Научная статья на тему 'Формы сотрудничества правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков'

Формы сотрудничества правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СОВМЕСТНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ПИРАТСТВО / ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ASIAN-PACIFIC REGION / INTERNATIONAL CRIME / MUTUAL INVESTIGATION ACTIONS / LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES / INTERNATIONAL DRUG TRAFFICKING / ILLEGAL MIGRATION / DRUG SMUGGLING / HUMAN TRAFFIC / PIRACY / MATERIAL EVIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев А. В.

В данной статье в общем порядке рассмотрены основные формы сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с интернациональной преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности подробно рассмотрена организация противодействия транснациональной преступности на примере взаимодействия правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Российской Федерации по борьбе с контрабандой наркотиков в рамках международной оперативно-профилактической операции «Канал-2007».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS FOR COOPERATION OF ASIAN-PACIFIC REGIONAL LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES AGAINST ILLEGAL DRUG TRAFFIC

This article is reviewing the main forms of law enforcement authorities' cooperation against international crimes in Asian-Pacific region. Particularly this article is reviewing the ways of resistance against international crime by the example of Asian-Pacific and Russian law enforcement authorities' cooperation against illegal drug traffic by the means of operative-prophylactic operation «Channal-2007».

Текст научной работы на тему «Формы сотрудничества правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков»

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ

ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

А.В. КОСАРЕВ,

соискатель кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России

Аннотация. В данной статье в общем порядке рассмотрены основные формы сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с интернациональной преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности подробно рассмотрена организация противодействия транснациональной преступности на примере взаимодействия правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Российской Федерации по борьбе с контрабандой наркотиков в рамках международной оперативно-профилактической операции «Канал-2007».

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, интернациональная преступность, совместные следственные действия, правоохранительные органы, международный оборот наркотиков, контрабанда наркотиков, незаконная миграция, торговля людьми, пиратство, вещественные доказательства.

INSTRUMENTS FOR COOPERATION OF ASIAN-PACIFIC REGIONAL LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES AGAINST ILLEGAL DRUG TRAFFIC

A. V. KOSAREV,

an applicant for department of human rights and international low

of Moscow University of Home Affairs

The summary. This article is reviewing the main forms of law enforcement authorities' cooperation against international crimes in Asian-Pacific region. Particularly this article is reviewing the ways of resistance against international crime by the example of Asian-Pacific and Russian law enforcement authorities' cooperation against illegal drug traffic by the means of operative-prophylactic operation «Channal-2007».

Key words: Asian-Pacific region, international crime, mutual investigation actions, law enforcement authorities, international drug trafficking, illegal migration, drug smuggling, human traffic, piracy, material evidence.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в настоящее время является наиболее динамично развивающимся рынком товаров, услуг и капиталов. Вместе с тем на фоне бурного экономического роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе в последние десятилетия заметно проявляются и углубляются негативные тенденции, связанные с интернационализацией преступности в регионе, резким ростом числа преступлений, совершаемых сплоченными и глубоко законспирированными транснациональными организованными группировками, незаконная деятельность которых зачастую затрагивает интересы стран Европы, Америки, Ближнего Востока и др.

Противодействие транснациональной преступности в рамках АТР осуществляется совместно правоохранительными органами многих стран. Сотрудничество осуществляется по многим направлениям, и его реализация связана с множеством организационно-правовых форм взаимодействия.

Основной формой сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе является проведение совместных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, а также операций по задержанию и обезвреживанию преступников. В отличие, например, от стран Европы, где в силу развитости интеграционных процессов к проведению таких акций могут быть сравнительно легко и быстро привлечены правоохранительные органы практически всех стран региона, для государств АТР процессы согласования и подготовки занимают гораздо больше времени, поскольку отсутствуют единые центры координации взаимодействия. Планирование совместных операций правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обычно осуществляется на двусторонней основе.

На современном этапе наибольшее количество совместных операций проводятся правоохранительны-

ми органами стран АТР по пресечению незаконного оборота наркотиков, незаконной миграции и торговли людьми, пиратства, а также незаконного вылова рыбы и морепродуктов.

Рассмотрим более подробно организацию взаимодействия правоохранительных органов стран АТР на примере противодействия контрабанде наркотиков.

Сравнительный анализ материалов национальных правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также материалов ООН позволяет выявить устойчивую тенденцию роста в течение 1991—2007 гг. не только количества зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, но и уровня этого вида преступности во всех исследуемых странах АТР. Наиболее высоким уровень наркопреступности в 2007 г. (на 100 тыс. населения) был в США — 534, в 4 раза меньше в России — 132, значительно ниже в Японии — 21, самым низким в Республике Корея — 10 и Китае — 91. Однако следует понимать, что рассмотренные показатели не раскрывают истинного положения дел, поскольку для данной категории преступлений характерна высокая степень латентности.

Расширению международного оборота наркотиков на Дальнем Востоке России в основном способствует его географическое положение, поскольку через его территорию проходят удобные транспортные потоки (в частности, опия из стран так называемого «Золотого полумесяца» и Центральной Азии в Японию, синтетических наркотиков из Китая в различные регионы России и в Японию).

Совместные мероприятия, проводимые правоохранительными органами России (прежде всего Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков) и зарубежных стран в рассматриваемом регионе, в настоящее время направлены в основном на выявление каналов поставок наркотиков и ликвидацию отлаженных схем путем ареста организаторов преступного бизнеса. Сущность операций, проводимых как на двусторонней, так и на многосторонней основе, заключается в одновременном пресечении деятельности всех участников преступной группы на территории разных стран и в оказании последующей правовой помощи в проведении расследования в каждом из государств, в частности, в деле предоставления результатов допросов подозреваемых, вещественных доказательств и т.д.

