РОЛЬ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ В УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Г. В. Шамсутдинов,
аспирант, кафедра социальной педагогики и социологии, Оренбургский государственный педагогический
университет, г. Оренбург, Россия
Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, личностных качеств и места, занимаемого им в социуме. От самооценки во многом зависят взаимоотношения личности с окружающими людьми, её самокритичность, отношение к достижениям и неудачам. Тем самым самооценка влияет на успешность в различных видах деятельности и дальнейшее развитие личности человека.
В понятии самооценка на первый план выдвигается оценочный компонент. Самооценка это оценка человеком себя в целом и различных компонентов своей личности, таких как деятельность, взаимоотношения с окружающими людьми. Самооценка может быть стабильная, т.е. оставаться на определенном уровне в различных ситуациях и на протяжении длительного времени, и изменчивой, колеблющейся в зависимости от ситуации и успехов или неудач в какой-то сфере деятельности.
Основным фактором, влияющим на формирование самооценки, Б. Скиннер считал позитивный или негативный опыт взаимодействия человека с окружающим его миром. Каждое такое взаимодействие формирует у личности положительные или отрицательные эмоции, которые либо подкрепляют, либо подавляют последующее повторение поведения.
Ряд отечественных исследователей считают, что самооценка личности формируется в процессе деятельности посредством понимания ее результатов, из-за чего она осознает себя субъектом этой деятельности и производит оценку своих возможностей и качеств. Основную роль в формировании личности играет социальная среда. Наследственные факторы, такие как строение нервной системы, физические особенности организма отходят на второй план.
Самооценка выполняет функции регуляции и защиты, оказывая влияние на поведение, деятельность и развитие человека, его взаимоотношения в социуме. Отражая уровень удовлетворенности собой и своими действиями, уровень самоуважения, создает основу для восприятия уровня успешности в различных видах деятельности, достижения поставленных перед собой целей. Защитная функция с одной стороны обеспечивает стабильность и независимость личности, однако может искажать полученный опыт, в особенности отрицательный, и тем самым оказывать негативное влияние на развитие.
На развитие человека большое положительное влияние оказывает такой характер самоотношения, когда наряду с достаточно высокой общей самооценкой присутствуют адекватные, дифференцированные парциальные оценки разного уровня. Конфликты самооценки могут приводить как к положительным, так и отрицательным изменением личности.
Концепция уровня самооценки была разработана Альбертом Бандурой, она характеризует возможности личности оценивать свои возможности и умение справляться с внезапно возникающими проблемами. Уровень самооценки изменчив и во многом зависит от внешних и внутренних факторов.
Самооценка взаимосвязана с уровнем притязаний, то есть уровнем трудности задач, которые личность ставит перед собой и определяющий, какие результаты своей деятельности она будет воспринимать как достижение поставленной цели, а какие как неудачу.
Самооценку можно назвать адекватной, если она пропорциональна реальным успехам личности в каком-либо виде деятельности. Неадекватная самооценка формируется тогда, когда ее уровень не соответствует успешности личности. Неадекватная самооценка бывает завышенной, когда индивид переоценивает свои силы и ставит перед собой трудно достижимые для него задачи и заниженной, когда реальные возможности личности в различных сферах деятельности преуменьшаются. В обоих случаях неадекватная самооценка - оказывает весьма негативное влияние на развитие личности и ее успешности в каком-либо виде деятельности.
Если личность имеет завышенную самооценку и ставит перед собой задачи, которые не соответствуют реальным возможностям, она часто сталкивается с трудностями в решении текущих задач и сопутствующими этому неудачами. Такие неудачи весьма неприятны, и чтобы в дальнейшем избежать их, личность должна или изменить свой уровень самооценки, снизив уровень своих притязаний, или сделать неуспех малозначимым, доказав прежде всего самой себе, что это произошло случайно, в следствии различных обстоятельств, не зависящих от нее, вызван действиями других людей. В особо сложных случаях неудачи не замечаются и игнорируются. Часто индивид сам не осознает то, что он игнорирует свои неудачи, на это влияет действие защитных механизмов психики.
Обладая заниженной самооценке личность ставит перед собой легко достижимые цели, избегая сложных задач, решение которых требует значительных усилий, в следствии чего тормозится или останавливается личностное развитие человека. [2]
Проблема образования и развития самооценки остается одной из ключевых проблем формирования личности учащегося. Самооценка - это необходимый элемент развития самосознания, то есть осознание личностью самого себя, своих физических и умственных возможностей, поступков, первопричин своего поведения, своих взаимоотношений с окружающими, людьми и отношения самого к себе.
Влияние самооценки на формирование уровня уверенности или неуверенности учащегося в своих знаниях и способностях исследовала в своих работах Е.А.Серебрякова. В ее исследованиях говорится, что в зависимости от уровня самооценки у учащегося возникают различные черты характера, такие как уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность. В результате исследований был выявлен целый ряд условий формирования самооценки: роль, функция и место в этом процессе оценки другими людьми деятельности учащегося, значение оценки самим учащимся результатов своей деятельности.
