Научная статья на тему 'ФРАГМЕНТ «О КРЕЩЕНИИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И БОГОРОДИЦЫ»: КОММЕНТАРИЙ И ПЕРЕВОД'

ФРАГМЕНТ «О КРЕЩЕНИИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И БОГОРОДИЦЫ»: КОММЕНТАРИЙ И ПЕРЕВОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ / ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ / КРЕЩЕНИЕ / ОМОВЕНИЕ / АПОСТОЛЫ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / АПОКРИФ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евграфов Никита Сергеевич

Анонимный фрагмент «О крещении апостолов» передает свидетельство, каким образом апостолы были крещены. Из Священного Писания Нового Завета известно, что Иисус Христос сам никого не крестил. Однако, автор фрагмента, ссылаясь на сочинения святителя Софрония Иерусалимского, убежден, что апостол Петр первый и единственный ученик, принявший Крещение от рук Спасителя. После чего, апостол Петр, будучи «основанием Церкви», крестил остальных апостолов. Как показывает настоящее исследование, такая точка зрения была распространена в Палестине и Александрии и восходит к сочинениям александрийского богослова Климента Александрийского. В силу того, что тема крещения апостолов выходит за рамки Писания, параллельно существовали и альтернативные точки зрения (Тертуллиан, прп. Ефрем Сирин, патриарх Никифор Константинопольский). В заключении автор настоящей статьи предлагает ответ на вопрос, почему возникли рассуждения на тему крещения апостолов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAGMENT “ON THE BAPTISM OF THE HOLY APOSTLES AND THE MOTHER OF GOD”: COMMENTARY AND TRANSLATION2

The anonymous fragment “On the Baptism of the Apostles” gives evidence of how the apostles were baptized. It is known from the Holy Scriptures of the New Testament that Jesus Christ himself did not baptize anyone. However, the author of the fragment, referring to the writings of St. Sophronius of Jerusalem, is convinced that the Apostle Peter is the first and only disciple who received Baptism at the hands of the Savior. After that, the apostle Peter, being “the foundation of the Church”, baptized the rest of the apostles. As the present study shows, this view was widespread in Palestine and Alexandria and goes back to the writings of the Alexandrian theologian Clement of Alexandria. Due to the fact that the topic of the baptism of the apostles goes beyond the scope of Scripture, alternative points of view also existed in parallel (Tertullian, St. Ephraim the Syrian, Patriarch Nicephorus of Constantinople). In conclusion, the author of this article offers an answer to the question why there were arguments on the topic of the baptism of the apostles.

Текст научной работы на тему «ФРАГМЕНТ «О КРЕЩЕНИИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И БОГОРОДИЦЫ»: КОММЕНТАРИЙ И ПЕРЕВОД»

ТРУДЫ И ПЕРЕВОДЫ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1 (5) 2022

Диакон Никита Евграфов

Фрагмент «О крещении святых апостолов и Богородицы»: комментарий и перевод1

УДК 27-252-273

DOI 10.47132/2587-7607_2022_1_172 EDN RWLAFL

Аннотация: Анонимный фрагмент «О крещении апостолов» передает свидетельство, каким образом апостолы были крещены. Из Священного Писания Нового Завета известно, что Иисус Христос сам никого не крестил. Однако, автор фрагмента, ссылаясь на сочинения святителя Софрония Иерусалимского, убежден, что апостол Петр первый и единственный ученик, принявший Крещение от рук Спасителя. После чего, апостол Петр, будучи «основанием Церкви», крестил остальных апостолов. Как показывает настоящее исследование, такая точка зрения была распространена в Палестине и Александрии и восходит к сочинениям александрийского богослова Климента Александрийского. В силу того, что тема крещения апостолов выходит за рамки Писания, параллельно существовали и альтернативные точки зрения (Тертуллиан, прп. Ефрем Сирин, патриарх Никифор Константинопольский). В заключении автор настоящей статьи предлагает ответ на вопрос, почему возникли рассуждения на тему крещения апостолов.

Ключевые слова: святитель Софроний Иерусалимский, Иоанн Креститель, Крещение, омовение, апостолы, Новый завет, апокриф.