Особое внимание правоохранительными органами России и стран АТР в настоящее время уделяется планированию операций. Часто они носят многоэтапный характер, растянуты во времени и требуют значительного привлечения сил и средств сторон. К таким операциям, в частности, можно отнести двухэтапную международную оперативно-профилактическую операцию «Канал-2007». Ее основная цель — выявление и пресечение контрабанды наркотиков, соз-

дание антинаркотических поясов безопасности вокруг Афганистана, блокирование межрегиональных и международных каналов поставок синтетических наркотиков из стран Юго-Восточной Азии, ликвидация подпольных лабораторий по их производству. Также в ходе этой операции решались задачи по совершенствованию механизмов взаимодействия правоохранительных органов и специальных служб в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Оперативно-розыскными мероприятиями охватывались десять стран АТР, непосредственно примыкающие к Афганистану или находящиеся на путях транзита наркотиков2. Это Таджикистан, Казахстан, Россия, Китай, Пакистан, Мьянма, Монголия, Таиланд и Япония.

Операция «Канал-2007» на сегодняшний день не имеет аналогов по масштабам и географии проведения за всю историю сотрудничества в данном направлении в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При проведении второго этапа в ней участвовали более 96 тыс. сотрудников антинаркотических ведомств, органов безопасности, внутренних дел, таможенных и пограничных служб государств-участников. Было организовано более 6 тыс. совместных оперативных групп — в приграничных районах, на объектах железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта. Создано свыше 5 тыс. стационарных постов на отрабатываемых направлениях. Перекрывались около 1,8 тыс. железнодорожных узлов и станций, более 3 тыс. автомобильных дорог, 269 аэропортов.

Отличительной особенностью операции «Ка-нал-2007» является тот факт, что совместные оперативно-розыскные мероприятия, спланированные в соответствии с замыслом и планом подготовки операции, не прекращались между первым и вторым этапами. Новый подход к проведению операции позволил принять ряд эффективных мер по пресечению незаконного оборота наркотиков, каналов контрабанды героина.

С юридической точки зрения правовой основой для проведения операции «Канал-2007» стали решения и программа действий, принятые на конференции глав антинаркотических ведомств в декабре 2006 г. в Пекине.

Помимо масштабных операций, страны Азиатско-Тихоокеанского региона проводят и более локально обособленные мероприятия субрегионального характера. Так, в мае—июле 2007 г. в ходе совместной операции китайской и филиппинской полиции было конфисковано 180 кг синтетического наркотика метамфетамина (известного как «лед»). Благодаря 3-летнему тщательному совместному расследованию китайской и филиппинской полиции была обезврежена транснациональная группировка.

Следует отметить, что в последнее десятилетие в практику совместной деятельности правоохрани-

тельных органов России и стран АТР прочно вошли международные операции, именуемые «контролируемая поставка». Она представляет собой специальную систему скрытого полицейского и таможенного контроля, которая позволяет проследить все звенья цепи, выявить и ликвидировать устоявшиеся международные каналы сбыта и транспортировки наркотиков. Вместе с тем широкое применение таких оперативных мероприятий в сотрудничестве с большим количеством стран Азиатско-Тихоокеанского региона наталкивается на несоответствие законодательства стран региона.

В частности, само понятие «контролируемая поставка» имеет неоднозначную трактовку во внутреннем законодательстве. В разных странах данное понятие существенно различается, а в нормативно-правовых актах такого государства, как Лаос, во-

обще отсутствует. Кроме того, в разных странах АТР результаты данных мероприятий имеют различную доказательственную силу, что затрудняет наступление судебных последствий для всех задержанных в разных странах лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. В этой связи можно высказаться за скорейшую активизацию процессов гармонизации законодательства стран региона, по крайней мере в вопросах единообразного понимания юридических терминов.

1 См.: Наркотики. Наркомания. Наркобизнес. Ситуация в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке: Доклад Управления ООН по наркотикам и преступности. М., 2003.

2 См. информацию: Итоги деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков // Вестник ФСКН России «Наркомат». 2008. № 1. С. 30—36.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМАХ ЗАПАДА И РОССИИ

М.Е. КОСОВ,

заведующий кафедрой налогового процесса и контроля Российского торгово-экономического университета, доцент, кандидат экономических наук

kosovme@mail.ru

Аннотация. Одним из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста является достижение высокой эффективности государственного управления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы. Тенденции глобального развития проявляются в том, что административная реформа приобретает перманентный повсеместный характер как в странах со стабильной политической системой, так и в переходных странах, где изменение политической системы следует за сменой общественного строя, переходом от командно-административной экономики к рыночной, от авторитарного или тоталитарного государства к демократическому.

Ключевые слова: административная реформа, направления реформирования, государственный менеджмент, налоговое администрирование, мероприятия по проведению административной реформы.

SIMILARITY AND DISTINCTIONS IN ADMINISTRATIVE REFORMS

OF THE WEST AND RUSSIA

M.E. KOSOV,

head of subdepartment associate professor of department of Tax process and the control The Russian state trade

and economic university, candidate of Economical Sciences

The summary. One of priority directions of democratic development of the Russian community and improving of economic growth is achievement of high efficiency of the government, success of implementation of scientifically reasonable administrative reform. Tendencies of global development are shown up that administrative reform acquires permanent extensive character as in the countries with stable political system, and in the transitive countries where change of political system follows social order change, transition from command-administrative economy to market, from authoritative or a totalitarian government to the democratic.

Key words: administrative reform, reforming directions, government management, tax administration, actions for realization of administrative reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.