Научная статья на тему 'Модели молодежного представительства как форма повышения участия молодежи в общественно политической жизни российского государства'

Модели молодежного представительства как форма повышения участия молодежи в общественно политической жизни российского государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
704
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / МОДЕЛЬ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ФОРМА МОЛОДЕЖНОГО / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / YOUTH / NATIONAL YOUTH POLICY / STATE / MODEL OF THE / YOUTH SELF-GOVERNMENT / FORM OF THE YOUTH REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

В статье анализируются основные формы молодежного самоуправления, существующие на сегодняшний день в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что реализуемые в настоящее время в российской общественной и политической практике модели молодежного самоуправления представляют собой неотъемлемый атрибут увеличения степени интенсивности непосредственного участия молодежи в общественнополитических практиках российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Самохвалов Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Models of the youth representation as the form of intensification of the youth involvement in socio-political life of the Russian state

The author of the paper analyzes main current forms of the youth self-government in the Russian Federation and concludes about the necessity of the current models of the youth self-government in intensification of the youth involvement in socio-political practices of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Модели молодежного представительства как форма повышения участия молодежи в общественно политической жизни российского государства»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Самохвалов

Николай Александрович

Старший преподаватель кафедры гражданского права Балаковского филиала РАНХиГС, аспирант кафедры политических исследований России и постсоветского пространства Московского педагогического государственного университета

Nikolay A. Samohvalov

Senior Lecturer at the Department of Civil Law of the Balakovo Branch of RANEPA, Postgraduate at the Department of Political Science of Russia and Post-Soviet Area of the Moscow Pedagogical State University

e-mail: [email protected]

УДК 323

Модели молодежного представительства как способы повышения участия молодежи в общественно-политической жизни российского государства

Models of the youth representation as the means of intensification of the youth involvement in socio-political life of the Russian state

В статье анализируются основные модели молодежного самоуправления, существующие на сегодняшний день в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что реализуемые в настоящее время в российской общественной и политической практике модели молодежного самоуправления представляют собой неотъемлемый атрибут увеличения степени интенсивности непосредственного участия молодежи в общественно-политических практиках российского государства.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, государство, модель молодежного самоуправления, форма молодежного представительства.

The author of the paper analyzes main current models of the youth self-government in the Russian Federation and concludes about the necessity of the current models of the youth self-government in intensification of the youth involvement in socio-political practices of the Russian state.

Keywords: youth, national youth policy, state, model of the youth self-government, form of the youth representation.

Проблемные аспекты интеграции молодых людей в политическую жизнь российского государства всегда занимали центральное место в общественно-политических кругах. Ведь именно социально-ответственная молодежь способна стать надежным фундаментом для построения гражданского общества и демократического государства в Российской Федерации. Особо важным является наличие желания у молодых россиян непосредственно и активным образом взаимодействовать с органами государственной власти с целью разрешения насущных проблем в современном социуме.

В контексте сказанного считаем, что в качестве одного из приоритетного направления практической реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступает объективная необходимость развития социальной активности молодых людей, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня [1].

При этом модель участия молодежи в управлении государством далека от своего совершенства. Процент представителей молодого поколения в региональных представительных органах и органах исполнительной власти субъектов РФ, а также органах местного самоуправления катастрофически низок [6, с. 84]. При этом, необходимо отметить, что потребность в построении эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти и местных органов власти в муниципалитетах с молодежью, молодежными организациями, союзами и другими формами объединения молодых людей, СМИ для решения проблем в молодежной среде не вызывает абсолютно никаких сомнений [5, с. 114]. Указанные нами проблемные аспекты возможно устранить при помощи разработки эффективных механизмов, направленных на протекцию прав и свобод российской молодежи. Значительным шагом в данном направлении послужило создание в общественно-политической практике РФ института молодежного самоуправления. Молодежное самоуправление представляет собой управленческую модель, которая предусматривает непосредственное активное участие молодежи в разработке, обсуждении, последующем принятии и претворении в жизнь управленческих решений, которые напрямую или косвенно затрагивают права, свободы и законные интересы молодых россиян. Институт молодежного самоуправления состоит из совокупности институциональных составляющих подсистем, например, школьное, студенческое самоуправление, а также государственно-муниципальное молодежное самоуправление, то есть определенная модель молодежного самоуправления, создаваемая при органах государственной власти или органах местного самоуправления и зачастую именуемая в общественно-политической практике нашего государства молодежным парламентаризмом.

Молодежный парламентаризм представляет собой определенную структурированную систему представительства прав, свобод и законных интересов молодого поколения российских граждан в возрасте от 14 до 30 лет, созданную на основе практической деятельности при органах государственной власти и местных органах власти специализированной совещательно - консультативной модели молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета и других.

