УДК 316
Капустина Елена Геннадьевна
старший преподаватель. Санкт-Петербургский
государственный университет, факультет социологии
ТЕЛ. (812)5771433
Elena G. Kapustina
senior teacher.
The St. Petersburg
state university, sociology faculty
PH. (812)5771433
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЙ
АНАЛИЗ
FORMS OF SOCIAL ACTIVITY OF MODERN RUSSIAN YOUTH: SOTSIOKOMMUNIKATIVNY ANALYSIS
Аннотация. Проблемы формирования, развития и стимулирования активности молодежи, выявления особенностей мотивационно -потребностной сферы социально активной личности рассматривались социологами, педагогами и психологами во все периоды существования российского государства. В статье дана оценка содержания гражданской и политической активности молодежи, приведены результаты социологических исследований и предложены перспективные направления повышения уровня социальной активности российской молодежи.
Ключевые слова: социальная активность молодежи, гражданская активность, политическая активность, социологические исследования
Abstract. Problems of formation, development and stimulation of activity of youth, detection of features motivatsionno - the potrebnostny sphere of socially active personality were considered by sociologists, teachers and psychologists during the entire periods of existence of the Russian state. In article the assessment of the maintenance of civil and political activity of youth is given, results of sociological researches are given and the perspective directions of increase of level of social activity of the Russian youth are offered.
Keywords: social activity of youth, civil activity, political activity, sociological researches
Современная инновационная экономика требует поиска новых подходов к решению проблемы кадрового обеспечения, подразумевающего комплексное развитие человеческого капитала.
Государственным приоритетом становится развитие человека, формирование для него наиболее комфортной среды обитания. Основным
адресатом такого подхода оказывается молодежь. Она составляет основу той части человеческого капитала, которую еще можно совершенствовать, которая наименее обременена стереотипами, а потому способна к динамичной реакции на вызовы среды.
Распространенная сегодня характеристика молодежи как основного «потенциала» развития общества и государства не вполне недостаточна: она относит активную роль молодежи на будущее, что не соответствует современным реалиям. Сущность проблемы заключается в том, что старшие группы молодежи уже стали активными субъектами трансформации современного общества; по отношению к ним - речь должна идти об интенсивной реализации их потенциала, а по отношению к младшим группам - к его формированию и аккумулированию.
Следует отметить, что понятийная категория «активность» в настоящее время имеет достаточно широкий смысл, в этой связи целесообразно уточнить его содержание.
Так, словарь русского языка рассматривает определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося [7]. Педагоги для раскрытия сущности «активности» применяют понятие «деятельность» [3]. В физиологическом смысле содержание «активности» рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика [3].
Однако, рассматривая активность применительно к человеку, следует выделить данную категорию как основополагающее качество личности, способность вносить изменения в окружающую действительность с учетом собственных потребностей, взглядов, целей [1].
В научных исследованиях Андреевой М., Божович Л., Петровского А., Фельдштейна Д., Брушлинского А., а также ряда других ведущих ученых социальная активность рассматривается как степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений [8].
Выделенные критерии и содержательные характеристики социальной активности молодежи приведены на рисунке 1.
мобильность
разнообразие способов действия
сознательность осуществляемых действий, обладающих
свойствами общественно значимых поступков
Просоциальная
Социальная активность молодежи
Асоциальная
использование опыта других субъектов для расширения и усиления интенсивности деятельности
Антисоциальная
привлечение возможностей других Т творческий субъектов для достижения I развивающий
потенциал, инновационные
Рисунок 1 - Критерии и содержательные характеристики социальной активности молодежи
Социологические исследования в сфере социальной активности молодежи достаточно фрагментарны (последние активно проводились в 2009-2010 гг.). Исследуется, как правило, молодежь лишь для того, чтобы выявить ее запросы и спрогнозировать поведение (прежде всего в политической сфере и частично в экономической). Никаких серьезных исследований коммуникационного взаимодействия власти, бизнеса, институтов гражданского общества и молодежи до сих пор не проводится.
Однако понимание содержательной компоненты социальной активности российской молодежи необходимо потому, что, как отмечает К. А. Абульханова- Славская, в процессе мотивации актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, т. е. реализуется избранный субъектом способ осуществления жизни [1].
