Научная статья на тему 'Женщины в неортодоксальных общинах'

Женщины в неортодоксальных общинах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
486
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / ЖЕНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЕРЕСИ / ДИАКОНИС-СЫ / ПРОРОЧИЦЫ / ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА / WOMEN'S MINISTRY / EARLY CHRISTIANITY / HERESY / DEACONESSES / PROPHETESSES / SACRAMENTS OF THE CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Постернак Андрей Владимирович

Статья посвящена женщинам в неортодоксальных общинах раннехристианского времени. Автор отмечает, что недостаток источников (свидетельства церковных историков, апологетов, эпиграфические данные и т. д.) не позволяет раскрыть эту проблему полностью. Цель статьи указать на некоторые особенности неортодоксального женского служения в раннехристианскую эпоху. Автор подчеркивает, что выступления женщин носили эмоциональный характер. Женщины в неортодоксальных общинах могли обладать достаточно высоким социальным статусом, что могло быть связано с их знатным происхождением или богатством. В еретических общинах существовала иерархия женских служений: диакониссы, женщины-священники и пророчицы, которые могли руководить общиной и оказывать существенное влияние на ее жизнь. В неортодоксальных общинах женщины могли проповедовать, совершать Таинства Евхаристии и Крещения, пророчествовать. Аргументы христианских авторов сводились к тому, что женщины материально обогащались за счет этих даров и вели греховный образ жизни, а сами предсказания оказывались лживыми. В радикальных сектах монтанистского толка формировалась новая модель женского поведения, ломавшая позднеантичные, равно как и раннехристианские представления о женщине как о человеке, зависимом от мужчины и подчиненном ему: не только нарушение церковных установлений, но и самостоятельность, независимость женщин, их стремление публично проповедовать как апостолы и совершать Таинства не соответствовали общественным представлениям о женщине того времени. Евангельское утверждение об онтологическом равенстве в Боге мужчины и женщины опережало свою эпоху и полностью не вписывалось в социальную ситуацию поздней античности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women in heterodox communities

The author considers women’s ministry in heterodox communities of early Christian time. The author notes that the insufficient of sources (the testimonies of Church historians, apologists, epigraphic stuff and etc) did not reveal this problem completely. The article aims to point out some features of heterodox women’s ministry of early Christian time. The author notes women’s activity was emotional. Women in heterodox communities could sufficiently high social status, which might be related to their noble birth or wealth. The heretical communities contained hierarchy of women’s ministries: deaconesses, female priests and the prophetesses leaded the Church community or influenced its life. In heterodox communities women could preach, celebrate Liturgy, baptize, prophecy. Arguments of Christian authors claimed that the women are materially adds through these gifts and led a wicked lifestyle, and they predictions proved false. Radical montanist’s movements formed a new model of women’s behavior breaking late antiquity as well as early Christian view of the woman as a person dependent on men and subordinate to him. Not only a violation of Church’s establishments, but also the independence of women, their desire to preach, as the apostles, and fulfilment of Church sacraments did not fit the public opinion about a woman of that time. The gospel preaching about the ontological men’s and women’s equality in God preceded its time and does not fully fitting into the social situation of the late antiquity.

Текст научной работы на тему «Женщины в неортодоксальных общинах»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2014. Вып. 1 (56). С. 9-15

