Научная статья на тему 'Деятельность отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции'

Деятельность отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы исполнительной власти / полномочия / компетенция / миграция / Executive authorities / powers / competence / migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т. А. Прудникова, Н. В. Бровко

Представлены основные направления деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, которые являются важнейшей составляющей их правового положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Т. А. Прудникова, Н. В. Бровко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF CERTAIN FEDERAL EXECUTIVE BODIES IN THE FIELD OF MIGRATION

This article is devoted to the main directions of activity of Federal Executive authorities in the field of migration, which are the most important component of their legal status.

Текст научной работы на тему «Деятельность отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции»

УДК 34 ББК 67

© Т. А. Прудникова, Н.В. Бровко, 2018 Научная специальность: 12.00.14 — административное право, административный процесс.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Т. А. Прудникова, доктор юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Н.В. Бровко, кандидат юридических наук, доцент Ростовского юридического института МВД России Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: prudi1@rambler.ru

Аннотация. Представлены основные направления деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, которые являются важнейшей составляющей их правового положения.

Ключевые слова: органы исполнительной власти, полномочия, компетенция, миграция.

ACTIVITIES OF CERTAIN FEDERAL EXECUTIVE BODIES IN THE FIELD OF MIGRATION

T.A. Prudnikova, associate Professor administrative law Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Y. Kikot, d.u.n

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) N.V. Brovko, k.u.n, associate Professor Rostov law Institute of the Russian interior Ministry

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: prudi1@rambler.ru

Annotation. This article is devoted to the main directions of activity of Federal Executive authorities in the field of migration, which are the most important component of their legal status.

Keywords: Executive authorities, powers, competence, migration.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Т.А. Прудникова, Н.В. Бровко. Деятельность отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2018 (4):291-3

Проведенный анализ юридической литературы показывает, что с научных позиций система федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции изучена недостаточно полно. В дискуссионной полемике ученых и правоведов все чаще рассматриваются вопросы об определении сущности миграции и миграционных потоков, а также проблемы выделения миграционного законодательства в отдельную отрасль права. Тогда как, вопросы формирования и структурирования компетентных органов исполнительной власти, соотнесения и разграничения полномочий между субъектами миграционной деятельности до сих пор остается малоизученным1.

Поскольку компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции устанавливается государством путем издания юридических норм, оно предстает перед нами как явление «не толь-

ко государственно-властное», но и юридическое. Орган вправе и обязан выполнять ту деятельность, которая на него возложена государством. Он не должен уклоняться от реализации своей компетенции. Органы и должностные лица несут юридическую ответственность перед государством, а в ряде случаев и перед «управляемыми объектами» за ненадлежащее выполнение компетенции2.

Современные представления о функциях органов исполнительной власти в сфере миграции базируются на следующем. Во-первых, функции, или основные направления деятельности органов исполнительной власти в сфере миграции, являются важнейшей составляющей правового положения, показывая, какими методами реализуются те или иные задачи в области миграции. Каждая задача, как правило, решается путем практической реализации нескольких функций.

Во-вторых, функции данных органов исполнительной власти в силу их важности и значимости подлежат законодательному закреплению и требуют четкого определения в целях совершенствования их правового регулирования.

Полномочиями в сфере миграции наделено значительное количество федеральных органов исполнительной власти.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 6103, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет в пределах реализации им полномочий по выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней трудовой миграции и трудовых отношений с иностранными гражданами.

Кроме этого, следует отметить функцию по принятию следующих нормативных правовых актов:

• порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;

• порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также формы такого заключения;

• акта, устанавливающего случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, а также иностранным гражданином или лицом без гражданства, обучающимися в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства обучаются;

• перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются и др.

Следующим федеральным органом исполнительной власти, обладающим полномочиями в сфере миграции, является Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской

Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 4664, Министерство в части реализует полномочия по определению:

• порядка приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе);

• порядка отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, а также предъявляемые к ним требования;

• порядка и критериев отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и подготовительных факультетах которых имеют право на обучение иностранные граждане, поступающие в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты, по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и перечень указанных образовательных организаций;

• требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке;

• перечня документов, прилагаемых к заявлению о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации, порядок и сроки проведения экспертизы иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также форма свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технические требования к нему и др.

Министерство иностранных дел Российской Федерации также обладает полномочиями в сфере миграции. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 8655, МИД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

В задачи Министерства входят:

• разработка общей стратегии внешней поли-

тики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

• реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации и Концепцией государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденными Президентом Российской Федерации;

• обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

• обеспечение взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в сфере содействия международному развитию;

• обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене и др.

Подводя итог, следует отметить, что, устанавливая компетенцию того или иного федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, государство уполномочивает его на совершение определенных действий, вводя, таким образом, его деятельность в определенные рамки.

Распределение компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции должно осуществляться следующим образом: ведущим федеральным органом исполнительной власти, определяющим государственную миграционную политику в сфере миграции и координирующим деятельность других федеральных органов исполнительной власти по ее реализации должно быть МВД России. Реализацию полномочий по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере миграции предполагается возложить на отраслевые федеральные органы исполнительной власти, имеющие специальную компетенцию в сфере экономики и социально-культурной сфере, а правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) должны быть прерогативой федеральных органов исполнительной власти, реализующих свою компетенцию в административно-политической сфере.

1 См.: Прудников, А. С. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / А. С. Прудников и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 167 с.

2 См.: Административное право: Учебник / Под ред. С.С. Студенкина. М., 1962. - С. 9.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от

19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.06.2012, № 26, ст. 3528.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.06.2013, № 23, ст. 2923.

5 Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004, № 28, ст. 2880.

Литература

1. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»// www.garant.ru

2. Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // www.garant.ru

3. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // www.garant.ru

4. Официальный сайт ГУВМ МВД России// www.mvd.ru

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.06.2012, № 26, ст. 3528.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.06.2013, № 23, ст. 2923.

7. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004, № 28, ст. 2880.

8. Административное право: Учебник / Под ред. С.С. Студенкина. М., 1962. — С. 9.

9. Прудников, А. С. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов / А. С. Прудников и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 615 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.