Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОФОРИНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМЫ ПРОФОРИНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / МАСТЕР-КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веккессер Мария Викторовна

Целью статьи является рассмотрение эффективных форм профориентационной работы на примере деятельности в этой области кафедры филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета в предметной области русского языка. К числу таких мероприятий относятся Региональная олимпиада, Региональный форум, Малютинские чтения, Региональный фестиваль, в рамках которого проходят конкурсы проектов, научных работ, Школа юного филолога и др. Деятельность кафедры в этой сфере нацелена на создание условий для профессионального самоопределения обучающихся школ и ссузов, проживающих в Красноярском крае. Организация и проведение профориентационной работы стимулирует научно-исследовательскую, краеведческую и культурно-творческую деятельность среди обучающихся различных учебных организаций. Приводится пример мастер-класса для совершенствования речевых умений обучающихся школы. Содержание предлагаемого мероприятия может быть использовано и во внеурочной работе по русскому языку в контексте воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веккессер Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF PROFORINTATIONAL WORK IN THE SUBJECT AREA OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The article presents the forms of career guidance work of the Department of Philology and Language Communication of the Lesosibirsk Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University in the subject area of the Russian language. These events include the Regional Olympiad, the Regional Forum, the Malyutin Readings, the Regional Festival, within the framework of which there are competitions of projects, scientific works, the School of the Young Philologist, etc. The activities of the department in this area are aimed at creating conditions for professional self-determination of students in schools living in the Krasnoyarsk Territory. The organization and conduct of career guidance work stimulates research, local history and cultural and creative activities among students of various educational organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОФОРИНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ФОРМЫ ПРОФОРИНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение эффективных форм профориентационной работы на примере деятельности в этой области кафедры филологии и языковой коммуникации Лесосибирского педагогического института -филиала Сибирского федерального университета в предметной области русского языка. К числу таких мероприятий относятся Региональная олимпиада, Региональный форум, Малютинские чтения, Региональный фестиваль, в рамках которого проходят конкурсы проектов, научных работ, Школа юного филолога и др. Деятельность кафедры в этой сфере нацелена на создание условий для профессионального самоопределения обучающихся школ и ссузов, проживающих в Красноярском крае. Организация и проведение профориентационной работы стимулирует научно-исследовательскую, краеведческую и культурно-творческую деятельность среди обучающихся различных учебных организаций. Приводится пример мастер-класса для совершенствования речевых умений обучающихся школы. Содержание предлагаемого мероприятия может быть использовано и во внеурочной работе по русскому языку в контексте воспитательной работы.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессиональное самоопределение, одаренные дети, воспитательная работа, формы профориентационной работы, мастер-класс.

Annotation. The article presents the forms of career guidance work of the Department of Philology and Language Communication of the Lesosibirsk Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University in the subject area of the Russian language. These events include the Regional Olympiad, the Regional Forum, the Malyutin Readings, the Regional Festival, within the framework of which there are competitions of projects, scientific works, the School of the Young Philologist, etc. The activities of the department in this area are aimed at creating conditions for professional self-determination of students in schools living in the Krasnoyarsk Territory. The organization and conduct of career guidance work stimulates research, local history and cultural and creative activities among students of various educational organizations.

Key words: career guidance work, professional self-determination, gifted children, educational work, forms of career guidance work, master class..

Введение. Для провинциального вуза, тем более педагогического, очень важно эффективно организовать профориентационную работу среди обучающихся школы.

Преподаватели кафедры филологии и языковой коммуникации в контексте этой работы посещают классные часы и родительские собрания с целью широко и непосредственного информирования о филологическом образовании, об особенностях обучения в педагогическом вузе, о правилах поступления и т.п.

Проводятся специальные мероприятия по профориентации, в том числе и регионального уровня, в которых имеют возможность участвовать школьники 5-11 классов.

К числу таких событий можно отнести:

1) региональную олимпиаду для старшеклассников по русскому языку;

2) региональный Форум «Российское могущество прирастать будет сибирью...», в рамках которого проводятся Малютинские чтения, конкурсы проектов и литературного творчеств и др.;

3) региональный молодежный фестиваль «Ступени», включающий конкурсы чтецов, буктрейллеров, научных работ, веб-квесты и пр.;

4) реализацию программы «Школы юного филолога» в формате трех сессий;

5) познавательный Фольклорный вечер;

6) работу творческого «Верлибр-кафе»;

