Научная статья на тему 'Особенности профориентационной работы по русскому языку и литературе в педагогическом вузе'

Особенности профориентационной работы по русскому языку и литературе в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / CAREER GUIDANCE / HIGHER EDUCATION / RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / PROJECT ACTIVITY / SCIENTIFIC AND METHODICAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимовских Анна Геннадьевна, Ланцевская Надежда Юрьевна, Харлова Надежда Михайловна

В данной статье представлен обзор профориентационной деятельности по русскому языку и литературе, реализуемой в ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" (ШГПУ). Авторы описывают особенности организации проектной деятельности студентов и учащихся по русскому языку и литературе, систему работы научно-методического Центра поддержки изучения и преподавания русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимовских Анна Геннадьевна, Ланцевская Надежда Юрьевна, Харлова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of career guidance work on the Russian language and literature in the pedagogical university

This article provides an overview of career guidance activities in Russian language and literature, implemented in Shadrinsk State Pedagogical University (SHSPU). The authors describe the features of the organization of project activities of students and pupils in Russian language and Literature, the system of scientific and methodological Center to support the study and teaching of Russian language.

Текст научной работы на тему «Особенности профориентационной работы по русскому языку и литературе в педагогическом вузе»

Î3É

UJ S

ü UJ

<

CI UJ

96

университета. Серия "Филология". - 2014. №2.-С. 232-237.

9. Рож нова НА. Неологизмы в английской термы нологии полиграфического производства : авто-реф. ДИС.... канд.филол. наук. - Омск, 2005, - 24с. Ю.Садовский В. Н., Анкин Д. В., Симонов А. Н. Метаязык. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002 2018 (последняя редакция: 25.08.2018). 1Ж: https://gtrnarket.ru/concepts/7029.

11. Словарь стандартизованной терминологии по информации, библиотечному и издательскому делу. - М.: ВИНИТИ РАН, 2007, - 129 С.

12.Узлов Н.Д. Как психологические теории пре образуются е метаязык современных психотех-

нологий: фантазии и размышления на примере креативной рекламы // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013, - №2 (14), - С. 142-146.

13.Ускова O.A. Пространственно -временной кон

fинуум метаязыка бизнеса в парадигмах логики и синергетики// Известия РГИУ им. А,И. Герцена. -2008. - №59. - С. 179-190.

14.Хроменкое П.А. Метаязык как средство формирования профессионально-педагогической компетентности студентов вуза // Преподаватель XXI век. - 2013. - №3. - С. 7-13.

15.Хуторской A.B. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2019. -608 с.

FEA TURES OF CAREER GUIDANCE WORK ON THE RUSSIAN LANGUAGE AND I ITER A TURE IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Maksimovskikh Anna Gennadievna, PhD of Philological sciences, Associate Professor Lantsevskaya Nadezhda Yuryevna, PhD of Cult urology. Associate Professor Hariova Nadezhda Mlkhallovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor

Department of Philology and Social Sciences and Humanities, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk

This article provides an overview of career guidance activities in Russian language and literature, implemented in Shadrinsk State Pedagogical University (SHSPU), The authors describe the features of the organization of project activities of students and pupils in Russian language and Literature, the system of scientific and methodological Center to support the study and teaching of Russian language.

Keywords: career guidance; higher education; Russian language and literature; professional self project activity; scientific and methodical center.

cons ciousness;

УДК 378

ВАК РФ 13.00.08

& Максммовских А.Г., 2019 О Ланцевская Н, Ю„ 2019 ОХарпова Н.М., 2019

МАКСММОВСКИХ Анна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент

ЛАНЦЕВСКАЯ Надещда Юрьевна, кандидат культурологии, доцент

ХАРЛОВА Надежда Михайловна, кандидат филологических наук, доцент

кафедра Филологии И социогуманитарных дисциплин, Шадринский гос.ударе г венный педагогический университет, Шадрине к

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРА ТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье представлен обзор профориентационной деятельности по русскому языку и литера туре, реализуемой в ФГВОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет" (ШГПУ). Авторы описывают особенности организации проектной деятельности студентов и учащихся по русскому языку и литературе, систему работы научно-методического Центра поддержки изучений и преподавания русского языка.

Ключевые слова; профориентация; высшее образование; русский язык и литература; профессиональное самосознание; проектная деятельность; научно-методический центр.

