Научная статья на тему 'ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ПРАВУ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ПРАВУ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ДОГОВОР О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ / ПАТРОНАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Георгиевна

В статье рассматривается развитие законодательства о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Анализируются нормативные правовые акты, включающие институты опеки, попечительства, усыновления, приемной семьи от первых актов советской власти до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of placement of children under Russian law: historical and legal aspects

The article deals with the development of legislation on the forms of placement of children left without parental care. The normative legal acts including institutions of guardianship, adoption and a foster family from the first acts of the Soviet power up to the present time are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ПРАВУ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

3.3. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ ПО РОССИЙСКОМУ ПРАВУ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Иванова Светлана Георгиевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Московский Городской Университет Управления Правительства Москвы. E-mail: ggivanov@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматривается развитие законодательства о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Анализируются нормативные правовые акты, включающие институты опеки, попечительства, усыновления, приемной семьи от первых актов советской власти до настоящего времени.

Ключевые слова: опека, попечительство, усыновление (удочерение), приемная семья, договор о приемной семье, патронат.

FORMS OF PLACEMENT OF CHILDREN UNDER RUSSIAN LAW: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

Ivanova Svetlana Georgievna, PhD at Law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Moscow City Government University of Management.. Email: ggivanov@inbox.ru

Annotation: The article deals with the development of legislation on the forms of placement of children left without parental care. The normative legal acts including institutions of guardianship, adoption and a foster family from the first acts of the Soviet power up to the present time are analyzed.

Keywords: guardianship, trusteeship, adoption, foster family, the Treaty on the foster family, patronage.

Различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, всегда существовали в российском праве, и в их историческом и соответственно правовом развитии являлись отражением определенного этапа развития страны. Такие институты, как усыновление (удочерение), опека, попечительство неотделимы от исторического и экономического контекста, а также задач, стоящих перед страной в конкретном периоде.

Среди первых актов, принятых советским государством был Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16.09.1918г. (далее - Кодекс 1918г.). Необходимо отметить, что после революции 1917г. во всех сферах деятельности перед новым советским государством стояли огромные задачи. Страна столкнулась с массой проблем в области экономики, права, социального развития. Шла гражданская война, обострялась обстановка в городах, росла инфляция, предприятия прекращали работу, увеличивалось число безработных и, как следствие этих обстоятельств, численность беспризорных детей. Необходимо было принимать не только новые экономические меры, направленные на уничтожение частной собственности, но и создавать иное законодательство, направленное на защиту граждан от эксплуатации и в первую очередь детей. Кодекс 1918г. был призван решить ряд проблем, возникших в предреволюционный и революционный период. В данном акте отмечалось, что родители являются представителями детей на суде и вне суда, без их назначения опекунами или попечителями. Также вводилась норма о том, что родители обязаны держать де-

