Научная статья на тему 'Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка'

Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / CREATIVITY / FOREIGN LANGUAGE / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ирина Викторовна, Плотникова Светлана Даниловна

В статье описаны факторы, способствующие формированию у студентов устойчивых коммуникативных компетенций при применении в учебном процессе современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Ирина Викторовна, Плотникова Светлана Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activity as a teaching technology of success

The article describes the factors that promote the development of communicative competence in students by means of up-to-date educational technologies.

Текст научной работы на тему «Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка»

ART 14505

научно-методический электронный журнал

УДК 378.147:811

Королева И. В., Плотникова С. Д. Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 01. - ART 14505. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14505.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Королева Ирина Викторовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет П. А. Столыпина», г. Омск

ir.regina@mail.ru

Плотникова Светлана Даниловна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «<Омский государственный аграрный университет П. А. Столыпина», г. Омск

ЬапНоупа 55@mail.ru

Аннотация. В статье описаны факторы, способствующие формированию у студентов устойчивых коммуникативных компетенций при применении в учебном процессе современных образовательных технологий.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, проектная деятельность, творческий потенциал, иностранный язык.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Реализация компетентностно-ориентированной модели образования в сфере ВПО требует новых подходов к методике преподавания всех учебных дисциплин в целом и иностранного языка в частности. При компетентностной модели изучения иностранного языка внимание акцентируется на развитии у обучающихся коммуникативных способностей в устной и письменной речи. Коммуникативная компетенция как многокомпонентный комплекс определенных видов деятельности складывается из языковой, речевой и социокультурной составляющих. В практическом плане данная компетенция проявляется в виде двух видов способностей: рецептивной, предполагающей умение понимать чужую речь, и продуктивной, которая отражает умение субъекта порождать собственную программу речевого поведения, адекватную целям и ситуациям общения.

Методика развития компетентности учащихся опирается на следующие базовые понятия: развитие, готовность, компетенция. Выбор определенной педагогической технологии развития языковой компетентности обучающегося обусловлен целым рядом факторов. К основным можно отнести следующие: требования стандарта по специальности, реализуемой в учебном процессе; уровень владения обучающимися иностранным языком; целевая установка на решение конкретной учебной задачи; психофизические качества учащихся, а также некоторые другие. В свою очередь, любая образовательная технология представляет собой трехблочную структуру: цель (предмет, процесс, продукт), способ (средства, методы), условия (требования и форма организации).

При решении задачи формирования у учащегося устойчивых навыков общения на основе усвоенных языковых знаний и умений возникает проблема выбора оптимальных дидактических средств для повышения интереса к дисциплине и, соответственно, увеличению эффективности учебного процесса. С нашей точки зрения, большим учебным потенциалом обладает такая образовательная технология, как проектирование. При этом «материальный продукт» данной деятельности не следует ограничивать только традиционными и достаточно активно продуцируемыми письменными рефератами и докладами.

Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка

м 1 м

КОНЦЕПТ

Королева И. В., Плотникова С. Д. Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка // Концепт. - 2014. - Спецвы-_ _ пуск № 01. - ART 14505. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал Йд^^мг^^ОХ^"1' ~ Г°С' Р*Г' ЭЛ № Ф°

ART 14505 УДК 378.147:811

Спектр продуктов проектной деятельности широк и разнообразен и может включать анкеты, буклеты, тематические коллажи, сценарии, репортажи, видеоинтервью, видеофильмы и т. д. [1]. Многообразие видов оформления результатов собственного труда студентом позволяет последнему в полной мере реализовать свой творческий потенциал, почувствовать себя активным участником, творцом учебного процесса, что является самым мощным стимулом для активного и плодотворного сотрудничества (именно сотрудничества, а не просто участия) наравне с преподавателем и командой единомышленников в образовательной деятельности.

При разработке технологии конкретного проекта мы руководствовались факторами, способствующими успешной реализации проектной деятельности обучающегося:

- тематика будущего проекта, которая была бы как интересной, так и значимой для учащегося и вызывала положительные эмоции в ходе выполнения проекта;

- форма реализации готового интеллектуального продукта, его актуальность и востребованность в современных условиях;

- степень языковой, технической и социальной готовности проектировщика к осуществлению данного проекта;

- наличие достаточной проработанной методической базы для конструирования различных видов типов проектных заданий;

- ориентация проекта на самостоятельную деятельность проектировщиков, предполагающую свободу выбора тактических приемов при решении той или иной проблемной ситуации;

- минимальная степень вовлеченности преподавателя в ход подготовки проекта;

- наличие базы готовых проектов с эталонными образцами.

Программа обучения дисциплине «Иностранный язык» для учреждений высшего профессионального образования включает тематический блок «Страноведение», структурным элементом которого является раздел «Родной край». При учебной работе в рамках страноведческой тематики основное внимание нами уделяется развитию у обучающихся навыков и умений продуктивной речевой деятельности - умению грамматически и логически корректно выстраивать сообщения-описания, делать сообщения по теме, брать интервью и вести беседу в групповом режиме.

