УДК 902/904
Лопан О.В.
с.н.с. отдела средневековой археологии Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия)
ФРАГМЕНТ БРОНЗОВОГО ЛИТОГО СОСУДА С РАСКОПА СХС1У НА БОЛГАРСКОМ ГОРОДИЩЕ
Аннотация: статья вводит в научный оборот информацию о довольно редкой археологической находке золотоордынского времени. Фрагмент тонкостенного литого бронзового сосуда был украшен гравированным орнаментом с изображением цветов в стиле ислими, характерным для искусства стран мусульманского Востока, но его отличает простота и схематичность узора, а также не связанность между собою отдельных элементов декора.
Ключевые слова: археология, Золотая Орда, Болгарское городище, бронзовая литая
посуда.
В 2013 г. в юго-восточной части Болгарского городища, на раскопе СХС1У были исследованы культурные напластования и остатки строительных объектов, относившиеся к золотоордынскому времени [1]. После 1360-х гг. участок был заброшен (младшая монета, встреченная здесь - пул хана Хызра с надчеканкой), а образовавшийся пустырь стали использовать как кладбище. На раскопе было встречено довольно много обломков металлической посуды, преимущественно чугунных литых котлов и сосудов из листовой меди. Среди этой массы находок выделяется фрагмент бронзовой токостенной (1 мм) литой чаши с гравированным орнаментом на внешней поверхности (рис. 1: 1). Предмет был выявлен на периферии раскопа, на границе пахотного слоя и залегавшего под ним слоя погребенной почвы, вне связи с археологическими конструкциями.
Поверхность изделия довольно гладкая, вероятно, шлифованная, металл хорошей сохранности, с небольшим количеством мелких окислов. Изделие снаружи было украшено довольно небрежно нанесенным гравированным растительным орнаментом. Большая часть гравированных линий - с гладким ложем, оставленным обычным резцом, а сердцевина цветка и кружки имеют ложе с точечной насечкой, обычно предназначенное для инкрустации золотой или серебряной проволокой [2, с. 387, рис. 1]. Однако, никаких следов проволоки из иного металла, позволяющих говорить об инкрустации, на фрагменте не зафиксировано.
На фрагменте сохранилось изображение похожего на тюльпан трехлепесткового цветка. Этот элемент орнамента в стиле «ислими» - цветок (часто напоминающий тюльпан) или же бутон в форме сердечка, расположенный в точке схождения двух изогнутых побегов, где цветок как бы образует своеобразный узел, соединяющий стебли, характерен для декоративно-прикладного искусства мусульманского Востока - Ирана и территорий в зоне его культурно-исторического воздействия. На землях золотоордынского Поволжья этот орнаментальный мотив представлен в архитектурном декоре монументальных сооружений нижневолжских городищ - Селитренного и Царевского [3, 111.:62: 2, 4, рис. 27, 5, табл. III: 3, 4, 6, рис. 1: 4, 7, табл. 7] (рис. 1: 4), известен он по декору глазурованной посуды и строительной керамики, по росписи на импортных стеклянных изделиях [8, табл. 8: 27, 9, рис. 177: 5, 10, с. 238: 11.4.21, 11, рис. 92], по рельефам на бронзовых литых зеркалах и даже на одной каменной литейной форме [12, рис. 73: 1, с. 225, рис. 75: 7, типы B-II-2, В-Шб-5, 13, 2004, с. 121-122, рис. 12: 2-10, тип Ц-1, 14, 2000, с. 59, рис. 11: 1, тип Б-7, 15, 1996, рис. 1, рис. 2: 1, тип 1, варианты 1-4, 3, 1984, Ill. 107: 2]. Дальнейшее развитие этот орнаментальный мотив получает в искусстве Казанского ханства XV - 1-й половины XVI в. [16, рис. 59: 6, 60: 1].
Ближайшим подобием изображению цветка на фрагменте с раскопа CXCIV является орнаментальный пояс на относимой к XIII в.
