Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НАУКА / СТУДЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Юлия Тихоновна, Неустроева Аделия Петровна, Ефремова Саяна Исаевна

В статье отражена одна из форм работы организации научно-исследовательской деятельности со студентами. Отмечается, что вуз, руководствуясь ФГОС, создает все условия в целях формирования набора компетенций, которые необходимы каждому современному специалисту. Целью статьи является анализ различных методов и приемов проведения исследовательской работы со студентами. Проведена попытка раскрыть структуру исследовательской компетенции студентов - это содержательное качество личности, которое выражается в способности и готовности к принятию нестандартных решений в различных жизненных ситуациях. В качестве основного инструмента выбран метод резюмирования. Резюмирование научных статей - это своего рода современный способ обработки и интерпретации предоставленного материала. Оно заключается в следующем принципе работы: компрессия всего научного текста сопровождается мыслительными операциями как анализ текста, оценка и рефлексирование, сравнение. Совместно с магистрантами проведен анализ научной статьи по методу резюмирования. В ходе работы был проведен глубокий анализ научной статьи, выделены основные моменты, просканирован авторский коллектив, а также библиографический список научного материала. Авторами статьи отмечается, что творческая работа в виде резюмирования научных статей может проводиться и индивидуально, и в парной, и в групповой работе. Также в статье предоставлен итог проведенного опроса среди студентов, где они отмечают, что метод резюмирования повышает мотивацию к проведению анализа научных статей, структура понятная, вполне легок к пониманию и использованию в работе и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Юлия Тихоновна, Неустроева Аделия Петровна, Ефремова Саяна Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZING RESEARCH WITH STUDENTS AT THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY

The article describes one of the forms of organizing research activities with students. It is noted that the university, guided by the Federal State Educational Standard, creates all conditions in order to form a set of competencies that are necessary for every modern professional. The article reviews various ways and forms of organizing research work with undergraduates. An attempt is made to reveal the structure of the research competence of NEFU students: this is a meaningful quality of personality and is expressed in the ability and readiness to make non-standard decisions in various life situations. The summarizing method is chosen as the main tool. Summarizing scholarly articles is a kind of modern way of processing and interpreting the material provided. It consists in the following principle of work: compression of the entire scholarly text is accompanied by mental operations such as a text analysis, evaluation and reflection, and comparison. Together with undergraduates, an analysis of a scholarly article was carried out using the summarizing method. In the course of the work, an in-depth analysis of the scholarly article was carried out, the main points were highlighted, the author’s team was scanned, as well as a bibliographic list of scholarly material. The authors of the article note that creative work in the form of summarizing scholaryl articles can be carried out individually, in pairs, and in groups. The article also provides the results of a survey conducted among students, where they note that the summarizing method increases motivation to analyze scholarly articles, the structure is clear, quite easy to understand and use in work.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 378.014.15(571.56) Ю. Т. Антонова, А. П. Неустроева, С. И. Ефремова

Формы организации исследовательской работы со студентами Северо-Восточного федерального университета

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье отражена одна из форм работы организации научно-исследовательской деятельности со студентами. Отмечается, что вуз, руководствуясь ФГОС, создает все условия в целях формирования набора компетенций, которые необходимы каждому современному специалисту.

Целью статьи является анализ различных методов и приемов проведения исследовательской работы со студентами. Проведена попытка раскрыть структуру исследовательской компетенции студентов - это содержательное качество личности, которое выражается в способности и готовности к принятию нестандартных решений в различных жизненных ситуациях. В качестве основного инструмента выбран метод резюмирования. Резюмирование научных статей - это своего рода современный способ обработки и интерпретации предоставленного материала. Оно заключается в следующем принципе работы: компрессия всего научного текста сопровождается мыслительными операциями как анализ текста, оценка и рефлексирование, сравнение. Совместно с магистрантами проведен анализ научной статьи по методу резюмирования. В ходе работы был проведен глубокий анализ научной статьи, выделены основные моменты, просканирован авторский коллектив, а также библиографический список научного материала. Авторами статьи отмечается, что творческая работа в виде резюмирования научных статей может проводиться и индивидуально, и в парной, и в групповой работе.

Также в статье предоставлен итог проведенного опроса среди студентов, где они отмечают, что метод резюмирования повышает мотивацию к проведению анализа научных статей, структура понятная, вполне легок к пониманию и использованию в работе и т. д.