Проблема профориентации молодежи всегда была актуальной. Исследованию этой проблемы посвящено множество диссертаций, монографий, научных статей, методических рекомендаций, в которых обобщен опыт многих учёных и практиков ¡3,с, 6].

Современная ситуация на рынке труда и сознательный выбор многими старшеклассниками будущей профессии диктуют вузам необходимость проведения огромной профориентационной работы. Под профориентационной работой мы понимаем целую систему, комплекс мер, мероприятий, которые направлены не только на успешное самоопределение учащихся в будущей профессии, но и привлечение абитуриентов, акцентирование деятельности вуза, повышение престижа учреждения. Востребованность профориентационной работы вуза не вызывает сомнения. 8 ней заинтересованы выпускники школ и их родители, учителя школ, специалисты средне-профес-

сиональных заведений, желающие получить дополнительное образование или повысить свою категорию.

Сами вузы подробно описывают сложности, специфику и механизмы профориентационной работы. Так, с системой профориентационной работы Тюменского государственного университета можно ознакомиться в монографии ПФ. Шафранова-Куцева и СИ, Толстогузова [9], на сайтах образовательных учреждений размещены задачи и планы данной деятельности, отчеты о проделанной работе, дальнейшие перспективы.

Методы профориентационной работы, по мнению СВ. Титовой Щит. по б, с. 64), учёные делят на активные и пассивные. К активным относят беседы о направлениях и профилях, реализуемых в вузах, оформление информационных ресурсово профилях (полиграфическая продукция, реклама, стенды и др.), органи-зацию и проведение традиционного "Дня открытых дверей", выступление учёных, представителей вуза в СМИ и др. К пассивным относят: лагеря и клубы разной тематической направленности (спортивные, образовательные, развивающие и т.п.), привлечение к деятельности вуза школьников, студентов СПО, организацию научных исследований, организацию олимпиад, конкурсов для школьников и другой целевой аудитории. Именно благодаря правильному сочетанию форм профориентационной работы в вузе происходит ориентация молодого поколения на рынке труда,

Шадринский государственный педагогический университет старейшее высшее учебное заведение Зауралья, центр культуры и просвещения в Курганской области. Сегодня в его структуру входит шесть факультетов, на которых обучается более 3,5 тысяч студентов очного и заочного отделений. Ежегодно из стен вуза выпускается более 650 студентов. Среди них будущие известные в России лингвисты (доктор филологических наук, профессор 0,И. Ко-урова; крае вед, диалектолог, лексикограф В,П, Тимофеев}, член Союза писателей России, поэт А.М. Виноградов, директора школ (A.C. Суханов МКОУ "Гимназия № 9", г. Шадринск; Ю.В. Павлов МКОУ СОШ №20, г. Шадринск; О.Г. Степанова МБОУ "Лицей № 1" г. Шадринск) и др.

К сожалению, провинциальные вузы, в том числе и ШГПУ, по сравнению со столичными находятся, в силу своего социального контекста, на относительно невысоком уровне рейтинга, но и у них есть неоспоримые преимущества: богатый культурно-исторический и научно-творческий потенциалы, возможность

самореализации в школьном и студенческом возрасте в рамках определённой городской среды, что способствует формированию конкретной цели получения образования, повышению качеству обучения.

Профессия педагога для современного выпускника школы не совсем привлекательна по причине небольшой заработной платы, больших эмоциональных и энергетических затрат и высоких требований, предъявляемых обществом к данным специалистам. Вместе с тем потребность в учителях в стране сейчас чрезвычайно высока. Даже небольшая Курганская область очень нуждается в таких кадрах. На конец марта 2019 года на Интерактивном пор- су тале службы занятости Курганской области [4] зарегестрированно 227 вакантных мест: не хватает учителей русского языка и литературы, -английского языка, физики, информатики, фи- " зической культуры и др. ^

Привлечение будущих работодателей к I профориентационной работе в вузе дает боль-шой положительный эффект. Например, многие выпускники студенты 5 курса, в том числе и студенты 4 курса, начинают профессиональную карьеру во время обучения в вузе, что говорит о востребованности данной профессии в России, в том числе и в Курганской области, В ШГПУ ежегодно организуются различные мероприятия, нацеленные, главным образом, на привлечение абитуриентов, потенциальных студентов. Это продуманная система мер сопровождения процесса профессионального самоопределения молодёжи с привлечением преподавателей вузов, работодателей и активно участвующих студентов.