инкрустированной серебром бронзовой иранской чаше из Хорасана [17, с. 50, № 34] (рис. 1: 2, 3). Некоторое сходство можно проследить также со стилизованными трехлепестковыми цветками краевого орнаментального пояса на бронзовой, инкрустированной золотом и серебром, чаше из Болгара, которую В.П. Даркевич отнес к мосульской школе и по стилистическим особенностям датировал 2-й половиной XIII в. [18, с. 232-235, рис. 1: 1]. Также В.П. Даркевич предполагал наличие местного золотоордынского производства бронзовых литых сосудов, подражающих изделиям мусульманского Востока: «... не позднее XIV в. под воздействием сиро-египетских, иракских и иранских образцов в Волжской Болгарии сложилась местная школа медников», для изделий которой была характерна «.значительная схематизация орнаментальных мотивов» и отсутствие инкрустации серебром и медью по бронзе [18, с. 242].
Своеобразными деталями отличается художественное решение верхнего и нижнего орнаментальных поясов на еще одном украшенном гравировкой бронзовом сосуде (№ 4) золотоордынского времени с раскопа СХП в Болгаре [19, рис. 1, 20, с. 144, 20.1, 21, рис. 2: 5]. В промежутках между пересекающимися побегами арочной формы на этих орнаментальных поясах располагаются каплевидные фигуры с точкой по центру (рис. 1: 5). Сходное решение - гравированные контурные «кружочки» в промежутках между стеблями - наблюдается и на фрагменте чаши с раскопа СХС1У. Согласно мнению В.С. Баранова, рассмотревшего технологию и стилистические особенности декора сосуда № 4 из листовой меди с раскопа СХП, это изделие является произведением местных медников [19, с. 69-74].
Такие признаки как простота и схематичность узора, не связанность между собою отдельных элементов декора, расположенных на пустом фоновом пространстве, должны указывать на местное происхождение чаши, фрагмент которой был найден на раскопе СХС1У, но, принимая во внимание мнение К.А. Руденко, много лет посвятившего изучению металлической посуды Поволжского региона, об отсутствии собственного производства литой
бронзовой посуды в Булгарии [21, с. 295], мы пока воздержимся от заключений о происхождении этого сосуда.
Рис. 1. Фрагмент бронзового сосуда с раскопа CXCIV на Болгарском городище (1) и аналогии его орнаментальным элементам (2-5): 2, 3 - чаша из Хорасана (по: Иванов А.А., 2008, с. 50, № 34), 4 - Селитренное городище, раскоп ХХ (работы и фотография Н.М. Булатова,), 5 - прорисовка фрагмента верхнего орнаментального пояса на сосуде № 4 из клада 1991 г. из Болгар, раскоп СХ11 (по: Баранов В.С., 2001, рис. 3).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волков И.В., Лопан О.В., Ситдиков А.Г. Исследования на раскопе CXCIV в юго-восточной части Болгарского городища // Поволжская археология. 2023. № 2. С. 189-208;
2. Волков И.В. Фрагмент бронзового сосуда с городища Маджары // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. IX: Археология, краеведение. Ставрополь: Наследие, 2009. С.387-388;
3. Fyodorov-Davydov G.A. The culture of the Golden Horde Cities // BAR IS. 198. Oxford, 1984. 278 p., 113 Ill;
4. Федоров-Давыдов Г.А., Булатов Н.М. Керамическая мастерская Селитренного городища // Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья / Отв. ред. к.и.н. К.А. Смирнов. М.: Наука, 1989. С. 133-248;
5. Носкова Л.М. Мозаики и майолики из Средневековых городов Поволжья // Средневековые памятники Поволжья / Отв. ред. А.П. Смирнов, Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Наука, 1976. С.7-37;
6. Носкова Л.М. Поливной архитектурный декор из Сарая-Бату (Селитренное городище) // СА. 1972. №1. С.171-184;
