Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
форма / взаимодействие / институты / гражданское общество / контроль / законодательство / миграция / органы / власть / субъекты / подразделения / form / interaction / institutions / civil society / control / legislation / migration / bodies / authorities / subjects / divisions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

Раскрываются основные формы взаимодействия подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с институтами гражданского общества и иными органами публичной власти по контролю за соблюдением миграционного законодательства, которые служат эффективным механизмов повышения их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA WITH ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CONTROL OVER EXECUTION OF THE IMMIGRATION LAWS

This article describes the main forms of interaction of divisions on migration of territorial bodies of the MIA of Russia with civil society institutions and other public authorities to monitor compliance with immigration laws, which serve as effective mechanisms to improve their work.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-47-50

NIION: 2015-0066-4/21-009 MOSURED: 77/27-011-2021-04-208

© Прудников А.С., 2021

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Анатолий Семенович Прудников,

профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. Раскрываются основные формы взаимодействия подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с институтами гражданского общества и иными органами публичной власти по контролю за соблюдением миграционного законодательства, которые служат эффективным механизмов повышения их работы.

Ключевые слова: форма, взаимодействие, институты, гражданское общество, контроль, законодательство, миграция, органы, власть, субъекты, подразделения

FORMS OF INTERACTION OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MIA OF RUSSIA WITH ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CONTROL OVER EXECUTION OF THE IMMIGRATION LAWS

Anatoliy S. Prudnikov,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article describes the main forms of interaction of divisions on migration of territorial bodies of the MIA of Russia with civil society institutions and other public authorities to monitor compliance with immigration laws, which serve as effective mechanisms to improve their work.

Keywords: form, interaction, institutions, civil society, control, legislation, migration, bodies, authorities, subjects, divisions

Для цитирования: Прудников А.С. Формы взаимодействия территориальных органов МВД России с организациями в сфере контроля за исполнением миграционного законодательства. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):47-50.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О полиции» в ст. 10 одним из принципов деятельности полиции закрепил взаимодействие и сотрудничество. Без эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества и иными органами публичной власти невозможно полное, объективное и всестороннее разрешение поставленных перед полицией задач [1].

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622, определяет совершенствование системы взаимодействия между всеми органами, в том числе и федеральными органами государственной власти, и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

и органами местного самоуправления, и институтами гражданского общества в сфере миграции [3].

Эти и иные нормативные правовые акты являются основой взаимодействия территориальных органов МВД России с институтами гражданского общества и иными органами публичной власти по контролю за соблюдением миграционного законодательства.

Изучение практики деятельности территориальных органов МВД России показало, что в субъектах Российской Федерации разработаны и осуществляются на практике формы взаимодействия с институтами гражданского общества и иными органами публичной власти по контролю за соблюдением миграционного законодательства. Такие формы разрабатываются для повышения эффективности работы.

У каждого субъекта взаимодействия имеется определенный круг задач и функций в рассматриваемой сфере [3].

На основе изучения аналитических материалов ГУВМ МВД России установлено, что сотрудники Главка принимают участие в рабочих встречах, круглых столах и т.п., организованных общественными образовательными и коммерческими учреждениями. Так, например, Управлением внешней трудовой миграции ГУВМ МВД России в 2019-2020 гг. был проведен ряд мероприятий подобного характера, включая встречи на площадках Ассоциации европейского бизнеса, Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Комиссии по миграционным вопросам и социально-культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Особое внимание руководство ГУВМ МВД России уделяет вопросу поступающих обращений от физических и юридических лиц, содержащих сведения о неправомерных действиях должностных лиц подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России. Так, в целях организации «живого диалога» для обсуждения сложных и нестандартных ситуаций, возникающих в практической деятельности МВД России в течении 20192020 гг. проведены совещания в 4 федеральных округах (23 октября 2019 г. - Сибирский, 5 декабря 2019 г. - Дальневосточный, 20 декабря 2019 г. -Уральский, 13 февраля 2020 г. - Центральный) с использованием сервиса видеоконференцсвязи МВД России с руководителями указанных подразделений в федеральных округах и одновременным приемом в территориальных органах МВД России заявителей по вопросам миграции, где принимали участие представители общественных и правозащитных организаций.