В ходе учебного процесса в качестве одной из тем нами предлагается подготовка проекта на иностранном языке «Моя маленькая родина», социально-культурную значимость и воспитательный эффект которого трудно переоценить. Так, при разработке проблематики темы и в процессе работы над проектом, учащийся структурирует по-новому свои знания о родном крае, изучает дополнительные источники информации в поисках новых и необходимых для проекта данных, что способствует воспитанию и укреплению патриотичности, любви и гордости за свою Родину.

Перед разработчиками проекта стоит задача рассказать о своей малой родине, затронув все аспекты жизни той или иной области, края, области, села: географию, культуру, историю, экономику, - акцентируя внимание на его «изюминке», специфичности и значимости для жителей данной местности. Рассказ должен вызвать у аудитории желание познакомиться с таким «изумительным» местом поближе, получить больше подробностей о нем.

Немаловажным фактором, способствующим успешной работе над проектом, является также и нацеленность на применение полученных умений в перспективе. Следует отметить, что именно на этапе определения целей и задач велика роль

im пи

КОНЦЕПТ

Королева И. В., Плотникова С. Д. Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка // Концепт. - 2014. - Спецвы-_ _ пуск № 01. - ART 14505. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал Йд^^мг^^ОХ^"1' ~ Г°С' Р*Г' ЭЛ № Ф°

ART 14505 УДК 378.147:811

преподавателя, наиболее явно проявляется (или должна проявляться) его функция как руководителя познавательно-практической деятельностью учащегося.

В данном частном случае нами дается установка на разработку такого проекта, который в форме рекомендуемого шаблона-схемы с набором готовых речевых клише и информационным наполнением мог бы в перспективе применяться учащимися в ситуациях уже не искусственного, а реального общения. Таким образом, подход к подбору содержательного компонента проекта обусловлен практической направленностью. Содержание проекта включает в себя тематический и языковой компоненты, причем основным мы определяем именно первый, что, несомненно, стимулирует учащихся в расширении диапазона своих знаний лексики и грамматики изучаемого языка. Происходит это не искусственно, а как естественная необходимость пополнить дефицит собственных языковых знаний и умений.

В качестве форм презентации проекта предлагаются две основных - видеоэкскурсия и слайд-галерея. Видеотекст, помимо содержательной стороны общения, содержит ещё и визуальную информацию о месте события; визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте. Вряд ли подлежит сомнению и тот факт, что презентация материала в форме видеопродукта оказывает более сильное эмоциональное воздействие на обучаемых по сравнению с аудио и печатными формами [2]. При подборе видеоряда для конструирования слайд-галереи студент руководствуется тематической направленностью, добиваясь как информационной достаточности, так и положительного эстетического эффекта. При широком географическом диапазоне обучающегося в нашем вузе контингента, знакомство с природой, историей, культурой, экономикой разных регионов вызывает живой и искренний интерес, стимулирует познавательную и речевую активность студентов.

Творческая деятельность студента при работе над проектом складывается из двух основных видов деятельности - проектирования и конструирования. После завершения стадии проектирования команда (творческий коллектив) или отдельный автор приступают к этапу конструирования сюжета. Конструирование включает в себя отбор необходимого и достаточного содержания, композиционное структурирование фактических данных, языковое оформление сообщения, а также техническое исполнение [3]. На данном этапе преподаватель дает методические рекомендации относительно хода выполнения работы, консультирует студентов по вопросам грамматики и корректирует в случае необходимости полученные результаты.

Как выше отмечалось, задача преподавателя при внедрении технологии проектирования должна заключаться в выборе достаточно аргументированных установок, стимулирующих продуктивную и самостоятельную деятельность студентов над проектом. Следовательно, мы считаем, основной функцией преподавателя в ходе мониторинга подготовки проектов должна остаться функция консультанта, а не администратора или инструктора. Только в таком случае готовый проект будет иметь образовательную ценность для команды, работавшей над ним, и способствовать формированию языковой коммуникативной компетенции.

Принимая во внимание такие характеристики проектной деятельности, как значимость для проектировщиков разрабатываемой темы, современная форма презентации продукта, большая степень самостоятельности при работе над проектом, нацеленность на активное применение сформированных компетенций в перспективе, - все это дает основание считать данный вид учебного творчества технологией успеха.

pu о м

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14505 УДК 378.147:811

Королева И. В., Плотникова С. Д. Образовательный потенциал проектной деятельности при изучении иностранного языка // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 01. - ART 14505. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14505.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

Ссылки на источники

1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: АСТ, 2008. - С. 79.

2. Там же. - С. 93.

3. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. - М.: Пед. о-во России, 2005. - С. 45.

Irina Koroleva, issn 2304-120х

senior lecturer, the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named by P. A. Stolypin, Omsk Svetlana Plotnikova,

senior lecturer, the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named by P.A.Stolypin, Omsk 9 7 7 Ziot, 1201 < 2

Project activity as a teaching technology of success

Abstract. The article describes the factors that promote] the development of communicative competence in students by means of up-to-date educational technologies.

Key words: communicative competence, project activity, creativity, foreign language. References: 1-3 - Russian Sources.

Рекомендовано к публикации:

Есмурзаевой Ж. Б., кандидатом филологических наук, доцентом;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ГУ r\J

977230412014213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.