Научная статья на тему 'Повышение качества проведения занятий по дисциплине "Судебная медицина"_'

Повышение качества проведения занятий по дисциплине "Судебная медицина"_ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / ОСМОТР ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / FORENSIC MEDICINE / EXAMINATION OF THE CORPSE AT THE PLACE OF ITS DETECTION / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Наталья Александровна, Баринов Евгений Христофорович, Молчанов Александр Сергеевич

Статья посвящена педагогическому эксперименту, проведенному при преподавании дисциплины «Судебная медицина». Разработан и предложен новый тип задачи на последовательность действий при осмотре трупа (места происшествия), который используется в учебном процессе на кафедре судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева Наталья Александровна, Баринов Евгений Христофорович, Молчанов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING ON DISCIPLINE "FORENSIC MEDICINE”

Article is devoted to the pedagogical experiment made when teaching discipline «Forensic medicine». The new type of a task on the sequence of actions at survey of a corpse (scene) which is used in educational process at department of forensic medicine and the medical right of MGMSU of A.I. Evdokimov is developed and offered. Results of the made pedagogical experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Повышение качества проведения занятий по дисциплине "Судебная медицина"_»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА»_

Н. А. Михеева Е. Х. Баринов А. С. Молчанов 2

'Кафедра судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» МЗ РФ, Москва 2Кафедра психологии и технологий педагогической деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» МЗ РФ, Москва Аннотация: Статья посвящена педагогическому эксперименту, проведенному при преподавании дисциплины «Судебная медицина». Разработан и предложен новый тип задачи на последовательность действий при осмотре трупа (места происшествия), который используется в учебном процессе на кафедре судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А. И. Евдокимова. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: судебная медицина, осмотр трупа на месте его обнаружения, педагогический эксперимент, учебный процесс

IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING ON DISCIPLINE "FORENSIC MEDICINE"

N. A. Mikheyeva, E. H. Barinov, A. S. Molchanov

Abstract:Article is devoted to the pedagogical experiment made when teaching discipline «Forensic medicine». The new type of a task on the sequence of actions at survey of a corpse (scene) which is used in educational process at department of forensic medicine and the medical right of MGMSU of A. I. Evdokimov is developed and offered. Results of the made pedagogical experiment are presented.

Keywords: forensic medicine, examination of the corpse at the place of its detection, pedagogical experiment, educational process

http://dx.doi.org/10.19048/2411-8729-2018-4-2-32-34

Дисциплина «Судебная медицина» - это составляющая часть общей подготовки будущих врачей в системе высшего медицинского образования в Российской Федерации [1].

Предметом исследования является методика проведения занятий по теме «Осмотр трупа на месте его обнаружения», разработка организационных условий и дидактических приемов (повышающих эффективность преподавания дисциплины «Судебная медицина»), необходимых для формирования основ профессиональной компетентности врачей различных специальностей [1, 2].

Цель исследования - анализ существующего опыта обучения в высшей медицинской школе и осуществление выбора оптимальных методов преподавания дисциплины «Судебная медицина» на примере темы «Осмотр трупа на месте его обнаружения» для формирования профессиональных компетентностей как квалифицированного врача общей практики, так и судебно-медицинского эксперта.

Организация учебного процесса и преподавание учебной дисциплины «Судебная медицина» в современных условиях, как и любой другой дисциплины, должны основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, которые направлены на повышение эффективности преподавания и качества подготовки учащихся [3].

Традиционно в процессе занятий основными формами обучения студентов являются:

- аудиторные занятия, которые включают в себя лекции и практические занятия;

- занятия в секционном зале;

- самостоятельная подготовка студентов.

Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины «Судебная медицина».

Для успешного освоения дисциплины каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами по предмету:

- тематическими планами лекций и практических занятий;

- учебно-методической литературой (основной и дополнительной);

- типовыми тестовыми заданиями;

- ситуационными задачами;

- работой с трупом в секционном зале;

- возможностью отработки пропущенных занятий.

Одной из ключевых тем дисциплины «Судебная медицина» является тема «Осмотр трупа на месте его обнаружения». Поэтому целесообразно показать на примере данной темы, как реализуются современные методические подходы в проведении практического занятия.

В первую очередь перед нами встает вопрос формулирования целей обучения по теме «Осмотр трупа на месте его обнаружения» дисциплины «Судебная медицина».

Как известно, цель - планируемый результат обучения, являющийся системообразующим компонентом, под который отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты учебного процесса. Цель должна быть сформулирована с однозначной трактовкой для восприятия (конкретность) на языке умений. При обучении студентов чаще всего для описания целей обучения используется термин «уровень подготовленности».

Исходя из обозначенных позиций, цель всего занятия следует сформулировать следующим образом: цель изучения темы - освоить навыки работы врача-специалиста при осмотре трупа на месте его обнаружения; овладеть основными приемами констатации факта и давности наступления смерти; усвоить механизм образования следов крови и методику их судебно-медицинской оценки; сформировать у студентов профессиональные умения и коммуникативные навыки: оптимальное взаимодействие в группе, адекватный поиск и сбор информации, формирование клинического мышления, способность формулировать свои мысли.

Таблица 1

Результаты проведенного эксперимента

Тип группы Кол-во студентов Правильность решения Общие сведения в обосновании Частные сведения в обосновании

абс. отн., % абс. отн., % абс. отн., %

Экспериментальная группа 20 16 80 14 70 13 65 %

Контрольная группа 20 11 55 4 20 6 30 %

Цели изучения темы на занятии, по сути, отражают то, что мы хотим получить на выходе, то есть являются заключительными по теме, или, другими словами, это -уровень подготовленности по теме.

