Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство развития профессиональных компетенций студентов'

Проектная деятельность как средство развития профессиональных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярвилянина Е. В.

В статье анализируется, возможности применения метода проектов в учебном процессе с целью развития профессиональных компетенций студентов, выделены этапы организации проектной деятельности, рассмотрены критерии оценки учебных проектов, проведена классификация компетенций, развиваемых в результате применения метода проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство развития профессиональных компетенций студентов»

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. ВУЗов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2007.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 383 с.

3. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

4. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов / В.П. Шишкин // Нижегородский государственный технологический университет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.nntu.ru /RUS/NEWS/t1_d25.htm.

5. Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе. Методические рекомендации для преподавателей и студентов института экономики очной и заочной форм обучения / Сост. д-р соц. наук, проф. И.В. Попова -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 4.

6. Губернаторова Э.В. Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса в вузе / Э.В. Губернаторова // Наука и образование: Сб. трудов студентов и молодых ученых: в 2 ч. - Белово, 2009.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова; Полиус, 1998. - 639 с.

8. Губернаторова, Э.В. Указ. соч.

9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Самостоятельная работа студентов»: Презентация лекций / автор-сост. О.П. Минеева. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. A.M. Горького, 2008. - 124 сл.

10. Волчанский М.Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методические рекомендации для преподавателей и ст-ов очной и заочной форм обучения / М.Е. Волчанский. - Волгоград: Волгоградский государственный медицинский ун-т., 2004. - 11 с.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

© Ярвилянина Е.В.*

Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий,

г. Ноябрьск

В статье анализируется, возможности применения метода проектов в учебном процессе с целью развития профессиональных компетенций

* Заведующий отделением Информационных технологий.

студентов, выделены этапы организации проектной деятельности, рассмотрены критерии оценки учебных проектов, проведена классификация компетенций, развиваемых в резуньтате применения метода проектов.

Высокотехнологичное автоматизированное производство создает благоприятные возможности для творческого, интеллектуального труда, порождая новый тип квалифицированного рабочего, приближающегося по своему развитию, общему и профессиональному образованию к техническому специалисту. Специалисты в условиях технологических нововведений должны обладать разносторонними техническими и научными знаниями, умением инициативно действовать; иметь развитое чувство ответственности за функционирование доверенной им подсистемы; должны быть готовыми к освоению новых видов продукции, технологии, оборудования, профессии и места работы. Следовательно, профессиональное образование должно ориентироваться на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом.

Анализ системы образования показывает, что конечной целью профессионального образования является не передача объема знаний и на этой основе формирование профессиональных умений, а формирование профессиональной деятельности, ориентировочную основу которой составляет интегрированное профессиональное знание со всеми присущими ей общепсихологическими особенностями мотивационной (побудительной), аналитико-синтетической и исполнительной частей деятельности. Современный образовательный процесс призван быть нацеленным на подготовку не исполнителей, а созидателей, должен быть насыщенным по содержанию, логически завершенным по форме, взаимоувязанным во всех своих положениях, гибким, динамичным, опережающим. Гарантом реализации данных условий выступает компетентностый подход. Компетентностый подход заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения. Данный документ определяет компетентность как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Одним из эффективных дидактических средств, содействующих выявлению и формированию компетенций в учебном процессе, является проектная деятельность. Она весьма эффективна с точки зрения формирования у студентов того набора компетенций, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.

В процессе организации проектной деятельности используется структурный подход к применению метода проектов. При этом непосредственно деятельность студентов строится с учетом этапов проектирования:

I. Поисково-исследовательский: 1. началом проектирования всегда служит выбор предметной области, темы проекта, его типа, количества участников;

2. рассматриваются возможные варианты проблем, которые важно исследовать и решить в рамках намеченной тематики и их этап-ность с учетом подготовленности студентов, уровня их развития.

II. Планирование:

1. если проект предполагает групповую работу, то организуется комплектование бригад. Распределяются задачи по бригадам;

2. обсуждаются возможные методы реализации проекта, поиска информации, необходимой литературы, новых инструментальных средств, творческих подходов к реализации алгоритмов.

III. Технологический:

1. затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;

2. постоянно проводятся сквозные структурные просмотры разработанного программного обеспечения, промежуточные обсуждения, студенты осуществляют взаимное рецензирование проектов на различных этапах их выполнения.

IV. Заключительный:

1. заключительным этапом является презентация разработанных проектов, презентация творческих, исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых;

2. оценка проектов производится различными методами: «Оценкой старшим персоналом», методом «Оценки равных по рангу», который является преимущественным, коллективным обсуждением, научно-практической конференцией преподавателей и студентов, где объявляются результаты, вручаются призы, выдвигаются лучшие работы на областные смотры-конкурсы, студенческие конференции регионального масштаба;

3. результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Оценивание учебных проектов осуществляется по критериям:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов проектирования при разработке программного продукта;

- степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

- практическое использование предметных ЗУН;

- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками разработки программных продуктов;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы проектирования;

- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

- владение рефлексией;

- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных результатов.

Приведенный список является избыточным, однако он показывает

множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта.

При подготовке проекта студенты учатся: выделять главное, существенное в сообщении преподавателя; пользоваться самостоятельно учебными и справочными пособиями на занятиях и при домашней подготовке; выделять главное в учебном тексте; использовать логические приемы мышления (сравнение, классификацию, анализ, синтез, аналогию и др.); привлекать к изучению материала по предметам дополнительные источники (специальную литературу, документы, наблюдения); выделять существенные связи между изучаемыми явлениями, объектами с помощью схем, рисунков, таблиц, графических символов; анализировать причины успехов и неудач в своей учебной деятельности [1, 3, 4]. Следовательно, в результате проектной деятельности происходит развитие компетенций:

- ключевые: коммуникации, информационная грамотность, самообучение и развитие, работа в команде, решение проблем;

- по видам деятельности: учебная, коммуникативная (общение по объекту деятельности), профессиональная, предметная (специалиста);

- по сферам общественной деятельности - универсальная (может применяться и в быту, и в искусстве, и в технике и технологиях, и в медицине, и в политике, и т.д.);

- в отраслях общественных наук и знаний - универсальная (может применяться и в истории, и в лингвистике, и в философии и т.д.);

- в отраслях естественных наук и знаний - универсальная (может применяться и в математике, и в физике, и в строительстве и т.д.);

- в отраслях общественного производства - универсальная (может применяться и в области энергетики, и в области транспорта, и в области связи и т.д.);

- по составляющим психологической сферы: когнитивная, операци-онно-технологическая, мотивационная;

- в области способностей: общеучебные + практические, исполнительские + творческие;

- по ступеням социальной зрелости и статуса: компетентности выпускника школы, компетентности молодого специалиста, компетентности специалиста-профессионала, компетентности руководителя.

Использование метода проектов позволяет интегрировать проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов - дидактическое средство для обучения проектированию (умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию). Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, реализует деятельностный подход к обучению, что полностью удовлетворяет принципам компетентностного подхода в образовании.

Список литературы:

1. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.

2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». -М., 2004.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.