4. Сидоров А. И. Физические основы и методы управления излучением в устройствах интегральной оптики: Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007.
REFERENCES
1. Alferov ZH. I. Dvojnye geterostruktury: koncepcija i primenenija v fizike, jelektronike i tehnologii (No-belevskie lekcii po fizike) // Uspehi fizicheskih nauk. 2002. T. 172. № 9. S. 1068-1086
2. Kremer G Kvazijelektricheskoe pole i razryvy zon. Obuchenie jelektronov novym fokusam (Nobelevskie lekcii po fizike) // Uspehi fizicheskih nauk. 2002. T. 172. № 9. S. 1087-1101.
3. Nanotehnologija: fizika, processy, diagnostika, pribory / Pod red. V. V. Luchinina, JuU. M. Tairova. M.: FIZMATLIT, 2006.
4. Sidorov A. I. Fizicheskie osnovy i metody upravlenija izlucheniem v ustrojstvah integral'noj optiki: Ucheb. posobie. SPb: Izd-vo SPbGJETU «LJETI», 2007.
О. О. Пескова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
О ПОТРЕБНОСТЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
В статье исследуются представления родителей об образовательных и воспитательных потребностях их детей с нарушением слуха. Рассматриваются две категорий родителей — родители с нарушениями слуха и без нарушения. Анализируется проблема взаимодействия семей и образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом. Рассматриваются вопросы совместной работы родителей и специалистов.
Ключевые слова: дети, нарушения слухa, слышащие родители, глухие родители, специалисты, семьи, образовательные учреждения, помощь семьям, консультации со специалистами.
O. Peskova
PARENTAL PERCEPTION OF EDUCATIONAL NEEDS OF THEIR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH HEARING DISORDERS
Parent's perception of their children's educational needs are investigated. The article regards two groups of parents — parents with hearing disorders and parents without these disorders. The study describes the issue of the interaction between the parents and educational institutions for children with hearing disorders and how parents and educational institutions work together.
Keywords: children, hearing disorder, deaf parents, professionals, families, educational institutions, family support, consultations with professionals.
Семья является исходной средой, в которой начинает формироваться личность ребенка с нарушенным слухом. Именно в семье ребенок начинает усваивать те или иные нормы и правила поведения, представление о себе и о других, о мире в це-
лом. От характера установления взаимоотношений в семье будет зависеть первичная социализация ребенка. Особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается. Трудности, которые
испытывают родители ребенка с нарушенным слухом, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены этой семьи. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос оказания своевременной помощи родителям. Особенно важно уделять внимание вопросам оптимизации взаимодействия между родителями и специалистами, так как именно такое сотрудничество помогает родителям скорее принять диагноз и адаптироваться к сложившейся ситуации, что, в свою очередь, позволяет максимально успешно обучать и воспитывать ребенка с нарушенным слухом.
В разных областях специальной педагогики и психологии сушествуют исследования, посвященные проблемам семей, воспитывающих ребенка с нарушенным слухом (Т. Г. Богданова, Р. М. Боскис, Л. А. Го-ловчиц, Е. И. Исенина, Б. Д. Корсунская, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, Т. В. Пелымская, Н. А. Рау, Е. Ф. Рау, Е. Г. Самсонова, Н. Д. Шматко и др.)
В специальной педагогике имеется значительное количество рекомендаций по организации воспитания детей с нарушенным слухом в семье, а также исследуются проблемы, с которыми сталкиваются родители и специалисты при работе с детьми с нарушенным слухом. Наиболее актуальными из рассматриваемых проблем являются вопросы влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с нарушенным слухом и особенности взаимодействия между семьей, имеющей ребенка с нарушенным слухом и учреждениями, в которых этот ребенок обучается. Последний вопрос является малоизученным.
Зарубежные исследователи отмечают тот факт, что первой реакцией на появление ребенка с нарушенным слухом у слышащих родителей является шок, и эта ситуация со-
провождается у них высоким уровнем стресса и, соответственно, им требуется больше времени на осознание диагноза и принятия такого ребенка. Глухим родителям нужно меньше приспосабливаться — они понимают возможность появления в их семье ребенка с нарушенным слухом и готовы к этому. Но, как отмечают авторы, в некоторых обстоятельствах глухие родители могут быть шокированы при появлении глухого ребенка, особенно, если они верят, что их собственная глухота не была наследственной, и поэтому они ожидали появления слышащего младенца. Глухие родители могут быть удивлены и разочарованы, если они ждали появления глухого ребенка, а ребенок слышит. Эти переживания могут значительно влиять на взаимоотношения между родителями и ребенком в будущем [5].