Ключевые слова: исследовательская работа, наука, студент, формирование исследовательской компетенции, новые требования общества, человеческий капитал, опрос.

АНТОНОВА Юлия Тихоновна - доцент кафедры психологии и социальных наук Института психологии, СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: bella_y_t@mail.ru

ANTONOVA Yulia Tikhonovna - Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.

НЕУСТРОЕВА Аделия Петровна - магистрант группы М-ППООД-22 Института психологии, СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: adelia.np@mail.ru

NEUSTOEVA Adelia Petrovna - Master's student, Institute of Psychology, M. K. Ammosov NorthEastern Federal University.

ЕФРЕМОВА Саяна Исаевна - магистрант группы М-ППООД-22 Института психологии, СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: Efremchikk17@mail.ru

EFREMOVA Sayana Isaevna - Master's student, Institute of Psychology, M. K. Ammosov NorthEastern Federal University.

Yu. T. Antonova, A. P. Neustroeva, S. I. Efremova

Forms of organizing research with students at the North-Eastern Federal University

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article describes one of the forms of organizing research activities with students. It is noted that the university, guided by the Federal State Educational Standard, creates all conditions in order to form a set of competencies that are necessary for every modern professional.

The article reviews various ways and forms of organizing research work with undergraduates. An attempt is made to reveal the structure of the research competence of NEFU students: this is a meaningful quality of personality and is expressed in the ability and readiness to make non-standard decisions in various life situations. The summarizing method is chosen as the main tool. Summarizing scholarly articles is a kind of modern way of processing and interpreting the material provided. It consists in the following principle of work: compression of the entire scholarly text is accompanied by mental operations such as a text analysis, evaluation and reflection, and comparison. Together with undergraduates, an analysis of a scholarly article was carried out using the summarizing method. In the course of the work, an in-depth analysis of the scholarly article was carried out, the main points were highlighted, the author's team was scanned, as well as a bibliographic list of scholarly material. The authors of the article note that creative work in the form of summarizing scholaryl articles can be carried out individually, in pairs, and in groups.

The article also provides the results of a survey conducted among students, where they note that the summarizing method increases motivation to analyze scholarly articles, the structure is clear, quite easy to understand and use in work.

Keywords: research work, science, student, formation of research competence, new requirements of society, human capital, survey.

Введение

Современная Россия требует нового подхода к образованию. Постоянно развивающемуся обществу нужны креативные, нестандартно мыслящие специалисты. Сегодня образование в России строится на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который создает условия для подготовки высококвалифицированного специали-

Руководствуясь ФГОС, Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) создает все условия в целях формирования набора компетенций у студентов, но и способствует формированию у них навыков познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности, творческого и креативного мышления.

Организация научно-исследовательской работы со студентами (НИРС) является важной составляющей деятельностью всего профессорско-преподавательского состава (I II 1С), так как в рамках НИРС организуется подготовка будущих специалистов к решению основных профессиональных задач.

НИРС позволяет использовать множество методов в целях приобретения студентами навыков творческого и креативного мышления, что позволяет студентам углубиться в профессиональную деятельность.

Неслучайно ряд ученых отмечают, в том числе и М. В. Арсентьева, М. С. Воротилин [1], что важно акцентировать при организации НИР со студентами на внутреннюю заинтересованность, что позволяет сформировать ряд умений и навыков исследовательской компетенции [1]. Мотивация как одно из направлений в содержательной части организационно-педагогических условий реализации исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как старт в творческую научную деятельность [1, 9].

Заинтересованность и повышение мотивации заниматься научной деятельностью - это итог совместной работы преподавателя со студентами. Вся наша жизнь наполнена и построена на одном процессе - исследовании. С самого рождения человек находится в процессе изучения и получения опыта, с течением времени воздвигает следующий этап жизни на уже полученных навыках и знаниях. Важно понимать, что именно человек открыл и будет открывать человеку другой мир, это нескончаемый цикл. В самом начале в малое социальное окружение входит его семья, затем мир расширяется, в нем появляются отдельные люди с другими ролями, которые будут играть не последнюю роль в становлении человека полноценной личностью. Считается, что зенит интереса к науке наблюдается к периоду обучения в профессиональных образовательных организациях. Время студенчества - пора открытия нового и закрепления позиций мировоззрения. Это время, когда нужно теорию претворять в жизнь, отстаивать и проверять гипотезы, создавать и открывать миру новое, а также немаловажная задача в этот период - продолжая учение классиков и последователей научного мира, обосновать свою точку зрения. Оценка и анализ проделанной работы имеет первостепенное значение в исследовательской работе. Стоит отметить, что с первого курса СВФУ им. М. К. Аммосова возлагает на студентов большие ожидания. Университет со своей стороны предоставляет всевозможные условия, помогают ему в этом Российский Фонд фундаментальных исследований, Российско-научный фонд, Фонд Президентских и других грантов, а также Академия наук России и РС (Я) и т. д. Федеральный университет предусматривает развитие студентов по всем типам направления научно-исследовательских работ. Для роста и поддержания мотивации студентов для НИР создана целая рабочая система: обучение по типу кооперации, раскрытие внутреннего потенциала и резерва, всевозможные виды поддержки, предоставление базы для практических работ, вдобавок поощрение и дальнейшее сотрудничество. Организация научно-исследовательской работы, как упоминалось ранее, важная часть во время процесса обучения в университете, не только для приобретения профессиональных навыков, но и отождествления себя как образцового кадра и новатора.