7) «Кафедральник», позволяющий ребятам, интересующихся вопросами филологии, окунуться в настоящую атмосферу студенческой жизни филологов через поэтический батл, творческие номера студенческих групп, креативные номера от преподавателей кафедры об их студенческой жизни;

8) деятельность «Интенсивной школы» для старшеклассников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку;

9) День славянской письменности и культуры, включающий ряд мероприятий познавательного характера (выставки, викторины, веб-квесты, обучающие локации и др.), которые позволяют формировать как у наших студентов, так и обучающихся школы уважительное отношение к истории России, приобщают их к культурно-историческому наследию славянских народов;

10) проведение мастер-классов во время Дней открытых дверей (осенью и весной): «ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов», «ЕГЭ по английскому языку на 100 баллов», «Ловушки ЕГЭ», {^ro^LOGOS», «О чем молчат учебники русского языка?» и др.).

Мы привели не полный перечень мероприятий, направленных на профориентацию.

Изложение основного материала статьи. В подготовке и проведении представленных выше форматов активно участвуют и студенты - будущие учителя: для них включение в эту работу является тоже профориентацией - ориентацией на профессию учителя и подготовкой к деятельности в сфере образования.

Особо отметим Молодежный региональный форум «Российское могущество прирастать будет Сибирью...» проводится в ЛПИ - филиале СФУ ежегодно с 2012 года. За это время участниками форума были обучающиеся школ, гимназий, лицеев, кадетских корпусов образовательных организаций гг. Красноярска, Лесосибирска, Енисейска, Ачинска, Назарово, Севастополя, Енисейского, Казачинского, Большемуртинского, Пировского и др. районов Красноярского края. Среди мероприятий форума, наиболее привлекательных для участников - научно-практические конференции, конкурсы исследовательских и социально-культурных проектов, тематические конкурсы чтецов и др.

Ниже приведем пример из опыта использования мастер-класса «^»^LOGOS» в контексте профориентационной работы. Его можно использовать на уроках развития речи и в рамках внеурочной работы по русскому языку.

Мастер-класс - активный метод взаимодействия педагога и ученика. Он способствует:

1) мотивации учения в предметной сфере русского языка;

2) решению проблемы в сфере развития речи обучающихся;

3) активизации познавательной деятельности;

4) реализации интерактивных методов обучения (мы ранее рассматривали мастер-класс в аспекте такого метода [1]).

Мы согласимся с мнением методистов, что такая форма работы позволяет практическую демонстрацию приемов по развитию и совершенствованию речи, что очень актуально в контексте проблематики работы по формированию функционально грамотной личности [3; 5]). Предложенный нами мастер-класс позволяет организовать рефлексию - «взгляд со стороны» на собственные речевые умения, это способствует совершенствованию работы в аспекте технологии формирующего оценивания (см. подробно о приемах формирующего оценивания в предметных сферах русского языка и литературы [2]).

Для постановки цели занятия показываются следующие видео:

1) фрагмент из художественного фильма «Двенадцать стульев», направленный на демонстрацию бедности и скудности речи Эллочки;

2) фрагмент из художественногофидьма «Афоня», где представлено нарушение акцентологической нормы;

3) «нарезка» из современной передачи о путешествиях, ведущая которой частотно употребляет слова-паразиты;

4) подборка фрагментов «Ералаша», иллюстрирующая засилие речи сленгом, в том числе и англицизмами.

После просмотра в диалоговой форме выясняется: какие речевые «беду» встречаются у носителей русского языка в представленных видеофрагментах.

Далее формулируется проблема, решение которой видится посредством совершенствования собственной речи: как улучшить свою речь?

Ребятам предлагается ответить на вопросы:

- В школьных учебниках по русскому языку есть прямой ответ на этот вопрос: как улучшить свою речь?

- Как вы думаете, какая (-ие) из названных «болезней» наиболее распространена (-ы) в речи современников?

- Какие приемы сами знаете, чтобы улучшить речи и уметь говорить публично и спонтанно?

Совместно приходим к выводу: конечно, учебник ценный источник информации, он знакомит с нормами языка и речи, помогает усвоить их, учит орфографии, пунктуации - письменной речи; сопровождает нас в освоении стилистических ресурсов и выразительных средств русского языка, важных как для письменной, так и для устной речи.

Далее школьникам демонстрируются некоторые приемы «прокачки» словарного запаса, что поможет улучшить речь.

1. Будущее за теми, кто читает! Чтение - средство для улучшения дикции, интонационного рисунка речи, обогащения словарного запаса. Акцентируется внимание на том, что читать необходимо вслух не менее десяти минут в день.

