Научная статья на тему 'Формы самостоятельной работы студента. Специфика их применения'

Формы самостоятельной работы студента. Специфика их применения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилова И. Н.

В статье, на основе анализа современной российской литературы педагогической направленности, приведены различные трактовки самостоятельной работы студента, самостоятельная работа рассматривается как форма организации учебного процесса в вузе, показаны ее виды, условия реализации, критерии оценки, факторы активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы самостоятельной работы студента. Специфика их применения»

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. - М., 1971.

5. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н. Алексеева и др. - М., 1972.

6. Шамова Т.П. Активизация учения школьников. - М., 1982.

7. Шишмаренкова Г.Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. - Челябинск, 1997.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА. СПЕЦИФИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

© Шумилова И.Н.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Красноярск

В статье, на основе анализа современной российской литературы педагогической направленности, приведены различные трактовки самостоятельной работы студента, самостоятельная работа рассматривается как форма организации учебного процесса в вузе, показаны ее виды, условия реализации, критерии оценки, факторы активизации.

Для современной образовательной практики характерна тенденция увеличения материала, изучаемого студентами в высших учебных заведениях самостоятельно. В условиях научно-технического прогресса, когда однажды приобретенные знания быстро устаревают, способность получать их самостоятельно приобретает первостепенное значение. Существует мнение, что именно самостоятельная работа студентов формирует их «готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем» [1, с. 154].

Анализ отечественных наработок в области педагогики показал, что единое понимание самостоятельной работы еще не сложилось. Так, В.И. Заг-вязинский рассматривает ее как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [1, с. 155]. Зимняя И.А. интерпретирует самостоятельную работу как организуемую самим обучаемым в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения время; контролируемую им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники) [2]. Ряд авторов (П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов) полагает, что самостоятельная работа студентов - это средст-

* Начальник учебной части.

во организации учебного или научного познания студентов, которое выступает в двуедином качестве: 1) объект их деятельности, задаваемый преподавателем, программированным пособием или обучающей программой; 2) форма проявления студентом определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, который приводит его к получению нового задания, или углублению имеющегося [3]. Самостоятельная работа студента, по мнению В.П. Шишкина, выступает как высшая форма учебной деятельности, форма самообразования, которая осознана им как свободная по выбору и внутренне мотивированная деятельность [4]. Попова И.В. склонна рассматривать самостоятельную работу студента как особую форму обучения по заданию преподавателя, «выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно» [5], а Губернаторова Э.В. - как важнейшую форму организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога, при выполнении которой проявляются такие необходимые современному специалисту личностные качества как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются навыки самоорганизации и самоконтроля [6].

Экспликация основных понятий, отражающих наиболее существенные аспекты самостоятельной работы, позволяет рассматривать самостоятельную работу студента как многообразные виды его индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Целями самостоятельной работы студента являются освоение в полном объеме образовательной программы; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; формирование умений использовать информацию непараллельных источников; развитие познавательных способностей и активности (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности); формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов - значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу. Якунин В.А. считает, что самостоятельная работа студентов должна удовлетворять следующим требованиям: 1) студент должен ясно представлять, какова цель учебного задания; 2) учебные задания подбираются с учетом их сложности и доступности; 3) методические указания в самостоятельной работе должны содержать алгоритм их выполнения, своевременно проверяться и корректироваться [7]. Необходимым условием для успешной самостоятельной работы студента является четкое планирование, в основу которого должны быть положены типовые и рабо-

чие программы дисциплин, учебные планы, расписание занятий, а также нормативы часов по определению объемов самостоятельной работы студента [8]. Помимо наличия и доступности всего необходимого учебно-методического и справочного материала, условиями организации самостоятельной работы студента являются его готовность к самостоятельному труду, мотивация получения знаний, система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы, консультационная помощь преподавателя.

В современной педагогической литературе основаниями классификации самостоятельной работы студентов выступают: количество обучающихся; виды деятельности, в которые они включаются; место проведения; дидактическая цель. Так, в зависимости от количества обучающихся, самостоятельная работа может быть фронтальной, групповой, парной, индивидуальной; по видам деятельности - учебной, научной, самостоятельной, а по месту проведения - аудиторной и внеаудиторной [9].

В учебном процессе принято выделять аудиторную и внеаудиторную работу студентов. Аудиторная самостоятельная работа студента предполагает наличие групповых или индивидуальных заданий, самостоятельное выполнение которых осуществляется под методическим и организационным руководством преподавателя. Она и может включать выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм, решение задач, работу со справочной, методической и научной литературой, защиту выполненных работ, собеседование, коллоквиумы, деловые игры, дискуссии, конференции, тестирование и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа студента - это его планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность по заданию, при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без непосредственного участия последнего. Целью такой работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности.

Этот вид работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа; обоснованность и чет-

кость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос; оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Таким образом, основной целью аудиторной работы является передача информации (знаний). Во внеаудиторной студента эта цель также присутствует, но центр внимания смещается на воспитание стремления и способности учиться, развитие мышления, приобретение профессионально значимых личностных качеств. Различны и методы управления преподавателем данными образовательными процессами.

Самостоятельная работа студента по дидактической цели может быть направлена, во-первых, на приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (чтение текста, составление его плана, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.); во-вторых, на закрепление и систематизацию знаний (работа с конспектом лекции, работа над учебным материалом, составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, изучение нормативных материалов, ответы на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста, подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов, составление библиографии, тематических кроссвордов и др.); в-третьих, формирование практических умений (решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем, расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера и др.) [9, 10].

Однако активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Ведущий мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. К мотивирующим факторам самостоятельной работы студента исследователи относят: осознание студентом значимости выполняемой работы; участие в творческой деятельности (научно-исследовательской, опытно-конструкторской, методической работе, проводимой на кафедре); использование преподавателем разнообразных методов обучения и видов самостоятельных работ; участие студента с результатами самостоятельной работы в олимпиадах, конкурсах и т.п.; обязательный систематический контроль результатов самостоятельной работы студента со стороны преподавателя; обучение студента приемам самоконтроля.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. ВУЗов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2007.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 383 с.

3. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

4. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов / В.П. Шишкин // Нижегородский государственный технологический университет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.nntu.ru /RUS/NEWS/t1_d25.htm.

5. Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе. Методические рекомендации для преподавателей и студентов института экономики очной и заочной форм обучения / Сост. д-р соц. наук, проф. И.В. Попова -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 4.

6. Губернаторова Э.В. Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса в вузе / Э.В. Губернаторова // Наука и образование: Сб. трудов студентов и молодых ученых: в 2 ч. - Белово, 2009.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова; Полиус, 1998. - 639 с.

8. Губернаторова, Э.В. Указ. соч.

9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Самостоятельная работа студентов»: Презентация лекций / автор-сост. О.П. Минеева. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. A.M. Горького, 2008. - 124 сл.

10. Волчанский М.Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методические рекомендации для преподавателей и ст-ов очной и заочной форм обучения / М.Е. Волчанский. - Волгоград: Волгоградский государственный медицинский ун-т., 2004. - 11 с.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

© Ярвилянина Е.В.*

Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий,

г. Ноябрьск

В статье анализируется, возможности применения метода проектов в учебном процессе с целью развития профессиональных компетенций

* Заведующий отделением Информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.