Следовательно, исследовательская компетенция студентов СВФУ - это содержательное качество личности и выражается в способности и готовности к принятию нестандартных решений в той или иной ситуации в качестве выпускника высшего учебного заведения -специалиста.

Однако предоставление благоприятных условий является лишь одним из факторов достижения результата. Исходя из психологических особенностей личности человека, большая часть успеха во всем зависит от самого студента. Исследовательская работа - это как процесс создания шедевра в искусстве. В этом есть свой парадокс: основываясь на известных учениях - возможно создать другую доктрину. Теоретическая часть исследований - основа этих исследований. Таким образом, вся концепция исходит от имеющихся знаний и исследовательских навыков студента. При недостаточных просчетах и оценках запущенного в реализацию проекта, зачастую авторов ждет неблагоприятный исход. Чтобы восполнить некоторые пробелы и получить актуальную информацию по теме изучения необходимо обновлять свои знания. В университете принято знакомить студентов с основными источниками и списками нужной литературы для НИРС, для большей мобильности и восприятия информации создаются личные кабинеты с доступом в цифровую экосистему научных трудов: например, доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов, указанных в рабочих программах. Также дается классическое предоставление членства в библиотеки СВФУ и свободное посещение семинаров и т. д. Получение теории - первостепенная часть обучения и исследовательской

работы, поэтому студент к следующему практическому этапу должен быть подготовлен и уметь разбираться в нюансах той или иной темы. Все великие умы твердят о полезности и обязательстве чтения книг и штудирования благотворных информационных ресурсов для эффективной и плодотворной работы и сотрудничества. Безусловно, расширение границ своего интеллекта является одним из ключей для открытия нечто большего, чем просто приобретение знаний, но также по психологии, в натуре человек может элементарно не знать, с какого края начинать и как это все усвоить так, чтобы материал укрепился и пригодился в дальнейшем исследовании. Миру известны множество способов для усвоения материала: это маркировочное конспектирование, построение интеллект-карт, кластерные заметки, психологические упражнения для усиления и развития когнитивных функций и т.д. Каждый студент вправе дать предпочтение тем или иным способам ранжирования своей пирамиды обучения. Следует добавить, что это также вырабатывает стратегию эффективного поиска и методичной проработки полученной информации. Опыт исследования приобретается многократной практикой и методами проб и ошибок. Это со временем становится механизмом управления над саморазвитием, что является неотъемлемой частью исследовательской компетенции.

В формировании исследовательской компетенции, которая является центральной частью составляющей личности специалиста студентам Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова предлагается метод резюмирования научных статей.

Метод резюмирования: этапы организации и результат

Резюмирование научных статей - это своего рода современный способ обработки и интерпретации предоставленного материала. Оно заключается в следующем принципе работы: компрессия всего научного текста сопровождается мыслительными операциями (анализ, оценка и рефлексирование), а также сканируется использованная литература в тексте. Приготовленный макет по данному методу дает обилие возможностей для работы с материалами для НИР:

1. Экономия времени при сканировании и маркировке научного текста, так как студенту будет легче двигаться исходя от плана резюмирования текста;

2. Обобщение материала для дальнейшего использования без потери смыслового научного посыла автора научной статьи;

3. Быстрая ориентировка в тексте при поиске нужно информации (например, справка об использованных методах исследования или расчет погрешностей при создании генеральной выборки и т. д.);

4. Закрепление материала по структуре резюмирования научного текста;

5. Резюмирование повышает эффективность усвоения объемного текста.