Женщины в неортодоксальных общинах Свящ. А. Постернак

Статья посвящена женщинам в неортодоксальных общинах раннехристианского времени. Автор отмечает, что недостаток источников (свидетельства церковных историков, апологетов, эпиграфические данные и т. д.) не позволяет раскрыть эту проблему полностью. Цель статьи — указать на некоторые особенности неортодоксального женского служения в раннехристианскую эпоху. Автор подчеркивает, что выступления женщин носили эмоциональный характер. Женщины в неортодоксальных общинах могли обладать достаточно высоким социальным статусом, что могло быть связано с их знатным происхождением или богатством. В еретических общинах существовала иерархия женских служений: диакониссы, женщины-священники и пророчицы, которые могли руководить общиной и оказывать существенное влияние на ее жизнь. В неортодоксальных общинах женщины могли проповедовать, совершать Таинства Евхаристии и Крещения, пророчествовать. Аргументы христианских авторов сводились к тому, что женщины материально обогащались за счет этих даров и вели греховный образ жизни, а сами предсказания оказывались лживыми. В радикальных сектах монтанистского толка формировалась новая модель женского поведения, ломавшая позднеантичные, равно как и раннехристианские представления о женщине как о человеке, зависимом от мужчины и подчиненном ему: не только нарушение церковных установлений, но и самостоятельность, независимость женщин, их стремление публично проповедовать как апостолы и совершать Таинства не соответствовали общественным представлениям о женщине того времени. Евангельское утверждение об онтологическом равенстве в Боге мужчины и женщины опережало свою эпоху и полностью не вписывалось в социальную ситуацию поздней античности.

«Если епископ, диакон, вдова, дева, наставник или даже мученик отпадут от веры, неужто надо будет думать, что в ереси есть истина?»

Тертуллиан. О прещении против еретиков. 3.

Сведения о женщинах, принадлежавших к неортодоксальным общинам в раннехристианскую эпоху, к сожалению, достаточно фрагментарны, разбросаны по времени и географически, а кроме того, сохранились в сочинениях авторов, принадлежавших церковной традиции, изначально противоположной еретической1. В связи с вышесказанным крайне трудно даже в общих чертах обрисовать

1 По этой проблеме см.: Burrus V The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius, Epiphanius, and Jerome // Harvard Theological Review. 1991. № 84. P. 229-248; Ide A. Fr. God’s Girls. Ordination ofWomen in Early Christian and Gnostic Churches. Garland, 1986; Jensen A.

статус женщин и формы их деятельности в неортодоксальных общинах, поэтому цель данной статьи — лишь указать на некоторые особенности данного явления в раннехристианскую эпоху.

Можно говорить об исключительной эмоциональности и экстатичности поведения женщин, в конкретных ситуациях связанного с их явной непримиримостью в отношении инакомыслящих. Свт. Амвросий Медиоланский совершил поездку в Сирмий, «нисколько не обеспокоенный тем, что затевала женщина (поддерживавшая противников святителя императрица Юстина, вдова Вален-тиниана I. — А. П.)», и «одна из арианских дев, более бесстыдная, чем другие, забравшись на амвон, схватилась за ризу святителя, желая оттащить его на женскую половину, чтобы там его побили и вытолкали из церкви» (Paulinus. Vita Ambrosii. 11. 1)2. Святой Амвросий обличил деву в непочитании священства, а на следующий день проводил ее, уже умершую, до могилы (Ibid. 11. 1-2). Известен факт, что в период арианских споров после проповеди свт. Григория Богослова в Константинополе в него наряду с монахами и нищими метали камни некие девы (Greg. Naz. Ep. 77)3. Вероятно, монтанистской, или новацианской, является малоазийская эпитафия пророчицы Наны (Фригия, Аколук, IV в.): «Пророчица Нана, дочь Ермогена. Она обращалась к бессмертному и достойному поклонения Царю в молитвах и прошениях, гимнах и славословиях. Она молилась днями и ночами, от начала имела страх Божий, удостоилась посещения [ангельского] и, что главное, [слышания] гласа ангельского...»4. В надписи подчеркивается экстатический и визионерский характер ее духовного опыта, который сложно увязать с институциональным служением, даже если Нана не порывала с Церковью.

Женщины в неортодоксальных общинах могли обладать достаточно высоким социальным статусом, что могло быть обусловлено их знатным происхождением или богатством, о чем свидетельствуют и вышеупомянутый источник, отсылающий к политике императрицы Юстины, способной защищать интересы

Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of «Montanism»? // Studia Patristica. 1993. № 26. P. 147-150; Labriolle P. «Mulier in Ecclesia taceat». Un aspect de la lutte anti-montaniste // Bulletin d’ancienne litterature et d’archeologie chretiennes. P., 1911. T. 1. № 1. P. 1-24; № 2. P. ЮЗ-122; Schierling M. J. Women as Leaders in the Marcan Communities // Listening. 1980. № 2. P. 250256; SchottroffL. Die Frauenwiderstand im frnhen Christentum // Querdenken. Beitrage zur feminis-tisch-befreiungstheologischen Diskussion. Gottingen, 1993. S. 129-159; Torjesen K. Jo. When Women Were Priests: Women’s Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993; Wahl J. The Exclusion of Women from Holy Orders // The CEtholic University of Amer^. Studies in Sacred Theology. Washington, 1959. 2 ser. № 110.