Студент должен уметь:

- констатировать наступление смерти;

- описать местоположение и позу трупа;

- описать одежду, имеющуюся на трупе;

- описать наружные покровы трупа;

- установить степень выраженности трупного (мышечного) окоченения, степень развития трупных пятен, степень охлаждения трупа, признаки высыхания, а также признаки поздних трупных явлений;

- провести пробы на механическое и электрическое возбуждение мышц, зрачковую пробу;

- дать оценку трупным явлениям и суправитальным реакциям;

- описать повреждения на трупе;

- выявить, описать, изъять, упаковать вещественные доказательства биологического происхождения;

- зафиксировать полученную информацию в протоколе осмотра трупа.

Сформулированные таким образом цели, с учетом целей обучения ФГОС ВПО третьего поколения, Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», являются профессиональными действиями. Использовать приобретенные профессиональные навыки можно только при наличии определенных показаний для этого.

Традиционно на кафедре судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» МЗ РФ в качестве контрольно-измерительных материалов использовались тесты и ситуационные задачи.

Нами был разработан и предложен для практического применения новый вид задач, ранее не используемый на кафедре. Предложенный вид задач основан на анализе последовательных ситуаций и является собственно логическим упражнением. Студентам предлагается конверт с фотографиями. На фотографиях зафиксирована последовательность действий врача - судебно-медицинского эксперта при осмотре трупа на месте происшествия. Фотографии в конверте не располагаются по номерам, а перемешаны. Испытуемым предлагается представить себя врачом - судебно-медицинским экспертом и расположить фотографии согласно очередности действий врача-специалиста. В конверте может содержаться различное количество фотографий, от 10 до 15. При решении данного задания студент должен не только правильно разложить фотографии, но и прокомментировать «свои» действия в письменной или устной форме [2].

Для определения эффективности созданной технологии обучения дисциплине «Судебная медицина» был проведен педагогический эксперимент в четырех группах. Критерием эффективности нами был определен уровень подготовленности студентов - совокупность знаний и умений по конкретному разделу определенной области науки и практической деятельности. Определение результатов обучения (или уровня подготовленности) студентов экспериментальных и контрольных групп проводилось с использованием экспертной оценки умения решать задачи (в письменной и/или устной форме) [2].

Педагогический эксперимент проводился в рамках реального учебного процесса МГМСУ на 5-м курсе дневного отделения лечебного факультета. В эксперименте участвовали 4 академические группы (40 студентов), из них две академические группы (20 студентов) проходили обучение по экспериментальной технологии, в двух оставшихся группах - контрольных - практические занятия велись традиционно (20 студентов). Все студенты были обеспечены одинаковыми источниками информации - учебник, учебные пособия, конспект лекции, компьютерные презентации по судебной медицине. Сравниваемые группы были однородны по количеству студентов и уровню исходной подготовленности.

Анализ результатов экспертной оценки, проведенный после изучения темы «Осмотр трупа на месте его обнаружения», выявил разницу в контрольной и экспериментальной группах, что отражено в представленной таблице 1.

При решении данного вида задач студенты экспериментальной группы больше приводили в своих объяснениях предложенных ситуаций общие положения дисциплины (70 %), тогда как контрольная группа больше использовала частные сведения в обоснованиях своих ответов (30 %).

Также следует отметить, что экспериментальная группа, применяя общие положения, более четко и более осознанно описывала частные разделы темы.

◊ ЛИТЕРАТУРА

1. Ромодановский П.О., Баринов Е.Х., Жаров В.В., Михеева Н. А. Дисциплина «Судебная медицина» -важный этап подготовки врача-стоматолога общей практики. Судебно-медицинская экспертиза. 2017; 60(4):55-60.

2. Михеева Н.А., Баринов Е.Х., Ромодановский П.О., Молчанов А.С., Молчанов К. А. Опыт применения алгоритмизированных задач на поэтапное выполнение действий при осмотре места происшествия в процессе изучения студентами медицинского вуза дисциплины «Судебная медицина». Медицинская экспертиза и право. 2013;5:58-62.

3. Дианкина М. С., Голенков А. В., Яковлева А. В. Качество обучения в медицинском вузе (психолого-педагогический аспект): Учеб. пособие. М. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. 274 с.

◊ REFERENCES

1. Romodanovskiy PO, Barinov EH, Zharov VV, Mikhe-eva NA. The discipline "Forensic medicine" is an important stage in the training of a dentist. Sudebno-med-itsinskaya ekspertiza. 2017;60(4):55-60.

2. Mikheyeva NA, Barinov EH, Romodanovskiy PO, Mol-chanov AS, Molchanov KA. The experience of applying algorithmic tasks to step-by-step execution of actions

when examining the scene of an accident in the process of studying by students of a medical school the discipline "Forensic medicine". Meditsinskaya ekspertiza i pravo. 2013;5:58-62.

3. Diankina MS, Golenkov AV, Yakovleva AV. Quality of training in a medical college (psychological and pedagogical aspect). M. - Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta, 2008. 274 p.

Для корреспонденции ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

МИХЕЕВА Наталья Александровна - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины и медицинского права ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова • 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1 • rjnz77@mail.ru

БАРИНОВ Евгений Христофорович - д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и медицинского права лечебного факультета ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова, профессор кафедры судебной медицины и медицинского права РУДН • 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1 • ev.barinov@mail.ru

МОЛЧАНОВ Александр Сергеевич - к.психол.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и технологий педа-гогичской деятельности ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова • 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1 • molcthanov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.