Стоит отметить, что для основы обработки научного текста по данному методу у каждого преподавателя различается культура обработки: например, отличаются друг от друга структурами подготовки и редактирования текста для эффективного чтения и использования научного материала для дальнейших целей или же критерия анализа какого-либо этапа. Некоторые преподаватели предпочитают не давать субъективные оценки и своеобразные критические интерпретации в резюмировании, лишь только основываются на гипотезах, целях и задачах, а затем сравнивают с полученными результатами или итогами, выведенными авторами научных статей [2]. Таким образом, существующей единой формы метода резюмирования научных статей для студентов не изложено. В рамках преподаваемых дисциплин, совместно со студентами разработали форму резюмирования научной литературы, которая отражена на рисунках 1, 2, в том числе отдельных статей.

Рис 1. Этапы резюмирования научной литературы

Рис. 2. Форма резюмирования научных статей

Ниже предлагаем итог работы по резюмированию научной статьи магистрантами Института психологии в изучении темы «Развитие психологической одарённости детей» [3].

На первом этапе резюмирования был просканирован весь текст, ознакомление и получение представления о содержании статьи.

Основная идея текста лежит в том, что авторы описывают систему работы с одаренными детьми городских и сельских школах в рамках единого образовательного пространства. Было воспроизведено исследование, которое включало в себя диагностический, консультационно-просветительский и организационно-методический этапы (таб. 1).

Использовалась следующая научная литература: Буршит И. Е. «Развитие эмоциональной сферы дошкольника - шаг на пути к школьной успешности»[4]; Буршит И. Е., Шушко-ва О. И. «Проблемы воспитания и развития ребёнка в современной семье» - работа из научно-практической конференции [5]; Виневская А. В., Пуйлова М. А., Терских И. А. «Возможности информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического ВУЗа» [6], а из классического материала - Выготский Л. С. «Мышление и речь» [7] и Шумакова Н. Б. «Обучение и развитие одаренных детей» [8].

Серия «ВЕСТНИКА СВФУ» № 1 (29) 2023

Таблица 1 Анализ основной идеи текста

Идеал Обеспечение равных возможностей для всех детей независимо от региона их проживания и социально-экономического положения семей, а также выявление их задатков, способностей, одаренности в различных сферах деятельности.

Сравнение городского и сельского пространства В городах больше возможностей для реализации и развития одаренности и способностей детей, несмотря на обилие мероприятий, отсутствует сотрудничество между школами.

Требования Создание благоприятной образовательной среды, предоставление мест для участия в НПК и олимпиадах, ПК для педагогов сельской школы, систематизация и синхронизация психологической службы с семьей, обновление методических пособий, публикация статей на данную тему, программы для одаренных детей с ОВЗ.

Выполнение требования Да, работа проводилась в III этапа. Разработан большой проект интеграции - «Городская школа - сельская школа» и выделены направления.

Направления:

Диагностическое направление Анкеты, опросы, методики по вычислению - интеллектуального развития, креативности, художественные, артистические, музыкальные способности, лидерские, спортивные и др. У сельских школ показатели ниже, чем у городских. Известные из исследования методики: «Анкета одаренности вашего ребенка» Тест творческого мышления П. Торренса.

Консультационно-просветительское направление Проблема: недостаток в подготовке педагогических кадров Скорректированы: - умение наблюдения за динамикой; - умение определять программы дальнейшего развития; - умение осуществлять индивидуальный подход; Методы - беседы, стенды, семинары, круглые столы, консультации.

Организационно- методическое направление Мнение проекта: - выявить талант учащегося это долгая работы. Важно и количество и качество работы, поэтому открыты: - научная лаборатория «Одаренность. Детство. Развитие»; - детско-подростковые клубы. В работе присоединены: - Преподаватели кафедры начального обучения и студенты факультета педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования; - проведены множество мероприятий по разным направлениям.

Во втором этапе логическая диаграмма (цепь) выстроена так:

1. Вводная часть - описание одаренности, ключевые моменты и обсуждение условий для развития одаренных детей, так и выявление скрытого потенциала у детей городского, так и сельских местностей.

2. Сравнительная часть - анализ и выявление отличий, сходств, а также преимущества или недостатки образовательных сред двух местностей.

3. Наводящие вопросы к решению и сбалансированию выявленных критериев для идеализации образовательной среды в целях развития одарённости детей.

