Научная статья на тему 'Фотодинамическая терапия злокачественных новообразований кожи у лиц молодого возраста'

Фотодинамическая терапия злокачественных новообразований кожи у лиц молодого возраста Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ярославцева-Исаева Е.В., Каплан М.А., Капинус В.Н., Спиченкова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фотодинамическая терапия злокачественных новообразований кожи у лиц молодого возраста»

88

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»

факультета Жалал-Абадского государственного университета, Киргизия). Перспективными для экспериментального изучения были квалифицированы соединения, для которых получены значения вероятности активности Pa >0,5. Цитотоксичность изучали в культурах опухолевых клеток с использованием МТТ-теста.

результаты. Для большинства из 57 исследованных виртуальных соединений прогнозируются с высокой вероятностью противоопухолевая (Antineoplastic) активность (Pa до 0,88,) и ан-тиангиогенная (Angiogenesis inhibitor) активность (Pa до 0,79) и с низкой вероятностью цитотоксическая/цитостатическая (Cytostatic/Cytotoxic) активность. Для последующего экспериментального изучения биологической активности синтезированы 6 соединений, для которых получены высокие вероятности проявления противоопухолевой активности: ^[(4-бромфенил) амино]карбонил|-Р^-галактопиранозиламин, ^(2-изо-ни-котиноилгидразино)-карбонил] -P-D-галактопиранозиламин, ^(Р^-галактопиранозилкарбомоил) этиловый эфир бензойной кислоты, N-{[ (3,5-диметил-1Н-пиразол-1-ил)амино] карбонил}-(Р^-галактопиранозил)амин, (P-D-галакто-пира-нозил)-№{[(4-хлорфенил)амино]карбонил| амин, (P-D-глюко-пиранозил)-№{[(4-хлорфенил)амино]-карбонил|амин. Синтез проведен на основе взаимодействия гликозилнитрозоалкил-мочевин с ароматическими и гетероциклическими аминами. В качестве аминов использованы хлор-, бромзамещенные производные анилина, изоникотиноил и бензокаин. Полученные с выходом около 54 % углеводные производные мочевин легко растворимы в воде. Строение полученных продуктов доказано современными физико-химическими методами анализа. При первичной оценке цитотоксичности на клетках 5 злокачественных опухолей человека (аденокарцинома простаты РС-3, карцинома толстой кишки HCT-116, Т-клеточный лимфобластный лейкоз Jurkat, аденокарцинома молочной железы MCF-7, карцинома легкого А549) ни одно из 6 протестированных соединений цитотоксической активности не проявило.

Заключение. Поскольку для большинства исследованных виртуальных соединений получена низкая вероятность проявления цитостатической активности и высокая вероятность проявления противоопухолевой активности, обусловленной, предположительно, антиангиогенными свойствами, целесообразно их исследование на экспериментальных опухолях in vivo даже при отрицательных результатах исследования цитотоксичности в культуре клеток, а также дальнейший поиск потенциальных противоопухолевых соединений из класса гликозидных производных мочевин.

Т.Л. Юркштович, Н.В. Голуб, Н.К. Юркштович, П.М. Бычковский, Р.И. Костерова

пролонгированная форма рекомбинантного альфам интерферона в виде микрочастиц

НИИ ФХП БГУ, Минск, Беларусь

Цель исследования. Получение и изучение свойств новой пролонгированной формы интерферона альфа-2Ь (a-2b) в виде микрочастиц для парентерального применения.

материалы и методы. В качестве полимеров-носителей а-2Ь-интерферона были использованы микрогели на основе смешанных эфиров крахмала — фосфатов крахмала

(ФК) и декстрана (ФД), содержащих фосфорнокислые и карбаматные группы. Количество сорбированного белка определяли методом Бредфорда. Исследование цитостатической активности макромолекулярных соединений интерферона а-2Ь проведено на клеточной линии HeLа при инкубации в течение 72 ч.