тей при себе и вправе требовать их возврата от любого лица, которое их удерживает, кроме того родителям запрещалось заключать договоры о найме детей от 16 до 18 лет без согласия детей. Представляется, что данные положения были призваны исключить привлечение детей на различные виды работ, как это было в царской России. Глава V Кодекса 1918г. называлась «Об усыновленных», она включала принципиально новое положение о том, что с момента вступления в силу Кодекса вообще не допускается усыновление. Данная норма, как и большинство иных в Кодексе 1918г. была сформулирована в противовес ранее разработанному законодательству. Так, в проекте Гражданского уложения вторая книга была посвящена семейному праву, а Глава IV проекта достаточно подробно регламентировала процесс и условия усыновления. Кодекс 1918г. содержал раздел IV «Опекунское право», в котором определялись опекунские учреждения на территории Российской Республики. Опекунам вменялась охрана личных имущественных интересов, а попечители совершали отдельные сделки или им предоставлялось право на управление имуществом в целом. Опека устанавливалась над несовершеннолетними - это были лица мужского пола, не достигшие 18 лет, а также лица женского пола до 16 лет. Процедурам назначения и увольнения опекуна придавалось большое значение. В Кодекс были включены нормы, ограничивающие возможность быть опекуном. Интерес представляет ст.213 Кодекса 1918г., в которой было указано, что каждый гражданин Российской Республики, назначенный Отделом Социального Обеспечения обязан принять опеку, кроме некоторых случаев, которые указывались в Кодексе. Достаточно жестко был установлен контроль над деятельностью опекуна, так, например, он мог быть уволен, если окажется виновным в нерадении или злоупотреблении полномочиями, а также при неудовлетворительном исполнении обязанностей. Была установлена безвозмездная опека, но опекунам возмещались определенные суммы, в которые входили затраты на воспитание и образование, но в рамках доходов подопечного. В первых Декретах советской власти регулировались отдельные вопросы, связанные с браком, наследованием, а также с содержанием нуждающихся лиц. С течением времени, возникает необходимость принятия общего нормативного акта, подводящего определенный итог в развитии, в частности, имущественных отношений в России. Таким законом стал Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922г. (далее - ГК 1922г.), введенный в действие с 1 января 1923г. Кодекс содержал раздел «Субъекты прав (лица)», но данный нормативный акт включал в себя лишь несколько норм относительно несовершеннолетних. Так, устанавливалось, что совершеннолетие наступает по достижении 18-летнего возраста. У лиц, достигших 14 лет, могут быть законные представители (кроме родителей) - это усыновители, опекуны или попечители, также закон определял, что местожительством лиц, находящихся под опекой является местожительство их законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов или попечителей). В ГК 1922г. не было никаких разделов, посвященных институтам опеки и попечительства, хотя данный исторический этап был также связан с тяжелым как экономическим, так и социальным положением в стране: продолжалась гражданская война и в стране было большое число детей, оставшихся без попечения родителей. В 1917г. их насчитывалось около 30 тысяч, а к 1922г. по данным различных

источников их число могло увеличиться от 4 до 7 млн. человек. В данном Кодексе определялся возраст наступления совершеннолетия - 18 лет, также упоминалось о том, что несовершеннолетние до 14 лет могут совершать сделки с согласия законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, а также то обстоятельство, что местожительством несовершеннолетних и лиц, находящихся под опекой является местожительство их законных представителей.

Следующим нормативным актом явился Кодекс законов о браке, семье и опеке, принятый Постановлением ВЦИК от 19.11.1926, введенный в действие с 1 января 1927г. Интерес представляет то, что в преамбуле к Кодексу указывается на необходимость урегулирования правовых отношений на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей. Данный Кодекс содержал важный Раздел III «Об опеке и попечительстве». Опека, в частности, устанавливалась над несовершеннолетними до 15 лет (далее этот возраст в законодательстве снизится до 14 лет), а попечительство над детьми от 15 до 18 лет. Важно, что родители и усыновители признавались также опекунами или попечителями без специального назначения. При назначении таких лиц приоритет отдавался близким родственникам, но также, пожалуй, впервые, и лицам, выделенным для этого общественной организацией, в данном случае эта организация обязана была контролировать деятельность опекунов и попечителей с целью оказания им содействия. Кодекс подробно регламентировал права и обязанности опекунов и попечителей в сфере совершения различных сделок, а также содержал нормы, препятствующие назначению лиц в качестве опекунов и попечителей.

На принятие следующих нормативных актов большое влияние оказала изменившаяся ситуация в стране: было заявлено о построении развитого социалистического общества, основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной. Личная собственность являлась производной от социалистической. Государство осуществляло руководство экономикой на основе государственных планов экономического и социального развития. Гражданское законодательство в этот период регулирует имущественные отношения, связанные с использованием товарно-денежной формы и связанные с ними личные неимущественные отношения. На основе этих принципов были приняты Гражданский кодекс РСФСР 1964г. и Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г. В ГК РСФСР 1964г. институты опеки и попечительства упоминались несколько раз, в частности, в контексте контроля и ограничения несовершеннолетних лиц в случаях их самостоятельного распоряжения своим заработком или стипендией. В Кодексе о браке и семье РСФСР 1969г. институты усыновления, опеки и попечительства были представлены достаточно подробно. Глава 12 Кодекса, посвященная усыновлению (удочерению) определяла условия, необходимые для усыновления, в том числе и в случаях усыновления иностранными гражданами, была запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей, рассматривались случаи усыновления, как с согласия родителей, так и без такового. Детально регламентировалась тайна усыновления и мероприятия с этим связанные. Положения об опеке и попечительстве также были детально урегулированы: устанавливались задачи и функции органов опеки и попечительст-

ва, их деятельность по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также данный нормативный акт описывал процедуру, связанную с назначением опекунов и попечителей.

