Научная статья на тему 'ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ'

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ТУРИСТ / НАРУШЕНИЕ ПРАВ ТУРИСТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мишкеев Сергей Алексеевич, Хаваев Церен Баатрович, Чи-Жо-Одо Аюш Сергеевич, Тихомирова Елизавета Андреевна, Даванова Екатерина Сергеевна

В настоящей статье анализируются формы защиты прав потребителей туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мишкеев Сергей Алексеевич, Хаваев Церен Баатрович, Чи-Жо-Одо Аюш Сергеевич, Тихомирова Елизавета Андреевна, Даванова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF CONSUMER PROTECTION OF TOURIST SERVICES

This article analyzes the forms of protection of the rights of consumers of tourism services.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_86 УДК 340

ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТЕРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ FORMS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS OF TOURIST SERVICES

МИШКЕЕВ Сергей Алексеевич,

магистрант, направленность (профиль) «Гражданское право, семейное право, международное частное право» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

ХАВАЕВ Церен Баатрович,

магистрант, направленность (профиль) «Гражданское право, семейное право, международное частное право» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

ЧИ-ЖО-ОДО Аюш Сергеевич,

студентка, направления «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tgp_kalmsu@mail.ru;

ТИХОМИРОВА Елизавета Андреевна,

студентка, направления «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tgp_kalmsu@mail.ru;

ДАВАНОВА Екатерина Сергеевна,

студентка, направления «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tsagankh@mail.ru;

ЧУЖГИНОВА Анастасия Петровна,

студентка, направления «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: tgp_kalmsu@mail.ru;

MISHKEEV Sergey Alekseevich,

Master's student, orientation (profile) "Civil Law, family Law, private International law" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: civil.pravo@mail.ru ;

KHAVAEV Tseren Baatrovich,

Master's student, orientation (profile) "Civil law, family law, private international law" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

CHI-DZO-ODO Ayush Sergeevich,

student, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: tgp_kalmsu@mail.ru ;

TIKHOMIROVA Elizaveta Andreevna,

student, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: tgp_kalmsu@mail.ru ;

DAVANOVA Ekaterina Sergeevna,

student, direction "State and municipal administration" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 358000, Republic of Kalmykia, Elista, Pushkin str., 11. E-mail: tsagankh@mail.ru;

CHUZHGINOVA Anastasia Petrovna,

student, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: tgp_kalmsu@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье анализируются формы защиты прав потребителей туристических услуг. Abstract: This article analyzes the forms of protection of the rights of consumers of tourism services..

Ключевые слова: договор, права потребителя, защита прав потребителей, туристическая компания, турист, нарушение прав

туриста.

Keywords: contract, consumer rights, consumer rights protection, travel company, tourist, violation of tourist rights.

Для цитирования: Мишкеев С.А., Хаваев Ц.Б., Чи-Жо-Одо А.С., Тихомирова Е.А., Даванова Е.С., Чужгинова А.П. Формы защиты прав потребителей туристических услуг // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 86-90. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_86.

For citation: Mishkheev S.A., Khavaev Ts.B., Chi-Zho-Odo A.S., Tikhomirova E.A., Davanova E.S., Chuzhginova A.P. Forms of consumer protection of tourist services // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 86-90. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_86.

Статья поступила в редакцию: 29.07.2022

Уделяя внимание вопросу защиты прав потребителей, в том числе и в вопрос оказания туристических услуг, отметим, что любые формы поддержки и защиты, в большей мере исходят именно со стороны государства. В частности, считаем целесообразным обратить внимание на первую часть 45 статьи основного закона, в которой идет речь о том, что государство гарантирует своим гражданам защиту их прав и законных

интересов, независимо от каких-либо обстоятельств.

Как отмечает в своих научных работах Е.В. Михайлова, относительно изучаемой в научной работе теме, данные процессуальные мероприятия, которые были представлены выше, уполномочены реализовать исключительно профильные государственные органы, которые берут на себя ответственность по урегулированию спорных моментов относительно гражданских прав и свобод. [1]

Если анализировать такие гражданские права с позиции науки, то они понимаются не иначе, как субъективные приоритеты, которыми наделены все граждане России без исключения. Таким образом, государство гарантирует восстановление справедливости, в случае нарушения прав и свобод своих граждан.[2]

По словам экспертов в области защиты прав потребителей Е.П.Губиной и П.Г. Лахно, при реализации мероприятий относительно защиты потребительских прав, государственные органы власти должны брать во внимание не только понесенный туристом материальный ущерб, вследствие недобросовестного оказания услуг, но также учитывать моральную сторону вопроса, а данный аспект также требует возмещения.

