Научная статья на тему 'Формы организации учебного процесса преподавания дисциплины "судебно-медицинская экспертиза"'

Формы организации учебного процесса преподавания дисциплины "судебно-медицинская экспертиза" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / COMPETENCE / FORENSIC MEDICAL EXAMINATION / ARBITRAGE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Наталья Александровна, Баринов Евгений Христофорович

Статья посвящена вопросам организации обучающего процесса и формирования компетенций врача судебно-медицинского эксперта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева Наталья Александровна, Баринов Евгений Христофорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE "FORENSIC MEDICAL EXAMINATION"

The article is devoted to the organization of the training process and the formation of the competence of a forensic doctor.

Текст научной работы на тему «Формы организации учебного процесса преподавания дисциплины "судебно-медицинская экспертиза"»

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

Н. А. Михеева, Е. Х. Баринов

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» Минздрава России, Москва Аннотация: Статья посвящена вопросам организации обучающего процесса и формирования компетенций врача - судебно-медицинского эксперта.

Ключевые слова: компетенции, судебно-медицинская экспертиза, судебная практика

FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE «FORENSIC MEDICAL EXAMINATION»

N. A. Mikheeva, E. H. Barinov

Abstract: The article is devoted to the organization of the training process and the formation of the competence of a forensic doctor.

Keywords: competence, forensic medical examination; arbitrage practice

http://dx.doi.org/10.19048/2411-8729-2018-4-3-41-42

В отечественном образовании в настоящее время осуществляется реформирование процесса обучения. Но как во все времена, так и сейчас обучение в медицинском вузе направлено на достижение единой важной цели - подготовки квалифицированных специалистов в каждой из медицинских специальностей, куда относится и судебно-медицинская экспертиза.

Для воплощения указанной цели необходимо применять модель компетентностного обучения, которое направлено на достижение запланированных конечных целей образования - компетенций (что, собственно, отражено в федеральных государственных образовательных стандартах).

Компетенции, которые необходимы для полноценной профессиональной деятельности врача - судебно-медицинского эксперта и которые формируются в процессе обучения у студентов и ординаторов:

- общепрофессиональные:

• готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;

• готовность к ведению медицинской документации;

• способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач;

- профессиональные:

• готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия того илии-ного заболевания;

• способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра;

• готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины.

В основе компетентностного подхода находятся готовность и способность к саморазвитию и профессиональной самореализации.

Для более эффективного формирования компетенций будущих врачей - судебно-медицинских экспертов вместе с традиционной моделью образования следует использовать интерактивные образовательные технологии, которые составляют основную часть учебного процесса.

Педагогическая деятельность преподавателя кафедры судебной медицины состоит из проверки исходного состояния знаний врачей-ординаторов, проверки их умений и навыков, целеполагания, выделения стратегии обучения, постановки задач, контроля выполнения задач. Также достаточно важным элементом деятельности преподавателя следует указать управление самоконтролем обучающихся. Затем следует обратная связь и собственно анализ результатов учебного процесса.

Умение формирования компетенций в учебном процессе, в том числе и по специальности «судебно-медицинская экспертиза», является важной задачей преподавателя, независимо от того, где он проводит занятия - в учебной аудитории, у секционного стола или при осмотре трупа на месте его обнаружения.

Как уже было отмечено выше, организация учебного процесса состоит из традиционной формы (аудиторные занятия) и интерактивной формы. В интерактивную форму входят: проведение с ординаторами обучающих имитационных игр, разыгрывание ролевых ситуаций, анализ конкретных ситуаций, с которыми судебно-медицинские эксперты сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

Формы учебной деятельности ординаторов формируют организацию учебного процесса таким образом, что все обучающиеся вовлекаются в обучающий процесс. Можно выделить три формы учебной деятельности.

Первая форма представлена взаимодействием обучающегося и, собственно, предмета обучения. Для этого ординаторам предоставляются различные литературные

источники (учебники, учебно-методические пособия, выборочные тексты, статьи и т.п.), учебные аудио-, видеоматериалы, компьютерные программы.

