http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_140174/ (data obrashcheniya: 08.08.2020).
Сведения об авторе
Еремина Елена Владимировна - директор МКОУ СОШ № 1, Челябинская обл.,
r Kapaôam
Information about author Eremina E.V. - Director of Municipal State Educational Institution Secondary General School N° 1 , Chelyabinsk region, Karabash
УДК 373.2
ФОРМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Т.А. Ищенко, И.Я. Вешкина, Г.И. Никулина
В статье описывается опыт организации сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений по работе с одаренными детьми в рамках научно-технической направленности. Представлена структура организации такого взаимодействия, перечислены задачи, решаемые каждым из её структурных элементов. Приведены примеры создания условий и организации работы в дошкольной образовательной организации по обеспечению самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности
детей. Доказано, что сетевое взаимодействие, организованное в городе, позволяет устранять профессиональные затруднения педагогов, что позволяет им, в свою очередь, качественно подготавливать воспитанников к конкурсам технического творчества, и даёт положительные результаты освоения основной образовательной программы.
Ключевые слова: муниципальная система оценки качества образования, дошкольное образование, основная образовательная программа, техническое творчество, кадровые условия, вариативные оценочные процедуры, сетевое взаимодействие.
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) направлена на создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [12].
Техническое творчество в рамках реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) представлено в определенных направлениях развития детей дошкольного возраста - это образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-этетическое развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активно сти; художе ственно-эстетиче ско е развитие - реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей [12].
Освоение ООП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников: результаты ее освоения представлены через целевые ориентиры, которые предполагают формиро-
вание у детей дошкольного возраста предпо- образования в образовательной системе города сылок учебной деятельности на этапе заверше- Магнитогорска (результативный компонент ния ими дошкольного образования [1]. МСОКО) [2].
При формировании внутренней системы В целях создания в системе дошкольного, оценки качества образования дошкольное общего и дополнительного образования детей образовательное учреждение учитывает равных возможностей для современного требования ФГОС ДО и ориентируется на качественного образования и позитивной муниципальную систему оценки качества социализации детей, создания условий для образования (далее - МСОКО). выявления и поддержки одаренных детей и
МСОКО как сегмент региональной системы молодежи в городе ежегодно формируется оценки качества образования представляет Календарь городских мероприятий (образова-собой совокупность компонентов, обеспечива- тельных событий) для одаренных детей (далее ющих оценку качества образования в части: - Календарь) [7]. В МСОКО мероприятия структуры и содержания основных образова- Календаря относятся к вариативным процеду-тельных программ дошкольного образования; рам оценки качества результатов освоения условий их реализации; результатов освоения ООП ДО. Городские мероприятия научно-обучающимися ООП ДО. МСОКО выступает технической направленности для детей дош-информационной основой принятия управлен- кольного возраста представлены в таблице 1. ческих решений в сфере оценки качества
Таблица 1
Городские мероприятия научно-технической направленности для детей дошкольного возраста
№ п/п Предмет Наименование мероприятий
1. Мехатроника и робототехника Городской конкурс робототехник и в проектах «Прорыв. Техника. Будущее Магнитки»
2. Городские соревнования «Роботёнок» для воспитанников дошкольных образовательных учреждений
3. Городские соревнования «ИКаРёнок» для воспитанников дошкольных образовательных учреждений
4. Городской фестиваль конструирования и творчества для воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся 1-8 классов
5. Техническое конструирование и моделирование Городские авиамодельные соревнования среди дошкольных образовательных учреждений «Моя первая модель»
6. Городская техническая выставка среди дошкольников «Техностарт»
7. Городская техническая выставка «Творчество юных»
8. ГГ-технологии Конкурс детской компьютерной анимации и мультипликации «Иди, мой друг, дорогою добра»
9. Городская сетевая игра «Мой друг Интернет»
Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы» г. Магнитогорска (далее - ЦПКИМР) осуществляет сопровождение мероприятий Календаря [7]. К каждому
мероприятию Календаря издаётся организационный приказ управления образования, в котором утверждаются положения мероприятий, составы жюри, судейских бригад и коллегий. Члены жюри, судейских бригад и коллегий разрабатывают положения, конкурсные
задания, критерии оценивания и реквизиты к состязания на базе городских ресурсных мероприятиям технической направленности центров и их опорных площадках и т.п. [6, 4, 5]. Календаря (таблица 1), проводят методические Отмечена положительная динамика коли-мероприятия - установочные семинары для чества воспитанников дошкольных образова-педагогов-тренеров команд, мастер-классы по тельных учреждений, принимающих участие в подготовке команд обучающихся к соревнова- городских мероприятиях технической направ-ниям и конкурсам, организуют товарищеские ленности за последние три года (таблица 2).