Что касается вектором защиты в отстаивании собственных интересов, то потребитель-пострадавшая сторона имеет право самостоятельно или с привлечением уполномоченного специалиста рассчитывать на:

- предоставление защиты в отстаивании его законных интересов;

- возможность использовать законные инструменты, чтобы оперативно предотвратить негативные последствия;

- каждый гражданин страны, при возникновении спорной ситуации, имеет полное право урегулировать такого типа вопросы через уполномоченные правоохранительные органы, а также требовать возмещения ущерба от виновной стороны.

То касается процессуальных аспектов урегулирования споров подобного типа, то все граждане России без исключения обладают:

- правом мирным путем согласовать спорные моменты с исполнителем или реализовать такой механизм с привлечением уполномоченных государственных инстанций;

- воспользоваться помощью судебной системы для возмещения материального и морального ущерба.[3]

Что касается судебной практики рассмотрения дел по защите прав потребителей, в том числе и в вопросе оказания туристических услуг, то этот вектор работы находится в компетенции гражданских судов, а правонарушения регулируются Гражданским процессуальным кодексом. В частности, исследуемой в научной работе теме посвящены статьи 6, 9 закона от туристической деятельности в нашей стране. Закон, который регулирует аспекты защиты прав потребителей рассматривает интересы пострадавшей стороны в статьях 7, 12, а также 16 и 29. Уделяя внимание этой нормативно-правовой базе отметим, что наступление ответственности возможно в том случае, когда исполнитель:

- сознательно пренебрег сроками оказания оплаченных услуг;

- уклонился от выполнения условий договора с покупателем;

- ввел в заблуждение потребителя или сознательно предоставил не верную информацию, которая могла нанести моральный, материальный или физический ущерб потребителю туристических услуг;

- предварительно оплаченные услуги, на практике оказались низкого качества, что прямо противоречит условиям предварительно заключенного соглашения между потребителем и туристической компанией;

- сознательное или неумышленное повреждение багажа или травмы туриста, которые удалось бы предусмотреть, при наличии полноценных условий обслуживания;

- приоритет в составленном между потребителем и туристом договоре отдается положениям данного соглашения, а не конституционным правам гражданина страны.

Возникновение всех выше перечисленных ситуаций, чаще всего обусловлено тем, что исполнитель, оказывая туристические услуги, в первую очередь, стремится получить материальные выгоды от своей профессиональной деятельности. А в случае, недобросовестной работы предпринимателя, в данном случае реально наступление гражданской ответственности, как-то трактует профильная нормативно-правовая база нашей страны. В частности, об этом утверждают профильные эксперты. Например, считаем логичным обратиться к мнению А.Л.Маковского, который предполагает считать исполнителя туристических услуг настоящим профи своего дела. Соответственно, со стороны государства, законодательства, потребителей к нему предъявляются аналогично высокие требования, которые вполне обоснованы. И обоснованы они тем, что туристический оператор, в силу своей профессиональной деятельности лучше знает все нюансы работы, подводные камни, проблемы места отрасли, которые могут прямо или опосредовано навредить его репутации, испортить отдых туристов и стать причиной судебных разбирательств. К слову, такие разбирательства, преимущественно, касаются не добросовестного выполнения предоставляемых услуг.

Похожей правовой позиции в своих высказываниях придерживается еще один правовед А.М.Ширвиндт, который неоднократно акцентировал внимание на том, что реально предоставить защиту потребителям, в том числе и в сфере туризма представляется возможным в российской правовой практике, только с привлечением профильных государственных структур, независимых отраслевых объединений .[4]

По мнению Ю.К. Толстого, необходимо строго придерживаться существующих нормативно-правовых норм, также соблюдать процессуальный порядок подачи искового заявления и другие обязательные и определенные законэ1 процедуры.[5]

Что касается такого понятия, как «защита» интересов потребителя, то здесь подразумевается целый комплекс процессуальных действий, которые дают возможность отстоять интересы граждан России, а саму процедуру уместно классифицировать на мероприятия, которые реализуются в судебном порядке, также урегулируемые мирными способами.[6] Работа правоохранительных структур, которые специализируются на данном вопросе относится к судебной форме защиты интересов потребителей. Специфика таких мероприятия заключается в том, что потребитель, который

на практике столкнулся с неправомерными мероприятиями в отношении него, которые были реализованы стороной, оказывающей услуги. В данном случае, речь идет о сфере туризма, пострадавший может урегулировать возникший спор, используя для этого все доступные, законные инструменты. Это позволит не только адекватно воздействовать на виновника, но и предотвратить возможные случаи повторения подобной ситуации.

