть особенности типов личности по технологии эннеаграммы. Здесь важно подчеркнуть, что, несмотря на многообразие вариантов характеристики эннеатипов в зависимости от научных подходов исследователей, во всех случаях сохраняется общепринятое научным сообществом смысловое значение

каждого типа личности. Наиболее понятное толкование, на наш взгляд, изложено в публикациях С. М. Неаполитанского, среди которых, относительно темы исследования, особого внимания заслуживает книга «Энне-аграмма - технология развития осознанности: Эффективные интегральные практики».

Согласно материалам исследователя, каждый тип личности характеризуется типом мышления, способом восприятия мироздания, спецификой эмоциональных реакций и поведения, которые являются следствием глубокой мотивации (осознанности). В этом заключается главное отличие технологии эн-неаграммы от других методик определения типа личности: сущность эннеаграммы - в проведении оценки человека через призму его внутреннего мира, определяющего особенности сильных сторон личности, ее ограничений и основных убеждений.

Иными словами, данная технология способствует:

- на внутриличностном уровне: повышению уровня сознания личности, развития ее личностно-профессионального потенциала, активирует очаги для саморазвития и самосовершенствования;

- на межличностном уровне: формированию сильной культуры и эффективных команд и стратегий.

Соответственно, технология эннеаграм-мы, на наш взгляд, заслуживает особого внимания в рамках изучения вопросов профессионального развития муниципальных служащих, поскольку ее методологической основой являются системный и личностно ориентированный подходы. Тот или иной тип личности (парадигмы восприятия) позволяет истолковать поведение человека, в частности муниципального служащего, относительно направленности коммуникативного взаимодействия: «человек - человек», «человек - организация», «человек - мир».

Краткая характеристика эннеатипов представлена в табл. 1.

Сущность технологии эннеаграммы заключается в том, чтобы помочь личности развить свои лучшие качества, сильные стороны, способствующие наиболее успешному выполнению той или иной деятельности. Как говорил Дон Ричард Рисо, «каждый из типов эннеа-граммы символизирует различные важные аспекты того, что нам нужно для раскрытия

своего потенциала» [5, с. 17]. Однако основ- фессиональная диагностика, сколько даль-ной ошибкой при определении предпосылок нейшие попытки развить слабые качества развития индивидуального образа «Я» явля- человека в процессе обучения, несмотря на ется не столько неправильная личностно-про- то что эннеатипы не являются статическими.

Таблица 1 - Характеристика эннеатипов (типов личности или парадигм восприятия) [5, с. 11-15]

№ Наименование эннеатипа Сущностная характеристика

Сердечный центр (эмоциональный интеллект)

2 Заботливый, помощник («Двойки») Стремится помогать системе через заботу об элементах системы

3 Достигатор, целеустремленный деятель («Тройки») Стремится к успеху и эффективности системы

4 Индивидуалист, эстет («Четверки») Стремится погрузится в глубины системы и сделать ее красивой

Головной центр (когнитивный интеллект)

5 Мыслитель, исследователь («Пятерки») Стремится проанализировать и постичь систему

6 Лоялист, конформист («Шестерки») Стремится защитить систему

7 Энтузиаст, эпикуреец («Семерки») Стремится наслаждаться системой

Телесный центр (соматический интеллект)

8 Босс, хозяин («Восьмерки») Стремится руководить системой

9 Миротворец, дипломат («Девятки») Стремится к гармонии и бесконфликтности в системе

1 Перфекционист, реформатор («Единицы») Стремится к совершенству системы

Делая акцент на неотъемлемых, основных характеристиках личности, С. М. Неаполитанский отмечает, что в большинстве случаев каждый человек представляет собой триаду эннеатипов, состоящую из базового типа личности (ключевой элемент индивидуального образа «Я») и двух второстепенных

типов, именуемых крыльями. Дейв Керпен интерпретирует данные составляющие как первый высший тип, второй высший тип и третий высший тип личности [3, с. 323]. Согласно общим результатам исследований ученых каждый базовый тип личности имеет четко определенные крылья (рис. 1).

