Научная статья на тему 'ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ'

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарушение слуха / ранний возраст / семья / дошкольное образовательное учреждение. / hearing impaired / early age / family / preschool educational institution.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плеснина Алина Сергеевна

в статье рассматриваются формы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении с семьями воспитанников раннего возраста. Рассмотрены основные формы консультирования родителей в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плеснина Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION WITH THE FAMILIES OF PUPILS WITH HEARING IMPAIRMENT IN THE CONDIRIONS OF VISITING A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

the article discusses the forms of interaction in a preschool educational institution with families of young children. The main forms of counseling for parents in a preschool educational institution for children with hearing impairment have been excluded.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ»

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ

Плеснина А.С.

Плеснина Алина Сергеевна - аспирант, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются формы взаимодействия в дошкольном образовательном учреждении с семьями воспитанников раннего возраста. Рассмотрены основные формы консультирования родителей в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха.

Ключевые слова: нарушение слуха, ранний возраст, семья, дошкольное образовательное учреждение.

FORMS OF INTERACTION WITH THE FAMILIES OF PUPILS WITH HEARING IMPAIRMENT IN THE CONDIRIONS OF VISITING A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION Plesnina A.S.

Plesnina Alina Sergeevna - Graduate student, RUSSIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER A.I. HERZEN,

ST. PETERSBURG

Abstract: the article discusses the forms of interaction in a preschool educational institution with families of young children. The main forms of counseling for parents in a preschool educational institution for children with hearing impairment have been excluded.

Keywords: hearing impaired, early age, family, preschool educational institution.

УДК 376.356

Согласно теоретическим подходам, рассматривающим развитие ребенка в контексте его отношений с близкими, общение с отзывчивым взрослым человеком играет важную роль в эмоциональном и познавательном развитии ребенка [1. C. 58]. В данном исследовании мы рассмотрели коррекционную работу в детских садах для детей с нарушением слуха. Сурдопедагогическая помощь ребенку с нарушением слуха раннего возраста осуществляется в двух формах - прямое вмешательство (работа с ребенком), косвенное вмешательство (работа с семьей) [2. C. 32]. Нами была выбрана категория детей 23 летнего возраста. В дошкольном образовательном учреждении взаимодействие между педагогами образовательной организации и родителями осуществляется путем проведения родительских собраний, консультаций, бесед, проведения открытых занятий, проведение праздников, досугов, мастер-классов совместно с родителями. Опрос педагогов показал, что данных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса и родителей недостаточно. Таким образом нами было предложен новая форма консультирования в рамках группы раннего возраста для детей с нарушением слуха. Цель данного исследование заключалось в повышении качества взаимодействия родителей и ближайшего окружения с родителями. За годы работы для детей с нарушением слуха определились две основные формы консультативной помощи родителям: очная и заочная [3. С. 7]. Для наиболее эффективного взаимодействия нами была предложена очная форма консультирования родителей.

Цель данного консультирования была направлена на улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях. На первой встрече педагогов с родителями была консультация направлена на то, что родителям было объяснено, как будут проводится консультации и то, что они являются активными участниками образовательного процесса. По результатам первичной встречи было выяснено, что только 20% родителей готовы стать активными участниками образовательного процесса, и стать для ребенка партнером для преодоления естественных жизненных ситуациях. На первом консультировании была выяснена потребность в условиях естественных жизненных ситуаций, так как родители сталкиваются с данными трудностями в повседневной жизни каждый день. На следующем консультировании была проведена диагностика детей в присутствии родителей в естественных условиях, а именно специалисты наблюдали за действиями ребенка и просили родителя продемонстрировать, как он взаимодействует с ним в игре, выполняет поручения и т.д. После данного консультирования специалисты дали рекомендации родителям прийти на следующую встречу после углубленной диагностики специалистов в рамках реализации программы для детей дошкольного возраста с

нарушением слуха. После углубленной диагностики специалисты встретились с каждым родителем и поставили определенные задачи для преодоления трудностей в естественных жизненных ситуациях.

По данным первичных встреч с родителями и проведения углубленной диагностики для данных семей подошло пролонгированное консультирование. Данное консультирование длилось десять месяцев. Специалисты консультировали родителей один раз в месяц.

По результатам наших исследований в конце года специалистами были проведены заключительные тестирования детей. По результатам данных исследований было выявлено, что дети значительно улучшили свои показатели по всем образовательным областям в рамках реализации адаптированной образовательной программы для детей с нарушением слуха. Благодаря данным консультациям детьми были преодолены трудности в естественных жизненных ситуациях. Таким образом, можно утверждать, что данный вид консультирования является эффективным не только для развития ребенка с нарушением слуха, но и для законных представителей ребенка.

Список литературы /References

1. Зигле Л.А., Микшина Е.П. Организация и деятельность службы ранней помощи в региональной системе дошкольного образования. Методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования, 2015. 112 с.

2. Королёва И.В. Коррекционная помощь детям раннего возраста с нарушением слуха: Слухопротезирование и развивающие занятия: учебно-методическое пособие/ И.В. Королёва. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: КАРО, 2021. -84 с.: ил. (Специальная педагогика).

3. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. Изд. 4-е. / Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. М.: Теревинф, 2018. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.