Об авторе: Диакон Никита Сергеевич Евграфов

Выпускник аспирантуры Санкт-Петербургской духовной академии, клирик кафедрального собора Казанской иконы Божьей Матери г. Читы. E-mail: senator94@mail.ru

Для цитирования: Евграфов Н, диак. Фрагмент «О крещении апостолов»: комментарий и перевод // Труды и переводы. 2022. № 1 (5). С. 172-177.

1 Перевод с древнегреческого языка сделан по изданию: Schermann Th. Prophetarum Vitae Fabulosae Indices Apostolorum Discipulorumque Domini, Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto Aliisque Vindicata. Lipsiae, 1907. P. 160-163.

PROCEEDINGS AND TRANSLATIONS

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (5) 2022

Deacon Nikita Evgrafov

Fragment "On the Baptism of the Holy Apostles and the Mother of God": commentary and translation2

UDK 27-252-273

DOI 10.47132/2587-7607_2022_l_172 EDN RWLAFL

Abstract: The anonymous fragment "On the Baptism of the Apostles" gives evidence of how the apostles were baptized. It is known from the Holy Scriptures of the New Testament that Jesus Christ himself did not baptize anyone. However, the author of the fragment, referring to the writings of St. Sophronius of Jerusalem, is convinced that the Apostle Peter is the first and only disciple who received Baptism at the hands of the Savior. After that, the apostle Peter, being "the foundation of the Church", baptized the rest of the apostles. As the present study shows, this view was widespread in Palestine and Alexandria and goes back to the writings of the Alexandrian theologian Clement of Alexandria. Due to the fact that the topic of the baptism of the apostles goes beyond the scope of Scripture, alternative points of view also existed in parallel (Tertullian, St. Ephraim the Syrian, Patriarch Nicephorus of Constantinople). In conclusion, the author of this article offers an answer to the question why there were arguments on the topic of the baptism of the apostles.

Keywords: St. Sophronius of Jerusalem, John the Baptist, Baptism, ablution, apostles, New Testament, apocrypha.

About the author Deacon Nikita Sergeevich Evgrafov

Graduate of the St. Petersburg Theological Academy, Clergyman of the Cathedral of the Kazan Icon of the Mother of God in Chita. E-mail: senator94@mail.ru

Article link: Evgrafov N., deacon. Fragment "On the Baptism of the Apostles": commentary and translation. Proceedings and Translations, 2022, no. 1 (5), pp. 172-177.

2 Translation into Russian was made from: Schermann Th. Prophetarum Vitae Fabulosae Indices Apostolorum Discipulorumque Domini, Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto Aliisque Vindicata. Lipsiae, 1907. P. 160-163.

Святоотеческая письменность хранит церковное предание, которое выходит за рамки Священного Писания. Это предание условно делится на два блока: богословие и нравственно-практические вопросы. Фрагмент «О крещении святых апостолов и Богородицы» (ПЕР1 TOY ВЛШТЕМЛТОЕ TON АГ1Ш АПОЕТОЛШ KAI THE 0EOTOKOY; далее — Фрагмент) относится ко второй группе и в самом начале ставит два вопроса: когда были крещены и рукоположены апостолы и были ли вообще крещены и рукоположены. Для христиан это был не просто диалектический вопрос, но актуальная богословская задача опровергать различных еретиков, отрицавших либо таинство Крещения, либо апостольскую власть. Актуальность этого вопроса косвенно видна из ситуации в коринфской общине, где христиане принимали повторное крещение за людей, умерших без крещения (1 Кор15:29).

Фрагмент сохраняет свою анонимность. Только тот факт, что автор Фрагмента ссылается на свт. Софрония Иерусалимского (+638 г.) и приводит небольшой фрагмент из не дошедшего до наших дней сочинения «Записки» или «Воспоминания» (ияо^уп^а) святителя, позволяет его атрибутировать святителю Софронию, хотя сам автор Фрагмента писал несколько позднее иерусалимского предстоятеля. Наиболее ранняя датировка имеющихся рукописей представляет Х век3.