Основной целью создания и последующего развития молодежных представительных органов выступает приобщение как можно большего числа представителей молодого поколения граждан РФ к интенсивному и непосредственному участию в общественно-политической жизни нашего государства, практической реализации государственной молодежной политики при помощи представления прав, свобод и законных интересов молодежи, молодежных инициатив в органах молодежного самоуправления при органах государственной власти и органах местного самоуправления. Органы молодежного самоуправления направлены прежде всего на практическую реализацию ряда основополагающих функций: представление прав, свобод, законных интересов и инициатив молодежи; непосредственное участие молодежи в нормативно-правовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики; подготовка молодых специалистов на современном рынке труда и другие.

В настоящее время в Российской Федерации существует несколько форм представительства молодежи. Во-первых, это молодежные парламенты при органах законодательной власти. Особенность данной модели молодежного представительства состоит в том, что основой для создания молодежного парламента служит решение конкретного законодательного органа. Законодательный орган принимает Положение, регламентирующее порядок работы молодежного парламента. Как правило, молодежные парламенты являются совещательно -консультативными структурами, участвующие в разработке, обсуждении, принятии и практической реализации нормативны правовых актов по вопросам молодежной политики.

Делегаты в молодежный парламент избираются от максимального возможного количества территорий, образовательных учреждений, других организаций, молодежных общественных объединений [2, с. 2].

Порядок работы молодежного парламента, включая периодичность заседаний, его правомочность, механизм принятия решений, определяется им же самостоятельно. Структура молодежного парламента включает в себя различные комитеты, комиссии, рабочие группы, наименование и организация которых регламентируется документами, принимаемыми молодежным парламентом. Преимуществом подобной формы выступает то, что молодежный парламент приобретает легально-регламентированный статус, утвержденный органом законодательной власти.

Во-вторых, молодежные парламенты и правительства, функционирующие при органах исполнительной власти. Подобные парламентские структуры созданы и действуют в различных субъектах Российской федерации. Свое практическое функционирование они осуществляют при сити-менеджере, профильном органе исполнительной власти по реализации молодежной политики определенного муниципального образования.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 2/2016

- 23 -

В подобном случае молодежное правительство осуществляет свою деятельность на основании нормативного акта главы субъекта Российской Федерации или правительства определенного субъекта, определяющего его организацию, направления деятельности, задачи и полномочия, которое в строго определенном порядке принимает участие в повседневной практической деятельности административно-управленческих органов власти, участвует в реализации конкретных программ и проектов.

Молодежное правительство при органе исполнительной власти формируется на основе прямых выборов, путем назначения, либо конкурса. Например, Молодежное правительство Саратовской области создано в 2013 году как постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, представляющий интересы молодежи и действующий на общественных началах [3]. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Саратовской области и является консультативно-совещательным органом при Правительстве области, функционирующим на общественных началах. Молодежное правительство формируется на конкурсной основе из молодых людей (студентов и аспирантов вузов), молодых управленцев в возрасте от 18 до 30 лет, проживающих в области. В качестве целей деятельности Молодежного правительства рассматривается содействие Правительству Саратовской области в создании условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Саратовской области и представление интересов и потребностей всех групп молодежи в органах исполнительной власти области.

В компетенцию Молодежного правительства входит разработка предложений о принятии нормативных правовых актов в том числе областных и ведомственных целевых программ в социально-экономической, общественно-политической и в других сферах; оказание содействия в работе органов исполнительной власти области, организаций по вопросам, относящимся к сфере деятельности Молодежного Правительства; участие в общественных слушаниях по вопросам, относящимся к сфере деятельности Молодежного Правительства; участие в общероссийских, межрегиональных, региональных и иных проектах и программах; организация научно-образовательных, культурных, спортивных, оздоровительных мероприятий, выставок, конкурсов; осуществление иной деятельности в интересах молодежи области, не противоречащей законодательству.

Молодежное Правительство осуществляет свою деятельность в форме проведений заседания Молодежного Правительства, комиссий и рабочих групп. Заседания Молодежного Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Внеочередные заседания Молодежного Правительства проводятся по решению председателя Молодежного Правительства, по требованию не менее двух третей членов Молодежного Правительства, а также по инициативе органа исполнительной власти области в сфере молодежной политики. Регламент Молодежного Правительства утверждается на первом заседании Молодежного Правительства по согласованию с органом исполнительной власти области в сфере молодежной политики. Молодежное Правительство прекращает деятельность по решению Правительства Саратовской области.

Общественная Молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания РФ является совещательным и консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с настоящим Положением и Регламентом Общественной молодежной палаты при Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Общественная молодежная палата при Государственной Думе РФ - это совещательный, консультативный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах. Основной целью Молодежной палаты является содействие деятельности Государственной Думы в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Задачами Молодежной палаты являются приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи. Молодежная палата создается на добровольной основе в составе представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.