Как отмечает в своих трудах А. П.Сергеев, используя определенные законом варианты защиты собственных интересов, потребитель имеет возможность воспользоваться помощью уполномоченных государственных структур, который осуществляют надзор в профильном для себя секторе.[7] Классифицируя уполномоченные государственные структуры, которые специализируются на урегулировании споров, лежащих в плоскости защиты прав потребителей выделяют такие государственные инстанции: государственные органы судебной власти; органы власти, уполномоченные вменять административную ответственность за правонарушение.

Наиболее часто на практике споры подобного типа разрешаются с привлечением судебных органов. Обусловлено это тем, что суды, в равной степени объективно оценивают позицию двух сторон конфликта и выносят решение на основании представленной доказательной базы, а также подтвержденных фактов правонарушений. При таком методе защиты прав потребителей имеются свои особенности, которые перечислены на рис.2:

¥ ¥

'Во-первых, данный вид услуг регулируется не только законодательством о защите права потребителей, но и Законом об основах туристской деятельности в РФ.

•Во-вторых, Законом об основах туристической деятельности определен обязательный^ претензионный (досудебный) порядок разрешения споров между потребителей и исполнителем туристических услуг. Претензия в письменной форме направляется туристом к исполнителю туристических услуг не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора на оказание туристических услуг. Туристическая организация обязуется рассмотреть требование потребителя не позднее десятидневного срока.

■Претензия должна иметь произвольною форм)1, в которой указывается

наименование исполнителя туристических услуг, адрес, местонахождение. Требования потребителя туристических услуг должны быть четко сформулированы. Аргументированы обстоятельства, которые были нарушены туристической организацией и послужившие основанием для обращения. Любое обращение в претензионном порядке к туристической организации должно иметь доказательную базу. >

« «

¥

'В-третып, истец освобождается от обязанности по уплате госпошлины при обращении в суд, а также имеет право выбора подсудности своего заявления на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», т.е. иск в защиту прав туристов может быть предъявлен в суд по месту жительства истца, или помести нахождения ответчика - туристической компании, или по месту заключения договора на оказание туристических услуг.

•В-четвертых, закон предоставляет потребителю право на возмещение убытков, взыскания неустойки и морального вреда при оказании некачественных туристических услуг.

■Административная форма зашиты в отличие от судебной формы осуществляется только в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Применительно к защите прав потребителей туристических услуг, государственный контроль н надзор за соблюдением законодательства по защите прав туристов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей туристических услуг, осуществляются федеральным органом исполнительной власти - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).

Рис. 2 Особенности защиты прав потребителей в вопросе оказания туристических услуг

Судебные органы обладают всеми необходимыми ресурсами для урегулирования споров в вопросе предоставления не качественных услуг, в том числе и туристических. В качестве метода воздействия, в данном случае, уместно говорить о привлечении исполнителя услуг к административной форме ответственности.

Анализируя содержание двадцатой статьи закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» можно понять, что в ней содержится порядок реализации процедуры привлечения к ответственности туристического оператора, если он предоставил потребителю услуги низкого качества по завышенной цене. Отдельно стоит сказать, что такое правонарушение карается административным взысканием, а данное положение никак не перекликается с уголовно-процессуальным кодексом. Соответственно, не может быть классифицировано, как уголовное преступление.

Таким образом, инициативы по внесению изменений в Кодекс административных правонарушений, которые были реализованы в 2012 году, а именно речь идет о внесенных поправках в статью 14.51, можно говорить о том, что в нашей стране законодательство стало лучше работать в вопросе защиты прав потребителей. Можно сделать промежуточный вывод о том, что наступление ответственности, к которой привлекается туристический оператор, регламентируется только административными положениями. В целом же, услуги, предоставляемые в сфере туризма ненадлежащего качества, относятся и рассматриваются исключительно в контексте административных правонарушений. Например, если в регионах местные органы власти предлагают альтернативные механизмы урегулирования споров, то такой порядок следует считать незаконным.

