с постоянными низкими оценками их работы преподавателем, ведут к формированию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Организуя учебную работу, преподаватель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку учащихся. [6]
Для успешного осуществления образовательной деятельности самооценка должна максимально соответствовать уровню достижений и способностей учащегося, быть адекватной. Адекватная самооценка оказывает непосредственное влияние на эффективность обучения, а также способствует становлению учащегося в качестве активного субъекта образовательной деятельности, определяет уровень его притязаний, мотивации, содействует в приспособлении к требованиям социальной среды, постановке целей и задач, делающих возможным самовыражение личности, раскрытию и развитию ее способностей.
Литература:
1. Гилева О.Б., Академическая успеваемость и особенности эмоциональной сферы школьников / О.Б. Гилева // Экология образования: актуальные проблемы. Вып. 2: сборник научных статей / под ред. проф. А.В. Пяткова. - Архангельск: ПТУ, 2001. - С. 44-46.
2. Егоров И.В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза: автореф. дис.: канд. пед. наук - Москва - 2005 - 25 с.
3. Замулина Л. В., Возможности предшкольной психодиагностики в прогнозировании успешности учебной деятельности младших школьников: автореф. дис.: канд. пед. наук - Санкт-Петербург, 2005 -23 с
4. Плешкова Н.А., Формирование адекватной самооценки студентов посредством организации самостоятельной работы на компьютере: автореф. дис.: канд. пед. наук - Барнаул, 2008.- 21 с.
5. Рылова В. В., Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников: автореф. дис.: канд. пед. наук - Киров, 2001 - 28 с.
6. Таров Д. А., Формирование адекватной самооценки учебной деятельности у подростков (На примере сельской школы): автореф. дис.: канд. пед. наук -Елец, 2003 - 16 с. "
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Шатунова Ольга Васильевна
канд. пед. наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
Искандарова Гульнара Камилевна студентка инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
Кашфразыев Айтуган Илдусович студент инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
В современном мире наблюдается перенасыщение рынка труда кадрами социальной направленности и нехваткой специалистов, обладающих компетентностью в технической сфере. В связи с этим актуальной проблемой психолого-педагогической науки становится обнаружение и развитие в детях технической одаренности.
По Б.М. Теплову, «одаренность - это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. Из этого определения следует, что одарённость не гарантирует успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает «строительный материал» для его достижения. И если не развивать одарённость, данную от природы, то через некоторое время можно обнаружить, что предрасположенность к определенной деятельности станет выражена слабее, и дальнейшее развитие способностей потребует немалых вложений или вообще станет невозможным.
Кроме того, при воспитании и обучении ребенка без учета его способностей у него может потеряться интерес к учебной деятельности, что может вызвать апатию или отставание от своих сверстников в освоении изучаемого материла. Следовательно, нужно развивать те способности, которые даны от природы, а для этого нужно определить, какие способности у человека выражены ярче остальных.
В психолого-педагогической науке наряду с такими видами одаренности как изобразительно-художественная, музыкальная, литературная, артистическая, лидерская,
спортивная и другие, выделяют техническую одаренность. Как правило, когда говорят о технической одарённости, речь идет о способностях, направленных на понимание, анализ и моделирование технических процессов, конструирование и анализ механизмов.
К сожалению, отечественных исследований по проблеме развития и психолого-педагогической поддержки технически одаренных детей и подростков не так много. В разное время вопросами развития технических способностей занимались такие ученые как П.Н. Андриянов, А.Н. Богатырев, В.А. Горский, Т.В. Кудрявцев, В.А. Моляко, Я.Л. Пономарев, В.Г. Разумовский, И.С. Якиманская и другие.
Принято считать, что у ребенка имеются технические способности, если он интересуется механизмами и машинами, может что-то починить, использует старые детали для создания новых поделок или игрушек, конструирует, задумывается о сущности того или иного изобретения. Обычно таким детям свойственны техническое мышление и техническая осведомленность.
А. Анастази и С. Урбина выделяют следующие способности, которые можно отнести к техническим: психомоторные, пространственные, механические [2].