Другие исследователи отмечают, что глухие дети глухих родителей имеют более высокий уровень социальной зрелости и независимости, чем глухие дети слышащих родителей. Это отставание связано с гиперопекой, которая характерна для слышащих родителей по отношению к своим детям с нарушенным слухом [2, с. 133].
Приведенные данные показывают, что семьи глухих и слышащих родителей отличаются по многим параметрам. В процессе воспитания ребенка с нарушенным слухом они сталкиваются с разными проблемами, и, соответственно, коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей.
В отечественной специальной педагогике и психологии еще не существует системного подхода к решению вопроса о взаимодействии семей и образовательных учреждений и не разработаны направления педагогической коррекционной помощи семье, в которой воспитывается ребенок с нарушенным слухом. Эти данные говорят о том, что проблема взаимодействия между семьями, имеющими детей с нарушенным слухом и дошкольными образовательными учреждениями является недостаточно разработанной и поэтому чрезвычайно актуальной.
Целью нашего исследования является изучение особенностей оказания педагогической помощи родителям с сохранным и нарушенным слухом в дошкольных образовательных учреждениях.
Нами была разработана анкета, направленная на выявление особенностей взаимодействия родителей, имеющих детей с нарушенным слухом, с дошкольными образовательными учреждениями. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом города Москвы.
В исследовании принимали участие 90 семей, имеющих детей с нарушенным слухом. В 39 семьях (43%) отмечались нарушения слуха у родителей, в 51 семье (57%) нарушений слуха у родителей и ближайших родственников не имелось.
В семьях глухих и слышащих родителей отмечаются различия в социально-демографической ситуации. В семьях слышащих родителей выявлены следующие особенности: 86% семей являются полными, 24% — неполными. 45% родителей имеют высшее образование и 65% родителей — среднее образование. В 30% семей у детей есть братья или сестры. Наличие братьев и сестер в семье является для обоих категорий практически одинаковым.
Результаты анкетирования позволили нам определить трудности, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей с нарушенным слухом. Поведенческие проблемы детей практически одинаково волнуют как слышащих, так и глухих родителей. Проблема непослушания ребенка беспокоит 20% слышащих родителей и 16% родителей с нарушенным слухом. Трудно -сти в характере ребенка и его отношении к занятиям (не хочет заниматься) волнуют 18% слышащих и 21% родителей с нарушенным слухом. 10% слышащих и 13% глухих родителей отметили, что не имеют проблем при взаимодействии с ребенком. 6% слышащих и 2% глухих родителей отмечают, что сталкиваются со всеми выше-
перечисленными трудностями. Вопросы дальнейшего образования детей волнуют 62% родителей (41% слышащих и 21% неслыша-щих). Слышащие родители отмечают трудности в коммуникации с ребенком в четыре раза чаще (19%), чем родители с нарушенным слухом (5%). Родители отметили тот факт, что ребенок плохо понимает обращенную речь и им сложно понимать речь ребенка. Вопросы общения с ребенком волнуют 32% родителей без нарушения слуха и 18% с нарушением. Для слышащих родителей вопросы коммуникации являются наиболее актуальными.
Результаты анкетирования относительно потребностей в дополнительных консультациях специалистов показали, что родители нуждаются в получении информации не только от специалистов учреждения, но и от узкопрофильных специалистов.
Заинтересованность в рекомендациях сурдопедагога (логопеда) проявили 45% родителей. 23% слышащих и 22% неслыша-щих родителей отмечают необходимость консультаций данных специалистов. Родителей волнуют данные о состоянии речи ребенка в целом и произносительной стороны в частности. Этот вопрос является одинаково актуальным как для родителей с сохранным, так и с нарушенным слухом. Заинтересованность в дополнительных консультациях воспитателей проявили 24% родителей без нарушения и 6% с нарушением слуха.
Анализ ответов, призванных отражать удовлетворенность родителей оказываемой педагогической помощью, показал, что не все родители довольны получаемой информацией. 47% родителей говорят о том, что им достаточно предоставляемой информации. 32% родителей отмечают, что не всегда довольны полученными ответами на свои вопросы. 21% родителей не ответили на этот вопрос. На вопрос о посещении встреч 66% родителей ответили утвердительно — это говорит о том, что, возможно, именно для них актуальны обсуждаемые
темы. 20% отметили, что занятия проходят в неудобное для них время, и это является препятствием для посещения занятий. Недостаточная удовлетворенность родителей оказываемой помощью может быть обусловлена рядом причин: во-первых, низкой заинтересованностью родителей, во-вторых, тем, что родители, не видят в привычных для них формах взаимодействия с учреждениями, таких как родительские собрания или ежедневные консультации, источника помощи и поддержки, в-третьих, причиной может являться недостаточное информирование родителей о мероприятиях или их проведение в неудобное для родителей время. Возможно, на консультациях уделяется внимание не всем вопросам, интересующим родителей. Есть вероятность того, что родители не заинтересованы во встречах, а только декларируют заинтересованность.