В соответствии с содержанием Фрамент был назван переписчиками «О крещении апостолов» или «О крещении святых апостолов и Богородицы». Помимо этого вопроса автор вводит другой, не менее важный, — о рукоположении апостолов. По той причине, что данное анонимное сочинение не сохранилось полностью, ничего нельзя сказать по данному вопросу, что думал об этом безымянный богослов или сам святитель Софроний. Сложно понять логику автора фрагмента, потому что автор касается родословной Иоанна Богослова, которая, возможно, должна была решить вопрос о рукоположении апостолов. Не исключено, что автор Фрагмента механически переписал больше текста из Записок святителя Софрония, поэтому родословие Иоанна Богослова не имеет особого значения относительно темы крещения и рукоположения апостолов.

Фрагмент «О крещении апостолов» сохранился во многих рукописях. В издании аббата Жан-Поля Миня приводится одна из рукописей XI-XII вв. В начале ХХв. немецкий богослов и историк Церкви Теодор Шерманн (Theodor Schermann, 1878-1922) собрал все рукописи (12 штук), включая рукопись издания Ж.-П. Миня, и составил критический текст этого Фрагмента. Имел ли этот Фрагмент продолжение, неизвестно, но все рукописи заканчиваются однообразно. Это дает возможность предположить, что Фрагмент является черновиком более серьезного богословского сочинения. В силу содержания внебиблейского (апокрифического) свидетельства Фрагмент сохранялся поколениями переписчиков. Для перевода был выбран именно критический как наиболее грамотный и выверенный текст4.

Оригинал:

ПЕР1 TOY ВАПГЕМАТОЕ TON АГ1Ш АПОЕТОЛШ KAI THE 0EOTOKOY

Änopoüvxwv xivwv каЬйпо xivog apa ol änooroXoi ^anxicBnarav; Kai el цг| EßanxiaBno'av, nwg eßanxi^ov; Kai el цг| пара xivog Kexeipoxov^vxai, nwg ¿xeipoxovouv; napwp^noav oüv xr|v ^exepav xarteivwciv yiXonovwxepov nepi xoüxwv xr|v epeuvav noirioacBai.

Eupo^ev oüv ev xoig ürto^vr^aCTi xoü ayiou Ewypoviou Kai äXXa ^ev nXeioxa ^vrpn? ä|ia, äXXa ^r|v Kai xouxo- oxi ^ovov xov ayiov ffixpov о KÜpiog olKeiaig xepai eßanxiae, ffixpog 8e Ävöpeav, Kai Ävöpeag 'IaKwßov Kai 'Iwavvnv^ oüxog 8e xoüg Xoinoüg ärtooroXoug Kai oxi xr|v Seorcoivav %wv 9eoxÖKov 'Iwavvn^ cüv xöv ffixpw eßanxiaev Kai npo9eig, oxi äve^iog ^v о 9eXoyog xoü Kupiou 'Incoü

3 Schermann Th. Prophetarum Vitae Fabulosae. P. 160.

4 Schermann Th. Prophetarum Vitae Fabulosae Indices Apostolorum Discipulorumque Domini, Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto Aliisque Vindicata. Lipsiae, 1907. P. 160-163.

'О yap о цуг]стта>р x^g nap6evou тестстарад uloug ect^ev Ek x^g PiwxiK^g аитой

yuvaiKog 'IaKw^ov, Xi^wva, 'IouSav Kai 'Iwct^, ка1 xpEig биуатЕрад 'Ест9г|р, ©ацар Kai XaXw^nv o^wvu^ov тд ^^xpi, ^v xiva Е|Е§ото 'Iwof|y np6g ya^ov тф ZE^ESaiw. Me9 r|g etekev o ZE^ESaiog 'IaKw^ov ка1 т6v EuaYYE^lсттr]v 'Iwavv^v, og xpEig ц^тфад Ect^ev Enl тлд Y^g^ x^v XaXw^nv, r|g ка1 YEY^vv^xai cw^axiKwg^ SEuxEpav SE, oxi Ppovx^g ul6g ExpnH«xiCTi vo^xwg пара той кирюи- ка1 xr|v xpix^v xr|v ¿Yiav 9eotokov nvEu^axiKwg ката т6 p^9Ev илб той кирюи Enl той сттаирой 'Кои r| Ц^тПР awral au9ig np6g xr|v 9eotokov- 18ои o ulog стои.