2. Расширяем и обогащаем словарный запас! Здесь поможет подбор эпитетов к словам - названиям предметов, за которые «зацепился глаз», например: увидели букет - динамично опиши какой он (красивый, великолепный ... (можно организовать работу по цепочке: каждый называет по одному слову-характеристике).

3. Долой слова-паразиты!

Вопросы для обсуждения:

- Как обнаружить, выявить слова-паразиты в собственной речи? (Заслушиваются ответы).

Дается такой совет: произведите запись своей спонтанной речи на диктофон, так можно услышать «слабые» места и сфокусировать внимание на их устранении.

- Используйте с этой целью следующий прием: каждый вечер «рассказывайте» диктофону в телефоне о своих делах, итогах дня, о чем угодно. А если вы смелые, то рассказывайте то же самое видеокамере! Каков будет результат? Чем чаще вы анализируете речь, тем выше шанс ее улучшить; записывая себя регулярно на видео, вы научитесь держаться в кадре и перестанете стесняться перед публикой во время выступления; вы привыкните к звучанию своего голоса «со стороны».

4. Мастер одного слова - М1С! Этот прием поможет справиться со словами-паразитами, так как он предполагает работу над импровизацией. Что необходимо делать? На протяжении 2-3 минут говорить об одном и том же предмете, например, о столе, о доске, Иване Ивановиче и т.д. Старайтесь приводить разнообразные характеристики, в том числе в виде эпитетов, метафор, сравнений (это высший пилотаж). Правило: если произошла заминка в пять секунд, то начинайте заново.

5. Техника «Негативное подкрепление» - эффективный прием избавления речи от слов-паразитов. Эти слова неосознанно употребляются, вот поэтому нужно осознать момент произнесения. Представьте, что в вашей голове как бы играет пластинка, ее нужно «поцарапать», чтобы она перестала играть. Необходимо при произнесении слова-паразита произвести его фиксацию за счет неадекватного действия, т.е. произвести «негативное подкрепление» (например, прокукарекать). Тогда начнете осознавать слова-паразиты, и произойдет избавление от них, вы научитесь себя контролировать «на автопилоте».

Здесь не стоит путать слова-паразиты с хезитацией - речевым сбоем, заминкой в речи, колебанием в выборе слова или конструкции.

6. Далее работаем над спонтанностью речи. Предлагается продолжить высказывание на определенную тему:

Вежливость - это Любовь - это Красивая жизнь - это Успешный человек - это ... ; Дисциплина - это

Терпение - это .; Дружба - это .; Виртуальный мир - это .; Любовь - это .; Прощение - это . ; Слабость - это .

7. В ходе ведения мастер-класса подчеркивается то, что главное условие, определяющее эффективность упражнений, -регулярность в их применении. В этом случае, как указывают исследователи, эффективным образом формируются коммуникативные способности [4].

С этой целью предлагаем воспользоваться трекером. Трекер - это инструмент, который помогает формировать полезные привычки, образ жизни и пр. Это может быть блокнот, лист или приложение с днями недели. В него записывают привычку и отмечают дни, когда задание выполнено. Он помогает закреплять новые привычки и избавляться от старых.

В трекере мы оставили место для приемов, которые можно включить самим, выбрав из предложенного перечня, а можно найти в других источниках или придумать самим.

Выводы. Все профориентационные мероприятия позволяют осуществлять: выявление и поощрение одаренных детей, подростков, молодежи, занимающихся научной и учебно-исследовательской деятельностью; формирование познавательного интереса у школьников и студентов к литературе, культуре, истории, языку; укрепление положительного имиджа ЛПИ - филиала СФУ. Деятельность кафедры в этой сфере нацелена на создание условий для профессионального самоопределения обучающихся школ и ссузов, проживающих в Красноярском крае, понимания личностью ценности образования с целью более успешного личностного и профессионального становления, способствующих ее социальному самоопределению в условиях территориального проживания. Организация и проведение профориентационной работы кафедрой филологии и языковой коммуникации стимулирует научно-исследовательскую, краеведческую и культурно-творческую деятельность среди обучающихся различных учебных организаций (школ, ссузов и др.).

Литература:

1. Веккессер, М.В. Организация интерактивного обучения в школе / М.В. Веккессер, Е.А. Сидорова, А.А. Фалилеева // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2017. - Вып. 8 (17). - С. 284-291.

2. Использование приемов формирующего оценивания в преподавании дисциплин филологического цикла в вузе и школе / М.В. Веккессер, Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева, И.А. Славкина // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей / отв. за выпуск М.В. Веккессер. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - № 11 (20). - 2020. - С. 129-137.