Е.А.Серебрякова также сделала вывод о том, что сформированная и закрепившаяся самооценка, не существует только в рамках определенного вида деятельности, но распространяется на различные сферы жизнедеятельности человека. Самооценка в качестве мотива поведения и деятельности играет значительную роль в жизни учащегося и в формировании его личности. В процессе развития индивида происходит ее закрепление и она становится все более стабильным образованием. На определенном этапе развития необходимость в сохранении устойчивой сложившейся самооценки может стать не менее, а иногда, даже более значимой, чем необходимость получения оценки окружающих.
Адекватная самооценка образуется в результате синтеза знаний учащихся о своем потенциале в образовательной деятельности, о понимании термина "адекватная самооценка" (когнитивный компонент), умения адекватно оценивать собственные успехи в образовательной деятельности (деятельностный компонент); понимания ценности адекватной оценки образовательной деятельности (мотивационный компонент), интереса к самооцениванию образовательной деятельности (эмоциональный компонент).
Когнитивный компонент характеризуется представлением учащегося о себе, о своих возможностях в образовательной деятельности, представлением о сущности самооценки и ее роли в достижении успехов в этом виде деятельности. Деятельностный компонент характеризуется владением учащимся умениями самооценки (например умение соотносить получаемые оценки с реальным уровнем владения знаниями по предмету, умение анализировать сильные и слабые стороны своего ответа на уроке). Эмоциональный компонент характеризуется наличием у учащегося положительного либо отрицательного отношения к процессу самооценивания. Мотивационный компонент характеризуется осознанием учащимся значения адекватной самооценки, восприятием ее как необходимого компонента образовательной деятельности и как средства повышения ее результативности. [5]
Самооценку образовательной деятельности учащихся можно обозначить как умение правильно оценивать свои достижения и возможности в образовательной деятельности и развивать и совершенствовать это представление в процессе включения в оценочную деятельность.
На формирование самооценки учащегося большое влияние оказывает так же деятельность педагога.
Педагог, в процессе педагогической деятельности на уроке имеет право оценивать учащихся, что часто приводит к тому, что он считает свою точку зрения единственно правильной и не подлежащей изменению. Взгляд на педагога как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет его профессиональное и личностное развитие и может привести к эмоциональному сгоранию. Бороться с этим можно путем понимания возможности ошибиться и готовностью к самосовершенствованию. Так как в процессе образовательной деятельности происходит развитие личности на эмоциональном, социальном и психическом уровне, то особые требования предъявляются к преподавателю, так как он призван обеспечить это развитие.
Таким образом, воздействие педагога на формирование самооценки учащихся, не подлежит сомнению. Организуя образовательную деятельность, преподаватель должен сопоставлять достигнутые учащимися результаты не только с их способностями к учебе, но и с самооценкой учащегося, его собственными взглядами на характер и
уровень реализации своих способностей в различных видах учебной деятельности. От этих взглядов зависит уровень уверенности учащегося в своих силах, понимание результата как успеха так и неудач, отношение к допущенным ошибкам. Выбор способа решения задачи в зависимости от уровня её трудности и ряд других важных моментов образовательной деятельности, в которых выражаются уже не интеллектуальные способности сами по себе, а личностный фактор, влияющий на формирование адекватной самооценки учащегося. [1]
Ориентируясь на оценки педагога, учащиеся сами оценивают себя и своих одноклассников с точки зрения хорошей или плохой успеваемости, поведения, отношения к учебе.
Успехи и неудачи учащегося в учебной деятельности, оценка педагогом результатов его учебной деятельности оказывают большое влияние на самоотношение учащегося, то есть его самооценку. У учащегося в рамках образовательного процесса формируется самостоятельная оценка своего потенциала - один из главных элементов самооценки, в которой отражаются знания об окружающих людях, и его собственная активность, направленная на понимание своих действий и личностных качеств.
Формированию заниженной самооценки у учащихся с низкой успеваемостью способствуют даже более низкие, чем оценки преподавателя, оценки одноклассников, которые переносят неудачи учащихся с низкой успеваемостью на остальные сферы их жизни. Уже с начала учебной деятельности у учащихся с высокой успеваемостью может развиться завышенная самооценка, которая проявляется в пренебрежительном отношении к тем, кто хуже их учится. В процессе образовательной деятельности у учащихся имеется возрастающая в течении всего времени обучения диспропорция между объёмом и сложностью получаемой информации, которую им необходимо усвоить, и теми способами, которые им предлагаются для этой цели.
В психологических исследованиях отмечается, что попытки повышения самооценки в условиях, когда личность может сама выбирать степень трудности выполняемой задачи, приводит к конфликту двух направлений: с одной стороны, повышение уровня притязаний с целью получить максимально успешный результат, а с другой -его снижения из-за опасений неудачи. Неадекватная самооценка может привести к притязаниям, не соответствующим реальным возможностям индивида, как в завышенную так и в заниженную стороны. Это проявляется в выборе слишком трудных или, наоборот, слишком легких задач, в повышенном уровне тревожности, неуверенности в своих силах, отсутствия критичности в оценке результатов деятельности, что самым негативным образом сказывается на формировании личности подростка.