Поскольку, данный вопрос лежит в компетенции центральных органов власти.[8]

Преимущественно, такие споры относятся к тому, что одна из сторон соглашения на оказания услуг, выполняет взятые на себя обязательства не в полном объеме. В частности, наиболее это заметно потому, как происходит рассмотрение подобных дел в судах.

В качестве примера считаем уместным проанализировать случай из судебной практики, который рассматривался Арбитражным судом Белгородской области в октябре 2015 года. Согласно вынесенному постановлению арбитражного суда, по анализируемому административному производству № Ф08-5896-201544 привлечение к административной ответственности юридического лица, которое осуществляло услуги по реализации туристических путевок на территории области. А исполнителя данных услуг, суд обязал выполнить взятые обязательства и компенсировать убытки, понесенные в результате халатного исполнения взятых на себя обязательств. Суд постановил, что при заключении соглашения между туристическим оператором и клиентом, последний не был проинформирован обо всех нюансах услуги. Было выявлены следующие нарушения:

- компания, предоставляющая туристические услуги не проинформировала потребителя обо всех нюансах отдыха. Не была предоставлена информация о формате отдыха, продолжительности, месте пребывания, дополнительных услугах, которые включены в общую стоимость, а также услугах, которые оплачиваются по отдельному тарифу. Не уточнена информация по трансферу, привлечении гида и другие нюансы, которые потребитель вправе знать перед приобретением тура;

- компания, которая предоставляла туристические услуги проигнорировала факт необходимости донесения до потребителя актуальной информации по требованиям для туристов, которые въезжают в страну на отдых, не учла моментов подготовки медицинской страховки, не акцентировала внимание потребителей о сложной эпидемиологической обстановке в регионе, не предупредила своих клиентов о необходимости вакцинации. Поскольку сохранялись риски для жизни и здоровья данных туристов;

- в том числе суд посчитал нарушением тот факт, что исполнитель не предоставил потребителю всю необходимую информацию о способах коммуникации с ним, в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. Так, не были предоставлены контактные телефоны для обратной связи, а также скрыты другие способы взаимодействия потребителя с исполнителем.

Еще один пример из практики, который произошел в 2013 году, свидетельствует от том, что административные правонарушения в данной отрасли не редкость. Так, по решению 9-го арбитражного суда было вынесено постановление[9], которое отклонило претензию общества с ограниченной ответственностью, которое оказывало туристические услуги. В частности, судом было установлено, что в действиях туристического оператора имеется состав правонарушения. В частности, речь идет о положениях договора с клиентом, в котором его конституционные права обесценены, отдельными статьями данного договора. Подобные действия не являются правомерными, учитывая то, что положения Конституции РФ являются приоритетными среди других нормативно-правовых актов, соглашений, договоров для внутреннего использования. Так, суд привлек туристического оператора к ответственности, согласно положений второй части 14.8 КоАП. Обусловлено решение было тем, что в условиях соглашения содержались сведения по штрафным санкциям для потребителя, в случае его отказа от использования данного рода услуги. Сумма штрафных санкций составляла не менее 1650 рублей. При этом, компания не предоставляла никаких отчетных документов, чеков и прочих подтверждений уплаты данной суммы потребителем.

Однако, стоит акцентировать внимание на том, что граждане страны, которые планируют сотрудничество с туристическим оператором, обладают законным правом запрашивать информацию по расходной части соглашения. В том числе, законным правом потребителей является намерение оплачивать только те виды услуг, которые относятся к фактическим по установленному договору. Задачей компаний, которые оказывают туристические услуги является внесение реальных сведений по расходной части, без внесения дополнительных трат и расходов, которые напрямую не относятся к предоставляемой услуге.

Как показывает практика, многочисленные проверки в нашей стране, относительно добросовестного исполнения обязанностей туристическими операторами свидетельствуют о том, что данного типа компании довольно часто вводят в заблуждение потребителей услуг, что является прямым правонарушением.

Возвращаясь вновь к изучению федерального закона «о защите прав потребителей», а именно обратив внимание на первый пункт восьмой статьи отметим, что граждане страны, которые намерены воспользоваться туристическими услугами через компании-посредники имеют полное законное право запрашивать все сведения, которые относятся к предстоящему отдыху. В частности, речь идет о месте расположения отеля, условиях, в которых предстоит отдыхать туристу, графике работы учреждения, какие услуги включены в стоимость путевки, а какие оплачиваются потребителем дополнительно.

