УДК 329.78(470 + 571) Гукова Ирина Николаевна
старший преподаватель кафедры культурологии и политологии
Белгородского государственного университета
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Gukova Irina Nikolayevna
Senior Lecturer, Cultural Studies and Political Science Department, Belgorod State University
PROMISING FORMS OF YOUTH'S SOCIO-POLITICAL ACTIVITY DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
В статье проанализированы наиболее распространенные в российской практике формы проявления общественно-политической активности молодежи. Выявлены проблемы, препятствующие развитию молодежного активизма в современной России. Предложены перспективные формы развития общественно-политической активности молодежи в Российской Федерации в современных условиях.
Ключевые слова:
молодежь, общественно-политическая активность, молодежное самоуправление, молодежное представительство, молодежный парламент, молодежное правительство, общественная молодежная палата.
Summary:
The article reviews the most common forms of civic and political activity of youth in Russia. The problems hin-deiing the development of youth activism in contemporary Russia are discussed. The author suggests promising forms of youth's socio-political activity development in the Russian Federation in modern conditions.
Keywords:
youth, political activity, youth government, youth representation, youth parliament, youth public chamber.
Несмотря на определенные усилия, предпринимаемые органами государственной власти, рядом заинтересованных представителей гражданского общества, академического научного сообщества и молодежных активистов по повышению уровня участия молодежи в общественно-политической жизни России, вовлеченность молодых людей в эту важнейшую сферу жизни общества остается на неудовлетворительно низком уровне. При этом очевидно, что молодежь, с учетом высокой мобильности, активности, физических кондиций, характерных для этой социально-демографической группы, обладает колоссальным потенциалом, который может и должен быть задействован в общественно-политической жизни общества.
Именно поэтому указанная проблема, с одной стороны, постоянно находится в центре внимания политиков, представителей органов государственной власти и общественного сектора, занимающихся работой с молодежью на практике, с другой - является актуальной среди ученых-исследователей, занимающихся молодежной проблематикой. Не вызывает сомнения, что, несмотря на ряд существующих исследований [1], вопросы, связанные с развитием общественно-политической активности молодежи в нашей стране, требуют дальнейшего и более глубокого изучения, а также постоянной актуализации.
На сегодня доля граждан, которых можно отнести к молодежи, в структурах власти различного уровня, представительных органах и органах местного самоуправления невелика, что не дает задействовать весь потенциал молодежи в деле государственного управления, а также ведет к тому, что многим проблемам молодежи как социальной группы власть не всегда в должной степени уделяет внимание либо же решает их без учета видения представителей молодого поколения. Одним из путей преодоления этих проблем является выстраивание диалога между представителями активной молодежи и молодежных общественных организаций, с одной стороны, и органов государственной власти и муниципалитетов - с другой.
Эффективным инструментом для выстраивания такого диалога являются институты молодежного самоуправления, активно развивающиеся сегодня в большинстве регионов страны. Молодежное самоуправление - это форма управления, которая предполагает активное участие молодежи в подготовке, принятии и реализации различного рода управленческих решений, непосредственно затрагивающих все сферы жизнедеятельности молодежи. В Российской Федерации система молодежного самоуправления представлена тремя уровнями: ученическое (школьное) самоуправление, студенческое самоуправление и самоуправление, осуществляемое через молодежные консультативно-совещательные структуры (молодежное представительство или молодежный парламентаризм) при органах государственной и муниципальной власти.
В соответствии с данными, полученными Федеральным агентством по делам молодежи, в ходе мониторинга деятельности органов исполнительной власти, ответственных за реализацию государственной молодежной политики (проведен в первом квартале 2015 г.), работа по ученическому самоуправлению регулярно ведется более чем в 80 % общеобразовательных учебных заведений РФ, что в абсолютных цифрах составляет более 1 млн учащихся [2].
Органы студенческого самоуправления также созданы в 80 % профессиональных образовательных организаций, число задействованных в них студентов превышает 400 тыс. человек, а количество органов студенческого самоуправления составляет более 3 тыс. [3].