Целью данной статьи является анализ системы профориентационной работы по русскому языку и литературе небольшого провинциального, но востребованного вуза Курганской области.

Рассмотрим несколько наиболее значимых форм профориентационной деятельности по русскому языку и литературе в ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"

Мы считаем, что усиливающаяся конкуренция на рынке труда, трансформация потребностей актуального сектора экономики становятся причиной переосмысления содержания профориентационной работы в вузах России, Новые задачи, стоящие перед специалистами, определяют новые профессиональные компетенции и способы их формирования. В связи с этим актуальным становится механизм профориентационной работы

UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

посредством реализации проектной деятельности в школах и вузах.

Не случайно ФГОС выделяет проектную деятельность в качестве одного из наиболее эффективных способов формирования необходимых компетенций для современной жизни. Проектная деятельность основана на системно деятельностном подходе, который реализует следующие принципы; принцип деятель-ности (связан с тем, что новое знание обучающиеся приобретают не в готовом виде, а через активное участие в их получении) [7]; принцип непрерывности (определяет преемственность знаний); целостности (формирование системного представления о мире природе, обществе, культуре, самом себе, своем месте в этом мире); вариативности (позволяет обучать алгоритмичности мышления, причинно-след-ственным связям, осознанию того, что возможны различные варианты решения одной и той же задачи); минимакса (связан с учетом зоны ближайшего развития обучающихся); психологической комфортности (ориентирован на создание партнерских отношений между участниками проектной работы); творчества (предполагает развитие креативного мышления обучающихся),

Системно-деятельностный подход, в отличие от традиционных подходов к обучению, направлен на то, чтобы сформировать такие умения, как остановка цели; нахождение путей ее достижения, взятие на себя ответственности за результаты своей деятельности. По сути, обучающийся должен приобрести навык быть хозяином своей жизни. Достижение этого возможно через развитие универсальных учебных действий, которые связаны с ценностно-смысловой ориентацией учащихся, организацией учащимися своей деятельности, познавательными и коммуникативными навыками. Проектная деятельность в данном случае выступает одним из эффективных способов формирования универсальных учебных действий.

Применение метода проектов на занятиях по русскому языку и литературе е обучении студентов Шадринского государственного педагогического университета происходит совместно со школьниками города Шадринска Курганской области. Так, наш опыт организации проектной деятельности в ГБОУ "Губернаторская Шадринская кадетская школа-интер-нат" с 2016 года показал, что у обучающихся развиваются навыки целеполагания, выбора ресурсов для решения задач и достижения цели, работы с информацией (поиск, анализ, отбор), командной работы и, что не менее важно, стимулирует интерес к предмету.

Сущностью любого проекта является создание уникального, не существовавшего ранее результата в заданный срок, заданного качества, с использованием заранее оговоренных ресурсов [5].

Наибольшей популярностью у студентов ШГПУ и школьников пользуются творческие проекты (инсценировки, создание сборника стихов, рассказов, сказок, написание музыкального произведения, создание видеоклипа, аудио книги и пр.), на втором месте - прак-тико-ориентированные (создание учебного фильма, учебного пособия, справочника, рекомендаций, словаря, сценария мероприятия, интеллектуальной интерактивной игры и пр.), затем - информационные (создание журнала или газеты на определенную тему, новостной передачи, группы в социальных сетях или сайта, фотоотчета и пр.). Исследовательские проекты традиционно оказываются менее востребованными, и это, на наш взгляд, связано с отсутствием яркой творческой составляющей данного жанра.

В реализации проектной деятельности мы опираемся на критерии успешности проекта Щ: наличие цели (ясное понимание результата); видение ресурсов; наличие проектной команды (четкое распределение ролей); наличие времени. По каждому критерию ведется основательная работа. Например, на этапе постановки цели применяется современный подход -SMART-технология: Specific, Measurabie, Achievabie, Relevant, Timebound [1]. Здесь каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей: конкретность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени. На данном этапе происходит обсуждение следующих вопросов:

1. Какого результата мы хотим достичь за счет выполнения цели и почему, кто вовлечен в выполнение цели и существуют ли ограничения илидополнительныеусловия, которые необходимы для достижения цели.