Миротворец

Перфекционист

Энтузиаст

Скептик

Помощник

Достигатель

Наблюдатель

Индивидуалист

ПРИМЕЧАНИЕ:

Внутренние линии эннеаграммы соединяют типы в последовательности, которая показывает, какие модели поведения будут проявляться в человеке в состоянии стресса, усталости и дезинтеграции, а также в состоянии комфорта, в ресурсном состоянии.

В комфорте у типа 1 проявляются модели поведения типа 7, у типа 7 модели поведения типа 5 итак далее согласно последовательности 1-7-5-8-2-4-1 и 9-3-6-9.

В стрессе у типа 1 проявляются модели поведения типа 4, у типа 4 модели типа 2 итак далее согласно последовательности 1-4-2-8-5-7-1 и 9-6-3-9.

Рис. 1 - Особенности построения эннеаграммы Составлено на основе материалов С. М. Неаполитенского [5]

Важным аспектом в процессе изучения эннеатипов является учет возможности проявления в рамках каждого типа личности неосознанных, чаще всего негативных, характеристик как следствие влияния на человека различных факторов, подталкивающих его к деструктивному поведению. Так, анализируя особенности профессионального развития муниципальных служащих и формирования их профессиональной культуры, исследователи чаще всего обращают внимание на мотивы и причины нарушения служащими запретов, ограничений и правил поведения. Деструктивное служебное поведение муниципальных служащих обусловлено, в первую очередь, низким уровнем их сознания и наличием определенных препятствий в раскрытии личностно-профес-сионального потенциала. Применительно к этому мы убеждены в том, что многое зависит именно от способности муниципальных служащих к само-исследованию, самодисциплине, формирование которой возможно только при правильно разработанной образовательной программе, реализация которой предполагает применение разноформатных методик обучения в рамках междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов [4; 2].

Говоря о муниципальных служащих, участвовавших в опросе, следует отметить, что технология эннеаграммы позволяет выявить основные проблемы в установлении коммуникативных каналов, определить направления по устранению конфликтогенов и совершенствования коммуникативного взаимодействия в зависимости от содержания личностного состава (фрактальных узлов) органов местного самоуправления. Так, С. М. Неаполитанский подчеркивает, что, только «понимая и принимая способности и таланты каждой личности, правильно распределив роли в команде, можно достичь потрясающих результатов и преодолеть все негативные динамики» [5, с. 15-23].

здесь следует акцентировать следующую мысль, уточнив понятие фрактального узла как показателя эффективности коммуникативного взаимодействия: фрактальный узел не может быть «связан» только из одного типа личности независимо от особенности их «крыльев», поскольку нарушается

принцип фрактального развития как отдельной личности, так и всей системы в целом. Именно поэтому при формировании команды в органах местного самоуправления, подборе управленческих кадров работодатели (представители нанимателя) сталкиваются с рядом проблем, связанных преимущественно с соответствием служащего занимаемой должности относительно показателей эффективности и результативности осуществляемой служебной деятельности.

Деятельность муниципального служащего в современных условиях должна быть направленна на создание комфортных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в муниципальном образовании [1, с. 153].

На наш взгляд, под каждое направление деятельности органов местного самоуправления необходимо разработать модель специалиста, обладающего конкретными компетенциями, основанными на развитых сильных сторонах личностно-профессионального потенциала, соответствующего тому или иной типу личности по эннеаграмме.

В частности, в рамках направлений подготовки 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» целесообразно разработать комплекс образовательных профилей, соответствующих кадровому заказу органов местного самоуправления конкретного региона. Именно об этом и свидетельствуют полученные результаты опроса муниципальных служащих.

Эннеаграмма позволила сформулировать новое видение применительно к проблеме личностного развития муниципальных служащих. Анализ полученных результатов показал присутствие доминирующих типов личности муниципальных служащих во всех трех администрациях - «Шестерки», «Семерки», «Девятки» (табл. 2).