После распада Советского Союза в 1991 году, страна вступила на новый этап становления, что потребовало пересмотра законодательства во всех сферах. Согласно Конституции Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Российская Федерация является социальным государством. Это принципиальное положение привело как к изменению существующих нормативных правовых актов, в частности, в области опеки и попечительства, так и к разработке новых, способных отразить и обобщить развитие всех сфер общественной жизни.

В развитии положений Конституции РФ, был принят ряд нормативных правовых актов. Важнейшими для темы нашего исследования являются Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996г. и Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г., так как институты, связанные с различными формами устройства детей приобретают комплексный характер: с одной стороны, регулирование опеки и попечительства в СК РФ основано на принципах проявления заботы о ребенке, приоритетного устройства его в семью, а с другой - данные отношения урегулированы ГК РФ, поскольку непосредственно связаны с имущественными отношениями.

Проблемы, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают оставаться достаточно важными, несмотря на огромную работу различных государственных органов, общественных организаций и граждан. Хотя число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планомерно сокращается, например за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек, а в 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%. Следует также отметить, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей. Кроме того, число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза не только за счет усыновления, но и применения иных форм семейного устройства детей.

В России также продолжаются дискуссии об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей иностранными гражданами, эти проблемы особенно остро воспринимались обществом в 90-е годы в связи с распадом СССР и большими злоупотреблениями в сфере усыновления (удочерения) детей, в том числе детей-инвалидов. В последующие годы пробелы в законодательстве в этой сфере были устранены и приняты новые нормативные правовые акты в интересах детей, в частности, в отношении контроля над семьями иностранных граждан, усыновивших детей из России.

Интерес представляет статистика по международному усыновлению по странам. В 2015, 2016 и в 2017 году чаще всего российских детей усыновляли граждане Италии (54,8%), граждане Испании (15,0%) и граждане Франции (5,1 %).

Кроме того, кардинально изменилось отношение россиян к детям-инвалидам, в настоящее время, например, практически все дети с синдромом Дауна устроены в семьи и очень часто в такую семью, где уже есть ребенок с аналогичным заболеванием.

В ГК РФ урегулированы такие традиционные формы устройства детей как опека и попечительство. На первое место законодатель ставит следующую цель - защиту прав и интересов детей, а также осуществление их воспитания - относительно которого, нормы гражданского права восполняются семейным законодательством. В силу особенностей регулирования Кодексом имущественных отношений, акцент делается на права и обязанности опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечного. Осуществляется достаточно жесткий контроль за деятельностью опекунов и попечителей, который в частности, выражается в том, что денежные суммы зачисляются на отдельный номинальный счет, который открывает опекун или попечитель. Также подробно регламентируется институт доверительного управления, который в течение длительного времени не претерпел изменений в законодательстве. СК РФ устанавливает следующие формы устройства детей - усыновление (удочерение), опеку и попечительство, приемную семью и в том случае, если на уровне субъекта Российской Федерации приняты соответствующие законы - патронатную семью. В качестве приоритетной формы закон называет усыновление (удочерение), что связано с наиболее эффективной защитой прав и интересов детей, связанных с правовыми последствиями усыновления (удочерения). Закон предусматривает проведение систематических мероприятий, обеспечивающих контрольные обследования условий проживания и воспитания детей. Опека и попечительство над ребенком может осуществляться также и в форме приемной семьи, количество детей в которой, включая как родных, так и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Законодательство детализирует содержание договора о приемной семье, включая не только условия воспитания и образования, но и вознаграждение приемных родителей, средства на содержание ребенка, поскольку приемная семья является формой возмездной опеки и попечительства.