4. Решение и проведение работы по теме образовательной среды и создание единого большого дееспособного проекта с тремя этапами по трем направлениям.

5. Окончательные итоги промежуточной работы по проекту оценены на 5 из 5.

На третьем этапе, на основе логической диаграммы (цепи) выстроен следующий вывод:

Была проведена объемная работа, которая отражает всю суть образовательной системы и указывает на её преимущества, так и недостатки. Образован «социальный лифт» и «мост» между городскими и сельскими учреждениями, при котором обе стороны получают симбиотические результаты. По выявлению и оптимизации работы сельской школы (по тексту) были обнаружены некоторые проблемы, которые попутно решались с повышением компетенций педагогического состава и психологической службы. Исследование набрало огромную базу респондентов (от 500), что может послужить генеральной выборкой или контрольной группой при проведении аналогичного результата. Мы сошлись на мнении, что нашей республике тоже нужны такие образовательные мосты, поэтому была проведена сравнительная работа и поиск аналогов на нашей территории. Обнаружено, что некоторые школы из разных улусов установили партнерские взаимоотношения со многими учреждениями г. Якутска и с другими центральными городами: вошли в единую цифровую образовательную сеть Республики Саха (Якутия), движение ЮНЕСКО, фонды по профилям и т. д., тем самым обеспечивая благоприятные условия развития одаренных учащихся.

Таким образом, магистрантами был проведен полный анализ научной статьи. В рамках работы каждый магистрант был вовлечен в творческую деятельность, при защите работы каждый обсуждал, подводил итоги, высказывал свое мнение. Также в рамках резюмирования была проведена сравнительная работа по организации работы с одаренными детьми на территории Якутии. Подобная работа проводится не только с магистрантами, но и со студентами бакалавриата, специалитета. Стоить заметить, что каждый на своем уровне справляется с задачей проведения резюмирования научных статей, достигает поставленную цель.

Творческая работа в виде резюмирования научных статей может проводиться и индивидуально, и в парной, и в групповой работе.

Результаты опроса

По итогам проведенной работы организован опрос, который провели среди магистрантов группы ОД-22, а также студентов 2, 3 курсов Института психологии СВФУ всего в опросе принимали 38 человек.

Например, на вопрос «Располагает ли к себе метод резюмирования?» большинство из 38 респондентов ответили положительно. На вопрос «Понятны ли этапы резюмирования научной статьи?» 89% ответили положительно, что доказывает эффективность метода работы. На следующий вопрос: «Для каких объемов текста научной статьи подойдет метод резюмирования?» ответы получили разные: большую долю (42,9%) - «до 10-15 страниц», наименьшую долю (14,3%) - «от 15 страниц». И на вопрос «Будете ли в дальнейшем использовать метод резюмирования научных статей?» большинство ответили положительно.

Студентам предлагалось озвучить свое мнение по использованию метода резюмирования научных статей. Получены различные ответы, например:

- Удобно;

- Полезно;

- Этот метод эффективен в случаях «ходьбы по кругу»;

- Удобный практический;

- Круто;

- Интересный метод;

- Удобный метод для ясного представления о содержании научной статьи;

- Очень помогает в плане исследований и изучений статей;

- Более понятный, простой метод. Наглядная схема помогает понять лучше статью;

- Быстрый и простой;

- Хороший метод;

- Этот метод очень понятлив;

- Эффективно;

- Полезный;

- Очень прикладной метод. Информации очень много по каждому из предметов и какой-то хочется четкой структуры, а не потока хаотичной информации;

- Хорошо запоминается;

- Сразу удобно стало;

- Отлично работать с четкими структурами.

Заключение

Таким образом, нужно отметить, что в рамках организации научно-исследовательской работы с обучающейся молодежью, в частности со студентами, используются достаточный объем методов и технологий по формированию исследовательской компетенции [1, 9]. Важно, совместно со студентами вырабатывать инструменты для раскрытия их способностей по различным видам деятельности, в том числе и исследовательской работы. Следовательно, по итогам нашей работы предлагаем в целях организации исследовательской работы со студентами метод резюмирования как один из инновационных инструментов формирования исследовательской компетенции будущих специалистов.

Сегодняшняя молодежь она уникальная, очень талантливая. И опираясь на их особенности университет развивает человеческий капитал, ориентируясь на новые вызовы современного общества.

Л и т е р а т у р а

1. Арсентьева, М. В. Формирование исследовательской компетенции студентов вуза / М. В. Арсентьева, М. С. Воротилин // Известия ТулГУ Технические науки. - 2018. - № 11. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-studentov-vuza (дата обращения: 09.11.2022).