3. Кулакова, Н.В. Лингвистические способности - основа развития функционально грамотной языковой личности младшего школьника / Н.В. Кулакова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2020. - Т. 11. - №2. - С. 137-142.

4. Кулакова, Н.В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством дискуссионных форм на уроках литературного чтения / Н.В. Кулакова // Человек и язык в коммуникационном пространстве: сборник научных статей. - Красноярск: Сибирский федеральный университет. - 2021. - №12 (21). - С. 141-146.

5. Кулакова, Н.В. Роль лингвистических способностей в становлении функционально грамотной языковой личности / Н.В. Кулакова // Начальная школа. - 2020. - № 3. - С. 22-27.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пасынкова Оксана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В КУРСЕ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ"

Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы, определены и раскрыты методологические основания современного экологического воспитания. Отмечено, что ведущее значение имеет мировоззренческая идея коэволюции, которая ориентирует отношения человека и природы на гармонизацию, «экологию сотрудничества», соучастие, в противовес идеологии покорения, хищнического потребления природных ресурсов. В её контексте рассмотрены коэволюционный субъектно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегративный, интегративно-ситуативный, проблемно-интегративный, культурно-экологический подходы, раскрывающие особенности современной коэволюционной модели экологического воспитания. Раскрыты особенности методики экологического воспитания обучающихся при изучении проблем лесопользования в школьном курсе «География России» с учетом рассмотренных методологических оснований. Представлен авторский культурно-экологический модуль «Лес и человек», который реализуется при изучении темы «Лесное хозяйство и окружающая среда» и обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознания личности, что способствует формированию культуры природопользования и развитию субъектного коэволюционно-ориентированного опыта познания, сопереживания, сотворчества. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим воспитанием и методикой его осуществления в школьной географии.

Ключевые слова: экологическое воспитание, методологические основы, курс «География России», проблемы лесопользования, культурно-экологический модуль.

Annotation. The article reveals the relevance of the topic, identifies and reveals the methodological foundations of modern environmental education. It is noted that the leading importance is the ideological idea of coevolution, which focuses the relationship between man and nature on harmonization, "ecology of cooperation", complicity, as opposed to the ideology of conquest, predatory consumption of natural resources. In its context, the coevolutionary subject-activity, transdisciplinary, integrative, integrative-situational, problem-integrative, cultural-ecological approaches revealing the features coevolutionary model of environmental education are considered. The peculiarities of the methodology of ecological education of students in the study of forest management problems in the school course "Geography of Russia" are revealed, taking into account the considered methodological grounds. The author's cultural and ecological module "Forest and man" is presented, which is implemented when studying the topic "Forestry and the environment" and provides a complex impact on all spheres of consciousness of the individual, which contributes to the formation of a culture of nature management and the development of a subjective coevolution-oriented experience of cognition, empathy, co-creation. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education and the methodology of its implementation in school geography.

Key words: ecological education, methodological foundations, course "Geography of Russia", problems of forest management, cultural and ecological module.

Введение. Экологическое воспитание в современных условиях приобретает приоритетный статус в контексте современных нормативных и концептуально-стратегических документов. Экологическое воспитание школьников реализуется в контексте требований Конституции РФ, где отмечается важность развития системы экологического образования и воспитания граждан(статья 114, п. 6), а так же таких национальных проектов как «Образование» и «Экология», положений Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, указа президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Так, согласно указу президента, важнейшей задачей является изучение уникального эколого-ресурсного потенциала страны в качестве национального достояния, сохранение природы и осуществление рационального природопользования, которые связываются с опережающим «повышением уровня экологического образования и воспитания» (положение 83, пункт 17).

Следовательно, экологическое воспитание, в указанных выше нормативных документах, рассматривается как важнейший социокультурный ресурс национальной безопасности, устойчивого развития страны, который обеспечивает баланс экологического и социально-экономического развития общества. От эффективности экологического воспитания зависит не только сохранение природы, но и само существование человека, успешность выполнения любых планов культурно-цивилизационного развития.

В решении этой задачи ключевым звеном является школьное экологическое воспитание, поскольку именно оно обеспечивает опережающую функцию в формировании облика человека будущего, ответственного субъекта природопользовательской деятельности.

Значительный эколого-воспитательный потенциал имеет школьная география, которая занимает уникальное положение в системе общего среднего образования, являясь единственной интегрированной учебной дисциплиной, изучающей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.