Минобнауки РФ разработана Примерная форма договора о приемной семье. Следует согласиться с мнением, высказанным в научной литературе о характеристике данного договора, который является по своей сути гражданско-правовым и, по нашему мнению, относится к разновидности договоров об оказании возмездных услуг, но с определенными особенностями. Анализируя содержание данного договора, представляется возможным выделить две группы отношений: первая - это имущественные отношения, которые включают в себя положения о денежном вознаграждении приемных родителей, о расходовании средств, которые причитаются приемному ребенку, о принятии мер по сохранности имущества ребенка. Вторая группа - это отношения неимущественного характера -приемные родители должны уважать честь и достоинство ребенка, организовывать его быт и досуг, развивать самостоятельность в решении творческих задач. Нетрудно заметить, что данные обязанности носят даже не правовой, а морально-нравственный характер, но поскольку они содержаться в договоре, достаточно сложно их объективно оценить и проконтролировать, в отличие от исполнения имущественных обязанностей. По нашему мнению, это может послужить злоупотреблением правом со стороны органов опеки и попечительства, тем более, что они вправе отстранить приемных родителей на основании ненадлежащего исполнения обязательств.

Необходимо обратить внимание на проблемы, возникающие на практике при выборе такой формы устройства, как приемная семья. Среди них - это недостаточные выплаты со стороны государства, жилищные условия, часто препятствующие воспитанию детей в таких семьях, безусловно, будет иметь важное значение для развития детей, проживают ли они в квартирах, либо в отдельных домах, например в сельской местности.

Несмотря на достаточно полно урегулированные положения кодифицированных актов в области опеки и попечительства, законодатель счел необходимым в 2008г. принять специальный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 №48-ФЗ (далее - Закон №48). Таким образом, можно отметить, что отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства регулируются гражданским законодательством и Законом №48, особенности реализации норм об опеке и попечительстве

- семейным законодательством, нормы Закона №48 нацелены на решение задач и принципов государственного регулирования деятельности по опеки и попечительству.

Как было указано выше, субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в области семейных отношений. Город Москва, как субъект Российской Федерации большое внимание уделяет вопросам, связанным с воспитанием и устройством детей. Основой развития московского законодательства является закон города Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» от 14.04. 2010г. (далее - Закон №12). Целью уполномоченных органов в городе Москве является приоритет семейной формы воспитания детей

- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо отметить, что данный закон принимается в столице не впервые (предыдущий закон, регулирующий данные отношения был принят в 1997г.).

На уровне Москвы, кроме традиционных форм устройства детей, установленных в федеральном законодательстве, введено такое понятие, как патронатное воспитание, которое также осуществляется на основании срочного договора, заключаемого на срок не менее трех месяцев и не более одного года с правом его продления. Патронат устанавливается в тех случаях, когда не могут быть применены иные формы устройства детей. Правовое положение патронатного воспитателя приравнивается к правовому положению опекунов и попечителей, он также является законным представителем подопечного. Важно отметить, что преимущественное право на усыновление (удочерение) предоставляется патронатному воспитателю, у которого воспитывается ребенок, в тех случаях, если родственники отказываются от усыновления, либо родственники вообще отсутствуют. Патронатное воспитание стало вводиться в различных регионах России сначала в качестве эксперимента в середине 90-х годов и эта форма достаточно хорошо себя показала. Патронатное воспитание активно развивается в тех регионах, где большое внимание уделяется защите и устройству детей-сирот, одним из таких регионов и стала Москва. В области поддержки детей-сирот законодательство Москвы пошло дальше федерального и ввело понятие постинтернатный патронат, который не включает в себя помощь детям именно по возрасту, поскольку рассчитан на поддержку лиц от 18 до 23 лет, которым необходима социальная адаптация, поскольку эти лица выпускники организаций для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания пребывания этих лиц в таких организациях, они являются оторванными от реальной жизни, иногда не имеют соответствующих правовых знаний, умения общения, навыков взаимодействия с социальными институтами. Такие лица нуждаются в определенном сопровождении, которое обеспечивается постинтер-нальным воспитанием. Такой патронат является безвозмездным и осуществляется на основании договора между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и лицом, нуждающимся в патронате. Важно отметить, что это само лицо может выступать инициатором заключения договора о постинтернатном патронате.