На наш взгляд, основополагающими факторами оценки социальной активности молодежи в современных условиях является уровень гражданской и политической активности молодых людей.
При оценке гражданской активности мы исходим из понимания ее как идеи включения управляемых в управление - общественными делами, а также, насколько это возможно, государственными делами, идеи включения граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, влияния на принятие решений и контроля их исполнения, самоуправления на низовом уровне.
Отправной точкой для развития гражданского участия молодежи является соответствующая ценностная база - наличие в структуре жизненных ценностей тех установок, которые отвечают за формирование мотивации гражданского участия. Это, прежде всего, активная жизненная позиция, высокий уровень социальной ответственности и неравнодушное отношение молодых людей к тому, что происходит в обществе (как в стране в целом, так и в ближайшем окружении), готовность к активному взаимодействию, коллективному решению общих дел.
Факторы, оказывающие влияние на уровень гражданской активности молодежи, приведены на рисунке 2.
|
Гражданская активность молодежи
представления юношей и девушек о гражданском обществе
отношение молодежи к идеям и идеалам современного
Рисунок 2 - Факторы, оказывающие влияние на уровень гражданской активности молодежи
Анализ отношения молодежи к общественной работе и самооценки юношами и девушками своего личного опыта показали, что они очень слабо вовлечены в общественную жизнь. Это подтверждают и данные о конкретных формах участия молодых россиян в жизни общества. В нескольких социологических опросах, проведенных исследовательскими центрами, весомая часть молодых людей (46-62%) отметили, что в последние годы не принимали активного участия в общественной и политической жизни России [6].
Сравнительная оценка социологических исследований гражданской активности молодежи центрального федерального округа приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительная оценка социологических исследований гражданской активности молодежи центрального федерального округа_
Информационная компонента социологического исследования 2 007 г од 2 013 г од Примечание
Ориентация молодежи на получение хорошего образования, %: - хотели бы, но вряд ли смогут добиться этого - еще не добились, чего хотели, но считают, что это им по силам 4 8 3 4 5 1 3 4,3
Ориентация молодежи на получение престижной работы, %: - хотели бы, но вряд ли смогут добиться этого - еще не добились, чего хотели, но считают, что это им по силам 1 9 5 9 1 3 6 5 Ориентация молодежи на хорошую работу занимает одно из главных мест в ее жизненных планах, независимо от
экономическ
ой ситуации в
стране
Динамика отношения молодежи Пессимисти
к аморальным и неэтичным поступкам чные диагнозы
(употребление морального
наркотиков, злоупотребление разрушения
алкогольными напитками), %: 4 3 российской
- приходилось это делать самим 8 7 молодежи не
- делать не приходилось, но и 5 6 соответствуют
других не осуждают за это 6 7 действительности
- осуждают такие поступки
9 9
3 6
Доля представителей молодежи, 64%
участвовавших в выборах различного молодежи в целом
уровня, %: 6 7 признают
- доля молодежи, которая 3 9 предназначе
регулярно следит за политическими ние выборов как
событиями; 5 4 демократической
- доля молодежи, которая 4 9 формы
политикой не интересуется волеизъявления
народа и
считают,
что действующая
практика выборов
в стране
выражает
основные
интересы
граждан.
Приходилось ли представителям В аспекте
молодежи когда-либо состоять гражданской
членами молодежной организации или самоорганизации
молодежного клуба, %: 5 7 наиболее активна
- состоят сегодня; 1 1 та часть
- ранее приходилось состоять, но 3 2 молодежи,
уже не состоят; 7 8 которая
- не приходилось состоять 9 2 проявляет
повышенный
интерес к
политике:
состоят в
молодежных
организациях
- 12,4% и ранее состояли - 20,7%. Среди той части молодежи, которая не
интересуется политикой, состоят в
молодежных организациях -4,4% и ранее состояли
8,9%._
Сегодня российская молодежь объединена в основном в пять типов организаций: студенческие, спортивные, политические, профессиональные союзы и благотворительные. Низкой степенью гражданской активности характеризуются скаутское и экологическое движения.