Перевод:

О КРЕЩЕНИИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ И БОГОРОДИЦЫ

Некоторые находятся в затруднительном положении и говорят: «Итак, кем были крещены апостолы? и, если они не были крещены, каким образом крестили?» и сверх того они затрудняются: «Итак, кем они были рукоположены? И, если они не рукоположены, каким образом они возлагали руки?» Так вот, они побудили наше смирение усерднее потрудиться в поиске о таковых.

Так вот, мы нашли в «Воспоминаниях» святого Софрония и другое более достойное воспоминания, но, конечно, и то, что Господь собственными руками крестил только святого Петра, Петр же Андрея, и Андрей Иакова и Иоанна, он же — остальных апостолов, и Иоанн Богослов вместе с Петром крестили Владычицу нашу Богородицу. И он добавляет, что Богослов был двоюродным братом Господу нашему Иисусу Христу по плоти. Ибо Иосиф, обручившийся Деве, имел четырех сыновей от своей почившей жены, Иакова, Симона, Иуду и Иоса, и трех дочерей Есфирь, Фамарь и Саломию, носящая то же имя, что у матери.

Какую бы из них ни отдал замуж Иосиф Зеведею, вместе с ней Зеведей родил Иакова и евангелиста Иоанна, который имел три матери на земле: первая же Соло-мия, из которой он и произошел по плоти; вторая же гром, потому что он назван умопостигательно Господом сыном грома, третья [матерь] духовно [названа] святая Богородица согласно сказанному Господом на кресте: «Вот, Матерь твоя», и потом к Богородице: «Жено, вот сын твой».

Тема крещения апостолов выходит за рамки новозаветного понимания, поэтому все свидетельства по данной теме носят апокрифический характер, то есть христиане и/или еретики стремились восполнить каким-либо образом лакуны, «темные места» в повествовании Нового Завета. Причем среди имеющихся мнений древних богословов нет единого мнения. Тема крещения апостолов не нова для христианской письменности. Святой Иоанн Мосх (+619), духовный наставник святителя Софрония, в своем сборнике «Луг духовный» приводит свидетельство из пятого тома «Ипотипосов» Климента Александрийского (+215г.) и говорит в точности то же самое о крещении апостолов, что и его духовный ученик, иерусалимский патриарх: «Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных»5. Константинопольский патриарх Никифор Каллист Ксанфопул (сер. Х^в.) в своем синаксаре на Вознесение упоминает, что такого же мнения придерживался и свт. Епифаний Кипрский (+403 г.): «Епифаний Кипрский и рассказывал впоследствии, что Иоанн Богослов крестил Богородицу, а Петр и тот же Иоанн — прочих апостолов»6. Таким образом, на Востоке утвердилось в качестве общего предания мнение александрийского богослова. Однако, патриарх Никифор предлагает иной подход ко крещению апостолов: «Наконец, возвестив о Царствии Божием, [Господь] повелел им [ученикам] не отлучаться из Иерусалима, но, пребывая там, ожидать пришествия

5 Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея / Иоанн Мосх. Луг Духовный. М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 414.

6 Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа / Никифор Ксанфопул Собрание синаксарей Постной и Цветной Триоди.

Всесвятого Духа, дабы креститься и от Него, ибо прежде они были крещены одною лишь водой от Иоанна Предтечи»7. Это возможно только с одним уточнением: Иоанн Предтеча омывал только двух апостолов, Иоанна и Андрея, в то время как остальные не были учениками пророка покаяния. Мнение константинопольского патриарха Никифора касается сложной полемики, было ли действенно крещение (омовение) Иоанна Предтечи или нет. Автор книги Деяний однозначно говорит, что оно было не действенно, но при этом действия Святого Духа не ограничивались и распространялись даже на некрещеных людей (ср. Деян 19).