результаты. Оптимизированы условия получения микрочастиц ФК и ФД с содержанием фосфатных групп 9,0—10,2 %, обладающих способностью к биодеградации и высокой сорбционной емкостью по отношению к а-2Ь-интерферону. Получение пролонгированной формы интерферона осуществляли путем последовательного выполнения следующих стадий: синтез микрочастиц ФК и ФД путем эте-рификации ортофосфорной кислотой в расплаве мочевины, соединение солевого раствора интерферона а-2Ь (Ю4—^8 МЕ/мл) и 0,1 % суспензии ФК и ФД, лиофильная сушка. Установлено, что включение а-2Ь-интерферона в состав гидрогелей ФК и ФД осуществляется путем многоточечного кооперативного взаимодействия с образованием интерполимерных комплексов. По длительности пролонгированного действия образцы условно разбиты на 2 группы. 1. Суспензия в виде микрочастиц ФК со степенью набухания 2680 % со средними размерами 53,5—57,2 мкм. Эта суспензия является противоопухолевым средством более длительного действия: 50 % интерферона а-2Ь высвобождается из фазы микрогелей ФК в буферный раствор через 6 ч, 80 % — в течение 24 ч. 2. Суспензии в виде микрочастиц со средними размерами 54,3—58,2 мкм на основании ФД и ФК с более низкой степенью набухания (1440 %), а также в виде микрочастиц ФК со средними размерами 20,1 мкм. Препарат более быстрого действия: 60 % протеина высвобождается уже в течение первых 10—30 мин, 100 % протеина выделяется из микрогелей за 24 ч. Установлено, что в отличие от инъекционной формы интерферона а-2Ь, пролонгированная форма рекомбинантного интерферона а-2Ь, включенного в состав микрочастиц ФК, вызывает статистически достоверный цитотоксический эффект. Противоопухолевое средство на основе рекомбинантного интерферона а-2Ь с использованием микрогелей ФД, также как и инъекционная, обладает цитостатическим действием, следовательно, их противоопухолевая активность выражена в гораздо меньшей степени.

Заключение. Новая пролонгированная форма цитоки-на с использованием микрогелей ФК обладает противоопухолевой активностью, превышающей активность инъекционной формы рекомбинантного интерферона а-2Ь.

Е.В. Ярославцева-Исаева, М.А. Каплан, В.Н. Капинус, И.С. Спиченкова

фотодинамическая терапия злокачественных новообразований кожи у лиц молодого возраста

МРНЦим. А.Ф. Цыба — филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, Обнинск, Калужская область, Россия

Цель исследования. Оценить эффективность фотодинамической терапии (ФДТ) злокачественных новообразований кожи с фотосенсибилизатором (ФС) хлоринового ряда у пациентов до 44 лет.

материалы и методы. С 2007 по 2017 г. проведена ФДТ с ФС фотолон 59 пациентам в возрасте с 19 до 44 лет,

МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»

89

средний возраст — 36,5 ± 0,8 года; медиана 37 лет. Мужчин — 25, женщин — 34. Базально-клеточный рак кожи выявлен у 48 (81,3 %) пациентов, плоскоклеточный рак кожи — у 7 (11,8 %), 2 пациента с единичными внутрикож-ными метастазами меланомы, 1 пациент с гигантоклеточ-ной синовиомой правой кисти гТ4^М0, 1 пациент с вы-бухающей дерматофибросаркомой кожи волосистой части головы гТ3^М0. По распространенности процесса: сТШ0М0 - 28 (47,5 %) больных, сТ2ШМ0 - 24 (40,8 %) и сТ3-4ШМ0 - 7 (11,7 %). Пациентам с Т3-4 лечение проводили с паллиативной целью. Очаги локализовались на коже головы и шеи у 40 (67,8 %) пациентов. Множественная форма (более 2 очагов) выявлена у 8 больных. Двадцать (33,9 %) пациентов получали ранее лечение. Использовали ФС фотолон в дозе 0,8-1,3 мг/кг. Пациентам проводили флуоресцентную диагностику с целью индивидуального планирования световой дозы и способа доставки света. Использовали различные методики ФДТ дистанционную, внутритканевую, контактную. Световая доза варьировала от 100-400 Дж/см2 в зависимости от клинической формы опухоли и индекса контрастности ФС в опухолевой и здоровой коже.