Общественные молодежные палаты (молодежные парламенты) при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации избирают по одному представителю в возрасте от 18 до 35 лет в состав Молодежной палаты на своих заседаниях большинством голосов от общего числа членов соответствующих общественных молодежных палат (молодежных парламентов). Срок полномочий членов Молодежной палаты составляет один год со дня избрания их в состав Молодежной палаты. Заседания Молодежной палаты проводятся три раза в год. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Молодежной палаты. В работе Молодежной палаты могут принимать участие депутаты Государственной Думы Российской Федерации,

члены Совета Федерации Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти. Молодежная палата по направлениям своей деятельности разрабатывает и принимает рекомендации для их рассмотрения в Комитете Государственной Думы по делам молодежи, а также принимает решения по организационным вопросам своей деятельности [4].

Одной из моделей молодежного представительства выступает также Молодежная парламентская ассамблея, действующая при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и представляющая собой верхнюю молодежную парламентскую палату и Молодежная Дума России.

Мероприятия по развитию молодежного парламентаризма, проводимые на федеральном уровне, простимулировали активное появление новых молодежных парламентские структур в субъектах РФ. Сегодня в 53 субъектах на региональном уровне, в 63 субъектах на муниципальном уровне созданы и действуют молодежные парламентские структуры [5]. В ряде российских регионов консультативно- совещательные структуры имеют реальное право выступать с позиции всей молодежи, активно взаимодействуют с властью, переходят из объекта в субъект реализации государственной молодежной политики [6].

В 32 регионах функционируют как молодежные парламенты, так и иные органы молодежного самоуправления на муниципальном уровне (более 420 подобных организаций). На местном уровне такие структуры значительно ближе к молодым гражданам, что в перспективе позволит им стать реальным аккумулятором идей молодежи и содействовать реализации молодежной политики на муниципальном уровне. Подобные формы проявления общественно-политической активности молодежи положительно оцениваются российскими гражданами. По результатам исследования, проведенного в регионах Центрального федерального округа РФ, 50 % респондентов указали на то, что молодежные парламенты и иные молодежные парламентские структуры являются благоприятным полем для выявления молодых лидеров, интересующихся общественно - политической и управленческой деятельностью; через эти формы и методы работы в рамках системы молодежного парламентаризма молодые люди могут получать необходимые академические знания и приобретать практические навыки управленческой работы. В то же время 25 % респондентов констатировали, что молодежные парламенты формируют группы единомышленников с активной жизненной позицией, готовых поддержать и совместно реализовывать идеи и программы органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на развитие региона (муниципального образования). Это условие формирует коллективное начало и обеспечивает межличностную гармонизацию взаимоотношений в молодежной среде. 25 % опрошенных высказали мнение о том, что практическая работа молодых людей и их знакомство с законотворческой, управленческой и общественной деятельностью является важным компонентом подготовки грамотных специалистов, способных решать жизненно важные проблемы молодежи [7, с. 88]. На сегодняшний день молодежные парламентские структуры созданы в большинстве регионов Российской Федерации.

Несмотря на все многообразие моделей молодежного представительства основное значение их состоит в определении и последующем представлении интересов и предпочтений представителей молодого поколения на региональном уровне, а также в увеличении степени интенсивности непосредственного участия молодежи в общественно-политической жизни области, района и современного города. Проанализированные нами модели молодежного самоуправления позволяют эффективно формулировать и доводить проблемы, приоритеты и ожидания молодежи до представительных органов власти, а также органов исполнительной власти и органов местной власти. В свою очередь данное обстоятельство, позволяет обеспечить достижение строго определенных социально-экономических результатов, вовлечение молодых граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет в общественно-политическую жизнь на федеральном, региональном и местных уровнях, увеличение уровня общественно - политической активности и гражданской ответственности российской молодежи.

Библиографический список

1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/children/.doc

2. Гукова И.Н. Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки.- 2013.-№1.

3. Постановление Правительства Саратовской области от 28 февраля 2013 г. № 93-П «О создании

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 2/2015

- 25 -

Молодежного Правительства Саратовской области» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/saratov/ 463055

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.06.2008 № 688-5 ГД. [Электронный ресурс]. URL: http://poisk-zakona.ru/55940.html

5. Молодежные парламенты России. Из истории. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mparlament.ru/ history.htm

6. Министерство образования и науки Российской Федерации. Поддержка молодежных и детских общественных объединений, консультативно-совещательных структур молодежи, органов молодежного самоуправления. [Электронный ресурс]. URL:http://mon.gov.ru/children/.doc

7. Михайлова Т.А. Проблемы интеграции России в мировое образовательное пространство: доступность и качество образования в России и Германии (сравнительные аспекты)// Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверспэта.- 2012.- Т. 2.- № 68.

8. Самсонов С.И. Реализация региональной молодежной политики в Курской области в конце XX - начале XXI века // Вестник Челябинского государственного университета.- 2007.- № 18.

9. Молодежный парламентаризм России на страницах Интернета. Информационно-аналитические материалы о развитии молодежного парламентаризма в России. М.: Норма, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.