2 Цит. по: Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений: На латинском и русском языках. М., 2012. Т. 1. C. 66-67.

3 Автор благодарит Г. Е. Захарова за указанные ссылки на факты из житий свтт. Амвросия и Григория Богослова. Другой случай хотя и не связан с арианскими спорами, но напоминает вышеописанные события, ср.: в Антиохии Писидийской, в глубине Малой Азии, «иудеи, подстрекая набожных и почетных женщин и первых в городе людей, воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов» (Деян 13. 50).

4 ярофлтю[о]а II Nava? 'Ep^oyevou II еЛхлС xai kTavfric II npoo[x]uvr|T6v avaxxa II ti^vou; xai xoXax^c II t6v aOavaTov ёбиомт II euxo^evn navf^epov II navvixiov 0£oO фбPov II elxev an’ apxt? II avYekx^v emoxon^v II xai фкп^ elxe ^eyiotov II <...> (Eisen U. Amtstragerinnen im frnhen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Gottingen, 1996. S. 65-73). Сама Айзен придерживается мнения, что Нана была пророчицей, но не уклонилась в ересь.

еретиков на высшем уровне, и ряд других. Кроме того, Созомен упоминает о диакониссе, последовательнице македонианской ереси, Евсевии, у которой за Константинополем имелись свой дом и сад. Она была дружна с женой консула, после смерти обеих женщин купившего участок земли с их могилами, чтобы быть погребенным рядом (Sozomenus. Historia ecclesiastica. IX.2). Диаконисса Эла-фия малоазийской общины энкратитов (Фригия, Лаодикея Комбуста, возможно IV в.) вместе с братом от своего лица установила надпись в честь пресвитера Петра, что уже само по себе свидетельствовало о ее самостоятельности, а возможно, обеспеченности: «Я, Элафия, диаконисса общины энкратитов, вместе с братом Полихронием установила [эпитафию] в память о пресвитере Петре»5. Епифаний, выступая против коллиридиан, упоминает женщин, совершавших подобие Евхаристии на колеснице, являвшейся атрибутом жизни людей достаточно высокого социального ранга: «Некоторые женщины, украсивши какую-то колесницу или четырехугольное седалище, разостлав на нем белое полотно в один из праздничных дней года, в течение нескольких дней предлагают хлеб и возносят жертву во имя Марии» (Epiphanius. Panarion haeresum. 79. 1).

Очевидно, в неортодоксальных общинах существовала своя иерархия женских служений. Как и в Кафолической Церкви, в них были диакониссы, и первым дошедшим до нас упоминанием о них следует считать знаменитый 19-й канон Первого Никейского собора 325 г., в котором говорится о необходимости перекрещивания клириков павлианской ереси, а потом их новом рукоположении: «То же постановление надлежит соблюдать и в отношении диаконисс и вообще всех, кто числится в церковном чине. Диакониссы же, о которых мы упомянули, только по внешности [по одеянию] причитаются [к этому званию], так как не имеют на себе никакого руковозложения и могут считаться совершенно в числе мирян». Дискуссионным остается вопрос о точном переводе канона и, соответственно, о том, рукополагались ли еретические диакониссы6, но факт их наличия у павлиан в рамках некоей иерархии очевиден. Кроме того, выше упоминалась диаконисса, принадлежавшая македонианской ереси (Sozom. Hist. eccl. IX.2).