Гендерная оценка гражданской активности российской молодежи приведена в таблице 2:
Таблица 2 - Оценка активной гражданской позиции юношей и девушек России_
Информационная Юно Деву Примечание
компонента ши шки
социологического
исследования
Участие в 14 14 Оценка приведена
молодежных только части
политических молодежи,
организациях, % которая участвует в работе молодежных организаций
Участие в 4 14
благотворительных
организациях, %
Участие в 24 17
спортивных
организациях, %
Участие в 18 26
студенческих союзах, %
Участие в 8 2
поисковых организациях, %
В работе В политические
молодежных организаций организации
какой направленности стремятся молодые
готовы участвовать военные, рабочие; в
юноши и благотворительные -
девушки, %: 20 12 предприниматели,
- политические; 15 21 военные,
- 19 17 представители
благотворительные; 16 14 гуманитарной и
- правозащитные; 28 12 технической
- экологические; 11 10 интеллигенции; в
- спортивные правозащитные -
движения; учащиеся школ,
- студенческие. рабочие, техническая интеллигенция, предприниматели, военные, работники сельского хозяйства
Отношение в Современную
реализуемой молодежной молодежную политику
политики, %: государства
- молодежная 15 15 однозначно
политика эффективна; 37 27 положительно
- молодежная оценивают
политика неэффективна. 15,3%, т.е. 5,7 млн. молодых людей.
Исследования показали, что предпочитаемыми формами гражданской активности для молодежи являются:
- делать что- то полезное,
- активно участвовать в жизни своей группы, коллектива, организации, общества;
- участвовать в предлагаемых социально значимых программах и проектах.
Таким образом, несмотря на многообразие форм участия молодежи в развитии общества, в настоящее время нет ни одной, которая представляла бы интерес для значительной части молодежи, могла бы вобрать в себя и локализировать потенциал ее гражданской активности.
Важнейшую роль в развитии политической активности молодежи играют ценности, усвоенные ею в процессе политической социализации.
Политическое сознание российской молодежи характеризуется отсутствием чувств уважения к закону при отсутствии знаний действующих нормативных актов и общей политической неграмотностью, кроме того, проявляется отсутствие желания отстаивать свои политические и гражданские права.
Всероссийским центром изучения общественного мнения было проведено исследование 100 населенных пунктов 39 областей, краев и республик России, результаты которого свидетельствуют о том, что кумирами юношей и девушек являются поп- и рок-звезды, представители «золотой молодежи» (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%), спортсмены (22%) [4], что подтверждает выше сделанный вывод.
Характеристика политической активности молодежи приведена на рисунке 3.
1
1
Политическая активность молодежи
желание молодежи реализовать свои возможности воздействовать на принятие политических решений на различных уровнях управления
/I I / I
«гладиаторская активность» - участие в политической кампании, исполнение роли активиста политической партии или кандидата на руководящий пост в органах власти или партии [9]
I «переходная активность»
общение с
представителями власти и лидерами политических ' партий, посещение собраний и митингов [9] 1
! | «зрительская активность» - исполнение роли объекта I воздействия политических стимулов [9]
Рисунок 3 - Характе
социокул В
относить явлению
Объективные факторы
истика политической
V
олодые люди почти
ктив
Субъективные факторы
олитической деятельности как
В соотве
социологическими исследован
- возрастная категория;
- неустойчивое материальное положение;
- авторитарный тип политического режима;
- этап социально-экономического развития на мезо, макро уровних.
российского
- уровень доверия к институтам государственной власти;
- уровень уверенности в завтрашнем дне;
- уровень удовлетворенности своей жизнью;
- налигчие или отсутствие интереса к политике.
(
Менее всего молодым людям присущи установки на мобилизацию (40,1%), конформизм (37,1%) и успех (38,4%) [2].
Результаты социокоммуникативного анализа свидетельствуют о том, что для большинства опрошенной молодежи наиболее важными ценностями
I
т
являются «Справедливость, равенство, социальное государство» (41,3%). При этом только треть опрошенных поддерживает прозападные ценности -«Правовое государство, свободу, рыночную экономику» (27,9%) и 17,0% -прогосударственные установки на национализм и патриотизм и сильное государство.
Среди тех, кто ценит справедливость, выступает за равенство и социальное государство, преобладают сторонники ЛДПР (25,6%), КПРФ (25,6%) и «Единой России» (28,2%) [2].
Следует отметить, что невысокая политическая активность молодежи совсем не означает того, что они не имеют своей точки зрения по политическим вопросам.