Наличие «обратной связи» от институтов гражданского общества в рассматриваемой сфере по вопросам предоставления государственных услуг в сфере миграции позволяет подразделениям по вопросам миграции территориальных органов МВД России разрабатывать предложения и рекомендации с учетом проблем и интересов иностранных граждан [1].

В рамках взаимодействия с организациями профсоюзов при подготовке и дополнительной проработке проектов федеральных законов «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в 20192020 гг. проводились совещания с представителями Федерации независимых профсоюзов России, Федерации профсоюзов работников морского транспорта и Российской палаты судоходства.

Кроме того, работа по взаимодействию с институтами гражданского общества в целях защиты и предотвращения нарушения прав иностранных граждан осуществляется не только в формате круглых столов и дискуссионных площадок, но и проведении встреч и бесед с представителями общественных организаций на постоянной основе [4].

В процессе подобных мероприятий, как показывает изучение практики, сотрудникам подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России предоставляется возможность проинформировать представителей общественности, иных присутствующих заинтересованных лиц об изменении миграционного законодательства Российской Федерации, а также обсудить основные аспекты предупреждения возможных негативных процессов и конфликтов в среде трудовых мигрантов.

Немаловажную роль в рассматриваемом вопросе играет взаимодействие со средствами массовой информации.

Так, в ежемесячно выходящей в эфир программе «Паспортный стол. Спрашивали? Отвечаем!» радиостанции «Милицейская волна» принимают участие и специалисты ГУВМ МВД России, где освещают актуальные вопросы миграционного законодательства, а также дают исчерпывающие ответы на вопросы радиослушателей.

Публикуемые в различных печатных и электронных средствах массовой информации статьи по миграционной тематике, в том числе вопросам трудовой деятельности иностранных граждан, вызывают большой интерес и достаточно часто цитируются.

Так, например, десятки выступлений руководителей подразделений по вопросам миграции терри-

ториальных органов МВД России с представителями общественности о реализации основных направлений государственной миграционной политики, о новеллах в миграционном законодательстве, о предстоящей цифровизации подразделений по вопросам миграции, об изменении на рынке труда всегда вызывали и вызывают широкий отклик общественности. Эти встречи позволяют должностным лицам подразделений по вопросам миграции ответить на актуальные вопросы, услышать мнения, критические замечания о деятельности подразделений по вопросам миграции.

Аналогичный интерес проявляется и к организуемым с участием представителей подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России пресс-конференциям, на которых освещаются актуальные вопросы реализации миграционного законодательства, особенно в сфере внешней трудовой миграции и миграционного учета иностранных граждан.

Таким образом, изучение деятельности институтов гражданского общества по контролю за исполнением миграционного законодательства, а также их взаимодействия с подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России в сфере предоставления государственных услуг, в том числе связанных с осуществлением трудовой деятельности иностранных граждан, выявило следующие основные направления их работы:

- обращение по качеству оказания соответствующих государственных услуг, в том числе жалоб в отношении неправомерных действий сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, реализующих полномочия в рассматриваемой сфере;

- посещение объектов оказания государственных услуг в целях контроля за соблюдением установленных законодательством требований к доступности и комфортности их предоставления;

- организация круглых столов, дискуссионных площадок с приглашением представителей профильных подразделений МВД России;

- проведение подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России встреч и бесед с представителями общественных организаций;

- выступления и публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.