7. Баллод Ф.В. Старый и Новый Сарай, столицы Золотой Орды: Результаты археологических работ летом 1922 года. Казань, 1923. 62 с., 30 л. табл;
8. Лисова Н.Ф. Орнамент глазурованной посуды золотоордынских городов Нижнего Поволжья / Археология евразийских степей. Вып. 15 / Науч. ред. к.и.н. И.Л. Измайлов, к.и.н. В.Ю. Коваль. Казань: Институт истории АН РТ, 2012. 184 с., 24 цв. вкл;
9. Носкова Л.М. Строительная керамика из Болгара // Город Болгар: Монументальное строительство, архитектура, благоустройство / Отв. ред. д.и.н. Г.А. Федоров-Давыдов. М.: Наука, 2001. С. 303-318;
10. Баранов В.С., Бугров Д.Г., Ситдиков А.Г. Музей Болгарской цивилизации: Каталог. Т. 1(1). Древний Болгар: жизнь города / Отв. ред. д.и.н. Валеев Р.М. Казань: Главдизайн, 2016а. 267 с;
11. Полубояринова М.Д. Стеклянные изделия Болгарского городища // Город Болгар: Очерки ремесленной деятельности / Отв. ред. д.и.н. Г.А. Фёдоров-Давыдов. М.: Наука, 1988. С. 149-217;
12. Полякова Г.Ф., 1996. Изделия из цветных и драгоценных металлов // Город Болгар: Ремесло металлургов, кузнецов, литейщиков / Отв. ред. д.и.н.
Г.А. Фёдоров-Давыдов. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН Татарстана, 1996. С. 154-268;
13. Руденко К.А. Металлические зеркала золотоордынского времени из собрания Национального музея Республики Татарстан // Татарская археология. 2004. № 1-2 (12-13). С. 111-156;
14. Недашковский Л.Ф. Золотоордынский город Укек и его округа. М.: Изд-во Восточная литература РАН, 2000. 224 с;
15. Ракушин А.И. К вопросу о золотоордынских зеркалах с растительным орнаментом // Труды Саратовского областного музея краеведения. Вып. 4. Саратов, 1996. С. 149 -159;
16. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Х. Древнее искусство Татарии / Ред. А.В. Гарзавина. Казань: Татарское книжное издательство, 1987. 166 с;
17. Иванов А.А. Иранское искусство до монгольского завоевания // Во дворцах и в шатрах: Исламский мир от Китая до Европы. Каталог выставки. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. С. 35-51;
18. Даркевич В.П. Медные и бронзовые изделия из Волжской Болгарии (XIII -XIV века) // СА. 1975. № 2. С. 232-243;
19. Баранов В.С. Клад медной посуды из Болгар // Татарская археология. 2001. № 1-2 (8-9). с. 64-90;
20. Баранов В.С., Бугров Д.Г., Ситдиков А.Г. Музей Болгарской цивилизации: Каталог. Т. 2(II). История тюрко-болгарской цивилизации / Отв. ред. д.и.н. Валеев Р.М. Казань: Главдизайн, 2016 б. 254 с;
21. Руденко К.А. Медная посуда Волжской Булгарии X-XIV вв.: датировка и использование // Мир Средневековья. Проблемы вещеведения. Материалы научной конференции к 70-летию отдела средневековой археологии / Отв. ред. к.и.н. В.Ю. Коваль. М.: ИА РАН, 2022. С. 284-298.
Lopan O.V.
Senior Researcher of the Department of mediaeval archaeology Institute of Archaeology named after A.Kh. Khalikov
of Academy of Sciences of Republic of Tatarstan (Kazan, Russia)
FRAGMENT OF BRONZE CAST VESSEL FROM CXCIV EXCAVATION SITE AT BULGAR SETTLEMENT
Abstract: article introduces information about a rather rare archaeological find of the Golden Horde period. A fragment of a thin-walled cast bronze vessel was decorated with an engraved ornament depicting flowers in the Islimi style, characteristic to the art of the countries of the Muslim East. But it is distinguished by the simplicity and schematicity of the pattern, as well as the lack of interconnectedness of individual decorative elements.
Keywords: archeology, Golden Horde, Bulgar site, bronze cast ware.