Если вникнуть с содержание первого пункта 10 статьи федерального закона «О защите прав потребителей», можно понять, что компания, которая предоставляет туристические услуги гражданам страны должна в обязательном порядке и предварительно раскрыть всю актуальную информацию об условиях предстоящей сделки. Здесь речь обо всех аспектах, которые относятся к делу. Принципиальность данного этапа обусловлена тем, что потребитель еще не заключая договор, может принять решение о целесообразности такого приобретения.

Согласно судебной практике рассмотрения дел, когда исполнитель услуг сознательно скрывает от потребителя важную информацию, органы судебной системы вменяют таких коммерческим структурам административное правонарушение, за сознательное несоблюдение положений Кодекса административных правонарушений страны. В частности, речь идет о первой части 14.5 статьи нормативно-правовой базы, указанной выше.

Учитывая всю представленную выше информацию, в том числе опираясь на практический опыт судов по рассмотрению подобных дел, отметим, что львиная доля административных правонарушений в нашей стране, относительно оказания туристических услуг, тесно связана с сознательным сокрытием от потребителя важной и актуальной информации. В частности, туристические компании не всегда раскрывают оконча-

тельную стоимость путевки, не аргументируют необходимость различных статей расхода, утаивают информацию о трансфере, бытовых условиях, наличии или отсутствии развлекательной инфраструктуры, а также не раскрывают сведения по дополнительным услугам, которые в стоимость путевки не включаются. Отдельно стоит сказать о том, что в нашей стране сохраняется практика ущемления конституционных прав граждан, при составлении подобного рода договоров.

Нормативно-правовая база всесторонне защищает интересы граждан в нашей стране. Однако, решение всегда остается исключительно за потребителем услуг, урегулировать споры с туристическим оператором мирным путем или добиваться правды через судебные органы. Как показывает опыт, наиболее эффективной методикой урегулирования споров между туристическим оператором и туристом является именно выбор комбинированной формы защиты (судебная и административная). Такой подход наиболее результативный и позволяет добиться справедливости для пострадавшей стороны.

Библиогра фия:

1. Михайлова Е.В. Процессуальные формы защиты субъективных гражданских прав, свобод и законных интересов в Российской Федерации (судебные и несудебные): монография. - М.: - Проспект. - 2015. - С. 45.; Отческий И.Е., Володина Д.В. Роль судебной практики в защите нарушенных прав потребителей туристских услуг // Актуальные проблемы российского права. - 2018.- № 3. - С. 128 - 137.

2. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 т. Том I.: Учебник: - М.: Издательство БЕК. - 2003- С.- 409.

3. Губина Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право: Учебник: - М.: Норма; ИНФРА-М .- 2011. - С. 953.; Ткачева Н.Н. Особенности определения лиц, участвующих в деле, при формировании исковых требований по делам о защите прав потребителей в сфере туристских услуг // Туризм: право и экономика. - 2018. - № 2. - С. 14 - 17.

4. Ширвиндт А.М. Ограничение свободы договора в целях защиты прав потребителей в российском и европейском частном праве: Исследовательский центр частного права - М.: - Статут. 2014. Ст.5; Шиловская А.Л., Волкова М.А. Претензионно-исковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг // Современное право. 2017. №2. С.65-69.

5. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник: в 3 т. T. 1. - M.: ТК Велби, Изд-во Проспект. -2008. - С.339.; Григоренко Н.Ю., Финкина А.П. Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет».- 2020. - Т. 4. - № 12-1. - С. 111-116.; Ткачева Н.Н. Особенности судебной защиты прав потребителей в сфере оказания туристских услуг в условиях пандемии // Туризм: право и экономика. - 2021. - № 1. - С. 8-11.

6. Шиткина И.С. Корпоративное право: учебник: - М: КНОРУС.- 2015. - С. 1080.; Варапаева В.В. Контроль качества туристических услуг в туристических агентствах // В книге: Современные проблемы управления в условиях цифровизации. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2020. - С. 20-23.

7. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник: в 3 т. T. 1. M.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2008. С.340.; Зайцев Ю.К., Исмагилова О.Д Россия на международном рынке туристических услуг // Экономическое развитие России. - 2020. - Т. 27. №1. С. 38-46.; Реизов Э.Р. Место и роль России на мировом рынке туристических услуг // Студенческий вестник. 2020. №4-4(102). С. 58-60.; Артамонова Т.С., Шумилова А.А. Управление рисками в сфере туристических услуг // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 9-й Международной научно-практической конференции. - 2020. С. 51-54.; Кузовов Н.С. Юридическая природа и сущность договора об оказании туристических услуг // Студенческий вестник. - 2020. - № 81(106). С. 46-47.

8. Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2012 № 81-АПГ12-1 "О частичной отмене решения Кемеровского областного суда от 24.01.2012 и признании частично противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Кемеровской области от 16.06.2006 №N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» (в ред. Закона Кемеровской области от 03.11.2011 № 119-ОЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=283820.

9. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 № 09АП-3459/2013-АК по делу № А40-113588/12-72-914 // СПС «Консуль-тантПлюс»

References:

1. Mikhailova E.V. Procedural forms of protection of subjective civil rights, freedoms and legitimate interests in the Russian Federation (judicial and non-judicial): monograph. - M.: - Prospect. - 2015. - P. 45.; Otchesky I.E., Volodina D.V. The role of judicial practice in the protection of violated rights of consumers of tourist services // Actual problems of Russian law. - 2018.- No. 3. - pp. 128 - 137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sukhanov E.A. Civil law. In 2 vols . Volume I.: Textbook: - M.: Publishing House BEK. - 2003- P.- 409.

3. Gubina E.P., Lakhno P.G. Business law: Textbook: - M.: Norm; INFRA-M.- 2011. - p. 953.; Tkacheva N.N. Features of determining the persons involved in the case when forming claims in cases of consumer protection in the field of tourist services // Tourism: law and economics. - 2018. - No. 2. - pp. 14-17.

4. Shirvindt A.M. Restriction of freedom of contract in order to protect consumer rights in Russian and European private law: Research Center of Private Law -M.: - Statute. 2014. Article 5; Shilovskaya A.L., Volkova M.A. The claim-claim procedure for protecting the rights of consumers of tourist services // Modern law. 2017. No.2. pp.65-69.

5. Sergeev A.P., Tolstoy Yu.K. Civil law: textbook: in 3 vols. 1. - M.: TK Velbi, Publishing House Prospect. -2008. - P.339.; Grigorenko N.Yu., Finkina A.P. Legal regulation of consumer protection in the field of tourist services // Bulletin of the Student Scientific Society of the Donetsk National University.- 2020. - Vol. 4. - No. 12-1. - pp. 111-116.; Tkacheva N.N. Features of judicial protection of consumer rights in the provision of tourist services in the context of a pandemic // Tourism: law and economics. - 2021. - No. 1. - pp. 8-11.

6. Shitkina I.S. Corporate law: textbook: - M: KNORUS.- 2015. - p. 1080.; Varapaeva V.V. Quality control of tourist services in travel agencies // In the book: Modern management problems in the conditions of digitalization. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference. Saratov Socio-Economic Institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics. - 2020. - pp. 20-23.

7. Sergeev A.P., Tolstoy Yu.K. Civil law: textbook: in 3 T. T. 1. M.: TK Velbi, Publishing House Prospect. 2008. P.340.; Zaitsev Yu.K., Ismagilova O.D. Russia on the international market of tourist services // Economic development of Russia. - 2020. - Vol. 27. No. 1. pp. 38-46.; Reizov E.R. The place and role of Russia in the world market of tourist services // Student Bulletin. 2020. No.4-4(102). pp. 58-60.; Artamonova T.S., Shumilova A.A. Risk management in the field of tourism services // In the collection: Modern approaches to the transformation of concepts of state regulation and management in socio-economic systems. Collection of scientific papers of the 9th International Scientific and Practical Conference. - 2020. pp. 51-54.; Kuzov N.S. The legal nature and essence of the contract for the provision of tourist services // Student Bulletin. - 2020. - № 81 (106). Pp. 46-47.

8. Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated 30.05.2012 No. 81-APG12-1 "On Partial Cancellation of the Decision of the Kemerovo Regional Court dated 24.01.2012 and Recognition of Certain Provisions of the Law of the Kemerovo Region dated 16.06.2006 No. 89-OZ "On Administrative Offenses in the Kemerovo Region" Partially Contradicting Federal Legislation and Invalid (as amended. The Law of the Kemerovo region dated 03.11.2011 No. 119-OZ). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=283820.

9. Resolution of the Ninth Arbitration Court of Appeal dated 07.03.2013 No. 09AP-3459/2013-AK in case No. A40-113588/12-72-914 // SPS "Consul-tantPlus"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.