Регулировать степень самостоятельности учащегося и, следовательно, вероятность допущения ошибок можно так же, изменяя содержание предложенного задания и инструкции преподавателя, ставя перед учащимся задачу строго следовать линейному алгоритму или предлагать смешанные алгоритмы решения задачи.

Вторая форма связана со взаимодействием ординатора и преподавателя. В данном случае ординатор оказывается под влиянием профессионального преподавателя и у него появляется возможность изучать дисциплину, ориентируясь на опыт другого человека, наиболее удобным ему способом. Основа данной формы - индивидуальный подход. Педагог ведет беседу с каждым ординатором. Принимает во внимание мотивацию обучающегося или же старается узнать причину непонимания изучаемой темы. Опыт преподавания показывает, что если замотивировать себя и в последующем изучать предмет обучения ординаторы могут самостоятельно, то на стадии применения полученной информации они нуждаются в руководстве. Взаимодействие преподавателя и ординатора важно на этапах рассуждения и практического применения знаний.

Следует отметить, что индивидуальный стиль учебной деятельности тесно связан с эффективностью интеллектуальной деятельности, академической успеваемостью, внеучебной активностью, распорядком жизни, физическим самочувствием, эмоциональным состоянием, уровнем стресса, который могут испытывать ординаторы во время учебного процесса.

Третья форма - это взаимодействие обучаемых между собой. Взаимодействие ординаторов, которое происходит в учебной аудитории или какой-либо другой образовательной группе и является ценным элементом обучения. В связи с тем, что в современном обществе чрезвычайно важно обладать навыками эффективного взаимодействия в проектах, где участвуют группы специалистов, на формирование этих навыков также делается акцент.

При групповой работе над заданием, когда его выполняют сразу несколько ординаторов, у обучающихся формируются навыки совместной деятельности - например, при описании трупа на месте его обнаружения, проведении антропометрических исследований и т.д. Сложности возникают тогда, когда в совместной работе принимают участие ординаторы с различными

стилями деятельности. Добиться от них эффективной совместной работы можно при ее координации со стороны преподавателя.

В компетентностном образовательном процессе, целью которого является формирование самостоятельности, применяемой в будущей профессиональной деятельности, можно выделить переход на качественно новый уровень взаимоотношений преподаватель - ординатор. Это отражается в образования партнерских взаимоотношений в обучающей деятельности, формировании психологического комфорта в данной группе.

При внедрении инновационных процессов в образовании следует учитывать методы и содержание образования, психологические аспекты обучения, педагогические возможности, результаты эффективности образовательного процесса.

◊ ЛИТЕРАТУРА

1. Михеева Н.А., Баринов Е.Х., Ромодановский П.О., Филатова Г. А. Компетентностный подход в подготовке будущего врача - судебно-медицинского эксперта. Судебная медицина: вопросы, проблемы, экспертная практика. М. - Барнаул, 2016. С. 25-36.

2. Попов В. Л. Судебно-медицинская экспертиза: справочник. СПб.: Специальная литература, 1997.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 лечебное дело (уровень специалитета)».

◊ REFERENCES

1. Mikheeva NA, Barinov EH, Romodanovsky PO, Filatova GA. Competentnostny approach in the preparation of the future physician-forensic medical expert. Forensic medicine: issues, problems, expert practice. M. - Barnaul, 2016. P. 25-36.

2. Popov VL. Forensic medical examination: reference book. Saint-Petersburg: Special literature, 1997.

3. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 9, 2016 N 95 «On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training on May 31, 01 medical practice (specialty level).»

Для корреспонденции: ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ БАРИНОВ Евгений Христофорович - д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова • 111396, Москва, Федеративный пр-т, д. 17, корп. 6 • ev.barinov@mail.ru • ^РШ-код: 2112-4568, 0К.СШ:0000-0003-4236-4219}

МИХЕЕВА Наталья Александровна - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова • 111396, Москва, Федеративный пр-т, д. 17, корп. 6 • rjnz77@mail.ru • ^РШ-код: 9126-7753, 0К.СШ:0000-0001-7979-1631, }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.