Таблица 2
Динамика участия детей дошкольного возраста в городских мероприятиях технической
направленности
Год 2018 2019 2020
Количество детей 78 214 332
Количество педагогов 31 56 89
Количество дошкольны х образовательных учреждений 31 54 83
Воспитанники, участвующие в мероприя- качественного освоения воспитанниками тиях технической направленности, достигают образовательных областей «Познавательное
развитие» и «Художественно-этетическое развитие» ООП ДО в части технического творчества. При этом важно помнить, что многие педагоги, особенно представители другого поколения, могут испытывать затруд-
значимых результатов: проявляют интерес к познанию окружающего мира, владеют механизмами экспериментирования, моделирования, занимаются элементарной поисковой деятельностью, самостоятельно применяют
знания и способы деятельности для решения нения в использовании перечисленных техно-
конструкторских задач, преобразуют способы логий.
решения задач в зависимости от ситуации, Учитывая последний факт, подготовка
владеют способами сравнения, обобщения, педагогов дошкольных образовательных
анализа, работают с различными источниками учреждений к мероприятиям в рамках Кален-
информации. Всё это обусловлено грамотной даря городских мероприятий (образователь-
работой педагогов, которую можно достичь, ных событий) для одаренных детей техничес-
владея основами конструирования программи- кой направленности осуществляется с
руемых механических или виртуальных помощью сетевого взаимодействия педагоги-
моделей, созданных с использованием робото- ческих и руководящих работников, организа-
технических конструкторов, 3D-технологий, ционная структура которого представлена на
виртуальных и цифровых сред. Формирование рисунке 1. «инженерного мышления» педагога - основа
Центр повышения квалификации
и информационно-методической
городские профессиональные о&ьединения руководящих и эаботников
городские ресурсные центры на базе образовательных учреждений
проблемно-творче ские
группы руководящих и педагогических^аботников
профессиональные
педагогические конкурсы в области ИКТ
судейские коллегии и бригады конкурсов для обучающихся
Рисунок 1 - Организационная структура сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников
На наш взгляд, данная структура сетевого взаимодействия является для педагогических работников ДОУ средством повышения педагогического мастерства, а также снятия профессиональных затруднений в области технического творчества, а также позволяет им приобретать новый опыт в подготовке к мероприятиям технической направленности, обмениваться инновационными методическими продуктами, распространять передовой педагогический опыт и обеспечивать достижение результатов освоения ООП ДО.
Деятельность городского профессионального объединения робототехнического клуба «Интеллект» ориентирована на информационно-методическую, инновационную, исследовательскую деятельность по направлению образовательной робототехники для эффективного решения актуальных проблем, связанных с подготовкой воспитанников к конкурсам и соревнованиям технической направленности
[9].
В рамках заседаний клуба «Интеллект» рассматриваются вопросы организации непосредственно образовательной деятельности на занятиях по познавательному развитию и творческой конструктивно-модельной деятельности дошкольников при освоении ООП ДО. Члены клуба «Интеллект» представляют свой опыт проведения интегрированных занятий непосредственно образовательной деятельности на городских семинарах и вебинарах, например, «Компьютерное конструирование», «Кукольная мультипликация», «Робототехника и иностранный язык», «В гостях у роботов» и т.п.; демонстрируют технологию работы с детьми по созданию проектов технической направленности на мастер-классах.
Проблемно-творческие группы (далее -ПТГ) входят в состав городских профессиональных объединений педагогических и руководящих работников. Деятельность ПТГ по направлению подготовки педагогов к конкурсам технической направленности строится в соответствии с положением о проблемно-творческих группах руководящих
и педагогических работников муниципальных учреждений и опирается на решение следующих задач: эффективно разрешать актуальные проблемы в области технического творчества, применения образовательной робототехники и цифровых технологий; организовывать опытно-экспериментальную работу, создавать методические продукты по избранным проблемам, заниматься обобщением передового педагогического опыта и его диссеминацией [10]. Приведём примеры тем ПТГ, формирующих инженерное мышление педагога дошкольного образовательного учреждения, за последние три года: «Основы механики и образовательные конструкторы», «Организация проектной деятельности воспитанников ДОУ как основа реализации программ технической направленности». За эти годы членами ПТГ разработаны следующие методические продукты: «Атлас технологических карт для конструирования моделей на основе образовательных конструкторов», «Инженерные книги по конструированию и творчеству». С методическими продуктами членов ПТГ педагоги города знакомятся на выставках педагогического мастерства, на страницах сайта ЦПКИМР и на мероприятиях городского технического форума «Время, вперёд!».