результаты. Через 6 мес после 1-3 курсов ФДТ рака кожи Т1-2 получена полная регрессия у 46 (88,5 %), частичная - у 6 (11,5 %) пациентов, отсутствие эффекта не отмечали. У пациентов с частичной регрессией проведены повторные курсы ФДТ, получена полная регрессия у 5, у 1 пациента с рецидивом (после хирургического лечения) плоскоклеточного рака кожи околоушной области более 5 см отмечено прогрессирование, ему проведена лучевая терапия. У пациентов с распространенностью процесса Т3-4 отмечен паллиативный эффект: уменьшение размеров опухоли, гемостаз, санация гнойных очагов. На сроках наблюдения от 6 мес до 10 лет выявлены рецидивы у 4 (8,7 %) больных. У пациентов с единичными вну-трикожными метастазами меланомы получена полная регрессия, рецидивов в зонах ФДТ не выявлено. У 5 пациентов с множественными новообразованиями отмечено появление новых очагов на других участках кожи. У всех пациентов сформировались рубцы округлые или линейные, имеющие меньшие размеры, чем первоначальная опухоль. У пациентов не пострадала функция зрения в случае расположения опухоли в параорбитальной области. В единичных случаях при расположении опухоли на верхнем веке или крыле носа с прорастанием на всю толщину хряща наблюдали деформацию.

Заключение. ФДТ является эффективным, исключающим развитие радиационных осложнений, с низким ри-

ском развития анатомо-функциональных нарушений методом лечения злокачественных новообразований кожи и является методом выбора у лиц молодого возраста.

И.В. Ярцева, Е.В. Игнатьева, З.С. Шпрах, Л.В. Эктова, В.А. Еремина, Н.И. Тихонова

количественное определение инкара в субстанции

ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва, Россия

введение. Инкар — новое перспективное противоопухолевое соединение из класса индолокарбазолов.

Цель исследования. Разработка метода количественного определения инкара в субстанции.

материалы и методы. Образцы инкара, полученные в лаборатории химического синтеза ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России; высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ); определение общего азота по Дюма.

результаты. В настоящее время одним из часто используемых методов в количественном определении лекарственных веществ является ВЭЖХ. Метод позволяет достоверно идентифицировать основное действующее вещество. Анализ нескольких образцов субстанции инкара методом ВЭЖХ показал, что они содержали от 95,4 до 96,4 % основного вещества. Недостатком метода ВЭЖХ является то, что этот метод относительный и требует применения стандартного образца. Для прямого определения инкара в субстанции мы предложили использовать определение общего азота сожжением образца по Дюма. В молекуле инкара содержится 5 атомов азота. Это составляет около 12 % массы молекулы и достаточно, чтобы выбрать метод, основанный на определении содержания азота. Метод Дюма имеет ряд преимуществ: при сожжении достигается полное извлечение азота из образца независимо от матрицы; в анализе не используются агрессивные реагенты, анализ проводится за относительно короткое время, отличается высокой точностью и может быть выполнен на автоматических элементных анализаторах. При анализе с помощью метода Дюма тех же образцов инкара найдено, что содержание основного действующего вещества в них находится в пределах от 94,2 до 95,8 %, что достаточно близко к данным, по-лученнымметодом ВЭЖХ.

Заключение. Проведенные исследования показали, что данные по количественному определению инкара в субстанции, полученные методом ВЭЖХ, близки по значению к данным, полученным прямым методом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.