Эффективность образовательной деятельности учащегося зависит не только от полученных знаний и умения решать поставленные задачи, но и от уровня самооценки. Влияние успеваемости учащихся на их самооценку несомненно. Учащиеся, которым обучение дается с трудом, часто получают низкие оценки. Слабоуспевающим учащийся становится из-за того, что требования, которые к нему предъявляют, превосходят его возможности по освоению учебного материала. Если учащегося в каком-либо виде деятельности преследуют неудачи, то он ждет неудачу и в дальнейшем, и наоборот, после успех в выполненной учебной задаче деятельности он ждет высоких результатов в дальнейшем. В образовательной деятельности у отстающих учащихся частые неудачи, вместе
с постоянными низкими оценками их работы преподавателем, ведут к формированию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Организуя учебную работу, преподаватель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку учащихся. [6]
Для успешного осуществления образовательной деятельности самооценка должна максимально соответствовать уровню достижений и способностей учащегося, быть адекватной. Адекватная самооценка оказывает непосредственное влияние на эффективность обучения, а также способствует становлению учащегося в качестве активного субъекта образовательной деятельности, определяет уровень его притязаний, мотивации, содействует в приспособлении к требованиям социальной среды, постановке целей и задач, делающих возможным самовыражение личности, раскрытию и развитию ее способностей.
Литература:
1. Гилева О.Б., Академическая успеваемость и особенности эмоциональной сферы школьников / О.Б. Гилева // Экология образования: актуальные проблемы. Вып. 2: сборник научных статей / под ред. проф. А.В. Пяткова. - Архангельск: ПТУ, 2001. - С. 44-46.
2. Егоров И.В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза: автореф. дис.: канд. пед. наук - Москва - 2005 - 25 с.
3. Замулина Л. В., Возможности предшкольной психодиагностики в прогнозировании успешности учебной деятельности младших школьников: автореф. дис.: канд. пед. наук - Санкт-Петербург, 2005 -23 с
4. Плешкова Н.А., Формирование адекватной самооценки студентов посредством организации самостоятельной работы на компьютере: автореф. дис.: канд. пед. наук - Барнаул, 2008.- 21 с.
5. Рылова В. В., Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников: автореф. дис.: канд. пед. наук - Киров, 2001 - 28 с.
6. Таров Д. А., Формирование адекватной самооценки учебной деятельности у подростков (На примере сельской школы): автореф. дис.: канд. пед. наук -Елец, 2003 - 16 с. "
ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Шатунова Ольга Васильевна
канд. пед. наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
Искандарова Гульнара Камилевна студентка инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
Кашфразыев Айтуган Илдусович студент инженерно-технологического факультета Елабужского института Казанского федерального университета, г. Елабуга
В современном мире наблюдается перенасыщение рынка труда кадрами социальной направленности и нехваткой специалистов, обладающих компетентностью в технической сфере. В связи с этим актуальной проблемой психолого-педагогической науки становится обнаружение и развитие в детях технической одаренности.
По Б.М. Теплову, «одаренность - это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. Из этого определения следует, что одарённость не гарантирует успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает «строительный материал» для его достижения. И если не развивать одарённость, данную от природы, то через некоторое время можно обнаружить, что предрасположенность к определенной деятельности станет выражена слабее, и дальнейшее развитие способностей потребует немалых вложений или вообще станет невозможным.
Кроме того, при воспитании и обучении ребенка без учета его способностей у него может потеряться интерес к учебной деятельности, что может вызвать апатию или отставание от своих сверстников в освоении изучаемого материла. Следовательно, нужно развивать те способности, которые даны от природы, а для этого нужно определить, какие способности у человека выражены ярче остальных.
В психолого-педагогической науке наряду с такими видами одаренности как изобразительно-художественная, музыкальная, литературная, артистическая, лидерская,
спортивная и другие, выделяют техническую одаренность. Как правило, когда говорят о технической одарённости, речь идет о способностях, направленных на понимание, анализ и моделирование технических процессов, конструирование и анализ механизмов.
К сожалению, отечественных исследований по проблеме развития и психолого-педагогической поддержки технически одаренных детей и подростков не так много. В разное время вопросами развития технических способностей занимались такие ученые как П.Н. Андриянов, А.Н. Богатырев, В.А. Горский, Т.В. Кудрявцев, В.А. Моляко, Я.Л. Пономарев, В.Г. Разумовский, И.С. Якиманская и другие.
Принято считать, что у ребенка имеются технические способности, если он интересуется механизмами и машинами, может что-то починить, использует старые детали для создания новых поделок или игрушек, конструирует, задумывается о сущности того или иного изобретения. Обычно таким детям свойственны техническое мышление и техническая осведомленность.
А. Анастази и С. Урбина выделяют следующие способности, которые можно отнести к техническим: психомоторные, пространственные, механические [2].
Психомоторные способности это личные качества, обеспечивающие двигательную умелость. В сознательной деятельности, каковой является, например, труд, движения согласованы со знаниями человека, личным опытом, его рассуждениями о ходе работы. Человек как бы соеди-