Городские ресурсные центры на базе образовательных учреждений (далее - РЦ) технической направленности играют важную роль в организации сетевого взаимодействия. РЦ ориентированы на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, проведения опытно-
экспериментальной работы, обеспечения равного доступа образовательных учреждений, подведомственных управлению образования, к информационным, научно-методическим, материально-техническим ресурсам [3]. Продемонстрируем это на примере создания условий для реализации основной образовательной программы в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 24 общераз-вивающего вида» г. Магнитогорска (далее -ДОУ № 24), которое является ресурсной
опорной площадкой городского ресурсного центра образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» по направлению «Мехатро-ника и робототехника» [3, 8]. В ДОУ № 24 созданы уникальные условия для реализации ООП ДО в части технического творчества на основе мейкерского сообщества. Мейкерское сообщество рассматривается как интерактивная среда, где применяются современные образовательные информационные технологии, технологии развивающего обучения, которые способствуют формированию и развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста. Под интерактивность различного оборудования (образовательные конструкторы, 3D ручки, световые песочницы, ноутбуки, интерактивная доска, фотоаппарат и т.п.), учебно-методических материалов и цифровых ресурсов [11].
Структура мейкерского сообщества ДОУ № 24 состоит из шести лабораторий - образовательных площадок, оснащенных специализированным оборудованием. В назначенный день недели педагог со своей группой в полном составе проходит в помещение, где дети самостоятельно делятся на подгруппы-сообщества по 5-6 мейкеров и каждое сообщество выбирает ту лабораторию, в которой хотел бы «поиграть». Каждой лабораторией руководит отдельный педагог.
Задачи подгрупп-сообществ:
- знакомство с робототехникой и программированием;
- освоение различных компьютерных технологий;
- знакомство с различными способами создания моделей (проектирование и сборка моделей);
- знакомство с процессом создания мультфильмов;
- создание проектов с использованием ТРИЗ и сказкотерапии;
- знакомство с 3D моделированием.
Родители, как участники интерактивной
среды, также могут быть мейкерами вместе с детьми, и, как показала практика, такие родители начинают лучше понимать своего ребёнка - его потребности и увлечения, закономернос-
ти его мышления и развития.
Педагог как субъект мейкерского сообщества обеспечивает техническое развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки для решения технологических и конструкторских задач. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников; происходит не только развитие каждого ребенка, но и профессиональный и личностный рост педагога.
В итоге создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности и демонстрации качества результатов освоения основной образовательной программы. Опыт мейкерского сообщества был представлен на I городской научно-практической конференция «Современное образование как открытая система» в 2019 году и заявлен на конкурс «ИнфоТОП».
Проведение профессиональных конкурсов - ещё один продукт сетевого взаимодействия сотрудников ЦПКИМР и педагогических и руководящих работников РЦ.
В 2018 году инициирован ежегодный городской профессионально-педагогический конкурс по использованию информационных технологий в образовательном процессе «ИнфоТОП» с номинациями: «Использование современных информационных технологий в организации образовательной деятельности»; «Методические материалы к мероприятиям, посвящённым развитию и внедрению ИКТ» и др. В течение двух лет на конкурс были представлены проекты, связанные с техническим творчеством дошкольников: «Использование мультимедийных игр в образовательном процессе дошкольного учреждения в рамках программно-методического комплекса «Наш дом Южный Урал»» (ДОУ № 6); «Мейкерское сообщество - «Веселая среда» как фактор формирования и развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста» (ДОУ №24).
Таким образом, сетевое взаимодействие,
организованное в городе, позволяет качественно готовить педагогов дошкольных образовательных учреждений к мероприятиям технического творчества на муниципальном уровне и даёт положительные результаты. Педагоги, включенные в сетевое взаимодействие, успешно устраняют свои профессиональные затруднения, что позволяет им, в свою очередь, качественно подготавливать воспитанников к конкурсам технического творчества, и достигать положительных результатов освоения основной образовательной программы.
Список литературы
1. Багаутдинова С.Ф. Система педагогического планирования ДОО в современных условиях / С.Ф. Багаутдинова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №9. - С. 4-10.
2. Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525). - URL: https://rcokio.ru/files/ upload/nmd/bibl/koncepciya_rsoko.pdf. (дата обращения: 10.05.2020).
3. О внесении изменений в приказ от 30.10.2017 № 594 «О создании городских ресурсных центров на базе образовательных учреждений на 2017-2020 годы»: приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 24.09.19 № УО-04/626 - URL: ссылка - (дата обращения: 15.05.2020).
