Список литературы:
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. ВУЗов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2007.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 383 с.
3. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
4. Шишкин В.П. Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов / В.П. Шишкин // Нижегородский государственный технологический университет [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.nntu.ru /RUS/NEWS/t1_d25.htm.
5. Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗе. Методические рекомендации для преподавателей и студентов института экономики очной и заочной форм обучения / Сост. д-р соц. наук, проф. И.В. Попова -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - С. 4.
6. Губернаторова Э.В. Самостоятельная работа как форма организации учебного процесса в вузе / Э.В. Губернаторова // Наука и образование: Сб. трудов студентов и молодых ученых: в 2 ч. - Белово, 2009.
7. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова; Полиус, 1998. - 639 с.
8. Губернаторова, Э.В. Указ. соч.
9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Самостоятельная работа студентов»: Презентация лекций / автор-сост. О.П. Минеева. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. A.M. Горького, 2008. - 124 сл.
10. Волчанский М.Е. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: методические рекомендации для преподавателей и ст-ов очной и заочной форм обучения / М.Е. Волчанский. - Волгоград: Волгоградский государственный медицинский ун-т., 2004. - 11 с.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
© Ярвилянина Е.В.*
Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий,
г. Ноябрьск
В статье анализируется, возможности применения метода проектов в учебном процессе с целью развития профессиональных компетенций
* Заведующий отделением Информационных технологий.
студентов, выделены этапы организации проектной деятельности, рассмотрены критерии оценки учебных проектов, проведена классификация компетенций, развиваемых в резуньтате применения метода проектов.
Высокотехнологичное автоматизированное производство создает благоприятные возможности для творческого, интеллектуального труда, порождая новый тип квалифицированного рабочего, приближающегося по своему развитию, общему и профессиональному образованию к техническому специалисту. Специалисты в условиях технологических нововведений должны обладать разносторонними техническими и научными знаниями, умением инициативно действовать; иметь развитое чувство ответственности за функционирование доверенной им подсистемы; должны быть готовыми к освоению новых видов продукции, технологии, оборудования, профессии и места работы. Следовательно, профессиональное образование должно ориентироваться на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом.
Анализ системы образования показывает, что конечной целью профессионального образования является не передача объема знаний и на этой основе формирование профессиональных умений, а формирование профессиональной деятельности, ориентировочную основу которой составляет интегрированное профессиональное знание со всеми присущими ей общепсихологическими особенностями мотивационной (побудительной), аналитико-синтетической и исполнительной частей деятельности. Современный образовательный процесс призван быть нацеленным на подготовку не исполнителей, а созидателей, должен быть насыщенным по содержанию, логически завершенным по форме, взаимоувязанным во всех своих положениях, гибким, динамичным, опережающим. Гарантом реализации данных условий выступает компетентностый подход. Компетентностый подход заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения. Данный документ определяет компетентность как умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
Одним из эффективных дидактических средств, содействующих выявлению и формированию компетенций в учебном процессе, является проектная деятельность. Она весьма эффективна с точки зрения формирования у студентов того набора компетенций, которые необходимы для успеха их будущих профессиональных занятий.
В процессе организации проектной деятельности используется структурный подход к применению метода проектов. При этом непосредственно деятельность студентов строится с учетом этапов проектирования:
I. Поисково-исследовательский: 1. началом проектирования всегда служит выбор предметной области, темы проекта, его типа, количества участников;
2. рассматриваются возможные варианты проблем, которые важно исследовать и решить в рамках намеченной тематики и их этап-ность с учетом подготовленности студентов, уровня их развития.
II. Планирование:
1. если проект предполагает групповую работу, то организуется комплектование бригад. Распределяются задачи по бригадам;
2. обсуждаются возможные методы реализации проекта, поиска информации, необходимой литературы, новых инструментальных средств, творческих подходов к реализации алгоритмов.
III. Технологический:
1. затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
2. постоянно проводятся сквозные структурные просмотры разработанного программного обеспечения, промежуточные обсуждения, студенты осуществляют взаимное рецензирование проектов на различных этапах их выполнения.
IV. Заключительный:
1. заключительным этапом является презентация разработанных проектов, презентация творческих, исследовательских работ как индивидуальных, так и групповых;
2. оценка проектов производится различными методами: «Оценкой старшим персоналом», методом «Оценки равных по рангу», который является преимущественным, коллективным обсуждением, научно-практической конференцией преподавателей и студентов, где объявляются результаты, вручаются призы, выдвигаются лучшие работы на областные смотры-конкурсы, студенческие конференции регионального масштаба;
3. результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.
Оценивание учебных проектов осуществляется по критериям:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов проектирования при разработке программного продукта;
- степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
- практическое использование предметных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками разработки программных продуктов;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы проектирования;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Приведенный список является избыточным, однако он показывает
множественность оснований для оценки, их неравнозначность и предлагает выбор критериев оценки самостоятельного проекта.
При подготовке проекта студенты учатся: выделять главное, существенное в сообщении преподавателя; пользоваться самостоятельно учебными и справочными пособиями на занятиях и при домашней подготовке; выделять главное в учебном тексте; использовать логические приемы мышления (сравнение, классификацию, анализ, синтез, аналогию и др.); привлекать к изучению материала по предметам дополнительные источники (специальную литературу, документы, наблюдения); выделять существенные связи между изучаемыми явлениями, объектами с помощью схем, рисунков, таблиц, графических символов; анализировать причины успехов и неудач в своей учебной деятельности [1, 3, 4]. Следовательно, в результате проектной деятельности происходит развитие компетенций:
- ключевые: коммуникации, информационная грамотность, самообучение и развитие, работа в команде, решение проблем;
- по видам деятельности: учебная, коммуникативная (общение по объекту деятельности), профессиональная, предметная (специалиста);
- по сферам общественной деятельности - универсальная (может применяться и в быту, и в искусстве, и в технике и технологиях, и в медицине, и в политике, и т.д.);
- в отраслях общественных наук и знаний - универсальная (может применяться и в истории, и в лингвистике, и в философии и т.д.);
- в отраслях естественных наук и знаний - универсальная (может применяться и в математике, и в физике, и в строительстве и т.д.);
- в отраслях общественного производства - универсальная (может применяться и в области энергетики, и в области транспорта, и в области связи и т.д.);
- по составляющим психологической сферы: когнитивная, операци-онно-технологическая, мотивационная;
- в области способностей: общеучебные + практические, исполнительские + творческие;
- по ступеням социальной зрелости и статуса: компетентности выпускника школы, компетентности молодого специалиста, компетентности специалиста-профессионала, компетентности руководителя.
Использование метода проектов позволяет интегрировать проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов - дидактическое средство для обучения проектированию (умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию). Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, реализует деятельностный подход к обучению, что полностью удовлетворяет принципам компетентностного подхода в образовании.
Список литературы:
1. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
2. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». -М., 2004.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.