Анализ проделанной работы в данном направлении (подтверждается практикой) свидетельствует об эффективности взаимодействия подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с институтами гражданского общества и иными органами публичной власти, в том числе правозащитными организациями, которое носит продуктивный характер и способствует решению имеющихся проблемных вопросов, формированию атмосферы доверия и открытости в отношениях с институтами гражданского общества, дополнительному правовому информированию, профилактике возможных правонарушений, упрочению деловых контактов, способствующих быстрому и эффективному решению возникающих проблемных вопросов.

Здесь следует отметить, что создание эффективной системы взаимодействия подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с общественностью и различными ее формированиями рассматривается сегодня в качестве важнейшего и необходимого условия успешного противодействия незаконной миграции. Несомненно, укрепление и развитие партнерских отношений подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России и институтов гражданского общества повышает уровень правовой культуры и социальной активности граждан, способствует снижению уровня антиобщественного противоправного поведения, делает информационно открытой правоохранительную систему, повышает уровень доверия к ней, ее авторитет и престиж.

Взаимодействие институтов гражданского общества с подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России необходимо рассматривать в качестве основополагающего вопроса развития современного социального организма. Будучи крайне сложным образованием, претерпевающим постоянные трансформации, общество испытывает необходимость в институтах, регулирующих взаимоотношения индивидов в рамках ежедневного взаимодействия. В развитом демократическом обществе государственные органы лишь устанавливают общие рамки подобных взаимодействий, избегая мелочного регулирования. Последнее от-

дается на откуп институтам гражданского общества - различным союзам и организациям, которые не только справляются с возложенными на них обязанностями, но и способствуют развитию общества. Французский мыслитель Алексис де Токвиль писал: «Нравственность и умственное развитие демократического народа подверглись бы не меньшей опасности, чем его торговля и промышленность, в случае, если бы правительство полностью заместило собой союзы и ассоциации».

Вместе с тем, в демократическом обществе возможности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России в этом направлении крайне ограничены. Возможности же гражданского общества, наоборот, практически безграничны. Обладая правовым статусом, институты гражданского общества могут и должны создавать структуры, параллельные диаспоральным институтам, тем самым предоставляя мигрантам возможность выбора между обращением к диаспоре и консервацией своего статуса мигранта (и вероятным его ухудшением), либо к институтам гражданского общества страны-реципиента с получением всех возможных привилегий, предоставляемых мигрантам страной-реципиентом (урегулированный статус, медицинская помощь, правовая помощь и т.д.). Деятельность подобных институтов гражданского общества также может быть дополнительно поддержана государством путем предоставления грантов, субсидий и т.д. [5].

В заключение следует отметить, что деятельность институтов гражданского общества в данной сфере будет способствовать решению важнейших проблем государственной миграционной политики:

- выведение прибывающих иностранных граждан из «тени», обретение ими урегулированного миграционного статуса;

- снижение государственных расходов, избавление органов государственной власти от не свойственных им функций и, как следствие, повышение эффективности их деятельности;

- улучшение криминогенной ситуации в стране, снижение латентной преступности в среде иностранных граждан;

- развитие гражданского общества в России, вовлечение все большего числа граждан России в управление делами государства, повышение уровня доверия между гражданами России и органами публичной власти;

- снижение уровня ксенофобии, мигрантофо-бии, а также распространенности негативных этнических и миграционных мифов и т.д.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. (ред. от 29.12.2020 г.) № З-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 21 июня 2014 г. № 212-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

3. Совершенствование законодательства в сфере миграции: конституционно-правовой анализ и практика реализации: монография. А.С. Прудников, Т.А. Прудникова, В.Ю. Федорович, Л.Л. Тузов и др. под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 95 с.

4. Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. М., 2014. 371 с

5. Государственно-правовые основы миграции населения в Российской Федерации: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / А.С. Прудников [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

6. Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. Правовые и организационные аспекты: учебное пособие;

A.С. Прудников, Т.А. Прудникова, С.О. Харламов, и др. под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 215 с.

7. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под науч. ред.

B.О. Лучина, Б.С. Эбзеева; под общ. ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020 г. 583 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.