Эти два вида молодежного самоуправления играют значительную роль как для вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь, так и в целом для политической социализации школьников и студентов, поскольку, участвуя в деятельности структур, функционирующих при средних и высших учебных заведениях, молодые люди приобретают практический опыт общественной жизни, управления социальными процессами, даже если это происходит отчасти в игровой форме. Но все же более полно молодежь может проявить себя в деятельности молодежных структур при органах государственной власти, в первую очередь молодежных парламентов и молодежных правительств.
В соответствии с данными мониторинга Росмолодежи, различные региональные молодежные коллегиальные структуры (молодежные парламенты) на 1 января 2015 г. были созданы при законодательных органах власти в 75 субъектах Российской Федерации. То есть молодежные парламенты функционируют в 88 % регионов страны, общее число членов этих парламентов составляет 4 627 человек, при этом количество муниципальных молодежных парламентов превышает 1,3 тыс. структур, а число их членов - более 20 тыс. человек. Молодежные региональные коллегиально-совещательные органы при исполнительных органах власти (молодежные правительства) представлены в 55 субъектах Российской Федерации, то есть функционируют в 65 % регионов, общее число их членов составляет 1 226 человек. Количество аналогичных молодежных представительств на муниципальном уровне - более 1,7 тыс. структур, а число их членов -более 30 тыс. человек [4].
Таким образом, в соответствии с официальными данными общее число российской молодежи, которая участвует в молодежном самоуправлении на разном уровне, превышает 1,5 млн человек. В то же время очевидно, что число реально, а не формально вовлеченной молодежи значительно ниже, что необходимо учитывать, оценивая эффективность данного инструмента работы с молодежью.
В целом же именно молодежный парламентаризм представляется одной из наиболее развитых и перспективных форм вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь страны. Эта форма предполагает участие молодежи в управленческой деятельности как на этапе обсуждения, подготовки и принятия определенных решений, так и на стадии их реализации и контроля за результатами.
Приоритетной целью развития молодежного парламентаризма является привлечение молодого поколения к полноценному участию в жизни государства, законное представительство ее интересов в различного рода совещательных консультативных структурах. В процессе реализации данной цели необходимо обеспечить эффективность функционирования механизма представительства и защиты интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления, наладить конструктивное сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления с молодежными общественными организациями, молодежными лидерами, усовершенствовать систему молодежных представительных структур, развивающих активную гражданскую позицию у молодых людей. Кроме того, необходимо создать благоприятные условия для выявления общественно активных молодых людей, уже состоявшихся или потенциальных лидеров, обеспечения их дальнейшего роста. Эти направления напрямую связаны с разработкой системы подготовки кадров для молодежных представительных структур с целью формирования кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления.
Сфера компетенции молодежных органов самоуправления определяется органом государственной власти или местного самоуправления, при котором они созданы и функционируют.
Среди функций молодежных представительных структур можно выделить: участие в разработке различного рода документов и норм, в частности регламентирующих государственную молодежную политику; представительство законных интересов молодежи при органах государственной власти и местного самоуправления; подготовку и рекрутинг квалифицированных кадров для органов государственной власти и местного самоуправления; просветительскую и образовательную деятельность, осуществляемую в рамках организации и проведения общественно значимых проектов и мероприятий.
Говоря об основных формах молодежного представительства, целесообразно дифференцировать структуры, созданные при органах законодательной и исполнительной власти. Структурно они, как правило, состоят из комитетов, комиссий, департаментов, перечень и состав которых определяется внутренними документами.
Координация взаимодействия молодежных представительных структур в Российской Федерации с 2012 г. осуществляется через Всероссийскую общественную организацию «Единое молодежное парламентское движение Российской Федерации». Организация объединяет молодежные парламенты из 79 субъектов Федерации, Палату молодых законодателей при Совете Федерации ФС РФ и Молодежный парламент при Государственной думе и имеет представительство на федеральном уровне, уровне федеральных округов, региональном и муниципальном уровнях. На настоящий момент Всероссийской общественной организацией «Единое молодежное парламентское движение Российской Федерации» реализовано около 1 500 молодежных проектов. Наиболее значимыми стали образовательный проект «Команда» (2011-2013), нацеленный на развитие системного мышления молодежи и формирование управленческих команд в молодежных представительных структурах [5].