2. Какой показатель (качественный или количественный) будет говорить о том, что цель достигнута?

3. Достижима ли цель при условии имеющегося опыта и ресурсов?

4. Какие выгоды принесет участнику (участникам) решение поставленной задачи?

5. Каков финальный срок реализации цели?

На этапе планирования составляется так

называемый "Лист планирования", в который заносится информация о задачах, которые необходимо решить, сроках их решения и ответственных.

Наибольшее внимание нами уделяется подготовительному этапу работы, а именно - выбору темы проектной деятельности. Мы не работаем со "списком тем", т.к. это перечеркивает такие важные для проектной работы принципы индивидуального подхода и личностной значимости. Известно, что центральным моти-вационным элементом выступает осознание личной причастности участника проекта к самому первому этапу проектирования: "Это придумал я". Поэтому при выборе темы нами учитываются как предметные пристрастия ученика, так и его внеучебные интересы. Кроме этого для определения глубинных интересов обучающихся нами применяется такое средство, как МАК - метафорические ассоциативные карты. МАК - уникальное универсальное средство, которое используют прежде всего в психологии и психиатрии, а также в практике самопознания и саморазвития. "8 основе ассоциативных карт лежит метафора, которая является эффективным средством развития самосознания и субъектности. Как отмечает исследователь И. Чайковская, при грамотном использовании метафоры она может стать сильнейшим средством "психотерапевтического воздействия, так как она ориентирована на бессознательные слои личности" [8, с. 92].

Нами же данное средство применяется при организации проектной деятельности. Данные карты позволяют в удобном для участника режиме - через ассоциации, выполнение упражнений с последующей рефлексией определить сферу интересов, осознать возможные ограничения и пути, ресурсы коррекции ограничений, 8 данном случае работа ведется на двух уровнях - глубинном и личностном при подключении бессознательного и сознательного уровней.

Таким образом, при организации профори-ентационной работы в вузе важно учитывать современные технологии, необходимые для формирования актуальных компетенций выпускников. И одной из наиболее эффективных технологий является проектная деятельность.

В Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Шадринский государственный педагогический университет" с октября 2016 года работает Научно-методический центр поддержки изучения и преподавания русского языка, который помогает вузу вести эффективную профориентационную работу.

Основной целью Центра является разработка и внедрение инновационных проектов в области преподавания и изучения языка. А од-

ной из задач Центра является проведение про-фориентационной работы для учащихся школ города, района, области с целью установления партнерских отношений с образовательными организациями. За прошедшее время сотрудниками Центра проделана большая работа по данному направлению.

1. Работа с одарёнными детьми. Базой для проведения такой работы стала МКОУ "Гимназия №9" г. Шадринска. Был разработан график проведения занятий по русскому языку с 23 одарёнными учащимися, собранными из всех 6-х классов гимназии. Занятия проходили в течение двух лет. Преподаватели вуза ответственно подошли к выбору тем занятий: от подготовки к внутришкольному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады по русскому языку до проведения конференций, на которых учащиеся защищали свои проекты. Примером может быть ежегодная научно-:: практическая конференция школьников "Шаг в будущее" (русский язык), очный этап которой проходит на базе ШГПУ. Была проведена работа по организации участия школьников во Всероссийском фестивале науки "Наука 0+" в мероприятии "Мы любим и изучаем русский язык" в 2018 году. Профессиональную направленность имеет общегородской конкурс по русскому языку "Без ошибок" (совместно с научно-практическим центром "Калейдоскоп"). Таким образом, работа с одарёнными детьми - это подготовка будущих абитуриентов, их профессиональный отбор.

2. Проведение занятий с учащимися по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Базой для проведения таких занятий стали как школы города Шадринска (МКОУ "Лицей №1", ГКОУ Шадринская школа-интернат № 12), так и школы Шадринского района (МКОУ "Погорельская СОШ" Шадринского района, МБОУ "Ключевская СОШ им. АЛ. Бирюкова", МКОУ "Краснони-винская СОШ", МКОУ "Ольховская СОШ", МКОУ "Красномыльская СОШ", МКОУ "Черемисская ООШ", МКОУ "Неонилинская ООШ", МКОУ "Глу-бокинская ООШ", МКОУ "Маслянская СОШ", МКОУ "Сухринская ООШ"). Разработана система уроков по подготовке учащихся 9-х классов к выполнению заданий тестовой части, а также заданий 15.1,15,2,15.3 ОГЭ по русскому языку. Проводились тренинги учащихся 10-11 классов, Особое внимание уделялось подготовке к написанию изложений, сочинений, работе с текстом.

3. Организация и проведение ежегодного празднования Международного дня родного языка 21 февраля. Такое мероприятие обычно

СП

о си

-0 з:

СУ

ел

-г.

Ё

99

LH

s ^

ü LH

<

d

LH

*

100

проводятся на базе ШГПУ или с выходом в городские или сельские школы. В подготовке мероприятий принимают активное участие студенты-филологи: они подбирают наиболее интересный материал, готовят наглядность. При проведении праздника под руководством преподавателей студенты учатся общаться со школьниками, организуют их, проводят игры, конкурсы. Осуществляется Мциально-гтрофес сиональная адаптация, профессиональное воспитание, происходит профессиональное консультирование, оказание индивидуальной помощи студентам, их профессиональная подготовка.

4. Организация и проведение профориен-тационного мероприятия по русскому языку "Профпробы" ("Путешествие в страну Лингвистику") для учащихся 9- 11 классов школ города Шадринска и Шадринского района. Профессиональные пробы для учащихся имеют ярко выраженную профессиональную направленность; школьники пробуют свои силы, учатся применять свои знания в различных разделах русского языка.

5. Ярко выраженную профессиональную направленность имеет организация и проведение лрофориентэционной социальной акции "Рождественская ярмарка". Мероприятие имеет соревновательный характер, в нём принимают участие студенты, представляющие свои социальные проекты.

6. Работа с учителями русского языка осуществлялась на научно-методического семинаре "Русский язык и современные образовательные технологии"; на заседании круглого стола для учителей русского языка г. Шадринска "Инновации 8 системе аттестации по русскому языку" (новые требования к ОГЭ и ЕГЭ); на ежегодных, ставших традиционными заседаниях научно-методических объединений учителей русского языка и литературы г. Шадринска и Шадринского района; на мастер-классах, проводимых как на базе ШГПУ, так и на базах школ. Например, мастер-класс "Урок русского языка в 9 классе на тему: "Сжатое изложение. Приемы сжатия" был проведен на базе Лицея №1 г. Шадринска в 9А классе. На мастер-классе присутствовало 17 учителей русского языка. Осуществлялась индивидуальная консультационная работа с учителями по организации и содержанию научно-исследовательской работы учащихся.

7. Привлечение студентов к профориента-ционной работе в период педагогической практики, предоставление им рекламной продукции о факультетах и университете. Вклю-

чение в педпрактику студентов обязательных заданий по проведению профориентацион-ных мероприятий.

Одним из видов профориентационной работы является организация и проведение олимпиад. Так, начиная с 2016 года, е университете проводятся: международная дистанционная олимпиада для зарубежных школьников и международная дистанционная олимпиада по русскому языку как иностранному для иностранных студентов, обучающихся в российских и зарубежных вузах. За период с 2016 по 2019 гг. в них приняли участие более 200 человек.

Таким образом, система профориентационной работы по русскому языку и литературе в педагогическом вузе включает: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное консультирование, профессиональный отбор абитуриентов, оказание индивидуальной помощи студентам, слушателям Центра повышения квалификации.

Литература:

1. Акбарова С.А. Постановка целей по методике SMART и как она йлияет на мотиваций" сотрудников / С.А, Акбарова // Colloquium journal. - 2019.

№3-4(27) [Электронный ресурс]. - Режимдосту-па: https://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-tseley-po-metodike-smart-i-kak-ona-vhyaet-na-motivalsiyu-sotrudnikov

2. Аралбаева Ф.З, Критерии эффективного проектного менеджмента /Ф.Э. Аралбаева, O.A. Руся-ева // Вестник ОГУ. - 2006. - N»10-2. - С. 258-264.

3. Блясова И.Ю. Социально-профессиональное самоопределение учащихся н процессе культур-но-досугоеой деятельности : учебное пособие / под ред. А.Г. Максимовских. - Шадрин с к : Шадр. Дом Печати, 2015. - 130 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Интерактивный портал службы занятости Курганской области // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htips://irud, kurganobl.ru/vacancy

5. Казун А.П. "Проектный метод" как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи / А.П. Казун, Л.С. Пастухова // Известия МГТУ. 2014. - №4(22) [Электронный ресурс]. - Режим доступа; htfps://cyber[eninka.ru/artic!e/n/proektnyy-metod-kak-mehanizm-professionainoy-orientatsii-detey-i-moiodezhi

6. Паскарь B.C. Современные формы профориентационной работы в вузах / B.C. Паскарь // Кон цепт. - 2017. - Т. 27. - С. 64-68 [Электронный ре сурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/20T7/ 574011 .htm

7. Тоистевз О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О.С. Тоистева // Педагогическое образование в России.-2013.- №2 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.rn/articie/n/ sistemno-deyateinostnyy pod hod suschnostnaya h a ra kte ri s ti ka • i ■ pri nts i py rea I iza ts i И

8. Чайковская И.А, Возможности метафорических ассоциативных карт в работе с личностным ре сурсом клиента (на примере комплекта "Мой жизненный сценарий") / И.А. Чайковская, Э.И. Ар~ гунеее П Вестник ОГУ. - 2018. - №2 (214) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьмрз:// суЬег!еп!пка.ги/аг(1с1е/п/уогтогЬпо511-

metafoFkheskih-assotsiaiivnyb-kart-v-rabote-s-ikhnostnym-res ursom-klienf з-na-prime re-komplekta-moy-zhiznennyy-stsenariy 9. Шаф pa нов-Куцее Г.Ф, Профориентацией и ые практики вуза : монографии / Г. Ф. Шафраноа-Куцев, С. Н. То л стогу зов. М.: Логос, 2014. - 196 с.

DIGITAL COMPETENCE OF A MODERN TEACHER IN THE CONDITIONS OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT Migacheva Marina VasiHevna, PhD of Sociology, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Ivasho va Ifa ten tina A natofte ma, PhD ofSociology, A ssocia te Professor, head of Sociological Research and Marketing Department, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article analyzes the role of education in the digital society and its impact on the formation of information culture of the younger generation. The results of ¿in expert survey of teachers of the general education system of Stavropol region are presented. The expert assessment of digital competences of teachers of schools and electronic educational environment of educational organizations is carried out. As an important conclusion of the research the problem areas in general user, general pedagogical, subject-pedagogical digital competences of teachers who work today in educational organizations of the South of Russia are formulated.

Keywords; digital competence of the teacher; electronic, educational environment; education in a digital society" information culture. s

CD «ч

О CU

-0 X

Q s:

CO

cu 01

-Z.

'k

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБ РАЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

в статье анализируется роль образования в цифровом обществе и его влияние на формирование информационной культуры подрастающего поколения. Представлены результаты экспертного опроса педагогических работников системы общего образования Ставропольского края. Проведена экспертная оценка цифровых компетенций педагогов школ и электронной образова тельной среды образовательных организаций. В качестве важного вывода исследования сформулированы проблемные области в общепользовательских, общепедагогических, предметно педагогических цифровых компетенци ях педагогов, которые работают сегодня в общеобразовательных организациях Юга России.

Ключевые слова: цифровые компетенции педагога; электронная образова тельная среда; образование в цифровом обществе; информационная культура.

Массовое внедрение цифровых технологий в повседневные бытовые и рабочие практики населения практически всех возрастных категорий жителей России актуализировало вопрос цифровой грамотности. Основы цифровой грамотности должны быть заложены в период обучения, начиная с раннего детского возраста, 8 этой ситуации образовательные организации объективно являются одними из ключевых агентов цифровой трансформации экономики, поскольку обеспечивают формирование цифровых компетенций подрастающего поколения.

В связи с этим возникла необходимость решения как минимум двух ключевых вопросов в системе образования: в какой степени сами педагоги обладают цифровыми компетенциями и насколько развита электронная образовательная среда образовательных организаций.

Так, требования к ИКТ-компетентности учителей зафиксированы на уровне государственных квалификационных требований, где

УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.01

Ъ Мигачева М.В., 2019 ? Ивашова В.А., 2019

S

101

МИГА ЧЕВА Марина Васильевна, кандидат социологических наук доцент кафедры Математики и информатики, Ставропольский государе геенный педагогический институт, Ставрополь

ИВАШОВА Валентна Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела Социологических исследований и маркетинга, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.