Кроме того, московским законодательством введен еще и такой институт, как социальный патронат, который представляет собой персональную социальную поддержку, а также возможность предоставления помощи семьям и детям, находящимся в трудной или даже кризисной ситуации. Целью социального патроната является оказание помощи в защите прав ребенка, принятии мер для сохранения семьи. Направленность мероприятий такого патроната достаточна многообразна - это может быть контроль за санитарными условиями проживания ребенка, его здоровьем, помощь в медицинском и юридическом обслуживании, а также социально-психологическая поддержка семьи. Для осуществления социального патроната заключается договор между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и родителями ребенка. При установлении срока действия договора учитываются конкретные потребности и проблемы ребенка и, исходя из жизненных обстоятельств, срок договора может быть до 6 месяцев, от 6 месяцев, но не более 2 лет. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа при организации социального патроната обследует условия жизни ребенка, заключает собственно договор о социальном патронате и утверждает необходимые мероприятия по профилактической работе с проблемной семьей. Далее, уже при осуществлении социального патроната данный орган проводит контрольные проверки, направленные на оценку условий жизни ребенка, а также контролирует выполнение договора. Комфортные и безопасные условия жизни детей напрямую связаны с социальным положением родителей, в связи с чем, уполномоченный орган оказывает содействие родителям ребенка в трудоустройстве, лечении алкоголизма и наркомании. Надо признать, что мнение по поводу эффективности социального патроната в обществе далеко не однозначно. Основная критика связана с тем, что семья является достаточно сложным и закрытым по своим взаимоотношениям институтом, и, вмешавшись в эту структуру, государство вряд ли улучшит ее положение. По нашему мнению, если соответствующие государственные органы смогут помочь в устройстве на работу родителей, а возможно и других членов семьи, убедить родителей в необходимости лечения от различного рода зависимостей, это только поможет положению детей в семье.

Роль уполномоченной организации при осуществлении социального патроната заключается в проведении обследований, встреч, лекций, бесед с родителями, оказании психологической, медицинской, педагогиче-

ской помощи ребенку, предотвращая, таким образом, пополнение рядов социальных сирот.

В Российской Федерации наблюдаются позитивные изменения, связанные с положением детей, зафиксировано рекордно низкое число детей в сиротских учреждениях. Кроме того, сейчас в банке данных осталось менее 48 тыс. анкет, а еще пять лет назад их было почти в полтора раза больше — 69 тыс. Это связано с тем, что федеральная и региональная поддержка приемных родителей позволяет большему количеству россиян взять ребенка в семью.

На 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах числилось 47,8 тыс. детей, что демонстрирует самый низкий уровень за всю новейшую историю России. Например, пять лет назад там было 68,8 тыс. детей, а в 2008 году их было 115,6 тыс.

Вот уже несколько лет, в обществе идет дискуссия относительно принятия законов о патронате и, в частности, в социальном патронате, на федеральном уровне. Проект такого закона вызвал волну критики и активно обсуждался общественностью, экспертами, а также научным сообществом. Выделялись как положительные аспекты данного проекта, так и опасения о возможных злоупотреблениях со стороны органов опеки и попечительства по изъятию детей из семьи. На наш взгляд, необходимо детально проанализировать практику применения института патроната в регионах и выявить проблемы, возникающие в соответствующих субъектах Российской Федерации. Так, в Москве проводится большая работа в данной сфере, что дает положительные результаты. Неблагополучные семьи разделены на группы по доминирующим признакам, которые оказывают отрицательное влияние на ребенка. Эти семьи могут быть конфликтными, проблемными, асоциальными, аморально-криминальными, также все эти семьи часто бывают неполными, что создает дополнительные трудности. В каждой из этих групп отмечены свои проблемы и требуют они также индивидуального подхода и решения.