4. Об организации и проведении городских соревнований «ИКаРёнок» для воспитанников дошкольных образовательных учреждений : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 12.12.2019 № УО-04 915 - URL: https://cpkimr.educhel.ru/associations/assoc330/ plan/doc/862087 (дата обращения: 15.05.2020).
5. Об организации и проведении городского конкурса робототехники в проектах «Прорыв. Техника. Будущее Магнитки : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 04.06.2019 № УО-04 478 -URL: https://cpkimr.educhel.ru/associations/
assoc330/plan/doc/ 862103 (дата обращения: 15.05.2020).
6.Об организации и проведении товарищеских состязаний роботов «Роботенок» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений г. Магнитогорска : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 11.10.2019 № УО-04 670 -URL: https://cpkimr.educhel.ru/associations/ assoc330/plan/doc/862079 (дата обращения: 15.05.2020).
7.Об утверждении календаря городских мероприятий (образовательных событий) для одаренных детей : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 16.10.2019 № УО-04/686 - URL: ссылка (дата обращения: 15.05.2020).
8.Об утверждении концепции образовательного технопарка «Техносити» города Магнитогорска : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 16.01.2017 № 19. - URL: http://docplayer.ru/ 66476907-Koncepciya-obrazovatelnogo-tehno parka-tehnositi-goroda-magnitogorska.html. (дата обращения: 15.05.2020).
9. Об утверждении Положения о городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 17.10.2019 № УО-04/689 - URL: http://cpkimr. ru/Downloads/Metod/GPO/202019-2020.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
10. Об утверждении Положения о проблемно-творческих группах руководящих и педагогических работников муниципальных учреждений : приказ управления образования администрации города Магнитогорска от 06.11.2019 № УО-04/786 - URL: http://cpkimr.ru/Downloads/Deiatel/NMR/%D0 %9F%D0%A2%D0%93/4.%20%D0%9F%D 1 % 80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D 0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6 %D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20% D0%BE%20%D0%9F%D0%A2%D0%93.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
11. Резник М. Спираль обучения. 4 принц-
ипа развития детей и взрослых / М. Резник; «Robotenok» sredi vospitannikov doshkol'nykh
пер. с англ. Е. Лалаян. - Москва : Манн, Иванов obrazovatel'nykh uchrezhdeniy g. Magnitogorska
и Фербер, 2018. - 192 с. : prikaz upravleniya obrazovaniya administratsii
12. Федеральный государственный образо- goroda Magnitogorska ot 11.10.2019 № U0-04
вательный стандарт дошкольного образования 670 - URL: https://cpkimr.educhel.ru/associa
: приказ Министерства образования и науки tions/assoc330/plan/doc/862079. (data
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № obrashcheniya: 15.05.2020).
1155). - URL: http://www.rg.ru/2013/ 7. Ob utverzhdenii kalendarya gorodskikh
11/25/doshk-standart-dok.html. - (дата обраще- meropriyatiy (obrazovatel'nykh sobytiy) dlya
ния: 01.05.2020). odarennykh detey : prikaz upravleniya
obrazovaniya administratsii goroda
References Magnitogorska ot 16.10.2019 № U0-04/686 -
1. 1. Bagautdinova S.F. Sistema URL: ssylka (data obrashcheniya: 15.05.2020). pedagogicheskogo planirovaniya DOO v 8. Ob utverzhdenii kontseptsii sovremennykh usloviyakh / S.F. Bagautdinova // obrazovatel'nogo tekhnoparka «Tekhnositi» Doshkol'noe vospitanie. - 2015. - № 9. - S. 4-10. goroda Magnitogorska : prikaz upravleniya
2. Kontseptsiya regional'noy sistemy otsenki obrazovaniya administratsii goroda kachestva obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti Magnitogorska ot 16.01.2017 № 19. - URL: (prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki http://docplayer.ru/66476907-Koncepciya-Chelyabinskoy oblasti ot 14.12.2016 g. obrazovatelnogo-tehnoparka-tehnositi-goroda-№ 01/3525). - URL: https://rcokio.ru/files/uplo magnitogorska.html. (data obrashcheniya: ad/nmd/bibl/koncepciya_rsoko.pdf (data obrash- 15.05.2020).
cheniya: 10.05.2020. 9. Ob utverzhdenii Polozheniya o gorodskikh
3. O vnesenii izmeneniy v prikaz ot professional'nykh ob"edineniyakh 30.10.2017 № 594 «O sozdanii gorodskikh rukovodyashchikh i pedagogicheskikh rabotnikov resursnykh tsentrov na baze obrazovatel'nykh : prikaz upravleniya obrazovaniya administratsii uchrezhdeniy na 2017-2020 gody»: prikaz goroda Magnitogorska ot 17.10.2019 № UO-upravleniya obrazovaniya administratsii goroda 04/689 - URL: http://cpkimr.ru/Downloads/ Magnitogorska ot 24.09.19 № UO-04/626 - URL: Metod/GPO/202019-2020.pdf (data ssylka (data obrashcheniya: 15.05.2020). obrashcheniya: 15.05.2020).