Отсюда следует предположение о том, что муниципальные служащими становятся лишь специалисты конкретных типов личностей, на которые должны ориентироваться разработчики образова-тельныхпрограммподготовкиуправленческих кадров.

Таблица 2 - Основные типы личностей муниципальных служащих администраций Петушинского района,

Петушинского сельского поселения и г. Покрова

№ Наименование эннеатипа Сущностная характеристика

Головной центр (когнитивный интеллект)

6 Лоялист, конформист («Шестерки») Стремится защитить систему

7 Энтузиаст, эпикуреец («Семерки») Стремится наслаждаться системой

Телесный центр (соматический интеллект)

9 Миротворец, дипломат («Девятки») Стремится к гармонии и бесконфликтности в системе

Ввиду того что подтверждение данной гипотезы требует более глубокого исследования технологии эннеаграммы и проведения большего числа опросов для получения достаточного объема для оценивания, было принято решение оставить поставленный вопрос открытым, сделав акцент

на текущих итогах проведенной работы. В частности, предлагается внедрить технологию эннеаграммы в образовательный процесс подготовки будущих специалистов муниципальной службы и повышения квалификации муниципальных служащих (табл. 3).

Таблица 3 - Концептуальный паспорт проекта по разработке методики оценки индивидуального личностно-профессионального развития на основе технологии эннеаграммы

Цель - Повышение уровня сознания муниципальных служащих и формирование у них индивидуального стиля мышления посредством раскрытия личностно-профессионального потенциала - Выполнение кадрового заказа органов местного самоуправления

Задача Разработка методики оценки индивидуального личностно-профессионального развития на основе технологии эннеаграммы

Методология - Меж- и трансдисциплинарный подходы - Личностно ориентированный подход - Фрактально-системный подход

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма реализации Виртуальная образовательная платформа

Сущность Для муниципальных служащих: эннеаграмма как способ подбора дополнительных программ повышения квалификации, необходимых для развития сильных сторон личности, наиболее эффективно раскрывающих личностно-профессиональный потенциал

Рекомендуемая периодичность проведения оценки Два раза в год (для фиксации изменений)

Разработчики/ консультанты - Профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений - Представители органов местного самоуправления - Специалисты в сфере психологии, социологии

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что эннеаграмму можно рассматривать в качестве методики личностно-профессионального развития, фрактального моделирования личностно-профессионального потенциала, в соответствии с которой обучающиеся в процессе

обучения стремятся к осознанному развитию своих сильных сторон, способствующих в дальнейшем эффективному формированию тех или иных профессиональных компетенций в зависимости от заранее выбранного направления профессиональной деятельности органов местного самоуправления.

ПАСПОРТ ОПРОСА ПО ЭННЕАГРАММЕ, проведенного в администрациях Петушинского района, г. Покрова, Петушинского сельского поселения

Цель Вызелени особенностей лично стно-профессионального развития и потенциала муниципальных служащих е зависимости от типа личности для опр^еления направленности программ профессионального развития служащих е соответствии с учетом специфики профессиональной деятельности органа местного самоуправления.

Методология проведения исследования Реципиентам был предоставлен опрос, составленный по технологии зннеаграммы. Эннеаграмма - тест на определение типа личнссти (от 1 до 9) и связанных с ней сильных и слабых сторон, а также ценностей, которые движут человеком. Эннеаграмма позволяет оценить уровень лично стно -профессионального развития, определить пути фрактального моделирования личностно-профессионального потенциала (в частности, совершенствования коммуникативных компетенций).

Место проведения Алминистрапии муниципальных образований г. Покров. Петупшнский район. Петупшнское сельское поселение

Сроки проведения С ентя брь 2020 годэ

Целевая аудитория проекта В опросе принимали участие муниципальные служащие от 20 до 70 лет. со стажем - от 2 лет и Еыое. занимающие должности консультантов, специалистов, велупшх специалистов, начальников заведующих, заместителей, глав, имеющих вышке образование. Всего опрошено 23 человек.