Результаты проведенного исследования показали, что проблемы родителей очень разнообразны и потребность в консультациях специалистов различного профиля достаточно велика. При организации работы с родителями без нарушения и с нарушением слуха необходимо учитывать разницу в их запросах. Дифференцированный подход в работе с родителями позволит более эффективно взаимодействовать с различными категориями родителей. При работе с родителями с сохранным слухом необходимо как можно раньше проводить работу по повышению их коммуникативной компетентности, обучать родителей эффективным средствам общения со своими детьми. Нам кажется целесообразным вре-
мя от времени разделять родителей на группы по наличию/отсутствию нарушения слуха, чтобы иметь возможность обсуждать вопросы, актуальные для каждой категории родителей. В учреждении необходимо осуществлять комплексную помощь родителям, проводить занятия в удобное для родителей время. Родителям необходимо предоставлять справочную информацию и заблаговременно информировать их о проведении того или иного мероприятия со специалистами. В то же время важно включать родителей в коррекционную работу, давать им возможность делиться своим опытом, поскольку это может быть чрезвычайно полезно для других родителей.
При организации взаимодействия между родителями и образовательными учреждениями необходимо учитывать запросы родителей, а также различия в проблемах, с которыми сталкиваются слышащие и не-слышащие родители. Это будет способствовать не только более успешной и результативной работе с родителями в учреждении, но и позволит семьям использовать полученные практические знания для налаживания более эффективного взаимодействия с детьми.
На основании выявленных в ходе проведенного эксперимента проблем взаимодействия родителей со специалистами нами будет разработана система педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию сотрудничества семей с группой специалистов на базе различных дошкольных образовательных учреждений, что будет способствовать повышению родительской компетенции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова Т. Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. № 5.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002.
3. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.
4. Ткачева В. В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом // Специальная психология. 2009. № 1.
5. Daria J. Medwid, Denise Chapman Weston Kid — Friendly Parenting with Deaf and Hard of Hearing Children. Gallaudet University Press, Washington DC, 1995.
REFERENCES
1. Bogdanova T. G., Mazurova N. V. Vlijanie vnutrisemejnyh otnoshenij na razvitie lichnosti gluhih mlad-shih shkol'nikov // Defektologija. 1998. № 5.
2. Bogdanova T. G. Surdopsihologija. M.: Akademija, 2002.
3. Leongard JE. I., SamsonovaE. G. Razvitie detej s narushennym sluhom v sem'e. M.: Prosvewenie, 1991.
4. Tkacheva V V Psihologicheskie osobennosti roditelej, imejuwih detej s detskim cerebral'nym paralichom. //Special'naja psihologija. 2009. № 1.
5. Daria J. Medwid, Denise Chapman Weston Kid — Friendly Parenting with Deaf and Hard of Hearing Children. Gallaudet University Press, Washington DC, 1995.
Н. Д. Монова
О ПРИОРИТЕТАХ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящей статье на основании анализа результатов опытно-экспериментальной работы и педагогической деятельности авторов определен ряд тенденций и приоритетных направлений развития физического образования, а также рассмотрены концептуально-методические аспекты современных образовательных технологий обучения физике.
Ключевые слова: физическое образование, современные технологии,
компьютерное моделирование, компьютерный эксперимент.
N. Monova
ON THE PRIORITIES IN DEVELOPING PHYSICS EDUCATION
Based on the analysis of the experimental findings a number of trends and priorities in the development of physics education are identified, and conceptual and methodological aspects of modern educational technologies of teaching physics are discussed.
Keywords: physics education, modern technologies, computer modeling, computing experiment.
Как известно, одной из важнейших целей физического образования является формирование физического понимания и той специфической формы, которую принято называть физическим мышлением. И центральное место здесь занимает умение распознать причины (механизм) явления, определяющего его процессы, в терминах моделирования — построение физической модели явления.
В учебных курсах физическое моделирование представлено достаточно широко. Редкая лекция или практическое занятие обходятся без рассмотрения и использования той или иной физической модели. В этой связи не приходится сомневаться, что физическое образование дает добросовестному студенту устойчивую способность адекватного восприятия информации.