Поскольку христианские авторы свидетельствуют о женщинах, совершавших Евхаристию, можно говорить о наличии в некоторых неортодоксальных общинах женщин-священниц. Св. Ириней, епископ Лионский, писал о еретике Марке, который, «подав женщинам наполненные сосуды, велит им совершать евхаристию в его присутствии. И когда это будет сделано, берет другую чашу, гораздо большую той, над которой совершала евхаристию вовлеченная в обман, и из меньшей чаши, над которой женщина совершила евхаристию, переливает в принесенную им, говоря при этом так: “прежде всего сущая, недомыслимая и неизреченная Благодать да исполнит твоего внутреннего человека и умножит в тебе свое знание, посевая зерно горчичное в добрую землю”. И еще сказав сему

5 ’Е^афСа біахоуіо II оа хлд ’Еухратму II ©рюхСад ауштгі II оа тй ярр. Пєтрм II а^а тй абе^фй

І айтм ПокхроуС I м Х&ріУ. Это надпись на правой стороне камня — на левой диако-

нисса упомянута вместе со своим племянником, конец надписи не сохранился (Бшп U. Ор. ей. 8. 172-174).

6 Об этом более подробно см.: Постернак А., свящ. Служение женщин в Древней Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования. М., 2013. С. 394-395.

подобное и приведя несчастную в неистовство, показывает себя чудотворцем, так как большая чаша наполнилась из малой, так что из нее льется вон» (Ireneus. Contra haeresum. I. 13. 2). Свт. Епифаний в вышеприведенном фрагменте упоминает женщин, расстилающих полотно, на котором «в один из праздничных дней года в течение нескольких дней предлагают хлеб и возносят жертву во имя Марии. Потом все они причащаются от хлеба» (Epiph. Panar. haeres. 79. 1). Собственно, отрицание христианскими авторами женского священнослужения также указывает на его наличие у еретиков. По словам свт. Епифания, «от века никогда не священнодействовала женщина, даже и сама Ева...», и диакониссам Церковь «никогда не повелевала. быть пресвитершами или священницами» (Epiph. Panar. haeres. 79. 2—4). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя Первое послание апостола Павла к Тимофею (1 Тим 2. 12), восклицал: «.закон Божественный удалил женщин от этого [священно]служения, а они стараются вторгнуться в него» (Ioannus Chrysostomus. De sacerdotio. III. 9). Тертуллиан писал, что «ни говорить в церкви, ни учить, ни помазывать, ни делать приношение, ни притязать на какое-либо служение, исполняемое мужчинами, или на священнослужение, женщинам не дозволяется» (Tertullianus. De virginibus velandis. 9. 1). «Постановления апостольские» подтверждают эти слова: «Господь Иисус, послав нас, двенадцать, учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка» (Constitutiones Apostolorum. III. 6)7. Далее в них говорится о том, что ни женщина, ни кто-либо из мужчин-мирян без рукоположения епископа не может совершать Крещение в качестве священнослужителя: «Если в предыдущем не позволили мы женщинам учить, то как позволит им кто, вопреки природе, священнодействовать?» (Const. Ap. III. 9—10). В «Церковных правилах святых апостолов» встречаются слова, приписываемые св. апостолу Иоанну: «... учитель, когда попросил хлеб и чашу и благословил их, говоря: “сие есть Тело Мое и Кровь Моя”, не позволил женам быть вместе с нами», то есть совершать Евхаристию» (Canones apostolorum ecclesiastici, can. 64).

В источниках непосредственных указаний на наличие неортодоксальных женщин-епископов нет, однако есть упоминания о женщинах, имевших определенные харизмы, позволявшие им существенно влиять на общинную жизнь. Таковой харизмой применительно к женщинам, очевидно, являлось пророче-ствование, которое само по себе, безусловно, не увязывалось с отклонением от ортодоксии, поскольку и в православной традиции имеются свидетельства о пророчествующих женщинах, начиная с дочерей Филиппа благовестника (Деян 21. 9). Однако именно данная харизма могла способствовать изменению традиционного для христианского, а также и позднеантичного мира статуса женщины. Первой известной нам еретической пророчицей была упомянутая в Апокалипсисе некая Иезавель (Откр 2. 20—23), кроме того, пророчествовали последовательницы Марка (Iren. Contr. haeres. 1. 13. 3; 14. 3—4) и наиболее известные из еретических сподвижниц Монтана Прискилла и Максимилла. Свт. Епифаний,

7 Очевидно, здесь речь шла о числе избранных апостолов, а не о том, что христианское благовестие в принципе не могло распространяться через женщин, чему примеров в христианской традиции достаточно, начиная со свв. Марии Магдалины (см. также и соответствующий текст гностической традиции — «Евангелие от Марии») и Феклы.