Важной составляющей системы молодежного самоуправления являются молодежные общественные палаты. Молодежная общественная палата Российской Федерации является негосударственной молодежной организацией. Она создана в 2001 г. при Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации и объединяет лидеров в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежная палата создана для исследования молодежных проблем и содействия Государственной думе РФ в нормотворческой деятельности в молодежной сфере. В соответствии с уставными документами основной задачей Молодежной общественной палаты является деятельность, направленная на решение молодежных проблем, представляющих общественный интерес [6]. Деятельность Молодежной палаты основывается на принципах гражданской автономии, плюрализма и репрезентативности, что обеспечивает ей определенную независимость от политической конъюнктуры и возможность отражать максимально широкий спектр идеологических позиций и мнений (за исключением экстремистских).
В Российской Федерации молодежные общественные палаты созданы и функционируют на региональном и муниципальном уровнях. Они формируются при органах законодательной (представительной) власти и нацелены на решение молодежных проблем регионального и местного значения. Примером может стать деятельность Молодежной общественной палаты при Курской областной Думе, Молодежной общественной палаты при Курганской областной Думе, Молодежной общественной палаты при Совете городского округа города Уфы Республики Башкортостан и др. Однако эта форма молодежного самоуправления пока институализирована слабее, чем молодежные парламенты и молодежные правительства. Представляется, что в этом направлении присутствует серьезный нереализованный потенциал для вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь страны.
Сильной стороной института молодежного представительства является официальный статус молодежных представительных структур при различных органах власти. Это упрощает процесс принятия и прохождения его решений и рекомендаций через орган власти, при котором он существует, позволяет более эффективно отстаивать интересы молодежи перед представителями власти. При этом в таких молодежных структурах, как правило, представлен достаточно широкий срез политических партий и общественных организаций, что не дает какой-то одной организации установить полный контроль над органом молодежного самоуправления.
В то же время существуют и определенные ограничения, которые накладывает такая близость к власти. В частности, в молодежной среде, для которой характерны протестные настроения, достаточно часто можно столкнуться с недоверием к власти, позицией, что такие органы создаются для того, чтобы манипулировать молодежью, что с их помощью реально повлиять на власть нельзя. Поэтому, невзирая на потенциал, который имеют органы молодежного самоуправления, плотно сотрудничающие с органами государственной власти и местного самоуправления, нельзя отказываться и от других форм привлечения молодежи к более активному участию в общественно-политической жизни, в первую очередь через институты гражданского общества, напрямую не связанные с официальной властью. Это направление слабо развито в России и нуждается в анализе, а также научной разработке целого ряда актуальных проблем, как теоретического, так и прикладного характера.
Вне зависимости от форм молодежных органов самоуправления основное их предназначение - это представление и отстаивание интересов молодых людей на различных уровнях - от местного до федерального, а также повышение общественно-политической активности молодежи в целом. Такие структуры проявляют себя достаточно эффективными, например, при формулировании и доведении до власти проблем, наиболее актуальных для молодежи. В то же
время есть и ряд характерных для большинства из них трудностей. Одной из задач, наиболее остро стоящих перед такого рода структурами, является не столько количественный, сколько качественный рост: сокращение числа формальных участников в пользу реальных активистов.
Вполне очевидно, что перед молодежными парламентскими и правительственными структурами стоит задача выработки консолидированного социального заказа государству со стороны молодежи, для чего необходимо более глубокое развитие горизонтальных связей между молодежными представительными органами различных регионов.
Ссылки:
1. Григоренко Б.Ю. Социально-политическая активность молодежи в современных условиях [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2013/2/Grigorenko_Social-Political-Activity-Youth/ (дата обращения: 18.10.2015).
2. Развитие молодежного самоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://www.fadm.gov.ru/directions/samouprav-lenie/ (дата обращения: 18.10.2015).
3. Там же.
4. Там же.
5. Единое молодежное парламентское движение. Общая информация [Электронный ресурс]. URL: http://newparla-ment.ru/texts/amprf (дата обращения: 18.10.2015).
6. Молодежная общественная палата. О палате [Электронный ресурс]. URL: http://www.molpalata.ru/structure/about/ (дата обращения: 18.10.2015).