Научная статья на тему 'Поддержка одаренных школьников в Республике Татарстан'

Поддержка одаренных школьников в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка одаренных школьников в Республике Татарстан»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

5. РООИ « Перспектива» « На пути к инклюзивной школе» ( пособие для учителей) 2005.

6. Скрынникова Т.Н. Из опыта инклюзивного образования// Инклюзивное образование в Европе и России: опыт, проблемы и перспективы. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009.

7. Феталиева Л.П. Инклюзивное обучение младших школьников в общеобразовательной школе./ Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования», Махачкала, 2015.

© Л.П. Феталиева, С.Х. Шихалиева, С.А. Караева, 2016

УДК 372.862

О.В. Шатунова

к. пед. н., доцент,

Казанский (Приволжский федеральный университет,

Елабужский институт, г. Елабуга, Российская Федерация

ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Феномен детской одаренности привлекает интерес и внимание исследователей всего мира и занимает важнейшее место среди основных глобальных проблем современного образования. В недавно утвержденном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Профессиональном стандарте педагога прописаны новые компетенции учителя, среди которых значится работа с одаренными учащимися [4]. Актуальность проблем, связанных с выявлением, поддержкой и развитием одаренности детей и молодежи не вызывает сомнений, так как именно они являются основой интеллектуальной составляющей человеческого капитала любой страны мира.

По мнению Г.В. Леонидовой, исследование проблемы интеллектуализации человеческого капитала предполагает изначально изучение исходных предпосылок активизации работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Она отмечает, что это важнейшее условие формирования фундамента инновационной экономики [1]. В нашем обществе, переживающем демографический кризис, должно сложиться твердое убеждение, что одаренные дети при соответствующей поддержке дают уникальную возможность повысить качество интеллектуального потенциала страны.

Ученые всего мира до сих пор спорят по вопросу, каких детей стоит считать одаренными, но большинство сходится на точке зрения, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [6]. Из этого следует, что одарённость не гарантирует успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает «строительный материал» для его достижения. И если не развивать одарённость, данную от природы, то через некоторое время можно обнаружить, что предрасположенность к определенной деятельности станет выражена слабее, и дальнейшее развитие способностей потребует немалых вложений или вообще станет невозможным.

С середины 1990-х гг. в нашем государстве стали активно реализовываться программы работы с одаренными детьми, и сегодня повсеместно создаются центры по развитию и поддержке детской и подростковой одаренности, школы, лицеи для интеллектуально и творчески одаренных детей.

В разное время рассмотрению проблем, связанным с одаренностью, были посвящены исследования отечественных ученых Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, Ю.З. Гильбуха, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова, Б.М. Теплова, Д.В. Ушакова, В.Д. Шадрикова и др., а также зарубежных Г. Гарднера, Дж. Девидсона, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, Л. Термена, Л. Холлингуорт и др.

Большинство исследователей склонны считать, что одаренность - качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности. Считается, что развитие одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Особая роль при этом отводится собственной активности ребенка, а также психологическим механизмам саморазвития личности, лежащим в основе формирования и реализации его одаренности [7].

Многообразие проявлений одаренности, ее зависимость от возраста, организации учебного процесса в школе и особенностей воспитания детей в семье, привело к выделению следующих критериев для определения видов одаренности [5]:

- по широте проявления - общая и специальная одаренность;

- по типу предпочитаемой деятельности - интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), конструкторская, лидерская (организаторская) и т.д.;

- по форме проявления - явная и скрытая (не проявившаяся);

- по степени сформированности: потенциальная и актуальная одаренность;

- по возрастным особенностям проявления - ранняя одаренность и поздняя одаренность.

Существуют различные педагогические технологии и методы развития одаренности детей и

подростков. Одним из них является привлечение обучающихся к участию в различных предметных олимпиадах и конкурсах.

В настоящее время конкурсное и олимпиадное движение по различным школьным предметам активно развивается. Получение призовых мест учащимися положительным образом сказывается на имидже школы, мотивирует детей к дальнейшим успехам [3].