обличая фригийскую ересь, писал: «Но они похваляются, что имеют пророка, какого-то Монтана, и пророчиц Прискиллу и Максимиллу, внимая которым, извратились умом» (Epiph. Panar. haeres. 48. 2). Эти харизмы давали женщинам основание для публичной проповеди, публичного совершения Таинств: не только Евхаристии, но и Крещения8. «Но дерзость женщины, присвоившей себе право учить, во всяком случае не может покуситься на право крестить, если только не явится новый зверь, подобный прежнему, — чтобы как один упразднил крещение, так другой своей властью стал его совершать» (Tertullianus. De baptismo. 17; ср. De praescriptione haereticorum. 40, см. выше: Const. Ap. III. 6). Под «зверем» Тертуллиан, очевидно, имел в виду последовательницу гностической секты каинитов Квинтиллу9. Cвт. Епифаний прямо называет Квинтиллу и Прискиллу начальницей еретиков квинтиллиан, или пепузиан (Epiph. Panar. haeres. 49. 2). Запреты «Дидаскалии» и «Постановлений апостольских» косвенно свидетельствуют о том, что попытки женщин самостоятельно крестить имели место в III—IV вв.: «Мы не допускаем, чтобы женщины крестили или чтобы [кто-то] принимал крещение от женщин, так как это незаконно, и великая опасность [грозит] той, кто совершает крещение, и тому, кто крестится» (Didascalia. III.

9. 1, ср. Const. Ap. III. 9). Женщины при Монтане имели, очевидно, какой-то исключительно пророческий дар, который не проецировался на других представительниц слабого пола: «.кто от Монтана и тех женщин принял этот дар. Они не могут никого указать, хотя от смерти Максимиллы идет уже четырнадцатый год» (Eusebius. Historia ecclesiastica. V. 17. 4, ср.: 16. 9). Более того, по словам свт. Епифания, именно харизмы, исходящие от темной силы, являлись причиной отделения еретиков монтанистов от Церкви: «Об Отце и Сыне и Святом Духе думают одинаково со всей Вселенской Церковью. Отделились же от нее, внимая духам обольстителям и учениям бесовским [1 Тим 4. 1] и говоря: “Должно нам и харизмы принимать”» (Epiph. Panar. haeres. 48. 1). Аргументы христианских авторов сводились к тому, что женщины материально обогащались за счет этих даров и вели распутный образ жизни (Iren. Contr. haeres. I. 12. 5; Euseb. Hist. eccl. V. 18. 3-4, 11), а сами предсказания оказывались лживыми (Epiph. Panar. haeres. 48. 2). Именно пророческие дары — в центре полемики православных с еретиками: в частности, о Прискилле и Максимилле сходным образом писали Ориген (Comm. in 1 Cor. 74), св. Ипполит в «Опровержении всех ересей» (8. 19) и некий аноним в «Споре монтаниста с православным христианином»10.

Очевидно, что если в неортодоксальных течениях IV в. не было принципиальных организационных отличий от Кафолической Церкви, то в радикальных сектах монтанистского толка имела место новая модель поведения, ломавшая позднеантичные, равно как и раннехристианские представления о женщине как о человеке, зависимом от мужчины и подчиненном ему: не только нарушение

8 Очевидно, речь идет о Крещении как о Таинстве, связанном с институциональным священническим служением, а не о его совершении в случае угрозы смерти крещаемому, которое, как известно, при отсутствии священника дозволяется в современной церковной практике и мирянам: как мужчинам, так и женщинам.

9 Об этом см.: Фокин А. Р. Латинская патрология. М., 2005. Т. 1. C. 52.