На наш взгляд, целесообразно оставить регулирование патронатного воспитания на уровне субъектов Российской Федерации, как это происходит в настоящее время. На сегодняшний день более 40 регионов имеют нормативные правовые акты, регулирующие патронат - это Москва и Московская область, Краснодарский край, Брянская, Владимирская, Псковская, Самарская и ряд других областей, все особенности данной сферы регионами урегулированы с учетом особенностей проживания детей.

Как уже было отмечено ранее, законодательство субъектов Российской Федерации отличается друг от друга, учитывая потребности данного региона, демонстрируя определенную маневренность.

Так, законодательством Санкт-Петербурга, кроме традиционных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установлена такая форма, как гостевая семья, которая представляет собой краткосрочную форму устройства детей. Совершеннолетние лица (кроме того существует еще и ряд других ограничений) подают в органы опеки и попечительства соответствующее заявление. Это могут быть родственники и другие лица, которые могут забрать ребенка на праздники, выходные дни, каникулы и т.д. Важно отметить, что в гостевой семье могут быть неограниченное число детей.

Срок пребывания детей на таких условиях от 7 дней и далее срок может быть продлен. Эксперты пришли к выводу, что такой гостевой режим имеет смысл

оформлять для детей от 7 лет и старше, т.е. когда дети понимают, что их взяли именно в гости. Требования к принимающей стороне в целом такие же, как и при оформлении опеки. Психологически важно, что ребенок находится в доме, его окружают собственные вещи, таким образом, он привыкает к семье. Можно сказать, что такая форма взаимодействия с детьми часто является первыми шагами к усыновлению.

Список литературы:

1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. № 7-77. Ст. 818.

2. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.

3. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086.

4. Выхватень E.H. Гражданская правосубъектность несовершеннолетних: правовое регулирование и основные проблемы // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №6. с.210-213.

5. Кулакова A.A. Права ребенка и некоторые проблемы, связанные с их применением // Социально-политические науки. 2017. №6. с.88-90.

6. Ленковская P.P., Шиловская А.Л. Опека как форма защиты прав ребенка // Социально-политические науки. 2017. №6. с.82-85.

7. Лутовинова Н.В., Овсянникова A.A. Проблемы защиты института семьи, материнства и детства в РФ и пути их решения // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №2. с.137-141.

8. Мосиенко М.А., Лукьянова А.Г., Щекина E.H. Правовой механизм усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. с.171-174.

При подготовке данной статьи была использована информационно-правовая система «Консультант-Плюс».

Рецензия

на статью «Формы устройства детей по российскому праву: историко-правовые аспекты» канд. юрид. наук, доцента кафедры «Юриспруденция» Московского городского университета управления Правительства г. Москвы Ивановой Светланы Георгиевны

Представленная статья написана на актуальную тему, поскольку различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, всегда были урегулированы российским правом. Институты усыновления (удочерения), опеки, попечительства и их отражение в законодательстве всегда были связаны с определенным историческим этапом развития страны.

Автор исследует первые нормативные акты, принятые российским государством, начиная от Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918г., далее - положения об опеке и попечительстве Гражданского кодекса РСФСР 1922г., а также Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г.

Важно, что в работе показаны исторические предпосылки, а также обстановка в стране, которые привели, в частности, к созданию ГК РСФСР 1964г. и Кодекса о браке и семье 1969г. Автор показывает, как изменялось регулирование различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в определенные периоды России.

Автор обращает внимание на то обстоятельство, что с развитием гражданских и семейных правоотношений появляется необходимость в возникновении новых форм устройства детей, рассматривая в связи с этим институт приемной семьи и гостевой семьи.

Интерес представляет обращение автора к законодательству субъектов Российской Федерации в данной сфере — и в этой связи рассматривается патронатное воспитание, применяющееся в ряде регионов, а также постинтернатный патронат и социальный патронат, действующие в Москве.

Статья написана на высоком профессиональном уровне и может быть использована при изучении гражданского и семейного права.

Данная статья. соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Рецензент:

Канд. юрид. наук, доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАНХиГС при Президенте РФ М.А.Месилов

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,98%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.