Относительно крещения Богородицы преподобный Ефрем Сирин (+373 г.) в одном из своих литургических гимнов высказал мнение, что Дева Мария была крещена Иисусом Христом: «Как наименовать мне Тебя? ... Назову ли Тебя Женихом или Господом, Родившим Матерь Свою новым Рождением в водах. ...Я — Раба и Дочь, потому что купил Ты Меня и крестил Меня в водах. И как родила Я Его новым Рождением во плоти, так и Он родил Меня вторым Рождением»8. Таким образом преподобный Ефрем дает понять, что и для Богородицы было необходимо таинство Крещения не смотря на Ее непорочность, но кто совершал это Крещение, когда и каким образом, преподобный отец не уточняет. Выражение «Он родил Меня вторым Рождением» можно понимать как в буквальном, так и в переносном смысле.

В латинской патристике встречается еще несколько точек зрений. Тертуллиан (перв. пол. III в.) в трактате «О крещении» (<^е Ьар^то») посвящает отдельную главу крещению апостолов и приводит многообразные анонимные варианты ответов на вопрос «были ли крещены апостолы?». Одни считают, что апостолы были крещены, когда их на Тивериадском озере застигла буря, а лодку заливали волны9; другие, что только апостол Петр был крещен, когда пошел за Христом по воде, но по малодушию начал тонуть, и, погрузившись в воду, был крещен Спасителем10; третьи, что апостолы были крещены омовением частей тела на Тайной вечери11. Сам Тертуллиан считает все эти рассуждения мелочными и легкомысленными. Согласно его мнению, для апостолов было достаточно крещения Иоанна, а заменой Христова крещения «может быть преимущество первого избрания и затем неразлучной близости» со Христом12, то есть апостолам не нужно было креститься или перекрещиваться (для апостолов Иоанна и Андрея), хотя практика перекрещивания была в первохри-стианской общине (ср. Деян 18:1-6). Таким образом, из различных мнений ясно, что древняя Церковь пыталась каким-либо образом решить вопрос о необходимости крещения апостолов, рассуждая уже в четких канонических правилах институциональной Церкви. Опровергнуть или подтвердить истинность предания, высказанного Климентом Александрийским или Тертуллианом, невозможно. Когда Церковь сформировалась как полноценный институт и раскрылась во всех таинствах и символах, тогда появилась необходимость найти полное соответствие Священного Писания церковной практики. Если согласно церковной практике крестить имеет право человек, только будучи сам крещенным и рукоположенным, возникает вопрос, как же тогда крестили и рукополагали апостолы. И на протяжении времени богословы высказывали анонимные (сомнительные) мнения или предлагают свои варианты ответа.

Погружение в воду, омовение или, позднее, крещение в древнем мире считалось обрядом инициации, посвящение в определенную субкультуру. Помимо этого значения были еще и другие. Согласно евангельскому повествованию, сам Иисус Христос никого не крестил (ср. Ин 4:2). Новозаветный текст ничего не говорит о необходимости

7 Там же.

8 Ефрем Сирин, прп. Песнопения на Рождество Христово / Его же. Творения. М.: Издательство «Отчий дом», 1995. Т. 5. С. 149.

9 Тертуллиан О крещении / Его же. Избранные сочинения. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 100.

10 Там же.

11 Там же.

12 Там же. С. 101.

ученикам креститься от Иисуса Христа. Можно предположить, что погружение в воду или крещение апостолами было подобно крещению Иоанна и только после дня Пятидесятницы оно приобретает то значение и смысл, которым будет руководствоваться Церковь в дальнейшем. Таким образом, невозможно говорить о таинствах как таковых, когда ученикам еще не был сообщен Св. Дух и его дары, а значит, не может быть и вопроса о крещении и рукоположении апостолов.

Источники и литература

1. ПЕР1 TOY BÄnTIEMÄTOE TQN ÄriQN АПОЕТОЛОМ КА1 THE 0EOTOKOY / Th. Schermann Prophetarum Vitae Fabulosae Indices Apostolorum Discipulorumque Domini, Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto Aliisque Vindicata. Lipsiae, 1907. P. 160-163.

2. Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: Издательство «Отчий дом», 1995. Т. 5.

3. Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея / Иоанн Мосх. Луг Духовный. М.: Сибирская благозвонница, 2013. С. 411-415.

4. Синаксарь на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа / Никифор Ксанфопул. Собрание синаксарей Постной и Цветной Триоди.

5. Тертуллиан. О крещении // Его же. Избранные сочинения. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 93-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.