10 Одним из аргументов еретиков в этой полемике в свою пользу зачастую служил вышеназванный пример дочерей Филиппа-благовестника (Деян 21. 9).

церковных установлений, но и самостоятельность, независимость женщин, их стремление публично проповедовать как апостолы и совершать Таинства не соответствовали общественным представлениям о женщине того времени. Евангельское утверждение об онтологическом равенстве в Боге мужчины и женщины в каком-то смысле опережало свою эпоху и полностью не вписывалось в социальную ситуацию поздней античности. Кроме того, можно осторожно предположить, что деятельность еретических пророчиц радикальной направленности могла ускорить процесс отказа Церкви от неинституализированных женских харизматических служений и способствовала оформлению собственно церковных служений диаконисс, а затем и монахинь, в которых наибольшую важность уже имел особый статус женщин, посвящавших себя Богу, а радикальная неортодоксальная традиция станет своеобразной моделью для оформления женского свя-щеннослужения уже в протестантских деноминациях Новейшего времени.

Ключевые слова: раннее христианство, женское служение, ереси, диаконис-сы, пророчицы, церковные Таинства.

WOMEN IN HETERODOX COMMUNITIES PR. A. Posternak

The author considers women’s ministry in heterodox communities of early Christian time. The author notes that the insufficient of sources (the testimonies of Church historians, apologists, epigraphic stuff and etc) did not reveal this problem completely. The article aims to point out some features of heterodox women’s ministry of early Christian time. The author notes women’s activity was emotional. Women in heterodox communities could sufficiently high social status, which might be related to their noble birth or wealth. The heretical communities contained hierarchy of women’s ministries: deaconesses, female priests and the prophetesses leaded the Church community or influenced its life. In heterodox communities women could preach, celebrate Liturgy, baptize, prophecy. Arguments of Christian authors claimed that the women are materially adds through these gifts and led a wicked lifestyle, and they predictions proved false. Radical montanist’s movements formed a new model of women’s behavior breaking late antiquity as well as early Christian view of the woman as a person dependent on men and subordinate to him. Not only a violation of Church’s establishments, but also the independence of women, their desire to preach, as the apostles, and fulfilment of Church sacraments did not fit the public opinion about a woman of that time. The gospel preaching about the ontological men’s and women’s equality in God preceded its time and does not fully fitting into the social situation of the late antiquity.

Keywords: early Christianity, women’s ministry, heresy, deaconesses, prophetesses, sacraments of the Church.

Список литературы

1. Постернак А. В. Служение женщин в Древней Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования. М., 2013. C. 337-447.

2. Фокин А. Р. Латинская патрология. М., 2005. Т. 1.

3. Burrus V The Heretical Woman as Symbol in [bishop] Alexander, Athanasius, Epiphanius, and Jerome // Harvard Theological Review. 1991. № 84. P. 229-248.

4. Eisen U. Amtstragerinnen im fruhen Christentum: Epigraphische und literarische Studien. Gottingen, 1996.

5. Ide A. Fr. God’s Girls. Ordination of Women in Early Christian and Gnostic Churches. Garland, 1986.

6. Jensen A. Prisca — Maximilla — Montanus: Who Was the Founder of «Montanism»? // Studia Patristica. 1993. № 26. P. 147-150.

7. Labriolle P. «Mulier in Ecclesia taceat». Un aspect de la lutte anti-montaniste // Bulletin d’ancienne litterature et d’archeologie chretiennes. P., 1911. T. 1. № 1. P. 1-24; № 2. P. 103122.

8. Schierling M. J. Women as Leaders in the Marcan Communities // Listening. 1980. № 2. P. 250-256.

9. Schottroff L. Die Frauenwiderstand im fruhen Christentum // Querdenken. Beitrage zur feministisch-befreiungstheologischen Diskussion. Gottingen, 1993. S. 129-159.

10. Torjesen K. Jo. When Women Were Priests: Women’s Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993.

11. Wahl J. The Exclusion of Women from Holy Orders // The Cаtholic University of Amer^. Studies in Sacred Theology. Washington, 1959. 2 ser. № 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.