По мере увеличения социальных связей происходит перераспределение жизненных интересов.
Так, результаты исследований Института социологии, 41% молодежи в возрасте 17-20 лет проявляет в целом интерес к политике в той или иной степени; 48% - молодые люди 21-23 года; 57% - юноши и девушки в возрасте 24-26 лет. Следует отметить, что в возрасте 24-26 лет удельный вес интересующихся политикой превосходит число тех, кто ею не интересуется (57% против 42%) [2].
Основополагающими причинами низкой политической активности молодежи в России следует отметить: 1) отсутствие рациональной молодежной политики, направленной на раскрытие политического потенциала молодого поколения, отсутствие лидирующей идеи; 2) недостаточное внимание к процессу политической социализации молодежи, на макро и мезо уровнях; 3) противоречивость российской политической культуры; 4) привязанность политических партий и молодежных организаций к властным структурам, бюрократизм; 5) слабость и противоречивость опыта политического участия.
Для решения существующих проблем в сфере повышения социальной активности молодежи необходимы инновационные формы коммуникационного взаимодействия и информированности всех субъектов общественных и политических отношений.
Эффективным инструментом по привлечению молодежи к участию в управлении делами государства, повышению их гражданской и политической активности служит эффективная государственная молодежная политика.
Кроме того, привлечение молодежи к общественной деятельности не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных (гражданских) инициатив. Вместе с тем, слабо используется и потенциал Интернета, особенно для целевого обращения к молодежной аудитории, которая, по данным всех исследований, значительно чаще, чем представители старшего поколения, обращается к этому источнику получения информации. С помощью Интернета молодежь может регулярно получать информацию об общественных и социальных событиях, об акциях, мероприятиях и т.п.
Перспективным каналом коммуникации между молодежью и структурами гражданского общества является социальная реклама:
Для молодых людей этот канал более привычен, чем для старшего поколения, и может оказаться достаточно адекватным задачам вовлечения молодежи в различные формы социальной активности.
Литература
1. Абулъханова - Славская, К. А. Стратегия жизни. М. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Ценностные ориентации, нравственные установки и гражданская активность молодежи [Электронный ресурс] режим доступа // http://wciom.ru/#
3. Дзялошинский И.М., Мастерова Ю. Медиа и социальная активность молодежи [Электронный ресурс] режим доступа //http://mic.org.ru/phocadownload/3-dzyaloshinsky-masterova.pdf
4. Кумиры молодежи - звезды шоу - бизнеса, телегерои и олигархи. Аналитический доклад. [Электронный ресурс] режим доступа // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/854.html
5. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М.: Институт социологии РАН, 2007.
6. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по заказу Федерального агентства по делам молодежи 2013 г. [Электронный ресурс] //http://www.fadm.gov.ru/
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Издательство: Мир и Образование, Оникс; 2011 г. - 736 с.
8. Шаталова Е. Гражданская активность молодежи // Агентство социальной информации, [Электронный ресурс] режим доступа URL:http://www. asi. org.ru/ASI3/main. nsf/0/
9. Milbrath L. W. Political Participation. Chicago : Rand McNally, 1965.
Literature
1. Abulkhanova - Slavskaya, KA strategy life. M.M.: Thought, 1991 - 299
p.
2. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Value orientations, moral principles and civic engagement of young people/ access mode // http://wciom.ru/#
3. Dzyaloshinsky I.M., Masterova Media and social activity of young people [electronic resource] access mode //http://mic.org.ru/phocadownload/3-dzyaloshinsky-masterova.pdf
4. Teen idol - star of the show - business, television heroes and oligarchs. Analytical Report. [Electronic resource] access mode // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/854.html
5. Youth New Russia: value priorities. Analytical Report. M .: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 2007. Youth of Russia 2000-2025: the development of human capital. Report of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
on behalf of the Federal Agency for Youth Affairs in 2013 [electronic resource] //http://www.fadm.gov.ru/
6. Ozhegov SI Dictionary of Russian Publisher: Peace and Education, Onyx; 2011 - 736p.
7. Shatalov E. Civic Engagement Youth // Social Information Agency, [electronic resource] mode access URL: http: //www.asi.org.ru/ASI3/main.nsf/0/
8. Milbrath L.W. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965.