2. Чумбалова, Г. М. Опыт обучения студентов резюмированию научного текста по русскому языку / Г.М. Чумбалова // Вестник КазНП. - 2015. - URL: https://articlekz.com/article/19630

3. Буршит, И. Е. Проектирование интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: городская школа сельская школа / И. Е. Буршит, А. В. Виневская // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (41). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ proektirovame-integrirovannogo-obrazovatelnogo-prostranstva-dlya-razvitiya-detskoy-odaryonnosti-gorodskaya-shkola-selskaya-shkola (дата обращения: 09.11.2022).

4. Буршит, И. Е. Развитие эмоциональной сферы дошкольника - шаг на пути к школьной успешности // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2008. - № 12. - С. 16-20.

5. Буршит, И. Е. Проблемы воспитания и развития ребёнка в современной семье / И. Е. Буршит, О. И. Шушкова // Сб. ст. III Междунар. научно-практ. конф. «Роль психологии и педагогики в развитии общества» (1 ноября 2014 г., Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 4-8.

6. Виневская, А. В. Возможности информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза / А. В. Виневская, М. А. Пуйлова, И. А. Терских // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2013. - № 5. - С. 37-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - Изд. 5, испр. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с.

8. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова // Москва : Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; МОДЭК, 2004. - 336 с.

9. Ипполитова, Н. В. Виды и формы организации исследовательской деятельности студентов педвуза / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1 (25). - URL: https://cyberlemnka.ru/artide/nvidy-i-formy-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-pedvuza (дата обращения: 09.11.2022).

R е f е г е п с е s

1. АгееП^а, М. V. Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii studentov vuza / М. V. АгееП^а, М. S. УзгоШт // Izvestija TulGU. Tehnicheskie паик1. 2018. №11. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-studentov-vuza ((Ма obrashhenija: 09.11.2022).

2. Chumbalova, G. М. Opyt obuchemja studentov rezjumirovaniju nauchnogo teksta ро russkomu jazyku / G.M. Chumbalova // Vestnik К^ЫР, 2015 g. URL: https://articlekz.com/article/19630

3. Вш^й, I. Е. Proektirovanie integrirovannogo obrazovatel'nogo prostranstva dlja razvitija detskoj odarjonnosti: gorodskaja shkola sel'skaja shkola / 1.Е. Вщ^Ы^ А.У Vinevskaja // Gumanitarnyj vektor. Serija: Pedagogika, psihologija. 2015. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-integrirovannogo-obrazovatelnogo-prostranstva-dlya-razvitiya-detskoy-odaryonnosti-gorodskaya-shkola-selskaya-shkola ^^ obrashhenija: 09.11.2022).

4. Вщ^Ы^ I. Е. Razvitie jemocional'noj sfery doshkol'nika - shag na puti к shkol'noj uspeshnosti // Nachal'naja shkola pljus DO i POSLE. 2008. N0 12. S. 16-20.

5. Вт^й, I. Е. Problemy vospitanija i razvitija rebjonka V sovremennoj sem'e / 1.Е. Вщ^Ы^ О.1. Shushkova // sb. st. III Mezhdunar. nauchno-prakt. ЬЗПГ. «Rol' psihologii i pedagogiki V razvitii obshhestva» (1 nojabrja 2014 g., UГa). UГa: Ajeterna, 2014. S. 4-8.

6. Vinevskaja, А. V. Vozmozhnosti inГormacionnyh tehnologij V sozdanii mobil'noj obrazovatel'noj sredy pedagogicheskogo vuza / А.У Vinevskaja, М.А. Pujlova, I.A. Terskih // Vestnik Zabajkal. gos. un-ta. 2013. N0 5. S. 37-42.

7. VУgotskij, L. S. Myshlenie i rech'. Izd. 5, ispr. М.: Labirint, 1999. 352 s.

8. Shumakova, N. В. Obuchenie i razvitie odarennyh detej / N.B. Shumakova // М.: Voronezh: Izd-vo Moskov. psihologo-social'nogo т-^; MODJeK, 2004. 336 s.

9. Ippolitova, N. V. Vidy i Гormy organizacii issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov pedvuza / N. V. Ippolitova, N. S. Sterhova // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. №1 (25). и^: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-Гormy-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-pedvuza ((МЯ obrashhenija: 09.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.