Олимпиады и конкурсы выполняют одновременно несколько функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Личностное и интеллектуальное развитие всех участников олимпиадного движения: обучающихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, научных сотрудников, членов методических комиссий и родителей.

2. Поддержание единого образовательного пространства.

3. Сохранение высокого научного уровня образования в России [2].

Успешное участие в конкурсе или олимпиаде требует от школьников интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, умения быстро принимать решения в стрессовой ситуации, оценивать новую информацию, умения концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Данные качества помогут в будущем уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Для учителей-предметников конкурсное и олимпиадное движение — тоже своего рода проверка, в ходе которой можно самим себе ответить на вопросы: смогли ли они дать своим ученикам основные сведения по своему предмету; научили ли они их находить ответы на поставленные вопросы; сумеют ли ученики творчески применить полученные знания, обнаружат ли они умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Участие школьников в конкурсах, олимпиадах, фестивалях различного уровня является основным направлением педагогической деятельности по выявлению и поддержке одаренных детей и подростков и в Республике Татарстан. Следует отметить, что в данном регионе реализуется целевая программа «Дети Татарстана», одной из задач которой является создание сохранение государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала республики в рамках подпрограммы «Одаренные дети».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Результатом многолетней деятельности по данной программе является рост числа победителей и призеров всероссийских олимпиад среди школьников.

На протяжении пяти лет в Приволжском федеральном округе по результатам Всероссийской олимпиады команда школьников Республики Татарстан занимает 1 место. По Российской Федерации в 2012 году Республика Татарстан занимала 4 место после городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, а начиная с 2013 года татарстанские школьники на протяжении трех лет занимают 3 место, уступая городам Москва и Санкт-Петербург по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

В 2015 году по результатам заключительного этапа всероссийской олимпиады 109 школьников из Татарстана стали победителями и призерами (для сравнения: 2009 г. - 58 человек, 2010 г. - 59 человек, 2011 г. - 75 человек, 2012 г. - 69 человек, 2013 г.- 76 человек, 2014 г. - 73 человека). В подготовке участников заключительного этапа приняли участие 117 учителей республики, из которых 58 воспитали победителей и призеров.

С целью систематизации работы с одаренными детьми, направленной на развитие их способностей и лидерских качеств, и являющейся основой формирования будущей интеллектуальной элиты региона, в августе 2014 года по предложению министра образования и науки Республики Татарстан Энгеля Фаттахова в Казани создан «Республиканский олимпиадный центр».

Центр занимается составлением портфолио одаренных детей, координирует работу по организации школьного и муниципального этапов всероссийской и республиканской олимпиад школьников, проводит региональный этап олимпиад, организует участие наиболее одаренных детей Татарстана во всероссийских и международных олимпиадах, а также берет на себя психолого-педагогическое сопровождение подготовки участников республиканских олимпиадных команд.

Открытие Республиканского олимпиадного центра способствовало значительному росту качества подготовки школьников к олимпиаде по праву - 14 победителей и призеров (в 2014 г. - 7 человек), по технологии - 10 победителей и призеров (в 2014 г. - 1 человек), по физической культуре - 13 победителей и призеров (в 2014 г. - 4 человека), по информатике - 8 победителей и призеров (в 2014 г. - 4 человека).

Таким образом, создание на правительственном уровне условий для развития и поддержки конкурсного и олимпиадного движения в Республике Татарстан позволяет добиваться школьникам значительных успехов, тем самым обеспечивая сохранение ее интеллектуального потенциала. Список использованной литературы:

1. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: Методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: Факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1 (13). - С. 90-100.

2. Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. - 99 с.

3. Попова В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одаренных детей // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3 (55). - С. 84-93.

4. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/raznoe/ professionalnyj _standart_pedagoga/42-1-0-4297 (дата обращения: 19.12.2015).

5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М. : Академия, 2006. -98 с.

6. Рыженькова С.Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - №4. - С. 12-17.

7. Merzon E.E., Shterts O.M., Shatunova O.V., Panfilov A.N. Sex-age dynamics of development of technical giftedness signs // Life Science Journal. - 2014. - No 11 (6). - Pp. 539-542.

©О.В. Шатунова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.