Психомоторные способности это личные качества, обеспечивающие двигательную умелость. В сознательной деятельности, каковой является, например, труд, движения согласованы со знаниями человека, личным опытом, его рассуждениями о ходе работы. Человек как бы соеди-
няет голову с руками, поэтому их называют «психомоторными», а не просто «моторными» (двигательными) способностями.
К пространственным способностям относят способности оперирования пространственными образами.
Механические способности - это осведомленность и умение вести рассуждения в области механики, понимание механических закономерностей.
В практике выявления и диагностики технической одаренности детей известны следующие тесты и методики [3]:
- для измерения психомоторных способностей: тест ловкости оперирования мелкими деталями Кро-уфорда, тест Линкольна-Озерецкого, тест ловкости пальцев О'Коннора, тест ловкости Стромберга, тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования и др.;
- для измерения пространственных способностей: «Пространственные отношения» из батареи DAT, неязыковые тесты общего интеллекта (тест Векс-лера, тест Равена и др.), Миннесотский тест на восприятие пространства, тест пространственных взаимосвязей и др.;
- для измерения механических способностей: тест понимания механических закономерностей Бен-нета, тест технического понимания Пурдье. Однако, при проведении процедур выявления и диагностики технически одаренных школьников не следует забывать о том, что, как отмечается в «Рабочей концепции одаренности», «...высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия» [4, с. 49].
Одной из форм педагогической работы по развитию и поддержке технически одаренных школьников является привлечение детей и подростков к участию в различных конференциях, конкурсах, олимпиадах и фестивалях по технологии.
На инженерно-технологическом факультете Ела-бужского института Казанского федерального университета накоплен богатый опыт проведения подобных мероприятий для школьников. Стали традиционными такие конкурсы по технологии как «Созидательный труд школьников», «Юная мастерица», конкурс проектов по техническому труду, «Фестиваль вкуса», в которых ежегодно принимают участие более 300 учащихся общеобразовательных учреждений 5-11 классов.
Участникам конкурсов предоставляется возможность проявить себя в теоретических турах, показать свои умения в обработке различных видов материалов (металла, древесины, пластика, ткани, и др.), а также продемонстрировать свою креативность в практических и творческих турах.
Конкурсы по технологии, как отмечают сами школьники, являются одновременно и трудными, и очень интересными. Они требуют тщательной подготовки и кропотливого труда. Чтобы занять призовое место на таком конкурсе, ребенку требуется приложить немало физических и умственных усилий, а также задействовать весь свой творческий потенциал.
Кроме того, участие школьников в конкурсах и олимпиадах по технологии способствует не только развитию их технической одаренности, но и формирует устойчивый интерес к инженерно-техническим и дизайнерским видам профессиональной деятельности, что в свою очередь позволяет им получить востребованную на современном рынке труда профессию.
Список литературы:
1. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
2. Искандарова Г.К. Профессионально важные качества современного инженера: изучение мнения студентов и специалистов // Актуальные научные вопросы: материалы ХЬ Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. - Горловка: ФЛП Пантюх Ю.В., 2013. - С. 148-151.
3. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гу-ревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 304 с.
4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М.: Академия, 2006. - 98 с.
5. Шатунова О.В., Сергеева А.Б. Возможности школьного предмета «Технология» в развитии и поддержке одаренных детей // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2014 г.: в 11 частях. Часть 9. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - С. 152153.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИНКЛЮЗИИ
Шайкевич Мария Владимировна
аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань
Интерес к инклюзивному образованию, возникший в последние годы в нашей стране под влиянием рекламы в СМИ, обеспечил для большинства людей понимание его как возможность обучения детей-инвалидов в обычной школе, с обычными детьми. Это довольно узкое представление о сущности инклюзивного образования порожденное недостаточной нормативно-правовой базой развития инклюзивного образования; отсутствием обязательной профессиональной переподготовка учителей; неподготовленностью участников школьного сообщества к позитивному общественному мнению и толерантному отношению
к особенным детям; несовершенством технологий психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в обычной школе.
Проблема инклюзивного образования, становится более понятной, если осуществить ее исторический анализ, так как любое явление имеет свою предысторию и существует в развитии. С VIII в. до н.э. по XII в. н.э. западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия.