Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2394
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / SUBJECTS OF FEDERATION / ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / FORMS OF OWNERSHIP / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / CIVIL NORMS / ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INSTITUTE OF STATE PROPERTY / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE PROPERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасов Д.А.

Собственность в России подразделяется на частную, государственную и муниципальную. Права всех собственников защищаются равным образом. В составе частной собственности различают собственность граждан и юридических яиц. В составе государственной собственности - федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований. Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. При определении границ права собственности граждан, а следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Особенность института государственной собственности состоит в том, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и проч., т.е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM OF OWNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION: POLITICAL-LEGAL ASPECT

Property in Russia is divided into private, state and municipal. Rights of all owners are protected in the same way. In the structure of private property distinguish the property of citizens and legal eggs. In the structure of state property - Federal property and property of subjects of Federation and municipal ownership of urban and rural settlements and other property of municipalities. The property belonging to state or municipal property, if it is not reserved for state or municipal enterprises and institutions, is the property of the Treasury. When defining the borders of the property right of citizens and, consequently, the borders of its implementation should proceed from the inherent to the civil law principle allowed orientation of the civil law regulation and the principle of optionality. State property as an economic category means the property belonging to the nation in the face of elected representative bodies of state power. From this point of view, the right of state ownership in the objective sense is a set of legal norms establishing and protecting the identity of wealth to the people (the population of the territory in the person chosen representative body of state power, as well as establishing the procedure for acquisition, use and disposal of state property. The peculiarity of the Institute of state property is that as a set of legal rules, the Institute of law of state property covers not only the norms of civil law, and other legal norms industries, also regulates relationship in question: the state, administrative, financial, land, etc., ie is a complex legal institution. On the content it is dominated by civil law norms and decisive role played by the constitutional (state law) norms.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ПОЛИТИКА И ПРАВО

Д.А. ТАРАСОВ,

магистр юриспруденции и помощник нотариуса — нотариальная контора нотариуса

города Москвы Зарубиной Ольги Константиновны

ФОРМЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Собственность в России подразделяется на частную, государственную и муниципальную. Права всех собственников защищаются равным образом. В составе частной собственности различают собственность граждан и юридических яиц. В составе государственной собственности — федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований. Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. При определении границ права собственности граждан, а следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-право-

D.A. TARASOV,

master of law and the assistant notaries - notary office of a notary of the city of Moscow Zarubina Olga Konstantinovna

FORM OF OWNERSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION: POLITICAL-LEGAL ASPECT

Property in Russia is divided into private, state and municipal. Rights of all owners are protected in the same way. In the structure of private property distinguish the property of citizens and legal eggs. In the structure of state property - Federal property and property of subjects of Federation and municipal ownership of urban and rural settlements and other property of municipalities. The property belonging to state or municipal property, if it is not reserved for state or municipal enterprises and institutions, is the property of the Treasury. When defining the borders of the property right of citizens and, consequently, the borders of its implementation should proceed from the inherent to the civil law principle allowed orientation of the civil law regulation and the principle of optionality. State property as an economic category means the property belonging to the nation in the face of elected representative bodies of state power. From this point of view, the right of state ownership in the objective sense

вого регулирования и принципа дис-позитивности. Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Особенность института государственной собственности состоит в том, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и проч., т.е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Ключевые слова: Российская Федерация, субъекты Федерации, формы права собственности, гражданско-правовые нормы, институт государственной собственности, муниципальная собственность, частная собственность.

is a set of legal norms establishing and protecting the identity of wealth to the people (the population of the territory in the person chosen representative body of state power, as well as establishing the procedure for acquisition, use and disposal of state property. The peculiarity of the Institute of state property is that as a set of legal rules, the Institute of law of state property covers not only the norms of civil law, and other legal norms industries, also regulates relationship in question: the state, administrative, financial, land, etc., ie is a complex legal institution. On the content it is dominated by civil law norms and decisive role played by the constitutional (state law) norms.

Key words: Russian Federation, subjects of Federation, forms of ownership, civil norms, Institute of state property, municipal property, private property.

Формы права собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми располагает его собственник.

Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 8 которой в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Аналогичное положение закреплено в ст. 212 ГК РФ, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований. Отметим, что перечень форм собственности, данный как в Конституции РФ, так и в Гражданском кодексе РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в России признаются иные формы собственности.

Жилищный кодекс РФ 2004 г.1 дает определение жилищному фонду и подразделяет его на несколько

1 См.: СЗ РФ. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 14.

видов. Согласно ст. 19 Кодекса под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

По целям использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами -собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Итак, собственность в России подразделяется на частную, государственную и муниципальную. Права всех собственников защищаются равным образом. В составе частной собственности различают собственность граждан и юридических яиц. В составе государственной собственности - федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований. Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреж-

дениями, составляет имущество казны2.

Право частной собственности. Частная собственность является господствующей со времен рабовладельческого общества вплоть до наших дней. В самом широком плане, по мнению Г.И. Черкасова, это - собственность отдельных, обособленных лиц, направленная главным образом на получение и умножение их доходов. Иными словами, имеются в виду общественные отношения по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определенных жизненных благ в целях обогащения3.

Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и иные «средства производства»4.

Содержание частной собственности выступает как отношения меж-

2 В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта Федерации или муниципальную казну.

3 См.: Черкасов Г.И. Общая теория собственности. М.: Юнити-Дана, 2003. С. 38, 39.

4 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского. М.: Фонд «Правовая культура», 1999. С. 158.

ду частными владельцами определенных жизненных благ и различного рода невладельцами их. Основные участники данных отношений могут быть разделены пространственно, территориально5.

Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных федеральных законов. Например, в Земельном кодексе РФ 2001 г.6 закрепляется право собственности на землю граждан и юридических лиц: собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным российским законодательством (ст. 15). Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность7.

Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности федерального государ-ства8. Конституция РФ 1993 г. про-

5 См.: Черкасов Г.И. Указ. соч. С. 41.

6 См.: СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

7 См.: Скловский К.И., Амурова O.A. Право владельца на плоды от использования имущества // Росс. право. 1998. № 8. С. 77, 78.

8 По действующему законодательству

таким имуществом являются богатства

континентального шельфа и морской эко-

номической зоны, некоторые виды воо-

ружений, памятников истории и куль-

туры и т.п.

возгласила возможность иметь в частной собственности не только землю (земельные участки), но и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 36). Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов. Так, новая редакция Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»9 в ст. 1.2 предусматривает, что недра, включая содержащиеся в них полезные ископаемые, являются государственной собственностью, а участки недр не могут быть предметом гражданского оборота (что нельзя признать вполне соответствующим положению ч. 2 ст. 9 Конституции РФ); ст. 9 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»10 устанавливает исключительное право государственной собственности на природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п. объекты). В любом случае виды объектов, которые не могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ), но не в подзаконном акте11 .

В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК РФ не подлежат ограничению ко-

9 См.: СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

10 См.: СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

11 Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, т.е. ограниченных в обороте (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ).

личество, а также стоимость объектов права собственности граждан и юридических лиц, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1). Таким образом, как справедливо отмечают К.И. Склов-ский и O.A. Амурова, ГК РФ предусматривает весьма широкие возможности для развития частной собственности, создавая ей необходимые правовые гарантии12.

Итак, отношения собственности получают юридическое выражение как в системе правовых норм, образующих институт права собственности, так и в субъективном праве собственности, т.е. в той мере власти, которую закон и иные правовые акты закрепляют за собственником. Как верно указывают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, гражданин, являющийся в соответствии с гражданским законодательством дееспособным, имеет право собственности на имущество, приобретенное им от участия в производительной, в том числе и предпринимательской деятельности, а также на имущество, полученное им по наследству, на доходы от вложений в кредитные учреждения13.

12 См.: Скловский К.И., Амурова O.A. Указ. соч. С. 77.

13 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского. С. 159.

Гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы. При этом имущество, принадлежащее хозяйственному обществу (товариществу) даже со 100% государственным или муниципальным участием, является объектом частной собственности. Государству или муниципальному образованию в этом случае принадлежат на праве собственности лишь акции (вклады) такого общества (товарищества)14. Соответственно, любые условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять при выходе внесенное им в качестве вклада имущество в натуре, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена в законе15.

При этом отсутствуют препятствия для перехода от одного вида частной собственности к другому, более того, такой переход поощряется, поскольку труд и капитал должны устремляться туда, где они могут принести наибольший экономический и иной социальный эффект. Нельзя игнорировать как общесоциальные, так и общегражданские способы образования собственности граждан. К числу первых от-

14 См.: там же. С. 160, 161.

15 См.: Грудцына Л.Ю. Гражданское общество и сфера частных интересов // Образование и право. 2012. № 12 (40).

носятся пособия и выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь из-за рубежа и за счет благотворительных фондов и т.д., к числу вторых - проценты на капитал (дивиденды на акции), наследование, дарение и т.д. Роль и значение первых, за исключением разве гуманитарной помощи, в условиях перехода к рынку падает, вторых - возрастает16.

Собственность одного лица образуется, как правило, за счет не одного, а нескольких источников17. Вопрос о субъекте права собственности граждан предельно прост: в качестве такового выступает гражданин в разных правовых качествах. В одних случаях перед нами наемный работник, в других - индивидуальный предприниматель, в третьих - предприниматель, выступающий в маске юридического лица, и т.д.18

16 См.: Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

17 Например, гражданин как пенсионер получает пенсию, как наемный работник - заработную плату, как акционер - дивиденды, как лицо, ведущее подсобное хозяйство на земельном участке в пригородной местности, - доходы от собственной экономической деятельности, не направленной на извлечение прибыли.

18 См.: Комментарий к Гражданскому

кодексу Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского. С. 159.

Всякое право, каким бы емким ни было его содержание, имеет свои границы. При определении границ права собственности граждан, а следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивно-сти. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспози-тивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения19.

Круг юридических лиц, выступающих в качестве собственников принадлежащего им имущества, необычайно широк. Это — хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений (п. 3 ст. 213 ГК РФ).

При осуществлении права собственности юридического лица, определении параметров его деятельности имеет место сочетание актов коллегиальных и единоличных органов (например, общего собрания и гене-

19 См.: Скловский К.И., Амурова O.A. Указ. соч. С. 78 - 84.

рального директора), причем решающее значение должно придаваться актам коллегиальных органов20.

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества21 .

20 Если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества, то решение о совершении сделки должно быть принято советом директоров единогласно. При не достижении единогласия вопрос о совершении такой сделки совет директоров может вынести на решение общего собрания. Если же предметом крупной сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% активов, то решение о ее совершении принимается общим собранием акционеров, причем для этого требуется большинство в три четверти голосов акционеров, присутствующих на собрании.

21 См.: Грудцына Л.Ю. Идея граждан-

ского общества в творчестве М.М. Спе-

ранского // Образование и право. 2011.

№ 3 (19). С. 217 - 225.

Особенность института государственной собственности состоит в том, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы не только гражданского права, но и других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения (государственного, административного, финансового, земельного и проч.), т.е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Регулируя правовое положение государственной собственности, ст. 214 ГК РФ развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 (с изм. от 24 июня 1992 г.) «О собственности в РСФСР»22. Прежде всего сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и

22 См.: Ведомости СНД РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

ее субъектов. До принятия специального закона по этому вопросу согласно ст. 4 Вводного закона23 сохраняют силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»24 (далее - Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1) и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. Кроме того, к таким правоотношениям применимо постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации»25.

В развитие указанных нормативных актов Правительством РФ ут-

23 См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

24 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 89.

25 См.: СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4243.

верждено большое количество постановлений, касающихся передачи конкретных объектов в государственную собственность субъектов Федерации (например, постановление Правительства РФ от 9 сентября 1992 г. № 682 «О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Таймырского автономного округа»26 и др.)27.

Названные нормативные акты предусматривают также ведение Реестра федеральной собственности, Реестра собственности субъектов Российской Федерации и Реестра муниципальной собственности. Более подробно порядок ведения таких реестров изложен в постановлении Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального иму-щества»28. До внесения соответствующего объекта в тот или иной Реестр собственности, документом, подтверждающим право собственности на него Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, является зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п. 10 Положения от 18 марта 1992 г.).

26 См.: СЗ РФ. 1992. № 11. Ст. 864.

27 См.: Грудцыта Л.Ю., Петров С.М. Гражданское общество как социальная система: теоретико-правовые аспекты взаимодействия с государством // Образование и право. 2013. № 1 (41)-2 (42).

28 См.: СЗ РФ. 1998. № 28. Ст. 3354.

Важно подчеркнуть, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК РФ).

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект Федерации в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как соб-ственника29 .

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Прави-

29 См.: Грудцыта Л.Ю. Гражданское

общество и частное право // Новый юрид. журнал. 2013. № 2.

тельство РФ (п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, п. 15 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (в ред. от 21 июля 1993 г.), Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»30 (утратил силу с 12 июня 2006 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 12 июня 2006 г. № 603) и др.). Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами — предприятиями и учреждениями — на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятель-

30 См.: СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2858.

ных юридических лиц31 . Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника — государства, этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования32 . Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте и названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания33 .

31 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (Постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Статут, 1999. С. 211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Гражданский кодекс РФ понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство).

33 Эти же средства служат источни-

ком дополнительной (субсидиарной) от-

ветственности государства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

В п. 2 ст. 214 ГК РФ установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность. Иными словами, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). В то же время этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством34.

Управление государственной собственностью субъектов Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями суть гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство — предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Федерации не вправе устанавливать гражданско-пра-

34 См.: Грудцыта Л.Ю. Сотрудничество государства и профессиональных юридических сообществ // Экономика и право. XXI век. 2013. № 2.

вовые нормы. Нормы о видах имущества, на отчуждение которого унитарным предприятием требуется согласие собственника, являются гражданско-правовыми нормами, так как в соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет порядок осуществления права собственности и других вещных прав. В связи с этим нормы законов субъектов Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями пред-приятий35. При этом следует учесть, что условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.

Муниципальная собственность. Данная категория давно известна нашему гражданскому праву. Российский закон не считает муниципальную собственность разновидностью государственной. Это - самостоятельная форма (вид) собствен-

35 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (Постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. С. 211.

ности. Согласно ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»36 (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водо-

36 См.: СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

снабжения населения, водоотведе-ния, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и др.

Согласно ч. 3 ст. 50 вышеназванного Федерального закона в собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

6) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

7) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением са-нитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбу-латорно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и др.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не

предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от

использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты37 .

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования38 .

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановле-

37 См.: Лагуткин A.B., Грудцыта Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2-3. С. 6 - 10.

38 Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

нием и Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме Госкомимущества РФ от 1 марта 1996 г. № АР-18/1599 «О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную»39. Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты Федерации обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Федерации или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»40).

39 См.: Панорама приватизации. 1996. № 5.

40 См.: САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5071.

Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроен-но-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-7%-ных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 г. № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов41. Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенные помещения, постро-

41 См.: Вестник ВАС РФ. 1997. № 8.

енные за счет 5-7%-ных отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535), после 1 июля 1994 г. вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений42 .

Согласно ст. 125 ГК РФ права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный глава местного самоуп-

42 См. об этом также п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (Приложение к информационному письму ВАС РФ от

11 июня 1997 г. № 15).

равления, иные выборные должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Осуществление от имени соответствующего муниципального образования собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией не делает их собственниками соответствующего имущества43.

Муниципальное имущество, подобно государственному, также делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

Признав гражданскую правосубъектность муниципалитетов,

43 Как и государственные органы, органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте и в качестве самостоятельных юридических лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество (ст. 296).

Гражданский кодекс РФ, однако, позволяет выступать в гражданско-правовых отношениях только органам местного самоуправления (п. 2 ст. 125). Тем самым муниципалитеты как институты власти практически лишаются гражданской правоспособности44 . Такое толкование п. 2 ст. 125 ГК РФ не соответствует ее смыслу. В гражданско-правовых отношениях, регулируемых указанной нормой, в качестве их субъектов выступают именно муниципальные образования, а органы местного самоуправления при этом — лишь их представителями. Поэтому участие органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях не может снижать гражданскую правосубъектность муниципальных образований. Аналогичный вывод можно сделать и о соотношении правосубъектности в гражданско-правовых отношениях Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и их органов государственной власти — с другой45 .

Наиболее важны из всех прав, осуществляемых муниципальным образованием как субъектом гражданских правоотношений, права собственника муниципального имущества. Субъектами права муниципальной собственности выступают: органы местного самоуправления, должностные лица местного само-

44 См.: Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности / / Журнал росс. права. 1997. № 9. С. 81.

45 См.: Грудцына Л.Ю. Гражданское общество и частное право. С. 79 - 89.

управления, население муниципального образования46 .

Однако и Гражданский кодекс РФ, и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества47.

Например, А. Уваров, анализируя соотношение прав пользования и распоряжения муниципальной собственностью, принадлежащих населению муниципального образования и органам (должностным лицам) местного самоуправления, указывает: «Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ - это прежде всего право самого населения. Но, учи-

46 См.: Колюшин Е.И. Указ. соч. С. 80.

47 Этот вывод подтверждает п. 2

ст. 212 ГК РФ, устанавливающий, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

тывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Думается, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности с точки зрения гражданского права не приводит к изменению муниципальной формы собственности. С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме»48.

Такое толкование субъектов права муниципальной собственности ошибочно. Наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника - муниципального образования, но не пере-

48 Уваров A.A. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал росс. права. 1999. № 3/4. С. 33.

дачу от него права собственности какому-либо другому лицу.

Актуален и вопрос о разграничении полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по регулированию порядка приобретения и прекращения права муниципальной собственности. По мнению Е.И. Ко-люшина, ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования не могут устанавливать особенности приобретения и прекращения права муниципальной собственности. Однако Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает в п. 4 ст. 29 право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Эта норма Федерального закона делегирует местному самоуправлению полномочие, которое согласно ст. 217 ГК РФ должно быть урегулировано законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Однако вывод о делегировании муниципальным образованиям государственных полномочий по установлению порядка приватизации, думается, неточен. Вопросы регулирования приобретения и прекращения права муниципальной собственности — смены собственника муниципального имущества относятся к гражданскому законодательству, т.е. в соответствии со ст. 71 Конституции РФ — к предметам ведения Российской Федерации. Таким образом, ее субъекты не могут регулировать своими законами особенности при-

обретения и прекращения права муниципальной собственности. При этом муниципальные образования регулируют порядок и условия приватизации муниципального имущества не в результате наделения их соответствующими государственными полномочиями, а по праву собственника муниципального имущества.

В отличие от норм муниципального права, основные из которых устанавливает Российская Федерация, менее общие — ее субъекты, а наиболее конкретные — муниципальные образования, полномочия по регулированию порядка осуществления прав муниципальной собственности распределяются только между Российской Федерацией, которая устанавливает соответствующие нормы гражданского права, и муниципальным образованием как собственником муниципального имущества, свободным в осуществлении этих прав в той мере, в которой они не ограничены федеральными законами, без какой-либо необходимости делегировать муниципальному образованию государственные полномочия по регулированию порядка и условий приватизации муниципальной собственнос-ти49.

Подведем некоторые итоги. История реформирования видов собственности в России много раз приобретала крайние формы. Декрет о

49 См.: Грудцыта Л.Ю. Гражданское общество и частное право // Междунар. академ. журнал РАЕН. 2013. № 4. С. 69 -79.

земле, принятый 8 ноября 1917 г. Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, обратил все земли во всенародное достояние и отменил существовавшие виды прав на землю (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т.д.). Сейчас же можно говорить о завершении новой — современной гражданско-правовой реформы института собственности, закрепившей в России юридическое равенство и многообразие форм собственности.

Характеризуя направление современной реформы, отметим, что отечественное гражданское законодательство о собственности сегодня находится «в пути» — пути от общего к частному. Преодолены многие трудности при выработке определения права собственности, провозглашена собственность на земельные участки, даны ответы на принципиальные вопросы. Более того, с принятием Земельного кодекса РФ и введением в действие гл. 17 ГК РФ решена и проблема частной собственности на землю. Однако на законодательном уровне урегулированы еще не все вопросы, связанные с правом и формами собственности. Так, необходимо принятие специального федерального закона, который должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов. Как верно отмечает Л.В. Щенникова, «отношения собственности, не могут регу-

лироваться «плохими» или «средними» законами. Законодательство о собственности может быть только мудрым, чтобы не причинить всем нам непоправимый вред. Эти общие оценки роли и значения института собственности заставляют задуматься над тем, насколько качественным законодательство о собственности было в России ранее и каким оно является сегодня»50. Анализируя же действующее законодательство, можно с уверенностью сказать, что права отдельных субъектов, как граждан, юридических лиц, так и государства, защищены на уровне закона, в котором нашли свое отражение принципы демократического правового государства о праве собственности и формах собственности.

Сейчас все мы, граждане России, стали потенциальными счастливыми обладателями права собственности на самые разнообразные материальные объекты: «в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам»; «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом... » (п. 1 и

50 Щенникова Л.В. Право собственности в гражданском законодательстве России // Законодательство. 2001. № 1. С. 43.

2 ст. 213 ГК РФ). Каждый из нас правоспособен иметь дом, земельный участок на праве собственности. Статья 209 ГК РФ определяет, что под правом собственности понимается возможность совершения любых действий собственником по своему усмотрению, но, несмотря на широту своих действий в отношении закрепленного за ним имущества, собственник ограничен в них указаниями закона, правами и интересами других лиц. Как видим, в трактовке данного права российский закон отошел от триады полномочий собственника. Таким образом, можно констатировать завершение реформирования института собственности. Дальнейшее же развитие правового регулирования права и форм собственности должно пойти по пути детального урегулирования частной собственности.

В то же время в ситуации «беспредельного частного произвола» назревает необходимость принятия законодательства о национализации, о котором так много говорят. Важно лишь, чтобы вновь принимаемое законодательство о национализации земель строилось не на многострадальном опыте советской России, а на принципах правового демократического государства, которые нашли свое отражение в ныне действующей Конституции РФ.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы. Во-первых, собственность в России подразделяется на частную, государственную и муниципальную. Права всех собственников защищаются равным образом. В составе частной

собственности различают собственность граждан и юридических яиц. В составе государственной собственности — федеральную собственность и собственность субъектов Федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований. Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны.

Во-вторых, при определении границ права собственности граждан, а следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспози-тивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения.

В-третьих, государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смыс-

ле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

В-четвертых, особенность института государственной собственности состоит в том, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения (государственного, административного, финансового, земельного и проч.), т.е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

В-пятых, управление государственной собственностью субъектов Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями суть гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы.

Библиографический список:

1. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009.

2. Грудцыта Л.Ю. Гражданское общество и сфера частных интересов // Образование и право. 2012. № 12 (40).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Грудцыта Л.Ю. Гражданское общество и частное право // Междунар. академ. журнал РАЕН. 2013. № 4. С. 69 - 79.

4. Грудцыта Л.Ю. Гражданское общество и частное право // Новый юрид. журнал. 2013. № 2. С. 79-89.

5. Грудцыта Л.Ю. Идея гражданского общества в творчестве М.М. Сперанского // Образование и право. 2011. № 3 (19). С. 217 - 225.

6. Грудцыта Л.Ю. Сотрудничество государства и профессиональных юридических сообществ // Экономика и право. XXI век. 2013. № 2.

7. Грудц-ына Л.Ю., Петров С.М. Гражданское общество как социальная система: теоретико-правовые аспекты взаимодействия с государством // Образование и право. 2013. № 1 (41)-2 (42).

8. Колюшин Е.И. О праве муниципальной собственности // Журнал росс. права. 1997. № 9. С. 80, 81.

9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского, В.В. Витрянского. М.: Фонд «Правовая культура», 1999. С. 158-161.

10. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (Постатейный) / Под ред. О.Н. Сади-кова. М.: Статут, 1999. С. 211.

11.Лагуткин A.B., Грудцыта Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2-3. С. 6 - 10.

12. Скловский К.И., Амурова О.А. Право владельца на плоды от использования имущества // Росс. право. 1998. № 8. С. 77-84.

13. Уваров А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал росс. права. 1999. № 3/4. С. 33.

14.Черкасов Г.И. Общая теория собственности. М.: Юнити-Дана, 2003. С. 38, 39, 41.

15.Щенникова Л.В. Право собственности в гражданском законодательстве России // Законодательство. 2001. № 1. С. 43.

References (transliteration):

1. Grudcyna L.Ju. Gosudarstvenno-pravovoj mehanizm f ormirovanija i podderzhki institutov grazhdanskogo obshhestva v Rossii: Avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2009.

2. Grudcyna L.Ju. Grazhdanskoe obshhestvo i sfera chastnyh interesov // Obrazovanie i pravo. 2012. № 12 (40).

3. Grudcyna L.Ju. Grazhdanskoe obshhestvo i chastnoe pravo // Mezhdunar. akadem. zhurnal RAEN. 2013. № 4. S. 69 - 79.

4. Grudcyna L.Ju. Grazhdanskoe obshhestvo i chastnoe pravo // Novyj jurid. zhurnal. 2013. № 2. S. 79-89.

5. Grudcyna L.Ju. Ideja grazhdanskogo obshhestva v tvorchestve M.M. Speranskogo // Obrazovanie i pravo. 2011. № 3 (19). S. 217 - 225.

6. Grudcyna L.Ju. Sotrudnichestvo gosudarstva i professional'nyh juridiches-kih soobshhestv // Jekonomika i pravo. XXI vek. 2013. № 2.

8. Grudcyna L.Ju., Petrov S.M. Grazhdanskoe obshhestvo kak social'naja sistema: teoretiko-pravovye aspekty vzaimodejstvija s gosudarstvom // Obrazovanie i pravo. 2013. № 1 (41)-2 (42).

9. Koljushin E.I. O prave municipal'noj sobstvennosti // Zhurnal ross. prava. 1997. № 9. S. 80, 81.

10. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii dlja predprinimatelej / Pod red. M.I. Braginskogo, V.V. Vitrjanskogo. M.: Fond «Pravovaja kul'tura», 1999. S. 158-161.

11. Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii chasti pervoj (Postatejnyj) / Pod red. O.N. Sadikova. M.: Statut, 1999. S. 211.

12. Lagutkin A.V., Grudcyna L.Ju. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii: problemy rosta // Predstavitel'naja vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2013. № 2-3. S. 6 - 10.

13. Sklovskij K.I., Amurova O.A. Pravo vladel'ca na plody ot ispol'zovanija imushhestva // Ross. pravo. 1998. № 8. S. 77-84.

14. Uvarov A.A. Municipal'naja sobstvennost': problemy f ormirovanija i upravlenija // Zhurnal ross. prava. 1999. № 3/4. S. 33.

15. Cherkasov G.I. Obshhaja teorija sobstvennosti. M.: Juniti-Dana, 2003. S. 38, 39, 41.

16. Shhennikova L.V. Pravo sobstven-nosti v grazhdanskom zakonodatel'stve Rossii // Zakonodatel'stvo. 2001. № 1. S. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.