Результаты еыяе лены гипотетические типы личности муниципальных служащих («Шестерки», «Семерки», «Девятки»}; принято решение о том. что под каждое направление деятельности органов местного самоуправления целесообразно разработать модель специалиста, обладавшего конкретными компетенциями, основанных на развитых сильных сторонах лично стно-профессионального потенциала, соответствующего тому или иной типу личности по зннеаграмме

О&ластъ применения результатов программы профессиональной подготовки или повышения квалификации; учебиые модули, формирующие у обучающихся. управленческих компетенций

Список литературы:

1. Ашин, А. А. Гендерные особенности взаимоотношений руководителя и подчиненных в современном российском муниципалитете (на материалах исследований в администрациях Петушинского района, г. Покров, Петушинского сельского поселения / А. А. Ашин, Е. П. Потапова, Е. В. Чумагина, П. А. Позднякова // Эко -номика и управление: проблемы, решения. - 2020. -№ 1. - Том 1 (97). - С. 151-158.

2. Ашин, А. А. К вопросу о разработке дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) для государственных и муниципальных служащих с учетом уровня сформиро-ванности профессионального сознания / А. А. Ашин, Е. П. Потапова, П. А. Позднякова // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2020. - № 3 (22). - С. 82-92.

3. Керпен, Д. Гений коммуникаций. Искусство притягивать людей и превращать их в своих союзников. 11 навыков эффективного общения / Д. Керпен. - Москва : Эксмо, 2019. - 352 с.

4. Мокий, М. С. Методология научных исследований. Трансдициплинарные подход и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. - Москва : Юрайт, 2018. - 367 с.

5. Неаполитанский, С. М. Эннеаграмма - технология развития осознанности: Эффективные интегральные практики / С. М. Неаполитанский. - [б. м.] : Издательские решения, 2019. - 258 с.

6. Потапова, Е. П. Коммуникативная компетентность государственных и муниципальных служащих: монография / Е. П. Потапова, О.В. Котлярова. - Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2018. - 187 с.

7. Потапова, Е. П. Глобально-локальные приоритеты развития поликультурного образования: новые возможности при подготовке государственных и муници-

пальных служащих / Е. П. Потапова, А. Д. Земляникина // Европейское полиязыковое пространство: образование, социум, право: материалы Международной конференции (Архангельск, 23-24 апреля 2019 г.); Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова [сост. и отв. ред. Н. С. Авдонина, А. В. Дорофеева, А. М. Малахова]. - Архангельск : САФУ, 2019. - С. 160-165.

8. Потапова, Е. П. К вопросу о классификации понятий парадигмы смешанного обучения / Е. П. Потапова, А. А. Ашин // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. - 2017. - Т. 6. - № 2 (8). - С. 128-133.

9. Потапова, Е. П. Модель компетенций муниципального служащего в контексте современных требований представителя работодателя во Владимирской области / Е. П. Потапова, А. К. Кайдашова, Е. Ю. Сиз-ганова // Экономика и предпринимательство. - 2020. -№ 3 (116). - С. 800-804.

10. Потапова, Е. П. Этико-коммуникативная компетентность государственных и муниципальных служащих Владимирской области / Е. П. Потапова, Е. В. Чумагина, П. А. Позднякова // Этносоциум и межнациональная культура. - 2019. - № 7(133). - С. 21-33.

11. Потапова, Е. П. Особенности формирования профессиональной культуры современных государственных и муниципальных служащих на четвертом этапе промышленной революции / Е. П. Потапова, П. А. Позднякова // Ученые записки. - 2019. - № 3 (31). - С. 43-49.

12. Соммэр, Д. С. Гипсосознание как метод достижения личного успеха / Д. С. Соммэр. - Москва : Кодекс, 2020. - 136 с.

13. Соммэр, Д. С. Мораль XXI века / Д. С. Соммэр. -Москва : КОДЕКС, 2019. - 480 с.