4. Ob organizatsii i provedenii gorodskikh 10. Ob utverzhdenii Polozheniya o sorevnovaniy «IKaRenok» dlya vospitannikov problemno-tvorcheskikh gruppakh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy : rukovodyashchikh i pedagogicheskikh rabotnikov prikaz upravleniya obrazovaniya administratsii munitsipal'nykh uchrezhdeniy : prikaz goroda Magnitogorska ot 12.12.2019 № UO-04 upravleniya obrazovaniya administratsii goroda 915 - URL: https://cpkimr.educhel.ru/associa Magnitogorska ot 06.11.2019 № UO-04/786 -tions/assoc330/plan/doc/862087 (data obrash- URL: http://cpkimr.ru/Downloads/Deiatel/NMR/ cheniya: 15.05.2020). %D0%9F%D0%A2%D0%93/4.%20%D0%9F%
5. Ob organizatsii i provedenii gorodskogo D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7 konkursa robototekhniki v proektakh «Proryv. _%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0 Tekhnika. Budushchee Magnitki : prikaz %B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5% upravleniya obrazovaniya administratsii goroda 20%D0%BE%20%D0%9F%D0%A2%D0%93.p Magnitogorska ot 04.06.2019 № UO-04 478 - df (data obrashcheniya: 15.05.2020).
URL: https://cpkimr.educhel.ru/associations/as 11. Reznik M. Spiral' obucheniya. 4 printsipa
soc330/plan/doc/862103 (data obrashcheniya: razvitiya detey i vzroslykh / M. Reznik; per. s angl.
15.05.2020). E. Lalayan. - Moskva : Mann, Ivanov i Ferber,
6. Ob organizatsii i provedenii 2018. - 192 s.
tovarishcheskikh sostyazaniy robotov 12. Federal'nyy gosudarstvennyy
Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 53
obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya : prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155). - URL: http://www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 01.05.2020).
Сведения об авторах
Ищенко Татьяна Александровна -
заместитель директора МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Вешкина Инна Яновна - старший методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-
методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Никулина Гульнара Иршатовна -
старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 24 общеразвивающего вида», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Information about authors Ishchenko T.A. - Deputy Director of Municipal Institution of Additional Professional Education « The Centre of Training Courses and Informational and Methodological Work», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
Veshkina I.Ya. - Senior Methodologist of Municipal Institution of Additional Professional Education «The Centre of Training Courses and Informational and Methodological Work», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
Nikulina G.I. - Senior Teacher of the Municipal Pre-school Educational Institution «Kindergarten No. 24 of a General Developing Type», Chelyabinsk region, Magnitogorsk
УДК 371+908
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С.В. Соколова, О.С. Кудряшова
Авторы описывают краеведение как один из самоопределения и социализации
системообразующих элементов обучающегося на основе социокультурных,
воспитательной деятельности в ходе духовно-нравственных ценностей и принятых
реализации образовательных программ в обществе правил и норм поведения в
общего образования. Представлены примеры интересах человека, семьи, общества и
организации краеведческих занятий для детей государства» (ст. 2, п. 2) [2]. Вместе с этим мы
дошкольного и школьного возрастов в понимаем, что воспитание невозможно без
образовательных организациях, образовательного процесса. Под последним
расположенных в сельской местности. можно понимать «обучение, общение, в
Описывается значимость проведения процессе которого происходит управляемое
подобных занятий для обеспечения познание, усвоение общественно-
достижения предметных, метапредметных и исторического опыта, воспроизведение,
личностных образовательных результатов. овладение той или другой конкретной
деятельностью, лежащей в основе
Ключевые слова: общее образование, формирования личности» [5, с. 41]. Также не
воспитание, краеведение, формы внеурочной подлежит сомнению то, что реализация
деятельности. образовательного процесса осуществляется
благодаря обучению, но под постоянным и
«Воспитание - деятельность, направленная систематическим воспитательным
на развитие личности, создание условий для воздействием.