References:

1. Ashin A.A., Potapova E.P., Chumagina E.V., Pozdnyakova P.A. Genderny'e osobennosti vzaimootnoshenij rukovoditelya i podchinenny'x v sovremennom rossijskom municipalitete (na materialax issledovanij v administraciyax Petushin-skogo rajona, g. Pokrov, Petushinskogo sel'skogo poseleniya, E'konomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2020, no. 1, vol. 1 (97), p. 151-158.

2. Ashin A.A., Potapova E.P., Pozdnyakova P.A. K voprosu o razrabotke do-polnitel'noj professional'noj programmy' (programmy' povy'sheniya kvalifikacii) dlya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x sluzhashhix s uchetom urovnya sformirovannosti professional'nogo soznaniya,

Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossijskoj akademii narodnogo xozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii, 2020, no. 3 (22), p. 82-92.

3. Kerpen D. Genij kommunikacij. Iskusstvo prityagivat' lyudej i prevrashhat' ix v svoix soyuznikov. 11 navykov e'ffektivnogo obshheniya. Moskva : E'ksmo, 2019, 352 p.

4. Mokij M.S., Luk'yanova T.A. Metodologiya nauchnyx issledovanij. Trans-disciplinarny'e podxod i metody' : uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury'. Moskva : Yurajt, 2018, 367 p.

5. Neapolitanskij S.M. E'nneagramma - texnologiya razvitiya osoznannosti: e'ffektivny'e integral'ny'e praktiki. [b. m.] : Izdatel'skie resheniya, 2019, 258 p.

6. Potapova E.P., Kotlyarova O.V. Kommunikativnaya kompetentnost' gosudarstvenny'x i municipal'ny'x sluzhashhix: monografiya. Vladimir: Vladimirskij filial RANXiGS, 2018, 187 p.

7. Potapova E.P., Zemlyanikina A.D. Global'no-lokal'ny'e prioritety' razvi-tiya polikul'turnogo obrazovaniya: novy'e vozmozhnosti pri podgotovke gosudarstvenny'x i municipal'ny'x sluzhashhix, Evropejskoe poliyazykovoe prostranstvo: obrazovanie, socium, pravo : materialy' mezhdunarodnoj konferencii (Arxangel'sk, 23-24 aprelya 2019 g.) / Sev. (Arktich.) feder. un-t im. M.V. Lomonosova [sost. i otv. red. N. S. Avdonina, A.V. Dorofeeva, A.M. Malaxova]. Arxangel'sk: SAFU, 2019, p. 160-165.

8. Potapova E.P., Ashin A.A. K voprosu o klassifikacii ponyatij paradigmy' smeshannogo obucheniya, Vestnik Novgorodskogo filiala RANXiGS, 2017, vol. 6, no. 2 (8), p. 128-133.

9. Potapova E.P., Kajdashova A.K., Sizganova E.Yu. Model' kompetencij mu-nicipal'nogo sluzhashhego v kontekste sovremenny'x trebovanij predstavitelya ra-botodatelya vo Vladimirskoj oblasti, E'konomika i predprinimatel'stvo, 2020, no. 3 (116), p. 800-804.

10. Potapova E.P., Chumagina E.V., Pozdnyakova P.A. E'tiko-kommunikativnaya kompetentnost' gosudarstvenny'x i municipal'ny'x sluzhashhix Vladimirskoj oblasti, E'tnosocium i mezhnacional'naya kul'tura, 2019, no. 7(133), p. 21-33.

11. Potapova E.P., Pozdnyakova P.A. Osobennosti formirovaniya professional'noj kul'tury' sovremenny'x gosudarstvenny'x i municipal'ny'x sluzhashhix na chetvertom e'tape promy'shlennoj revolyucii, Uchenye zapiski, 2019, no. 3 (31), p. 43-49.

12. Somme'r D.S. Gipsosoznanie kak metod dostizheniya lichnogo uspexa. Moskva : Kodeks, 2020, 136 p.

13. Somme'r D.S. Moral'XXI veka. Moskva: KODEKS, 2019, 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.